ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯОбщество

Обучение смерти

«Военный патриотизм» обрушился даже на детсадовцев, учеников младших классов и воспитанников коррекционных учреждений

Обучение смерти

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Патриотическое воспитание, недавно вмененное в обязанность школам, практически полностью превратилось в военное, вытесняя последние остатки краеведения и прочих «ненужных» предметов. В школах этим уже никого не удивишь, но в орбиту военного патриотизма втягиваются и коррекционные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, и детские сады. Взрослые приучают детей жить в условиях вооруженного конфликта и объясняют им необходимость самопожертвования.

Да, в школы уже пошли те дети, которых родители некогда одевали в комбинезончики цвета хаки, укладывали в кроватки в виде установки «Бук» и возили в колясках, изображающих танки. И сейчас они весьма не символически принимают участие в нынешней кампании.

Что у нас важного?

Прежде всего, это пресловутые «Разговоры о важном». Надо понимать, что они далеко не всегда ведутся именно о военных подвигах: темы занятий могут быть вполне мирными. А могут быть идеологически заряжены.

Скажем, в нынешнем октябре из пяти занятий только два (об отношениях в коллективе и профилактике буллинга; об истории кинематографа в России) не имеют особой идеологической нагрузки. Остальные три — так или иначе идеологичны:

  • 5 октября, ко Дню учителя, приурочен разговор о «советниках по воспитанию» — школьных политруках;
  • 23 октября — День подразделений специального назначения,
  • 30 октября — разговор о Дне народного единства.

Темы сентябрьских занятий:

  • День знаний, путешествия по России, юбилей Зои Космодемьянской (федеральный лектор — В. Мединский),
  • избирательная система России (федеральный лектор — Э. Памфилова).

В ходе занятия, посвященного Зое Космодемьянской, малыши-первоклассники должны были обсудить: «что же помогает формированию важнейших качеств в молодом человеке — готовность поддерживать близких, защищать свою землю даже ценою собственной жизни, вера в победу над врагом». Заодно вспоминают пионеров-героев: Леню Голикова, Валю Котика, Витю Коробкова.

Родители детей — особенно младших, впечатлительных — свидетельствуют, что некоторые учителя выложили детям даже то, что не предусмотрено методичкой, в которой малышам сообщают без подробностей, что Зою «казнили». Но педагоги вспомнили все, что помнили из пионерского детства, и от души поделились с первоклассниками страшными подробностями.

А некоторые умудрились провести такие параллели с современностью, что заплаканные дети пришли домой и стали собираться «на войну с фашистами».

Детские организации

В этом году каждая школа должна обзавестись не только собственным советником по воспитанию, который и будет отвечать за внушение детям необходимых идеологических установок, но и собственной ячейкой «Движения первых» — новых пионеров.

У «Движения первых» большая программа работы с детьми, и она включает вполне мирные инициативы. Последние мероприятия, заявленные на сайте движения , — Спортивный семейный фестиваль «Семейная команда», День молодежи, День единых действий (мастер-классы, акция «Книга — другу»). Наконец, День отца. Мир, покой, благодать.

Однако акция «Книга — другу» оборачивается сбором книг для библиотек на «новых территориях» (кстати, а что произошло с книгами, которые в этих библиотеках уже были?).

В День отца школьники дружно выкладывают во «ВКонтакте» свои фоточки с папами — и это чрезвычайно умилительно, пока не натыкаешься на объяснение актуальности действа именно сегодня: «Фигура отца как защитника и наставника — это важная часть традиционных семейных ценностей России. (…) Сегодня настоящими образцами «отцовского поведения» становятся многочисленные герои нашей страны, отправившиеся защищать свои семьи и Отечество».

Как еще можно отметить День отца? Ну, например, военно-патриотическим праздником, который в Ульяновске придумал местный Совет отцов: сотрудники отдела специального назначения «Шквал» при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области, Ульяновская Федерация страйкбола «развернули выставку оружия, провели мастер-классы по его разборке и сборке, занятия по тактической медицине, обучающий курс по самообороне, продемонстрировали и обучали приемам рукопашного боя».

Иллюстрация к акции «День отца» / VK

Иллюстрация к акции «День отца» / VK

Даже церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы становится у нынешних воспитателей юношества поводом для похода — куда бы вы думали? — на Уралвагонзавод, посмотреть танки: «Поздравляем всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Сегодня у воспитанников ВПК «Росомаха» необычный день. Мы отправились в Нижний Тагил, чтобы посетить музей Бронетехники Уралвагонзавода».

Школы, детские клубы, спортивные секции старательно выкладывают во «ВКонтакте» свои военно-патриотические новости с пригоршнями хэштегов — от#Юнармия и#НавигаторыДетства (то есть все те же советники по воспитанию, школьные политруки) до#СвоихНеБросаем. Правда, под каждым таким дежурным отчетом — три-четыре, максимум двадцать лайков, что никак не тянет на всенародную поддержку.

Ну и язык соответствующий:

цитата

«…осуществляет общественную деятельность как заместитель начальника штаба регионального отделения ВВПОД «ЮНАРМИЯ» Мурманской области»… «В рамках реализации Всероссийского проекта «Классные встречи» обучающиеся МБОУ «Явасская СОШ» приняли активное участие во встрече с главой Зубово-Полянского муниципального района В.А. Поршиным»… «Юнармейцы отряда «Альфа» МОУ ДО «ДЮЦ» Альфа» г. Надыма ЯНАО приняли участие в открытии фотоэкспозиции в музее Боевой славы им. Анатолия Зверева, школы № 2. Мероприятие проводилась в рамках проекта «СЕВЕРЯНЕ ЖИЗНЬ ГЕРОЯ»…

И непонятно пока, то ли дети выработают иммунитет к такой стилистике разговоров о важном, то ли сочтут, что таким языком и положено говорить о родине и любви к ней.

О спорт, ты — СВО!

Это раньше было принято говорить: «О спорт, ты — мир». Теперь спортивные соревнования все чаще превращаются в соревнования военно-спортивных объединений по тактико-специальной подготовке и сдачу норм ГТО («Готов к труду и обороне», если кто забыл).

Ну вот, к примеру, самарские детские забавы: «Соревнования проводились в четыре этапа. Первый этап: штурм укрепленного района. Второй этап: огневая засада, сопровождение пленного. Третий этап: индивидуальная тактическая подготовка (стрельба в тире, дуэль, смена магазина). Четвертый этап: встречный бой, поиск и спасение парашютиста».

«Зарницы» стали повсеместными. Если мы в своем детстве ограничивались беготней по пионерлагерю и окружающему лесу с цветными повязками на рукаве, то у нынешних участников этой игры в распоряжении беспилотники, муляжи автоматов Калашникова и чуть ли не винтовки с оптическим прицелом.

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Взрослые заботливо воссоздают для детей атмосферу Великой Отечественной войны. «Разговоры о важном» задают боевой настрой, классные часы укрепляют, спортивные соревнования создают ощущение, что завтра придется идти в бой. А после уроков — «внеклассные мероприятия». И тут уже все зависит от того, насколько хватит фантазии и патриотизма взрослых. Чаще всего дети в школах и даже детсадах участвуют:

Профориентация

Мирное понятие «профориентация» тоже внезапно встало на военные рельсы: в школы зачастили представители военных училищ, военных академий и силовых ведомств.

Вот, скажем, в Озерский кадетский корпус (это Новосибирская область) явились представители Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ: этот институт — «единственный в стране, где готовят офицеров спецназа и разведки для российских силовиков», каждый шестой из поступивших — участник СВО.

В Сарапульскую школу № 13 имени А.Л. Широких на профориентацию пришли «преподаватели Военной Академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского г. Смоленск».

В школе № 1 Сосногорска в Республике Коми «состоялась встреча учеников школ города и педагогов с ветеранами Афганской войны и событий в Чечне — солистами группы «Мы вместе» Игорем Хаткевичем и Владимиром Фоминым, с группой «Женский батальон», а также участниками СВО Равинским Александром Михайловичем и Юдинцевым Владимиром Михайловичем».

Силовиков и вчерашних солдат приглашают в школы не только для профориентации, но и для разговоров о патриотизме и воинском долге.

Детсады тоже не остаются в стороне. Их сотрудники радостно сообщают в соцсетях:

«В нашем детском саду прошла встреча воспитанников старших групп с представителями общественной организации "Пограничное братство Рубеж 71". В гости к детям пришли ветераны-пограничники, люди интересные, со сложившейся судьбой. (…)

Гости рассказали ребятам о трудностях и особенностях службы на границе, о буднях пограничной службы, об их помощниках собаках, о стойкости и мужестве наших солдат. Дети с замиранием сердца слушали рассказы пограничников об их участии в охране границ нашей Родины, о боевом духе и настоящем воинском братстве».

Все эти новости — лишь крошечная доля тех «военно-патриотических мероприятий», которые проходили в школах и детсадах страны всего лишь в один день, 16 октября.

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Прививка ненависти

Я помню, как в мой первый приезд в Германию долго не могла понять, откуда у меня взялось неприятное чувство опасности. И вдруг осознала, что его вызывает само звучание немецкого языка: после множества просмотренных в детстве советских фильмов о войне немецкий язык вокруг звучал страшно, угрожающе и грубо, как язык врага: «Хальт!» «Хенде хох!» «Цурюк!» Только к середине второй поездки в Германию, когда языковая среда стала привычной, ощущение угрозы пропало. И это совершенно бессознательная реакция, которую не так легко осознать и отрефлексировать.

Научный журналист Ирина Якутенко пишет, что предвзятость воспринимается детским мозгом очень рано. Подспудные страх и неприязнь сохраняются даже у тех людей, кто искренне исповедует расовое и национальное равенство.

«Наглядное доказательство, что неприязнь к какой-либо группе, привитая в раннем детстве, сохраняется на всю жизнь, получили недавно ученые Колумбийского университета, — рассказывает далее Ирина Якутенко. — Они выяснили, что

жители нацистской Германии, которые в период расцвета пропаганды, в том числе нацеленной на детей, ходили в садик или учились в младшей школе, спустя годы оказались наибольшими антисемитами, чем все поколения, рожденные как до, так и после».

Читайте также

Почему русский мир — не империя

Почему русский мир — не империя

Когда возник архаично-силовой сценарий русской жизни? Приглашение к дискуссии

Преступление против детства

Детский поэт Маша Рупасова, живущая сейчас в Канаде, в своем телеграм-канале фиксирует те военно-патриотические инициативы, которые обрушиваются на головы российских детей с февраля прошлого года — от встреч с «героями СВО» до приема в Юнармию прямо на первосентябрьской линейке.

«Изначально я начала фиксировать происходящее для того, чтобы поверить, что эта фантасмагория происходит на самом деле, — говорит Маша Рупасова. — Спустя несколько месяцев (…) я поняла, что пропаганда взялась за российских детей всерьез: появилось «Движение первых», Юнармия стала активной не только в регионах, но и в крупных городах, начали появляться патриотические клубы — счет идет на десятки тысяч, и даже воскресные школы военизировались.

Милитаризация направлена не только на школы, но и на детские сады. И, как ни прискорбно, многие родители считают, что так и воспитывается патриотизм — через знакомство с орудиями убийства, через смотры строя и песни, через парады дошколят и ненависть к врагу, который, ясное дело, желает нам погибели.

Психику детей постоянно раскачивают рассказами о войнах — о Великой Отечественной и (…), как бы уравнивая (…) в сознании детей. Дети невротизированы, они вынуждены существовать внутри жуткого кровавого мифа о войне.

Мало того, детей втягивают в активное участие в «СВО» — они собирают посылки на фронт, пишут солдатам письма, а кто-то и сам собирается на фронт защищать Родину. Дети из семей с антивоенной позицией также находятся в перманентном стрессе и боятся поставить во «ВКонтакте» лишний лайк. Третьеклашки знают, что их родителей могут посадить в тюрьму.

Я считаю, что российская пропаганда в коллаборации со школой совершает тяжелейшее преступление против детства, и возможные последствия меня пугают. А пропаганда в школах и садах усиливается, даже по сравнению с прошлым годом.

Из последних достижений пропаганды меня поразило, что не успел начаться учебный год, как школы вспомнили Зою Космодемьянскую, которой как раз исполнилось 100 лет. Некоторые учителя, судя по жалобам родителей, превзошли сами себя, живописуя пытки, которым ее подвергли нацисты (а дети уже в курсе, что наша великая страна опять сражается с нацизмом). А ведь полезных покойников еще много: весь пантеон пионеров-героев, «Молодая гвардия», плюс постоянно появляются новые герои: то в школах посвящают им парты, то они приходят лично, проповедуя любовь к Родине и смерть за нее — потому что это высшее проявление любви».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow