Колумнисты / Выпуск № 103 от 15 сентября 2014

55958 Почему Донбасс не Чечня

13.09.2014

Большинство тех, кто горячо одобрял войну в Чечне и ее силовое удержание в составе России, сегодня столь же горячо выступают в поддержку самозваной Новороссии, прославляют «ополченцев» и клеймят «украинских карателей».

В свою очередь, большинство тех, кто выступал против войны в Чечне и за ее независимость, сегодня поддерживают целостность Украины, считая «народные республики» фейковыми образованиями, а происходящее на востоке страны — спецоперацией российских властей, нацеленной на подавление украинской антикриминальной революции.

Впрочем, среди тех, кто ходил еще на первые митинги против чеченской войны в 1994—1995 годах, есть и сторонники «народных республик». Недоумевающие: почему многие их тогдашние соратники, возмущавшиеся силовой операцией против Чечни, сегодня не требуют прекратить силовую операцию Киева против «ополченцев»?

Все это легко объснимо, если задуматься о принципиальном отличии происходившего в 90-е годы в Чечне и сегодня на Донбассе (вместе с Луганском).

Первая чеченская война — именуемая в российских хрониках «восстановлением конституционного порядка» и «контртеррористической операцией», — стала реакцией на стремление Чечни к самоопределению, имевшее целый ряд реальных оснований.

Да, это был вооруженный мятеж сепаратистов, не соответствовавший тогдашним законам. Правда, если смотреть на юридическую сторону вопроса, то и превращение РСФСР в независимую Россию не соответствовало советскому законодательству, по которому союзная республика для выхода из состава Союза должна была провести референдум. Украина, кстати, его провела. РСФСР — нет. Более того: если в составе союзной республики имелись автономные — в каждой из них референдум надо было провести отдельно, и за каждой из автономий сохранялось право на «самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе». Ничего подобного в РСФСР сделано не было, и в Чечено-Ингушской АССР никакого референдума о выходе из СССР никто не проводил. Так что все было не так просто.

Что касается желания Чечни самоопределиться, то:

Во-первых, к независимости стремился народ, имеющий культуру и традиции, сохранивший память как о российском завоевании в XIX веке, так и о репрессиях со стороны советских властей в ХХ веке, и имевший многолетние традиции сопротивления.

Во-вторых, решения о самоопределении принимали если и не формально легитимные с точки зрения российского законодательства, то все же избранные населением и реально выражавшие его волю органы. Напомним: 10 сентября 1991 года самораспустился Верховный совет Чечено-Ингушской АССР, поддержавший путч ГКЧП, и 27 октября прошли выборы президента и парламента Чечни. Президентом Чечни был избран Джохар Дудаев. Российские власти этих выборов не признали — однако признавали власть Дудаева, а после его гибели — Аслана Масхадова и подписывали с ними различные договоры.

В-третьих, сепаратисты не имели ни военной, ни политической, ни дипломатической, ни информационной поддержки со стороны иностранных государств. Они не вывешивали иностранные флаги, их лидерами не были люди с иностранным гражданством, им из-за границы не поставлялось оружие (и вообще, они не имели ни танков, ни бэтээров, ни «Буков», ни «Градов»), иностранные наемники или добровольцы (такие, как Хаттаб) встречались в ничтожно малом количестве. И тем более в Чечне не было (даже и находящихся якобы «в отпусках») военнослужащих регулярной армии соседнего государства, воевавших на стороне сепаратистов.

В-четвертых, чеченские сепаратисты не требовали разрушения России или изменения ее государственного устройства, признавали ее власть и не претендовали на ее территорию.

На востоке Украины — все ровно наоборот.

Во-первых, никогда в истории не существовало на этой территории «донецких» или «луганских» народов, которые могли бы «самоопределяться», стремясь выйти из состава Украины. И никогда за 23 года существования независимой Украины на этих территориях не существовало сепаратистского движения. Ничего не было слышно ни о требованиях «федерализации Украины», ни об объявлениях «республик». И никогда жители этих регионов не подвергались никакой дискриминации и не проявляли недовольства своим статусом и положением в составе Украины.

Чем за последние годы «достала» жителей Киева и Львова, Днепропетровска и Херсона, Полтавы и Чернигова, Волыни и Ровно, Тернополя и Ивано-Франковска, вышедших на Майдан, власть президента Януковича, было хорошо известно. Даже Владимиру Путину пришлось, скрепя сердце, признать, что для массовых протестов на Майдане были основания. Но чем могла «достать» жителей Донецка или Луганска новая власть Украины — за полтора месяца, прошедших между бегством Януковича и началом мятежа с захватом административных зданий и штурмом воинских частей?

Что такого страшного она за эти дни успела натворить, что терпеть это стало невозможно? Причем настолько, что они стали срочно требовать «референдумов о независимости» и «помощи Москвы»? Закон о языковой политике (любимый пример российских пропагандистов)? Он не был подписан и.о. президента Украины и не вступил в силу. Амнистия для заключенных? Люстрация судей? Роспуск «Беркута»? Неужели именно это вывело граждан на улицы (так и вижу массовые протесты в Ростове, если в Москве решат распустить ОМОН)?

Во-вторых, во главе сепаратистов оказались никем не избранные и не получившие никаких полномочий от населения органы. «Народные губернаторы», «верховные советы», их «спикеры» и «депутаты», «советы министров», «премьеры», «вице-премьеры» и «министры» — сплошь самозванцы (недаром они так легко и быстро сменяют друг друга). Ничего даже отдаленно похожего на выборы ни в Донецке, ни в Луганске весной и летом 2014 года не проводилось. Ранее избранные гражданами областные и городские советы (где большинство имела Партия регионов) формально не распускались и сейчас продолжают действовать в городах, освобожденных от сепаратистов.

В-третьих, сепаратисты практически с самого начала не только ориентировались на Россию, вывешивая российские флаги и требуя помощи и ввода войск, но и получали от нее прямую военную, политическую, дипломатическую и информационную поддержку. Лидеры сепаратистов частично рекрутированы из России, оттуда же к ним поступают бронетехника, артиллерия, зенитные комплексы, «Грады», боеприпасы (в противном случае придется признать, что где-то в Донецке находятся ранее неизвестные и практически неистощимые склады) и наемники. А в последнее время — чему достаточно доказательств, — в Донецкой и Луганской областях ведут операции регулярные части российской армии (сказки об «ополченцах» и «десантниках-отпускниках» уже никого не впечатляют).

Мирные жители Донецка и Луганска гибнут во время антитеррористической операции — не сочувствовать им нельзя. Но главные виновники их гибели — организаторы вооруженного мятежа и те, кто снабжает их оружием, направляет наемников и делает все для разжигания войны и ненависти.

В-четвертых, сепаратисты (по крайней мере их часть) не признают законную власть Украины, саму Украину (как только что вещал бывший «народный губернатор Донбасса», а до того — член неонацистского РНЕ Павел Губарев) презрительно именуют «бывшей» и не скрывают намерений ее разрушить, оторвав от нее целый ряд регионов мифической Новороссии.

Российская армия в Чечне вела военные действия против чеченских сепаратистов, не желавших жить вместе с Россией. И потому это (по крайней мере на первом этапе — потом многое изменилось, в том числе и отношение к этой войне со стороны части российской оппозиции) была война против свободы Чечни.

Украинская армия в Донецке и Луганске ведет военные действия против поддерживаемых Россией мятежников и направляемых ей наемников, цель которых — превращение Украины в российского вассала. И потому это война за свободу Украины.

Поэтому мятеж в Донецке и Луганске поддерживают те же, кто поддерживал войну в Чечне. В том числе националисты, у которых в тоске по советской империи и ненависти к либеральным ценностям никогда не было расхождений с Путиным.

И поэтому за сохранение целостности Украины выступают те же, кто был против войны в Чечне,— российская демократическая оппозиция и ее сторонники.



95 комментариев

4
vasil sinak , 13 сентября 2014 в 18:06
+++++++++++++++++++++111
0
Konst. Omarov , 14 сентября 2014 в 16:53
Автор допустил серьезную ошибку, сказав: "Да, это был вооруженный мятеж сепаратистов, не соответствовавший тогдашним законам". Дело в том, что Чечня НЕ ПОДПИСЫВАЛА ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Чечня входила в состав РСФСР, а РФ - это уже другое государство. На это в 90е годы часто обращали внимание, заявляя о незаконности бюджетных трансфертов в Чечню, но Ельцин на это плевал. РСФСР вообще не была независимым государством - он входила в состав СССР. РФ же образовалась, как независимое государство, на других правовых основаниях, и Федеративный договор это узаконивал.
Так что никакого сходства у Чечни с Донбассом нет, есть похожая трагическая судьба..
-10
Иван Иванов , 14 сентября 2014 в 21:10
Вы совсем забыли, что Донбасс не собирался отделяться от Украины - всего лишь хотел федерализации и имел на это полное право.
12
sova sova , 14 сентября 2014 в 21:30
Иван Иванов, 14 сентября 2014 в 21:10
Вы совсем забыли, что Донбасс не собирался отделяться от Украины - всего лишь хотел федерализации и имел на это полное право.
**************
Какая, на хрен, федерализация?? А кто с чужими флагами бегал и ором орал: "Россия, Россия!"? Кто топтал украинские флаги? Кто животы вспарывал? Кто на колени ставил и головы проламывал только за украинский флаг? Чего вы тут теперь-то лапшу на уши пристраиваете? Думаете у всех такая же память, как у вас? Лично у меня она хреновая. Я все помню.
6
Антон САВИН , 15 сентября 2014 в 00:14
Классный ответ ув. Сова : аргументы сильные и неопровержимые.

АТО - это не война украинцев против русских :

это борьба украинцев и русских, армян и греков, молдаван и болгар за свободу и достойное будущее Украины против советских оголтелых шовинистов, против наследников красно-большевистских упырей, вооружённых до зубов совково-чекистским Кремлём.
-3
Александр К , 15 сентября 2014 в 12:03
У меня дядя живет в Луганске. Говорит - Как мы теперь вместе с укропами жить будем? - обратите внимание говорит гражданин Украины просто русский по национальности, много рассказывает особенно как любят там в Луганске Порошенко (говорят он дьявл) и естественно собственную армию.
1
Модератор: Сергей Золовкин , 15 сентября 2014 в 19:22
Наталия Киев, 15 сентября 2014 в 19:16: Вам хочется у нас высказываться? НЕ подставляете нас резкими выражениями и будет меньше поводов газету закрыть. Некорректный комменнтарий вынужден удалить. Модератор
-3
Сергей М , 15 сентября 2014 в 15:31
А кто на колени ставил вернувшийся домой омон и через строй прогонял пинками, кто с автоматом к депутатам приходил, в телецентр подраться и требовать уйти с должности приходил ?
не новоиспеченные революционеры ?

так часто бывает, пришедшие к власти торолятся с бывшими у власти оппонетами расправиться, а тут под шумок вообще с любыми несогласными начали разъезжать бригады самосуд устраивать, учить восточные регионы новым правилам. перегнули. бывает.
0
Артур Ковальчук , 19 сентября 2014 в 10:53
Во-первых, не омон, а Беркут. Во-вторых, они сами стали на колени, таким образом просив прощения за то, что творили в Киеве (львовское подразделение).
В-третьих, по поводу пинков (это уже другая история, в Киеве), была договоренность, что их пропускают не трогая при условии, что беркут снимет маски. Те, кто снял маски - без проблем прошли и их никто не трогал.
В-четвертых, по поводу телецентра... не было там автомата, не надо выдумывать. А те депутаты, что туда ходили получили реакцию общества, которое, мягко говоря, не поддерживало таких действий.
И последнее, если хотите что-то прокоментировать, то сначаля хотябы чуточку разберитесь...
1
Татьяна Белобородова , 15 сентября 2014 в 19:25
Вы имеете ввиду банды, захватившие ОГА, так они транслировали пожелания Кремля. А народ, рванувший на референдум, просто думал, что будет как в Крыму.
-18
Михаил Елшин , 13 сентября 2014 в 18:33
"...чем могла «достать» жителей Донецка или Луганска новая власть Украины?"
"главные виновники их гибели — организаторы вооруженного мятежа и те, кто снабжает их оружием, направляет наемников и делает все для разжигания войны и ненависти."
"Украинская армия в Донецке и Луганске ведет военные действия против поддерживаемых Россией мятежников и направляемых ей наемников, цель которых — превращение Украины в российского вассала. И потому это война за свободу Украины."
Как четко расставлены акценты.
Но вот беда - никуда не делся пресловутый "Правый сектор", Коломойский и К, добровольческие отряды на стороне украинской армии со своими полевыми командирами, заморские легионеры.
Что с этим добром делать?
Распускать? Нейтрализовать? Очеловечить?
Украинская армия сегодня - сама как фейк, что-то иллюзорное. Ее высший командный состав - половина неучей и предателей. Низший состав деморализован.
О солдатах и говорить не приходится. Большинство из них из тех, кто не успел вовремя спрятаться.
Грядут выборы в парламент республики. Насколько едино будет после них политическое руководство Украины? Кем заменить бездарных генералов? Где взять своих стрелковых?
И это в условиях, когда за твоей спиной Москва и Вашингтон договариваются о твоей судьбе.
GLEB Rygov , 13 сентября 2014 в 20:17
Комментарий удален
6
SerdechKO 17 , 13 сентября 2014 в 23:54
Можно еще вспомнить ополчение Минина и Пожарского. Мне кажется, добровольческие батальоны Украины похожи больше всего именно на них. Особенно, если вспомнить, что снабжением воинов ( и армии, и добровольцев) в Украине занимаются волонтеры- то есть НАРОД, то есть ВСЕМ МИРОМ.
14
Виктор Отман , 13 сентября 2014 в 20:26
Ну вот не надо про Правый сектор и Коломойского. Когда в Донецке срывали украинские флаги и захватывали административные здания, Правого сектора там за версту не видно было. А "хозяином" большей части крупных предприятий был не Коломойский, а Ахметов. Так что телега впереди лошади не ставится.
9
Vladimir -Kiev , 13 сентября 2014 в 21:41
Возможно, уважаемый Михаил Елшин слишком много времени уделяет программам Д.Киселева - вот и мерещатся повсеместно "Праыый сектор" и заморские легионеры.
-5
Иван Иванов , 14 сентября 2014 в 21:12
Киевской власти всего-то надо было уважать права граждан на родной язык.
0
Андрей Дубровский , 15 сентября 2014 в 16:21
Они его уважали. Единственное, отказались сделать его государственным и имели на то право. В Прибалтике русскоязычным куда труднее, но там вооруженных мятежей не поднимают.
2
Эрнест Д , 15 сентября 2014 в 11:21
Думаю, что можно добавить - Правый сектор и тогда и сейчас не имеет в стране существенного влияния. А Россия, в которой последнее время очень активно культивируются прошлые воспоминаниями о победах над фашистами, очень быстро всех украинцев записала в Правый сектор и послала своих солдат воевать с ними (украинцами),причем, даже не сообщив об этом ни украинцам, ни своим солдатам
0
Сергей М , 15 сентября 2014 в 15:43
ах какие безгрешные, ангелы-революционеры, и не били и не жгли никого, не стреляли (особено разные ляшко-сашкибелые и пр)

а опозиционерные лидеры: с вечера на прием бегали к Януковичу (даже Ярош), подписали соглашение о перевыборах, но улица смела без них Януковича, а они только делить результаты налетели потом (олигарх, коса, боксер)
А как депутаты быстро прогнулись на новую метлу, стали самоочищаться - выгонять новых несогласных из Рады.
1
Андрей Дубровский , 15 сентября 2014 в 16:27
Они отнюдь не ангелы. Но они в своей стране, и нечего было России туда соваться, направляя "казачков" типа Стрелкова, Губарева, Бородая, Бабая и пр. И уж совсем пакостно поставлять туда оружие и втихую слать наемников. Сейчас много инвектив в сторону США. Но те открыто признают участие своих военнослужащих в проводимых ими операциях, а Путин устами Лаврова всячески это скрывает. Почувствуйте разницу.
4
GLEB Rygov , 13 сентября 2014 в 21:35
***Михаил Елшин, 13 сентября 2014 в 18:33 Но вот беда - никуда не делся пресловутый "Правый сектор", Коломойский и К, добровольческие отряды на стороне украинской армии со своими полевыми командирами, заморские легионеры.
Что с этим добром делать?***
Вдогонку.
**Лавров высказал озабоченность по поводу того, что на территории Украины присутствуют украинские войска, украинская милиция, украинский народ... Источник: http://censor.net.ua/n302475 Источник: http://censor.net.ua/n302475 Источник: http://censor.net.ua/n302475****
4
Михалыч Вольнов , 14 сентября 2014 в 17:45
"Украинская армия сегодня - сама как фейк, что-то иллюзорное. Ее высший командный состав - половина неучей и предателей. Низший состав деморализован.
О солдатах и говорить не приходится. Большинство из них из тех, кто не успел вовремя спрятаться."
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ну нельзя же так нагло врать в уважаемом всеми издании.Есть аримия,есь добровольческие отряды - батальоны.Лично моих знакомых 3 человека пошли ДОБРОВОЛЬЦАМИ ,обратившись в военкоматы еще в начале войны.
4
Модератор: Сергей Золовкин , 14 сентября 2014 в 21:40
GLEB Rygov, 13 сентября 2014 в 20:17: ай-яй-яй, вот от Вас подставы не ожидал! Самый верный путь для закрытия газеты, это публиковать здесь комбинацию из фамилии Гитлера и одного скандально известного президента. Убираю Ваш ответ Михаилу Елшину, заменив Вашу "мину" на безобидное, скажем, Лютик. И попрошу так больше не безобразничать: "
1/ А история ничему не учит ? И можно "наступать на те же грабли" ?
Разве партизанское движение в 1941-1945 и народное ополчение в 1941 противоречили "логике" аннексии и оккупации ? Нынешние Добровольческие батальоны и нацгвардия -- это естественная реакция на наглый захват Крыма "вежливыми" "зелёными человечками" с БМП из "соседнего универмага" Аннексия Крыма в хитрой "дипломатической" манере признана и её инициатором ЛЮТИКОМ и всем цивилизованным миром
2/ "Что делать" --- это :
а) Решать не государству- агрессору и его адептам , а народу Украины и его законному правительству
б) Цивилизованный мир вместе с Украиной на этот вопрос уже ответили :
1) РФ-ия должна понести ответственность за грубое попрание международных обязательств (Будапештские соглашения)
2) РФ-ия должна вывести из суверенной Украины свои войска, Грады и танки
3) РФ-ия должна прекратить информационную войну соблюдать ЗАКОНы.
3/" ДНР" , "ЛНР", "Новороссия" - террористические организации, инспирированные ФСБ РФ-ии. Добровольческие батальоны и нацгвардия -- это --инициатива украинского народа !!! , поддержанная правительством Украины.
1
Konst. Omarov , 15 сентября 2014 в 13:13
Пока ответственность в виде общественного порицания пьянице и дебоширу. Европа выглядит даже хуже, чем в 1938-39 гг..
0
Марина Неважно , 19 сентября 2014 в 18:45
Мне стыдно и обидно это читать. Я лично знаю нескольких парней, которые воюют. Часть из них добровольцы. Да, есть те, кто не идет. Не нам (и не Вам!!!) их судить. Но утверждать об армии, что "Большинство из них из тех, кто не успел вовремя спрятаться.", тоже нельзя. Они там отдают жизни за свою страну и свой народ, и это достойно уважения. Никто же не говорит подобных вещей о ветеранах ВВВ, хотя там тоже были те, кто "за Сталина" воевать не хотел, но были вынуждены идти под пули под давлением системы. Они победили нацистов - вечная им за это слава.
5
Vladimir Kuchinskiy , 13 сентября 2014 в 18:36
Только я написал, что второй гуманитарный конвой привез снова топливо мятежникам, так сразу эта новость исчезла. Я что, правду написал? Так я не первый.
Вишневский все четко разложил. Этим казнокрадам все неймется. И ведь не выиграют. А вот народ в проигрыше. Да кого он ныне интересует?
10
constantin akentiev , 13 сентября 2014 в 19:40
Здравый исторический анализ. Если же продолжить ретроспекцию, для россиян картина станет еще более неблагоприятной. По-видимому, РФ не намерена ограничиться реанимацией НАТО и ведет борьбу за возрождение Речи Посполитой. По всей вероятности, элитные сорта россиян полагают, что без Врага им никак свои делишки не перетереть. И это нельзя не понять.
1
Алексей Табаков , 15 сентября 2014 в 14:57
Оглянитесь на принимаемые нынче в России законы, если бы не война с таким жестоким врагом, распинающим трёхлетних младенцев - куда бы вылилась энергия народа???=) недумаю что ответ требуется...
16
Сергей Акользин , 13 сентября 2014 в 20:31
Великолепная статья. Очень порадовал сравнительный анализ между Ичкерией и "Новороссией". Не то, что бы мы об этом не знали, но в формате статей разговор об этом идет, мягко говоря, редко.

Спасибо Автору и с уважением.
3
прокл гош , 14 сентября 2014 в 11:22
Что до сравнения между Ичкерией и Новороссией, то надо иметь в виду, что на Донбассе НЕТ УНИКАЛЬНОГО ЭТНОСА. Поэтому жители этого региона не имеют права на самоопределение в то смысле, как это обычно понимается.
3
прокл гош , 14 сентября 2014 в 11:30
На Донбассе есть украинцы, но зачем им самоопределяться, когда они и так в Украине? На Донбассе есть русские, но зачем им самоопределяться, если есть на свете Россия? На Донбассе есть мариупольские греки, но зачем им самоопределяться, если есть на свете Государство Греция? Культурно-этническая автономия — пожалуйста!
1
прокл гош , 14 сентября 2014 в 11:35
Право наций на самоопределение как некий фундаментальный нравственный императив на Донбассе не может действовать, во всяком случае, в его крайней форме.
1
Иван Иванов , 15 сентября 2014 в 00:11
почему? кто и по каким правилам определяет, в каких конфликтах за права человека можно применять оружие, а где нельзя ?
0
Андрей Дубровский , 15 сентября 2014 в 16:33
Какие права человека вы считаете попранными, чтобы можно было применять оружие, тем более ворованное или поставленное иностранным государством?
0
Иван Иванов , 14 сентября 2014 в 21:13
что такое уникальный этнос ?
6
Павел Шумкин , 13 сентября 2014 в 21:33
Верно подмечено, что РФ бьется за свой имперский хребет без которого себя не видит.
(уже и опричники предлагают себя царю "рубить собачьи головы").
Нынче все на кону и у всех. .
2
Андрей Беляев , 13 сентября 2014 в 21:59
Донбасс-не "Чечня" Украины в том смысле, что местные сепаратисты, в отличие от чеченских, изначально поддерживались Россией и с самого начала планировали присоединиться к ней.
В то же время Донбасс-это "Чечня" для Украины, т.к. Украина защищает свою территориальную целостнось и суверенитет.
0
Алексей Табаков , 15 сентября 2014 в 15:24
Вы неправы в том, что касается местных сепаратистов:

1) Те кто официально возглавляли якобы сепаратистов - были гражданами РФ, а значит попросту иностранными террористами(уже другой совершенно вопрос, действовали ли они самостоятельно или по прямому приказу "дружественной" державы).

2) Те кто неофициально поддерживал сепаратистов на Украине на начальном этапе - были олигархи, которые незная кого народ Украины помимо лично Януковича призовёт к ответу(за преступления во время правления Януковича) - они попросту пытались выторговать для себя и своих состояний неприкосновенность. И соответственно становиться частью России в их планы отнюдь невходило(зачем пытаться стать конкурентом Кузбасса внутри России, который принадлежит прикремлёвским структурам. Кстати, жители Кузбасса российского в благах не купаются.)
0
Андрей Беляев , 29 сентября 2014 в 20:10
Алексей! Я понимаю, что, говоря о моей неправоте, вы имели ввиду то, что надо отличать необъявленную агрессивную войну соседнего государства, которая замаскирована под сепаратистское движение, от "чистого сепаратизма". Что на Юго-Востоке Украины массовой социальной базы для сепаратизма не было, и он привнесен в Украину искусственно. Но и в германоязычной Судетской области довоенной Чехословакии,, несмотря на недовольство судетских немцев своим положением, массовой базы для сепаратизма не было, а вооруженный сепаратизм и вовсе был исключен. Тем не менее германские войска судетскими немцами встречены были как освободители. Как первоначально и советские войска в Западной Белоруссии и в Западной Украине. Сепаратистское движение, если есть возможность, всегда опирается на поддежку из за рубежа, и нередко ставит целью присоединение отторгнутой територии к другому государству. На практике нередко сепаратисты имеют гражданство и паспорта не той страны, которую собираются расколоть, а той, к какой они собираются присоединить "спорную" территорию. Например, американские колонисты захватывали пограничные мексиканские территории, объявляя их независимыми штатами. Сепаратисты Южной Осетии и Абхазии накануне войны 2008 г тоже были гражданами России(практически все население имело российские паспорта). Кажется, и Гавайи Были присоединены к США тогда, когда больше половины местного населения уже имело гражданство Соединенных Штатов.
4
Андрей Беляев , 13 сентября 2014 в 22:32
Кстати, чеченцев нельзя в полной мере называть сепаратистами в классическом понимании этого слова. Почти на протяжении всей своей истории они не знали никакой и ничьей государственной власти и никогда не подчинялись ей добровольно.относительно поздно, только в 19 в. они познакомились с ней на собственном опыте, (в рамках имамата Шамиля и Российской империи они фактически жили даже не по российским законам, и даже не по шариату, а по обычному праву, и всегда восставали против любой государственной власти при малейшем ее ослаблении).. Во многом по этой причине, из за сильного влияния пережитков традиционной первобытной анархии и правового нигилизма их попытка создать собственное государство после распада СССР была обречена на провал..
7
Михаил Чернин , 13 сентября 2014 в 23:27
Россия не только информационно, но напрямую оказанием военной помощи сепаратистам Украины и вводом военнослужащих на территорию другой страны нарушила все международные обязательства и поставила Европу на грань мировой войны. И особенно поэтому Донбасс не Чечня.
6
Вячеслав Щукин , 14 сентября 2014 в 11:44
"Уверен, нынешний тандем ведет страну в ложном направлении. Перефразируя бессмертное высказывание Виктора Степаныча, можно сказать: "Какое бы государство мы ни создавали, получается империя." Правители снова создают империю. То есть богатое сильное государство с бедными недовольными гражданами. Снова жертвуют экономикой и благополучием в угоду геополитики. Если бы можно было увидеть потери на этом пути за 50 лет, многим могло бы стать дурно. Впору писать- слабонервным не смотреть. И дело даже не в объеме потерянных средств, а в том, что все они были буквально выброшены на ветер. За такие деньги можно было бы уже трижды поднять страну до цивилизованного уровня. Наши правители никак не могут понять, что истинная сила и мощь государства не в "особых отношениях", сомнительных "локтях" и денежной щедрости по всему миру. Она- в собственных гражданах, самодостаточных и независимых, даже от своего собственного государства, и готовых отстаивать это свое государство и на выборах, и на баррикадах.Как говорил еще царь Соломон:"Лучшая охрана- это любовь народа." Нужно отказаться от всех имперских химер, оставить в покое свои вороватые окраины и протектораты и сосредоточиться на внутренних проблемах. В стране по-прежнему проводится лишь "ямочный ремонт"- на более серьезное просто не остается средств. Собственный народ продолжает жить по остаточному принципу- то есть по сути не жить, а выживать. Новая империя, уже российская, рухнет, как и прежняя, уже до Московского княжества. Нужно срочно менять курс. Но сначала, похоже, нужно поменять правителей."
Что удивительно, этот мой пост был обнародован в МК лет пять назад. Как видно, с тех пор ничего не поменялось. Время в России остановилось.
0
Павел Шумкин , 14 сентября 2014 в 18:54
Вы правы про остановленное время. Но его кто то остановил и сделал это умело.
Вопрос как был так и остается - хочет ли народ РФ иной судьбы или доволен своей?
И если доволен (а это еще вопрос), то надо ли и как менять его довольство?
Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Реклама

StandupClub

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»