Культура

136541 Европа, прощай! (зальцбургские впечатления)

Эссе Людмилы УЛИЦКОЙ публикуем с любезного согласия автора

26.08.2014

Фото: ИТАР-ТАСС

Зальцбург, волшебная табакерка, идеальный туристический город, в котором время как будто остановилась – воображение дорисовывает картину прежней, вымершей и ностальгически прекрасной жизни. Река Зальцах, отливающая зеленью, каменный срез горы, крепость на вершине, пара монастырей, несколько соборов, университет – все те же, что и в древности.

Город-миф, город-фантом, город-вымысел. Местные жители носят форму – портье, официантов, горничных, за спинами которых изредка мелькают колпаки поваров. В поле зрения несколько ряженых Моцартом попрошаек в синтетических париках, с маленькими скрипочками, и несколько нищих, уже не ряженых: здешние цыгане, беженцы из Восточной Европы… Только они и напоминают о сегодняшнем дне.

Из аэропорта в гостиницу привез меня шофер с такой внешностью и с таким английским, что дать ему чаевые я не осмелилась. Меня поселили в гостинице «Захер», старинной и роскошной, того жанра, которого чурается моя душа разночинца-интеллигента, – здесь пахло «старыми деньгами», старомодной роскошью, Австро-венгерской империей, тайным и изжившим себя романом аристократии и буржуазии. Узнавание бывшей империи началось прямо от порога, а закончилось на премьере оперы Моцарта «Дон Жуан». Но между этими событиями, утром того же дня состоялось открытие фестиваля.

Тема его – столетие Первой мировой войны, ее неусвоенные уроки. И об этом мне более всего хочется рассказать. Собираясь на это торжественное мероприятие, я спросила моих давних немецких подруг и коллег – переводчицу Ганну-Марию Браунгардт и редактора Кристину Линкс – а не взять ли мне с собой книжечку для чтения, чтобы не умереть от тоски? Они-то прекрасно знают, что у меня от официальных речей начинаются мигрень, аллергия и депрессия одновременно. Но книжечку не взяла – из вежливости. Открылось это мероприятие исполнением австрийского гимна. Я, как и все прочие зрители, встала. И подумала – хорошо вам, австрийцам, музыка вашего гимна моцартовская, а слова гимна написаны в 1947 году приличным человеком, Паулой фон Прерадович.

И тут я испытала легкую зависть: нашего-то гимна, российского, мы давно стыдимся. Первый его вариант, на музыку композитора Александрова, написал Сергей Михалков, поэт-царедворец, в 1944 году. Слова были мощные: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиг он нас вдохновил…» Когда Сталина развенчали, тот же Михалков подправил текст – вместо Сталина поставил «партию», догадайтесь какую… С 1955-го по 1970-й пели про партию… С 1971-го по 1991-й исполняли гимн без слов, голая и бодрая музыка Александрова будила по радио всю страну в шесть часов утра… Потом поменялся век, и с 2000 года узаконили еще раз подправленный текст: все тот же Михалков, профессионал из профессионалов, помусолил свой ловкий карандаш, заменил одну пару слов на другую, вместо «партии» вставил слово «Бог» с большой буквы, как теперь у нас, в свежеправославной стране, принято, и теперь мы снова при гимне. И автор, и композитор «почили в Бозе», так что трудно теперь предположить, кто будет делать поправки к следующему… Впрочем, история нашей страны развивается такими кругами и зигзагами, что скоро, кажется, можно будет еще раз освежить гимн, вернувшись к Сталину…

Пока я размышляла, два замечательных актера читали диалог из странного восьмисотстраничного произведения «Последние дни человечества» Карла Крауса, одного из пророчеств о гибели человечества, написанного между 1915 и 1919 годами… Что произошло с миром, если он вспомнил снова о пророчествах столетней давности? Я слушала выступления руководителей Австрии – главы земли Зальцбург, министра культуры, президента республики и проникалась все большим изумлением, которое совершенно непонятно гражданам европейских стран: это были речи культурных образованных людей, и были они гораздо более похожи на речи университетских профессоров, чем на выступления партийных функционеров, к которым мы привыкли от рождения.

Речь шла о взаимодействии культуры и политики, это были размышления о возможной гибели мира, сопоставления двух моментов истории – предвоенного, начала ХХ века, и теперешнего, начала ХХI. Все выступающие так или иначе касались этой темы: энтузиазм народа, шумное одобрение войны в кругу европейских интеллектуалов начала века, редкие голоса протеста… И главное – неслыханный подъем националистических настроений в обществе. При сопоставлении этих двух исторических точек бросается в глаза их опасное сходство: тот же подъем национализма в разных странах, эксплуатация понятия «патриотизма», вскармливание настроений национальной исключительности и превосходства…

Я, живя в России, это чувствую особенно остро. Я не занимаюсь политикой, но говорю то, что я думаю, в тех случаях, когда меня спрашивают. Именно по этой причине меня определили в «пятую колонну», обвиняют в том, что я ненавижу свою страну, и оправдываться мне глупо и неплодотворно. Во мне нет никакой ненависти – есть стыд и бессилие. Политика России сегодня – самоубийственная и опасная – представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны. В сущности, она уже идет. Локальные войны в Чечне, в Грузии и теперь на Украине – ее пролог. А эпилог скорее всего писать будет некому.

Именно в этот день, следя за выступлениями австрийских руководителей, я вернулась к моим давним размышлениям о природе государства, сходной с природой раковой опухоли. Демократия, у которой есть свои опасные стороны, тем не менее единственный механизм, который в состоянии бороться с этим присущим любому государству свойством. Есть строго ограниченные обязанности, которое общество делегирует государству, правительству, людям, находящимся у власти. Государство по своей природе имеет тенденцию к самосохранению – оно предпринимает огромные усилия, чтобы быть вечным и несменяемым. Государство пускает в рост метастазы в те области, которые ему не принадлежат, в культуру, подчиняя ее своим интересам, в частную жизнь человека, пытаясь манипулировать сознанием. Чем выше уровень демократии, тем большая гарантия контроля общества над государством. В наше время, когда возник мощный механизм управления народными толпами с помощью тотальных средств массовой информации, государство стремится взять под контроль или присвоить себе все СМИ. Именно это произошло в нашей стране. В этом и есть главная опасность демократии – в условиях авторитарного режима она легко становится «управляемой»…

Австрийские политики говорили именно о том, что более всего меня занимает: о взаимоотношении политики и культуры. Но наиболее точно и обоснованно выступил австралийский историк Кристофер Кларк, автор глубокого труда «Сомнамбулы. Как Европа шла на войну», давший блестящий анализ предвоенной ситуации в Европе. Восторг и воодушевление, которое испытали даже выдающиеся интеллектуалы Европы после начала Первой мировой войны, говорят только о том, что даже самый развитой интеллект проигрывает мощи природной агрессии, заложенной в человеке-животном, легко попадает в сети национализма, особой исключительности своего народа. Даже Зигмунд Фрейд был ослеплен блеском этого мнимого величия. Человек, написавший за несколько лет до начала войны «Плата за цивилизацию – чувство вины и недовольство, испытываемое людьми из-за давления своих первобытных инстинктов и неспособности совладать с ними», после объявления войны пишет с восторгом: «Я никогда не чувствовал себя в такой мере австрийцем, как сейчас». У него оставалось время для размышлений: во время Первой войны он потерял двух сыновей, а Вторая мировая вынудила его покинуть столь любимую Австрию… Но в те годы восторг Фрейда разделяли Томас Манн, Музиль, Гофмансталь, видевший в войне очищение от буржуазности и застоя. Так люди культуры, всегда работавшие противовесом политики, предавали свое предназначение, пренебрегая собственными нравственными ориентирами. Выбор сегодня стоит не между войной и миром, а между войной и полным уничтожением человечества. Мир сегодня разделился не на белых и черных, евреев и арабов, мусульман и христиан, бедных и богатых, образованных или невежественных, а на тех, кто это понимает, и на тех, кто отказывается это понимать.

Цивилизация зашла в тупик: агрессия, заложенная в природу человека, не укротилась достижениями науки, просвещения, познания, искусства. Казалось, что культура может укротить эту самоубийственную страсть к самоуничтожению, но боюсь, у человечества уже не осталось времени… Сама по себе цивилизация, ее выдающиеся технические достижения ничего не значат, кроме возможности провести полное взаимоуничтожение в короткий срок. Нам уже не свалить вины на мистические силы зла, Дьявола с его прислужниками – в недавнем фильме «Фауст» великого режиссера Сокурова человеку поставлен новый диагноз, которого Гете не знал: зло, живущее в глубинах человеческой души, превосходит все, что христианское богословие приписывало Дьяволу.

Человек победил Дьявола по концентрации зла и более не нуждается в устаревшей концепции инфернальной природы зла, справляясь собственными силами. Иозеф Остермайер, министр культуры Австрии, вспоминает имена тех, кто поднял свой голос против Первой мировой войны, – Стефана Цвейга, Оскара Кокошко, Берту фон Зутнер. Это было незначительное меньшинство, но никто сегодня не может предсказать, как повернулось бы развитие Европы, если бы этой точки зрения придерживалось в то время большинство интеллигенции.

Программа открытия Зальцбургского фестиваля продолжается. Звучит музыка Рихарда Штрауса, песни на музыку Антона Веберна. И музыка продолжает этот разговор о жизни и смерти. Другой темы у сегодняшнего искусства уже нет. В конце вечера президент Австрии Хайнц Фишер произнес слова огромной важности: «Сегодня нет такого противопоставления культуры и политики. Люди культуры выступают часто против политики, против неонацизма. Политика и культура как партнеры в многолетнем браке: ссорятся, конфликтуют, но существовать друг без друга не могут; это очень важно, чтобы художники сохраняли критическое отношение к действительности». Устами австрийского президента политика впервые на моей памяти апеллирует к культуре. Может быть, уже поздно.

Последнее, что хотелось бы мне сказать: я живу в России. Я русский писатель еврейского происхождения и христианского воспитания. Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории. Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией. Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры.

Культура потерпела в России жестокое поражение, и мы, люди культуры, не можем изменить самоубийственной политики нашего государства. В интеллектуальном сообществе нашей страны произошел раскол: снова, как в начале века, против войны выступает меньшинство. Моя страна каждый день приближает мир к новой войне, наш милитаризм уже поточил когти в Чечне и в Грузии, теперь тренируется в Крыму и на Украине. Прощай, Европа, боюсь, что нам никогда не удастся войти в европейскую семью народов. Наша великая культура – наш Толстой и Чехов, наш Чайковский и Шостакович, наши художники, артисты, философы, ученые – не смогли развернуть политики религиозных фанатиков коммунистической идеи в прошлом и алчных безумцев сегодня.

Триста лет мы, люди культуры, питались от одних источников – наш Бах и наш Данте, наш Бетховен и наш Шекспир, – мы не теряли надежды, но сегодня нам, людям российской культуры, той ее малой части, которой я принадлежу, остается сказать только одно: «Прощай, Европа!»




79 комментариев

1
Алексей Z , 26 августа 2014 в 16:07
Странно...а с чего бы человеку меняться? Сначала насадить где только можно культ агрессии, жестокости, алчности, потребления, а потом удивляться - "а чего это природа человека такая же как и тысячи лет назад?"
Воспитывать надо человека и общество. Понятно, что проще управлять тупым, необразованным, алчным стадом, но тут уж или - или. Любишь медок...
3
alex lee , 12 февраля 2015 в 23:29
Я с большим уважением отношусь к Людмиле Улицкой и хочу. чтобы мои слова прозвучали по дружески. Эта преамбула нужна чтобы высказать следующее:
--только в совке можно принять то, что художники (или у автора люди культуры) якобы могут сказать что политически хорошо, а что плохо. Эта точка зрения основана на том что х-ки (писатели) инженеры "человеческих душ", а в узко совковом смысле элементы полит пропаганды. В частном случае, конечно могут. Но слушать их по этому поводу глупо --это сфера политиков а не художников.
--Второй тезис который мне претит--сообщество людей культуры. Это мечта, фейк, или просто обман. У художников нет ни времени ни сил быть в сообществе. Можете представить себе Леонардо да Винчи, Моцарта, The Beatles в каком-то сообществе.
Фермер не колхозник, а художественный колхоз порождение того же Совка. И наоборот, если вы в колхозе,--вы не художник.
--И ограничусь ещё одним тезисом. От Петра Великого до катастрофы 17-ого часть России была только кривым зеркалом Европы. Так что с чем же Вы изволите прощаться сударыня? Бочком Россия всегда будет к Европе, но распутинщина, пугачёвщина и милоновщина и многочегоещё, никогда не дадут ей стать европейской страной.
А что касается "культуры воспитующей" ,--у многих народов нет такой "кудрявой" литературы, как у русских, но это высоконравственные и цивилизованные народы. Из известных мне ,--финны и корейцы. У этих народов этика и нравственность не в сочинениях известных, но сомнительных личностей, а в глубине национального, народного воспитания.
0
Альмагий Голубов , 15 февраля 2015 в 11:50
alex lee
вынужден пояснить, что Улицкая противопоставляет не людей культуры политикам,
а просто людей (к таковым относится большинство людей культуры) и недолюдей (к ним относятся российские политики, и не только),
-4
Artem F , 26 августа 2014 в 17:02
что возразить уважаемому автору? Зальцбург - замечательный город, европейские ценности - сугубо положительная вещь, агрессия - это плохо. В реальности же отнять всегда проще, чем заработать. То, что т.наз. цивилизованные страны отнимают по-другому и агрессия их не всегда видна, не отменяет этого закона. Россия на этом поле - один из игроков.
Предвосхищая вопросы "кто у вас что отнял?", приведу простой пример - информационные войны. Не надо сегодняшней, еще не устаканившейся ситуации. Возьмем давнюю историю с корейским самолетом - на стол в Вашингтоне лег доклад с перехватами переговоров пилотов, из которого следовало, что они выполнили все инструкции и попытались связаться с лайнером всеми доступными способами. Докладу не был дан ход, вместо этого была запущена кампания в СМИ, приведшая к огромным репутационным потерям СССР. Не нужно объяснять, что репутационные потери = экономические потери.
С тех пор принципиально ничего не изменилось. Россия понемногу учится играть по этим правилам, и я даже не знаю, хорошо это или плохо. В любом случае, то, о чем пишет автор, и все эти игры лежат в ортогональных плоскостях. Та узкая прослойка, которая играет по "правилам Улицкой", ни в одной стране мира к рулю не допускается.
4
Гриша Серосовин , 27 августа 2014 в 01:25
Да ладно врать-то...

"на стол в Вашингтоне лег доклад с перехватами переговоров пилотов... Докладу не был дан ход, вместо этого была запущена кампания в СМИ, приведшая к огромным репутационным потерям СССР. Не нужно объяснять, что репутационные потери = экономические потери."

Официальная информация такова: в 1993 году РФ рассекретила материалы по этому инциденту и передала ИКАО самописцы "Боинга". За десять лет до того никаких записей переговоров у Вашингтона не было. Если у Вас есть какие-то другие ПРОВЕРЯЕМЫЕ сведения - источник, пожалуйста.

"на стол в Вашингтоне лег доклад с перехватами переговоров пилотов, из которого следовало, что они выполнили все инструкции и попытались связаться с лайнером всеми доступными способами..."

Как говорил персонаж "Неуловимых мстителей": "Брехня-я". Единственный способ, которым пытались связаться с "Боингом" советские военные, это электронный запрос "свой/чужой". А на него экипаж "Боинга" из-за отсутствия соответствующего оборудования, естественно, ответить не мог. По радио связаться даже не пытались. При этом летчик Осипович прекрасно знал, что сбивает пассажирский лайнер. См. интервью подполковника Осиповича, сбившего корейский "Боинг". http://www.nytimes.com/1996/12...
-1
Artem F , 30 августа 2014 в 16:31
Григорий, вы где так вежливо отвечать научились? Сразу стимулирует к конструктивному ведению дискуссии.
По сути - связаться пытались, но не системой "свой-чужой", даже по вашей ссылке видно. То, что гражданские и военные самолеты на разных частотах связываются, привело к еще одной трагедии пятью годами позже, но о ней как-то не шумели.
1
николай р. , 14 ноября 2014 в 13:00
И на каком же языке хотел по вашему пилот связаться? По русски что ли спросил: „стой кто идёт?“ или калякал по „южнокорейски“? конкретная достоверная информация имеется?
3
рашин кака́ши , 26 августа 2014 в 17:07
" может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны. В сущности, она уже идет. Локальные войны в Чечне, в Грузии и теперь на Украине – ее пролог. А эпилог скорее всего писать будет некому "
===
при всем маразме разных хрущевых и брежневыху них была одна черта - они на собственной шкуре испытали что такое война. Сегодняшний "величайший политический деятель современности" "один стоящий на бруствере" - всего лишь циничный и лицемерный особист. Пороха он и не нюхал, реалий войны не видел и на собственной шкуре не испытал. Страха перед ужасами войны у него нет. Этакий мачо мирного времени.
==
страшно подумать что бы случилось, если бы во время карибского кризиса у руля ссср стоял сегодняшний "отец народа". Смог бы "галерный раб" переступить через свою личную гордыню "настоящего мачо" ?
-9
Грета Горбова , 26 августа 2014 в 17:08
Как смешно и показушно написано, не хватает только в каждой строчке "ах!". Но, втискивая в свой витиеватый текст Толстого, Людмила Улицкая вообще-то в курсе, что он был ватником и защищал Севастополь? А что закон он ставил выше свободы? А что его герои вышвырнули французов со святой Руси?
3
Михаил Лаврёнов , 27 августа 2014 в 00:03
Мадам, вы тут особенно-то не перевирайте взгляды автора "Войны и мира": http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew... , основанные на его долгом жизненном опыте.
0
Борис Канашов , 13 февраля 2015 в 20:11
Милая Грета! Главная мысль романа Л.Толстого "Война и мир" заключается в том, что "не порох решает дело".
-11
Владимир Терехов , 26 августа 2014 в 17:44
Дочитал до фразы "Нашего гимна МЫ давно стыдимся". Улицкую потерял, не находя..
4
регина спенсер , 26 августа 2014 в 17:55
а вам какая часть гимна из описанных милее - сталинская или божественная?
если вам от 40 до 60, то скорее всего промежуточная, где про партию и народ.
и, кстати, дочитайте.
смысл в том, что гимн переписывали и подправляли в угоду конкретным политическим надобностям. все равно, что памятник переодевать и менять ему голову, в зависимости от того, кто у руля.
4
вольдемар александрович , 26 августа 2014 в 23:28
И правильно стыдимся, потому, что и в старом варианте было сплошное вранье и в новом вранье, да еще придумал прихвостень старый -богом хранима в 21 веке такую галиматью только такая неразборчивая власть, как наша, могла проглотить...
2
николай р. , 14 ноября 2014 в 13:12
Владимир Терехов, 26 августа 2014 в 17:44
Дочитал до фразы "Нашего гимна МЫ давно стыдимся". Улицкую потерял, не находя..
-------------------------------------------------------
Нет почему? Не все стыдились, мы например в детстве втихаря посмеивались и нaпевали под музыку гимна стихи Некрасова: „однажды в студённую зимнюю пору.......“ и так далее. Текст отлично подходит.
2
Михаил Чернин , 26 августа 2014 в 17:50
"Восторг и воодушевление, которое испытали даже выдающиеся интеллектуалы Европы после начала Первой мировой войны, говорят только о том, что даже самый развитой интеллект проигрывает мощи природной агрессии, заложенной в человеке-животном, легко попадает в сети национализма, особой исключительности своего народа"
Что тогда говорить о простых людях, оболваненных российскими телеканалами, что разжигают в них агрессию к другим людям и странам, а также к тем, кто этой агрессии лишен.и старается ей хоть как-то противостоять?
0
Наталия Крылова , 26 августа 2014 в 18:28
Ощущение от прочитанного и анализа происходящего двоякое. Словно происходит процесс рассмотрения раковой опухоли изнутри и при этом, уже независимо от наблюдателей, метастазы ползут во вне, втягивая в процесс уничтожения и окружающий мир. Может изоляция России послужит благом и для мира, и для самой страны. Пришло время камни собирать и пересмотреть истоки глобальной и глубинной болезни-стремления не к свободе, а к господству над другими. А вопросы очень просты: кто виноват и что делать? Ответы тоже очень просты, но путь к ним может оказаться долгим. С уважением.
0
Gen Ach , 26 августа 2014 в 19:05
В России все еще есть умные люди. Не мир или война, а жизнь или смерть - вот чем может обернуться человечеству осень нашего патриарха.
-3
Владимир Романовский , 26 августа 2014 в 19:36
Во всём права Людмила Евгеньевна, не права только, что агрессия в человеческой природе. Причины агрессивности совсем другие : государственное устройство, классовое деление общества, низкий уровень образованности.
После понимания этих причин вырисовывается способ преобразования этой агрессивности в более прочные и разумные чувства : совершенствование государственного устройства, преодоление классового неравенства, повышение уровня образованности.
И, Людмила Евгеньвна, перестаньте - таки большевиков пинать ! Ну и что это такое : "Наша великая культура – наш Толстой и Чехов, наш Чайковский и Шостакович, наши художники, артисты, философы, ученые – не смогли развернуть политики религиозных фанатиков коммунистической идеи в прошлом и алчных безумцев сегодня."
После такого неуважительного отношения к Коммунистической Идее уже и про "алчных безумцев сегодняшнего дня" что - то не так верится, что оценка справедлива! Ведь даже и Стефан Цвейг не сразу разобрался, что война - это нехорошо, это Зло : "At the beginning of World War I, patriotic sentiment was widespread, and extended to many German and Austrian Jews: Zweig, as well as Martin Buber and Hermann Cohen, all showed support." http://en.wikipedia.org/wiki/S...
Так, может, мы и теперь, и сегодня не всегда всё сразу правильно понимаем ? И не такие уж мы алчные безумцы ?
Ну , глуповаты малость....
0
Виктор Тихомолов , 27 августа 2014 в 10:32
Владимир Романовский, 26 август 2014 в 19:36
Я с Вами согласен: "Причины агрессивности совсем другие" и делее,.. но выразил бы это так "причины проявления агрессивности". Я считаю, что агрессивность присуща живому: захват жизненных возможностей, но проявляется агрессивность в обществе, только тогда, когда возникают проблемы. Они возникают из нарушений в распределении, порождённых причинами, Вами названными.
А большевиков пинают люди недалёкие, не признающие наличие причинно-следственных связей в истории.
1
Mikhail Sinitsyn , 19 ноября 2014 в 12:02
ну всё таки агрессия в природе. У викингов подвигом считалось ограбить и убить соседа, увести у него женщин. Кто делал это успешнее тот и герой. Это была обычная жизнь.
0
сергей федоров , 26 августа 2014 в 21:05
"Цивилизация зашла в тупик...Прощай, Европа !"
Тупые там зашли в тупик.
А чем же мы тут лучше их ?
А если скажем тупику -- "Прощай!",
Они из тупика и плюнут невзначай.
1
Вячеслав Щукин , 26 августа 2014 в 23:55
Согласен в отношении врожденности агрессии у человека. Точнее, в отсутствии таковой в человеке. Сам немало размышлял на эту тему. Я немало уже пожил на белом свете, пришлось жить подолгу и в разных странах, и в замкнутых небольших сообществах, короче, пришел к выводу, что агрессия это все-таки всего лишь защитная реакция, но никак не врожденное, фундаментальное свойство. В хороших условиях даже собака не бывает агрессивной. Где-то в религиозных писаниях прочел: "Душа человека по природе своей христианка". Зла не существует- есть отсутствие добра. Как не существует мрака- есть отсутствие света. Свет можно привнести- мрак же привнести невозможно, потому как его и так нет. Полагаю, что то же самое и с агрессией. В России жизнь становится собачьей. Человек все более ощетинивается. Полностью разделяю пессимизм автора статьи- сам уже в будущее хоть не смотри. Надо бы по-умному налаживать жизнь в стране, делать ее более достойной и благополучной и тогда вопросы об агрессии отпали бы сами собой. Боюсь, уже поздно. Имперская дурь и геополитическое помешательство властей зашли уже очень далеко. Как мудро сказал Махатма Ганди: "Цели мы не знаем. Позаботьтесь о средствах, цель же позаботится о себе сама".
-1
Виктор Тихомолов , 27 августа 2014 в 10:25
"В хороших условиях даже собака не бывает агрессивной". А помните: "Собака бывает кусачей только от жизни собачьей..."?
Кто ж нам, "собакам" создаст хорошие условия? Человек создаёт себе "хорошие условия" для выживания сам и только через отъём и удержание необходимого для создания этих условий. А как же отъём и удержание без агрессии? Выжили только агрессивные, поэтому способность к агрессии - врождённое качество любого живого существа, в том числе и человека.
Пацифизм - для "терпил".

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама