Колумнисты / Выпуск № 1 от 12 января 2015

144414 Одолжимые

Куда делись 3,5 трлн нефтедолларов?

10.01.2015


REUTERS

За время правления Путина Россия получила 3,5 трлн нефтедолларов. Эти деньги куда-то делись. Наши реальные золотовалютные запасы составляют около 200 млрд долларов, из которых 25 млрд долларов (то есть больше 10%) ЦБ потратил за последние две недели 2014 года, чтобы те госкомпании, которые попали под санкции, могли подешевле купить валюту для выплаты долгов. А всего крупнейшие компании и банки России, многие из которых возглавляют люди из окружения Путина, задолжали Западу 610 млрд долларов.

Чтобы понять всю эпичность произошедшего, давайте не будем сравнивать современную Россию с процветающей Америкой или динамично развивающимся Китаем. Сравним Россию с авторитарной петрократией под названием «Абу-Даби».

Суверенный фонд Абу-Даби, ADIA, составляет около 770 млрд долларов. Кроме него есть еще Аbu Dhabi Investment Council — 90 млрд долларов и Mubadala — 60,9 млрд долларов. Доходность ADIA за 30 лет инвестиций составила в среднем 8,3%.

В 2009 году в Европе свирепствовал финансовый кризис. В том же 2009 году Абу-Даби объявил об инвестициях в инфраструктурные проекты в Египте в размере 30 млрд долларов, купил 38% Cepsa (второй по величине испанской нефтедобывающей компании) за 16 млрд долларов, приобрел 9% Daimler за 2,4 млрд долларов, а также контрольный пакет AMD (второго по величине после Intel производителя компьютерных чипов), вложил 1,7 млрд долл. в недвижимость Малайзии, заключил сделку по строительству терминала LNG на 1,5 млрд английских фунтов с британской компанией Petrofac, учредил четыре private equity funds для скупки компаний в Африке и на Ближнем Востоке, стал одним из крупнейших акционеров General Electric, купил 50% сети бутиковых отелей Kor Hotel Group (сумма сделки не разглашалась), а также заключил сделки с Rolce Royce, Sikorsky, Казахстаном и пр. В 2014 году ADIA продолжает инвестировать в австралийскую инфраструктуру, китайскую недвижимость, в Бразилию, Мексику и Южную Африку.

Спросим себя, во что инвестировала в это время Россия?

Ответ заключался в том, что, в отличие от Абу-Даби, Россия не инвестировала, а пилила. На Олимпиадах, трубопроводах, ГЛОНАСС, фантастических проектах по созданию национальной микроэлектронной базы и пр.

Государственная нефтяная компания Абу-Даби называется «ADNOC». Вопрос: сколько у ADNOC долгов? Ответ: их практически нет.

Напротив, внешний долг российских компаний, как я уже сказала, составляет 610 млрд долларов (в 2009-м он составлял 420 млрд).

Напомню вам, что институт государственного долга существовал далеко не всегда. В частности, в том числе из-за отсутствия института государственного долга погибла Римская империя. Проблема Рима заключалась в том, что все государственные расходы покрывались из текущих налогов, механизма взятия в долг не существовало. Поэтому, когда на империю со всех сторон навалились варвары и понадобились деньги для уплаты войскам, эта операция в рамках тогдашней финансовой системы оказалось неразрешимой.

Когда государственный долг начал возникать — в итальянских коммунах и почти одновременно в феодальных монархиях, то причина этого долга была, естественно, одна — война. Что, в общем, было разумным. Государству во время войны требуются экстраординарные расходы, которые оно, хотя бы теоретически, способно возместить в мирное время.

К концу ХХ века госдолг стал общепринятым социальным институтом, и львиная его доля в демократических государствах уходит на социальные выплаты, что, конечно, внушает тревогу. Если государство занимает деньги на выплату пенсий, то непонятно, в чем здесь форс-мажор и что в будущем может произойти, чтобы этот долг был погашен из чего-нибудь, кроме новых заимствований.

Но тем не менее долги демократических стран — это долги, в которые государство влезло из-за избирателей. У петрократий типа Дубая или Абу-Даби долгов практически нет.

Россия при Путине в этом смысле оказалась совершенно уникальной страной. Получив 3,5 трлн нефтедолларов, она не только умудрилась их куда-то бесследно ухнуть, но и ее компании и банки задолжали 610 млрд долларов.

Притом что себестоимость добычи нефти повысилась с 2 долларов в «Юганскнефтегазе» при Ходорковском до 35 долларов в «Роснефти» при Сечине. Притом что мы стали строить трубопроводы по цене вдесятеро больше китайской. Притом что добыча «Роснефти» упала в 2014 г. на 7%, а «Газпрома» — на 11%.

Почему падает рубль? По очень простой причине.

Потому что люди, которые освоили 3,5 трлн долларов и заняли еще 610 млрд, люди, которые знали, что они живут за счет Запада в три конца: потому что они продают нефть и газ на Запад, потому что они занимают на Западе и потому, что все свои гигантские проекты по зарыванию денег типа «Северного» и «Южного потока» они осуществляют под предлогом снабжения Запада, — эти люди еще вытирали о Запад ноги и считали, что они могут это делать бесконечно.



160 комментариев

30
Павел Шумкин , 10 января 2015 в 14:50
Спасибо Автор.
Вы сказали жесткую правду-бесконечной халявы как повода для бесконечной национальной спеси и хамства -не бывает и быть не может.
Все, всегда и за все будут платить.
1
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 10 января 2015 в 15:16
Эээээ,а скатерть самобранка,щука у Емели, конёк-горбунок у Ивана-дурака? Ленин жил,Ленин жив, Ленин будет жить!
9
Юрий Холодный , 10 января 2015 в 18:42
Ан нет, Ленин здесь уже не при чем, называйте другие имена, они пользуются в стране не меньшей популярностью, чем имя Ленина прежде.
11
Salo Spec , 10 января 2015 в 19:32
Ребята россияне! Проснитесь, вас обокрали!
13
Victor S , 11 января 2015 в 12:02
Постоянный читатель: Salo Spec , 10 января 2015 в 19:32

В последнем слове "с" заменили на "к", это самоцензура?
3
Salo Spec , 11 января 2015 в 13:01
Постоянный читатель: Victor S , 11 января 2015 в 12:02

И то и другое.
2
Амиго Добрый , 12 января 2015 в 09:15
Остро подмечено!
3
zmey-na-pensii . , 12 января 2015 в 15:24
мои три головы и хвост в восторге!
1
Евгений Приходько , 3 июля 2015 в 09:32
Да что вы такое говорите !!! ))))
У вас что совсем мозгов нет ???
Ну да ладно..., берите калькулятор в руки и поехали... )))))
3,5 триллиона баксов делим на 15 лет = 233,3 миллиарда баксов в год ..
Затем делим на 146 миллионов россиян = 1600 баксов на человека в год .
Снова делим на 12 месяцев и получаем 133 - 134 баксов в месяц на каждого жителя России.
133 умножаем на курс октябрь прошлого года 40 руб = 5300 рублей в месяц на человека..
А были времена когда он был годами ниже чем 30 рублей за бакс , либо в районе 30 - 35 рублей ..
Значит это уже будет не 5300 р в месяц на человека, а значительно меньше !!
НО здесь начинается самое интиресное. ))))
Это мы посчитали просто выручку от продажи на каждого жителя России.
А ведь существует ещё и такой показатель как ЗАТРАТЫ..
Затраты :
1. Затраты на изыскание месторождения.
2. Затраты на разработку месторождения..
3. Затраты на добычу.
4. Затраты на переработку и хранение
5. Затраты на транспортировку.
6. Затраты на содержание инфраструктуры и объектов нефтяной отрасли.
7. ЗАРПЛАТЫ работникам на всех перечисленных этапах..
8. Прибыль акционерам вложивших свои деньги в эти проекты . А по другому никак, все хотят заработать .
И вам кстати никто не запрещает купить акции ..
9. НАЛОГИ в бюджеты всех уровней..
___________________________________________
Вот после всего этого от 5300 в месяц отними ёщё довольно внушительные суммы..
И что осталось то ?? Да (ничего - изменено модератором), не осталось !!
А теперь посчитайте , что из оставшейся прибыли платятся зарплаты , пенсии , соцвыплаты , материнский капитал ,
СОДЕРЖИТСЯ АРМИЯ , медицина , образование , правоохранительная - судебная система , строятся школы , стадионы , дома , мосты , дороги и прочие объекты, запускаются спутники и космические корабли......
И что получилось то ??? Где эти 3, 5 триллиона ????? )))))))))
15
Вадим Бидный , 10 января 2015 в 15:02
Так это ещё санкции не работали, а 3.5 трлн. долларов + 610 млрд. их же уже осели где-то в России. А теперь, при работающих санкциях, да с призывом к российской общественности сконсолидироваться вокруг национального лидера и национальных же интересов, деньги вообще хлынут на российские просторы как всёсметающее цунами ... Главное, господа-крымнашисты, успевайте карманы подставлять. Их вам будут нефтедолларами набивать ( как земельными паями в Краснодарском крае когда-то ).
3
Андрей Дубровский , 11 января 2015 в 21:11
Они, к сожалению, осели в большинстве своем не в Россиии.
4
zmey-na-pensii . , 12 января 2015 в 15:32
как не в России? скоро весь мир будет Роосия. первые шаги сделаны -крым и днр. дальше семимильными сапогами. впереди академик Али-Баба с личной армией разбойников
Максим Сербин , 12 января 2015 в 17:48
Комментарий удален
2
Максим Сербин, 12 января 2015 в 17:48
Многоуважаемый г-н Сербин. У нас на сайте не принято выражаться нецензурной лексикой, даже завуалированной точками. Закон запрещает. А мне легче заблокировать ваш аккаунт, чем гоняться за каждым комментом, включающим оную.
Модератор.
1
Максим Сербин , 13 января 2015 в 10:43
уважаемый г-н Золовкин. закон не запрещает выражаться "завуалированной" нецензурной лексикой, по той простой причине, что каждый понимает в меру своей испорченности. несколько букв, не складывающихся в слово, не могут являться бранью. а точки считайте опечаткой. кроме того, если уж вы модерируете коммент, достаточно замазать вызвавший ваше неудовольствие набор букв.
постараюсь воздержаться от подобного в дальнейшем, прочем, плакать по аккаунту не буду, как вы, надеюсь, понимаете. мне есть чем заняться.
2
Максим Сербин, 13 января 2015 в 10:43: при всей безапелляционности Вашего поучения, рискну попросить Вас первую часть сурового комментария, насчет ненаказуемости "завуалированной" нецензурной лексики, переправить тем чиновникам Роскомнадзора, которые, почему-то, уже делали нам официальное предостережение по поводу "запиканного" мата. Ну, а про "замазать... набор букв" - это, плиз к тем разработчикам сайта, которые НЕ предусмотрели возможность хоть что-нибудь менять в любом мнении читателя. Можно только удалить целиком.
И еще раз спасибо за Ваши ЦУ, много нового, полезного, интересного...))) Модератор
2
Александр Митрофанов , 13 января 2015 в 13:11
Ну какое отношение Крымнаш имеет к грабежу России кремлежуликами...90% Россиян поддерживают возврашение Крыма в состав России, и в то же время 60 - 70%, из этих поддерживающих Крым, подвесили бы за фаберже всё это кремлевское жульё...
18
ded vorchun , 10 января 2015 в 15:04
"Куда делись 3,5 трлн нефтедолларов?"
"Пошел в ресторан, закусил, туда-сюда, и деньги кончились" (С)
-37
ГУФРОН ШАМСИЕВ , 10 января 2015 в 15:09
Почему я должен верить автору на слово? Где сноски? Ссылки? Где мнение независимых экспертов (ФИО, должность или другое)? Не чувствуется в статье вкус истины. Только критичные вопросы возникают.
10
Борис Шишов , 10 января 2015 в 15:29
ГУФРОН ШАМСИЕВ, 10 января 2015 в 15:09
Почему я должен верить автору на слово? Где сноски? Ссылки? Где мнение независимых экспертов (ФИО, должность или другое)? Не чувствуется в статье вкус истины. Только критичные вопросы возникают.
**********************************************
Чтобы у Вас не возникали критичные вопросы, вспомните об авторе независимой экспертизы по второму делу Юкоса,С.Гуриеве-который живёт теперь во Франции.
Да и другие независимые где-то не здесь. И прикидывайте сами, как можно "освоить" такие деньги верхушкой вертикали.
12
Анатолий Прокопьев , 10 января 2015 в 17:46
Все вам подай на тарелочке.. Можно же узнать среднюю цену нефти по годам, добыча известна, умножение в школе проходили..Вот например в 2014 году средняя цена нефти - 90$ за бочку. в день 10 млн бочек, т.е. 900 млн $ х 365 = 328 млрдов в год...
Ну год на год не приходится, минус себестоимость, вот и получается несколько трильонов...
3
Пётр Свинцов , 12 января 2015 в 19:06
Расеянам пофиг. Крымнаш, духовность, гейропа, скрепы... А??? Что??? Воруют?
Хто?? Хде??? Да и ладно в зоне же живём, за то... см. начало.
8
Sandro Yan , 10 января 2015 в 18:35
Потому что любопытный человек, желающий разобратся в ситуации, поищет сам - в данном, конкретном, случае данные доступны в интернете.

ну а человек, который не видит связи между собственной ленью и проблемами как в его жизни, так и в жизни своей страны - такой человек будет ждать когда за него найдут, разжуют и плюнут в рот, чтобы он проглотил. со стороны противно, но это со стороны...
8
Юрий Холодный , 10 января 2015 в 18:49
ГУФРОН ШАМСИЕВ,
А что, у самого мозгов уже нет проверить по независимым источникам?
"ФИО, должность или другое" - это из допросного листа.
"Не чувствуется в статье вкус истины" - а вы ее (истину) не на вкус пробуйте, а на истинность.
"Только критичные вопросы возникают" - значит головка начинает работать? Уже польза от статьи.
3
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 21:59
Именно, не голова, а головка.
1
Андрей Дубровский , 11 января 2015 в 21:13
ГУФРОН ШАМСИЕВ, 10 января 2015 в 15:09

Ну так задайте свои "критичные вопросы. Кто мешает?
3
zmey-na-pensii . , 12 января 2015 в 15:38
"Где сноски? Ссылки? Где мнение независимых экспертов (ФИО, должность или другое)? "
.....
дык, ежели человек не научился пользоваться источниками знаний, то нужны ли знания ему?
1
Михаил Тогунов , 13 января 2015 в 10:31
Многия знания, многия печали...ИМХО
18
Евгений Ли , 10 января 2015 в 15:12
Так, по сути, еще не начали платить по долгам. Финансовые потери РФ и Украины (а Украина тоже должна платить) - это не еще не все. Вслед за ухудшением уровня жизни неизбежно придет социальный кризис. Кстати, Украине в каком-то смысле легче - кризис уже идет, но он замаскирован войной, народ в целом мобилизован.

А вот для РФ все еще впереди. Как только "крымнаши" убедятся, что их просто использовали для достижения чьих-то амбициозных наполеоновских планов, что никакого "величия" Россия не достигла, а, напротив, стала мировым изгоем - вот тогда русские обида и разочарование выльются в русский же бунт, как водится - бессмысленный и беспощадный.

Впрочем может быть и другой сценарий - всеобщая апатия, разобщенность - как в пресловутые 90-тые.

Опять таки, не стоит забывать про китайскую экспансию и исламский радикализм, которые уже имеют место в России... А помощи ждать не от кого...

Все еще впереди - и у нас и у вас. Но я верю, что Украина выстоит. На счет РФ - сомневаюсь. Точнее - верю, что Россия будет покарана в полной мере.
12
Vladimir -Kiev , 10 января 2015 в 17:03
Евгений Ли, 10 января 2015 в 15:12
"Как только "крымнаши" убедятся, что их просто использовали для достижения чьих-то амбициозных наполеоновских планов..."

Судя по всему не убедятся. Большинство до конца жизни будет верить, что весь мир ополчился против белой и пушистой России.
11
Евгений Ли , 10 января 2015 в 17:21
Судя по всему не убедятся. Большинство до конца жизни будет верить, что весь мир ополчился против белой и пушистой России.

Что же - тогда жизнь их будут ужасная, но не долгая. Каждый сам кузнец своего несчастья.
10
Андрей Дубровский , 11 января 2015 в 21:20
Евгений Ли, 10 января 2015 в 15:12

Пожалуйста, не отождествляйте всю Россию с ее руководством. Как говорят у вас в Одессе, это две большие разницы. Насылайте кары на Путина, Матвиенко, Жириновского и их присных, но не порядочных русских.
2
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:00
"Порядочные русские" - это те, которые танцевали на площадях с воплями "крымнаш!"?
21
Нелюбитель Совка , 12 января 2015 в 11:42
Нет уж, пора взрослеть господа. Пока Гагарин, Победа и прочие достижения - так это "великий савецкий народ", а как кровь, грязь, смерть, оккупация, ГУЛАГ, разруха - так это все "руководство", а народ - белый с вкраплениями пушистого. Руководство к вам не с Марса прилетело и в общем радовало своими действиями народ, несмотря на мелкие несообразности, типа утонувшей лодки, рязанских сахарных учений и использование реактивной артиллерии при КТО. Зато цена нефти в небесах и корытце регулярно наполняется.
Так что учитесь нести ответственность за свое собственное руководство. Если оно вам не нравится - сместите его. Если оно сделало так, что легитимных путей для смены нет... в последние годы в разных странах было немало примеров, как подобные проблемы могут быть решены. Не хватает решимости и смелости - границы открыты (пока). Ну а если выбрали существовать в одном государстве с таким руководством - пожинайте плоды, причем эти плоды будут не только в виде турецко-египетского алл-инклюзива, плазмы и миланских распродаж, но и в почетном месте на пикирующем самолете с заканчивающимся топливом. А также в виде части ответственности за все то зло, что вашим именем творится. Точно также как как всем немцам пришлось взвалить на себя груз ответственности за преступления нацистов.
1
Михаил Тогунов , 13 января 2015 в 10:36
Да, но жить-то России под этим руководством. И до тех пор, пока Россия не изберёт себе новое...
5
Stanislaw Galizki , 12 января 2015 в 13:11
"Апатия девяностых"-и вас туда же занесло. Какая апатия. страна проснулась, наконец, и занялась самоспасением. И спаслись. за очень короткий исторический срок. и научились всему тому, чего в СССР и знать не знали, и ведать не ведали, и накормили. наконец, вечно голодную Россию, и одели. и обули (последнее во всех смыслах) и надежду лелеяли. Жизнь била ключом, и политическая, и экономическая, и культурная, да и просто потребительская. Рыжков, коммунистический премьер, в конце восьмидесятых не знал, что за зверь-тамбовский окорок, а через три года это диво мясное лежало на прилавке любого заштатного гастронома. И это самое высшее достижение России за 1000 лент её существования. В девяностые было создано общество потребления, высшаяорма цивилизации, если не рассматривать утопических химер и химерических утопий. Девяностые-лучшие годы моей жизни, лучшие, чем даже юность.
5
Дмитрий Чаликов , 10 января 2015 в 15:39
Дурак у нас в филиале, дурак. (М. Булгаков, М@M)
14
А А , 10 января 2015 в 15:42
Фараоновы стройки моста во Владивостоке с умопомрачительными ценниками, интересная и живая тема. Население город покидает, зато второй океанариум строят, театр оперы и балета...
16
Indy Ie , 10 января 2015 в 16:00
Вопрос не в том, куда делись эти 3,5 трл + 610 млрд долларов долга. И даже не в том, зачем за 15 лет в РОссии увеличили денежную массу на 30 трл. рубей или в 70 раз (к вопросу, почему падает рубль и как долго ему еще катиться в пропасть). И даже не в том, куда делось образование и здравоохранение оставшиеся после коммунистов, и почему огромное количество высокообразованных людей покинуло страну. Вопрос в том, что делать дальше. Мир стремительно делится на белый и темный. В белом мире современное здравоохранение, прекрасные дороги и автомобили, качественное образование, космос, свобода слова, компьютеры и беспилотники. В темном - нищета, разруха, болезни, невежество. Каждый должен сам себе ответить на вопрос, где он хочет жить. И ответив, начинать что-то делать в этом направлении в силу своих способностей и возможностей, не дожидаясь, пока кто-то поможет ему устроить собственную жизнь. Удачи! http://www.edinovera.ru/kak_vs...
35
Евгений Ли , 10 января 2015 в 17:46
А вот я бы поинтересовался - "куда делись эти 3,5 трл + 610 млрд долларов долга"? Имперская атрибутика стоит дорого. Россия как ребенок, дорвавшийся до шальных денег, растратила все на мороженное. Еще и с "друзьями" щедро делилась. А на остатки купила большую рогатку, чтобы пугать соседских ребятишек.

Россия просто не повзрослела, не поняла ценность денег, мира, прогресса, наконец - человеческой жизни. Ей в своем эгоцентризме кажется, что мир вертится вокруг нее, но на самом деле окружающие просто стараются обогнуть ее, чтобы не задерживаться.

И теперь этот ущербный, но вооруженный ребенок чувствует невыносимую обиду и срывает ее на более слабых соседях. А окружающие решают теперь - что делать? Оставить как есть - опасно - ребенок уже почуял вкус крови и не остановится. Задобрить подарками - тоже опасно - ребенок тогда вообще сядет на голову. Отобрать рогатку тоже опасно - а ну как пальнет с перепугу? Куда ни кинь - всюду клин!

Единственный выход - возвести вокруг дитяти изолятор и оставить его там на перевоспитание. Выживет и повзрослеет - добро пожаловать в цивилизованный мир! Загнется с голоду - печально конечно, но лучше уж так, чем если бы пострадали окружающие.
20
Indy Ie , 10 января 2015 в 20:14
Когда-нибудь кто-нибудь, может, и поинтересуется. А может, и нет, и превратятся эти 3.5 млрд долларов в очередной миф вроде сокровищ Романовых или золота Партии. Для каждого конкретного человека, живущего сегодня, это абсолютно не важно, т.к. ему от этих денег ни тепло, ни холодно. Ни здоровья не прибавится, ни образование не появится. Главный капитал - это люди, главные активы - это их мозги. И сейчас в РФ ни то, ни другое приоритетом не является. Люди и человеческая жизнь не является высшей ценностью. Образование граждан правительству безразлично. Поэтому и нет в России уже ни здравоохранения, ни образования, ни перспектив присоединиться к цивилизованному миру. Пропасть как технологическая, так и ценностная растет с каждым днем. Я не вижу ни одного шанса, чтобы повернуть этот процесс вспять. Я не вижу ни одной политической программы, которая сможет это исправить. Поэтому и сделал единственный возможный в данной ситуации вывод - надо любой ценой присоединиться к цивилизованном обществу, чтобы у детей был шанс на нормальную жизнь. А как оно будет в России - абсолютно не важно.То ли все медленно загнется, как когда-то давным-давно в Китае, то ли взорвется, я не знаю. Уверен лишь в том, что хорошо не будет, и у каждого из нас есть куда более важные насущные вопросы, кроме как гадать, кто именно и куда дел 3.5 млрд долларов.
1
Вадим Бидный , 10 января 2015 в 22:36
Предлагаете оставить решение проблемы потомкам? ))
Indy Ie , 11 января 2015 в 00:32
Комментарий удален
1
Indy Ie, 11 января 2015 в 00:32: Ваш коммент уже во второй раз представляет здесь одну и ту же ссылку, что смахивает на пиар. Так не пойдет, извините... Модератор
2
Indy Ie , 11 января 2015 в 00:50
Прошу прощения, то же самое, но без ссылки:

Вы о какой проблеме для потомков говорите? Для меня 3.5 трл долларов не являются проблемой. Я не в состоянии представить эту сумму денег, не понимаю, как можно ее потратить, и тем более не понимаю, зачем столько пилить. Если же речь идет о какой-то другой проблеме России, то сформулируйте ее, а потом будем обсуждать пути решения. Ну или придем к выводу, что лучше оставить потомкам :)
4
Вадим Бидный , 11 января 2015 в 13:42
Поэтому и нет в России уже ни здравоохранения, ни образования, ни перспектив присоединиться к цивилизованному миру. Пропасть как технологическая, так и ценностная растет с каждым днем. Я не вижу ни одного шанса, чтобы повернуть этот процесс вспять. Я не вижу ни одной политической программы, которая сможет это исправить. Поэтому и сделал единственный возможный в данной ситуации вывод - надо любой ценой присоединиться к цивилизованном обществу, чтобы у детей был шанс на нормальную жизнь. А как оно будет в России - абсолютно не важно.
_____________________________
Я имел в виду вот эту проблему. Если я правильно понял, то под возможным для себя выходом, а именно " любой ценой присоединиться к цивилизованном обществу, чтобы у детей был шанс на нормальную жизнь." - вы имеете в виду выезд за пределы означенной территории. Или я не прав?
5
Indy Ie , 11 января 2015 в 17:04
Я не гуру, и комментарии не то место, чтобы рассуждать о проблемах здравоохранения и образования. Но свое мнение могу высказать, например, об образовании. Для меня проблем с образованием есть целых две. Первая проблема – мои дети уже должны где-то учиться, образование в РФ деградировало, его возрождение займет от 10 лет, поэтому решение этой проблемы для меня только одно – эмиграция. Вторая проблема – образование как среднее, так и высшее в моей родной стране уничтожено. Решение этой проблемы не в моих силах, но, как я думаю, для начала надо эту проблему признать. Потом проанализировать причины. Потом признать проблемы породившие причины и так далее. Что-то вроде: нет образования, потому что нет мотивации у учителей и учить уже некому, а некому учить, потому что кто-то уехал, кто-то умер, а новых не воспитали, а, чтобы воспитать новых учителей и университетских преподавателей, их должен кто-то научить, чтобы эти кто-то в больших количествах приехали, им надо что-то дать, например, зарплату не ниже среднемировой, культурную среду, современную инфраструктуру, безопасную и комфортную жизнь в окружении себе подобных. Тупик. Поэтому быстро не получится, и это долгий путь, к которому в нашей стране, как я думаю, никто не готов.
4
Андрей Дубровский , 11 января 2015 в 21:31
Вы не найдете решения ни для одной проблемы России, покуда здесь орудуют столь "эффективные менеджеры, как Миллер, Сечин, Якунин, Ротенберги, Ковальчуки etc. и их патрон.
Так что, боюсь эти проблемы придется решать потомкам. Но, ради бога, не наследникам указанных лиц.
2
Indy Ie , 12 января 2015 в 10:28
Время летит быстро. Оглянгитезь назад - как будто один миг прошел с момента, как Вы закончили школу. Перечисленные Вами деятели неминуемо когда-нибудь умрут. Еще никто не научился с этим бороться. Я же сильно моложе их. Поэтому, чисто теоретически, у меня очень высокие шансы застать Россию без Путина и его команды и поучаствовать в решении ее проблем. Я подожду :)
1
Андрей Дубровский , 12 января 2015 в 10:57
Бог вам в помощь. Удачи!
Никакой иронии.
1
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:03
Поправочка: не миллиардов, а триллионов. Это в 1000 раз больше.
2
Indy Ie , 11 января 2015 в 22:36
Согласен. Вы будете смеяться, но для меня, что 3.5 млрд, что 3.5 трлн - за гранью реальности. Я могу понять, когда создается настоящий бизнес, создающий настоящие ценности, и он потом оценивается в какие-то сумасшедшие суммы, как, например, Google, Mercedes, Apple, SAP, Tesla и т.д. Но я не могу понять, какой смысл просто украсть много-много денег, а потом всю свою жизнь тратить на их сохранение и приумножение. Это, видимо, у их обладателей в мозгах что-то не так, какой-то предохранитель, отвечающий за сохранение человечности, перегорел.
1
Alex Kolchakov , 12 января 2015 в 17:59
"Золото Партии" - 5 баллов за сравнение!

.
1
constantin akentiev , 10 января 2015 в 16:07
Все путем: проводится освоение средств.
Но умоляю: не надо глупостей о древнем Риме. Если это интересно, надо заглянуть в современную литературу вопроса: представления о мировой истории сейчас меняются очень быстро.
14
Вячеслав Щукин , 10 января 2015 в 16:41
У России были вполне реальные шансы выбраться из бездорожья на реальную и твердую дорогу к прогрессу и успеху вместе с передовыми странами мира. Однако Россия, в силу ряда объективных и субъективных причин, бездарно проспала все свои шансы. Точка невозврата, увы, пройдена. Окончательно и бесповоротно. По большому счету теперь буквально все уже не имеет значения. Всем уже рулит логика обстоятельств. Россия уже несется, как плот к водопаду, к своему неизбежному року. Поэтому будут продолжены санкции или нет, будет дефолт или нет- никакой разницы. Распад России неизбежен. Нынешний "парад планет" лишь значительно ускорил этот процесс. Россия, даже в оставшихся после СССР границах, не сможет существовать как единое целое. Ее скоро порвут центробежные силы. По-умному, на этом месте можно было бы провести федерализацию и стать чем-то вроде США. Но и это сделать уже поздно. По-мирному не получится. Главная забота сегодня для мира- не допустить большой войны. Россия в агонии представляет в этом отношении большую угрозу для всего мира.
18
Евгений Ли , 10 января 2015 в 19:09
Не было у России "реальных шансов". Страна то не переродилась - просто от старой империи отделились колонии. Но метрополия осталась. И остались ее фантомные имперские амбиции.

Для изменения сознания россиян требуется нечто неординарное. Даже мировые войны не смогли искоренить "великороссизм". Мистическая "русская душа", сакральность и мессианство русских - это ваше все, ваши "скрепы". Опять таки - непоборимая вера в чудо, сиречь - в халяву...

Пока не поймете, что русские - всего лишь сравнительно незначительная часть населения планеты Земля, что для достатка нужно усердно трудится, что жизнь каждого человека бесценна - не будет у вас никаких реальных шансов.
4
Кот Учёный , 10 января 2015 в 19:33
Спасибо Учитель !
-18
Провокатор Со Стажем , 10 января 2015 в 23:06
Вы там пока сами у себя разберитесь... Что из себя представляет современная Украина с ее законно избранным правительством говорить думаю не надо.. А со своими делами и, кстати с нашим Крымом, мы как нибудь сами разберемся.
4
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:06
А при чем тут Украина? В статье о ней вообще ни слова, да и автор к Украине никакого отношения не имеет. Поговорим еще о Зимбабве, из которого в Россию уже приезжают министры делиться опытом выживания.
4
Stanislaw Galizki , 12 января 2015 в 13:17
На фига "разбираться" с Крымом? Провести легитимнвый референдум, да и вернуть хозяевам. В России и без этого нищего региона полна опа огурцов. Любое вменяемое правительство так бы и поступило.
1
zmey-na-pensii . , 12 января 2015 в 16:03
может в ваш крым провокатором поедете? воды нет, света нет. все условия для провокаций!
5
Вячеслав Щукин , 11 января 2015 в 16:14
Попробую все же возразить. На мой взгляд, шансы все-таки были. Шанс ведь это всегда развилка, возможность поворота, смены направления. А они были- все не так обреченно. Согласен- матрица осталась. Заколдованный круг остался неразорванным. Но ведь разорвать его можно только делами, а не словами. Сказано: "Человек делает дело- дело делает человека". Главное все-таки не опускать руки, но при возможности "ввязаться в бой" нужно делать это без колебаний. А там- "видно будет".
3
Евгений Ли , 11 января 2015 в 16:46
Все возможно. Вопрос только в цене. Я думаю, что коренные изменения России приведут к настолько глубокой трансформации, что Россия как таковая перестанет существовать. Будут, например, удельные княжества и ханства. Или Восточная Сибирь окажется под протекторатом Китая. Или государственной религией станет Ислам, а вместо Конституции будут законы Шариата.

И эти угрозы вполне реальны.

Говоря, что у России не было шансов, я именно это имел в виду.
0
Андрей Беляев , 18 января 2015 в 12:29
У России шансы есть всегда. Но пока мало тех, кто желает и способен их реализовать
0
Андрей Беляев , 18 января 2015 в 11:30
"Федерализация" России началась еще в рамках Российской империи. Вспомните первоначальный статус Украины,Восточной Польши и Финляндии, Бухары, который имперская центральная власть пыталась свести или к простой автономии, или к вообше уничтожить всякий намек на самостоятельность, как на Украине. "Федерализация" по советски началась с 1918 г., но в итоге оказалась абсолютной фикцией(и Россия, и СССР в целом по сути, оставались унитарными государственными образованиями, где любая попытка национальных окраин реализовать свой статус автономий или субъектов федерации жесточайшим образом подавлялась. Чем кончилась попытка Горбачова спасти СССР путем подписания нового Федеративного договора, вам известно. Мало что изменилось в России и в результате подписания Федеративного договора 1992 г. после распада СССР. Дело не в том, что подписывать очередной Федеративный договор уже поздно. Федерализация не является ни самоцелью, ни гарантией для сохранения единства государственной территории от распада. Дело не в федерализации или в какой либо иной форме государственного устройстве, а в типе политического режиме. В условиях демократического режима права национальных меньшинств гарантируются и при сохранении унитарного устройства государства, которое предоставляет им самую широкую автономию, о которой народы России могут только мечтать. Например, в Испании. В условиях тоталитарного или нынешнего авторитарного путинского режима любой вариант федерализации будет ширмой для унитарного полицейского государства, подавляющего свободу народов.
0
Андрей Беляев , 18 января 2015 в 11:42
Что же касается перспективы распада России, то для нас это дело привычное и не новое. За всю свою историю Россия (Россиская империя, СССР) не раз распадалась и снова возрождалась. Гораздо важнее ответ на вопрос: в какой форме(я имею ввиду не просто форму государственного устройства) произойдет очередной распад и восстановление России...

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Море снаружи. Это история про то, как летним днем может оборваться молодость или даже юность...

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

161
вольдемар александрович: День опричника это вещь,конечно,но Сорокин все же на большого...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама