СюжетыОбщество

СЛАДКИЙ БИЗНЕС В ХЛЕБНОМ МИНИСТЕРСТВЕ

Этот материал вышел в номере № 75 от 10 Октября 2002 г.
Читать
Та «Столичная» и «Московская», которую вы видите на прилавках столицы, поступает в торговлю из прежних запасов. Другой водки с такими названиями в России нет и, видимо, больше не будет России никогда не везло с сельским хозяйством. Всякий...

Та «Столичная» и «Московская», которую вы видите на прилавках столицы, поступает в торговлю из прежних запасов. Другой водки с такими названиями в России нет и, видимо, больше не будет

Р

оссии никогда не везло с сельским хозяйством. Всякий раз, независимо от эпохи и государственного строя, у руля отечественного агропромышленного комплекса оказывались случайные люди. Лет двадцать назад должность сельскохозяйственного министра служила местом ссылки для проштрафившихся партийных функционеров. Теперь кресло главного кормильца страны стало одним из самых «хлебных» мест в российском правительстве. Отсюда – нескончаемая череда скандалов, связанных с первыми лицами сельскохозяйственного министерства. К примеру, деятельность одного только бывшего замминистра Логинова дает повод для десятка громких журналистских расследований.

С

егодня гендиректор Федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт» Владимир Логинов снова может стать «бывшим». Скорее всего, его отставка – дело решенное. А вот о причинах опалы сотрудники министерства, активно обсуждающие эту тему, могут только гадать.

Дело в том, что вся трудовая деятельность чиновника и коммерсанта Логинова, за исключением пары лет, проведенных в стенах одного из столичных НИИ, дает основания для серьезного служебного расследования. Видимо, официальным поводом для очередной отставки станет недавний скандал, разгоревшийся вокруг пробного выпуска «экспортной» «Столичной» водки. В любом другом случае одним только увольнением дело, похоже, не окончится.

Сахарный металлург

Вряд ли бывший замминистра с ранней юности мечтал заняться сельским хозяйством. Просто так судьба сложилась. Если бы не помощь семьи, выпускник Института cтали и cплавов мог рассчитывать только на малооплачиваемую должность рядового инженера. Получив в 1987 году диплом и отработав два года в одном из НИИ, Логинов нашел себя в торговле: воспользовавшись связями родителей, молодой металлург всерьез занялся оптовыми поставками сахара.

«Сладкий» бизнес в неразберихе первых постперестроечных лет оказался золотым дном. Предприятие Логинова, пройдя сложную цепочку превращений от скромного ТОО «Ковчег» до пафосного АОЗТ «Торговый дом «Русский сахар», быстро превратилось в настоящую торговую империю. Точкой же в бурной деятельности несостоявшегося металлурга, превратившегося в сахарного магната, стал бюджетный кредит в сто миллионов долларов, полученный компанией Логинова в 1995 году на закупку сахара для государственных нужд.

Первыми «оценили» предпринимательский талант Логинова военные: сахар в войска так и не поступил. На вынужденную диету перешла даже штурмующая Грозный армейская группировка. Конечно, подобного обхождения обидчивое военное ведомство Логинову не простило. Скандал, поднятый лишенными сладкого генералами, вызвал живейшее внимание правоохранительных органов. Судьбой «сахарных» денег занялась целая команда следователей российской прокуратуры.

Сто миллионов долларов – сумма серьезная. Владимир Логинов тратил ее с размахом. После нескольких финансовых операций, далеких от рынка продовольственных товаров, на закупку собственно сахара осталось совсем немного – около одной шестой части выделенной суммы. Как писал журналист московской газеты "Деловой вторник" Сергей Старков, " … В конце концов следы 100-миллионного кредита все же удалось отыскать. Так, вызванный в качестве свидетеля на процесс по делу «банного министра» Валентина Ковалева глава «Русского сахара» Владимир Логинов честно признался, что часть денег (200 тысяч долларов) он перечислил в печально известный Фонд общественной защиты гражданских прав, который экс-министр юстиции Ковалев, как было доказано в суде, создал в качестве своего резервного кошелька. В ходе судебного разбирательства так и осталось невыясненным, какие именно услуги от бывшего министра юстиции в обмен на валютный взнос рассчитывал получить тогдашний главный сахарник страны Логинов"

Остальные деньги растворились при традиционной «прокрутке» бюджетных средств через частные фирмы и западные офшоры. По сути, бригада следователей работала впустую. Совместных усилий налоговой службы и прокуратуры не хватило даже на то, чтобы вернуть хотя бы часть кредита. Долг, выросший за счет процентов до размеров бюджета небольшой африканской страны, взял на себя Минсельхоз.

Дружба по-министерски

От наказания Логинова спасла дружба. Круг высшей российской номенклатуры тесен, поэтому бизнесмен, пожертвовавший двести тысяч казенных долларов в фонд одного министра, имеет все шансы на благосклонность другого. Предпринимательский талант оскандалившегося бизнесмена оценил глава Министерства сельского хозяйства Алексей Гордеев. Новая должность вчерашнего сахарного короля звучала вполне по-государственному – заместитель министра сельского хозяйства.

По мнению некоторых сослуживцев, кроме личной симпатии министра Гордеева, карьерный взлет Логинова был вызван его уникальной способностью выстраивать запутанные цепочки коммерческих контрактов. А деньги для них у Минсельхоза водились. Это только в сухих отчетах Счетной палаты наше сельское хозяйство привычно считается убыточным. На самом деле в отрасли полуразорившихся колхозов и нищих фермеров «крутятся» вполне конвертируемые миллиарды.

Несмотря на дружбу с министром и неоценимые качества финансиста, Логинов в Минсельхозе не ужился. Сказался скандал с проворовавшимся генеральным директором Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка Свирским, которого Логинов буквально вытащил из ставропольской тюрьмы. Правда, опалой новое назначение специалиста по стали и сплавам тоже назвать нельзя. После увольнения с поста замминистра Логинова трудоустроили по его министерской специальности. В Минсельхозе бывший глава «Русского сахара» курировал рынок алкоголя. «Запасной аэродром» Логинова, свежеиспеченное Федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», должно было занять на этом рынке ведущую роль.

Прощай, «Столичная»!

Новое назначение Логинова можно считать явлением историческим. Его последствия наверняка ощутит каждый совершеннолетний россиянин. Результатом первых же шагов бывшего замминистра на посту «Союзплодоимпорта» может стать повсеместное исчезновение качественной водки из российских магазинов. Та «Столичная» и «Московская», которую вы видите на прилавках столицы, поступает в торговлю из прежних запасов. Другой водки с такими названиями из сверхчистого спирта, прошедшего уникальную систему фильтрации, в России нет и, видимо, больше не будет.

«Приговорил» качественную российскую водку все тот же Минсельхоз, затеяв несколько лет назад судебную тяжбу с обладателем товарных знаков знаменитых «Столичной» и «Московской» — компанией «Союзплодимпорт» (SPI). Результат затянувшегося процесса был довольно сомнителен: в России Минсельхозу все же удалось зарегистрировать спорные брэнды на государство, зато уникального водочного производства страна лишилась. А настоящей русской водкой сорокаградусную смесь спирта и воды делает именно технология.

По мнению лидера думской фракции СПС Бориса Немцова, которое он высказал в своем недавнем обращении к премьеру Касьянову, в итоге страна потеряла не только репутацию, но и серьезные деньги: «…из России реально выдавлена частная компания, налоговые прогнозы которой на 2003 год составляли 1,185 миллиарда рублей по акцизам, 237 миллионов рублей по НДС и 45 миллионов рублей по налогу на прибыль…». В эту печальную сводку потерь не входят огромные затраты на бесперспективный судебный процесс. А что касается ущерба для деловой репутации российского правительства, то здесь последствия деятельности Минсельхоза гораздо серьезнее. Достаточно вспомнить, что инцидент с компанией «Союзплодимпорт» (без буквы «о») фигурировал в качестве примера грубого нарушения прав собственника на слушаниях по вопросу предоставления России статуса страны с рыночной экономикой в конгрессе США.

Зато в министерских сводках потеря национального достояния преподносилась как настоящая победа. Трудности с производством требовательного к оборудованию и персоналу напитка чиновников агрокомплекса не пугали. Специально под торговые марки «Столичной» и «Московской» было создано ФКП «Союзоплодоимпорт» (с буквой «о»). Предполагалось, что именно это учреждение займется возрождением производства русской водки. Патриотические пассажи о непременной государственной монополии на национальный напиток были подкреплены экономическими выкладками. Новое водочное ведомство планировало серьезно заработать на увеличении размера так называемого «роялти» – отчислений за право пользования торговой маркой.

Дебют логиновского «Союзплодоимпорта» закончился плачевно. Вначале глава предприятия предложил лицензию на выпуск «Столичной» одному из лучших в стране производителей качественной водки — калужскому заводу «Кристалл». Заводчане от такого лестного предложения категорически отказались. Руководство калужского завода не устроило то обстоятельство, что спор вокруг принадлежности водочных товарных марок еще не завершен. Да и денег на продвижение новой «Столичной» потребуется столько, что говорить о прибыли можно будет лет через десять.

Другие серьезные производители водки на заманчивый контракт тоже не клюнули. Тогда, сохраняя хорошую мину при весьма слабой позиции, Логинов, объявив на всю страну, что к изготовителям «фирменной» русской водки будут предъявляться жесточайшие требования, выдал лицензию на производство «Столичной» малоизвестной фирме «Итар». Эта компания как раз незадолго до этого занялась водочным производством, закупив оборудование на прибыль от торговли жестью и макаронами.

Дегустаторы, специалисты Научно-исследовательского института пищевых биотехнологий, после первого же глотка пробной партии «итаровского» национального напитка чуть не попали в больницу. После химического анализа выяснилось, что продукцию, которую смастерил по лицензии «Союзплодоимпорта» калининградский заводик «Итара», правильнее было бы назвать не водкой, а как-то иначе. К примеру, по данным газеты «Известия», опубликованным в статье Марины СМОВЖ "Водка второй свежести", "…по физико-химическим показателям водки соответствуют ГОСТам, а вот по органолептике далеки от совершенства, пить их невозможно. «Заводу нужно пересмотреть технологию производства, - посоветовали в институте. - У нас есть подозрения, что завод использует некачественный спирт - с примесями».

Конечно, на ход развития «водочного» скандала может серьезно повлиять грядущая отставка главы ФКП «Союзплодоимпорт». Как считают наши источники в Министерстве сельского хозяйства, нынешний провал Логинову не простят. Правда, можно с уверенностью утверждать, что его карьера на этом не закончится. Наверняка, как это уже случалось, на следующий после увольнения день фамилия бывшего «сахарного короля» всплывет в списке руководителей очередной агропромышленной структуры. А ими Минсельхоз «оброс» настолько, что руководящих мест хватит на всех разжалованных «королей» сахарного рынка.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow