У нас в России новая национальная идея. Забыт Петр, насильно тащивший Россию в Европу. Забыты коммунисты, строившие самый передовой индустриальный строй. Мы, Россия, больше не презренная загнивающая Европа. Мы — наследники духовно богатой Византии. В Москве с помпой проходит державно-духовная конференция «Москва — Третий Рим», духовник  Путина показывает по телеканалу «Россия» фильм «Византия: гибель империи» (о том, что еще 1000 лет назад проклятый Запад злоумышлял против оплота духовности), и президент Владимир Путин заявляет в послании сенату о «сакральном значении» Корсуни, в которой, как известно, его тезка перенял сакральность и духовность Константинополя путем разграбления города и изнасилования дочки правителя на глазах ее родителей.

У меня вопрос: мы правда хотим быть похожими на Византию?

Тогда, если можно, на что именно?

Потому что страны «Византия» никогда не существовало. Страна, которая существовала, называлась Римская империя, или империя ромеев. «Византией» ее обозвали враги, и само это название есть наглое переписывание прошлого, предпринятое пропагандистами Карла Великого и папы Льва III. Та самая «фальсификация истории», которая, действительно, в истории случается.

На причинах и следствиях этой фальсификации следует остановиться подробней — это важно.

Итак.

 

Нет Византийской империи. Есть Империя

В конце античности слово «империя» было  именем собственным. Это было не обозначение способа правления (никаких персидских, китайских и пр. «империй» тогда не было), империя была одна — Римская, она же единственная, как осетрина бывает одной свежести.

Таковой она и оставалась в глазах Константинополя — и в этом смысле показательно, что историки путаются в дате возникновения «Византии». Это уникальный случай, когда государство вроде бы есть, а когда оно образовалось, неясно.

Так, выдающийся немецкий византинист Георгий Острогорский возводил начало «Византии» к реформам Диоклетиана, последовавшим за кризисом  римской императорской власти  в III столетии. «Во всех самых главных чертах установления Диоклетиана и Константина доминировали в ранневизантийский период», — пишет Острогорский. При этом, разумеется, Диоклетиан правил Римской, а не «византийской» империей.

Другие историки,  например лорд Джон Норвич,  считают датой возникновения «Византии» 330 год, когда Константин Великий перенес столицу империи в заново отстроенный им Константинополь. Однако перенесение столицы не является основанием империи. К примеру, в 402 году столицей Западной Римской империи стала Равенна — значит ли это, что с 402 года существовала Равеннская империя?

Еще одна популярная дата — 395 год, когда император Феодосий разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием. Но традиция соправления двух и даже больше императоров опять-таки восходит к Диоклетиану. На троне в Константинополе и потом не раз сидели два и больше императора: императоров могло быть много, но империя всегда была одна.

То же самое — 476 год, который спустя тысячелетие был провозглашен концом Западной Римской империи. В этот год германец Одоакр не просто сместил императора Запада Ромула Августула,  но и упразднил сам титул, отправив императорские инсигнии в Константинополь.

На это событие никто не обратил внимания, потому что оно ничего не значило. Во-первых, западные императоры в то время представляли собой длинную череду марионеток в руках варварских сегунов. Во-вторых, никакой империи Одоакр не упразднял: напротив, в обмен на инсигнии он испросил себе в Константинополе титул патрикия, потому что если своими варварами он управлял как военный вождь, то местным населением он мог управлять только как римский чиновник.

Тем более что правил Одоакр недолго: вскоре император заключил союз с королем готов Теодорихом, и тот захватил Рим. Теодорих столкнулся с той же проблемой, что и Одоакр. Титул «король» в то время был скорее военным званием, как «главнокомандующий». Можно быть главнокомандующим армией, но нельзя быть «главнокомандующим Москвы». Управляя готами как король, Теодорих де-юре управлял местным населением как наместник императора, и на монетах Теодориха чеканилась голова императора Зенона.

Римская империя по понятным причинам тяжело переживала де-факто потерю Рима, и в 536 году император Юстиниан уничтожил королевство готов  и вернул Рим в состав империи. Этот римский император, кодифицировавший римское право в знаменитом Юстиниановом кодексе, точно был не в курсе, что, оказывается, он правит какой-то Византией, тем более что управлял он империей на латинском языке. На греческий язык империя перешла только в VII веке, при императоре Ираклии.

Полное господство Константинополя над Италией было недолгим: спустя 30 лет в Италию хлынули лангобарды,  однако империя сохранила контроль над доброй половиной территории, включая Равенну, Калабрию, Кампанию, Лигурию и Сицилию. Под контролем императора находился и Рим: в 653 году император арестовал папу римского Мартина I, а в 662 году император Констант на пять лет даже перенес столицу из Константинополя снова на Запад.

Все это время ни императоры ромеев, ни варвары, захватившие западные провинции, не сомневались, что Римская империя существует по-прежнему; что империя — это имя собственное, и империя может быть только одна, и если варвары чеканили монету (что они делали редко), то они чеканили ее от имени империи, а если убивали предшественника (что они делали куда чаще, чем чеканили монету), то они посылали к императору в Константинополь за титулом патрикия, управляя местным неварварским населением в качестве полномочных представителей империи.

Ситуация изменилась только в 800 году, когда Карл Великий искал юридический способ оформления своей власти над гигантским конгломератом завоеванных им земель. В империи ромеев в это время на троне сидела императрица Ирина, что, с точки зрения франков, было незаконно: imperium femininum absurdum est.  И тогда Карл Великий короновал себя как Римский император, объявив, что империя перешла от ромеев к франкам, — к изумлению и возмущению самой империи.

Это примерно, как если бы Путин объявил себя президентом США на том основании, что выборы в США показались ему незаконными, а стало быть, империум над США перешел от Обамы к Путину, а чтобы как-то отличить новые США от прежних, старые США повелел своим юристам именовать «Вашингтонией».

Чуть раньше коронации Карла на свет явилась фантастическая подделка под названием «Константинов дар», которая — на испорченной латыни с использованием феодальной терминологии — сообщала, что император Константин, излечившись от проказы, еще в IV веке передал папе римскому светскую власть и над Римом, и над всей западной империей: обстоятельство, как мы видим, совершенно неизвестное ни Одоакру, ни Теодориху, ни Юстиниану.

Итак, это важно: «Византия» не образовалась ни в 330-м, ни в 395-м, ни в 476 году. Она образовалась в 800 году в умах пропагандистов Карла Великого, и это название было такой же наглой фальсификацией истории, как заведомо подложный Константинов дар.  Именно поэтому Гиббон в своей великой «Истории упадка и падения Римской империи» писал историю всех римских земель, включая средневековый Рим и Константинополь.

В Константинополе никогда, до самого последнего дня, ни на секунду не забывали, что императоров может быть много, но империя может быть только одна. В 968-м посол Оттона, Лиутпранд, был в бешенстве оттого, что его сюзерена именовали «рексом», королем, и еще в 1166 году Мануил Комнин надеялся восстановить единство империи через папу Александра, который должен был провозгласить его единым императором.

Несомненно, что на протяжении столетий характер Римской империи менялся. Но то же самое можно сказать о любом государстве. Англия времен Вильгельма Завоевателя — совершенно не то же, что Англия времен Генриха VIII. Тем не менее мы называем это государство «Англией», потому что существует непрерывная историческая преемственность, плавная функция, показывающая, каким образом государство из точки А попало в точку Б. Точно то же и Римская империя: существует непрерывная историческая преемственность, показывающая, как империя Диоклетиана превратилась в империю Михаила Палеолога.

А теперь, собственно, самый главный вопрос. Почему «Византия» является общепринятым термином в Европе, понятно. Это бранная кличка, придуманная франками.

Но нашим-то с чего по-фрейдовски объявлять себя преемниками не Цезаря и Августа, а обгрызанной «Византии»?

Ответ, с моей точки зрения, очень прост. «Византия» сама по себе выглядит респектабельным государством. Получается, что некая «Западная Римская империя» рухнула под ударами варваров, а вот Восточная, «Византия», просуществовала еще худо-бедно тысячу лет. Если же понимать, что православное государство с центром в Константинополе являлось полноправной и единственной Римской империй, то тогда происходит ровно по Гиббону: гниение и сокращение империи, потеря провинций одной за другой, превращение великой языческой культуры в агонизирующее государство, управляемое тиранами, попами и евнухами.

 

Бесплодность Византии

Что в этом государстве  самое поразительное? То, что, имея непрерывную историческую преемственность от греков и римлян, разговаривая на том же языке, на котором писали Платон и Аристотель, пользуясь великолепным наследием римского права, являясь прямым продолжением Римской империи, — оно не создало, по большому счету, ни-че-го.

Европа имела оправдание: в VI—VII веках она погрузилась в самое дикое варварство, но причиной этого были варварские завоевания. Империя ромеев им не подвергалась. Она была преемницей двух самых великих цивилизаций античности, но если Эратосфен знал, что Земля — шар, и знал диаметр этого шара, то на карте Косьмы Индикоплова Земля изображена в качестве прямоугольника с раем вверху.

Мы до сих пор читаем «Речные заводи», написанные в Китае в XIV веке. Мы до сих пор читаем «Хейке-моногатари», чье действие происходит в XII веке. Мы читаем «Беовульфа» и «Песнь о Нибелунгах», Вольфрама фон Эшенбаха и Григория Турского, мы до сих пор читаем Геродота, Платона и Аристотеля, писавших на том же языке, на котором говорила империя ромеев за тысячу лет до ее оформления.

Но из византийского наследия, если ты не специалист, читать нечего. Ни великих романов, ни великих поэтов, ни великих историков.  Если уж и пишет в Византии кто-то, то это кто-то ужасно высокопоставленный, а еще лучше особа царствующего дома: Анна Комнина или, в крайнем случае, Михаил Пселл. Всем остальным страшно свое суждение иметь.

Вдумайтесь: несколько сот лет просуществовала цивилизация, бывшая преемницей двух самых развитых цивилизаций античности, — и не оставила после себя ни-че-го, кроме архитектуры — книги для неграмотных, да житий святых, да  бесплодных религиозных споров.


Заставка фильма «Гибель империи. Византийский урок» отца Тихона (Шевкунова), показанного на российском ТВ

Это чудовищное падение интеллекта общества, суммы знаний, философии, человеческого достоинства произошло не в результате завоевания, мора или экологической катастрофы. Оно произошло в результате внутренних причин, список которых читается как рецепт для идеальной катастрофы: рецепт того, чего никогда и ни при каких условиях нельзя делать государству.

Итак.

 

Нелегитимность

Во-первых,  империя ромеев так никогда и не выработала механизм легитимной смены власти.

 Константин Великий казнил своих племянников — Лициниана и Криспа; затем он убил жену.  Власть над империей он оставил трем своим сыновьям: Константину, Констанцию и Константу. Первым актом новых цезарей было убийство двоих своих сводных дядьев вместе с их тремя сыновьями.  Затем убили обоих зятьев Константина.  Затем один из братьев, Констант, убил другого, Константина, затем Константа убил узурпатор Магненций; затем оставшийся в живых Констанций убил Магненция.

Может быть, дальше было что-то другое?

Император Юстин, преемник Юстиниана, был сумасшедший. Его жена Софья убедила его назначить своим преемником любовника Софьи Тиберия. Едва став императором, Тиберий упрятал Софью за решетку. Своим преемником Тиберий назначил Маврикия, женив его на своей дочери. Императора Маврикия казнил Фока, казнив перед тем на его глазах его четверых сыновей; заодно казнили всех, кого можно было считать верными императору. Фоку казнил Ираклий; после его смерти вдова Ираклия, его племянница Мартина, первым делом отправила на тот свет старшего сына Ираклия, намереваясь обеспечить престол своему сыну Ираклиону. Не помогло: Мартине отрезали язык, Ираклиону — нос.

Нового императора,  Константа, угрохали мыльницей в Сиракузах. Его внуку, Юстиниану II, выпало бороться с арабским нашествием. Сделал он это оригинальным образом: после того как около 20 тысяч славянских солдат, раздавленных налогами империи, перешли на сторону арабов, Юстиниан приказал вырезать в Вифинии все остальное славянское население. Юстиниан был свергнут Леонтием, Леонтий — Тиберием. В связи с известным смягчением нравов Леонтий не казнил Юстиниана, а только отрезал ему нос — считалось, что без носа император править не может. Юстиниан опроверг этот странный предрассудок, вернувшись на трон и казнив все и вся. Брата Тиберия, Ираклия, лучшего полководца империи, развесили с его офицерами вдоль константинопольских стен; в Равенне высокопоставленных чиновников собрали на пир в честь императора и перебили к чертовой матери; в Херсонесе семерых знатнейших граждан зажарили заживо. После смерти Юстиниана его преемник, шестилетний мальчик Тиберий, бросился искать убежища в церкви: он держался одной рукой за алтарь, а другой держал частицу Креста Господня, когда его зарезали, как овцу.

Эта взаимная резня продолжалась до самого последнего момента существования империи, лишая любую власть легитимности и делая, между прочим, почти невозможными браки с западными царствующими домами, потому что каждый узурпатор был обыкновенно либо уже женат, либо спешил жениться на дочери, сестре или матери зарезанного им императора, чтобы придать себе хоть какую-то видимость законного правления.


Штурм Константинополя войсками Мехмеда II. 

Людям, поверхностно знающим историю, может показаться, что подобная кровавая чехарда в Средневековье была свойственна любым странам. Отнюдь. Франки и норманны уже к XI веку быстро выработали на удивление четкие механизмы легитимности власти, приводившие к тому, что смещение, например, с трона английского короля было ЧП, произошедшее вследствие консенсуса знати и крайней неспособности вышеозначенного короля к правлению.

Вот простой пример: сколько английских королей, будучи несовершеннолетними, потеряли престол? Ответ: один (Эдуард V). А сколько византийских несовершеннолетних императоров потеряли престол? Ответ: все. Полуисключениями можно назвать Константина Багрянородного (сохранившего жизнь и пустой титул потому, что узурпатор Роман Лакапин правил от его имени и выдал за него свою дочь) и Иоанна V Палеолога (регент которого, Иоанн Кантакузин, все-таки в конце концов вынужден был поднять мятеж и провозгласить себя соимператором).

Если франки и норманны постепенно отработали четкий механизм наследования, то в империи ромеев на трон всегда мог взойти кто угодно, причем очень часто трон передавала не армия (тогда получался хотя бы император, умеющий воевать), но и обезумевшая константинопольская чернь, соединявшая самую дикую фанатичность с полным отсутствием какого-либо кругозора и предвидения. Так произошло при воцарении Андроника Комнина (1182), когда чернь перерезала всех латинян в Константинополе, что, впрочем, не помешало той же черни ровно через три года подвесить свергнутого императора за ноги и вылить ему на голову ведро кипятку.

Нам хочется подражать?

Этому?

 

Отсутствие работоспособной бюрократии

Хроническое отсутствие легитимности работало в обе стороны.  Оно позволяло любому проходимцу (вплоть до неграмотного собутыльника императора вроде Василия I) занять престол.  Но оно же побуждало императора опасаться любого соперника, периодически приводя к тотальной резне и не позволяя выстроить то, в чем нуждается любое государство:  устойчивый свод правил и механизм управления.

Такой свод правил существовал в Китае, его можно выразить двумя словами: система экзаменов. Меритократическая система, при которой чиновники знали, в чем состоит их долг. Это понятие долга не раз и не два побуждало китайских чиновников подавать доклады о коррупции и злоупотреблениях (за которые им рубили головы), и да, сын первого министра легко делал карьеру, но он при этом и образование соответствующее получал,  а если уровень его образования и порядочности не соответствовал занимаемой должности, это воспринималось как отклонение от нормы.

Англия тоже создала подобную систему, ее можно выразить в двух словах: честь аристократа. Плантагенеты правили Англией в сложном симбиозе с военной аристократией и парламентом, и феодальная Европа подарила современному миру одно из его главных наследий: понятие чести человека, его внутреннего достоинства (честь эта первоначально была честью аристократа), отличное от его должности, состояния и степени милости к нему правителя.

Империя ромеев не выработала никаких правил. Ее аристократия была раболепна, спесива и ограниченна.  Она разучилась греческой и римской культуре, и так не научилась франкской и норманнской войне. Не будучи в состоянии построить, из страха узурпации, нормальный государственный аппарат, императоры опирались на тех, кто не представлял сиюминутной угрозы власти: то есть прежде всего на евнухов и на церковь, что и привело к господству той самой знаменитой византийской «духовности», о которой чуть ниже.

 

Квазисоциализм

Несмотря на отсутствие нормального государственного аппарата, империя страдала от сильнейшей зарегулированности, истоки которой опять-таки восходили к эпохе домината и эдикту Диоклетиана «О справедливых ценах». Достаточно сказать, что производство шелка в империи было государственной монополией.

Катастрофическая зарегулированность экономики в сочетании с неэффективным госаппаратом рождала то, что всегда рождается в таких случаях: чудовищную коррупцию, причем в размерах, имевших геополитические последствия и угрожавших самому существованию империи. Так, решение императора Льва VI передать монополию на торговлю с болгарами отцу своей любовницы Стилиану Заутце кончилось унизительным поражением в войне с болгарами и выплатой им тяжелой дани.

Существовала единственная область, в которой антирыночное регулирование не действовало: по несчастному стечению обстоятельств, это была ровно та самая область, в которой оно было необходимо. Само существование империи зависело от существования класса мелких свободных земледельцев, владеющих участками в обмен на военную службу, и именно этот класс исчезал за счет поглощения их земель динатами («сильными»). Самые выдающиеся из императоров, например Роман Лакапин, понимали проблему и пытались с ней бороться: но это было невозможно, потому что чиновниками, ответственными за возвращение незаконно отчужденных земель, как раз и были сами динаты.

 

Духовность

Про это-то замечательное государство — со всеми его императорами, режущими друг друга, со Стилианом Заутцей, с евнухами и тиранами, с динатами, отжимающими земли у рядовых крестьян, — нам говорят, что оно было очень «духовно».

О да. Духовности было хоть ложкой жуй, если под ней подразумевать стремление императоров и черни резать еретиков, вместо того чтобы бороться с врагами, угрожающими самому существованию империи.

 Накануне возникновения ислама империя чрезвычайно удачно принялась искоренять монофизитов, в результате чего при появлении арабов те массово переходили на их сторону.  В 850-х императрица Феодора развязала преследование павликиан: 100 тысяч человек убили, остальные перешли на сторону халифата. Император Алексей Комнин, вместо того чтобы возглавить Крестовый поход, который мог бы вернуть империи земли, без которых она не могла выжить, нашел себе более духовное занятие: он занялся истреблением богомилов и все тех же павликиан, то есть налоговой базы империи.

Духовный Михаил Рангаве тратил огромные суммы на монастыри, в то время как армия бунтовала без денег, а авары вырезали его подданных тысячами. Иконоборец Константин V Копроним удачно сочетал религиозный фанатизм с неистребимым пристрастием к хорошеньким и накрашенным юношам.

«Духовность» была призвана заменить вакуум, возникающий в связи с хронической нелегитимностью власти и хронической недееспосбностью госаппарата.  Раздрай между монофизитами, монофелитами, иконоборцами и пр., гигантские богатства, отданные монастырям, категорическое нежелание церкви делиться ими даже в условиях вражеского вторжения, геноцид собственных подданных по религиозному признаку — вся эта «духовность», в условиях тяжелейшей военной обстановки, и предопределила крах империи.

Духовные византийцы умудрились забыть, что Земля — это шар, зато в 1182 году обезумевшая толпа, в очередном приступе взыскующая духовности, вырезала в Константинополе всех латинян: младенцев, крошечных девочек, дряхлых стариков.

Мы этому хотим подражать?

 

Крах

И, наконец, самое последнее, самое бросающееся в глаза обстоятельство относительно объекта восторженного нашего подражания.

Империя ромеев — исчезла.

Это поразительный, почти небывалый случай исчезновения государства, которое было расположено не где-то там, на задворках, а посередине мира, в живом контакте со всеми существующими культурами. От всех них оно могло заимствовать, от всех них оно могло учиться — и не заимствовало, и не училось ничему, а только утрачивало.

Античной Греции нет уже две тысячи лет, но мы до сих пор, изобретая проводную связь на расстоянии, называем ее «теле-фон», изобретая аппараты тяжелее воздуха, сочиняем «аэро-дром». Мы помним мифы про Персея и Геракла, мы помним истории Гая Юлия Цезаря и Калигулы, не надо быть англичанином, чтобы помнить о Вильгельме Завоевателе, и американцем, чтобы знать о Джордже Вашингтоне. В последние десятилетия наш кругозор расширился:  во всех книжных магазинах на Западе продается по три перевода «Искусства войны», и даже тот, кто не читал «Троецарствия», возможно, смотрел фильм Джона Ву «Битва при Красных Утесах».

Положа руку на сердце: кто из вас помнит имя хоть одного константинопольского императора после VI века? Положа руку на сердце: если вы помните имена Никифора Фоки или Василия Болгаробойца, то представляет ли для вас описание их жизни («Фока казнил Маврикия, Ираклий казнил Фоку») хоть долю того интереса, который представляет описание жизни Эдуарда III или Фридриха Барбароссы?

Империя ромеев исчезла: она с поразительной легкостью рухнула в 1204 году, когда очередной инфантильный тиран — сын свергнутого Исаака Ангела (Исаак убил Андроника, Алексей ослепил Исаака) — прибежал за помощью к крестоносцам и пообещал им деньги, которые не собирался платить, и окончательно — в 1453-м. Обычно так исчезали государства, изолированные надолго, столкнувшиеся с неведомым и летальным для них цивилизационным штаммом: так, например, пала под ударами 160 солдат Писарро империя инков.

Но чтобы государство, обильное, большое, старинное, находящееся в центре цивилизованного мира, теоретически  способное заимствовать, оказалось настолько косным, тщеславным и закуклившимся, чтобы не научиться, хотя бы с военной точки зрения, ничему,  чтобы не перенять преимущества тяжело вооруженного рыцаря,  длинного лука, пушки, чтобы забыть даже собственный греческий огонь, — это случай, не имеющий аналогов в истории.  Даже отставшие в технологии Китай и Япония не были завоеваны. Даже раздробленная Индия сопротивлялась европейцам несколько столетий.

Империя ромеев рухнула с концами — и в Лету. Уникальный пример деградации некогда свободной и процветающей цивилизации, не оставившей после себя ничего.

Неужели наши властители и вправду хотят, чтобы нас постигла судьба державы с центром в Константинополе?

Чтобы мы варились в собственном соку, презрительно отогнув губу и почитая себя пупом земли, пока мир вокруг неудержимо рвется вперед, чтобы мы считали доказательством собственного превосходства не высокие технологии, а механических, поющих при троне императора птичек?

Это ведь Фрейд в чистом виде. Что, желая подражать, наши правители желают подражать не Римской империи, а исчезнувшей, обюрократившейся, растерявшей престиж, знания и силу, не сумевшей отстоять даже право на самоназвание, — «Византии».

Высокая духовность империи ромеев, как известно, кончилась тем, что даже накануне гибели фанатичная толпа и заполнившее собой вакуум власти духовенство не хотели рассчитывать на помощь Запада. Лучше ислам, чем Запад,  считали они.

И по духовности их им и воздалось.



159 комментариев

51
Elena Stulka , 7 февраля 2015 в 16:44
Отлично, просто и по полочкам.
Странно, что Гундяев до сих пор Латынину анафеме не предал...
13
Salo Spec , 7 февраля 2015 в 21:28
Постоянный читатель: Elena Stulka , 7 февраля 2015 в 16:44

Зам. по религии Гундяев, может Латынину только из партии исключить.
Но она не в ЕР...
18
Андрей Дубровский , 8 февраля 2015 в 10:31
Постоянный читатель: Elena Stulka , 7 февраля 2015 в 16:44
"Отлично, просто и по полочкам".

Согласен. Но Латыниной не сказано главного: появление Византии стало результатом возникновения ортодоксальной ветви христианства, которую принял Владимир. И это впоследствии стало проклятием для Руси.
Сейчас православные страны Европы (Россия, Греция, Румыния, Македония и даже Сербия) относятся к самым неразвитым. Даже на Украине восточные области -православные - проигрывают западным.
Именно ортодоксальное христианство стало причиной их отставания от тех же Венгрии, Хорватии, Словении, Польши. Уже не говорю о государствах с преимущественно протестантским населением.
Так что дело не в том, кто какого средневекового правителя убил. Дело в менталитете народов, который формировался господствующей конфессией.
4
Серж Cреднефонтанский , 8 февраля 2015 в 13:05
Да,да,да и ещё раз три тысячи Да !
Православие говорите ? Да это вообще не вера,это просто ЗАБЛУЖДЕНИЕ !
Вера - это только у католиков и конечно же у протестантов ,спорить с этим могут исключительно умственно отсталые люди.
Круг замкнулся- умственно отсталые могут только заблуждаться. Всё !
Правда мучает один вопросик : как там бедные и несчастные японцы живут со своим синтоизмом или корейцы с буддизмом ? Неужели тоже заблуждаются ?
Везёт же им !!!
1
Андрей Дубровский , 8 февраля 2015 в 16:19
Я довольно хорошо знаю историю мировых религий, но в статье шла речь о Византии, потому не счел вправе распространяться о прочем.
2
Serge Sutulo , 11 февраля 2015 в 18:11
Корейцы --- в основном христиане, большей частью протестанты + немного католиков. Буддисты --- в меньшинстве.
2
Виктор Васильев , 8 февраля 2015 в 20:40
В чём именно восточные области Украины проигрывают западным, может быть поясните? Насчёт отставания Сербии можно конечно списывать на православие, а можно - как это вообще-то полагают серьёзные историки - на то, что она подчинялась отсталой Турции, а не куда более передовой Австрии. Ну и т.д.и т.п. Не надо портить в общем-то совсем неплохую статью неграмотными псевдоисторическими изысками.
5
Андрей Дубровский , 9 февраля 2015 в 09:33
Вы сравните хотя бы внешний облик Львова и Харькова, посмотрите, как живут в прикарпатских селах и в селах центральной и восточной Украины. Может быть, пример с Сербией не самый удачный, но Румыния никогда не находилась под Турцией.
Я нигде в комментариях не возражал Латыниной, а привел лишь свое мнение.
2
Андрей Иванов , 12 февраля 2015 в 14:49
Львов это изначально немецкий город, с преимущественно немецко-польско-еврейским населением. Предки современных рогулей жили в окрестных лесах и их доля, среди городского населения составляла единицы процентов - в основном прислуга!

Румыния никогда не находилась под Турцией?! Вы в этом уверены?
В 1526 году после битвы при Мохаче Валахия, Молдавия и Трансильвания попали под вассалитет Османской империи.
-1
Евгений Бабич , 10 февраля 2015 в 15:33
Инквизиция - вот ортодоксальная ветвь христианства! Не вводите людей в заблуждение, своими странными выводами. Очень глупо оценивать экономическое развитие государства, относительно его преимущественного (традиционного) вероисповедания. Нет смысла приводить примеры, мы же не в первом классе.
3
Роман Сидельников , 22 февраля 2015 в 18:55
Как раз экономическое развитие государства напрямую зависит от его преимущественного вероисповедания - реального, а не формального. Человек религиозен тогда, когда регулярно отправляет религиозные культы, а не заходит в храм два раза в год. Соответсвенно то в что мы верим и как напрямую влияет на нашу деятельность - как работаем, как развлекаемся, как зарабатываем и как тратим. Это между прочим ещё Макс Вебер подметил и обосновал. Одно дело, когда маммона это грех и все что заработал надо завещать храму, и другое дело, когда обогащаться не грешно, а заработанное остается в семье, из чего через несколько поколений появляются семьи с капиталом. Или одно дело, когда сто дней в году постишься и экономишь деньги, или не постишься - и все сопутствующие гешефты работают. Я уже молчу про такие религиозные течения как марксизм и социализм, которые очень влияют на материальное развитие государства.
1
Kerstin Stoss , 22 марта 2015 в 21:06
Инквизиция - не "ветвь христианства". И за махровое цветение инквизиции его родина - Испания - и поплатилась потерей политического могущества. Не впрямую за инквизицию, а просто она была прямым продуктом той установившейся косности и всевластия свихнувшихся жадных ортодоксов, которая и привела к закату испанского могущества.
3
Андрей Иванов , 12 февраля 2015 в 14:42
Вы ниже хвастались, что "довольно хорошо знаю историю мировых религий", но ваше же утверждение, что "появление Византии стало результатом возникновения ортодоксальной ветви христианства" показывает обратное! Византия появилась не в результате возникновения... христианства, а как часть политического процесса в Римской империи. И на первых порах существования Константинополя там было государственной версией христианства арианство!!! Позднее, после победы над ним, установилась христианство, как кафолическое и ортодоксальное, причём для всего христианского мира - и для Востока, и для Запада. Разделение произошло в 1054 году - на католическую и православную ветви... Именно с этой даты и можно вести речь про православную Византию, но никак не с "появление Византии"!

А про "проклятье" и "неразвитость" из-за, якобы, принятия православия... это уже бабка надвое сказала! В чём принципиальная разница между католичеством и православием - вы можете сказать? Да и с ходу можно назвать десятки стран, в которых основной религией является католицизм и являющимися неразвитыми!
2
миша мар , 8 февраля 2015 в 20:08
13 апреля 1204 года крестоносцы штурмом овладели столицей Византии. Ворвавшись в Константинополь, «паломники» убивали жителей, грабили дворцы и храмы, купеческие склады и дома горожан, насиловали женщин, поджигали дома… Крестоносцы разрушали бесценные памятники культуры. Были уничтожены уникальные античные памятники, богатейшие книгохранилища, сохранявшиеся в Константинополе сотни лет. В грабежах приняли участие, пришедшие с крестоносцами, католические епископы и священники…Культ потребления и пренебрежение к духовным и культурным ценностям – как сущностное свойство западной ментальности, проявило себя еще во времена варварского разграбления и разрушения Римской империи. Жажда наживы везде и на всём, без всяких моральных ограничений – главный движитель Западного мира…
Четвертый крестовый поход остаётся одной из позорных, но закономерных страниц в истории западной цивилизации… Итогом этого похода стал окончательным разрыв между католической и православной церквями.
16
al bak , 8 февраля 2015 в 21:53
Тут Латынина молодец, про резню 1204 все проходили - совковая школа. Но тот факт, что за 20 лет до этого в Византии вырезали всех последователей Римской церкви - всех без исключения, включая стариков и детей, вот этого в совковых учебниках не писали. Так что гнев крестоносцев имел причину. Мусульманские правители того времени разрешали жить иудеям, христианам разных конфессий на своих землях - плати налог и живи. Западные христиане то же позволяли евреям и мусульманам хоть как то выживать.
Но Византия не терпела никого, вырезали всех иноверцев .
7
Федор Махно , 8 февраля 2015 в 21:12
Юля подзабыла еще написать, что василевсы они себя позиционировали как наместники бога на земле. Что, видимо, греет душу ВВП.
И что они первыми врубились, что тезис "Вся власть от Бога" - им на руку и нефиг гнобить такую замечательную для властьимущих религию.
Кстати, Константин Великий был хитропопый дядька. Крестился в аккурат перед смертью. На всякий пожарный. И, таким образом, по христианскому догмату чистый аки младенец вошел в Царствие небесное. Несмотря на руки по локоть в крови. И веру в римских богов.
Ну, а народишко свой василевсы резали, мяли, топтали с большим удовольствием. Охлос - чернь. Порфирогенитам все это стадо было как биомасса. Из которой лепить можно все, что угодно, имея в руках власть над церковью.
И рабовладение - никто в Истинно Кафолической Империи так и не удосужился толком отменить.
Историки были, конечно, но - приближенные. Сугубо сервильные. Вот, правда, Прокопий Кесарийский, писал-таки Тайную Историю. Помимо официальных хроник. Жег пару раз - боялся, что отрежут все, что можно - если найдут. Но сохранился, слава богу, труд-то. Можно почитать. И многое понять про Второй Рим.
1
Алексей Рожнов , 22 февраля 2015 в 11:33
Панибратство в обращении с человеком, старшим по возрасту и положению, - не самый лучший тон ( предать анафеме может патриарх Кирилл, а не Гундяев). Вы себя написали из двух слов, а для патриарха вам хватило и одной мирской фамилии. Анафеме предают людей, церкви принадлежащих, а не просто глумящихся над ней (иного чести). Просто и по полочкам? Слишком просто и по тенденциозным полочкам. От Византии (как бы не называть империю) как минимум осталась славянская письменность (которой и пользуется автор), а вот от Моравии и Паннонии, прогнавших учеников Кирилла и Мефодия и выбравших немецких священников, не осталось действительно ничего. Те перебрались в Болгарию, и она сохранилась. Еще от Византии остались кони на Сан-Марко и множество экспонатов в Лувре, разграбленных западными идейными крестоносцами в 1204г. (но даже в зтом автор винит самих византийцев).
7
Евгений Дорофеев , 7 февраля 2015 в 16:45
Сейчас уже путин назвал не Вашингтонией, но Новороссией!
28
Samvel Rostomyan , 7 февраля 2015 в 16:47
очень интересная стать - спасибо Юлия
22
alex lee , 7 февраля 2015 в 18:50
"..считалось, что без носа император править не может. Юстиниан опроверг этот странный предрассудок. Вернувшись на трон, он казнил всех и вся." -(-!!!)
В целях сохранения душевного покоя, я стараюсь не интересоваться тем, что замышляют в Кремле и не смотрю ТВ-мерзографию.. Но если наших дзюдоистов на Византийщину потянуло. Чтож . Византийство--понятие нарицательное. Означает насилие, беззаконие, подлость, сервильность, прикрывающую неслыханную мстительность и жестокость. О чём ясно повествует статья ув. Юлии.
Чего только -мы- не слышали от наших идеологов в штацком с очень средним образованием. "Учение Маркса всесильно..!" (потому что Вова крикнул, что оно верно), "Ленин всегда живой!" (хотя все знают что он давно умер), "Хлеб--всему голова!"-- (тогда получается, что колбаса всему член что ли?) Не выходит из головы статья Г.Явлинского с прогнозом результатов курса Кремл. администрации в направлении противоположном какому бы то ни было прогрессу. В этом смысле статья г.Латыниной, является продолжением к этой теме, блестяще её дополняя.
Товарищ Будённый, Хрущёв и мн. другие давно доказали что нашим государством "кухарка вполне может управлять", и тем не менее , если "византийщина" теперь наша духовная СКРЕПКА, то я Вас с этим не поздравляю и серьёзно сомневаюсь ..во вменяемости тех, кто это выкамыривает. Хотя понятно, что косому зданию государства нужны какие-то подпорки. Думаю, что "мужчина" из кремля сделает из Москвы не "Третий Рим", а очень мрачное и опасное место в российской глубинке.
7
Владимир Морозовский , 8 февраля 2015 в 17:51
Временной отсчёт России как "Третьему Риму" дал сам Иван Грозный. Он же уничтожил последний очаг демократии на территории нынешней России, уничтожив Новгородскую республику. Поэтому преемником Византии Россия является уже почти 500 лет, вполне достаточный срок, чтобы придти к закономерному окончательному распаду империи.
6
Виктор Васильев , 8 февраля 2015 в 20:50
Господи, ну одни неучи в истории. Иван Грозный конечно был тем ещё негодяем, но новгородскую республику уничтожил не он. Это случилось лет за 100 до него - тоже при Иване, но не IV (Грозном), а III. Тогда же и вечевой колокол из Новгорода увезли. Иван Грозный - правда - устроил в Новгороде малопонятно чем спровоцированную резню, но это никак не коррелировало с "уничтожением новгородской республики". Что касается местного самоуправления - кстати с участием вполне демократичной по тем временам формы веча - то оно вполне себе существовало и во времена Ивана Грозного. Вспомните, что о гибели царевича Дмитрия возвестил, собрав горожан Углича, именно вечевой колокол. Кстати в свои ранние годы - под влиянием Сильвестра (и вероятно ещё не будучи совсем сумасшедшим) тот же Иван Грозный провёл вполне передовые для тех времён реформы местного самоуправления. Ну и что Романовых на царствие ВЫБИРАЛИ (хотя это далеко было от нынешних фом демократии) тоже не стоит забывать. По сути последние рудименты средневековой демократии в России были ликвидированы уже при Романовых (и не последним тут постарался "прогрессиcт" Пётр I). Это вам в качестве ликбеза по истории, извините. Только не понимайте мою реплику как то, что я сторонник нынешних поползновений власти. Отнюдь. Просто не надо один миф подменять другим, ибо тогда - извините - вы мало чем будете отличаться от тех, кого критикуете.
6
al bak , 8 февраля 2015 в 22:13
Иван Грозный - правда - устроил в Новгороде малопонятно чем спровоцированную резню___ это был по сути геноцид, который он начал в Москве. Опричники - в основном азиаты вырезали под корень бояр и князей западного происхождения. Москва приняла ордынство и истребляла систематически всё западное на своих землях. Иван третий не лучше Ивана четвёртого и не лучше Александра Невского - все ордынцы.
__Романовых на царствие ВЫБИРАЛИ__ это что, про "собор" что ли? Это издевательство над самой сущностью демократии. Собор - это значит все за, кто против - того закопаем. Собор - это съезды КПСС, вот где истинная соборность.
2
Inga Svetlova , 9 февраля 2015 в 10:06
Нет ничего удивительного в том, что фейковая империя считает себя духовной наследницей другой фейковой империи
http://ehorussia.com/new/node/...
14
Sandro Yan , 7 февраля 2015 в 17:00
Подтверждением статьи является ее размер - одного небольшого текста хватило, чтобы полночтью и в достаточных подробностях описать ВСЮ историю "Византии".

Спасибо, прочитал с удовольствием.
15
Salo Spec , 7 февраля 2015 в 17:03
"Крошка Цахес", никогда не станет Императором... Калибр не тот...
14
Нелюбитель Совка , 7 февраля 2015 в 17:44
Ну, честно говоря, не уверен насчет колибра всех этих бесчисленных фок, никифоров и алексеев. Тем более, учитывая результаты их правления и что ни один из них так и не смог основать мало мальской приличной династии. Еще чудо, что они при таких нравах умудрились так долго протянуть. Спасибо автору, я честно говоря и не в курсе был, что там настолько все плохо было.
P.S. И угораздило же Владимира именно их выбрать в качестве ориентира...
3
Владимир Круглов , 8 февраля 2015 в 00:29
Невежество и, как мне кажется, несусветная глупость - причина такого выбора....
3
Константин Когтянц , 8 февраля 2015 в 09:23
Вопрос, что именно Владимир выбрал в качестве ориентира - неоднозначен. Единая христианская церковь раскололась даже не в 1054, а, окончательно, в 1205. Византия, как источник пополнения кадров высшего духовенства имела то преимущество, что не имела сил послать войска. Кроме того, византийские духовные лица а) не обязательно были этническими греками, славян тоже было немало и б)привыкли подчиняться властям. Не случайно история Киевской Руси не знает случаев, когда бы митрополит открыто конфликтовал с великим князем (ну, вообще-то конфликты наверняка были, но их урегулировали келейно)
5
Stanislaw Galizki , 8 февраля 2015 в 12:11
Так может быть, Византия и выбрана в качестве духовного образца из-за того, что гнила она тысячу лет? Нашего "Базилевса" такой срок вполне бы устроил.
2
al bak , 8 февраля 2015 в 22:20
ВОТ, вот 1000 лет. Если права Латынина и это продолжение Рима, то почти 1500. А что -после падения римской республики императоры там были не лучше византийских - Цезаря зарезали, а дальше пошли вроде Нейрона или Тиберия, или того же Константина...
3
Alexandra N , 9 февраля 2015 в 01:44
Единственно, что внушает надежду - что вся эта бодяга продлится не тысячу лет, а наверняка поменьше. В единицу времени теперь происходит больше событий, чем раньше, больше событий и открытий. И фатальных ошибок, в том числе. (Надо же было угробить в один год всё, что хоть как-то шевелилось до того). Конечно, власть постарается утащить с собой в гроб как можно больше народу... предварительно сведя с ума. Конечно, разумным людям тяжко смотреть на всё это...
2
viktor alex , 8 февраля 2015 в 21:43
Постоянный читатель: Salo Spec , 7 февраля 2015 в 17:03
"Крошка Цахес", никогда не станет Императором... Калибр не тот... ***

Главное, времена не те. Кругом теперь не варвары, но прилично образованные люди, в отличие от нас, хорошо знающие мировую историю.
Большое спасибо г-же Латыниной, вразумившей нас, образованцев...
0
Андрей Иванов , 12 февраля 2015 в 14:56
Вы её слушайте больше, эта "стрелка осциллографа" ещё не тому научит!
7
constantin akentiev , 7 февраля 2015 в 17:13
Молодец, в целом все верно. Но есть одна загогулина: византийский псевдоморфоз почему-то затянулся на целое тысячелетие, и это обстоятельство многим кажется завлекательным.
5
Нелюбитель Совка , 7 февраля 2015 в 18:51
Ну как бы темпы-то жизни увеличиваются, глобализация, транспорт, технологии коммуникации маненько подразвились с тех пор. Так что 2000 лет назад процесс разложения занял тысячу лет (да и то, учитывая изначальное гигантское превосходство в технике, знаниях, ресурсах и военном искусстве над окружавшими империю варварами) в 20-ом веке - уже всего лишь десятилетия, а в 21...
2
al bak , 8 февраля 2015 в 22:26
Ну, в то время все боялись греческого огня, византийцы так перемудрили с хранением его в секрете, что сам секрет потеряли. А теперь есть атомные бомбы, и секрет потерять трудно.
2
Андрей Иванов , 12 февраля 2015 в 14:59
А вам никогда не приходил в голову вопрос - сколько городов было построено при Византии и какие ещё государства существовали более тысячи лет?
5
александр меклер , 7 февраля 2015 в 20:47
" ...византийский псевдоморфоз почему-то затянулся на целое тысячелетие..."
Мне кажется, православие - страшная консервирующая сила. Как, впрочем, и
католичество и ислам. Но католичество было в северогерманских землях преодолено протестантизмом,
2
Alsan Amir , 7 февраля 2015 в 23:52
Религия-опиум для народа.Ленин.
-2
Леонид Leonid , 8 февраля 2015 в 00:31
Не всякая.
1
Леонид Leonid , 9 февраля 2015 в 15:31
Например, протестантизм вывел народ из опиумного транса и сделал его активным и способным к самоорганизации и даже самоуправлению.
4
Андрей Дубровский , 8 февраля 2015 в 12:27
Вообще-то не Ленин, а Маркс. Но это неважно. Плагиат у Маркса не возбраняется.
4
Alex Kart , 9 февраля 2015 в 11:21
У Маркса -- религия "опиум народа, вздох угнетённой твари" и пр.
В то время опиум ещё применяли как обезболивающее, так Маркс и рассматривает религию.
Ленин же творчески развил передовое вероучение.
1
Владимир Петренко , 9 февраля 2015 в 11:18
Вообще-то, религия опиум народа, К.Маркс.
3
Vashhog Ayt , 16 марта 2015 в 14:14
Положим, тысяча лет, это с той же полки, что и "Византия". Вот ЮЛ, например, считает с 800 по 1204, тоже имеет право на жизнь такая точка зрения. Слишком уж отличались гос-ва в точке А и в точке Б, чтобы считать их одним, не смотря на одинаковое название.
Понятно, что автор пишет, как всегда, по-китайски историю, если факты противоречат общему посылу - тем хуже для фактов. Увлекшись описанием атисистемы ЮЛ действительно создала модель гос-ва, которое неизбежно должно рухнуть сразу же. Просто потому, что факторы выживания не совсем укладываются в концепт.
Византия просуществовала сколько то там лет, благодаря тому, что это было гос-во, а вокруг были варварские королевства, которым в частности если даже и рассказать про такую штуку как налоги - все равно не поверят. Поэтому Византия была сильно богаче и ото всех откупалась. И потому еще, что регулярная армия, хорошо оснащенная, натренированная, технологичная и с налаженной логистикой была (тут хочется добавить "была только в отчетах дворцовых евнухов", но все-таки) сильнее любых варваров, сколько бы личной чести у последних не было. До поры. Тут, кстати, интересно посмотреть на историю взаимоотношений Византии и Сасанидов и Византии и арабов. Ну и в третьих, Константинополь было банально сложно взять - по остальной империи постоянно бродили всякие сомнительные личности с дружинами, вроде того же Владимира.
В общем, если говорить, что Византия это гос-во с 800 по 1204 то можно сказать, что оно продержалось из-за слабостей соседей, чудовищной инерции политики и огромного наследства. Но в таком виде уже сложнее провести аналогию с текущим положением дел, поэтому ЮЛ педалирует другие особенности.
23
Юрий Карасёв , 7 февраля 2015 в 17:34
Прекрасная статья. Вся. От первого предложения до последнего. Однако становится страшно, когда обращаешься к современной реальности. Наше общество, как загипнотизированное, идёт к своей гибели и не может ничего сделать, чтобы свернуть с этой дороги.
3
alex lee , 7 февраля 2015 в 18:58
Юрий. Что у нас можно назвать словом ОБЩЕСТВО, посте разгона Учредительного собрания и установления тоталитаризма перевоплотившегося в "вертикаль"?
1
Андрей Иванов , 12 февраля 2015 в 15:02
Вы бы ещё новгородское вече вспомнили, чего только до Учредительного собрания "добрались"?
4
Евгений Бабич , 10 февраля 2015 в 16:10
В "прекрасной" статье нет объективизма. Империю необходимо рассматривать в ее различные периоды существования, а не сваливать все в "одну кучу". Система школьного образования, архитектура, математика, финансовая система и т.д. - все это не имело достойных аналогов, в определенный период существования империи. С таким же "успехом" можно развенчать "Европейскую цивилизацию". Вы все тоже, будете хлопать в ладоши!? Комментарии напоминают детский восторг, не более. Это печально. Почитайте или вспомните Н.Макиавелли это Вас отрезвит! (для особо ярых напоминаю - возможность критиковать, выражать свое мнение, самое ценное достижение демократического государства - разве не так?).
1
Андрей Иванов , 12 февраля 2015 в 15:00
Прекрасный пример, как можно манипулировать сознанием - вы яркий пример!
5
Павел Шумкин , 7 февраля 2015 в 17:59
Спасибо Автору.
Думаю проблема РФ не в том, хочет ли она стать и сгнить 3 Римом.
А в том, сможет ли она и как удержатся от этого.
2
Павел Шумкин , 7 февраля 2015 в 18:13
(в смысле достучится ли "безумная девица" до реалистов и очевидцев?)
24
Павел Ч , 7 февраля 2015 в 18:02
Не понимаю почему одни люди могут организовать свою жизнь в интересах своего народа, а другие строят империи, какую то духовность, тьфу мерзость, как услышу про российскую духовность блевать хочется.
6
alex lee , 7 февраля 2015 в 19:28
В фильме Левиафан логово мера почти не отличается от кабинета предс.горисполкома. А местный Поп не отличается от Парторга КПСС, только не стриженный и вместо "райкомовских фавориток"--мальчик. Вот и вся духовность.
А почему "они могут..а мы нет" Кратко Они европейцы , разные, от англо-саксов до.. ... греков. Мы тоже европейцы, но только "понимающие", что в переводе на не наш озн. интеллигентные. Остальные --азиопы, печенеги (Чехов), скифы(Блок), держиморды (Ленин), ордынцы с полу азиатским степным менталитетом вождизма или доминантного самца. У них к Европе агрессия от комплекса не полноценности и по невежеству.
9
Юрий Холодный , 7 февраля 2015 в 20:42
Очень обстоятельно причины нашего азиатства описаны Б. Акуниным в его "Истории государства российского". Увы, все совпадает, в том числе наша готовность массово оболваниваться.
-2
Alsan Amir , 7 февраля 2015 в 23:59
Это просто женское начало в менталитете.Матушка ж Русь.Отсюда и упёртость,жестокость,завистливость,тяга быть зависимым.Много ещё чего.Это не плохо и не хорошо-это просто есть.
3
Ирина Хуснутдинова , 11 февраля 2015 в 12:41
Не повезло вам в жизни с женщинами)
3
Sergei Smolinov , 8 февраля 2015 в 22:11
Чтобы уйти от византийства,нужно одно-вспомнить,что мы финны и начать все с начала.
9
Алексей Неважно(Киев) , 7 февраля 2015 в 18:25
Это одна из моих любимых тем,особенно в привязке к искусству.Когда я задумываясь,что происходило в одно и тоже время там и здесь,то кроме генетической ущербности того,что называют"русским миром"других объяснений не нахожу.К примеру,один из величайших литературных памятников мира-"Божественную комедию",Данте написал в (приблизительно)1310 году.ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ СОЗДАНО НА ТЕРРИТОРИИ "РУССКОГО МИРА"???
0
El Magnifico , 7 февраля 2015 в 20:00
Постоянный читатель:Алексей Неважно(Киев)
Тю, подумаешь, Данте какую-то там "комедию" накрапал! А вот хлЯбать лаптем щи он так и не научился, бездарь )
3
константин мацвай , 7 февраля 2015 в 20:17
в это время русский мир переживал действительно тяжелое время после нашествия монголов, всего сто лет до этого несмотря на раздробленность Русь представляла из себя вполне нормальное не очень богатое, но европейское государство. Отчасти наши проблемы метафизически стоит искать в той катастрофе 13 го века, вирус азиатчины оказался очень сильным, а с вирусом византийства тогда организм вполне справлялся, достаточно посмотреть на дип отношения русских княжеств - вектор был европейским.
Было очень интересно услышать мнение автора именно об этои периоде нашей истории 13 век нашествие монголов и с чем при этом столкнулся государственный и общественный организм.
2
александр меклер , 7 февраля 2015 в 21:09
"...всего сто лет до этого несмотря на раздробленность Русь представляла из себя вполне нормальное не очень богатое, но европейское государство."
Увы, это не так. Прибавочный продукт в сельском хозяйстве был в это время крайне низок, урожаи дай Бог чтобы 1:2, по сравнению с 1:4 - 1:5 на Западе. В сущности всегда грозил голод. Города в сравнении с городами Запада крайне зависили от князя и его дружины, ремёсла не были организованы в "цехи" (на Западе в это время - это подобия производственно-торговой кооперации) и отличались низким уровнем капитализации. Торговля была главным образом внутренняя, "заморских" купцов были считанные штуки и по статусу они были сравнимы с боярами.
Вообще, прокормиться, выжить в климате Русской равнины было неизмеримо труднее, чем в Западной Европе.
4
Sergei Smolinov , 8 февраля 2015 в 22:21
Александр Меклер,7 февраля 2015 в 21:09
...прокормиться ,выжить в климате русской равнины было неизмеримо труднее,чем в западной Европе.
-----------------------------------
В те времена жить было труднее везде,не только на русской равнине.Однако,как раз артефакты средней полосы России показывают богатство ювелирных украшений и оружия местного неславянского финского населения,а уж о богатство фауны и флоры местной природы очевидно.
3
Sergei Smolinov , 8 февраля 2015 в 22:14
А что раньше 10 века на верхней Волге никого не было?Искать ответы в 13 веке слишком поздно.
2
Alex Nerch , 9 февраля 2015 в 11:41
На примере изобразительного искусства: посмотрите иконы 12-13 в.в. - русские и западноевропейские, итальянские - они одного уровня, как минимум (а то и поинтереснее русские будут), и посмотрите 15-16 в.в. ... даже комментировать не хочется... Это ведь там "у них" как раз кватроченто...
Это как раз и есть плоды догматизма и изоляционизма столь всегда любимых русской православной церковью...
1
Vashhog Ayt , 16 марта 2015 в 14:23
Мне вот интересно, вы когда пишите "вирус азиатчины" вы в этот момент римское приветствие мысленно делаете или отвлекаетесь от клавиатуры?
Даже безотносительно этого, нет более мерзкого чем оправдания за свой народ в стиле "так-то мы хорошие, но монголы/византийцы/славяне/финноугры/немцы нас испортили". Просто потому что это мало того что пустые оправдания, так еще и с перекладыванием вины на кого угодно другого. Не люблю спорить с собеседниками, но подобный вашему подход к истории просто заставляет.
9
alex lee , 7 февраля 2015 в 21:15
Дорогой Киевлянин. Что Ваш Данте (при всём уважении), если на сто лет раньше (1215г.)в Англии была принята Великая хартия вольностей, ограничившая права Короны и сделавшая всех, повторяю ВСЕХ англичан равными перед законом и запретившая хватать людей без решения суда.
1
Леонид Leonid , 9 февраля 2015 в 15:37
Великая Хартия дала гражданские права только пэрам ( примерно 200 человек, если считать с семьями).

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234567 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама