СюжетыОбщество

«Мне нужна помощь, но я боюсь осуждения»

Люди со всей Сибири второй год продолжают дарить друг другу дрова, чтобы пережить зиму

«Мне нужна помощь, но я боюсь осуждения»

Дрова привезли! Фото: «ТВК»

«Мне нужна помощь, но я боюсь осуждения». Это самая частая фраза, которую я слышала от людей, оставивших заявки для проекта ТВК «Подари дрова». Год назад мы затевали эту акцию, чтобы обеспечить дровами тех, кто в них нуждается. Все наши герои живут в частных домах, и у них, как и 200 лет назад, печное отопление. Это пенсионеры, многодетные семьи, люди с инвалидностью, семьи мобилизованных. Все они столкнулись с финансовыми трудностями, из-за которых покупать дрова стало не под силу. Так, в прошлом году заявки на дрова оставили больше сотни семей, а помощь получили как минимум 30 из них.

Спустя год мы решили узнать, как изменилась жизнь участников проекта, а также поговорили с теми, кто до сих пор нуждается в тепле (их все еще много).

География проекта была огромной по сибирским меркам — заявки приходили не только из Красноярского края, но и из соседних регионов — Хакасии, Иркутской области.

В прошлом году в эфире мы смогли рассказать 13 историй о людях, которые нуждаются в тепле с доставкой на дом. С несколькими из них нам удалось пообщаться спустя год.

от редакции

Этот материал был впервые опубликован изданием «ТВК», входящим в объединение независимых медиа «Синдикат-100». «Новая газета» — участник «Синдиката». Сегодня мы публикуем материал наших коллег, чтобы расширить его аудиторию.

О том, почему на карте «Подари дрова» вынуждены просить помощи не только малоимущие, но и семьи мобилизованных, — в фильме «Новой газеты».

Фото: «ТВК»

Фото: «ТВК»

Татьяна и Любовь из поселка Березовский

Одной из первых героинь проекта стала Любовь Дмитриевна из поселка Березовский — это около 30 км от Красноярска. Женщина рассказала, что живет вместе со своей дочерью Татьяной. У Татьяны семеро детей, а еще у нее серьезный диагноз — псориаз, поэтому помогать по дому она не может.

Помимо Татьяны у Любови Дмитриевны есть еще трое детей. Младший и старший работают, средний — мобилизован. В доме нет центрального отопления и водопровода, поэтому топятся углем и дровами. На сезон нужно закупить 20 тонн угля и 60 кубов дров. В деньгах получается больше 100 тысяч рублей.

Сразу после выхода этой серии нашелся даритель, который попросил остаться анонимным. Тогда к дому привезли два кузова дров и угля. Татьяна вспоминает тот момент, когда ее семье в сложной ситуации помогли абсолютно чужие люди.

Любовь Дмитриевна,
участница проекта:

«Мы оставили заявочку, и люди откликнулись. Один и тот же человек сначала привез уголь, а следом дрова пришли. В один день с разницей 10–15 минут две машины друг за другом. Потом еще одна женщина сделала большой подарок ребятишкам — устроила представление, подарила подарочки. Ребятишки были довольны. Мы даже не ожидали такого».

За год жизнь семьи изменилась. Сейчас дочь Любови Дмитриевны съехала с детьми в отдельное жилье. А сын, который был на СВО, вернулся домой с осколочным ранением внутренних органов.

Любовь Дмитриевна:

«Здоровье дочери сейчас лучше, она съехала от меня с детьми, хочет своим углом жить. Максим, который был на СВО, вернулся домой, у него осколочное ранение. Нынче он мне привез дрова и уголь. У него тоже своя семья, ждут третью лялечку».

Сейчас женщине помогает сын — в этом году дрова ей не нужны.

Фото: Сергей Токарев / tokareff.org

Фото: Сергей Токарев / tokareff.org

Олеся, волонтер приюта для кошек и собак

С просьбой о помощи в проект «Подари дрова» обращались и волонтеры приюта для животных. Всего пушистых постояльцев — около 70 собак и 30 котов. Олеся Сидоркина — волонтер приюта. Она работает учителем биологии в 82-й школе на Киренского, а помимо этого каждый день ездит в приют, чтобы помогать животным.

Сейчас ситуация в приюте, как и количество его постояльцев, не поменялась. Олеся Сидоркина говорит — кого-то из животных забирают домой, но вместе с тем прибывают и новые «хвостики». Помощь дровами актуальна в любое время года, поделилась волонтер.

Олеся Сидоркина,
волонтер приюта:

«В прошлом году откликались люди. Один человек купил целую машину горбыля, многие дарили корма. Дачники привозили дрова в мешочках, по два-три мешочка в машине. Кашу мы варим круглый год, поэтому дрова актуальны и зимой, и летом. Сейчас как раз дрова заканчиваются, недельки на две осталось, поэтому в ближайшие дни надо закупиться. Как раз недавно вспоминали, какой хороший проект был «Подари дрова».

Если вы хотите помочь приюту, связаться с Олесей можно по этому телефону +7 950 983 31 52.

Кадр: «ТВК»

Кадр: «ТВК»

Виктория Потапенко:

«Я обзвонила всех участников проекта, про которых снимали сюжеты в прошлом году. Так, Татьяна Константиновна из Покровки рассказала нам, что переехала в благоустроенную квартиру. Дом пришлось продать, потому что скончался муж — Валерий Николаевич, и следить за хозяйством в одиночку стало очень тяжело».

Среди прошлых участников проекта были те, кто на этот раз поговорить отказался. Люди просто боялись делиться своими нынешними проблемами, потому что столкнулись с волной негатива, в том числе от самых близких. Одна из пожилых участниц, например, в прошлом году получила помощь от другой пенсионерки. Но не все увидели в этой истории благотворительный хэппи-энд: некоторые люди стали писать, мол, как можно принимать помощь от тех, кто сам в ней нуждается?

Еще одна участница рассказала, что ее осудили знакомые и родственники. «Просить помощи — стыдно» — с таким мнением столкнулась женщина. Было и такое, что участники сначала соглашались пообщаться, а затем переставали отвечать на звонки.

Всего за прошлый сезон тепло с доставкой на дом получили как минимум 30 семей, обратившихся за помощью. И это лишь те, о которых нам стало известно. Процесс дарения часто оставался анонимным, поэтому сейчас нельзя назвать точное количество людей, которые получили поддержку. Однако многие красноярцы помогали и с радостью делились результатами на фото и видео.

В середине проекта помочь одной из жительниц Красноярска решила целая организация — следственный отдел СК по Кировскому району.

Сотрудники за свой счет организовали машину и привезли дрова Елене Николаевне — инвалиду детства из Суворовского района. О бедственном положении женщины сотрудники узнали из ежедневного мониторинга публикаций в СМИ. Затем поделились желанием помочь с руководителем — тот поддержал инициативу.

Были и по-настоящему невероятные для нашего времени истории. 12 (!) машин отборных колотых березовых дров заказала бухгалтер из Красноярска, чтобы помочь семьям, которые нуждаются в тепле. Женщину-дарителя зовут Нина Анатольевна. Мы попытались встретиться с ней лично, но она посчитала, что это будет лишним. Зато по телефону рассказала, что просто хотела сделать доброе дело.

Нина Анатольевна,
бухгалтер, даритель:

«Здесь не объяснить, это чисто по-человечески. Потому что мир уже настолько жесток. Люди уже потеряли веру во что-то такое. Что посторонний человек может просто помочь. Просто хочется кому-то сделать добро, чтобы кто-то перед Новым годом был в хорошем настроении».

Кадр: «ТВК»

Кадр: «ТВК»

Помощь приходила даже от жителей других регионов. Жительница Перми Елена оплатила долг за электричество героине проекта из Николаевки Ирине Павловне. Пенсионерка с инвалидностью вместе с сыном почти полтора года жила без электричества из-за долга в восемь тысяч рублей. Погасить задолженность не получалось: пенсия у Ирины Павловны небольшая, у сына — тоже инвалидность.

На историю женщины обратила внимание журналист Светлана Хустик. Она помогла пенсионерке с дровами, а затем рассказала о ситуации на своей странице в соцсетях. Пост увидела жительница Перми Елена — именно она оплатила долг за электричество.

Другая история, которая, кажется, никого не оставила равнодушным, — пенсионерка, которая перевела участнице проекта 12 тысяч рублей. В эфире мы рассказали историю Ирины Геннадьевны из Покровки. У женщины инвалидность, в 37 лет у нее случился инсульт. Оплачивать дрова на небольшую пенсию красноярке сложно.

После выхода сюжета с Ириной Геннадьевной связалась другая пенсионерка — Любовь Георгиевна. Она и перевела героине проекта 12 тысяч рублей, отложенных на «гробовые». С нами поделилась — всегда старается помогать тем, кто в этом нуждается.

Любовь Георгиевна,
пенсионерка, благотворитель:

«Я немножко «ку-ку». Я все трачу только на то, чтобы помочь. Знаете, как у нас всех, у старых, «гробовые» отложены. Если мне не хватает пенсии в течение месяца на все — на птичек, на всех — я оттуда тягаю тысячу-две. Потом копейки остаются, опять туда бросаю».

Виктория Потапенко:

«В этом году мы стали вновь искать семьи, которые нуждаются в тепле. Большинство людей, оставивших заявки прошлой зимой, отказывались — в основном из-за страха осуждения. При этом люди охотно жаловались, делились своими проблемами, но не для соцсетей и не для эфира. С одной женщиной из Емельяновского района я проговорила по телефону полчаса. Она подробно рассказала о том, как ей живется в частном доме и с какими трудностями ежедневно ей приходится сталкиваться. Однако когда дело дошло до того, чтобы опубликовать ее историю, женщина отказалась. Были среди оставивших и заявки те, кто уже решил свои финансовые проблемы или вовсе переехал из частного дома в квартиру.

Был и такой случай из Минусинска: на карте я нашла заявку семьи с несколькими детьми. Когда стала звонить, выяснилось, что заявку оставляла соседка, и это ее номер. По телефону женщина призналась, что дрова семье до сих пор нужны, и, видимо, не только дрова, однако на связь мать выйти не может — она в запое. Соседка извинилась за то, что зря побеспокоила».

Однако все же на нашей интерактивной карте осталось немало костров, которые еще не зажглись голубым цветом. Вот пара историй о тех, кому актуальна помощь дровами.

Кадр: «ТВК»

Кадр: «ТВК»

«Костер» из Шалинского

В этом году одной из первых в проект обратилась Людмила — одинокая мама из Шалинского, которая воспитывает трехлетнюю дочь. Женщина рассказывает, что попала в тяжелую финансовую ситуацию. Несколько лет назад мама уговорила ее взять на себя кредит — 380 тысяч. Деньги ушли на мамины нужды: покупку бытовой техники и оплату долга за коммунальные услуги

Средства быстро потратили, а долг остался, причем мама отказалась его платить, говорит Людмила. В итоге женщина осталась должна банку 380 тысяч. Дальше суд, приставы, арест счетов. Теперь с банковской карты Людмилы ежемесячно снимают почти всю зарплату: на руки она получает только 3,5 тысячи.

Людмила Яськова,
нуждается в дровах:

«До января мы получали детские пособия — 15 тысяч, и эти деньги полностью уходили на еду. Сейчас я переоформила пособия, надеюсь, их одобрят. Но первая выплата в любом случае будет только в феврале. Сама я работаю в спорткомплексе уборщицей, зарплата 22 тысячи. Но приставы арестовали счета и списывают почти всю зарплату».

Своего жилья у женщины нет, она снимает вместе с дочкой частный дом. 5 тысяч уходит на аренду, еще 2 тысячи — на оплату электричества и воды. Помимо этого зимой нужно топить печь. В этом году на дрова семья потратила 10 тысяч — этого хватило на два месяца.

Людмила Яськова:

«Печка наша дровами топится. Машина дров нам обошлась в 10 тысяч рублей за пять кубов. Два месяца мы так прожили, плюс помогли остатки горбыля. Сейчас мы вообще на нуле. Дров осталось на неделю-полторы. Родственников у меня нет, помощи ждать неоткуда. Крутимся как можем».

Женщина живет в Шалинском на улице Октябрьская, 22.

Если вы хотите помочь ей дровами, связаться с ней можно по номеру 8 904 891 46 72 либо 8 923 378 59 24.

Читайте также

В цинковых дровах

В цинковых дровах

Из Сибири забирают газ, не оставляя его местным жителям. А теперь и самих жителей стали забирать. Как здесь относятся к своей бедности и к спецоперации

«Костер» из Элиты

Еще одна заявка на дрова поступила от Владимира Павленко из Элиты. Мужчине 59 лет, и живет он один в небольшом доме. Раньше мужчина работал на стройке, но 13 лет назад его жизнь разделилась на «до» и после» из-за травмы позвоночника.

Владимир Павленко,
нуждается в дровах:

«Я работал на стройке и упал с высоты. Итог — оскольчатый перелом позвоночника. В 2011 году мне провели операцию, теперь у меня стоит металлоконструкция на саморезах. После этого я учился заново ходить, заново жить начинал. Мне повезло, потому что я восстановился».

Из-за травмы Владимиру пришлось оставить работу. Сейчас он получает пенсию по инвалидности — 13 тысяч рублей. Еще 10 тысяч — субсидия от соцзащиты. Однако этих денег на оплату дров не хватает. На один сезон приходится тратить около 60 тысяч рублей, говорит мужчина.

Владимир Павленко:

«Дом старый, 50-х годов постройки, строили еще мои родители. Уже в землю врос. Батарей нет, только печка. И топится она дровами — сами знаете, сколько они сейчас стоят. Самому не купить. У нас здесь цены о-го-го».

Близких родственников у Владимира нет, семьей он тоже не обзавелся. Поэтому помогать по хозяйству некому — приходится следить за домом самому.

Владимир Павленко:

«Печку я топлю сам. Нанимать помощника мне не по карману. Да и нанимать некого — одни алкоголики кругом. Летом хожу за грибами — я заядлый грибник. В общем, двигаюсь потихоньку».

Если вы хотите помочь Владимиру дровами, можете связаться с ним по номеру 8 908 021 25 57.

Карта проекта «Подари дрова». Скриншот

Карта проекта «Подари дрова». Скриншот

Как я могу помочь?

Карта проекта «Подари дрова» работает и сейчас. На ней дарители могут сами найти тех, кто в холода остался без дров. Выберите значок костра на интерактивной карте. За каждым символом костра скрывается история конкретной семьи с контактами. Кто-то лишился работы, в чей-то дом постучалась болезнь, кого-то с маленькими детьми оставил супруг, а кто-то вынужден жить на смехотворную пенсию.

Возможно, одно из сообщений отзовется в вашем сердце, и вы захотите поделиться своим счастьем и теплом с теми, кому этого сейчас так не хватает. Значком сердца мы помечаем адреса, где уже появилось тепло.

Нужно ли звонить получателю?

На карте вы найдете контакты тех, кому нужна помощь. С героями проекта дарители могут связаться напрямую. Это позволяет нам сделать помощь адресной, а сам процесс дарения максимально прозрачным.

Обязательно позвоните тому, кому вы хотите помочь. Это важно. Человеку может потребоваться время, чтобы подготовить место для разгрузки дров. Либо в процессе разговора вы неожиданно выясните, что есть вещи, которые людям сейчас даже нужнее дров.

Сколько дров нужно подарить?

В проекте нет каких-то минимальных критериев или ограничений. Каждый помогает тем, чем может, и дарит столько, сколько считает нужным. Но все же стандартно люди заказывают «в подарок» машину дров. Как правило, такого количества хватает на то, чтобы топить печь полтора-два месяца, а то и больше, в зависимости от квадратуры дома и прочих условий.

Нужно ли делать фото и видео?

Ваше сообщение о добром деле, а также фото и видео нужны не для того, чтобы что-то проверить. Так мы узнаем о добром деле и сделаем на карте соответствующую отметку — сердце. Это позволяет, во-первых, отслеживать, кто из участников проекта уже получил помощь — будущие дарители сразу поймут, кто все еще нуждается в тепле с доставкой на дом.

Кроме того, мы публикуем фото и видео в наших социальных сетях — каждая такая история может побудить еще кого-то сделать доброе дело. Но если вы хотите сохранить анонимность, не переживайте — мы уважаем ваше решение и оставим ваше имя в секрете.

Сейчас на интерактивной карте проекта ТВК «Подари дрова» более сотни адресов.

Если вы тоже готовы помочь, просто переходите на интерактивную карту и выбирайте значок костра.

смотрите фильм

Фильм «Дрова для мобилизованных». Производство «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow