Колумнисты / Выпуск № 63 от 11 июня 2014

29894 Закрепощение «пятой колонны»

Для отдельной группы граждан вводятся феодальные порядки: хочешь работать за границей – заплати в бюджет России и запишись в «ревизские сказки»

09.06.2014

Вслед за героиней фильма «Москва слезам не верит» я могу сказать своим читателям, что те из них, кого не интересуют конституционные извращения, могут не читать эту статью и продолжить спокойно заниматься своими делами. Тех же одержимых, которых еще по каким-то причинам волнует, как соотносятся с конституционными и в целом правовыми принципами те законодательные новации, которыми, словно гусиной кожей, покрылось российское правовое пространство, я попрошу задержаться.

Закон об уголовной ответственности за сокрытие сведений о втором гражданстве – это, на самом деле, не рядовое извращение вроде Закона Димы Яковлева или закона, вводящего непропорционально тяжелые наказания за нарушения порядка при участии в массовых мероприятиях, а принципиальный шаг вперед, переход на качественно новый уровень конституционного нигилизма. Этот закон означает поражение в правах целой социальной категории, образуемой по некому случайному, внешнему признаку. Это серьезный, можно сказать, - исторический выбор в пользу возобновления практики издания классовых законов, целью которых являются репрессии в отношении отдельных социальных слоев или групп населения. С этим я и поздравляю российскую конституционную и правовую систему.

Асоциальная и антиконституционная природа подписанного Владимиром Путиным закона не выглядит очевидной, потому что акцент делается на необходимости декларировать наличие иного (второго, третьего) гражданства. Но это не более чем политическая уловка, потому что в действительности уголовная ответственность вводится не за наличие иного гражданства, а за наличие разрешения на постоянное проживание в другой стране. А это – «две большие разницы».

В отличие от второго гражданства, разрешение на проживание в другом государстве не создает никаких политических прав у получившего такое разрешение лица и не порождает с его стороны никаких политических обязанностей. Это лицо не присягает на верность другому государству, не участвует в выборах, не служит в армии и так далее. Вид на жительство - это всего лишь длительная виза, совмещенная с разрешением на работу, и не более того. Таким образом, никакой конституционно-правовой коллизии между статусом гражданина Российской Федерации и статусом лица, имеющего разрешение на постоянное жительство в какой-либо иной стране, которая могла бы быть основанием и поводом для возникновения требования о регистрации данных лиц, не возникает.

Антиконституционный характер закона об уголовной ответственности за сокрытие сведений о наличии разрешения на постоянное жительство в другом государстве, если речь не идет о втором гражданстве, очевиден и легко доказуем. Прежде всего, он нарушает принцип равенства всех граждан перед законом и судом, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации. Более того, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также места жительства. Ну и, разумеется, запрещаются любые формы ограничения прав граждан.

Закон об уголовной ответственности за отказ от регистрации права на постоянное жительство в другой стране без всяких сомнений входит в противоречие с положениями статьи 19 Конституции России. В данном случае законодатель выделяет особую социальную группу по отдельному признаку - наличию у ее членов права на жительство за пределами России, - и возлагает на эту группу особые обязанности по декларированию своего статуса, которых не возникает у всех остальных граждан Российской Федерации. Безосновательное возложение дополнительных обязанностей лишь на том основании, что лицо имеет право на проживание за пределами Российской Федерации, с учетом того обстоятельства, что у граждан России имеется конституционное право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, закрепленное статьей 27 Конституции России, безусловно должно рассматриваться как ограничение прав и свобод на основании социальной принадлежности к искусственно выделенной законодателем категории граждан.

У данного закона есть и другие «конституционные погрешности». В частности, закон предполагает обязательную регистрацию гражданами, имеющими разрешение на постоянное жительство за рубежом, в течение 60 дней с момента вступления данного закона в силу. При этом из текста закона следует, что такая регистрация возможна только на территории Российской Федерации. В то же время, граждане, постоянно проживающие в России, но имеющие вид на жительство в другой стране, могут находиться за пределами Российской Федерации до полугода, не теряя своего статуса резидента Российской Федерации. Многие так и делают, например, выполняя работу за рубежом. Таким образом, закон, кроме всего прочего, вынуждает граждан осуществить принудительный возврат в России для осуществления регистрации, что очевидно находится в противоречии с упомянутой выше конституционной нормой о праве граждан на свободный выезд из России. 

Но при более глубоком рассмотрении становится также очевидным, что нарушение указанных конституционных прав в дальнейшем может быть и, скорее всего, будет совмещено с нарушением других, еще более существенных прав и свобод граждан. Ставшая недавно публичной информация об отказе в праве на участие в конкурсе на замещение должности судьи лишь на том основании, что претендент имеет родственников, постоянно проживающих за пределами России, ясно показывает, в какую сторону будет происходить эволюция законодательства. Лица, осуществившие регистрацию права на постоянное жительство за пределами России (но, подчеркиваю, не имеющие гражданства другого государства), будут ограничиваться в занятии государственных должностей, и против них будут вводиться запреты на профессию.

Таким образом, мы имеем дело с канцерогенной формой нарушения Конституции, которая неизбежно будет давать множество метастазов в смежные области. Все это ставит данный закон в один ряд с законами об ограничении прав классово чуждых элементов или об ограничении прав национальных меньшинств, столь популярными как в Европе, так и в России, в начале XX века.

Естественно, возникает вопрос: что могло стать поводом для столь грубого и бесцеремонного конституционного извращения? Часто высказывается предположение, что это первый шаг к закрытию границ и введению «выездных виз». Хотя я и полагаю, что ограничение права на выезд для самых широких слоев населения вполне возможно, причем в недалеком будущем, я не вижу связи вновь принятого закона с намерением государства перекрыть границы. Эту цель данный закон не решает, и, напротив, она может быть решена без его принятия. Представляется, что закон об уголовной ответственности за сокрытие иного гражданства и права на постоянное жительство за рубежом носит фискально-репрессивный характер по отношению к социальной группе, которую правящий режим рассматривает как политически неблагонадежную.

С одной стороны, это форма экономического давления на тех людей, которые в настоящий момент живут между Россией и Европой, но при этом не намерены платить налог в России как нерезиденты по ставке 30 процентов вместо ставки 13 процентов. Особенно сильно это ударит по тем, кто надеялся продать квартиру в России, чтобы приобрести жилье за рубежом, так как на нерезидентов налоговые вычеты (освобождение от уплаты налога за проданную квартиру) не распространяются. В новых условиях обосновать статус резидента будет гораздо сложнее, и поэтому треть вырученных от продажи квартиры денег придется отдать в российский  бюджет.

Но это, конечно, не самое главное. Острие данного закона направлено на психологическое подавление культурно чуждого нынешней власти среднего класса, тяготеющего к западным либеральным ценностям, а также пятой колонны, но не той, о которой все сегодня говорят, а - в своих собственных рядах. Кремль хочет ввести круговую поруку в своем собственном кругу, стреножить обуржуазившихся чиновников и силовиков, которые сами обросли зарубежной недвижимостью, как мхом. Теперь всех этих людей пометили как неблагонадежных.

Практического значения пока это вроде бы не имеет, но создает легко ощутимую угрозу и порождает чувство неуверенности и страха. Это элемент общего подавления в рамках мобилизационной модели развития, на которую сделал ставку Кремль.

Несмотря на безусловную антиконституционность, закону этому на практике ничего не угрожает. Механизмов признания его неконституционным практически не имеется, по крайней мере, на этом этапе. Право на обжалование появится лишь после того, как кого-то из тех, у кого обнаружат вид на жительство, привлекут на самом деле к уголовной ответственности. До этого вопрос о конституционности могут поставить лишь ограниченный круг субъектов, вроде депутатов или председателей Верховного/Конституционного суда. Это представляется мне маловероятным. Так что всем, кто обзавелся разрешением на работу и проживание за пределами России, не остается ничего другого, как нацепить на одежду желтую звезду героя новой России и носить ее с гордо поднятой головой. 



26 комментариев

0
Александр Андреев , 9 июня 2014 в 17:38
Статья 6. Двойное гражданство
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
0
Александр Андреев , 9 июня 2014 в 17:40
4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
(часть 4 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
0
Александр Андреев , 9 июня 2014 в 17:41
5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).
(часть 5 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
0
Александр Андреев , 9 июня 2014 в 17:42
6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата и место рождения;
в) место жительства (в случае отсутствия такового - место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания - место фактического нахождения);
г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;
д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;
з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).
(часть 6 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
0
Александр Андреев , 9 июня 2014 в 17:43
7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подано иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).
(часть 7 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
8. Форма и порядок подачи уведомлений, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.(часть 9 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
0
Александр Андреев , 9 июня 2014 в 17:43
10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
(часть 10 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
11. Правила, указанные в частях третьей - десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.(часть 11 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
0
Павел Шумкин , 9 июня 2014 в 21:08
Конечно Автор прав: спецы -чекисты исподволь еще более уплотняют и без того мелкоячеистую сеть. Но каждой рыбке пока не сильно страшно, потому что уверена, что уж она то проскочит. Что ее то не за что, при ее не порочности и связях.
На то и рассчитан сетевой лов и контроль.
0
vasil sinak , 9 июня 2014 в 23:23
И ЭТИ люди запрещают мне ковырять в носу. Шумно с бубенцами поминают фашистов в Киеве. Но вот, они же, УЖАС, такие законы подписывают в кремле. А то раньше их было не разглядеть. Верной дорогой идем, ТОВАРИСЧИ.
0
Валерий Иванов , 9 июня 2014 в 23:24
В России водятся (проживают) два типа лиц: физические и юридические. Госдура явно промахнулась с законом об НКО, пожелав клеить ярлык "юридический иностранный агент" только к части лиц российских. Теперь части россиян власти хотят добровольно-принудительно присвоить почетное звание "физический иностранный агент"! Кто бы сомневался, что доблестные спецслужбы уже давно присвоили это звание миллионам россиян. Они (СС) получили дополнительный крючок, на который можно много выловить. К тому же получается, что те, кто давно имеет "право проживания" (и того хуже гражданство) уже нарушили двухмесячный срок уведомления и появляться в России им опасно!
0
Phillip S , 10 июня 2014 в 01:44

По-моему, извращение - это когда человек, имея гражданство, например, Америки или Великобритании (или работу и вид на жительство с перспективой получения гражданства), зачем-то сохраняет второе гражданство - российское. Жадность... Не думаю, что это касается миллионов россиян...
Ну, а появляться (уж тем более - жить в России) скоро будет опасно для любого нормального человека.
0
Barry Cada , 10 июня 2014 в 11:23
Почему извращение? А может мне так нравится. Может я коллекционер гражданств. Ну или может быть я просто космополит, и мне хочется быть во всём мире своим. Не, нельзя так? Предатель и национал-проститутка?
0
Александр Логвинов , 10 июня 2014 в 12:15
....или работу и вид на жительство с перспективой получения гражданства), зачем-то сохраняет второе гражданство
=============
Откуда в этой фразе выплывает "второе гражданство". Тут только одно.
0
Татьяна Урубкова , 10 июня 2014 в 12:24
А если не удастся получить второе гражданство? Например, для получения гражданства Украины надо прожить там 5 лет и еще сдать экзамен по украинскому языку, что не всем удается. Поэтому люди не торопятся отказываться от гражданства. Да и отказ от гражданства выражается в отправке заявления в посольство. А когда там тебя удалят из базы данных граждан, неизвестно. Вот и получится, что ты считаешь себя гражданином одной страны, а на деле по чьей-то халатности имеешь двойное гражданство.
0
omini omini , 10 июня 2014 в 17:27
>зачем-то сохраняет второе гражданство

а почему бы и нет? - в частности экономия на визах
0
Артем Смирнов , 17 июня 2014 в 23:52
Если у Вас только вид на жительство, то, отказавшись от гражданства, Вы оказываетесь лицом вообще без гражданства. Не думаю, что это кому-нибудь захочется.

Но появляться без особой причины опасно, это факт.
0
Yuri Syuganov , 24 апреля 2015 в 18:31
@Phililip S., называть извращением сохранение российского гражданства можно было бы, если бы у граждан Америки, например, существовала возможность от российского отказаться, не покидая Америки. А это мало того, что дорогой и чудовищно долгий процесс (отказ от российского гражданства), так его ещё и невозможно сделать, не съездив в Россию за какими-то бумажками, подтверждающими отсутствие у бывшей Родины к тебе претензий, которые выдают только лично на руки.

Если бы Россия "отпустила" с минимальными поборами и простой процедурой всех, кто хотел бы перестать быть её гражданами, поверьте, при нынешних её властях такой возможностью бы воспользовалось очень много народа.
0
Aistulf Langobart , 10 июня 2014 в 11:30
Непонятно, а если я уже давно имею вид на жительство и проживаю за границей, надо тогда об этом заявлять или нет? И как заявлять, если я не нахожусь на территории России?
0
Лево Правый , 10 июня 2014 в 13:12
Странный закон какой-то.
«Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом».
То есть власти, в принципе, по барабану иное гражданство гражданина России, если она рассматривает его только как гражданина России. Чего ради тогда огород-то городить? Рассматривайте его наравне с другими гражданами России.
Вот дурдом-то.
0
Андрей Сорокин , 10 июня 2014 в 14:26
Поскольку это всё не затрагивает интересы 95% жителей страны, то 5% пусть платят, платят и платят налоги, сборы, штрафы и прочая. И вообще при наличии Интернета и Крыма зачем куда-то выезжать?
0
Артем Смирнов , 18 июня 2014 в 00:12
"И вообще при наличии Интернета и Крыма зачем куда-то выезжать?" Ваша фраза вышла в Топ-100 российского Интернета.
0
omini omini , 10 июня 2014 в 17:32
может у меня с головой что-то не так, но вот к примеру фрагмент:

"обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации"

итак, что имеем:
- место жительства
- место пребывания
- место фактического нахождения
и всё это исключительно с припиской "в пределах Российской Федерации", а не вообще где бы то ни было
кстати, обратите внимание, что ни разу не встретилось слово о регистрации на территории РФ

я так понимаю, что если некий гр. РФ фактически не живет, не пребывает и не находится на территории РФ, а посещает РФ в основной массе только на короткие отрезки времени, то у меня возникает вопрос, а так ли страшен черт как его малюют, т.е. относится ли это вообще к тем, кто основную массу времени проживает за пределами РФ, и не посещает РФ на срок превышающий полгода (именно этот срок определяет понятие проживания "постоянного" или "преимущественного")

другой вопрос, что у нас как всегда, чудесатость органов правопорядка обычно растет по экспоненте на этапах введения новых законов, так что имеется большой вопрос в том надо или не надо уведомлять ФМС
скажем я спокойствия ради предприму ряд действия для уведомления ФМС

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Реклама

StandupClub

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»