Культура / Выпуск № 9 от 29 января 2016

26878 Всеволод Емелин: «Воюют не за идею и не за землю. А за право что-то решать»

Самый неполиткорректный поэт — о войне, крымчанах и странном патриотизме Прилепина

29.01.2016


Фото: РИА Новости

В начале нулевых его считали голосом скинхедов и отмороженных подростков с окраин. Более неполиткорректного поэта просто не существовало на тот момент. Но и более популярного — тоже. Слава пришла к нему снизу, из народа: без публикаций в литературных журналах, без премий, без радио и ТВ, где любимые темы Емелина — геи, нацменьшинства, зажравшиеся олигархи — были тогда наглухо табуированы. Но вот начался украинский конфликт, и он сделал то, чего не ожидал никто. Открыто и бескомпромиссно выступил против войны. Патриот и националист против войны — такое нечасто встретишь.

 

— Принято считать, что твоя читательская аудитория — люди образца 93‑го года, ультраправые озлобленные низы. В том числе и те, кто воюет сейчас на Донбассе. Но вот ты пишешь лучшее, на мой взгляд, стихотворение об этой войне «Как Захарченко бьется с Семенченко…». Стопроцентно антивоенное, гуманистическое. И целую серию стихов в том же духе. Неожиданный поворот.

— Да, я знаю, что многих разочаровал. От меня ожидали другой позиции. Это ведь я написал: «И выбьют пусть на базальте, / Накрывшем мои останки: «Русский стихослагатель, / Пел про русские танки». Но во‑первых, у меня всегда была и есть большая доля иронии, которую одни считывают, а другие нет. Во‑вторых, я действительно считаю, что в начале нулевых нас давили политкорректностью и толерантностью и надо было как-то противостоять этому. А сейчас давят державностью и духовностью. В безудержной вакханалии свободы и бизнеса простому человеку, такому, как я, места нет. Но его нет и в барабанной помпезной державности. Россию шарахает из крайности в крайность, а в любой крайности крайним оказывается кто? Вот именно.

— И совсем уж неожиданно ты обрушился с критикой на Захара Прилепина, человека из того же лагеря, что и ты. Причем критикуешь его не с либеральных позиций, как многие, а с правых, патриотических.

— Я искренне не понимаю, в честь чего он учит нас любить родину. Прилепин требует от писателей, чтобы они были певцами во стане русских воинов, бьющихся с вражиной, которая лезет со всех сторон. Ему важна держава, а больные, маленькие и слабые ему, мне кажется, неинтересны совсем. Это абсолютно разный подход к патриотизму. Есть патриоты и есть государственники.

— А в чем разница?

— Разница — как между государством и родиной. Всех уже давно занимает вопрос: как определить русского? Кто это такой? Не черепа же мерить в самом деле. И вот недавно у одного из теоретиков я прочитал: русский — это тот, кто интересы российского государства ставит выше своих собственных. Иными словами, человек, который ложится под любое начальство, лишь бы русское. Ну как с этим согласиться?

— Значит, Прилепин — не патриот?

— Он выступает как сторонник великих геополитических свершений, а то, что от этого становится хуже жить, его вообще не волнует. Тут как в «Медном всаднике» у Пушкина, тот же конфликт. Он видит ситуацию с точки зрения Петра, а я — с точки зрения Евгения бедного. Но ведь их интересы очень часто не совпадают. Другое дело, если на страну напал Гитлер, Наполеон или монголо-татары, — тут надо вместе, согласен. Видимо, Прилепин считает, что так и произошло, и если мы сейчас не встанем все как один, нас сожрут, поубивают, заставят собирать сахарный тростник на плантациях Дяди Сэма. Я так не думаю. Я не вижу непосредственной опасности извне для нашего общества. Никогда не считал жителей Украины врагами России, а теперь уж поздно и начинать… Намеренно использую это словосочетание — «жители Украины». Поскольку и с одной, и с другой стороны воюют и украинцы, и русские. Одни русские и украинцы воюют с другими русскими и украинцами. Нет у русских и украинцев, на мой взгляд, таких проблем, из-за которых можно было бы убивать друг друга. Проблемы есть у начальства, которое организовало все это и посеяло между нами ненависть. А начальство везде одинаковое. И СБУ Украины ничем не отличается в этом смысле от ФСБ России: у них одна школа, советская.

— Почему-то никому не приходит в голову, что можно быть братьями и не живя в одном государстве.

— Да, многие думают, что русский народ кончается на границах российского государства. И если где-то еще живут русские, то границы надо непременно раздвинуть. Поначалу теоретиками русского национализма, людьми типа Холмогорова, говорилось примерно следующее. Вот сейчас на полях Донетчины мы построим Новороссию, то есть другую Россию. Без коррупции, без чиновничества проклятого. Примерно то же говорил и Лимонов. А на мой взгляд, Украина — это и есть другая Россия. Пусть их будет две. Та, в которой живем мы, Россия с ордынским, азиатским уклоном. И другая, более европейская, более западная. Не надо придумывать из Луганска и Донецка новую Россию, когда вся Украина, по сути, может стать таковой. Европейской альтернативой всему тому, что здесь многим не нравится.

— Как думаешь, почему так мало стихов написано об этой войне?

— Как же мало? Все время пишут. С некоторым преувеличением можно сказать, что со стихов‑то и началось. В самый разгар взаимной истерики появился стишок «Никогда мы не будем братьями», потом ответ на него, и понеслось. Правда, в основном это такая народная плюс фронтовая поэзия. Но что-то уже написали и Мориц, и Новелла Матвеева, и Быков, и Орлуша… Другое дело, что многие известные поэты вообще игнорируют эти темы. Они пишут о вечном: о любви, о смерти, о смысле жизни. И конечно, не очень удобно писать о войне, на которой не был. В этом большая моральная проблема, по-моему.

— Опасность еще и в другом: напишешь и сразу потеряешь половину аудитории. Что бы ни написал, все равно половина против.

— Я потерял уже больше половины. Даже по соцсетям видно. И как-то сами собой рассосались мои постоянные рубрики в СМИ. Но я сознательно пошел на этот шаг, ей-богу, душевный покой дороже. Я вижу, как моих читателей, моих друзей втягивает в бессмысленную мясорубку, и участвовать в этом не хочу. Без меня найдутся охотники.

— Я знаю, что недавно ты ездил в Крым. Он сильно изменился с тех пор, как стал русским?

— Стало дороже и скучнее. Крым мне гораздо больше нравился украинским. Ты приезжал как будто бы в другую реальность. Эти их полицейские на набережных, в каких-то кепи, с аксельбантами, в голубых мундирах… Деньги они вымогали даже похлеще российских, а все равно душевно было, весело, карнавал. Какая-то оперетка «Вольный ветер», что-то такое из Дунаевского. А сейчас РФ, ну что… Она и в Африке — РФ.

— А что говорят люди?

— Под Керчью мы застряли на переправе, был шторм. Сняли комнату, сели выпить с хозяином. И он все время рассказывал одну и ту же историю под кодовым названием «Как мы освободили Крым»: «Мы вышли, подошли уже к местному управлению милиции, но тут вышел четкий человек, сказал: ребят, вы туда не ходите, мы и так все решим…» И так далее. Ничего особенного, но он повторял это бесконечно. Подходил еще к кому-то и опять то же самое говорил. Я подумал: а ведь действительно, единственный раз люди реально поучаствовали в истории. У москвичей хоть был 1991‑й, 1993‑й, митинги, опять же — Болотная. А у этих — ничего. Вот представь: человеку за 40 лет. И ничего, пусто. Главное, что было в его жизни, — это «как мы освободили Крым». И деяние-то чисто символическое. Хотели штурмовать, а вышел четкий пацан и сказал: ребята, не надо. Это много говорит о происходящем. Жизнь стала настолько серой и бессмысленной, что любую возможность покуролесить люди охотно поддерживают. Эта возможность заставляет человека из какого-нибудь Тамбова все бросить и тащиться воевать. А уж куда именно, даже не всегда важно. Уверен, что и в Киеве то же самое. Люди вышли на Майдан, у них чувство, что они решают судьбу страны. Это же хорошо! Это лучше и легче, чем просто жить свою жизнь. Я, кстати, не верю, что бунтуют и воюют исключительно лузеры. Ни фига! И бизнесмены, и тусовщики, и вполне успешные люди. У них тоже дефицит смысла жизни. Потому что воюют ведь не за идею и не за землю. А за право что-то решать. Хоть что-то.


«Как Захарченко бьется с Семенченко…»

В направлении цели намеченной
Разгоняется пуля в стволе.
То Захарченко бьется с Семенченко
На суровой донбасской земле.

Роз бумажных шуршащие венчики,
Установки ревущие «Град».
У Захарченко и у Семенченко
Еще много отважных солдат.

Много тел молодых и накачанных,
Много танков и бронемашин
У Семенченко и у Захарченко
На просторах бескрайних равнин.

Расскажи мне, небесная ласточка,
Как ракета взмывая в зенит,
Кто, Семенченко или Захарченко,
В этом грозном бою победит?

Ничего не ответила птица мне,
Протрассировав над головой.
А солдаты с закрытыми лицами
Молча строились в клин боевой.

А в гнезде ждут голодные птенчики,
А в полях полыхает закат,
А Захарченко бьется с Семенченко…
Политологи всё объяснят.



29 комментариев

2
Владимир Азязов , 29 января 2016 в 11:42
Бесконечная песня. Всеволод Олегович Емелин. С уважением.
https://youtu.be/(удалено модератором)
От модератора: Увы, но удаляемая ссылка приводит к песне, некоторые призывы которой власть точно расценит как экстремистские...
2
Александр Мороховец , 29 января 2016 в 18:02
Как думающим людям война мысли меняет.
8
Владимир Воробьев , 30 января 2016 в 15:22
Емелину удалось остаться нонконформистом.
Прилепин бодро поплыл по "патриотическому тренду". И безопасно, и денежно, и борцом против "хунты и Омерики" гордо себя заявлять можно.
Попгапонистый Эдичка Лимонов, перетрусив после разгона Болотной, понял, что в Лугандонии легче и выгодней провокаторством заниматься и молодых неуравновешенных придурков на убой отправлять.
Ксюша Собчак в прекрасное далеко укатила и оттуда посмеивается.
Единственный из всей тусовки Павленский мужиком оказался.
Не зря его на освидетельствование отправили. В современной, сошедшей с ума России, нормальные люди вызывают подозрение.
10
Саша Чёрный , 30 января 2016 в 15:53
Статейка довольно глупая.Ожидал большего.Сказано много,но так чтобы никого не обидеть и не потерять остатки аудитории.
Емелин не понимает простейшей вещи-внезапно вспыхнувшая ненависть россиян к украинцам это не державно-имперские заморочки и не трюки хитрых политических манипуляторов.Причина проста и банальна-украинцы захотели жить лучше чем мы.Такое не прощается.
Россия готова дружить с любыми народами,но только в том случае,если они будут на правах братьев наших меньших(т.е. домашней скотины).
Если требуют уважения и равноправия-затопчем,как ближайших соседей,так и своих,кто посмеет высунуться из общей серой и озлобленной на весь Мир массы.
Опять же зачем замыливать суть красивыми определениями?Почему не сказать четко и ясно:бизнесмены/манагеры/тусовщики,поехавшие "бить укров" поперлись не за каким-то мифическим "правом что-то решать",они просто не поймут что это такое.
Тупой,недалекий и трусливый человек всегда будет испытывать насущную потребность принадлежать к какой-то могучей,агрессивной стае.Сам факт такой принадлежности здорово надувает чувство собственной значительности.
Самоутвердится такой субъект может только за счет более слабого и никак иначе.
Вот и весь секрет Полишинеля.
Касаемо двух фашиствующих мальчиков Захара Прилепина или Прохара Залепина(не помню точно) второй то ли и Шергунов,то ли Дристунов-как там его? мне сказать нечего.Субъекты тупые,насколько горластые, настолько же ссыкливые и насквозь лживые.Тратить место в колонке на обсуждение их дутого "патриотизма" я бы не стал.Те же "Светы из Иванова",только в другой обертке.
16
Саша Чёрный , 30 января 2016 в 16:04
Вдогонку.
Сейчас с Белоруссией у нас самые дружеские и даже братские отношения.Белорусов мы любим,"Батькой" восхищаемся.
Но как только,не приведи Господь,Белоруссия захочет выскочить из-под сапога и станет ориентироваться на Европу,тогда мы увидим до боли знакомую картину.Как под копирку.Ту же самую животную ненависть и истерические призывы сравнять с землей Минск и истреблять "бульбашей".
0
Герман Чесноков , 30 января 2016 в 23:32
Согласен.
Наша зависть самая завистливая зависть в мире! Мы утянем обратно на дно любого выскочившего. При случае разумеется. И только когда его сильные голуби начнут клевать. А до этого будем лебезить перед любым ходорковским, эрдоганом, лукашенко или другим каким-нибудь черногорцем.

8
Маркус Марцелий мл. , 30 января 2016 в 21:20
САША ЧЁРНЫЙ: Касаемо двух фашиствующих мальчиков Захара Прилепина или Прохара Залепина(не помню точно) второй то ли и Шергунов,то ли Дристунов-как там его? мне сказать нечего.Субъекты тупые,насколько горластые, настолько же ссыкливые и насквозь лживые.Тратить место в колонке на обсуждение их дутого "патриотизма" я бы не стал.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
А мне показалось, что с Емелиным произошла интереснейшая метаморфоза... В лучшую сторону. Он по-настоящему повзрослел. Так, как может повзрослеть человек открывший счет собственных невосполнимых потерь. Зрелый усталый человек... Правильный. Такого не купишь побрякушкой.
1
Саша Чёрный , 30 января 2016 в 23:25
А мне показалось, что с Емелиным произошла интереснейшая метаморфоза... В лучшую сторону. Он по-настоящему повзрослел
_____________________
Похоже.Но я все-таки считаю "коли замахнулся-бей".Поднять такую острейшую тему и выискивать беспонтовые формулировки-несолидно.Видимо повзрослел дядя не до конца.
3
Наглая Рыжая... , 30 января 2016 в 13:40
Вот это: "Я, кстати, не верю, что бунтуют и воюют исключительно лузеры. Ни фига! И бизнесмены, и тусовщики, и вполне успешные люди... Потому что воюют ведь не за идею и не за землю. А за право что-то решать. Хоть что-то." истинная правда. Как ни странно знаю таких реальных людей.
7
олег стецкив , 30 января 2016 в 13:46
Война на Донбассе продолжается, обстрелы 30-40 в день не прекращаются.Ежедневно на боеприпасы Россия тратит 0,7-1,5 млн долларов, и на содержание ДНР и ЛНР около 20 млн долларов. Зачем? Главнокомандующий и ученый экономист об этом знает?
1
сергей валитов , 30 января 2016 в 13:50
Ещё раз убедился как (удалено модератором) и его шайка разделило Россию , и ни гроша не дам если (удалено модератором) посадят на вилы и он будет просить пощады...
10
Анатолий Прокопьев , 30 января 2016 в 13:56
Любые националисты для меня являются лузерами.. Они не понимают, что время апологетов национализма прошло безвозвратно. Да и где сейчас найти чистые нации? Только где-нибудь в дебрях Африки или джунглях Ю. Америки.. Сейчас время космополитизма, человек должен иметь возможность реализовать себя в любой стране, которая ему эти возможности предоставит. Унификация и глобализация предоставит людям привычные его жизни продукты питания и предметы быта.. Средства коммуникации обеспечат возможность общения с близкими людьми, где бы они не были.. Транспортные достижения дадут возможность быстро перемещаться по миру, чтобы обеспечить и живое общение и туризм.. Глупо было бы имея такие возможности локализовать свою жизнь в пределах одной страны, руководствуясь ложным принципом национализма и т.н патриотизма..
Жизнь дается один раз и её надо прожить.... Забавляют меня эти бронтозавры в мире постиндустриальной экономики...
8
Анатолий Прокопьев , 30 января 2016 в 14:31
Национализм нигде и никогда на должен быть политической идеологией, тем более идеологией государственной. Можно допускать только культурный национализм, бытовой, когда русские люди собираются в клубе, едят щи, пьют самогонку, играют на гармошке или на балалайке, поют народные песни, типа калинка-малинка, танцуют барыню, потом бьют друг другу морды... Вот это и есть наш исконный русский национализм... ))))
-3
Andrey Molchanov , 30 января 2016 в 15:05
"...время апологетов национализма прошло безвозвратно...Сейчас время космополитизма..."
------
Да, но борьба мировоззрений никуда не делась и не денется. Раньше различия в восприятии мира были в основном обусловлены различием культур ( которое в свою очередь обуславливалось разными географическими, климатическими факторами, историческим наследием), большими расстояниями. Сейчас, благодаря глобализации, сокращению расстояний эти факторы будут иметь все меньший вес, но противоречия между людьми будут всегда ( так же, как всегда будет конфликт отцов и детей).
5
Анатолий Прокопьев , 30 января 2016 в 15:25
Американский и европейский котлы переплавили уже не один десяток наций и этот процесс в самом разгаре. Не без трудностей, конечно, но результаты налицо... И в эти "котлы" валом валят полуфабрикаты, чтобы стать готовым цивилизованным глобальным продуктом.. Небольшие и локальные исключения только подтверждают, что процесс перековки наций идет успешно.. Кто не хочет быть, как все, может продолжать сидеть на пальмах или бухать бухашку, матеря всех вокруг..
2
Анатолий Прокопьев , 30 января 2016 в 15:43
Насчет мировозрений. Интересно, какие мировозрения у русского человека и чем они отличаются от общечеловеческих? И есть ли вообще этот феномен - русский человек? По моему годы коммунистического эксперимента переплавили бывшего жителя России в нечто науке неизвестное, что подтверждает возможность положительного результата в европейской и американской практике. Раз смогли создать гомо советикус, то почему нельзя создать гомо космополитикус? Кстати, у русских по сути ничего русского не осталось, нет ни одного признака, по которым можно определить, что перед тобой русский. Нет национальной одежды, песен, никто не знает русских обычаев, даже православным нельзя назвать. Поэтому мы, как никто, готовы стать людьми мира, потому что нас ничто не держит за т.н "русский мир", кроме пресловутой и безумной пропаганды.. Смените вектор пропаганды и вы увидите вполне себе готового космополита.
2
Юрий Никольский , 30 января 2016 в 17:50
Добавлю о двух типов мировозрений.
Тип 1.
Я силен и готов решать свои проблемы силой, поэтому вооружу и пошлю на бойню.
Тип 2.
Я умен и готов решать экономические проблемы через поиск взаимных интересов.
0
Анатолий Прокопьев , 30 января 2016 в 18:25
В России, да и не только в России, мировозрение формирует власть. Просто нужно время.. Королева Виктория сделала англичан чопорными традиционалистами, хотя они агрессивные и бешеные натуры.. Что иногда проявляется на футбольных матчах. Но в бытовой жизни они паиньки.. Так что перековка имеет место быть..
0
Михаил Тогунов , 30 января 2016 в 20:42
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ , 30 января 2016 в 15:43
Кстати, у русских по сути ничего русского не осталось,... Нет национальной одежды,...
**********
А Вы помните плакаты советских времён? На которых под красными знамёнами в едином порыве народы СССР? На этих плакатах все представители народов в своих национальных одеждах, и толькой русские впереди во вполне себе европейских костюмах, т.е. в брючных парах. Вот откуда пошло отсутствие национального костюма, потом превратившееся в полное отсутствие знаний о национальном русском костюме. ИМХО.
5
Владимир Воробьев , 30 января 2016 в 21:57
// нет ни одного признака, по которым можно определить, что перед тобой русский//
Как-то идем мы по городу Парижу с одним депутатом из глубинки. Он и спрашивает,- ну как они сразу узнают что мы русские?
Я говорю,- а пакет ты где взял?
- В гостинице.
- Знаешь, что на нем написано?
- Нет, а что?
- Для грязного белья.
4
Виктор Отман , 30 января 2016 в 14:39
Здравый человек. Его не собьешь воплями "Крымнаш" и "Не смешите мои искандеры". Умница. Респект.
4
Павел Шумкин , 30 января 2016 в 16:09
Спасибо Автору, который также понимает (о чем тоже писал не раз), что любой человек не просто имеет право, а обязан протестовать и капризничать против всего и вся.
В противном случае будет квасить свою противную, серую жизнь и тем гневить небо. .
1
Анатолий Беднов , 30 января 2016 в 16:44
Сейчас время космополитизма, человек должен иметь возможность реализовать себя в любой стране, которая ему эти возможности предоставит. Унификация и глобализация предоставит людям привычные его жизни продукты питания и предметы быта.
-------------

Универсальное средство и от национализма, и от гримас глобализации одно - регионализм и глокализация.
1
Jade . , 30 января 2016 в 18:21
" Украина-просто другая Россия" ?
как интересно..
2
olga fedorinova , 30 января 2016 в 20:03
Вы это поняли в обидном для Украины смысле? Я так поняла, что Украина может показать пример России. Пойти вперед по пути прогресса, развития, демократии. Если у Украины все получится, то почему тогда у нас нет?
0
Jade . , 30 января 2016 в 21:25
..почему тогда у вас нет? не знаю,я об этом не думаю.


мне не нравится ,когда Федин брат про чужого Петю говорит "а Петя он просто другой Федя".даже не добавляя таких смягчающих оборотов , как "я склонен полагать", " я позволю себе сравнить" например.
я считаю,тут Петино мнение важно в первую очередь,согласен ли он сам с такой формулировкой,или может нет.
Петя при такой формулировке теряет 100% своей индивидуальности.
из пети делается просто федя.
никакого "обидно" нет,есть "понятно".
автор понятен. ему по всей видимости хотелось всем сделать приятное,а получилось как всегда-)

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Море снаружи. Это история про то, как летним днем может оборваться молодость или даже юность...

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

161
вольдемар александрович: День опричника это вещь,конечно,но Сорокин все же на большого...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама