Культура / Выпуск № 19 от 25 февраля 2015

32053 О патриотизме без прилагательных

На 1500-х экранах эпик от Игоря Угольникова и Дмитрия Месхиева «Батальонъ»


Кадр из фильма / Кинопоиск

На первое место ставлю идейного инициатора фильма Игоря Угольникова , потому что «Батальонъ» — идейный продюсерский проект. В титрах партнеры-тяжеловесы: Министерство культуры, Российское военно-историческое общество (председатель Владимир Мединский), Русское географическое общество (председатель попечительского совета Владимир Путин, президент — Сергей Шойгу), Газпромбанк, РЖД, Транснефть, Первый канал. Расчищен от конкурентов прокат.  Будет четырехсерийная версия. Ясно: это больше, чем фильм. Это ода подвигу.

Надо сказать, судьба Марии Бочкаревой, легенды российской истории, могла бы стать основой народной трагедии. Простая тетка, мужем битая (точнее, двумя мужьями поочерёдно), прислужница в томском публичном доме и укладчица рельс, по личному распоряжению императора зачисленная в полк, в боях завоевавшая уважение и «Георгиевский крест».  По собственному почину, поддержанному Керенским, харизматичная бой-баба сформировала и возглавила Первый женский «батальон смерти».  Фильм рассказывает о том, как создавался и умирал «бессмертный батальон». 

Вот будто не было последних лет …дцати. И по госзаказу родной партии и правительства сотворили зовущую к подвигу героику.

В кинотеатре «Октябрь» строят декорацию: сквозь серые валуны прорастают хрупкие красные маки, символ жертв Первой Мировой. Фильм начинается с 1917-го. Костюмированный Петроград, душещипательная сцена: юная певица получает похоронку и образок своего жениха. Образок падает на пол… Певица бросается вслед за подругой на призывной пункт. Там в батальон Бочкаревой записывают доброволиц всех сословий, званий, от 16-ти до 40-ка. Тут немного цирка (баба-богатырь силищу показывает: кочергу гнет), и один из удачных эпизодов (кабы не музыка оглушительно чувствительная, которая будет преследовать нас до самого финала): будущих бойцов, вчерашних девиц и баб  — стригут наголо. И вместе с локонами сползает с их лиц мирная жизнь.

На пресс-конференции Угольников объяснял,  что  создатели «Брестской  крепости»  и «Сталинграда» объединили усилия: рассказав о Второй Мировой, перешли к Первой. Их адрес — сразу несколько поколений.

Да, кино это о патриотизме, но без всяких прилагательных.

Если дети заинтересуются забытой историей Первой Мировой, событиями революции, кровавой бойни Гражданской, значит кино получилось. Но вот что поймут дети про войну из этой путанной, нашпигованной штампами,  урапатритики? Ведь та великая  или бесславная война (не хочется сравнивать с современностью, но как поучительно)  разорвала и писательскую среду на «оборонцев» и «пораженцев», «милитаристов» и «пацифистов», «националистов» и «шовинистов» и т.д.


Кадр из фильма / Кинопоиск

Главная проблема фильма — полная и окончательная победа конструкции над внутренней логикой и законами драматургии.  Взяв forte примерно на десятой минуте, авторы не микшируют эмоцию, глушат ею зрителя  до финала. Героем фильма, по их замыслу, должен быть «батальон» — единое целое, созданное волей, героизмом и усилиями многих некогда слабых женщин. Олицетворенное в ярких индивидуальностях. С индивидуальностями, за исключением самой Бочкаревой, — проблема. Командир батальона — то ли мужик, то ли баба, писана талантливой Марией Ароновой жирным мазком. Но мелодраматика и градус ажитации и остервенелости зашкаливают. Ее подруги по оружию и вовсе бесследно растворяются в огнях войны. Некоторые сюжетные линии брошены на середине. Некоторые характеры остаются назывными. Поэтому

смерть на экране (в отличие от ставших близкими зрителю героинь «А зори здесь тихие») не вызывает сострадания.

Но вот что удивительно. Понять,  прочувствовать неразрешимое противоречие «женщина на войне», «женщина и агрессия» авторам словно и не хочется. В этом кино, по сути развивающем постулаты соцреализма, идея безоглядно главенствует над жизнью. «Враг  у ворот» = «женщина у пулемета». Практически никто из дам и простолюдинок,  идущих в «Первую женскую военную команду смерти Марии Бочкарёвой» — не мучается сомнениями. Выходит так: вопреки естеству они брали оружие и уходили погибать и убивать, потому что мужчины — тряпки, пьяницы и карьеристы, приведшие страну к краху? Тут же целая галерея шаржированных портретов некогда сильного пола. Глуповатый Керенский не слышит опытных генералов, бросает в наступление морально разложившиеся полки. Полковник боится распустившихся «комитетчиков» с красными ленточками. Солдаты — похотливое стадо. Из Петрограда прибывает правда пара честных офицеров, но кто их слышит? 

Здесь нет постепенного распутывания сложных противоречивых характеров: одни готовы с лозунгом «за отечество» идти на смертный правый бой, другие прячут «тело жирное в утесах» и отправляют на гибель баб.

Плюс показательные совпадения с современностью. Суровые титры: «страну раздирают политические разногласия». Понятно, что во время смуты нужна твердая рука, а не тряпочное «Временное правительство». Солдаты развращены «лживой свободой», братаются с немцами. Коварная немчура тащит шнапс с колбасой, а за поясом ножи прячет. Самое время, по мнению кукольного Керенского (Башарова) вернуть смертную казнь, а на убиение «недрожащей рукой» послать баб (сам-то затем в женское платье переоденется, чтобы выжить).

Эмблематичные фрагменты (прощанье с матерью, с женихом, «огненная атака», женский полк, простоявший под дождем сутки ради спасения командира) сменяются жестокой мелодраматикой (удавленную немцем девушку Бочкарева с рук на руки передает ее мужу, графиня скрывает свою беременность — ей бы в бой за родину…) Музыка все  захлебывается и захлебывается…  Диалоги похожи на лозунги. Фальшь во взаимоотношениях. Немотивированность поступков (внезапно «разложившиеся солдаты» заодно с офицерами бросаются в победную атаку, что никак не оправдано ни драматургией, ни фактами). Историки пишут: большинство мужчин не поднялись из окопов — взятые с боем позиции ударницам пришлось оставить.

Вместо ненависти к войне, присущей классическим многофигурным кинодрамам, вместо мучительных размышлений о цене человеческой жизни, об отделении истинного патриотизма от массовой шизофрении военного угара — милитаристский настрой. Авторам не интересны разные модели поведения, моральные муки и сомнения героинь, решившихся на человекоубийство. Они не пытаются понять психологию человека с ружьем, который на десятилетия пропишется в советском кино.  Ведь понять сознание воюющего народа, значит понять нерв времени. Но этические вопросы вытеснены ложным пафосом лубочно-барабанного агитпропа.

Ключевая тема фильма — подвиг. Даже в романтической или соцреалистической традиции было принято подвиг как-то обосновывать. Не только общими идеями, но внутренним развитием характера, сюжета. У Бориса Васильева:  «Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого еще долго светят грядущим поколениям».


Кадр из фильма / Кинопоиск

Об уровне отличной военной драмы «Свои» того же Месхиева напомнят лишь военные эпизоды. А в момент атаки в противогазах (у немцев и у русских они разные) возникает инопланетный эффект: будто бьются за землю пришельцы.

Лучший же эпизод фильма — финальный. Хроника. Мы видим тех самых девочек и женщин, решивших отдать свою жизнь за родину. И как же хочется что-то понять про них. Но это уже другое кино.

P.S. В финальном титре нам напомнят, что Бочкареву расстреляли в 1920-ом как врага рабоче-крестьянской республики. За кулисами останется и секретное задание Корнилова, эмиссаром которого она стала, и ее встречи сначала с Лениным и Троцким, затем с президентом США Вудро Вильсоном в Белом Доме, затем с королем Георгом V и Уинстоном Черчиллем. Возможно, эти перипетии судьбы харизматичной героини, прозванной за рубежом русской Жанной Д’Арк, не вписывались в историю «бессмертного батальона»… Или жанр оды не допускает опорочивающих героиню связей с  иностранными «врагами»?



70 комментариев

20
Ярослав Деньщиков , 20 февраля 2015 в 19:22
Если кратко, то смотреть не рекомендуется.
4
Salo Spec , 20 февраля 2015 в 22:08
"Ветер облачко несёт через небо синее,
А во дворе у нас живёт баба некрасивая,
В каждой бабе на Земле что-то есть хотя бы,
Ну а здесь негодны все сто процентов бабы.
Ей пугают малышей во дворе родители,
Заберёт она, мол, вас, коль не доедите вы,
В соцсетях у бабы той нет друзей-товарищей,
Никому не нужен друг с ейным аватарищем.
Хоть немногих создал бог Анджелинами Джоли,
Этой вовсе не помог — пальцем не пошевелил,
Словно звери от огня все бегут от девушки,
И боятся секса с ней пуще лютой смертушки…
И боятся секса с ней пуще лютой смертушки.
А я сегодня пьяный, а мне по барабану,
Ты скрипи, скрипи кровать.
Хопа!
А я сегодня пьяный, а мне по барабану,
Завтра буду горевать!"
4
Кот Учёный , 21 февраля 2015 в 12:16
Постоянный читатель: Ярослав Деньщиков
"Если кратко, то смотреть не рекомендуется. "
------------------------------------------------------------
Зато родилась новая "духовная скрепа".
28
Юрий Кожин , 20 февраля 2015 в 19:24
Друзья мои! Видимо зто и есть та история, которую пишут для нас, нет, для наших детей и внуков, Мединский со товарищи. По заказу власти. Были фильмы, созданные участниками войны, или снятые по воспоминаниям участников войны. Их было немного. Это, действительно, можно было принять за свидетельства той эпохи. На этом нужно было остановиться. Всё последующее - это создание мифов о прошлом. Мифов, может быть, в угоду некоторым нынешним властителям. Что будет написано о прошлом в нынешних учебниках истории? Что князь Владимир крестился в Корсуни? И оттуда есть, пошла земля русская? Бред!!
28
alex lee , 20 февраля 2015 в 19:34
Согласен, только это не МИФЫ, (Мифы Греции полезны и поучительны до сих пор),а это пропаганда для пушечного мяса.Это не для ума и не для Мира,--просто натравливание.
3
Алексей Бесфамильный , 20 февраля 2015 в 23:43
Сейчас бы Лисистрату переснять, про замиряющих, а не воюющих дам.
0
Игорь Краюшкин , 21 февраля 2015 в 18:40
"Ода подвигу"...
Бессмысленному и беспощадному.

Полная противоположность Акунинскому "Батальону ангелов"
4
Сергей Лейванд , 20 февраля 2015 в 21:24
Трудно было бы с Вами не согласиться, если бы не простенькая поговорка, которую особенно любят криминалисты: " Врёт, как очевидец."
Ведь мы подразумеваем сейчас, что воспоминания, например, Будённого не менее, но и не более правдоподобны, чем воспоминания, скажем, Колчака?
И (или) чьим воспоминаниям доверять больше: того, кто случайно выжил, закрыв собой вражеский ДОТ, или тому, кто в этот же момент стрелял себе в ногу, чтобы сменить передовую на госпиталь?
30
alex --- , 20 февраля 2015 в 21:49
Милейший, какая Корсунь? Вы разве не знаете, что князь Владимир крестился в Дебальцево, а женился в аэропорту Донецка? Это же священные для каждого русского места. Потому за них и воюем.
5
Ярослав Деньщиков , 21 февраля 2015 в 11:35
Стесняюсь спросить, а где Владимир сексом занимался? Неужели в Луганске? Тогда понятно, чего он такой злой и облезлый. Это ж замучаешься ездить туда-сюда.
2
Кот Учёный , 21 февраля 2015 в 12:18
Так на танке-то быстро получается.
0
vladimir bortsov , 21 февраля 2015 в 00:00
++++++++++++
4
Владимир Спиридонов , 20 февраля 2015 в 19:25
Что сеешь в головы, то и пожнёшь.
9
alex lee , 20 февраля 2015 в 19:26
Спасибо ни РЕмбо ни Рембо-бабы а ля Угольнтков-Месхиев,мне не интересны.
8
Фотий Ту , 20 февраля 2015 в 19:32
Мне войны в реале по горлышко, зачем про нее сказки смотреть.
32
Artur Tonoyanz , 20 февраля 2015 в 19:39
Что тогдашнее создание "бабьего" батальона, что нынешнее появление этого "фильма" суть проявления одного и того же, в просторечии именуемого пропагандой.... Что тогда, уже падавшей империи, хотелось показать своим, уже не желающим за неё умирать, солдатам, что, вот, мол, даже бабы готовы, а вы то чего выкобениваетесь, что нынешнему режиму хочется, с помощью лживо-лубочных поделок, вызвать дополнительный прилив патриотизма в обществе.... Мерзко это всё и гадко, лучше бы о бесславной гибели этого "батальона" картину сняли, как почти все эти "смертницы-ударницы" погибли вовсе не на фронте, а изнасилованные и запытаные озверевшей революционной матроснёй....
3
Юрий Шлоссер , 20 февраля 2015 в 21:49
Что тогда, уже падавшей империи, хотелось показать своим, уже не желающим за неё умирать, солдатам, что, вот, мол, даже бабы готовы, а вы то чего выкобениваетесь,
-------------------
Без всякого сомнения.Именно поэтому в фильме мужские образы намеренно не эталонны,чтобы мотивировать мужского зрителя "от противного" образа.
7
Artur Tonoyanz , 20 февраля 2015 в 22:32
А на что мотивировать, уважаемый Юрий, на какое очередное смертоубийство, или на защиту Родины, хотя от кого её сейчас защищать, али покусился кто на наши пределы, так мне бы уже повестку прислали, уж я то б знал?.... Никого и ни на что они этой лживой подёнщиной, сляпанной на коленке (по крайней мере сценарий имею ввиду) продажными киношниками, не мотивируют.... Более того, сдается мне, что судьбу этого "батальона", повторят те особи, женского пола, которые сейчас записываются в " Антимайдан"....
3
Юрий Шлоссер , 20 февраля 2015 в 23:08
А на что мотивировать----------Да на то же самое что и здесь https://www.youtube.com/watch?...
Как же не мотивирует ? Еще как мотивирует.
Один фильм,второй,третий...и все вместе формирует нужное сознание.
Адресат воздействия очень прицелен.
В России женщин больше чем мужчин.Много одиноких матерей. Учителя в росс. школах больше 80 % это женщины.
Мотивирует мужчин не уступать женщинам ,а женщин дает образец для подражания.
0
Artur Tonoyanz , 21 февраля 2015 в 19:36
///////////////////Да на то же самое что и здесь
------------------------------------------------------------------------
Перспективка ниже среднего, превратится в этакий самоизолировавшийся, от всего цивилизованного мира,как и Северная Корея, лепрозорий.... Да и еще... Так вот оказывается у кого киселев идею, про превратим Америку в радиоактивный пепел, слямзил.... Теперь понятно, кого мы копируем, и в каком направлении движемся....
=========================================================
Один фильм,второй,третий...и все вместе формирует нужное сознание.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я тоже заметил такие потуги, по формированию нужного сознания, со стороны телевидения и роскино.... Общество и так находится в каком-то агрессивном псевдопатриотическом угаре, а они ещё подливают и градус повысить норовят.... Такими темпами, общество и стошнить может, а о том, каким тяжелым и жестоким может быть похмелье, мне и думать не хочется, тут и Германия после Второй Мировой, мелкими неприятностями покажется.....
3
Игорь Краюшкин , 21 февраля 2015 в 18:47
Постоянный читатель: ARTUR TONOYANZ , 20 февраля 2015 в 19:39 ...с помощью лживо-лубочных поделок, вызвать дополнительный прилив патриотизма в обществе....
*******************************************
Это не патриотизмом называется. Это воинственность, шовинизм. Они опошляют это высокое чувство.
2
Artur Tonoyanz , 21 февраля 2015 в 19:45
............... Это воинственность, шовинизм.
-----------------------------------------------------------------------------
Согласен с вами..... Просто именно эти качества сейчас принято в России считать "патриотизмом", и именно они должны быть присущи всякому "росгоспоцреоту", по другому никак....
=====================
Они опошляют это высокое чувство.
------------------------------------------------------------------
У ныне правящего в России режима, удивительным образом, получается опошлять и извращать любые понятия, до которых он дотянется..... Патриотизм= воинствующий шовинизм.... Защита русскоязычного населения Украины = массовые убийства этого самого населения и полное разрушение городов и сёл в которых оно живет.... Долго можно перечислять....
30
alex lee , 20 февраля 2015 в 19:40
Ещё пришло в голову, что если бы авторы честно и искренно относились к теме своего фильма, то они должны были бы устроить без срочную сидячую демонстрацию перед тюрьмой, где сидит Депутат и Офицер Н. Савченко.
3
Юрий Тихонский , 20 февраля 2015 в 21:43
+++++++++++++++++++++++++++++
Снимаю шляпу.
8
Юрий Тихонский , 20 февраля 2015 в 21:49
Шляпа снята перед Alex Lee за идею сидячей демонстрации за освобождения военнопленной Нади Савченко. Вернее, за спасение её жизни.
3
Николай Остен-Бакен , 20 февраля 2015 в 19:58
Релиз фильма посмотрел - не понравился... снят очень не талантливо... но реальная судьба Бочкаревой очень трагична.. Из-за верности России , а не политическим проходимцам....ведь большевики предложили ей стать пиар-фигурой нового государства...отказалась... итог известен...
16
Сергей Евсеев , 20 февраля 2015 в 19:59
Не знаю, а отмечено ли в фильме, что защищали эти батальоны смерти именно вновь созданное демократическое Временное правительство, против солдатского бунта захлестнувшего Петроград. И в отличии от казачков, смывшихся при первых выстрелах, не забыв прихватить из дворца "сувениры" (см. воспоминания поручика А. Синегуба) женские батальоны и юнкера стояли до последнего. И заплатили за это страшную цену. Кстати, в рядах женского батальона смерти была и жена А.Ф. Керенского - Ольга.
И хорош кадр из фильма. Дебелая баба с перекошенной рожей и одуревшим взглядам палящая по неведомо кому из пулемета. Образ современной России.
7
villy s , 20 февраля 2015 в 20:04
Тоска. Неглупый режиссер Месхиев. Харизматичная и яркая Мария Аронова... на что люди тратят свое время и свою энергию?? Зачем?
Не поверю, что ради "идей" нашей гиблой тупой х-госудаственности. За бабки? да. тоже не очень на них похоже...
Тоска. Полагаю. что и им тоска также, как и нам...
5
Owod_ RUS , 20 февраля 2015 в 21:23
От тоски ТАКОЕ не делают.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Черная овальная дыра

88
Юрий Коваленко: Ну, фотография же чёрно-белая, так что:))... А японец, к-рый проект...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама