Колумнисты / Выпуск № 55 от 23 мая 2014

125014 Как застрелиться из газовой трубы

Китаю этот контракт был не очень-то и нужен, но, подписав его, они «в нагрузку» получили доступ в те сферы российской экономики, куда Китай раньше не пускали

21.05.2014

Фото: РИА Новости

В апреле 2014 Владимир Путин написал главам европейских стран письмо, в котором заявил, что «Россия за последние четыре года субсидировала экономику Украины за счет занижения цен на газ в объеме 35,4 млрд. дол.». При этом цена на газ для Украины составляла в 2012 году 410-430 дол. за 1000 кубов.

В мае 2014 года тот же Владимир Путин подписал с Китаем контракт на поставку российского газа в Китай на 30 лет, общим объемом в 400 млрд. дол. Цена контракта — «коммерческая тайна», но легко подсчитать, что она составляет около 350 дол. за 1000 кубов.

Объем поставок — приблизительно одинаковый. 35-40 млрд. куб. м в год. Вопрос: на сколько Россия обязалась на 30 лет субсидировать экономику Китая? Если считать «по Путину», на 100 млрд. дол.

Но это еще не все. Россия поставляет газ в Украину из разведанных месторождений по построенным газопроводам. В Китай газ будут доставлять с Иркутского и Чаяндинского месторождений, которые еще не разведаны, по газопроводу «Сила Сибири», который еще не построен. Февральская презентация «Газпрома» для инвесторов оценивала стоимость реализации Восточной Программы — то есть освоение обоих месторождений и строительство газопровода — в 60 млрд. дол. Если считать «по Путину», сумма «субсидий» возрастает до 160 млрд. дол.

На самом деле, конечно, цена, которую выторговал Путин у китайцев, — роскошная, и намного превышает среднюю цену китайского рынка.

Так, Китай покупает сжиженный газ у Австралии и Катара по средней цене 145 дол. за 1000 куб.м. Китай также покупает газ в Туркмении и Узбекистане по цене около 100-140 дол. за 1000 кубов. Для этого он выстроил газопровод Туркмения — Китай общей протяженностью 6,4 тыс. км. Кроме этого, Китай стремительно наращивает добычу сланцевого газа и к 2020-му году рассчитывает добывать 60-100 млрд. куб. м. Вряд ли себестоимость китайского сланцевого газа сильно превысит себестоимость американского сланцевого газа, которая сейчас колеблется в районе 100-120 дол. за 1000 куб. м.

Вопрос: могла ли Россия продать Китаю газ по таким ценам? Ответ — нет. Себестоимость добычи газа в «Газпроме» за последние десять лет росла непрерывно и, наконец, достигла внушительной суммы в 38 дол. за 1000 куб. м. Однако себестоимость — только малая часть цены. Как я уже сказала, для того, чтобы снабжать Китай газом, нужно освоить два месторождения и построить трубопровод длиной 4 тыс. км. Газопровод «Туркмения — Китай» обошелся китайцам в 6,5 млрд. дол, то есть по 1 млн. дол. за 1 км.

4 тыс. км «Силы Сибири» обойдутся России в 30 млрд. дол, то есть в 7,5 млн. дол. за км, и очевидно, что цифра 7,5 — это еще не предел. В процессе строительства она будет расти, и до чего дорастет, бог знает: газопровод «Бованенково — Ухта» обошелся «Газпрому» по 18 млн. дол. за 1 км.

Комичность ситуации усугубляется тем, что Россия несколько раз объявляла о готовности начать строительство газопровода, не дожидаясь китайского контракта. По принципу, «главное зарыть деньги, а там хоть трава не расти».

Абсолютное большинство внешнеполитических действий России с 2005-го года (когда с Германией было подписано соглашение о строительстве «Северного Потока»), можно описать двумя аксиомами.

Аксиома первая: внешняя политика России — и есть газовая политика. Аксиома вторая. Эта газовая политика исходит из совершенно фантастических представлений о мире.

Такое впечатление, что наша внешняя газовая политика все эти годы строилась на ряде гениальных идей, которые приходили в голову конкретным кремлевским товарищам, но почему-то никогда не осуществлялись или осуществлялись совсем не так.

Первая идея касалась газа как энергетического оружия. Как только был подписан «Северный Поток», в Кремле гордо объявили новую национальную идею: «газ — это наше энергетическое сверхоружие, а Россия — энергетическая сверхдержава. Мы на нашей газовой трубе всех будем вертеть». В Европе ужасно удивились, потому что спору нет: в современном мире бывают ситуации, когда экономика используется как оружие. Но она используется исключительно как оборонительное оружие: в ответ на внешнеполитическую агрессию, проявляемую страной-изгоем. Отключив газ Украине (а заодно и Европе) в отместку за «оранжевую революцию», Путин продемонстрировал готовность применять газ в наступательных целях. Очень хорошо — Европа сделала вывод, и с 2006-го года доля России в газовом балансе Европы упала с 39% до 25%.

Вторая идея касалась доли в европейских газораспределительных сетях. Думаю, что возникла она примерно так. В Кремле посмотрели на цену и сказали: вау, цена нашего газа на заборном пункте в Баумгартене — 250 дол. за 1000 кубов, а конечному потребителю они продают за 500. Кому идет разница? Сетям. Сеть — постоянный генератор кэша. В Кремле всегда очень трепетно относились к тому, что генерирует каждый день кэш. Возникла идея скупить европейские газовые сети, но — а позволит ли Европа? И тогда родилась вторая идея: а если Европа не позволит Кремлю скупить ее газовые сети, то Кремль не позволит ей, Европе, вложить деньги в российские газовые месторождения.

В 2005-2006-м годах Путин на каждой встрече с европейскими лидерами произносил сакраментальную формулу: «вы нам — сети, мы вам — месторождения». Проблема заключалась в том, что европейцы никак не могли понять, чем их пугают. Потому что обычно главный тот – кто вкладывает деньги, а не тот, кто просит. И со стороны страны, которая доказала свою готовность использовать газ как наступательное оружие, причем по любому поводу, формула: «если вы хотите дать нам деньги, вы должны отдать нам сети», — звучала как-то странно.

Третье — когда навязчивая идея «сети в обмен на месторождения» в конце концов умерла, была идея «газовой ОПЕК». В 2007-м году российские СМИ с великой помпой заговорили, что вот сейчас мы снова поставим Запад на колени, но, уже не скупив сети, а, создав картель стран-производителей газа, и Путин торжественно отправился создавать его в Доху, столицу Катара, крупнейшего производителя сжиженного газа в мире. (Вот тогда, наверное, в Кремле пожалели, что в свое время грохнули чеченского сепаратиста Яндарбиева — личного гостя эмира Катара). Увы, «газовая ОПЕК» тоже обернулась пшиком, только в отличие от европейцев, которые говорили прямо «нет», вежливые арабы говорили: «да-да» и ничего не делали.

Ну и, наконец, четвертая идея, которая пришла на смену идеям «нагнем Европу, купив ее сети» и «нагнем Европу, создав газовую ОПЕК», звучит так: «Если эта проклятая Европа не перестанет нам делать замечания за то, что мы рыгаем за столом, то мы накажем эту проклятую Европу, продав газ в Китай».

И наказали. Вот только вопрос — кого?

Переговоры о газовом контракте с Китаем шли ровно десять лет. Все эти десять лет Китай не соглашался на российскую цену. За это время произошла «сланцевая революция», Китай построил туркменский газопровод, а Россия превратилась из сырьевого придатка Европы в страну, которую явно будут вытеснять с европейского рынка. Россия хотела подписать контракт любой ценой, все эти три дня Китай ее дожимал и дожал ниже плинтуса. Достаточно сказать, что Путин, в качестве последнего жеста отчаяния, обнулил НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых — с разрабатываемых для Китая месторождений. Грубо говоря, российский бюджет от этого газа ничего не получит. Получит «Газпром», получат подрядчики, которые будут строить газопровод. Еще грубее — Россия подписала с Китаем контракт на 30 лет, чтобы можно было освоить бабки на строительстве газопровода. В обмен на это Путин подписал в Китае целый ворох контрактов, которые делают Россию сырьевой колонией Китая и передают Китаю последние российские ноу-хау.

При этом Китай, как раз — куда более опасный партнер, чем Запад.

В отличие от Запада, который не способен к эффективному стратегическому планированию и геополитическому подчинению соседних стран, — собственно, Запад и заменяет это планирование высокоморальным заламыванием рук, — Китай как раз исходит из стратегии и геополитики. Он думает тысячелетиями. А Кремль — долларами и выдуманными обидами.

Если Запад не покупает российских оппозиционеров — какая бы паранойя на эту тему не царила в Кремле, — то Китай будет покупать наших чиновников. Если США не «гадят» нам в Украине и Грузии — опять же, какая бы паранойя на эту тему не царила в Кремле, — то Китай как раз вытесняет Россию из ее сфер влияния: вспомните замечательную историю с задержанием российского траулера «Олег Найденов» у берегов Сенегала. Ничего личного: просто китайцы, уже сделавшие африканские воды своим внутренним рыболовным прудом, вытесняют оттуда – через коррумпированных министров и полезных экологических идиотов, как законопослушных европейцев, так и браконьерствующих россиян.

В Кремле всегда это знали. И там всегда царила настороженность по отношению к Китаю. Заявления о борьбе с бумажным тигром, США, были громкими, а вот негласное эмбарго на любую колонизацию Китаем России — было негласным, но оттого не менее абсолютным. 

К примеру, в 2008-м году Алишер Усманов купил Удокан, очевидно рассчитывая перепродать его китайцам. Проект имел смысл только в связке с Китаем и как источник медной руды для Китая. Но на продажу доли китайцам в Кремле было наложено вето. Теперь, в ходе поездки Путина, это вето снято: Удокан будет осваиваться, и именно с китайским участием.

Итого — мы продали газ Китаю формально для того, чтобы «показать Европе», а на самом деле — загнанные в угол, по цене, от которой отказывались десять лет, для того, чтобы подрядчики могли начать осваивать деньги на строительстве газопроводов. Цена этого газа значительно выше рыночной для Китая, но малоокупаема для России, что косвенно свидетельствует о космических масштабах российского воровства. Чтобы сбросить цену, Путин даже обнулил доходы бюджета от добычи этого газа. А так как разница оставалась все равно, под это дело пришлось разрешить Китаю участие в тех проектах, которые Россия всегда панически запрещала.



147 комментариев

0
Сергей Владимирович , 21 мая 2014 в 20:09
Подписали договор нормальный, не надо ля-ля. Украине ещё ща транзит платим, а китайцы стратегический партнёр. За ними будущее.
1
Ирина Барсова , 21 мая 2014 в 20:34
безусловно, за Китаем будущее. вопрос в том, какое место в этом будущем отведено России. а о том, как Китай "осваивает" полученные в пользование территории, только ленивые не писали.
0
Юрий Никольский , 21 мая 2014 в 21:43
Роль России - поставлять сырье. Роль Китая - выпускать массовую продукцию. Роль США и Европы - разрабатывать инновации, которые будет внедрять Китай для выпуска массовой продукции. Роль наших правителей - успеть вписаться в ту часть мировой экономики, где будут процветать Газпром и Роснефть.
0
Ирина Барсова , 22 мая 2014 в 00:29
дада, поставлять сырье
только не забывайте, что это невозобновляемые природные ресурсы. и пока другие будут разрабатывать и внедрять инновации, Россия будет гнать их до печального конца - без разницы, на Запад или на Восток.
но с Запада хоть что-то в бюджет отваливалось. а из китайских договоренностей свои миллиарды поимеют только приближенные к трону и сам царь-батюшка.
1
Lytkin Ilya , 22 мая 2014 в 15:16
Только уточним все-таки - роль Китая СОБИРАТЬ продукцию из поставляемых комплектующих
1
Alexandra N, 22 май 2014 в 15:13: вынужден воспроизвести Ваш комментарий без одного очень резкого определения, чреватого для газеты проблемами. (Заменяю его другим словом, прописными буквами) "Если то, что написано - правда (а это, похоже, так и есть), то тот, кто не прячет, как страус, голову в песок, должен видеть, что те, кто дорвался до власти, в течение уж 20 лет продаёт и предаёт страну. Всё, что происходит сейчас, есть национальное (политической нации) предательство. Это сценарий того, как Россия исчезнет. И сценарий, как может исчезнуть цивилизация вообще. И виной тому будет Путин со СВОИМИ ПОДЧИНЕННЫМИ. Учтите - те, кто радуется, что у "соседа корова сдохнет" - сначала богу (или дьяволу) душу отдаст тот, кто радуется чужому горю. Мы - первые на исчезновение."
Попрошу в дальнейшем быть корректнее. Модератор
1
Михаил Никонов , 22 мая 2014 в 20:53
Сергей!
Не по теме, по проблеме.
Режим жизни у всех разный. И модератор то же хочет спать. Но!, кто-то в два после полуночи ложится, а кто-то с пяти до семи до полудня,сидит в сети, а далее на работу.
Это я к тому, что может стоит рассмотреть опыт любимой мишени Кремлёвских, р.с. ВВС, и создать ПРЕДмодерацию. Т.е. писать в любое время суток, а появление в теме, после модерации.
Замете, автор не я. Я, лишь интерпритатор схемы модерации постов.
0
Наталья Васильева , 22 мая 2014 в 16:16
Вот именно — сырье. Ни на что другое Расея не годится.
1
Игорь Зорченко , 21 мая 2014 в 20:35
Сергей Владимирович. Вот именно, что за ними. А не за Россией
1
Сергей Владимирович , 21 мая 2014 в 21:12
Правильно
0
Николай Камсков , 21 мая 2014 в 20:35
Сергей Владимирович, 21 май 2014 в 20:09
-------------------------------------------------------------------
А что за нами, прошлое, да, Сергей?. Ясно, что за Китаем будущее, но мы то в России.
0
Павел Ч , 21 мая 2014 в 21:05
Назло бабушке отморожу уши. Каждый народ достоин своего правительства.
1
Сирожа Уткин , 22 мая 2014 в 00:38
"Каждый народ достоин своего правительства", "Начни с себя" и многое другое в духе "сам такой" - стандартные мантры экс-офицеров совковой гэбни.
0
КРАЙ *** , 22 мая 2014 в 14:17
Это тогда, когда народ может свое правительство выбирать. Мой ответ - нелегитимен!
1
Lytkin Ilya , 22 мая 2014 в 15:16
Вы всерьез не понимаете, что этим договором РФ окончательно стала сырьевой полуколонией?
1
Евгений Комаров , 22 мая 2014 в 16:15
Мне нравится всеобщий восторг по поводу эпохальной сделки с Китаем. Продали недобытый газ с неосвоенных месторождений (там еще конь не валялся, а с учетом местности, скорее ездовая лайка) с поставкой по непостроенному газопроводу (нет даже окончательного проекта). Взамен получили обещание заплатить. Вот это бизнес!. Шкура неубитого медведя отдыхает.
Пора открывать биржу - торговать акциями марсианских и лунных компаний с соответствующим агентством недвижимости. Кстати - еще никто не продавал Марианскую впадину? Надо попробовать, все же реальная вещь.
1
Михаил Никонов , 22 мая 2014 в 20:32
Евгений Комаров, 22 май 2014 в 16:15
За Луну, выше предельного, 5+. То-то хомячёк с мыслями ястреба колонизировать её собрался. Таки опять-же, энергосырьё.
* "Бросим Умы России, и деньги её граждан, что бы и в Космосе быть, то ли СДэ (СвеТерхДержавойэнергии), то ли РПР (РезервацияПроизводителейРесурсов)"
*Вольный перевод с рогозинского.
1
Aistulf Langobart , 23 мая 2014 в 21:36
А что такого, про Марианскую впадину не знаю, а вот дно Тихого океана уже разбито на участки и поделено для добычи мангана.
1
Smith Black , 23 мая 2014 в 09:16
Знающий...
0
Анатолий Клименский , 21 мая 2014 в 20:22
Каков же вывод?
0
Анатолий Клименский , 21 мая 2014 в 20:27
Не успел задать вопрос, как меня опередил уважаемый Сергей Владимирович. Интересно, что ответила бы ему уважаемая Юлия Леонидовна? И что скажут на эту тему уважаемые комментаторы НГ? Жду с нетерпением.
0
Ирина Барсова , 21 мая 2014 в 20:35
учите китайский
0
Ирина Барсова , 22 мая 2014 в 00:23
Вам что-то непонятно в ответе ?:)))))
1
Константин Левадный , 21 мая 2014 в 22:25
Совершенно верно, Ирина. Вот я подумываю об этом, и последнее время очень часто. Хотя бы на уровне простейшего понимания, азов, стоит постараться. Не зря дочери нашего востоком увлекаются.
1
Михаил Никонов , 22 мая 2014 в 21:07
Ирина Барсова, 21 май 2014 в 20:35
Ирина! нарисовал бы Вам ++++++++++++++++++++++,
Но несколько лет!, назад "Уральские Пельмени", КВН. Сценка ОДНОГО человека, в трёх возрастах. В 20, в 40, и в 60 лет.
-Бензин у тебя сколько стоил?
-20 копеек.
-А у тебя?
-30......рублей.
-А у тебя старый?
-50. ............юаний.
1
Михаил Никонов , 22 мая 2014 в 21:12
Но!!!!!! Вернёмся к фото в начале статьи. Особь посеридине, разрезом глаз, напоминает Вам, в соответствии с фамилией немца, или еврея из Европы?
1
Андрей Бетев , 23 мая 2014 в 23:12
Тут Анатолий Клименский поинтересовался "Каков же вывод?"
Если имеется в виду вывод из газовой сделки, а не статьи Латыниной, то его сделал Чарлз Краутхаммер (в Штатах его называют "неоконом". В Совке назвали бы рупором вашингтонских ястребов.)
В вольном переводе смысл примерно такой:
"Мы-то думали, что после сделки Никсона с Китаем и развала Совка контроль над шариком нам гарантирован навек, но ошиблись, и что делать - не знаем."
Но краутхаммеры хоть понимают, что это дебют новой Большой Игры.
На его фоне цена за 1000 куб. м. - вообще не тема для обсуждения. Вернее, конечно, тема, но... только для пикейных жилетов, фанатов одной промывальщицы мозгов из шланга :)
1
Dino Antinari , 21 мая 2014 в 20:48
Таков, что Китай - не Украина. Там за подписанный невыгодный контракт голову отрубят. В прямом смысле :)
1
алексей борисов , 21 мая 2014 в 20:35
Впервые вижу такие цены . Обычно пишут 360-380 Европа , 230 Украина до апреля.
1
Инна Шифанова , 21 мая 2014 в 20:37
Сергей Владимирович, ну откуда вы взяли, что Китай - стратегический партнер. Никакого будущего у страны, в любую минуту начнут "культурную революцию". Это же коммунисты. Еще недавно рашки были уверены в китайской угрозе, и поди ты, украинцы стали угрозой. Наш дурдом голосует за путина... при любом раскладе
0
mihail masterov , 21 мая 2014 в 20:48
так укреплять чужую страну это идиотизм, тем более мы уже границы делили, следующая дележка - это дело времени...
0
Анатолий Клименский , 21 мая 2014 в 20:55
Мало, мало комментариев! Где вы, интеллектуалы социальных сетей? И с кем вы?
1
Андроник Нерсесов , 21 мая 2014 в 21:17
вот вам комментарий, а, вернее, цитата из статьи в шведской газете на тему газового договора между Россией и Китаем: если хотим играть в шахматы с русскими, надо сначала научиться двигать фигуры.
0
Дмитрий Москаленко , 21 мая 2014 в 21:26
Уже лет ...дцать как эти «ынтилихтуалы» легли под Китай основательно и бесповоротно: летоисчисление не в цифрах, а в свинках-лошадках-мышках-скунсах; не ешь палочками -- равнозначен идиоту; ну и прочий шунь-фуй и всяческие звенюльки над входной дверью, за которые надо задевать головой :-P
1
Овидий Рагин , 21 мая 2014 в 21:14
Всегда получаю удовольствие от чтения статей Латыниной. Очень умно написано. А к данной статье хочу сделать своё добавление. Я - историк. И давно знаю, что ничего нового в истории не происходит. Так вот стремление путинской России и Китая к сближению аналогично стремлению к сближению между фашистской Германией и сталинским СССР. И ЭТО ВЫЗЫВАЕТ НАСТОРОЖЁННОСТЬ. Это же подозрительно, когда вдруг возникают тёплые отношения между странами С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИДЕОЛОГИЯМИ. СССР был коммунистическим, а Германия - антикоммунистической. Россия сейчас антикоммунистическая, а Китай - коммунистический. Так что ситуация сейчас в мире - как перед Второй мировой войной. Вот это и настораживает...
1
рашин кака́ши , 21 мая 2014 в 21:39
ха, россия ровно настолько же "антикоминистическая" насколько китай "коммунистический".
========
собственно, "нового не бывает"- это точно:
вопрос о том что сибирь будет китайской не стоит. стоит вопрос о том когда она будет китайской.
видимо, она станет китайской значительно раньше , чем казалось еще 10 лет назад.
1
александр делийский , 21 мая 2014 в 22:37
Одно маленькое уточнение, Овидий. Я тоже историк и давно знаю,что ничего нового в истории не происходит. Противоречия,приведшие к столкновению СССР и Германию лежат далеко за пределами идеологии. К сожалению, противоречия между современной Россией и Китаем - тоже.Плохо то, что при необходимости идеологию можно как-то "подправить", а лежащее далеко за ее пределами - нет.
1
Филипп Кравцев , 21 мая 2014 в 23:59
Война РФ с Китаем ?
Возможна война стаи вечно голодных волков с тучными стадами овец ?
0
Михаил Ханин , 21 мая 2014 в 21:19
Нмда-с, господин президент продал следующее поколение даже ещё и не родившихся детей России только потому, что денег сегодня в России нет.
И долго не будет.
За тридцать лет ишак сдохнет, эмир уснёт сладким сном, газа не найдут или его будет мало....и тогда Китай спросит- а где газ? Ведь мы заплатили!
Эмир ответит- нету.
Тогда Китай скажет- давай что есть.
Т.е. всё отдай и отдадут.
Есть в России один человек великого ума и я знаю имя этого человека.
Но никому не скажу.
А пока, что пока? Как пройдёт год в России для людей?
А вот так- 30-35 тысяч погибнут на дорогах, многие умрут от плохого алкоголя и циррозов печени, вызванных тем же алкоголем, дрянной водой, употреблением наркотиков в вену одним шприцом на всех, от спида тоже умрут и от туберкулёза, будет произведено 4 миллиона абортов....
Много, очень много денег уйдёт в Крым и в граждаунскую войну в Украине, Асаду в Сирию, аятоллам в Иран, хамасу и хизбале.
Плюс подготовка полёта на Луну, на Ч.М. по футболу и многие другие мегапректы.
За всю историю России я что-то не помню такого гениального управления страной.
1
Андроник Нерсесов , 21 мая 2014 в 21:23
и тогда Китай спросит- а где газ? Ведь мы заплатили!
...........................................................................................
хм, у нас еще и предоплата предусмотрена договором? )) вот здорово!
0
Роман Александрович , 22 мая 2014 в 16:33
А разве кредит под создание инфраструктуры под этот контракт не у Китая будем брать?
0
Michael Grab , 21 мая 2014 в 23:40
100%.
В пенсионные деньги он уже залез.
Теперь залазит в карман еще неродившимся детям.
По дороге рассорил с младшим братом, украинцами.
Что не сделаешь, дял сохранения своего кресла еще немного.
Поразительный ублюдок!

ПС. А ведь доб'ет страну, гад. :(((
1
валерий семенченко , 22 мая 2014 в 14:13
Золотые слова! Точно в цель!
1
Mark Berger , 22 мая 2014 в 22:31
Такую страну как Россия и 10 Путиным не угробить...
И дело не в нефти-газе.
Народ настолько неприхотлив, что и в землянках выжевет.
А вот Путина прогнать воли нет. Пока сыты и пьяны и нос в табаке.
1
Андроник Нерсесов , 21 мая 2014 в 21:20
вас теплые отношения между США и Саудовской Аравией, случайно, не настораживают?
1
Эрнест Д , 22 мая 2014 в 15:46
Нет, не настораживают. Каждый живет по своим правилам и не пытается оспаривать место, занятое партнером. В отличие от России, которая претендуя на лучшее для себя место, кроме ядерных боеголовок не имеет чем подкрепить свои претензии. Поэтому бряцает оружием и грабит брата.
1
Сергей Дамблдор , 23 мая 2014 в 14:10
По Вашему суждению Путин это Россия, Россия это Путин. А я тогда кто? Вы кроме боеголовок в нашей стране ничего не видите? Кроме Путина виновных у нас нет? Или вам проще свалить на царя батюшку, на своего шефа или еще кого повыше рангом. Главное не признать, что сами в чем то виноваты или вас гложет глубокая обида и вы ее вымещаете таким образом. И чем плохо когда человек, завод, город, поселок, страна, планета - стараются претендовать на лучшее для себя место? Вы можете назвать страну на нашей планете матушке, которая не претендует на лучшее место? И что значит грабят брата? Уточните пожалуйста конкретными примерами. И что значит бряцать оружием, вот не пойму что вкладывают в это термин? Военный парад во Франции? Военные операции США за пределами своей страны? Поддержка Великобританией оружием противоборствующие стороны в гражданских войнах Аравии и Африки? Нападение Грузии на Осетию? Бомбометание в Югославии? Или брызги слов Жириновского по поводу индийского океана? Оспаривать место занятое партнером? Россия сгоняет с места в кинотеатре на которое купили билеты другие? У меня создалось впечатление что вы сударь воспитанник коммунистического образа мышления заключающегося в выдавливании лозунгов не чего не значащих, но красиво звучащих.
2
Alex Simply , 22 мая 2014 в 15:49
Нет, не настораживают.
Поразительно другое, глобальное. Что же мы за народ такой? Диво!
Выслали почти всех интеллектуалов - гордимся. Что это? Власть хама?
Мазохитски пытаемся помочь Родине. Зачем? Тайна ...
1
Сергей Дамблдор , 23 мая 2014 в 14:20
И что же мы за народ такой? Когда человеку нечего сказать о себе он говорит о других. Кто виноват что я выкидываю мусор на улицу? Да вы посмотрите все так делают! Вот никто не напишет что получает серую зарплату, а если напишут то прибавят что не хотят платить налоги гнилому правительству. И я не хочу. Да просто никто не хочет соблюдать законы и правила которые ухудшают свое благосостояние, но ведь это суть любого государства. Есть такой известный человечек, Макиавелли, он описал суть управления государством. Он четко дал понять что государство это сообщество людей разных, и хамов и работяг, и жуликов и честных буржуев) и этим можно управлять. Самый простой способ в наведении порядка это запугать и посадить) самый тяжелый это заставить всех жить по уставу то бишь по закону))
1
Andrey Kuznetsov , 21 мая 2014 в 21:21
Нашему главному командующему уже давным-давно можно подписывать любой контракт по любой цене: на его "чаше весов" одной заслугой больше, одной меньше - на реальный рейтинг сильно не повлияет. Награды найдут героя!
1
валерий семенченко , 22 мая 2014 в 14:14
Скорее бы нашли!

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123456 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Черная овальная дыра

88
Юрий Коваленко: Ну, фотография же чёрно-белая, так что:))... А японец, к-рый проект...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Страна Всего
1. США 46 37 38 121
2. Великобритания 27 23 17 67
3. Китай 26 18 26 70
4. Россия 19 18 19 56

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама