Культура / Выпуск № 114 от 16 октября 2015

3271 На фоне уголовных дел и повесток

Идут переговоры с Минкультом о поглощении Музея Рериха государством

16.10.2015

7 октября на внеочередной конференции членов Международного центра Рерихов (МЦР) была принята отставка президента Александра Лосюкова, незадолго перед этим предложившего план передачи всех фондов музея Н.К. Рериха государству. Все 38 зарегистрировавшихся делегатов (из 45 избранных), представляющих разные страны, единогласно выразили ему недоверие. Эта кульминация многолетней интриги чиновников против последнего крупного общественного музея России последовала вскоре после смерти известного востоковеда Людмилы Шапошниковой, пассионарного лидера рериховского движения, сдерживавшей давление государства своим авторитетом и связями. Не исключаю, что близится ликвидация музея. Ведь судьба наследия семьи Рерихов, хранящегося там, определена окончательным отказом судебных инстанций признать МЦР собственником наследия. «Новая» не раз писала о тернистой судьбе картин и архива Рерихов, добровольно переданных в Россию с обязательным условием, что владеть ими будет общественная организация. Такой организацией и был МЦР, которому впредь отказано в праве владения наследием, о чем делегатам и напомнил известный шахматист Анатолий Карпов, непосредственный участник тех событий.

 

Последние выжившие

Согласно документам Министерства культуры, в России на начало 2014 года было 2730 музеев. По оценке специалистов министерства, не менее 10% из них были негосударственными. Но в докладе, размещенном на сайте ведомства, им уделено буквально несколько строк. Очевидно, что это в основном корпоративные музеи, либо созданные с политическими целями крупным капиталом. Упомянуты, в частности, музеи компаний ЛУКОЙЛ, Сибнефть, РАО ЕЭС, музей Фаберже (учредитель Вексельберг), мемориальный музей В.С. Черномырдина. Большинство общественных и частных музеев самой разнообразной, нередко экстравагантной тематики, как грибы плодившихся в 1990-е годы, за последние 10 лет прекратили существование: либо иссяк энтузиазм учредителей, либо у учредителей иссякли деньги.

Из общественных музеев выжили те, которые стали делом жизни для коллективов, их содержащих, таких как Самарский музей фотографии или Музей истории меценатства в России. Среди прошедших проверку временем особняком стоит московский общественный музей им. Н.К. Рериха в Малом Знаменском переулке. На сегодня в музее около 35 000 единиц хранения, среди них более 900 картин и рисунков членов семьи Рерихов (на аукционах Sotheby’s и Christie’s они оцениваются в зависимости от размера и истории в суммы от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов евро) и более 8000 единиц в архиве. Их общая стоимость на рынке оценивается как минимум в миллиард евро.

По словам президента МЦР А.П. Лосюкова, недавно подавшего в отставку (избран на должность в феврале 2014-го), долг этой общественной организации исчисляется миллионами рублей, сегодня она находится в преддверии банкротства. Это очень весомый аргумент при анализе ситуации вокруг МЦР. Представители команды Шапошниковой, в свою очередь, убеждены, что любой потенциальный спонсор парализован одной мыслью о возможной мести ему со стороны государственных чиновников. Последовательные попытки государственных служащих высокого ранга и через суд, и с помощью силовых органов выселить музей Н.К. Рериха из здания и передать коллекцию государству не прекращаются с начала 90-х годов. Кто же в условиях административной атаки решится закрыть долги жертвы?

Наши эксперты при этом напоминают, что практически все музеи любой формы собственности в России — предприятия дотационные, планово убыточные. Как и любое учреждение, сохраняющее и развивающее высокую культуру, которая нигде не является предметом извлечения прибыли.

 

План спасения овцы в волчьем логове

В 2011 году, когда министром культуры был Александр Авдеев, суд признал МЦР законным наследником. Но новый министр Мединский пишет по этому поводу тревожное письмо Путину: суд «безосновательно» (это министр о вступившем в силу решении) признал МЦР законным собственником наследия Рерихов. Мединский тревожится: возможно, государство теперь должно будет отдать МЦР и те картины, что хранятся в Государственном музее искусства народов Востока, зарегистрированные в государственной части музейного фонда. На письме стоит резолюция президента: «Примите меры для защиты интересов государства».

Вскоре судебная коллегия Мосгорсуда развернула всё на 180 градусов. К.Е. Рыбак (советник Мединского) просит приобщить резолюцию к делу: «Прошу учесть, что нас поддерживает администрация президента!» Приобщили, решение 2011 года отменили. В разговоре со мной Рыбак сначала заявил, что вообще не в курсе событий вокруг МЦР, а когда понял, что о его участии в деле редакции известно, сообщил, что общаться будет только через пресс-службу Минкульта.

Видимо, в этот момент Александр Прохорович Лосюков и пал духом. В июне он, с согласия Шапошниковой, начал переговоры с Министерством культуры о судьбе музея и наследия Рерихов. «Меня подвигла к этому ситуация: спонсоров нет, программы выхода из финансового кризиса нет. В течение всего срока президентства меня не устраивала перепалка с государственными органами, с чиновниками. Может, руководство МЦР она устраивала, но меня нет — я сам 45 лет проработал чиновником. Все это время МЦР был абсолютно непрозрачной с финансовой точки зрения организацией».

Замечу, что в то время, когда Александр Прохорович составлял план спасения с помощью Минкульта, ведомство Мединского обратилось в МВД, и там возобновили процесс по выселению МЦР из усадьбы Лопухиных. По информации Лосюкова, переговоры он вел с тем же Рыбаком и Аристарховым, заместителем министра культуры, прославившимся чередой административных атак на театры и другие учреждения культуры. Какова же позиция этого попечителя муз? Она видна из его писем.

 

Донос — орудие культуры управления

22 октября 2014 года Аристархов пишет заместителю МВД Ваничкину «о разрушительной и антикультурной деятельности МЦР» и просит проверить письмо некоего, никому не известного Литвинова В.П. (в Минкульт оно попало из Госдумы от депутата Ярослава Нилова). Желающие могут прочесть письмо на нашем сайте. Самая яркая цитата: «…они (сотрудники МЦР. — В.Ш.) настолько же опасны <…> для государства, как и те боевики, которые устроили <…> кровавый беспредел и переворот в Киеве». Вот уж действительно, в огороде бузина… Из письма следует, что Шапошникова может устроить в Москве Майдан с «коктейлями Молотова».

Эту ахинею заместитель главы министерства, за 25 лет выдавшего МЦР огромное количество разрешений на вывоз картин на международные выставки, участвовавшего на самом высоком уровне во множестве рериховских мероприятий (в том числе в ООН и ЮНЕСКО), имеющего большую историю сотрудничества с этими самыми «боевиками Рериха», кстати, адептами чистого пацифизма, который неотделим от философских взглядов великой семьи, — направляет в полицию. Началась проверка по заявлению бдительного гражданина. Все, что смогли сделать по этому заказу, — завели уголовное дело по факту незаконного восстановления усадьбы Лопухиных (премия Евросоюза за проект и его воплощение, Шапошникова получила два ордена — от Путина и Медведева — в том числе и за восстановление усадьбы).

Ирина Бокова (Болгария), генеральный директор ЮНЕСКО, посетила музей в усадьбе Лопухиных в разгар этой драмы и осталась в совершенном восторге. Но после ее отъезда подоспело целое коллективное послание от встревоженных граждан, обвинявших МЦР в подготовке вывоза картин Рерихов за рубеж для продажи. Минкульт подключил прокуроров.

Аристархов, направивший это письмо в Генеральную прокуратуру, отлично знает, что именно Минкульт (то есть сам Аристархов, по сути) выдает разрешение на вывоз. Он знает, что в музей Н.К. Рериха сотрудники ходят на работу добровольно, давно не получая даже нищенских зарплат. Многие ушли в отпуска без содержания и продолжают работать, некоторые написали заявления об отказе от долга по зарплате перед ними. Если это не подвижничество, то что? Генпрокуратура, не найдя подтверждений коллективного доноса, все же вручила МЦР предостережение, сообщив, что вывозить картины без разрешения нельзя.

 

Realpolitik. Практик против идеалистов

Музей Н.К. Рериха в свое время посещали все министры культуры — Дементьева, Соколов, Авдеев. Мединский и Аристархов, которому поручено «разобраться» с музеем, даже просто поговорить с людьми, на которых натравили МВД и прокуроров, не захотели. Таковы действия чиновников, с которыми Александр Лосюков, сам отработавший 45 лет чиновником, пытался выработать план спасения. Александр Прохорович сообщил, что о письмах Минкульта в МВД и Генпрокуратуру знал, и вот как объяснил свою позицию в этом конфликте:

«Несомненно, что уточняющий документ на русском языке, на основании которого наследие передали в МЦР, подписал сам Святослав Рерих. Но суд счел, что документ не имеет силы (по мнению суда, там не хватает одной подписи свидетеля, как это положено по индийскому законодательству.В.Ш.), и другого суда у нас с вами нет, как не может быть и другого решения: мы уже прошли всю линию апелляций и кассаций. Дальше идти некуда. Государство может в отсутствие формального собственника изъять в свою пользу наследие Рерихов в МЦР, которое объявит выморочным (после соответствующего судебного решения, конечно. В.Ш.). Решения суда должны выполняться, это принцип. Какой еще можно предложить вариант?

Сейчас уже не 90-е годы, когда в Москве создавался музей Н.К. Рериха. Государство набрало силу и реально может дать гарантии сохранения наследия. Поэтому всю коллекцию, которой сегодня управляет МЦР, надо передать в государственную часть музейного фонда России. При этом невозможно избежать участия Министерства культуры, а другого министерства, кроме нынешнего, у нас нет. И правительство Москвы придется подключать, и нет у нас другой мэрии, другого Верховного суда.

Николай Рерих вовсе не художник Востока, чтобы хранить его картины в музее Востока. Я считаю, что выполнением его воли было бы объединение обеих частей наследия, хранящихся в МЦР и музее Востока. При этом меня не волнует, что будет с нынешним руководством МЦР. Создан достойный музей с преданными сотрудниками, и к его руководству после воссоединения двух частей наследия надо привлечь просвещенных и компетентных людей, которые выведут его на новый уровень. Рерих этого достоин».

Александр Прохорович не учитывает, правда, что государство начало попытки присвоить коллекцию сразу же после распада СССР. Министерство культуры не оставляло их все 20 лет с коротким перерывом, когда министром был Александр Авдеев. Эту облаву не Мединский начал! И это весьма существенное обстоятельство для объективного рассмотрения дела.

Да и коллизия очевидна: по плану Лосюкова, МЦР придется отказаться от владения коллекцией в пользу государства и самоликвидироваться — действующее законодательство других вариантов не предусматривает. Но МЦР сам Святослав Рерих считал преемником и наследником Советского фонда Рерихов, им же учрежденного. Святослав Николаевич подписал в пользу МЦР передачу прав на наследие, и тот же Александр Лосюков в этом не сомневается. То есть на простое, внятное, заверенное нотариусом распоряжение владельца, давно известное всем участникам событий (к каким бы парадоксам юридическая казуистика ни принудила наш управляемый высокими резолюциями суд), придется наплевать.

Проблема команды Шапошниковой в том, что она толкует волю художника буквально и борется во всех инстанциях за выполнение завещания. Абсолютная преданность учению Рериха не позволяет этим людям нарушить волю, выраженную умершим 22 года назад художником. То есть они отвергли возможный компромисс: МЦР признает права государства на 282 картины, хранящиеся в ГМВ, государство не вмешивается в дела МЦР и прекращает преследование.

Итак, 10 июля Шапошникову увезла машина реанимации. 20 июля президент МЦР Александр Лосюков впервые открыто заявил, что надо передать наследие государству, оно решит все вопросы, появятся деньги, суды прекратятся. При Шапошниковой такое «предложение» было бы невозможно. Команду она оставила сплоченную: из 71 члена МЦР Лосюкова поддержали только трое.

3 сентября в присутствии 9 членов правления (из 13 по списку, кворум был) 6 голосами против 3 Лосюкову отказали в полномочиях проведения переговоров с Минкультом. Немедленно за этим в зал заседания вошел следователь с повесткой, вызывающей оппонировавшего Лосюкову Александра Стеценко на допрос. У меня нет ни малейших сомнений в личной порядочности и добросовестности Александра Прохоровича. Но фон его усилиям по решению проблем музея Н.К. Рериха его партнеры в Минкульте создают из повесток и уголовных дел. Каким бы тонким интеллигентным человеком ты ни был, полезно знать, что в России сопровождение уголовным делом на партнера переговоров о слиянии — стандартный инструмент рейдерского захвата.


Управляемая Общественная палата против неуправляемого общества

В ответ на решение правления об отстранении его от переговоров с Минкультом президент МЦР обращается в Общественную палату. 26 сентября там состоялся круглый стол «Вопросы сохранения и актуализации наследия Рерихов». Всем организациям, солидарным с позицией правления и пожелавшим участвовать в заседании, было отказано (весьма обширный и представительный список «отказников» можно найти на сайте газеты). Общественная палата личными приглашениями с оплатой проезда и проживания собирала со всей страны сторонников передачи наследия государству. МЦР, хранителя наследия, вообще решили не приглашать — довольно и того, что выступает президент Лосюков. Как обмолвился в разговоре со мной организатор этого мероприятия член ОП Михаил Юрьевич Лермонтов: «Они (команда Шапошниковой. — В.Ш.) не договороспособны». Итоговый документ по этому вопросу еще не опубликован.

Неисправимая вера в мировое добро и любовь к России подвигли Рерихов частями передать ей свою коллекцию. Дальновиднее было передать ее Индии: уходя, англичане оставили там независимый суд, инструмент защиты наследства. В результате Юрия Рериха обманули (см. «Новую» №56 от 4 августа 2008 — «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство…»), а коллекцию нагло, ни от кого не скрываясь, разворовали при активном участии государственных чиновников. Половину второй части государство присвоило (без актов дарения или завещания), проигнорировав возражения владельца. Посмотрим, какое «решение» готовится для последней части наследия.

P.S. Письмо Собянину, принятое на конференции МЦР:

Мэру Москвы С.С.Собянину от участников международной научно-общественной конференции «80 лет Пакту Рериха», состоявшейся 8-11 октября 2015г. под патронатом ЮНЕСКО в общественном Музее имени Н.К.Рериха в Москве

Уважаемый Сергей Семенович!

К Вам обращаются участники Международной научно-общественной конференции «80 лет Пакту Рериха», состоявшейся 8-11 октября 2015г. в общественном Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР).

В настоящее время в Арбитражном суде Москвы рассматривается иск Росимущества к МЦР, поддержанный Министерством культуры, о выселении его из усадьбы Лопухиных. Как нам стало известно, в связи с этим министр культуры В.Р.Мединский направил на Ваше имя письмо от 10.09.2015г. за №13378-01-55-ВМ.  На последнем заседании суда 22.09.2015г. представитель министерства вручил этот документ судье в качестве доказательства проведения переговоров с Правительством Москвы, которое якобы согласно выселить МЦР из усадьбы Лопухиных.

В этом письме министр просит Правительство Москвы передать в федеральную собственность строения №№4 и 7 усадьбы Лопухиных, расположенные по адресу М.Знаменский переулок, д.3/5, занимаемые в настоящее время МЦР и его общественным Музеем им. Н.К.Рериха.

Данное письмо министра культуры РФ вызывает у нас возмущение, глубокую озабоченность и тревогу. Ведь исполнение его просьбы неизбежно повлечет за собой выселение из усадьбы Лопухиных МЦР, а значит разрушение его общественного Музея имени Н.К. Рериха, который является важной частью культурной жизни столицы.

Мы, представители Москвы, многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья убеждены, что уничтожение Музея категорически недопустимо.

Известно, что Музей им. Н.К.Рериха был основан в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха, гражданина Индии. Для его создания он безвозмездно передал в Россию из Индии наследие своих родителей, поставив перед руководством СССР два непременных условия:

1. Статус музея должен быть только общественным «вне подчинения Министерству культуры».

2. Музей должен размещаться в зданиях памятника истории и архитектуры XVII-XIXвв. «Усадьба Лопухиных», которую С.Н.Рерих лично выбрал из ряда строений, предложенных Мосгорисполкомом.

Руководство страны выполнило эти условия. На основании распоряжения Мосгорисполкома №2248 от 28.11.1989г. усадьба Лопухиных была передана Советскому Фонду Рерихов для создания в ней общественного Музея им. Н.К.Рериха. После распада СССР Советский Фонда Рерихов был преобразован в Международный Центр Рерихов. В 1992 году Святослав Николаевич Рерих обратился с письмом к Мэру Москвы с просьбой о передаче МЦР усадьбы Лопухиных в долгосрочную аренду. Эта просьба была выполнена в рамках гарантий, данных С.Н.Рериху Правительством СССР. Постановлением Правительства Москвы №812 от 03.10.1995г. усадьба Лопухиных была передана МЦР в долгосрочную аренду сроком на 49 лет с условием нахождения в ней общественного Музея им. Н.К.Рериха и полной реставрации усадьбы силами МЦР.

Международный Центр Рерихов без финансовой помощи государства, исключительно на народные пожертвования, выполнил свои обязательства, осуществил реставрацию полуразрушенных зданий усадьбы и фактически вернул Москве в первозданном виде один из уникальных памятников белокаменного зодчества. Эта работа была отмечена национальными и международными наградами. Учитывая большой вклад в сохранение культурного наследия столицы, Правительство Москвы распоряжением №452-РП от 21.08.2014г. передало МЦР строения 4 и 7 усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование сроком на 10 лет.

Уважаемый Сергей Семенович! Мы искренне благодарны Правительству Москвы и Вам лично за это решение, способствующее сохранению и развитию общественного Музея им. Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных!

За двадцать шесть лет своего существования Музей при активном участии общественности стал крупнейшим в мире центром по изучению и популяризации творческого наследия Рерихов. Он известен не только в России, но и во многих странах мира. Здесь собрана богатейшая коллекция картин Рерихов. Многогранная культурно-просветительская деятельность Музея включает не только организацию выставок картин Рерихов по стране и в мире, но и широкую издательскую деятельность, поддержку талантливых детей и молодежи, проведение серьезной научной работы, международных научно-общественных конференций, вечеров классической музыки и фестивалей национальных культур.

Музей им. Н.К.Рериха ведет активную международную деятельность. Наиболее ярким примером служит уникальный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», осуществляемый МЦР с 2012г. Выставки проекта с успехом прошли в 14 странах Европы, Америки, Азии, а также в 100 городах России. Эта деятельность была высоко отмечена Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой.

Уважаемый Сергей Семенович!

Общественный Музей Международного Центра Рерихов является гордостью не только столицы, но и всей России. Он получил самую высокую оценку Генерального директора ЮНЕСКО И.Боковой во время ее посещения Музея 10.05.2015г.

Мы просим Вас сохранить Усадьбу Лопухиных в собственности Правительства Москвы, способствуя тем самым не только выполнению воли С.Н.Рериха, но и поддержке деятельности одного из прекраснейших и общественно значимых очагов культуры Москвы.

С уважением и надеждой на содействие,

257 участников из 10 стран Международной научно-общественной конференции «80 лет Пакту Рериха», прошедшей 8-11 октября 2015г. в общественном Музее им. Н.К.Рериха МЦР.



3 комментария

0
Денис Внуков , 16 октября 2015 в 11:55
Хочется поблагодарить автора статьи за публикацию. Сейчас так не хватает объективной информации в СМИ о ситуации в МЦР. Но один момент, как мне кажется, требует уточнения. Автор пишет:"В июне он (Лосюков), с согласия Шапошниковой, начал переговоры с Министерством культуры о судьбе музея и наследия Рерихов". Однако, на указанной в статье конференции, сотрудники МЦР, свидетели всего происходящего там и обсуждавшие многие моменты с Л.В.Шапошниковой, утверждали, что Лосюков сообщил Людмиле Васильевне лишь о намерении узнать позицию Министерства культуры РФ, но не вести переговоры. Поэтому, никакого согласия на переговоры Л.В.Шапошникова не давала. Это очевидно для всех, кто знал ее. Согласиться с тем, против чего она последовательно всегда выступала (а об этом свидетельствуют ее многочисленные публикации и выступления) она просто не могла. Не такой человек была Людмила Васильевна, чтобы отступать от своей позиции! Очень жаль, что Министерство культуры РФ ведет такую совершенно "некультурную" работу против Музея, который уже на протяжении четверти века приобщает тысячи наших граждан к истинным ценностям Культуры. Дай Бог, всем этим "культурным" работникам прозреть наконец в том, что они творят и делают!!!
-1
Модератор: Сергей Золовкин , 16 октября 2015 в 21:26
Екатерина Александрийская , 16 октября 2015 в 20:53: г-жа Б-цкая, если не ошибаюсь? Ну, что же Вы так? Убрал первое Ваше обвинение, не подвержденное документально, но Вы повторяете его, "тыкая" при том. Хотите здесь остаться? Будьте корректной и доказательной, плиз)))
0
Георгий Ясько , 17 октября 2015 в 14:21
«Разрушение музея есть разрушение страны»

Такой цитатой Н.К. Рериха была обозначена тема пресс-конференции, которая состоялась 17 марта 2015 в издательском доме «Московский комсомолец».
Л.В. Шапошникова:

– Музей имени Н.К. Рериха в Москве многими воспринимается как один из обычных музеев, посвященных творчеству того или иного художника. Но Рерих не только художник. У него есть определенная миссия на нашей планете. Этот момент не все еще осознают, но он главный в деятельности и творчестве Рерихов: и Николая Константиновича, и Елены Ивановны, и двух их сыновей – Юрия Николаевича, ученого-востоковеда, и Святослава Николаевича, художника и мыслителя. Эти четыре человека, работавших на наше будущее, были тесно связаны с Космосом, космической эволюцией. Это сложная система знаний, для передачи которых был необходим человек, способный их усвоить и интерпретировать. Такими людьми были Рерихи, это была главная их миссия. Они передавали высокое эволюционное творчество на нашу планету и, в частности, в Россию. Процесс такой передачи проходит разными путями: и через картины, и через философию, и через литературу, то есть через все творческое наследие Рерихов. Борясь за музей, мы боремся за свою страну.

Работать с наследием Рерихов в нашей стране – это и великий дар, и необходимые условия для выхода России из кризиса. Если наследие Рерихов затоптать, если разрушить музей, связи с космической эволюцией мы поддержать не сможем.

Следы уничтожения уже есть. Нас финансировал меценат, и принадлежащий ему банк был закрыт. Но мы продолжаем работать, работать на страну. Благодаря этому Россия должна войти в новую эпоху. Что эта эпоха собой представляет? В Космосе идет острая борьба между Светом и тьмой, она захватывает и нашу планету. Новая эпоха предполагает новую науку, новое искусство, новую красоту и особенно – новое сознание, которое поднимет нашу жизнь на более высокий уровень.

Это была её последняя пресс-конференция.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама