Культура / Выпуск № 115 от 10 октября 2012

25937 Ольга Чкалова: «Я пережила 4 вечера личных оскорблений»

На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»

10.10.2012

— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме, — говорит мне Ольга Валерьевна Чкалова, младшая дочь легендарного советского летчика-аса. — Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Обычно авторы и режиссеры в подобных случаях приводят свой главный аргумент: это не документальный, а художественный фильм…

— Художественное осмысление образа талантливыми людьми, даже если бы оно радикально противоречило моим представлениям, меня бы не оскорбило. Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения!

— А создатели фильма к вам вообще не обращались за консультациями?

— В 2007 году сценарист Алексей Поярков позвонил моей сестре Валерии и попросил ее посмотреть наброски сценария фильма об отце. Сестра сделала там немало поправок. А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике. Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство. Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!

— Каким вы помните отца?

— Я родилась на седьмой месяц после смерти папы. Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы. Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».

Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…»

Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом. Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам. У него был полет под Троицким мостом — тоже тренировка. Там случилась авария, самолет задел провода, трибунал его осудил. Сослуживец отца по эскадрилье в Ленинграде рассказывал: «Однажды я увидел, что Валерий Павлович с карандашом и бумагой в руках трудится над какими-то схемами и чертежами. На вопрос, чем он занимается, Чкалов ответил, что вот все думает, как обратную петлю сделать. Но ничего не выходит — плоскость отвалится. …На ненужный риск он не шел». И война Великая Отечественная началась именно на тех самолетах, которые испытывал отец.

— Правильно ли я понимаю ваши ощущения — создатели фильма не изучали жизнь своего героя, а ворвались в нее, как воры-грабители, все раскидали, побросали важное, потоптались, схватили то, что плохо лежит…

— Абсолютно правильно, и пользуясь вашей аналогией, я еще добавлю, что они действовали в перчатках — ничего не потрогали собственными руками, не почувствовали ни духа эпохи, ни личности. Что «плохо лежало»? У отца был близкий друг, бывший однокурсник Александр Анисимов, они с ним действительно соперничали, так как оба были высококлассными летчиками. Но соперничали именно в профессиональном плане. Никогда Александр не был влюблен в мою маму, не могло быть у них из-за нее никакой дуэли. Но на потребу чему-то авторы фильма не только здесь закручивают сюжет любовного треугольника, но еще и добавляют эту роковую Марго, которая тоже становится общей для них любовницей. То есть у них есть какая-то ткань, и они шьют все, что им заблагорассудится… Такую чушь несусветную.

— Ну да, шьют, как вьетнамцы под брендом известных итальянских фирм, и выбрасывают на рынок.

— Выбрасывают на барахолку омерзительную дешевку, подделку, которая просто даже в элементарную какую-то логику характеров не вписывается. Ну вот они же сами показали в фильме венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам. А в фильме дед приезжает из деревни, проделав долгий путь, а Валерий Чкалов до такой степени увлечен роковой любовью к страстной Марго, что уходит из дома к ней. И дедушка, его отец, обидевшись, уезжает на следующее же утро. Не мог Валерий Чкалов, который готов был из-за отца бросить на карту все, уйти в первый же вечер его приезда! Это — невозможно. Что еще интересно: мама в фильме тем временем музицирует на фортепьяно. Она на этом инструменте, кстати, никогда не играла, она хорошо пела, но не это важно. А то, что она на недоуменный вопрос деда: «Куда это сын на ночь глядя?» — с покорностью в голосе объясняет, что муж в последнее время берет уроки танго. То есть она знает про эту преподавательницу танцев, Марго, знает, что муж изменяет, но принимает ситуацию. Мама никогда бы не смогла такого потерпеть! Она была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету. Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом. А в фильме она — бессловесная, в полном смысле слова деревенская дурочка. Вот якобы 1935 год, и мои родители на приеме у Сталина. Я оставлю за скобками то, что в этом фильме вообще все даты перепутаны и что в указанный год Чкалова еще в Кремль не приглашали. Оставлю и то, что банкет напоминает обед в какой-то столовке, — тут уже вопрос бюджета и хоть какого-то желания показать реалии минувшей эпохи. Но вот Сталин якобы приглашает маму на танец, а она только что после родов, чуть ли не падает. Но идет танцевать, вся такая обмякшая, с придыханием. Я думаю, содрогнулись все, кто помнит маму, — это безобразная попытка спроецировать собственные представления о поведении людей в предлагаемых обстоятельствах…

— Вы сами заговорили о Сталине, в кадрах с ним актеру Дятлову совсем уже невозможно, он очевидно беспомощен, неестественен. Чкалов вместе с «отцом народов» лезет под стол, обращается к нему исключительно на «ты». Выглядит это все карикатурно.

— У меня, кстати, актер, игравший роль Чкалова, отторжения не вызывал, он просто делал то, что велено. Весь фильм — карикатура и бездарный гротеск. Взято действительно тяжелое, мрачное время и показано как сплошная несуразица. Там как будто бы и не было личностей — все идиоты; походя в этом фильме ернически пнули многих порядочных, известных людей. И про Сталина… У отца никогда не было с ним панибратских отношений, они общались на официальных приемах или по делу — в кабинете. Друг отца, Георгий Байдуков, рассказывал мне, что только однажды отец, когда его чествовали за только что совершенный подвиг, от переполнявших его чувств предложил Сталину выпить на брудершафт. Переполошилась охрана, все напряглись. Отец выпил полный стакан водки, Сталин свой только пригубил… Такая ситуация была один раз, под влиянием момента. А в жизни отец субординацию всегда соблюдал — он не был безумцем и не мог хлопать по плечу «вождя всех народов» со словами: «Послушай, Иосиф…»

Отец был популярным, он много общался и дружил с известными актерами, писателями, они могли выпить, поговорить. Об этом есть опубликованные воспоминания. Но кутить с цыганами, беспробудно пить, хамить, предавать друзей и семью — так представить жизнь человека, чья жизнь оборвалась на пике славы, в 34 года, и который так много успел сделать, — это, я считаю, позорище прежде всего для создателей фильма. У меня ощущение, что историю нашей семьи закопали в безобразную яму…

— Вы не собираетесь подать в суд на создателей фильма? Я помню, что родственники Есенина также были возмущены пошлым духом сериала о поэте, который, кстати, снял тот же режиссер Зайцев.

— Судиться с Первым каналом бессмысленно, мы только поднимем им рейтинг. Мы уже видели подобную ситуацию, когда шло обсуждение по поводу столь же бездарного фильма об ученом-физике Льве Ландау. Все, чего хочу я сегодня, это сказать людям: вы сегодня видите, что на экранах появляются пометки 16+, 18 +.

А на этот сериал нужно ставить просто жирный крест. Нет такого возраста, в котором можно было бы смотреть посмертную грязную клевету на конкретных людей, которые до сих пор остаются легендами своей страны.



20 комментариев

0
Виктор Коротаев , 10 октября 2012 в 10:08
Полностью согласен и поддерживаю дочерей Валерия Чкалова. А актер, хоть он и подневольный человек, должен быть разборчивее. Не хотелось бы перестать верить в его пенье.
0
Валентина Чернышева , 10 октября 2012 в 12:49
Уважаемая Ольга Валерьевна! Я обращаюсь к Вам с просьбой, может стоит опубликовать все документы, письма, воспоминания о Валерии Чкалове, как бы в противовес этой пошлости. Сегодняшние "дирижеры жизни" не хотят, что бы народ знал настоящих героев. Всю Советскую эпоху они обливают грязью, все герои в их видении - подонки и дебилы. Я очень обрадовалась, когда увидела, что фильм о Чкалове, но терпения хватило на 4 серии. Образ недалекого хулигана ни чего общего не имеет, с тем что я знаю из исторических и литературных произведений СССР. Очень горько, больно и обидно, что державу и людей которые сделали Россию из государства с сохой, державой с развитым авиастроением, космическими достижениями, военной мощью, такими вот негодяями превращают в пошленькое, мелкое ничтожество. Время все расставит по местам. Не думаю, что люди так безмозглы, что бы повестись на бездарный фильм, который даже по жанру, сюжету - ничтожен. нет целостного произведения, какие то незаконченные мысли и отрывки ни о чем...
0
Александр Козлов , 10 октября 2012 в 15:20
"но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему?"

Я предполагаю ответ от создателей, для продолжения линии совкового патриотизма новыми средствами, взяв образцом "Топ Ган" с Томом Крузом, например.
0
мартин555 фиш , 10 октября 2012 в 18:02
Ольга,откуда Вы знать могли,о настоящем Чкалове- в рассказах друзей отца,матери и документах не могло быть о его любовницах-это могли рассказать не друзья. У моего отца были женщины,но мама никогда не говорила.Увидела сама когда выросла-прожил 78 лет.И Вы бы тоже наблюдали ,если б не погиб Ваш отец. А на счет выпивок- Вы пишите-встречался со многими писателями и т.д.... и что? Что они в это время чинно сидели? Не смешите... Вы хотите образ святого и непорочного сохранить? Пожалуйста... Но нам то зачем Ваши гневные сказки?
0
Юрий Морозов , 11 октября 2012 в 05:12
Тема Вашего "выступления" понятна. И давно известна... (((
Если ВСЕ в дерьме - то и Вы среди других перестаете выделяться!
0
мартин555 фиш , 10 октября 2012 в 18:15
А ФИЛЬМ.кстати,сделан хорошо.Все претензии к сценаристу. РЕЖИССЕРУ дали сценарий и из паршивого смог сделать смотрибельное кино. А все неточности и т.п. к Продюсерам и Сценаристу...Сейчас ,к сожалению,нет возможности что-то менять без их согласия....Вы почитайте и другие материалы о Вашем ЧКАЛОВЕ. Живите счастливо и не думайте,что мнение о Чкалове будет хуже,чем оно есть от фильма. Ребята веселились и гуляли и все было в свободное время... Я представляю,что за фильм получился бы по вашему сценарию -героически-трагически безжизненная икона. Да ,ладно,ну зачем пуританствовать?... Ни к чему.
0
Валентина Чернышева , 10 октября 2012 в 18:55
От того вы под 555 кроетесь, что ложь вам во благо. Поверьте ни государству, ни подрастающему поколению это впрок не пойдет. Во лжи не вырастет доброта и уважение.
0
мартин555 фиш , 10 октября 2012 в 19:17
прочитайте интервью дочерей чкалова в газ.Культура от 22.06.2012 ; вБульвар Гордона от 09.12.2008 г. и Факт и коммент. от 31.01.2004 г. -были у них застолья ,гулянки и звонки от разных женщин ... но мама ,естественно образ правильно создала ,только в обморок нечего падать.Икон хватает...
0
Борис Майоров , 10 октября 2012 в 19:48
На мой взгляд, наша ндустриализация могла бы пройти мягче, например, в случае конституционной монархии. Царь Николай перевёл бы страну от сохи к ядерной бомбе без надрыва в личной и общественной жизни. Мало вероятно, чтобы он выпил бы на брудершафт водку с воздушным ассом. Мне понравилась эта версия истории Чкалова в форме художественного фильма и работа соответствует произведению искусства.
0
Иван Фёдоров , 10 октября 2012 в 20:27
Борису Майорову: При царе Нмколае фельдмаршал Паулюс ехал бы до Царицина в мягком вагоне, на крупных станциях его приветствовали *наши партнёры*, родственники супруги царя, всякие там патриархи ипр гламурная публика. Хорошо, что история не имеет сослагательного наклонения.
0
Борис Майоров , 10 октября 2012 в 21:42
Ивану Фёдорову: Я смотрел фильм, как художественную работу и не оскорбился в своих вкусах. Слава Богу, что у нас ещё не начали осуждать за оскорбление художественных вкусов кого-либо из публики.
Ссылка на ядерную бомбу в интервью на семейно-бытовые темы меня огорчила. Дочь Чкалова молодец, что любит папу, но явно не читала размышления Опенгеймера и Сахорова по ядерной технологии. Например, переход от сохи к ядерной бомбе, который сейчас происходит в Северной Корее на наших глазах далеко неоднозначен. Поколение кимов явно не заточено под коттеджи для всех желающих в них жить.
0
Георгий Дубровский , 11 октября 2012 в 07:14
Спорный вопрос конечно, сейчас правды уже не узнать, каким кто был.
0
Юрий Борисович Черненко , 11 октября 2012 в 07:58
Ивану Фёдорову.
Хочу уточнить. На чьей территории, при царе Николае был проведён знаменитый Брусиловский прорыв. Где сражалась армия РУССКОГО генерала Рененкампфа. Уж не вражеской ли земле?
0
Ivan Rudenko , 11 октября 2012 в 15:31
Да только при этом страну в тылу просрали...
0
Владимир Миронов , 11 октября 2012 в 08:31
Фильм - коммерческая заказуха. Кто проплатил? Согласование с родственниками должно быть обязательно. Позор сценаристу и режиссёру. Я бы на месте Ольги подал в суд за оскорбление памяти отца. "Вымысел" возможен по отношению к вымышленным героям, а не к историческим лицам.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

161
вольдемар александрович: День опричника это вещь,конечно,но Сорокин все же на большого...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама