Мятежная стабильность Политика

Заслуженный мятежник республики

«Пес войны» солдат удачи Боб Денар совершил множество госпереворотов, дважды был диктатором и умер от старости

«Да, были люди в наше время…» Когда читаешь про приключения Боба Денара, то на ум приходят лермонтовские строки. Да, этого солдата удачи нельзя назвать человеком высоких нравственных качеств или образцом для подражания, но перипетии его судьбы вызывают невольное восхищение.

Кем был Боб Денар? Французы любят его величать «Корсаром Республики», подражая другому более знаменитому «Корсару ее Величества» Фрэнсису Дрейку. Боб Денар, или Робер Денар, или Жильбер Буржо, или Саида Мустафу М'Хаджу, построил головокружительную карьеру: от продавца пылесосов до теневого правителя Коморских островов. Африканцы запомнили его как члена жестокой группировки наемников, которых прозвали Les Affreux, то есть «Ублюдки».

«Пес войны»

Родившийся в 1929 году в Бордо в семье солдата колониальных войск Боб Денар любил говорить, что свою боевую деятельность он начал в рядах Французского сопротивления. Утверждать этого мы не можем, но знаем точно, что в 1945 году шестнадцатилетний Робер Денар завербовался в морскую пехоту и отправился в Индокитай в составе достаточно пестрого контингента: французское правительство массово набирало на службу бывших заключенных, чтобы отправить их в джунгли сражаться с повстанцами.

Боб Денар преступником не был, но хорошо освоился в этой компании. Он, однако, отличался буйным нравом и после стычки в баре в 1952 году был вынужден покинуть ряды французских вооруженных сил. После этого Денар отправился в Марокко, где служил в местной жандармерии, однако и там угодил в неприятности. В 1954 году, по подозрению в участии в покушении на президента Пьера-Мендеса Франса, Денар был арестован и помещен в тюрьму. Он провел в заключении около 18 месяцев, но был отпущен на свободу, так как следствие не установило его причастности к покушению. Вернувшись во Францию, Денар какое-то время проработал продавцом бытовой техники, но потом его жизнь круто изменилась.

В 1961 году Денар стал членом группы наемников, которая прославилась как Les Affreux («Ублюдки»). Художественному осмыслению их деятельности посвящен культовый роман Фредерика Форсайта «Псы войны», экранизированного в 1980 году.

В то время многие бывшие солдаты, не нашедшие себе места в послевоенной Европе, отправлялись в Африку не только в погоне за деньгами и выгодой, но и ради защиты своих идеалов — борьбы с мировым коммунизмом. 

Бельгийский полковник Бернар Мариссаль, который занимался подбором белых солдат в конголезскую армию, в 1962 году сказал, что «их мотивация исключительно идеологическая и идеалистическая».

И вправду в те времена наемникам платили не так много — около тысячи долларов в месяц. Сейчас за такие деньги мало кого из европейцев заманишь участвовать в подобных авантюрах. В связи с идеологией иногда случались любопытные курьезы — так, южноафриканских наемников массово увольняли после того, как стало известно, что они на дух не переносят чернокожих и не могут воевать рядом с ними.

Славу храброго солдата и умелого командира Боб Денар приобрел в Верхней Катанге, провинции бывшего Бельгийского Конго. Туда он и его товарищи по оружию отправились по заданию Горнодобывающего союза Верхней Катанги (Union Minière du Haut-Katanga) — бельгийской компании, занимавшейся разработкой кобальта, меди и редкоземельных металлов. Руководство компании, обеспокоенное политикой правительства Патриса Лумумбы, хотело защитить свои интересы и для этих целей наняло бойцов из Европы, которые должны были помочь катангскому политику Моизу Чомбе «вывести» провинцию Катанга из состава Демократической республики Конго. Для выполнения этой задачи компания выделила около 35 миллионов долларов — огромные деньги для того времени.

Территория самопровозглашенной республики составляла 496 877 квадратных километров — пятая часть Конго, приблизительно равная такой стране, как Испания. На этой территории проживало более 1 миллиона 700 тысяч человек — около 13% тогдашнего населения Конго. И главное, Катанга была самым богатым полезными ископаемыми регионом этой бывшей бельгийской колонии.

Патрис Лумумба объявил о разрыве отношений с Бельгией и обратился в ООН с просьбой об оказании помощи в подавлении мятежа. Его позицию поддержали далеко не все вожди Конго, результатом политического кризиса, потрясшего страну, стало отстранение Париса Лумумбы от власти (и его ликвидация вчерашними соратниками по антиколониальной борьбе). Но война не закончилась — армия Конго при поддержке миротворческих сил ООН начала наступление на Катангу.


2 декабря 1960 года. Свергнутый премьер-министр Конго Патрис Лумумба. Фото: ASSOCIATED PRESS

2 декабря 1960 года. Свергнутый премьер-министр Конго Патрис Лумумба. Фото: ASSOCIATED PRESS

Боб Денар вступил в ряды солдат удачи уже после убийства Лумумбы. Он отличился при защите Элизабетвиля (Лубумбаши) — ключевого узла линии обороны Республики Катанга.

Несмотря на подавляющее преимущество противника, использовавшего тяжелую артиллерию и авиацию, отряды наемников при поддержке местных жителей (в том числе и европейцев) оказали яростное сопротивление наступающим. Боб Денар командовал батареей тяжелых минометов, удачно и быстро меняя позиции, буквально терроризировал отряды правительственных войск.

Моиз Чомбе. Фото: Википедия

Моиз Чомбе. Фото: Википедия

Элизабетвилль все же был сдан, но Катанга отстояла свою независимость — 21 декабря 1961 года был подписан договор о прекращении огня. Однако в 1963 году миротворческие силы ООН оккупировали Катангу и вернули мятежную провинцию под контроль центрального правительства, на Моиза Чомбе была объявлена охота, из-за чего ему пришлось скрываться во франкистской Испании.

Денар был вынужден отправиться искать счастья в другом месте. В 1964 году он участвовал в войне в Йемене на стороне монархии, которая боролась против республиканцев, поддерживаемых Египтом и его президентом-социалистом Гамалем Абделем Насером. Там Денар в составе своей группы из 200 наемников объединил силы с другой знаменитостью среди солдат удачи — Роже Фольком.

Возвращение в Африку

Однако в Йемене наемники не задержались и снова оказались в привычном Конго. Говорили, что к тому времени Денар обзавелся там несколькими женами и любовницами, поэтому при первой возможности именно туда и отправился. В Конго Денар снова поступил на службу к «непотопляемому» Моизу Чомбе, который в 1964 году урегулировал отношения с центральной властью и вернулся в страну. В период 1964–1965 годов Чомбе даже занимал пост премьер-министра. Согласие, однако, было недолгим, Моиз Чомбе проиграл схватку за власть Жозефу-Дезире Мобуту, который, встав во главе страны, вновь выслал лидера катангских сепаратистов за границу.

Впрочем, превратности судьбы бывшего босса не слишком занимали Денара. Он поступил на службу к Мобуту, который поручил ему заниматься формированием и обучением отрядов специального назначения, гонявшимися по джунглям за сторонниками Лумумбы. В июле 1966 года Денар даже отличился при подавлении очередного мятежа, инициированного его бывшим нанимателем Чомбе против президента Мобуту.

Жозеф-Дезире Мобуту. Фото: ASSOCIATED PRESS

Жозеф-Дезире Мобуту. Фото: ASSOCIATED PRESS

Однако альянс с Мобуту оказался непродолжительным — новый хозяин Конго считал, что «порядок» в стране он наведет и без наемников, и коммерческие отношения между сторонами не заладились.

Тогда Боб Денар и его солдаты удачи решили восстановить в Конго власть Чомбе. В 1967 году подняли мятеж в провинции Киву, но попытка переворота провалилась. Сам Боб Денар получил тяжелое ранение и был эвакуирован из страны, не повезло и Моизу Чомбе — самолет, на котором он летел, был захвачен (представьте себе, наемниками!) и приземлился в Алжире, где Чомбе провел остаток своих дней под домашним арестом. (Это был еще не худший финал политической карьеры — в Конго бывшему премьеру был вынесен смертный приговор.)

А Бобу Денару пришлось искать себе новых нанимателей. В 1968–1978 годах он служил военным советником габонского президента Омара Бонго — одного из ключевых союзников Парижа в бывшей Французской Африке. Но Габон был только «базой» — ходили слухи об участии Денара и его бойцов в конфликтах в Анголе, Нигерии и Родезии. Достоверно известно, что Денар принимал участие в неудачном вторжении португальских наемников в Гвинею и такой же неудачной попытке смещения президента Бенина генерала Матье Кереку.

Возможно, именно после нескольких военных неудач пятидесятилетний Боб Денар и задумался об «оседлом образе жизни». Очередным плацдармом «короля наемников» стали Коморские острова.

Оседлый бандит

Коморы находились под контролем Франции с 1909 года. В 1974 году на специальном референдуме 96% жителей проголосовали за независимость. В 1975 году коморский парламент назначил первым президентом страны Ахмеда Абдаллу. Франция признала независимость Коморских островов, но отношения между государствами были заморожены. В августе 1975 года на Коморские острова прибыл Денар, который сверг президента Абдаллу, приведя к власти маоиста Али Суалиха.

Многим казалось, что образованный интеллектуал, участник студенческих волнений 1968 года в Париже, рассуждавший о всеобщем братстве, открытом мире и ненасилии, окажется удобной для Франции политической фигурой. Но что-то пошло не так —

сосредоточив власть в своих руках, Али Суалих провозгласил себя главой революционного совета, объявил национализацию крупных землевладений и собственности высланных из страны французских колонистов, пообещал построить плановую экономику, а заодно завел себе гарем и приказал убить на островах всех собак — 

поскольку знахарь сказал председателю революционного совета, что его убьет белый человек с черной собакой. Авторитет Али Суалиха поддерживала вооруженная молодежная милиция «Муасси», действовавшая как китайские хунвэйбины времен «культурной революции».

Али Суалих. Фото: Википедия

Али Суалих. Фото: Википедия

И вот тут-то Боб Денар понял — пришел его звездный час.

В ночь с 14 на 15 марта 1978 года Боб Денар во главе отряда наемников из 44 человек высадился на пляже недалеко от коморской столицы Морони. Внезапность вторжения привела к успеху — солдаты удачи захватили президентский дворец, перестреляли охрану Али Суалиха и захватили самого хозяина Коморских островов. Денар объявил по радио, что на острове высадилась освободительная армия и он — ее командующий полковник Саид Мустафа М'Хаджу (этот псевдоним посоветовал ему взять бывший президент Ахмед Абдалла, которому Денар пообещал вернуть власть над Коморскими островами). «Молодежная милиция» не смогла оказать сопротивления нападавшим. Через несколько дней ставший ненужным никому Али Суалих был застрелен при попытке к бегству, и на Коморы вернулся Ахмед Абдалла, назначивший «полковника Саида Мустафу М'Хаджу» министром обороны Федеративной Исламской Республики Коморские Острова.

Новый режим практически сразу восстановил дипломатические отношения с Францией.

Хотя Париж отрицал любое свое участие в перевороте, плюсы для него были очевидны — к власти на Коморах пришел «договороспособный» режим, сочувствующий интересам Франции в регионе Индийского океана.

Именно после второго коморского переворота Боб Денар заявил, что обрел свой дом. «Вновь президент» Абдалла высоко оценил участие французских наемников и лично Денара — Саиду Мустафе М'Хаджу было даровано почетное гражданство Коморских островов из-за «исключительных услуг», которые он оказал стране, а сам он возглавил президентскую гвардию. Денар контролировал островное государство, практически как свою личную вотчину. Он назначил своих подчиненных на ключевые «силовые посты», монополизировал импорт мяса в страну и, использовав десятки миллионов долларов финансовой помощи, полученной от ЮАР, построил два отеля.

Резиденция Денара на Коморских островах. Фото: Википедия

Резиденция Денара на Коморских островах. Фото: Википедия

Тем временем президент Абдалла попытался восстановить отношения с арабскими и африканскими странами. Члены Организации Африканского Единства, однако, были крайне недовольны участием наемников в перевороте (официальной политикой ОАЕ оставалось противодействие любому присутствию наемников в Африке) и исключили делегацию Коморских островов из совета министров ОАЕ. Несмотря на это, Денар и его люди оставались на островах, вызывая все большее международное напряжение, пока в сентябре 1978 года их, наконец, не попросили покинуть страну. После отбытия Денара и его отряда Абдалла представил новую конституцию, которая была принята на референдуме 99 процентами голосов.

Однако Денар не был готов сдать без боя так тяжело доставшийся ему «персональный рай». Он поддерживал постоянный контакт с Абдаллой и его людьми и планировал на какое-то время залечь на дно, дождаться, пока чрезмерное внимание мировой общественности уляжется, после чего незаметно вернуться на Коморы. Ждать пришлось недолго, и уже в 1979 году Денар получил от французского правительства «благословение». Под псевдонимом Реми Дестриэ, официального правительственного консультанта, он получил коморский дипломатический паспорт и посольский статус. В последующие годы его жизнь была посвящена семье, государственному управлению и улучшению собственного благосостояния.

Читайте также

Африканское Дахау

Африканское Дахау

Безграмотный сын колдуна устроил в Экваториальной Гвинее театр ужасов, был казнен, но его родственники правят до сих пор

Business as usual

Период относительного спокойствия продолжался до 1989 года, когда президент Абдалла был убит при чрезвычайно странных обстоятельствах — якобы во время его встречи с Денаром президентский гвардеец попытался убить лидера наемников, но промахнулся, выпустил автоматную очередь в президента и был тут же застрелен на месте. Обстоятельства этого события не ясны до сих пор, однако большинство специалистов сходится во мнении, что убийство было либо организовано, либо спровоцировано именно Бобом Денаром.

Существует мнение, что переворот имел под собой сугубо экономическую почву. С 1984 года правительство ЮАР выделяло 5 миллионов долларов в год на финансирование президентской гвардии в обмен на использование Коморских островов в качестве перевалочного пункта для переправки оружия повстанцам в Мозамбике.

Однако в 1988 году ЮАР начал сворачивать свою активность в Мозамбике, а в 1989 году прекратил и финансирование наемников. Считается, что президент Абдалла отказался обсуждать с Денаром условия нового контракта, что и могло стать причиной переворота.

Согласно конституции, временным главой государства должен был стать председатель Верховного суда Саид Мохамед Джохар, однако Денар со своей командой разоружил регулярную армию и совершил очередной переворот, снова вызвав недовольство международного сообщества. В этот раз, однако, давление оказалось куда сильнее. И ЮАР, и Франция осудили переворот, а последняя даже пригрозила вторжением. Денар был согласен оставить власть и покинуть остров, если «ему предложат достойный выход», а его люди не будут «зарезаны, как ягнята».

На протяжении кризиса между французским правительством и Денаром велись интенсивные переговоры о компенсации, которая убедила бы Денара и его людей покинуть острова мирно. В середине декабря Денар и его бойцы согласились убраться с островов, передав власть французским военным. Позже в интервью Денар заявлял, что был недоволен достигнутыми договоренностями с французским правительством. Наемники были вывезены в ЮАР, откуда большинство из них отправилось в другие страны — тратить заработанное на опасной службе. Денар же остался в Африке еще на несколько лет, издавая журнал, украшая обложку каждого номера собственной фотографией.

Последнее танго в Париже

В 1993 году Денар решил вернуться во Францию, чтобы предстать перед судом за события 1977 года в Бенине. Свое решение он объяснял изменениями геополитической обстановки, которые побудили его отказаться от жизни наемника и уйти на пенсию. По прибытии в Париж он был арестован, а выдвинутые против него обвинения — помимо вторжения в Бенин — включали и убийство президента Абдаллы в 1989 году.

Во время суда французские официальные лица, включая представителей МИД, военного ведомства и службы разведки, признали, что на протяжении деятельности Денара французское правительство поддерживало либо молчаливо одобряло организованные им перевороты и мятежи. Примером «молчаливого одобрения» можно считать и ту самую операцию в Бенине, во время которой, если верить словам бывшего главы французской разведки, Париж «закрыл глаза» на «нежелательные» действия наемников, которые очевидно отвечали французским интересам.

Свидетели на суде называли Боба Денара патриотом, который никогда не предавал интересов Франции. Суд приговорил экс-наемника к пяти годам заключения условно. В общей сложности Денар провел за решеткой в ожидании суда всего два месяца.

Позже в одном из интервью Денару задали вопрос, не смущает ли его, что за все его заслуги французское правительство «отблагодарило» его обвинительным (хоть и условным) приговором. «Вы должны соблюдать правила игры, — ответил Денар. — Французское правительство платило мне за то, что я делал. Я согласился выполнить определенную работу и не просил взамен каких-то особых почестей».

Однако с выходом на пенсию Денар явно поторопился. В сентябре 1995 года полковник с отрядом из 33 наемников снова вернулся на Коморские острова, чтобы, при поддержке нескольких сотен коморцев, совершить очередной (и последний для себя) государственный переворот. Неделю спустя французский спецназ прибыл с соседнего острова Майотта, чтобы остановить наемников. Денар договорился о своей капитуляции, после чего он и его отряд были вывезены с острова.

1995 год. Боб Денар (в центре) задержан французскими военными при попытке государственного переворота на Коморских островах. Фото: Википедия

1995 год. Боб Денар (в центре) задержан французскими военными при попытке государственного переворота на Коморских островах. Фото: Википедия

В 2006 году во Франции вновь были выдвинуты обвинения против Денара. В этот раз обвинитель запросил пять лет тюремного заключения за попытку переворота на Коморских островах в 1995 году. Денара, который к тому моменту страдал от болезни Альцгеймера, признали виновным и вновь приговорили к пяти годам условно. Участие французских спецслужб в этом перевороте было отмечено в суде, что привело к смягчению приговора, но не было признано достаточной причиной для полного освобождения от ответственности.

В 2007 году 78-летний полковник Боб Денар скончался. Так закончилась история самого известного и популярного (до недавнего времени) наемника современности.

А наш рассказ о нем мы закончим его собственной цитатой:

«У таких, как я, не будет последователей. Я — продукт деколонизации, которому суждено уйти вместе со своей эпохой».

Читайте также

Наследник фараонов

Наследник фараонов

Гамаль Абдель Насер много раз с успехом ставил на политическую карту все — но в итоге проиграл

Этот материал входит в подписку

Настоящее прошлое

История, которую скрывают. Тайна архивов

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow