КомментарийПолитика

0 ответов на 29 вопросов

ЦИК поставил рекорд в анонимной реакции на официальный запрос «Новой»

Этот материал вышел в номере № 116 от 15 октября 2021
Читать
0 ответов на 29 вопросов
Во время демонстрации процедуры создания и разделения ключа для дистанционного электронного голосования в ЦИК. Фото: РИА Новости

13 сентября мы направили в ЦИК вопросы о дистанционном электронном голосовании в связи с подготовкой статьи о потенциальных уязвимостях ДЭГ. После выборов было опубликовано расследование Максима Гонгальского, в котором делается обоснованное предположение о реализации одной из уязвимостей в форме скручивания голосов в пользу провластных кандидатов. Мы также опубликовали интервью с членами избирательной комиссии ДЭГ Николаем Колосовым и Ильей Сухоруковым, которые подтверждают, что избирательные комиссии не контролировали ход голосования, не имели возможности убедиться в правильности записи голосов избирателей в «блокчейн», а также открытое письмо членов электронного избиркома.

Уже после выхода этих публикаций нам поступили ответы из ЦИК, которые мы очень кратко прокомментировали в статье «Секретные фейлы».

Ниже мы полностью публикуем наши вопросы, ответ ЦИК и его разбор. Поскольку ответ ЦИК не разбит на ответы на отдельные вопросы и довольно хаотичен, нам пришлось под каждым из наших вопросов кратко пояснить, что же именно нам ответили.

Вопросы к ЦИК

1. По адресу размещен «график раскрытия технической документации» ДЭГ.

1.1. Был ли этот график соблюден?

1.2. В графике указано, что «раскрытие полного объема исходных текстов ПО ПТК ДЭГ в 2021 г. не планируется». Могли бы вы пояснить причину этого?

1.3. Могли бы вы ознакомить нас с полным перечнем оборудования и программных продуктов, используемых в системах ДЭГ а) в Москве, б) в Российской Федерации за исключением Москвы?

1.4. Могли бы вы направить нам ссылку на репозитории программного кода, по которой можно ознакомиться с кодом, применяемым для дистанционного электронного голосования а) в Москве, б) в Российской Федерации за исключением Москвы?

Просим разъяснить, где в указанных репозиториях для каждой из систем (московской и немосковской) находится:

1.5. Серверная часть программного обеспечения.

1.6. Клиентская часть программного обеспечения.

1.7. Мобильное приложение.

1.8. Программное обеспечение для наблюдения за электронным голосованием.

1.9. Иные программные продукты, со списком которых вы ознакомили нас согласно п. 1.3 настоящего запроса.

1.10. Если ссылки на репозитории по конкретным компонентам отсутствуют в публичном доступе или по ним опубликован не весь код — просим сообщить о причинах непубликации или неполной публикации кода и указать, какие именно компоненты не опубликованы.

1.11. Просим вас сообщить, какие предложения из пункта 2 требований «Голоса»* от 29.07.2020, опубликованных по ссылке, учтены к настоящему моменту?

1.12. Имеются ли у а) московской, б) федеральной системы ДЭГ эксплуатационные документы? Кем и когда они выданы и/или утверждены?

1.13. Могли бы вы нам их предоставить?

1.14. Имеется ли у а) московской, б) федеральной системы ДЭГ технический паспорт? Кем и когда он выдан и/или утвержден?

1.15. Могли бы вы нам его предоставить?

реакция цик

На вопросы 1.1–1.15 ответов не было получено.

2.1. Публично доступна ссылка. Просим вас сообщить, в каких подразделах этого репозитория находится исходный код конкретных видов программного обеспечения, перечисленных в пп. 1.5–1.9 ?

2.2. Публично доступна ссылка. Просим вас сообщить, в каких подразделах этого репозитория находится исходный код конкретных видов программного обеспечения, перечисленных в пп. 1.5–1.9 ?

РЕАКЦИЯ ЦИК

На вопросы 2.1.–2.2 ответов не было получено.

4. В соответствии с российским законодательством система ДЭГ должна быть сертифицирована.

4.1. Сертифицировано ли оборудование и программное обеспечение федеральной системы ДЭГ, и если да, то можно ли ознакомиться с сертификатами и разработанной для этого документацией?

РЕАКЦИЯ ЦИК

Ответ получен: в наш адрес сертификаты и разработанная для сертификации документация не будут направлены, ибо — для служебного пользования.

4.2. Сертифицировано ли оборудование и программное обеспечение московской системы ДЭГ, и если да, то можно ли ознакомиться с сертификатами и разработанной для этого документацией?

РЕАКЦИЯ ЦИК

На этот вопрос ответа не получено.

5.1. По какому адресу расположено оборудование, входящее в а) московскую и б) федеральную систему ДЭГ?

РЕАКЦИЯ ЦИК

Ответ получен: информация — для служебного пользования.

5.2. Предоставлен ли соответствующим избирательным комиссиям а) московского ДЭГ, б) федерального ДЭГ доступ в помещения, где расположено оборудование для проведения ДЭГ?

5.3. Кто контролирует доступ в эти помещения?

5.4. Каким образом избирательная комиссия ДЭГ может убедиться в неизменности программного обеспечения и оборудования во время проведения голосования?

5.5. Имеют ли возможность разработчики или иные третьи лица вносить изменения в состав оборудования и программного обеспечения системы ДЭГ во время голосования?

6.1. Кем утвержден документ?

6.2. Применим ли он к московскому или проходящему вне Москвы ДЭГ?

6.3. Кто автор этого документа, в рамках какой процедуры (по чьему поручению/распоряжению/указанию/решению) он был заказан (выполнен, подготовлен)?

РЕАКЦИЯ ЦИК

На вопросы 5.2—6.3 ответа не получено.

7. В отношении следующих модулей и компонентов ПТК ДЭГ просим вас представить информацию согласно таблице:

РЕАКЦИЯ ЦИК

Ответ получен: информация носит характер ДСП.

8. Просим вас прислать ссылки на репозитории с исходным кодом следующих сервисов:

  1. admin-front
  2. admin-service
  3. bc-node
  4. deg-authservice
  5. deg-cryptoservice
  6. deg-observerservice
  7. deg-registryservice
  8. deg-sms-sender
  9. deg-statisticsservice
  10. deg-supportservice
  11. deg-voting-box
  12. deg-voting-ssr
  13. deg-votingtest-service
  14. elecdb
  15. kafka2
  16. keyz
  17. observer-front
  18. portal-anonnginx
  19. portal-checkup
  20. portal-front
  21. rmq
РЕАКЦИЯ ЦИК

Ответ получен: информация носит характер ДСП.

дословно

Ответ ЦИК на наш запрос

«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, актом Правительства Российской Федерации ПАО «Ростелеком» определено единственным исполнителем заказываемых ЦИК России работ по цифровизации избирательного процесса, предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса и созданию цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Программно-технический комплекс дистанционного электронного голосования (далее — ПТК ДЭГ) разрабатывается ПАО «Ростелеком» по заказу ЦИК России, в том числе в соответствии с установленными законодательством требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах.

В отношении ПТК ДЭГ и его информационно-телекоммуникационной инфраструктуры проведены аттестационные испытания на соответствие требованиям защиты информации. По результатам испытаний выданы аттестаты соответствия, материалы аттестационных испытаний направлены во ФСТЭК России.

Запрашиваемая вами информация о ПТК ДЭГ и организации его технической эксплуатации получена как результат исполнения ПАО «Ростелеком» государственных контрактов и содержит сведения о составе и организации работы системы, виде, количестве и наименованиях модулей, местах расположения хранилищ данных и каналов связи, исходных текстах и дистрибутивах программного обеспечения, а также другие сведения, относящиеся к организации защиты информации и отнесенные к служебной информации ограниченного распространения.

В соответствии с особенностями осуществления закупок, установленных Правительством Российской Федерации, и порядком обращения со служебной информацией ограниченного распространения ЦИК России обеспечивает раскрытие и доступ к информации о ПТК ДЭГ, работах по его созданию и использованию, в том числе на заседаниях ЦИК России, открытых заседаниях рабочих групп и иных коллегиальных совещательных органов при ЦИК России, на пресс-конференциях, посредством предоставления информации по обращениям граждан и организаций и запросам редакций средств массовой информации, а также путем организации размещения информации в сети Интернет, в том числе на указанных в вашем запросе ресурсах. При этом

техническое консультирование в отношении размещаемых материалов не входит в полномочия ЦИК России.

Дополнительно сообщаем, что раскрытие полного объема исходных текстов программного обеспечения ПТК ДЭГ, а также запрашиваемых вами деталей организации технической эксплуатации не является необходимым, так как доверие к ПТК ДЭГ и реализуемым им алгоритмам обработки информации о результатах волеизъявления участников голосования обеспечивается следующими основными мерами:

  • раскрытием информации о реализуемом ПТК ДЭГ протоколе дистанционного электронного голосования, используемых в нем криптографических алгоритмах и их параметрах;
  • контролем участника голосования над программным обеспечением, выполняющемся на его устройстве, а также раскрытием его исходных текстов (образцов исходного текста) и интерфейсов его взаимодействия с ПТК ДЭГ;
  • контролем избирательной комиссии дистанционного электронного голосования над техническими средствами и выполняющимся на них программным обеспечением формирования, деления и сборки ключей шифрования, контролем над носителями частей ключей шифрования;
  • предоставлением неограниченному кругу лиц в ходе голосования и подведения итогов голосования информации о поступивших в ПТК ДЭГ зашифрованных результатах волеизъявления участников голосования, а также программного обеспечения с исходными текстами для проверки полноты, целостности и неизменности результатов волеизъявления и корректности подсчета голосов.

Также обращаем внимание, что вопросы в отношении государственной информационной системы города Москвы «Система дистанционного электронного голосования» и ее использования находятся в компетенции Правительства Москвы и Московской городской избирательной комиссии».

Комментарий к ответу ЦИК

Мы получили ответ от анонимуса из ЦИК. Ответ — без подписи. Вместо подписи — машинописью: «пресс-служба ЦИК».

Из 29 наших вопросов ответы формально были получены на четыре, и ответы эти сводятся к тому, что запрошенная информация носит характер ДСП. Это, кажется, рекорд.

Такого уровня отказа в предоставлении информации я не видел даже от Минобрнауки по поводу диссертации бывшего министра Мединского.

Помимо отсутствия нужной информации в ответе, в нем присутствуют утверждения, не соответствующие действительности. Именно то, что выдается за меры, которые, по мысли циковского анонимуса, обеспечивают «доверие к ПТК ДЭГ», оказывается либо неправдой, либо — переводом стрелок на другие темы.

Так, ЦИК утверждает, что «доверие» к ПТК ДЭГ обеспечивается:

цитата из ответа цик
  • раскрытием информации о реализуемом ПТК ДЭГ протоколе дистанционного электронного голосования, используемых в нем криптографических алгоритмах и их параметрах;

О качестве этого так называемого раскрытия мы писали неоднократно. Вместо того чтобы прислать нам недостающие документы, нам говорят: «Все уже вывесили». Это, как мы многажды писали, не так.

  • контролем участника голосования над программным обеспечением, выполняющемся на его устройстве, а также раскрытием его исходных текстов (образцов исходного текста) и интерфейсов его взаимодействия с ПТК ДЭГ;

ЦИК умалчивает здесь, что проблема — не на стороне избирателя, а на стороне сервера: мы не знаем, что пишется в «блокчейн» — сообщение, пришедшее от избирателя, или что-то другое?

  • контролем избирательной комиссии дистанционного электронного голосования над техническими средствами и выполняющимся на них программным обеспечением формирования, деления и сборки ключей шифрования, контролем над носителями частей ключей шифрования;

Это неправда. Григорий Мельконьянц, участвовавший в делении ключа, писал, что он не имел контроля над оборудованием, на котором проводилось деление ключа, и не мог удостовериться, что на этом оборудовании нет вредоносного программного обеспечения.

  • предоставлением неограниченному кругу лиц в ходе голосования и подведения итогов голосования информации о поступивших в ПТК ДЭГ зашифрованных результатах волеизъявления участников голосования, а также программного обеспечения с исходными текстами для проверки полноты, целостности и неизменности результатов волеизъявления и корректности подсчета голосов.

Если под «информацией о поступивших зашифрованных результатах голосования» имеются в виду сами сообщения, пришедшие по каналам связи и записанные в «блокчейн», — это неправда.

Федеральный блокчейн в расшифрованной форме не опубликован вовсе. Что же касается московского блокчейна, то не опубликована самая существенная его часть — про переголосования.

К данным, которые посчитаны по публичному блокчейну, для подведения итогов голосования следует добавить… просто числа, которые необходимо принять на веру.

Если же под «информацией» имеется в виду лишь сводная информация про явку на выборах, то ответ смехотворен: это все равно как если бы комиссия выгнала всех наблюдателей с участка и раз в час председатель выходил бы в предбанник и оглашал явку.

***

Если ЦИК считает, что ответить на 0 из 29 вопросов и воспользоваться приемом «подмена тезиса» в «дополнительно сообщаем» — это нормально, ну и окей. Но если, допустим, Элла Памфилова почему-то так не считает — я буду рад встретиться с ней лично и задать все остающиеся у меня вопросы.

Читайте также

Артем Костырко о дистанционном электронном голосовании

Руководитель Технической группы разработчиков правительства Москвы ответил на запрос «Новой газеты»

* Движение «Голос» включено Минюстом РФ в Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow