КомментарийОбщество

Перевели в класс Z

Чтобы сдать экзамены, школьники теперь должны убедительно и с выражением поддерживать власть

Перевели в класс Z

Петр Саруханов / «Новая газета»

Начинается новый учебный год. Что он принесет нового? Немного мирных изменений и много войны: дети должны много читать и думать о прошедшей войне и готовиться к будущей. И гордиться СВО.

Вот в Белгородской области, например, во всех образовательных учреждениях, включая детсады, собираются начать занятия по гражданской обороне.

Белгородская область граничит с Украиной, там время от времени случаются «чрезвычайные ситуации», и учения по гражданской обороне в такой обстановке вполне оправданны. Но и по всей стране детей готовят не просто воевать и защищаться, а жить войной, думать о войне, пребывать в постоянной готовности к войне. И речь не об СВО даже, а о войне вообще — войне как стиле жизни, ее единственном смысле, единственном содержании.

Чугунный стандарт

С этого учебного года обязательной для всех школ России становится работа по новым Федеральным образовательным стандартам, которые фактически устраняют вариативность в преподавании и вводят единое для всех школ страны содержание. Особенно жесткие правила касаются тех предметов, которые можно хоть как-то идеологизировать: в младших классах это русский язык, литературное чтение и окружающий мир, в остальных — русский, литература, история, обществознание, география и ОБЖ.

Раньше школы и учителя могли разрабатывать свои собственные рабочие курсы по предметам или брать уже готовые, созданные авторами учебников или методистами (важно было, чтобы они соответствовали примерной общей образовательной программе), то теперь все преподаватели этих государственно важных предметов должны работать по одной Федеральной основной общеобразовательной программе. Федеральный перечень учебников резко сокращен, так что учебники тоже будут едиными. В Государственной думе это называют «золотым стандартом» образования. Стандарт скорее чугунный — как жесткий цензурный «чугунный устав» Александра Шишкова.

Самые радикальные содержательные изменения касаются литературы и истории в 11-м классе: в курс литературы включены «Молодая гвардия» Фадеева и «Как закалялась сталь» Островского, плюс на выбор несколько крупных романов о войне. Учебники литературы из федерального перечня пока, кажется, не угнались за стремительными изменениями: скажем, учебник для 11-го класса под редакцией Журавлева содержит полторы странички об Островском и ничего — о «Молодой гвардии».

Новый учебник истории, подготовленный группой авторов под редакцией Владимира Мединского и включающий в себя раздел о «специальной военной операции», уже вызвал бурное общественное обсуждение, но пока недоступен в свободной продаже, хотя неоднократно заявлялось, что работа по нему начнется уже в этом учебном году.

Куда делась демократия?

Довольно много шума в профессиональном и родительском сообществах наделали опубликованные на днях материалы к Государственной итоговой аттестации. Радикальные изменения пережил кодификатор по литературе, существенные — контрольно-измерительные материалы по истории и обществознанию, многих изумили демонстрационные материалы к итоговому собеседованию.

Итоговое собеседование, которое служит допуском к ОГЭ, — это испытание для девятиклассников. В первой части задания они должны выразительно прочитать текст, а затем пересказать его. Как правило, в этой части школьники получали текст с биографическими сведениями о ком-то из выдающихся россиян. В этом году в демоверсии — не олимпийские чемпионы или великие ученые, а участница СВО Екатерина Иванова, медик на военной службе по контракту. «Верой и правдой выполняла она свой долг перед Родиной, но момент славы был еще впереди. С началом специальной военной операции Екатерина Иванова отправилась на передовую в должности фе́льдшера». Дальше в тексте рассказывается, что при обстреле она прикрыла собой раненого солдата и сама была ранена. «Немало наших защитников остались в живых и вернулись в строй благодаря ее мужеству и верности долгу!»

Что во всем этом главное.

До сих пор школьники только подвергались обработке пропагандой, которую они воспринимали пассивно. Теперь они сами должны активно воспроизводить ее клише для того, чтобы сдать собеседование, получить доступ к экзаменам, сдать сами экзамены.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Кодификатор ЕГЭ по истории прямо требует от школьников «понимания причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX –— начала ХXI века», а также «умения отстаивать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории; разоблачать фальсификации отечественной истории».

В демоверсии предлагают расположить в хронологической последовательности события, среди которых:

  • кругосветное путешествие Магеллана,
  • запуск первой в мире АЭС,
  • «подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России»

(задание 2).

Установить связь между событиями и их участниками (задание 5), среди событий:

  • Ледовое побоище,
  • СВО,
  • Полтавская битва,
  • Московская битва,

среди участников:

  • генерал Скобелев,
  • Андрей Боголюбский,
  • О.С. Качура,
  • Александр Невский,
  • Б.П. Шереметев,
  • В.В. Талалихин.

Так что Ольга Качура, заместитель командира артиллерийского дивизиона «ЛНР», погибшая в прошлом году под Горловкой, оказывается фигурой, вполне рядоположной Александру Невскому и Михаилу Скобелеву. А выпускник, разумеется, должен знать тех участников СВО, кто получил звание Героя России.

Кодификатор ЕГЭ по обществознанию теперь содержит «духовные ценности российского общества» и «патриотизм», но понятие «демократия» из него куда-то вывалилось, равно как и «гражданское общество, правовое государство».

Без Пушкина

Но самые серьезные споры вызвало исчезновение из кодификатора ЕГЭ по литературе всех программных текстов в диапазоне от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века: ни «Слова о полку Игореве», ни Пушкина, ни Жуковского, ни Лермонтова, ни Гоголя. Зато есть Чернышевский (избранные главы из «Что делать?»), есть Островский и Фадеев, «Тихий Дон» Шолохова в полном объеме (а не в избранных главах, как раньше), Леонид Андреев и Владимир Набоков, и вообще кого только нет. В списках, из которых можно выбирать тексты для чтения к экзамену, есть даже Пригов и Кибиров. Есть Олеся Николаева и Захар Прилепин. Есть Евгений Гришковец. Есть литература народов России (Геннадий Айги значится в этом списке как «Айга») и зарубежная литература.

А Пушкина нет. Променяли, демоны, на Прилепина.

Многие преподаватели и журналисты уже назвали случившееся «катастрофой» и «трагедией»: «Они же теперь вообще ничего читать не будут!»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Авторы экзаменационных материалов объяснили, что исключенные из кодификатора тексты изучаются до 9-го класса включительно, и экзамен по ним сдают в 9-м же классе — ОГЭ по литературе, а в ЕГЭ будут включены тексты, которые изучаются в 10-м и 11-м классах. В любом случае тексты, изучаемые в 5–9-х классах, могут привлекаться при создании заданий (например, в демоверсии в задании 10 требуется назвать стихотворение, написанное в первой половине XIX века, в котором описаны картины природы). Как бы то ни было, это нововведение касается довольно небольшого процента выпускников (литературу в этом году сдавали 9%) и никак не влияет ни на преподавание литературы в школе (кроме подготовки к ЕГЭ, которой обычно занимаются во внеурочное время), ни на круг чтения школьников. Да и сама проблема с ЕГЭ по литературе лишь отражает сложности с самим предметом, балансирующим на грани между популяризацией чтения, историей литературы, теорией литературы и прикладной моралью; в последние годы еще добавилась традиционная российская «духовно-нравственность» и неизбежное патриотическое воспитание.

Что из этого следует проверять на экзамене, зачем и как — не знает никто.

Решение убрать из кодификатора одну половину списка программных произведений и расширить вторую, возможно, спорное; но куда больше вопросов вызывает раздел 3 того же кодификатора, где говорится об «отражении в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования». Сам этот раздел кодификатора по литературе (и ряда других предметов) представляет собой копипаст из соответствующего раздела нового ФГОС. Согласно ему, эти результаты должны проявляться в области гражданского, духовно-нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания и принятия ценностей научного познания. То есть на экзамене по литературе эти результаты, по-видимому, тоже должны проверяться.

Среди перечисленных во ФГОС результатов есть такие, как патриотизм, гордость за свою Родину, готовность к служению Отечеству и его защите, экологическое сознание, неприятие вредных привычек и проч. И тут мысль упирается в тупик:

или это на самом деле не будет проверяться, и тогда этот раздел кодификатора не имеет смысла, или он имеет смысл, но как тогда будут проверять патриотизм и вредные привычки?

Федеральный институт педагогических измерений обещает провести общественное обсуждение новых экзаменационных материалов и принимает замечания и предложения на адрес [email protected] до 30 сентября 2023 г.

Даже интересно, вернутся ли к нам демократия, гражданское общество и правовое государство хотя бы в экзаменационных материалах.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

О важном и «О важном»

В новом учебном году в школах появятся обязательные занятия по профориентации для учеников 5–11-х классов — профориентационный минимум. Каждая школа может выбрать базовый, основной или продвинутый уровень (40, 60 и 80 часов за учебный год — при 33–35 неделях в учебном году это чуть больше одного урока в неделю на базовом уровне и два–три — на продвинутом). Профориентационные занятия называются «Россия — мои горизонты» и будут проходить в школах по четвергам.

Занятия эти считаются внеурочными, так же, как и пресловутые «Разговоры о важном»; Минпрос многократно объяснял, что внеурочные занятия — такая же часть учебного плана, как и уроки, так что их посещение обязательно. В календарно-тематическом планировании тема первого занятия обозначена как «Обзор отраслей экономического развития России — счастье в труде»; затем следует профориентационное тестирование, затем знакомство с профессиями по сферам: тяжелая промышленность, легкая промышленность, агропромышленный комплекс, медицина, государственное управление и общественная безопасность и т.п.

Профориентационный минимум тесно связан с внеурочным курсом профориентационной деятельности «Билет в будущее», который предполагает профдиагностику, профлабораторию, рефлексию и проч.

Еще час в неделю у старшеклассников будет занимать обучение основам первой медицинской помощи. Внеурочный курс, рассчитанный на 35 часов, называется «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным». По-видимому, этот курс предназначен девочкам — тогда как для мальчиков разработан «Курс молодого бойца», о котором еще расскажу.

А по понедельникам с учениками продолжат разговаривать «о важном». В принципе, и профориентация, и первая помощь — хорошее дело, это на самом деле важно. Но вместе с «Разговорами о важном» — это три лишних урока в неделю, не считая классных часов.

Между тем в Госдуме продолжают изобретать новые занятия для школьников: скажем, проводить инструктаж на тему «что делать при атаке дронов».

Еще один внеурочный курс: «Россия — моя история» для 10–11-х классов. Судя по всему, он основан на материалах выставок с тем же названием, подготовленных Российским военно-историческим обществом. Среди тем занятий: «Крымская война — Пиррова победа Европы», «Триумф Российской империи», «Проект «Украина» (хронологически — между Гражданской войной и пятилетками), «От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению», «История антироссийской пропаганды» и, наконец, «Слава русского оружия». Ранее сообщалось, что этот курс будет обязательным (один час на базовом уровне, два — на углубленном) и дополнит курс истории России. В этом году курс готовится к внедрению в старших классах; в планах — внедрить его во всех классах (начиная с 4-го).

Еще один внеурочный курс, тоже для 10–11-х классов, называется просто — «Моя история». Он ориентирован «на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей по получении ими первичных базовых знаний об основных этапах истории России». Некоторые темы этого курса повторяют темы курса «Россия — моя история», но есть и кое-что новенькое, к примеру:

  • «Борьба за идентичность Западной Руси»,
  • «Навеки с Москвой, навеки с русским народом»,
  • «Отторженная возвратих. Присоединение Новороссии, Крыма и западнорусских земель»,
  • «Уроженцы Малороссии и Новороссии на службе Российской империи»,
  • «На просторах Новороссии XVII–XIX вв.»,
  • «Украинский коллаборационизм в годы Второй мировой войны»,
  • «Бандеризация» послевоенной Украины».

В целом обязательные «Разговоры о важном», профориентация, первая помощь и «моя история» добавляют школьникам еще 4–5 уроков в день. Добавим классные часы в рамках плана воспитательной работы и трудовое воспитание, которое с этого учебного года тоже становится обязательным и не требует родительского разрешения

(то есть ребенка можно принудительно привлекать к уборке школы, перетаскиванию мебели, уборке пришкольного участка и прочим работам).

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Все это добавит еще пару-тройку часов к и без того немалой нагрузке на ученика. Итого, даже если не говорить о сути и смысле всех этих нововведений, получается пять–семь дополнительных часов в неделю, практически целый учебный день. Все это далеко выходит за рамки Санитарных правил и норм, но кого сейчас волнует перегрузка школьников?

норматив

Согласно действующим Санитарным правилам и нормам, при пятидневной рабочей неделе нагрузка не должна превышать:

В 1 классе — 21 час,

во 2-4 классах — 23 часа,

в 5 классах — 29 часов,

в 6 классах — 30 часов,

в 7 классах — 32 часа,

в 8-9 классах — 33 часа,

в 10-11 классах — 34 часа.

Внеурочные занятия в подсчете нагрузки не учитываются.

Воспитание войной

Темы предстоящих «Разговоров о важном» опубликованы только на сентябрь. 1 сентября занятие посвящено Дню знаний. Все школьники, даже первоклашки, в этот день посмотрят видеозапись федерального «Разговора о важном» — встречи президента Путина со школьниками. Согласно сценарию, с детьми поговорят о важности знаний — и всем, начиная с 3-го класса, прорекламируют деятельность общества «Знание».

Следующее занятие предсказуемо посвящено патриотизму (широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек; рекламируются туристические и краеведческие программы Российского движения детей и молодежи). Затем детям предстоят разговоры о Зое Космодемьянской и об избирательной системе России.

О Зое Космодемьянской пойдет разговор и на классных часах: в опубликованном Министерством просвещения Примерном календарном плане воспитательной работы на предстоящий учебный год 13 сентября отмечается столетие со дня ее рождения.

Почти половина событий, которые стоят в плане работы, так или иначе связаны со Второй мировой или другими военными действиями и вооруженными конфликтами.

  • 3 сентября — День окончания Второй мировой войны,
  • 10 сентября — День памяти жертв фашизма,
  • 20 ноября — День начала Нюрнбергского процесса,
  • 3 декабря — День Неизвестного солдата,
  • 9 декабря — День Героев Отечества,

дальше: Ленинградская блокада, освобождение Освенцима, Сталинградская битва, День защитника Отечества, День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками, День Победы, День памяти и скорби… День памяти о служивших в Афганистане (35 лет со дня вывода войск), День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России…

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

К примерному плану прилагается перечень из 67 мероприятий, «рекомендуемых к реализации в рамках календарного плана воспитательной работы». Мероприятия соответствующие:

  • уроки мужества,
  • конкурс сочинений «Без срока давности» (о войне),
  • программа «Дороги Победы»,
  • всероссийский форум «Школа героя»,
  • гражданско-патриотическая акция «Рисуем Победу»,
  • военно-патриотическая игра «Зарница 2.0»,
  • акция общества «Знание» «Знание о героях»,
  • международный исторический диктант на тему событий о Великой Отечественной войне,
  • историческая интеллектуальная игра «1418»,
  • патриотическая акция «Поклонимся великим тем годам»…

и далее, и далее, и даже «Всероссийский субботник» проводят «Волонтеры Победы».

Немногочисленные акции, связанные с театрами, музеями, кино, хоровым пением и чтением классики тонут в сплошной войне; опыт показывает, что и музеи, и кинопросмотры, и хоровое пение, выразительное чтение наизусть — тоже в конце концов растворяются в той же тематике.

Военная подготовка

Курс ОБЖ со следующего года будет называться «Основы безопасности и защита Родины». По словам министра просвещения Сергея Кравцова, число часов останется прежним, но добавятся «актуальные темы и разделы», то есть начальная военная подготовка. Учебники тоже планируется обновить к следующему учебному году.

Для старшеклассников Минпрос вместе с Министерством обороны разработал специальный пятидневный «Курс молодого бойца». В эти пять дней уместятся девять учебных модулей: от тактической и огневой подготовки до управления беспилотниками и медицинской помощи на поле боя. В принципе мальчики-десятиклассники уже давно ездят на военные сборы; новизна здесь в том, что специально для них разработана программа в масштабах страны и что в эту программу внесены инженерная подготовка (создатели программы особо упирают на ее особую важность в условиях СВО) и работа с беспилотниками (учебные модули по беспилотникам для школьников обещают включить в образовательные программы со следующего, 2024–2025 учебного года.).

В реестре есть и программа курса военных сборов «Начальная военная подготовка»; согласно которой участники сборов, кроме всего прочего, ознакомятся с понятием «гибридные войны» и с методами их ведения, более того, в очередной раз изучат основные события Великой Отечественной войны.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

* * *

…Словом, теперь в школе будет еще больше милитаризма в ущерб ее прямым задачам. Милитаризм, надсадный патриотизм и восхваление СВО внедряются не только в повседневную воспитательную практику школы (кстати, практически все воспитательные мероприятия — от «Разговоров о важном» до трудовой повинности — принудительны), но проникают в учебники, предметные программы и экзаменационные материалы. Теперь ученик не может просто слушать то, с чем он может внутренне не соглашаться: он должен это произносить от своего имени — иначе не сдаст экзамен. Так что граница между «не говорить то, что хочешь» и «говорить то, чего не хочешь» в этом году преодолена: дети обязаны поддерживать СВО, от этого напрямую зависит их академическая успеваемость и их будущее.

И еще: именно дети сейчас оказались под самым мощным прицелом идеологической обработки. Именно они — ее целевая аудитория. Именно с ними без конца говорят о Великой Отечественной, СВО, патриотизме, самопожертвовании, величии Родины и готовности умереть за нее. И у них еще нет опыта сопротивления, который есть у предыдущих поколений. Те, кто постарше и застали еще советскую школу с ее идеологической обработкой, выработали некоторую циничную защиту и резистентность к ней. Те, что помладше, вовсе не подвергались в школе никакой идеологической обработке и часто воспринимают нынешний пароксизм патриотизма как пустое сотрясение воздуха. А вот детям приходится самостоятельно справляться с невиданным напором милитаристской пропаганды (даже в СССР, кажется, она была мягче, а лозунг «Миру — мир» не воспринимался как экстремистский).

Похоже, руководство страны плюнуло на старшие поколения как на безнадежные и сосредоточилось на выращивании смены лояльных, вымуштрованных, заидеологизированных солдат. И выращивают их сейчас: из тех, кто прямо на днях, 1 сентября, нарядный и веселый пойдет в школу. Там их ждут «Разговоры о важном», «Зарница», первая медпомощь, управление беспилотниками, военные сборы, трудовая повинность, начальная военная подготовка, история прошлой войны и история СВО. И постоянная занятость — чтобы не успели поднять головы и подумать.

С новым учебным годом!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow