Колумнисты / Выпуск № 66 от 18 июня 2012

33119 Казус Бастрыкина. Послесловие

15.06.2012

Жаль, что важные тексты иногда остаются непрочитанными. Например, письмо главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова главе Следственного комитета (СК) Александру Бастрыкину. В нем редакция требовала три вещи: извинений за угрозы; обеспечение безопасности заместителя главного редактора Сергея Соколова; обеспечение безопасности сотрудникам редакции, выполняющим задания на Кавказе. Все три требования были удовлетворены. И теперь, после принятых извинений Бастрыкина, в глазах части коллег и читателей «Новая газета» — предатель дела борьбы с «кровавым режимом».

Вероятно, это связано с тем, что «Новая газета» должна была сама а) снять Бастрыкина с должности; б) добиться привлечения его к уголовной ответственности. Однако газета не снимает с должности и не привлекает к уголовной ответственности. Глава СК признал все – в том числе разговор в «лесу», который он назвал «обочиной». Теперь этим сюжетом должно заняться государство – депутаты, прокуратура и проч. Газета выступила — что сделано?

Претензии очень напоминают требования немедленного отстранения Путина от власти. А он все не отстраняется. Оказывается, чтобы жизнь в стране изменилась, недостаточно пойти походом на Кремль и дать по морде «космонавту». Оказывается, это большая работа, и не только тех немногочисленных оппозиционных ресурсов, которые еще остались в медиа-поле, но всего гражданского общества.

Трудно упрекнуть «Новую» в том, что она не борется с произволом, беспределом и коррупцией. Над столом, где проходят заседания редколлегии, висят шесть портретов убитых сотрудников редакции. И что, коллеги из блогосферы, вы хотите, чтобы мы проводили планерки под семью портретами, восемью, девятью? Или чтобы редакция, которой системно не дают нормально работать, была окончательно выключена из игры? Верных солдат режима у власти много — уйдет кто-нибудь из руководителей, тут же найдется другой на замену. А вот со стороны гражданского общества бойцов не так много — газета, журнал, несколько сайтов, пара радиостанций. И избавиться от нас не так сложно. Именно поэтому мы были и остаемся благодарными тем, кто нас поддержал в тяжелейшей ситуации, которая могла закончиться чем угодно, тем, кто усилил эффект от наших публикаций, нашего письма.

Случалось ли когда-нибудь в новейшей отечественной истории, чтобы государственный чиновник первого ряда извинился перед средством массовой информации, да еще и непримиримо оппозиционным, с которым на самом верху считают «западло» даже разговаривать? Таких прецедентов нет. И этого добились мы, «Новая газета» — вместе с коллегами, нас поддержавшими. Сам этот факт — огромная победа гражданского общества. Оказывается, свободная пресса кое-что значит в несвободной стране. Оказывается, в нашей непримиримой общественной среде, где царствует взаимная глухота, можно быть услышанными.

Тем не менее, «казус Бастрыкина», который должен был бы объединить противников власти, их разъединяет. Но если мы не готовы к диалогу друг с другом, то, как мы дальше собираемся бороться за власть?

И напоследок все-таки одна цитата из Фейсбука, без комментариев: «Читаю критику Муратова. И сердце радуется. Сколько у нас смелых и отчаянно принципиальных людей. Если среди них найдется хотя бы несколько, кто сделает такую газету, как Муратов, и так чтобы их замов тоже шефы ФБР вывозили в лесочки и угрожали смертью, хотя бы и под газом, причем «за дело», да еще чтобы эти из ФБР потом прилюдно перед ними извинялись — вот тогда-то свобода в России победит».




178 комментариев

0
Виктор киселев , 15 июня 2012 в 14:41
Верный текст.На примирение сторон,благодаря извинению Бастрыкина,напали с резкой критикой не только блогеры или комментаторы,а профессиональные журналисты,посчитавшие себя оставленными с носом и обиженные на это.Странно,газета в лице главного редактора.впервые победила,получила желаемое извинение и некоторые гарантии.Нельзя прыгать выше собственной головы и выдвигать максимальные требования от газеты,которая и так ведет чрезвычайно трудную,ежедневную борьбу с неправедными и незаконными действиями чиновников всех уровней.
0
Андрей Кузнецов , 15 июня 2012 в 17:29
Демократы не простят Бастрыкину, что он перекрестил Собчак в Ксению Общак. Простит ли Путин?
0
Andrey Kuznetsov , 15 июня 2012 в 18:34
Думаю, что простит.
0
Леонид Анцелович , 15 июня 2012 в 23:42
Скорее всего, сам Путин заставил однокашника пойти на мировую, чтобы без лишнего шума сохранить его на своем месте. Он член дружной команды беспрекословных исполнителей заказов своего благодетеля: консерватория – суд – Сибирь, или наоборот – нет состава преступления. Когда командующий ВВД Шаманов послал бойцов отбивать имущество зятя-бандита Глыбы, Путин его для порядка пожурил, а недавно наградил званием «генерал-полковника». Подозреваемого в убийстве Литвиненко Андрюху Лугового, наградил местом в ГД. Какая награда ожидает Бастрыкина? "За заслуги перед отечеством"?
0
Andrey Kuznetsov , 16 июня 2012 в 08:35
Леонид, ниже, чем "9999.99 Gold" опять рука не поднимается.
0
Reggie Gabr , 16 июня 2012 в 08:35
Andrey Kuznetsov likes соммеnts frом himsеf
Mе tоо, I bеliеv hе will fоrgivе
0
Andrey Kuznetsov , 16 июня 2012 в 08:47
А разве высосанные из под не стриженного грязного ногтя троллянутые "comments" от " Андрей Кузнецов" ХОТЬ ЧЕМ-НИБУДЬ похожи на объективные комментарии "от всей души" уважаемого МНОЙ "Andrey Kuznetsov"? Так причем здесь "from himself", и тем более "likes"!? На отсутствие СКОЛЬКИХ извилин у читателя рассчитан твой коммент?
0
Владимир Газарян , 15 июня 2012 в 19:16
Обида вполне понятна, только зачем её переводить с больной головы государя на пока ещё целую голову журналиста? Мне бы тоже хотелось чтобы НИКТО не подавал руку таким, по меньшей мере хамам, как господин Бастрыкин. Но, положа руку на сердце, не смею этогго требовать ни от кого, кроме себя.
0
Борис Лейтман , 18 июня 2012 в 11:38
Муратов все сделал правильно, и добился того, чего просил.
0
Саша Ригачин , 15 июня 2012 в 22:24
Тот, кто обеспечивает СВОЮ безопасность ЗА СЧЁТ других - а в данном случае очевидно, что безопасность журналистов и всех вообще граждан России неизбежно будет "стремиться к нулю", раз "самая демократическая газета" дружески простила главе СК угрозу убийством в отношении собственного сотрудника - несомненно предаёт общие интересы из эгоистических соображений.
Сам этот материал - банальное самооправдание.
Впрочем, я никогда никаких иллюзий не питал насчет журналистов "Новой". Это такие же люди, какие работают в "Российской газете". Просто хозяева у них разные.
0
Reggie Gabr , 16 июня 2012 в 08:38
Если вы в самом деле считаете что разницы нет, скажите ты Саша НТВ тоже смотришь и считаешь что НТВ=НГ в смысле подачи материала через призму совести а не в угоду власти
0
Владимир Раменский , 16 июня 2012 в 11:41
Вы совершенно не правы.
0
Игорь Краюшкин , 16 июня 2012 в 15:32
Ну ты не сравнивай условия работы в Новой и в РГ! Тех в лесочки не вывозят, в спины не стреляют. Сколько язв расковыряла РГ за последние 2 года? Сравни с Новой! Кто больше врагов имеет, и каковы весовые категории этих врагов! Про пользу для общества я вообще молчу. Это несопоставимо. Не надо сравнивать работу флюгера и паруса.
0
Сергей Возчиков , 18 июня 2012 в 03:22
Очередное, довольно тонкое, передёргивание г-на Саша Ригачин.

Утверждение, что газета "...обеспечивает СВОЮ безопасность ЗА СЧЁТ других..." - ложно. Что лишает смысла последующие словесные навороты.
0
Борис Лейтман , 18 июня 2012 в 11:42
По его логике, МВД вообще не должно существовать.
0
Victor Ivanov , 16 июня 2012 в 18:00
Господин модератор, у меня, как это часто бывает (шучу) сложились неплохие строчки. Подсуньте их Муратову, он и Соколов и вправду молодцы.

Ах, Маша Гессен недовольна
И Ганапольский раздражён,
Что вольно или же невольно
Муратов совершил уклон.

Что миллионы журналистов,
Штурмуя вечером СК,
Внезапно утром убедились:
Не тем протянута рука.

Муратов Путина в отставку
Ведь мог, но не определил,
А Соколов (читайте Кафку)
Бастрыкина не застрелил.

Теперь навеки уклонистом,
Неважно правым или левым,
Муратов стал, и очень быстро,
В связи с Бастрыкиновым делом.
............................

А как же нам, убогим, сирым,
Без личной жизни Перельмана?
"Покойтесь с миром", с этим миром?
В стране известного дурмана.

Мы его пьём, и это правда...
0
Александр Червоный , 23 июня 2012 в 15:33
Нескладушка, дорогой ВиктОр, и причём тут "личная жизнь Перельмана"? "Неплохие строчки" из цикла - В ОГОРОДЕ БУЗИНА, А В КИЕВЕ ДЯДЬКА!?
0
Юрий Морозов , 16 июня 2012 в 20:11
Т.е., по-Вашему, случись Дмитрию Андреевичу встретиться с САМИМ ПУТИНЫМ (!!!) и случись САМОМУ ПУТИНУ (!!!) произнести "Нуладнотыкактебятамизвини... СЕГОДНЯпретензийнеимею... кушай..." и соизволить подать руку для... (не знаю уж чего, возможно, для поцелуя?), вышеупомянутый Дмитрий Андреевич вцепился бы в неё и тряс, пока охрана не отгонит?
После чего заявил бы, что это "еще одна победа, ведь раньше нам руку ВООБЩЕ не протягивали, мало того - это НЕКОТОРЫЕ ГАРАНТИИ"???
Смешно слушать!
0
Анатолий Ингберман , 17 июня 2012 в 11:15
Милые бранятся - только тешатся...
0
Сергей Кретов , 19 июня 2012 в 05:19
"верный текст"?!
А мне кажется, что текст не верный....!
О каком "примирение сторон" в принципе может идти речь?! Почему некоторые воспринимают данный "инцидент" как взаимные претензии одного фигуранта к другому???!!! Все происходящее можно было бы рассматривать именно как "взаимную претензию" и как результат "примирение", если бы речь не шла о грубом превышении полномочий руководителя СКР! ??????!!!!!!!
0
Изумленный Хомяк , 15 июня 2012 в 14:41
Согласен в той части, что достижение извинений волка перед овцами есть нечто новое и экстраординарное в современной России. Это плюс.
Только вот даже такой приятный факт, к сожалению, произошел не благодаря закону, а вопреки ему... И опять по воле одного и того же человека, которая у нас и есть закон.
Нет, конечно, мы все далеки от мысли, и не ждали, что Новая Газета на броневике поедет сами знаете куда и будет делать сами знаете что.. Да и требовать такого никто не имеет права...
Только вот игра в картишки с шулером, которого поймали с краплеными картами, и он сдал эту партию, чтобы ему не набили морду, ни к чему хорошему не приведет. В следующей он вас разденет, обязательно...
Так что, особой эйфории никому испытывать не рекомендую.
И не поддавайтесь "стокгольмскому синдрому" - ой, террорист даже извинился! Какой он душка!
Да и что было в лесу (на обочине)? По-большому счету так и осталось неясным..
В общем.. и ложечки не нашлись.. и осадочек остался..
0
Изумленный Хомяк , 15 июня 2012 в 15:05
Но все равно поздравляю.. Все могло быть и гораздо хуже
0
Sandra A....nė , 15 июня 2012 в 21:55
Сами себе противоречите:/
0
Reggie Gabr , 16 июня 2012 в 08:42
Вы хорошо это выразили, мои мысли в таком же ракурсе пытались выстроиться, но ваш комментарий позволил мне только поддакнуть.
0
Andrey Kuznetsov , 16 июня 2012 в 08:51
"что было в лесу (на обочине)? По-большому счету так и осталось неясным.."
Зачем портить хороший коммент подобной "вуалью тайны" Полишинеля?
0
Владимир Раменский , 16 июня 2012 в 11:47
Ответ на ваши недоумения содержаться в статье. Ну не сотрудникам же Новой арестовывать Бастрыкина? На то есть соответствующие органы и их явное бездействие тоже диагноз. В любой другой хоть сколько-нибудь демократической стране такой чиновник был бы уволен с государственной службы самое позднее через 24 часа.
0
Виталий Степанов , 17 июня 2012 в 12:50
Владимир, я с вашим отношением к "примирению" согласен. Нов вся история с Бастрыкиным есть показатель царящих отношений среди среди прокравшихся и пробравшихся к власти гоблинов. То, что этот генералишка возомнил себя вершителем судеб, ничего удивительного нет, ведь их возглавляет малорослик с манией наполеонизма. А то, что они все эти бастрыкины считают себя неуязвимыми, это показатель ущербности их мышления и озверелости сознания. Если за укрытие убийства 12-ти человек дают штраф, а за выражение "Богородица, забери Путина" обещают 7 лет строгого тюремного заключения, то здесь ни о каком здравом смысле и тем более о человеческой порядочности со стороны Бастрыкина и речи быть не может. Хам прорвался на "воеводство" и слезать оттуда добровольно он никогда не захочет. И все, кто окружают Путина, есть копии Бастрыкина и самого Путина. А редакторы "Новой газеты" молодцы! Такого позора Бастрыкин всё равно не перенесёт. Он от неутолённой мести и злобы скоро заболеет и пустит себе пулю в лоб. Правда, такие типы срама не имут!
0
alex skorpionice , 15 июня 2012 в 15:32
как то странно слышать:извинения за угрозы.Андрей Колесников так же плохо чужие тексты читает!нет нападок на газету:газету и журналистов "Новой" ТАК ЖЕ УВАЖАЮТ!просто вышло как то...местячково,что ли.борьба на то и борьба с таким произволом власти,заметьте-бескровно и с достоинством,как показали митинги,что от этой власти надо требовать не выборочно,извиняюсь за определение,"за такого то соколова",а ВООБЩЕ за ВСЕХ "СОКОЛОВЫХ"!вот газета и должна ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ,а не депутаты и прочее.закон о митингах не доказал это Вам,Андрей?а уж мы,народ,поддержим!
0
Василий Зыкин , 15 июня 2012 в 18:56
передумал
0
Andrey Kuznetsov , 16 июня 2012 в 08:56
"просто вышло как то...местячково"
А Вы попытайтесь (хотя бы на пару секунд) представить, что "паяльник" не в чьем-то, а в Вашем (!) собственном анусе, и его сейчас воткнут в розетку ... Должно помочь в мЫшлении! "Я так думаю".
0
alex skorpionice , 21 июня 2012 в 16:24
ты латентный педераст,андрей?пишешь хрень-МЫШление такое твое?тогда"паяльник"в вашем анусе,андрей-ясно вижу.после девяностых,когда рэкетом занимался,через многое прошел ,каждый день мог закончится по разному.привыкаешь-еб..т,значит не судьба.даже азарт какой то,когда на разборку едешь-как русская рулетка.а вы,андрей,детективы читаете?фантазия прям такая-"паяльник"."утюг"еще вспомни."слышал звон,да не знаю где он",называется.все гораздо банальней,андрей"Я,вот так,думаю"
0
alex skorpionice , 15 июня 2012 в 15:42
и еще:"Но если мы не готовы к диалогу друг с другом, то, как мы дальше собираемся бороться за власть?"...уж не знаю кто это -МЫ,тем более за власть,но лично,как и те люди,которые выходят на митинги,не борюсь за власть,а требую человеческого отношения от власти ко всем проблемам нашей страны,правды и честности,законности и порядка.а так:любого человека поставь на должность,он,не чувствуя давления и контроля людей,будет заниматься лишь собой любимым.возьмите на бытовом примере:был прораб,стал мастером участка,при большей власти-часто сразу меняется человек не в лучшую сторону...типа того
0
Джон Портер , 15 июня 2012 в 15:45
Вы молодцы!
И Муратов - молодец, что на первое место жизнь журналистов, а не жопу Бастрыкина ставит!
Многим ли сотрудникам, например, "Вокруг света" угрожали ?
0
Олег Берестов , 15 июня 2012 в 15:55
Вопрос Колесникову.
Чтобы появилась юридическая реакция на действия главы СК наверное нужно заявление Соколова в Прокуратуру. Я так понимаю, что этого не будет, ввиду извинений и пожиманий рук.
Собственно вопрос: т
То бишь это было мировое соглашение в досудебном порядке, да?
0
Владимир Углев , 15 июня 2012 в 16:15
НОВАЯ - ВЫ МОЛОДЦЫ!
ТАК И ДЕРЖАТЬ!
0
Юрий Морозов , 16 июня 2012 в 20:16
>> ТАК И ДЕРЖАТЬ!
бастрыкина за руки? :))
0
Barry Cada , 15 июня 2012 в 16:16
Это всё понятно, с тем, что Бастрыкин признал, что погорячился, хотя бы это уже хорошо. Но если у Муратова есть факты того, что Соколову угрожали убийством, это, со всей слепостью закона, статья 119 УК.

И по ней ДОЛЖЕН состояться суд. Если, опять же, есть с чем идти. Пусть Бастрыкин повторит всё, что хотел сказать, в суде. И пусть будет какой-либо вердикт. Однозначный.
0
Barry Cada , 15 июня 2012 в 16:20
Это очень важный момент в понимании того, кто кого на чьё поле перетянет, - Закона или понятий.
0
Barry Cada , 15 июня 2012 в 16:32
Ещё вариант - встреча Соколова с Бастрыкиным с примирением и пожатием рук. И пресс-конференцией, само собой.
0
Andrey Kuznetsov , 15 июня 2012 в 16:34
И только после этого на Соколова таки упадет большая "сосуля" в разгар жары.
0
Александр Червоный , 23 июня 2012 в 15:38
Всё вроде бы и так, но ФАКТА нет, есть только слова Соколова и какой-то трындёж генерала от "инфантерии"...Даже ЕСПЧ такие доказательства не примет.
0
Andrey Kuznetsov , 15 июня 2012 в 16:33
В сложившейся ситуации (IMHO) "Новая" поступила совершенно достойно и адекватно: официально (!) озвучила АРХИ проблему и выиграла "темп", необходимый для продолжения практической деятельности издания. Какие к "Новой" м.б. претензии!? Разве, что-то типа "Что же ты, зараза, вместе с танком не сгорел!?" Но претензии подобного "типа" нельзя считать ни креативными, ни нравственными, и доноситься они могут только изо ртов тех, кого "петух-гриль" еще не клевал ни во что.
Правильно все сделали, "Новая"! Только не верьте в "мир с извинившимся": ненависти к вам только добавилось! Вы получили всего лишь передышку, постарайтесь правильно ею воспользоваться, pls.
0
Павел Шумкин , 15 июня 2012 в 21:05
Вы правы в том, что Новая права и достойна в своих действиях. И в том, что легче потом не будет. Но власть-наши обосранные дети и с ними еще много возни, в том числе рискованной.
0
Иван Веснин , 15 июня 2012 в 16:37
Оправдания Андрея Колесникова очень удивили.
Всегда считал, и считаю до сих пор, что корреспонденты Новой добивались справедливости, честности в отношениях власти и общества, и что мы видим? На первое место поставлены корпоративные интересы газеты... пусть нам в ножки САМ покланяется, а мы его великодушно простим... за совершенное им ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Андрей, читатели ждут от Вас и Дмитрия Муратова не оправданий, а ОБОСНОВАНИЙ поступка, идущего вразрез с позицией права, справедливости, кодексом чести журналиста.
Поступок главреда Вы обосновали мелкими, шкурными интересами, когда это корреспонденты Новой падали на колени перед властьпридержащими? Напомните мне, я такого не помню...
Чем больше Вы оправдываетесь, тем более виноватым будете себя чувствовать, зачем Вы вообще завели речь о расколе? Нет никакого раскола, есть экстраординарный поступок одного человека, который до сих пор не объяснился не только с читателями, но и со своми коллегами.
Печально, что попав в затруднительную, двусмысленную ситуацию, Вы начинаете подобно нашей власти лебезить и оправдываться...
Скажите честно, это была сделка с совестью? Мы поймем, поддержим, кто чем сможем, вранья мы принять не можем...
0
Геннадий Пересада , 15 июня 2012 в 17:45
Перечитайте ещё раз статью, если Вы не поняли, что это не оправдания, а объяснение читателям позиции редакции в сложившейся ситуации. И уж совсем неуместны Ваши обвинения редакции в преследовании своих , как Вы пишите, шкурных интересов. Должен сказать, что тон Вашего комментария и в целом трактовка темы как-то смахивает на заход тролля в тылы редакции с целью посеять у читателей недоверие к ней.
0
Иван Веснин , 15 июня 2012 в 18:00
Перечитал.
"...редакция требовала три вещи: извинений за угрозы; обеспечение безопасности заместителя главного редактора Сергея Соколова; обеспечение безопасности сотрудникам редакции, выполняющим задания на Кавказе. Все три требования были удовлетворены...".
При этом, в отношении независимого журналиста ПО ЕГО СЛОВАМ, были совершены несколько тяжких преступлений, о которых НИКТО из редакции (включая самого журналиста) не сообщил в правоохранительные органы (специально для Вас, предвидя Вашу расплывчатую позицию, номер КУСП пожалуйста).
Это по Вашему не корпоративные интересы? А какая ситуация сложилась, поясните, в статье я ничего про это не нашел...
Ну и чей коммент смахивает на троллинский? Поясните, если Вас не затруднит... Спасибо.
0
Сергей Ренин , 16 июня 2012 в 05:26
"Поступок главреда Вы обосновали мелкими, шкурными интересами, когда это корреспонденты Новой падали на колени перед властьпридержащими?"
Вы соображаете, что вы пишете? Какие шкурные интересы? Речь о жизни человека идет! И, защитив одного своего сотрудника, редакция тем самым защищает и других. Публичные извинения Бастрыкина дорогого стоят, пусть даже его и "попросили" это сделать, чтобы не раздувать дальше скандал. Молодцы "Новая газета"! Так держать!
0
Владимир Сверидов , 16 июня 2012 в 20:59
Иван Веснин
"Скажите честно, это была сделка с совестью? "
_________________________________________________________________________
Естественно сделка. А что Вы хотели увидеть в мафиозной стране где законность это только изображение законности? Причём и изображение -то плохого качества.
Журналисты газеты это прекрасно знают из личного опыта.
Только уверен, что Соколову теперь лучше держаться подальше от России. Эти "извинения" ему могут боком выйти через какое-то время. Да он и сам думаю всё понял.
Смешно читать некоторые комменты про российскую законность. Эти комментаторы всё думают , что в России эта законность ещё есть и просто гдё-то как-то она иногда не срабатывает, но всё же есть. Откройте глаза. Всё, ку-ку, приехали даже и не заметили. Действительно полная мафия. Даже по сравнению с 90-ми годами огромная разница.Скоро, очень скоро будем ходить строем от барака до карьера за похлёбку и спорить о том законно или нет ходить по 8 человек в каждом ряду , а не по шесть.
0
Андрей местный , 16 июня 2012 в 22:09
Очень просто, сидя в удобном кресле за клавиатурой, судить корреспондентов "Новой", которые регулярно рискуют. Что даст демонстративное обращение в суд? Что, надо рассказывать, что все это закончится ничем? Все это понимают. Что даст обществу разыгравшаяся месть одного большого чиновника? "Новая" назвала вещи своими именами. Не ввязалась "в рукопашную" с "большим дядей"? - Иногда для будущей победы нужно избежать невыгодной драки. Пусть живет и дальше эта газета! И пусть честно продолжает свою работу: нести правду нашему обществу. И если в результате этой работы возрастет число разумных людей - тогда откровенные негодяи во власть проникнуть не смогут. Именно это и будет - настояшей ПОБЕДОЙ. Для всех честных россиян.
Предыдущая страница 12345678 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама