Колумнисты / Выпуск № 124 от 5 ноября 2014

37489 Есть Распутин — есть Россия

Из старца Григория куется новая духовная скрепа

04.11.2014

Владимир Машков успел за несколько лет дважды влипнуть в историю. Первый раз — на съезде «Единой России», куда пламенный партиец прибыл прямо из Голливуда выдвигать Путина на третий срок. Второй раз — в сериале «Григорий Р.», где он изображает Распутина. Процесс влипания в обоих случаях сопровождался отчаянной, на грани истерики, искренностью и мыслями о «великой единой России».

История вообще не самая надежная дама. А наша, сегодняшняя, и вовсе напоминает шлюху, готовую переспать с любым дежурным лидером общественного сознания. Это я не о Путине, его судьба еще пишется. Это о Распутине, чья драма без малого век спустя предстала перед благодарными потомками в новом свете. Два сериала о мятежном старце, один за другим, то с Депардье, то с Машковым — не случайность, а направление. Перспективное направление пропагандистской мысли, ставящей в центр российской жизни (сегодня и всегда) мировой заговор против великой державы. На помощь Киселеву—Соловьеву—Толстому бросили Распутина.

Старец в трактовке режиссера Андрея Малюкова возложенное на него доверие оправдал сполна. Хотя, строго говоря, никакой трактовки нет. Есть горячее желание поменять идеологические знаки, вследствие чего сериал рушится карточным домиком. По поручению Керенского следователь Свиттен должен явить городу и миру список преступлений Распутина. Но вот беда — их, оказывается, нет, а есть череда наветов и случайностей. К сектантам-хлыстам Григорий попал из-за коварной бабы. Старца-отшельника убивать не хотел, просто поскользнулся с ножиком на болотистой местности. Конокрадом был из гуманизма: спасал лошадей от жестоких хозяев. Казнокрадом — из тех же соображений: деньги отдавал в приюты. Распутником, говорят, слыл? Ложь. Он даже самую близкую к нему женщину, фрейлину Вырубову, не трогал, она так и умерла девственницей, в чем призналась лично Малюкову. Слабый пол любил платонически. Подойдет к бездетной даме, положит руку на живот, заглянет проникновенно в глаза и тихо молвит: «К осени понесешь». И ведь «несли» все, как миленькие. Бедный Свиттен! Ему поручили уголовку расследовать, а пришлось изучать оттенки светозарного нимба от Григория Р.

И все бы ничего. В конце концов, постоянная перемена знаков — самое стабильное, что есть в нашем отечестве. Одно непонятно — почему так бездарно? История Распутина, данная зрителю исключительно во флешбэках, статична и чудовищно скучна. Диалоги, звук, музыка, монтаж ниже любого уровня разговора. Целое созвездие замечательных артистов, от Смолякова и Дапкунайте до Каморзина и Натальи Сурковой, делают, казалось, невозможное. Но даже их филигранная работа не в силах оживить гипсокартон. «Дар упрощенного толкования» (Эрик Фромм) становится важнейшим из искусств. Великий князь Дмитрий со своим бойфрендом князем Феликсом Юсуповым знакомятся прямо в Думе с крикуном Пуришкевичем и тотчас предлагают ему вместе убить Распутина. Пуришкевич незамедлительно соглашается…

Ничего не стыдно. Можно все. Идеология важнее репутации. Тем, кто умудрился не понять прямолинейного Малюкова, готового, кажется, канонизировать Григория Р., вдогонку показали документальный фильм «Распутин. Жертвоприношение». Сергей Медведев, Геродот Первого канала, пошел на сенсацию. Ибо прозрел: под видом доктора Лазоверта в особняк Юсупова пришел агент британской разведки Освальд Райнер. Он и убил. Мировая закулиса вместе со шпионами, циниками, геями (Райнер тоже был из их числа) повернула вспять ход российской истории. Есть Распутин — есть Россия, нет Распутина — нет России.

Убиенный старец — не первая и не последняя духовная скрепа, которая куется на глазах у публики. Тема перемены знаков чрезвычайно важна сегодня, когда рушатся привычные миры. Самое интересное — не идеологическое, а человеческое измерение темы, говоря условно, синдром Уварова. В молодости — интеллектуал, дипломат, инициатор общества «Арзамас». Свое назначение президентом Академии наук отметил либеральной речью, за которую, как точно подметил писатель Греч, «впоследствии сам себя посадил бы в крепость». Через 20 лет Уваров, товарищ министра просвещения, автор бессмертной (и поныне) триады «православие-самодержавие-народность», насаждает цензуру и громит Пушкина даже посмертно.

Сразу оговорюсь: из ушибленных синдромом Уварова можно составить город. Это я не о Машкове, хотя и о нем в какой-то степени тоже. Талант, бунтарь, умница. Человек читающий, мыслящий. «Матросская тишина», Галич, Гроссман, Шукшин, Достоевский. Лучшие фильмы, лучшие роли, любимец женщин и богов. Конечно, Распутин, особенно после Рогожина в «Идиоте» — его и только его. Но ведь он читал сценарий, это идеологически выверенное собрание мифов, анекдотов, апокрифов. Не мог не понимать, на что идет. Талант мстителен. В «Григории Р.» Машков сыграл свою худшую роль, повторив зады Рогожина. Слушая Владимира Львовича в документальном фильме-сопровождении, лучше поняла природу его испепеляющего горения. И несколько лет назад, при выдвижении Путина, и сегодня, при выдвижении Распутина, он говорит с убежденностью протопопа Аввакума. Подобная страсть в голосе рождается тогда, когда ты стремишься убедить не столько других, сколько себя в собственной правоте. Оттого его Григорий — жертва заговора, патриот, бессребреник, человеколюб. Вот как Машков пытается объяснить (опять же, не другим — себе) кардинальную нестыковку сюжета. Отчего пророк Распутин все предугадывал, но не смог распознать свою близкую смерть? Ответ прост: «Он все знал про других, но ничего про себя… Люди всегда шли и будут идти к Распутину».

На знаменитом съезде «Единой России» Машков со слезой в голосе объявил: «Россия дала мне все, и я должен своей стране». Долг отдан. Путин стал президентом, Распутин — духовной скрепой. Можно со спокойной душой возвращаться в Голливуд.

 



70 комментариев

29
Виктор Отман , 4 ноября 2014 в 18:10
Блестяще!
-11
Евгений Масленников , 5 ноября 2014 в 14:10
"Его история еще пишется"

Блестяще прогнулась :)
0
alex lee , 3 декабря 2014 в 17:57
Позволю себе рекомендовать книгу Даниила Коцюбинского "Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна".
Сериал не смотрел, но если психопатология, эгоцентризм, шаманизм, маргинальный сексизм и мракобесие,--наша "духовная скрепа", --я Вас с этим не поздравляю.
Милейшей Славе большое спасибо!
2
Андрей Резников , 4 ноября 2014 в 18:37
Или.... Таки, да! Больше добавить нечего.
А здорово шкурка собрана, профессионально....
9
Евгений Дорофеев , 4 ноября 2014 в 18:58
О Григории Ефимовиче Вилкиным \ в миру Рспутиным\ Я узнал из романа Валентина Саввича Пикуля "Нечистая сила". В дальнейшем читал, что для написания романа Валентин Саввич изучил многие исторические документы.
Видя Давида Марковича в роли распутина, находишься в ожидании слов - да, если я не взял этих пацанов на бздо, они начали бы шмалять!
Так может длительное время нас и берут на бздо!?
3
Анатолий Клименский , 4 ноября 2014 в 18:58
Требовать от актера, чтобы он хоть что-то соображал, по меньшей мере некорректно.
8
Андрей Акшин , 4 ноября 2014 в 19:56
Вы это о Басилашвили, Хаматовой, Райкине, Суханове и о многих других? Думаю, что дело обстоит с точностью до наоборот: это от вас, в сравнении с ними, требовать соображения, по меньшей мере, некорректно.
1
Анатолий Клименский , 5 ноября 2014 в 00:50
Гы-га.
-7
Андрей Акшин , 5 ноября 2014 в 10:43
Вот здесь, молодца. Выучил. Теперь главное не забывать, что повторение - мать учения. Повторите раз пятьдесят и разрешу добавить "гу". Считать не буду, поверю вам на слово. Это слово, т.е. "гу", и добавьте, как только достигните необходимого числа 50. Тогда же последуют и новые инструкции.
-2
Анатолий Клименский , 6 ноября 2014 в 01:39
НХЖЕХСВ.
1
alex --- , 8 ноября 2014 в 09:36
Ой, вот только о Хаматовой не надо. Её мечта - жить в Сев.Корее. Давал я ее фонду деньги, пока она эту чушь не ляпнула. Теперь поддерживаю другие аналогичные организации.
4
Николай Камсков , 5 ноября 2014 в 19:39
Постоянный читатель: АНАТОЛИЙ КЛИМЕНСКИЙ , 4 ноября 2014 в 18:58
-----------------------------------------------------------------------------
Я всегда читаю ваши лаконичные и остроумные комментарии. К этому хочу добавить, что от актёров с билетом ЕР в кармане.
И ставлю Вам +++++!
0
Анатолий Клименский , 6 ноября 2014 в 01:40
Спасибо, Коля! От всей души.
5
constantin akentiev , 4 ноября 2014 в 19:47
"Одно непонятно — почему так бездарно?"
Что ж тут непонятного? Хочется быть при начальстве. А это невозможно иначе как посредством самоподавления, которое всегда возможно возвести в самопожертвование, в рамках вполне традиционного иудео-кристианизма.
Но в целом статья блестящая и "очень своевременная", как отметил бы Владимир Ильич.
-7
Андрей Акшин , 4 ноября 2014 в 19:58
Не о том вы пишите, автор. Как из Черкасова и его Иоанна Грозного не ковалась никакая скрепа, как из Ульянова и его Жукова не ковалась, так и из Машкова ничего эдакого не куётся.
Иван Пырьев, уж какой провластный лизоблюд был! Но вот странность: многим великолепным режиссёрам, в т.ч. Чухраю, Гайдаю, Рязанову он пробил дорогу (кстати, абсолютное большинство наидемократичнейших режиссёров таким похвастаться не могут вообще). Кроме того Пырьев создал две великие экранизации Достоевского. Да и для Мосфильма сделал немало.
Упрекнуть Пырьева можно много в чём, но... Большой художник измеряется иной меркой. Всё забудется, а результаты творчества останутся. Претензий к Машкову напоминают претензии к Елизавете Глинке. На мой взгляд, это неприличные претензии. Писатель Андрей Акшин.
18
Вадим Бидный , 4 ноября 2014 в 20:50
Скрепа может и не куётся, но автор пишет не только о скрепе, а ещё о бездарном исполнении роли и, главное, об извращении исторического сюжета в угоду сиюминутной надобности. А это всегда не что иное, как дешёвая халтура, в чьём бы исполнении она не подавалась. Недавний эксперимент с "Белой гвардией", сюжет которой был грубо перевран трижды уже в первые 20 минут просмотра, лучшее подтверждение, что в руках бездари вянет и меркнет всё, даже великое. Есть правда в народе поговорка, мол в умелых руках и член - балалайка, ну так то ж в умелых...
-8
Андрей Акшин , 5 ноября 2014 в 10:45
Неправда, ничего о бездарном исполнении роли Машковым автор не говорила. "Худшая роль" - это совсем иное. Худшие роли бывали и у Николсона, и у Даля, вот и у Машкова могут быть. Но сия статья - это политические нападки на актёра, никакого отношения к рецензии не имеющие.
7
Вадим Бидный , 5 ноября 2014 в 12:21
Ну надеюсь о бездарности сценария спорить не будем? И о том, что читая сценарий, актёр должен задумываться о смысле своей работы и своего участия подобном маразме? Если нет, то тогда следует ожидать новой экранизации "Война и мир", "Они сражались за Родину!", "Вечный зов" .... с обязательным добавлением в сюжет по-больше гомосятины, спиритизма и введением в состав главных героев, к примеру, юного Путина ....
-4
Андрей Акшин , 5 ноября 2014 в 13:51
Бездарность сценария - это бизнес. Не только сценарий есть коммерция, но и его бездарность. Ибо деньги платят своим (кумовство, слыхали о таком?), а затем эти деньги делят.
Слово "должен" нет в лексиконе современного человека. Ибо много чего якобы должно выполняться, но не выполняется. Что обществом, что властью, что самим человеком.
Актёры же - разные. Александр Абдулов вообще сценариев не читывал, ролей не учил, и ничего - все роли заметные. Высоцкий готовился к ролям Гамлета и Дон Гуана, а к роли Жеглова - нет. И ничего, все три роли попали в золотой фонд. Ди Каприо к "Титанику" и не готовился к "Волку с Уолл-стрит" (только манеры игроков биржи посмотрел). И что? Роль в "Титанике" пошлятина, а в "Волке" - вершина на уровне Николсона в "Полёте над гнездом кукушки". Машков почти не готовился, но сыграл изумительно роль отца в фильме "Папа", но готовился и был плох в роли Рогожина (сериал "Идиот").
Но ничего даже близкого к осмыслению удач и неудач Машкова в статье Тарощиной нет. Лобовой политически ангажированный пасквиль, не более того. А имя Путина сами же псевдолиберальные пропагандисты и литераторы давно поистрепали. Они упоминают его чаще, чем пропагандистская обслуга номенклатуры. Но вам-то сие, зачем?
И кстати, сериал "Белая гвардия" действительно был плох. Но именно в нём прозвучали слова из очерков Булгакова, которых нет в романе и пьесе. О незнакомых людях с серыми глазами, нагрянувших в Киев (т.е. о людях украинской глубинки, ставших гайдамаками). Предостережения тогда не поняли, а напрасно.
1
Вадим Бидный , 6 ноября 2014 в 19:06
Слово "должен" нет в лексиконе современного человека. Ибо много чего якобы должно выполняться, но не выполняется. Что обществом, что властью, что самим человеком.
-------------------------------------------
Знаете, сегодня принято считать, что совковое воспитание - это плохо. Я не могу согласиться с этим на 100%, хотя бы потому, что считаю слова "Долг", "Честь", "Совесть", "Ответственность", "Отечество" и ещё много-много слов из этой категории неотъемлемым атрибутом НОРМАЛЬНОГО общества для НОРМАЛЬНЫХ людей.
Где то выше Вы подписались "писатель", так вот в обществе нормальных людей писатель и учитель - люди, призванные сеять разумное, доброе, вечное. А Вы говорите о коммерции... Тогда готовьтесь, а вернее привыкайте платить учителю за то, что он учит вашего ребёнка тому, чему научить обязан бесплатно. Привыкайте платить врачу за то, что он вас не лечит, а наживается на продаже вам лекарств, состоя в сговоре с провизором ближайшей к вашей поликлинике аптеке, менту, который за ваши деньги не станет превышать свои служебные полномочия в отношении вас и так далее.... Ведь отстаивая Машкова за роль Распутина, вы отстаиваите именно такое общество. Ведь и Машков, согласившись сыграть эту роль, вольно или невольно стал одним из идеологов этого общества. Я готов апплодировать Машкову за его роль в фильме "Папа". Но и он должен понимать, что талант - это от бога и размениваться, сорить талантом - преступно перед людьми!
1
Андрей Акшин , 7 ноября 2014 в 11:15
Даже не буду спрашивать, циничный вы или такой простодушный. Дело ваше.
Единственное что скажу: Вийон и Байрон, Лермонтов и Блок, Булгаков и Набоков, О.Генри и Рубцов - эти поэты и писатели первого ряда были подвержены самым обычным порокам. А бывало и покруче. Не буду называть имён, чтобы вас не огорчать. И что же, общества, в которых они жили, были НЕНОРМАЛЬНЫМИ? Вы полагаете, что, к примеру, Достоевский, Чехов, Фицджеральд были ненормальными, потому как писали под заказ и добивались наивыгодных финансовых условий, даже нагоняя лишних страниц? А я полагаю их мастерами, ценившими свой талант и труд. Даже не хочу вспоминать знаменитых слов Александра Пушкина о вдохновении и рукописи.
Вадим, пора взрослеть. Жизнь, в том числе и творческая, она совсем не такая, какую рисовали учителя начальной школы.
4
Лариса Бекишева , 4 ноября 2014 в 23:32
Оставьте Пырьева и Глинку в покое, не о них сейчас речь. Поближе к Машкову, пожалуйста.
-2
Андрей Акшин , 5 ноября 2014 в 10:47
О Машкове сама автор говорила только примерно в четверти всей статьи. Причём, в основном занималась отвлечённым морализаторством. От неё и требуйте "поближе к Машкову".
1
Алексей Долгов , 5 ноября 2014 в 17:43
Андрей Акшин, 4 ноября 2014 в 19:58
Писатель Андрей Акшин.
=======================
Писател комментариев?
10
Сергей Акользин , 4 ноября 2014 в 22:34
По статье.
Новая скрепа может и куется, да не выкуется. Примечательно то, что убедить противников режима изменить свою позицию шансов очень мало, значит эффект предназначен для тех, кто еще находится в числе его сторонников, но может вывалиться из числа последних по причине возникающих проблем бытового характера, в том числе вопросов достатка, социального обеспечения и безопасности. Последнее выступление Гундяева тоже вполне вписывается в эту тенденцию.

Отдельно. Большое спасибо Автору и с уважением.
3
Luba Erohina , 5 ноября 2014 в 10:52
"Распутин", "Солнечный удар", - однако тенденция
2
Кот Учёный , 5 ноября 2014 в 11:12
И Распутин - Россия. И Путин - Россия...
Тоже тенденция однако.
6
Александр Горловский , 5 ноября 2014 в 13:56
Вывод: Путин - Распутин. Кончит также...тенденция... Или мы не попали в логику?)))
0
Кот Учёный , 5 ноября 2014 в 19:59
Ну, "враги России" по мнению Малюкова и Ко остались теми же: либералы, радикалы-националисты, "гей-ропейцы" (+ примкнувший к ним ГосДеп) и недовольные представители "верхов"... Такая у них логика.
0
Zero *** , 6 ноября 2014 в 17:40
Кот Учёный, 5 ноября 2014 в 11:12
И Распутин - Россия. И Путин - Россия...
=
От Распутина... До Путина.
-1
Dash Zozal , 7 ноября 2014 в 01:24
\\Zero ***: От Распутина... До Путина.

Именно в этом все и дело: Распутина возвеличим, чтобы возвеличить Путина. Как когда-то Эйзенштейн холуйски возвеличил мракобеса и психопата Ивана Грозного, ввергшего страну в Великую Смуту, чтобы возвеличить Иосифа Сталина. Только в этой холуйской льсти и правда ведь кроется: значит и Сталин был мракобес и психопат, ввергший страну в смуту. Если без Эйзенштейна кто не догадался, то вот он и подсказал. Так и с Путиным: если холуй видит в возвеличении вонючего мужика средство польстить Путину, значит и Путин по сути тот же вонючий мужик. Если кто сам не догадался, Машков подсказывает. Распутин может и не погубил страну, но способствовал тому немало. Аналогия продолжается.
11
Nelena Nelena , 5 ноября 2014 в 12:15
Согласна со Славой. Посмотрела небольшой кусок... Ощущение? Как говорила одна персона из не менее знакового фильма "от таких стихов чесаться хочется". Вроде и актеры великолепны, и мастерски снято, а все равно - ощущение будто объелся чего-то дурного, и не то чтобы выворачивало, а так, то ли изжога, то ли тошнота, то ли сыпь зудящая, то ли все вместе... Дрянь, короче, не стоит и разговоров. А Машкова и впрямь как-то жаль. Сам себя переиграл, и ведь не глупый же человек, да и вряд ли мы его с пулеметом в каске "пресса" увидим, какой-никакой, а интеллектуал. "Не мы такие, время - такое", лучше и не скажешь, только вот время для всех одно, а "вляпываются" - исключительно по собственному желанию(расчету) ...
0
alex lee , 3 декабря 2014 в 18:32
Браво Нелена Нелена! Вы так по женски мило описали своё душевное состояние с помощью "изжоги, сыпи, зуда"и других медико-диагностических метафор, что я невольно рассмеялся ("сквозь не видимые миру слёзы"). С другой стороны мне тоже кажется, что в сми и тв появилось что-то венерическое, а кино стало страдать эхолалией и аутизмом. Машков, (он очень "фактурный и всё такое) как-то заявил, что он --лемита. Сколько в этом иронии, а сколько правды,--решайте сами. (В ССР лемитчик,--человек получающий право на проживание, при условии рабского найма).
-7
nikolay alekseev , 5 ноября 2014 в 13:20
Вечно путаем актеров и героев,которых они воспроизвели на свет.Пореченков,он какой? Снисходительно умный и преданный
Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

230
Garry yksvonsos: ППППППППППППП ППППППППППП ББББББББББББ ДДДДДДДДДДДДД и ЛО

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»