Колумнисты / Выпуск № 120 от 24 октября 2014

30601 Модный приговор почтальона Тряпицына

Он вынес его Андрону Кончаловскому: «Режиссер меня подмакияжил»

23.10.2014

«Он каждое утро смотрит «Модный приговор» — не по сценарию режиссера, а по велению души… Он — звезда Венецианского кинофестиваля. У него нет смокинга, но он с нами, потому что верит в чудо», — так накануне премьеры фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» «продвигали» героя к зрителю искусники самопиара на Первом канале.

Простой «архангельский мужик» Леха Тряпицын приехал на «Модный приговор» в специально купленной ради такого случая приличной серой кофте, или фуфайке, которую ведущий Александр Васильев назвал гордым словом «кардиган», сообщил, что действительно часто смотрит «Модный приговор», так как «больше смотреть нечего», а в программе его больше всего привлекают «красивые бабы».

«Вот это по-нашему, по-простому!» — восхитилась представительница народа Надежда Бабкина, от души хлопнув героя по плечу.

Гламурная же Эвелина Хромченко, несколько покоробленная такой простотой, поджала губки. «Мне известно, что почту вы развозите в камуфляже и резиновых сапогах, поскольку до соседних деревень можно добраться лишь на моторке, — обнаружил знание предмета ведущий. — Однако мы предлагаем вам удивить своих односельчан и подарить вам новый образ. Сейчас вы попадете в волшебную комнату стилистов».

Почтальон Тряпицын покорно поплелся в волшебную комнату, чтобы к финалу программы явить публике «чудо преображения на главном подиуме страны». Джинсовая рубашка, джемпер с цветными ромбами, джинсы цвета переваренной свеклы, легкая стеганая куртка, замшевые мокасины, кепка и толстая сумка на ремне плюс модная стрижка и впрямь совершенно преобразили нашего героя, сделав его похожим на какого-нибудь британского почтальона, незнакомого с традиционными российскими хлябями. «Вид-то у него европейский получился, — ахнула в восхищении русская народная певица Надежда Бабкина. — А мы всё «архангельский, архангельский»… Мужики-то теперь попрут на «Модный приговор»…

И мужики таки поперли. То есть не мужики, а зрители. И не на «Модный приговор», а на премьеру фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — отнюдь не массовое кино оказалось одним из лидеров телесмотрения в Москве и стране. Вот она, волшебная сила грамотного рекламного продвижения товара к потребителю!

В фильме герой Алексея Тряпицына, он же сам почтальон Алексей Тряпицын, действительно живет на фоне «Модного приговора» — он под него просыпается, жарит яичницу и пьет чай, никак, впрочем, не реагируя на телевизионное действо, идущее фоном. Это параллельные прямые, которым никак не дано было пересечься — разве что заезжий режиссер смог нарушить естественное течение жизни почтальона и его односельчан, что он, собственно, и сделал, превратив своего героя в «звезду».

«Отличаетесь вы в жизни от того, каким вы себя увидели на экране?» — спросил у Алексея Тряпицына Иван Ургант, в гости к которому почтальон пришел уже после премьеры фильма на Первом канале. «Несколько режиссер меня подмакияжил», — неожиданно ответил Тряпицын, сидя в студии все в том же модном прикиде от «Модного приговора» и вроде бы как раз сильно «подмакияженный» другими режиссерами и стилистами.

На самом деле это неуклюжее слово — ключ к творческому методу, который использовал режиссер Андрей Кончаловский в своем фильме. Да, там как будто бы жизнь в своем естественном течении и как будто бы обычные люди в своих естественных проявлениях. На самом же деле естественна здесь только природа да приметы убогого житья-бытья, одинаково характерные для любой российской глубинки. «Людей надо постараться полюбить и понять», — сказал Андрей Кончаловский в интервью «Воскресному времени» за несколько минут до премьерного показа на Первом канале. Полюбил ли? Понял ли? Или наблюдал за ними с холодным любопытством естествоиспытателя — надо же, тоже люди, — находясь при этом во власти заранее придуманной схемы: мол, пока Европа со своими либеральными ценностями стремительно движется к пропасти, у нас сохранились ценности, которые можно назвать христианскими (это тоже из интервью «Воскресному времени», снятому на ослепительно зеленой лужайке итальянского городка Виченце).

Эти «христианские ценности» — покорность судьбе, терпение и смирение — он выгодно использует в работе с самодеятельными артистами, заставляя их плясать под свою «дудку» и «подсоздавая» некий «русский национальный характер».

Слово, произнесенное почтальоном Тряпицыным — «подмакияжил», — и есть признание того, что они, герои фильма, иные, нежели их воображает себе Художник, уверенный, что постиг русский национальный характер и российскую жизнь. Не лучше, вероятно, и не хуже — просто иные.

И художественное конструирование их жизни, подобно серому коту, являющемуся Тряпицыну то ли во сне, то ли наяву, разрушает всю подлинность этой жизни и обнажает порочность самого творческого метода. Живые люди для Кончаловского — не цель, а средство для самовыражения и для иллюстрации идеи, которую он и попытался сформулировать в том интервью для «Воскресного времени».

И явление натурального (хоть и несколько огламуренного) Алексея Тряпицына в модных телевизионных программах это наглядно демонстрирует. В отличие от угрюмого, одинакового, что-то невнятно бормочущего киношного «почтальона Тряпицына», он, живой Леха, несмотря на неординарность ситуации (а запись в студии — испытание почти для каждого нормального человека), не робеет, не тушуется, не бычится, но и не задается и звезду из себя не корчит. К своему неожиданному «преображению» относится иронично, немногословен, но остроумен и точен в ответах. Одно только словечко «подмакияжил» чего стоит! «А вы чему-нибудь научили режиссера Кончаловского?» — спросил Ургант. «Может, чего-нибудь он и схватил», — усмехнулся почтальон Тряпицын.



31 комментарий

6
Maple Leaf , 23 октября 2014 в 15:48
Всплакнуть захотелось. Спасибо, Вам, Ирина.
3
Сергей Говоров , 23 октября 2014 в 16:44
После просмотра фильма почему то вспомнился другой - День сурка. Каждый день начинается, потом взгляд в тапки, телевизор и масса подвигов, которые ни к чему не приводят.
-5
Иван Помидоров , 23 октября 2014 в 17:04
фильм не глядел,, но то его оценили в Венеции, перевешивает все аргументы автора, теперь посмотрю как только появится в итнтернете, и что не устраивает автора? архангельский мужик должен читать Макиавелли в оригинале и одеваться от Версаче? а глаголить фразами из Монтескье, Дидро и Ходорковского? смешно! коммент ни о чем
9
Вадим Свиридов , 24 октября 2014 в 09:35
"Не читал, но осуждаю!" - где-то мы это уже слышали... Как говорится, мозг не виден, но его отсутствие заметно.
7
антон противный , 23 октября 2014 в 17:53
Фильм посмотрел.
Фильм ниочём.
Тряпицын молодец.
Короче, король-то голый, как-то так.
5
nonickname F&S , 23 октября 2014 в 18:01
".. пока Европа со своими либеральными ценностями стремительно движется к пропасти, у нас сохранились ценности, которые можно назвать христианскими ...
Эти «христианские ценности» — покорность судьбе, терпение и смирение — он выгодно использует в работе с самодеятельными артистами, заставляя их плясать под свою «дудку».."
--
Это про Кончаловского? ИМХО - не только...
6
Stendhal * , 23 октября 2014 в 18:17
"Эти «христианские ценности» — покорность судьбе, терпение и смирение "

Смирение - безусловно христианская добродетель.
Покорность судьбе? Христианство не знает слова "судьба". Христианская доктрина зиждется на принципе абсолютной свободы воли.
Терпение? Христианство - мировая (глобальная) религия, но я не знаю языка в котором существует полный аналог русского сова "терпеть".

Очередная охранительная шняга, по недоразумения или по злому умыслу, преподносимая как "Христианство".
3
nonickname F&S , 23 октября 2014 в 18:25
Stendhal *, 23 октября 2014 в 18:17
"...
Очередная охранительная шняга, по недоразумения или по злому умыслу, преподносимая как "Христианство".
--
Здесь речь идёт, скорее, о православной разновидности христианства. Хотя, припоминаю, ещё К.Маркс что-то говорил про "опиум для народа"...
3
Stendhal * , 23 октября 2014 в 18:40
Восточная Кафолическая Церковь (она-же православная или ортодоксальная) одной РПЦ не исчерпывается. Автокефальность совершенно не подразумевает наличие какой-то уникальной доктрины.
Все различия между восточной и западной - в наборе теологических гипотез, смысл и корни которых понятны только узкому кругу богословов, и внутрицерковном менеджменте.
Я собственно о том, что под видом "христианства" проталкивается что-то христианству (что восточному, что западному) абсолютно противное.
14
Дмитрий Москаленко , 23 октября 2014 в 18:50
Не упущу очередного случая высказаться по поводу художников-"почвенников" из числа российских феодалов и их теперешних вну-вну-вну-пра-пра-пра: они любят не Россию, а своё в ней имущество. И изображают обовшивевше-коростливое состояние народа как некую благодать, поскольку оно -- залог их статуса. Эдакая любовька сквозь окно номера "люкс" -- взглянуть, слезинку смахнуть, перекреститься и три раза через плечо сплюнуть, дабы эта "благодать", не приведи боженька, на них самих не снизошла.
А "Модный приговор" -- передача замечательная. Помирить эстета с потребителем -- это при другой реализации могло бы стать самым массовым проектом и встать в прайм-тайм. Но -- повторяю -- при другой реализации. В частности, если бы не Бабкина. Сидит-сидит себе, и вдруг ни к селу ни к городу: "Да она же нормальная русская баба! И ей нужен нормальный русский мужик!" Т. е., для чего там Бабкина, в общем-то, понятно. Для того же, для чего Боярский в одном концерте с "Army of lovers", -- чтобы никакое энтео в разгар съёмок не приползло внепланово морить клопов. Но тут из-за этого, в отличие от концерта, активности всех остальных персонажей приходится сценарно низводить до надлежащей придурковатости.
2
Василий Зыкин , 25 октября 2014 в 13:01
Браво, Дмитрий. Поддерживаю. А уж о клопоморах - это да, это да.
2
Василий Зыкин , 25 октября 2014 в 13:04
А смотреть таки не буду, Ирина Петровская для меня авторитет.
15
Борис Тодаев , 24 октября 2014 в 00:33
Меня удивило тоже это интервью Андрона перед премьерой...Говорил в стиле Никиты..."Хорошо, что мы настолько отстали от этого запада, с его крахом либерализма..и теперь только мы несем христианскую культуру в мире..."....примерно в таком роде...Еще говорил, что не любит продюссеров, которые душат творчество и которым лишь бы деньги заработать......Согласен с мнением, что фильм пустой...с грубыми намеками, как то : взлет ракеты на фоне нищей деревни...или этот кот с кикиморой.....А сам то Андрон на загнивающем западе, а не в деревне, которую ТАК ЛЮБИТ....
12
Александр Онищенко , 24 октября 2014 в 01:14
Кончаловский такой же лицемер, как и Михалков, как и все высокопоставленные чиновники и депутаты.
4
Анатолий Клименский , 24 октября 2014 в 01:32
Браво, Ирина!
6
Вадим Свиридов , 24 октября 2014 в 09:31
От просмотра фильма - полное разочарование, как и от умничанья Кончаловского в интервью очумевшей ведущей ОРТ. Ирине - очередной респект.
4
Андрей Дубровский , 24 октября 2014 в 11:02
Кризис жанра, как у старика Синицына из "Золотого теленка". После бесподобной "Аси Клячкиной" сварганить такой низкопробный лубок... Ему и младшему брату пора на пенсию. Если Михалковы этого не понимают, тем хуже для них. Всю репутацию изгадят.
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

160
Елена С.: Это Вы (вместе с этой самой васиной) еще "Санькину любовь" не читали!...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама