Культура / Выпуск № 01 от 11 января 2010 г.

2293 Аватар, выпей йаду!

После этой премьеры история кино разделилась на две части: спорное прошлое и страшное будущее

11.01.2010

Рекомендую

2 комментария

0
Ник Ланеев, 14 июня 2013 в 04:36
Есть в фильме
ключевая фраза про вмешательство капиталистов - "а что мы им дадим взамен?
дешевое пиво и джинсы?". Аватар это конечно же метафора или пародия на
современный мир где так же ради денег и ресурсов уничтожается природа и народы
под флагом прогресса и демократии. Нетрудно найти множество аналогий это и
Ирак, и индейцы Америки, и Китайцы которых Европейцы травили опиумом, а также
множество видов животных которых истребили люди, продолжаются загрязнения рек
и вырубка лесов и т.д. Огромные бульдозеры это в некотором смысле образ
цивилизации людей - сложный, сильный, высокотехнологичный, но в итоге всё что
он может это разрушать, убирать живой лес и оставлять грязь и песок для потока
рабочих и других машин. Т.е. как в фильме так и в жизни мы уничтожаем одно но
ничего равного не даём взамен кроме капиталистической антиутопии. Так долго
людей пугали соц. лагерем и муравейниками , а в итоге построили совершенно
противоположную антиутопию, и если у муравейника есть хотя бы общая цель , то
у современной антиутопии цели и смысла нет , кроме разве культа потребления.
Но интересна конечно реакция людей на фильм. Многие и очень многие

интуитивно вполне поняли о чём фильм, и в чём состоит аналогия. Но аналогия и
мораль столь неприятна, что большинство сделало вид что ничего не произошло,
что это красочный пустой блокбастер где главный герой зачем то предал родину.
Неприятные вопросы "куда мы движемся?","в чём смысл?" обычно удел
пылящихся книг и скромных арт-хаусов. Кэмерон конечно поступил "подло" к
обывателю, подсунув неприятные вопросы о нас самих в минуты когда этот
обыватель собирался потреблять очередное развлечение. За это Аватар и не любят
наверное
0
Ник Ланеев, 14 июня 2013 в 04:38
Аватар получился таким вбросом "нечистот" на вентилятор. Обыватель чей
мозг уже привык к Трансформерам и попкорну вдруг получает под соусом
блокбастера неприятную аналогию со своим миром и тем более неприятный вывод
про него.
Все пишут про Покахонтас, Стругацких, но первый кто приходит на ум при
просмотре - это Рэй Бредбери . У Рэя сквозь всё творчество проходит тема
отторжения от технократического и капиталистического мира которые идут в
никуда, наращивая технологии, наращивая развлечения, но сам человек становится
болванкой, пустым внутри потребителем.
Например в рассказе "И по-прежнему лучами серебрит простор Луна" во
многом линия главного героя похожа на Аватар. Он видит недалёких вояк которые
прилетели на чужую землю и начинают типично "земное" варварское поведение. И
чем больше он узнаёт чужаков и их культуру тем больше его отвращение к своим
соотечественникам которые пьют и ломают всё вокруг. Это вот отторжение к своим
во многом и является главной темой что в Аватаре что у Брэдбери. Как многие
наши россияне за границей стесняются своего происхождения и своих земляков ,

зная и видя как они себя ведут и как зарекомендовали. Главный герой инвалид,
это можно трактовать как метафору того что он чувствует себя ущербным и лишним
в мире людей и только в мире чужаков он может жить полной жизнью. В
режиссерской версии есть кадры земли которая превратилась в один сплошной
мегаполис с пивбарами и прочими развлечениями , в которых главный герой
прожигает жизнь. Если смотреть на Аватар сквозь призму творчества Брэдбери то
возникает мысль об усталости самого автора от мира людей в котором ему
приходится жить, и о деструктивном векторе разрушать/истощать природу при этом
ничего не предлагая равного в замен кроме общества потребления


Этот материал вышел в номере

Реклама

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2014@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2014@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Новости

22 ноября

Реклама

Партнеры

Тви-новости

Реклама

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама