РепортажиКультура

Собаки научат нас человечности

На торжественном открытии Берлинале показали фильм «Остров собак» Уэса Андерсона

Этот материал вышел в номере № 17 от 16 февраля 2018
Читать
Собаки научат нас человечности
Фото: EPA

На церемонии присутствовали министр и комиссар по культуре и СМИ Моника Грюттерс, мэр Берлина Майкл Мюллер. Директор фестиваля Дитер Косслик радушно принимал гостей и участников, прежде всего жюри во главе с немецким режиссером Томом Тыквером. Однако невидимые лучи напряжения разрезали воздух над площадью Марлен Дитрих, поскольку совсем недавно журнал Spiegel опубликовал письмо ведущих режиссеров Германии, жестко критикующих программную политику Дитера Косслика. «Время его руководства — печальная эпоха в истории фестиваля», — утверждают они.

Члены жюри 68-го Берлинале. Фото: EPA
Члены жюри 68-го Берлинале. Фото: EPA

Берлинале теряет вес по сравнению с другими фестивалями и требует срочной перезагрузки. Они предлагают правительству найти нового куратора, который вернул бы одному из главных кинофорумов мира качественный уровень.

К примеру, Берлин отказывается от выдающихся работ — как «Сын Саула» Ласло Немеша, например, — которые потом завоевывают награды Канн. Письмо подписали классики и молодые участники нынешнего смотра, Кристиан Петцольд в частности. Лишь одной известной фамилии нет во внушительном списке — председателя жюри Тома Тыквера.

Можно ожидать, что Берлинале действительно ждут перемены, тем более контракт Косслика истекает в следующем году. Вот почему для него 68-й фестиваль — праздник со слезами на глазах.

Старт продажи билетов на Берлинале. Фото: EPA
Старт продажи билетов на Берлинале. Фото: EPA

Все эти подводные течения, казалось, обтекали главный зал «Берлинале Палас»: взрослая аудитория на одном дыхании смотрела мультфильм, впервые открывавший форум. В Каннах подобное уже случалось, но свой мультфильм Берлин выбирал осмотрительнее. Чтобы отвечал социально-прогрессивной ориентированности форума. Чтобы был настоящий арт. Чтобы режиссер имел настоящее имя. Ну и актеры подходили для красной дорожки. «Есть такой фильм!» — воскликнули отборщики. И показали «Собачий остров».

Сон внутри другого сна

Обзор самых ожидаемых фильмов 68-го Берлинского кинофестиваля

Режиссер — сэр Уэсли Мортимер Уэльс, короче, Уэс Андерсон, многократный оскаровский номинант, фестивальный любимец. Режиссер, сценарист, актер, продюсер. По фестивальной дорожке под аплодисменты шла его кинематографическая команда: Билл Мюррей, Брайан Крэнстон, Грета Гервиг, Джефф Голдблюм, Тильда Суинтон, озвучившие мультгероев.

Большие фестивали вообще любят открываться нарядными, остроумными и содержательными фильмами Андерсона. «Королевство полной луны» оказалось увертюрой Канн, «Отель «Гранд Будапешт» — Берлинале.

«Остров собак» — история подростка Атари Кобаяши. Декретом мэра все собаки города Мегасаки высланы на огромную мусорную свалку под названием «Остров мусора». Потому что они — разносчики заразы и собачьего гриппа. Атари в мини-самолете отправляется в одиночку спасать «лучшего друга» Спота. Там он заручится поддержкой целой своры «друзей» и «подруг» и как самый настоящий самурай будет спасать целый мир. С театрализованного самурайского пролога начнется полный приключений и испытаний поход против неуемного жадного зла — за человечность.

Кадр из фильма «Остров собак»
Кадр из фильма «Остров собак»

Главное в картине — пространство, существующее по своим законам. Мир у Андерсона всегда немного винтажный (даже в технофэнтези про собак проберется старенький телевизор), прописанный в запоминающихся деталях. Превращающий вымысел в реальность. Как свалка, состоящая из многоэтажных мусорных брикетов, — образ современного человечества, источника жизнеопасных отходов.

Кадр из фильма «Остров собак»
Кадр из фильма «Остров собак»

У его фильмов узнаваемый почерк, немного витиеватый, составленный из тысяч точных штрихов. Все они украшают и «Остров собак». Неспешные прихотливые диалоги. Продуманный рисунок мизансцен. Надписи в кадре. Фирменная цветовая палитра, здесь — в мрачной тональности. Самоирония. Внезапные крупные планы, которые редко увидишь в анимационном кино. Лохматые собаки с выразительными лицами оборачиваются прямо в камеру и внимательно в нас всматриваются. Иногда из их глаз текут слезы. Из-за сочувствия к нам, неразумным. В истоках его стиля — Уит Стиллман, Скорсезе, Кубрик, Любич. Его излюбленная симметрия — признак не патологической аккуратности, но изощренной игры. Есть, к примеру, в фильме почти геометрический дивертисмент — разделка морепродуктов. Живые существа превращаются под лезвием в великолепные суши. Красиво. Страшно.

Кадр из фильма «Остров собак»
Кадр из фильма «Остров собак»

Незабываемый саундтрек Александра Деспла — одного из лучших композиторов в мировом кино — буквально спаян с изображением.

«Остров собак» — фэнтези и басня ХХI века. Здесь звери доходчиво излагают свои мысли. С людьми сложнее, чтобы их понять — особенно некоторых — нужен перевод. А их вовсе не переводят, кричат себе с трибун с перекошенными лицами что-то угрожающее. Зачем их переводить? В общем, все, как в жизни.

Кадр из фильма «Остров собак»
Кадр из фильма «Остров собак»

Басня нуждается в морали. Анимационная мифология Андерсона в финале ставит вопросы: кто мы? куда идем? зачем?

При всей обманчивой наивности и инфантильности Андерсона все его картины, так или иначе, затрагивают сущностные проблемы. Даже в его анимационном «Бесподобном мистере Фоксе», в котором лисы и барсуки в штанах, шляпах и платьях в горошек решали вопросы насилия, взаимоотношений между собой и с недоброжелательными фермерами. Какую бы тему ни выбрал режиссер: хронику семейства гениев, погоню океанографа за акулой или путешествие по Индии — его герои — авантюристы, обаятельные лузеры-подростки, в общем, отщепенцы, выпадающие из установленных правил, — пытаются сделать этот мир чуть приятней. Мир сопротивляется.

Героям «Королевства полной луны», как неукротимому Антари, было по 12 лет. Любимый возраст нестареющего, неунывающего, меланхолического Андерсона. Там тоже был остров, но в большей степени фильм о собачьей жизни перекликается с антиутопией Хаксли «Остров». Ближе к финалу едва ли не буквально вспоминается мысль о грешниках на вселенском корабле, который вот-вот утонет.

Андерсон признается, что в своей новой истории опирался на рождественские телевизионные спектакли. «Главным чувством, побудившим меня к созданию картины, была детская влюбленность — абсолютно всепоглощающая, какой я ее запомнил». Он и снимал свое кино про детскую способность любить беззаветно, бескорыстно, безоглядно, необдуманно. Волшебство с привкусом поэзии перед прозой реального мира.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow