Колумнисты / Выпуск № 1 от 12 января 2015

29879 Разбудить лихо

10.01.2015

В дискуссии о том, следует ли публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда, у меня давняя и стойкая позиция: не следует. Я почти ни в чем не согласен с Сергеем Лукьяненко, но готов согласиться в одном и, кажется, бесспорном: публиковать карикатуры на пророка — плохо, убивать за это — значительно хуже, призывать к новым публикациям карикатур в ответ на убийство — неправильно.

Когда православные устроили погром выставки «Осторожно, религия!», я признавал право православных на такой погром. Если позволено рубить иконы или вешать сосиски на крест в рамках концептуализма, любой имеет право разгромить такую выставку в рамках деструкционизма:

это, в конце концов, тоже художественный акт и остается таковым, пока погром касается неодушевленных предметов.

Применительно к одушевленным любой концептуализм становится преступлением.

 

Читайте также:

Дмитрий МУРАТОВ — о перепечатке карикатур: «Я сомневаюсь в том, что это этически точное решение. Преследовать террористов и не отдать верующих под их влияние. Вот, на мой взгляд, самое главное»

Но есть во всем этом один нюанс: когда Pussy Riot устроили акцию в храме — мне это не нравилось, но то, что эта акция выявила, нравится мне куда меньше. Получается, что без концептуальной акции Pussy Riot современное российское церковное начальство не открыло бы своего истинного лица, не показало всему миру всю меру собственного обскурантизма, сращенности с властью, беспощадности, в конце концов… Кощунство остается кощунством, кто бы спорил, и сам бы я в жизни не сделал ничего подобного. Но с другой-то стороны —

если бы не Pussy, разве стало бы столь явным и наглядным то, что многие подспудно чувствовали? У нас ведь очень неблагополучно обстоит дело с пресловутыми духовными скрепами, но когда эти скрепы явились во весь рост, отчетливо запахло серой.

Толоконникова и Алехина пожертвовали собой, отдали не жизни, слава Богу, хотя многие желали бы их показательной казни, чего уж таить, но по два года жизни, тоже немало. Отдали за то, чтобы многое стало понятно. И значит, их провокация — сама по себе далеко не ангельская, согласен, — достигла серьезной цели. И уж конечно, перехлест Толоконниковой, Алехиной и иже с ними вполне невинен по сравнению с тем, что они разбудили.

Карикатуристы из французского журнала тоже разбудили лихо. Они вызвали наружу дьявола, чтобы дьявол этот стал виден, а значит, борьба с ним сделалась проще. Этот дьявол проснулся не только во Франции, не только в толерантной Европе, — в России тоже раздаются громкие наглые голоса: убивать кощунников! Терпение русского народа должно лопнуть! Один моральный урод — других слов не найду, увы, — дописался до того, что позвал исламских радикалов в Россию для расправы с нелояльными СМИ, пообещал спрятать этих активистов в случае чего. У самих лоялистов, видимо, пороху не хватает.

 

Читайте также:

Кадыров объявил Ходорковского своим личным врагом из-за твита про карикатуры

Для того чтобы все это сделалось видным и громким, явным и наглым, полезло наружу и засветилось, кощунники (они же провокаторы, они же радикалы) как раз и рискуют. Так рисковали когда-то лимоновцы — те, настоящие лимоновцы, воспитанники настоящего Лимонова, — когда врывались в министерские приемные и приковывались к батареям. Стоило это делать? Это же нарушение общественного порядка! И детские судьбы ломались! Но когда государство в ответ на эти детские акции, на торты в морду (тоже излюбленное орудие лимоновцев) бросалось с настоящей звериной серьезностью и жестокостью — это было показательно, это расставляло акценты, это, в конце концов, сдвигало ситуацию с мертвой точки, обозначало истинную природу путинского застоя. Зверскую суть сытых и мирных нулевых. То есть было, было какое-то отважное благородство в том, чтобы дразнить зверя — чем бы этот зверь ни прикрывался.

Я и сейчас скажу: плохо рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда, на Иисуса Христа, и даже Владимира Путина надо высмеивать без прямого перехода на личности, потому что, в конце концов, не внешней красоты мы от него требуем. И не надо перепечатывать эти карикатуры. И Ходорковский, по-моему, напрасно к этому призвал.

Но те, кто эти карикатуры рисовал и за это погиб, — они войдут в историю Европы как герои. Не признать этого нельзя, даже если моя душа консерватора и маменькиного сынка в ужасе отшатывается от иных обложек «Шарли Эбдо».

Вообще в стихах у меня всегда лучше получалось. Эти стихи, насколько помню, 2003 года:


Разбуди лихо, пока оно тихо,
Пока оно слабо, пока оно мало,
Пока не проснулось, пока не потянулось,
Пока не надулось, пока не расцвело.
Покуда не в славе, покуда не в праве, —
Не встало на поток, не раззявило роток:
Протирает зенки, ходит вдоль стенки,
Хочет укусить, да боится попросить.
Не давай лиху дремать в колыбели,
Подбирать слова, накачивать права.
Разбуди лихо, пока оно еле,
Пока оно только, пока оно едва,
Пока оно дремлет, чмокая губою,
Под напев матери, под крылом отца.
Пока лишь юроды, вроде нас с тобою,
Слышат, как оно по-тя-ги-ва-ет-ца.
Чеши ему пятку, вливай в него водку,
Стучи во все бубны, ори во весь рот,
А когда разбудишь — сигай ему в глотку,
Чтобы все увидели, как оно жрет.
Может, поперхнется, может, задохнется,
Задними скребя да передними гребя…
А как само проснется, уже не обойдется:
Всех умолотит, и первого тебя.
Помнишь канцонету про умную Грету,
Плакавшую в детстве — мол, смерть впереди?

Разбуди лихо, пока его нету,
Выдави из чрева и тут же буди!
Словес нет, чудес нет, помощи небес нет.
Лучшая среда для нашего труда.
Когда сожрет много, оно само треснет,
Но это когда, но это когда…




92 комментария

3
Михаил Репнин , 10 января 2015 в 20:15
Странная логика - для того, чтобы убедиться, что перед тобой в клетке сидит медведь, а не хомячок, нужно его для этого из клетки выпустить.
0
Алексей Табаков , 12 января 2015 в 14:31
Не выпустить, а вытряхнуть на всеобщее обозрение...
Жаль только разбуженный мишка будет обижен и порвёт в клочья смельчака...
Зато у остальных появится шанс избежать лютой смерти - пристрелив мишку, пока он на виду, а не снова спрятался и ждёт, переваривая предидущую жертву и дальше набираясь сил...
0
Алексей Долгов , 27 января 2015 в 12:04
Михаил Репнин, 10 января 2015 в 20:15
Странная логика - для того, чтобы убедиться, что перед тобой в клетке сидит медведь, а не хомячок, нужно его для этого из клетки выпустить.
=================================================
Согласен с Михаилом. Прям эффект домино... Все предсказуемо участвуют в "цепочке зла".
Как-то не очень понятен этот момент: "Они вызвали наружу дьявола, чтобы дьявол этот стал виден, а значит, борьба с ним сделалась проще". Как-то противоречит Достоевскому, которого сам же Дмитрий Львович цитирует - «если черти рожки с того света показывают», то «еще неизвестно, доказан ли Бог». Джина можно вызвать из бутылки. Но как его обратно поместить? Переспорить и перехитрить мы его не сможем. Тот же совет Гоголя: "Если к тебе придет бес не спорь с ним, а скажи ему, что он - дурак". Дьявола-то мы и не заметим, он как и кит будет без зубов. А вот на личности, на мировоззрения, на проклятия, как показывает практика, перейдем точно.
П.С. Спасибо автору за статью.
0
Алексей Долгов , 27 января 2015 в 12:26
К статье Михаила Эпштейна "От совка к бобку" http://www.novayagazeta.ru/com... интересная карикатура - человек совершает самоубийство через глобус земного шара. Если глобус заменить на воздушный шар Земли, а пистолет на остро заточенный карандаш то... вот что-то похоже...
Больше похоже на "Оно, конечно, как ни вьется нить, а быть концу, — но хоть УСКОРИТЬ, что ли… ". Ускоряем как можем.
25
Dash Zozal , 10 января 2015 в 20:19
Дмитрий Быков, Вы благороднейший человек. Но Вы упускаете одно простое соображение: если нельзя говорить, печатать, рисовать то, что оскорбляет чью-то идеологическую позицию, тогда нельзя говорить, печатать и рисовать ровным счетом ничего. Ваши стихи тоже оскорбляют многих (идиотов и холуев, но они этого не знают). Люди, идеологию которых что-то оскорбляет имеют очень просто средство: не смотри, не слушай, не покупай.

И еще, когда Вы пишете: "плохо рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда, на Иисуса Христа, и даже Владимира Путина надо высмеивать без прямого перехода на личности, потому что, в конце концов, не внешней красоты мы от него требуем",так вот, когда когда Вы это пишете, Вы все на свете путаете. Карикатура высмеивающая фанатические или глупые взгляды людей связанные с их лидерами, или самих этих лидеров, не может не переходить на личности, ибо должна изображать личности, а не понятия. И никакая профессиональная карикатура не высмеивает внешний вид, а через внешний вид показывает черты характера или особенности мировоззрения.
14
San Base , 10 января 2015 в 23:59
Интересно, а как Дмитрий Быков относится к циклам карикатур французского художника Жана Эффеля "Сотворение Мира" и "История Адама и Евы"? Это тоже "плохо", или "плохо" только публиковать карукатуры на Мухамеда? Почему французы-католики не стали громить редакцию Юманите и призывать наказать художника? И ведь это были 50е годы прошлого века, до "политкорректности" еще было далеко. Может дело все же не в "праве" оскорбленных требовать наказание за то, что им не нравится, а в общей культуре этих самых "оскорбленных"? А то статья вызывает противоречивые чуства, по сути ставя на одну доску и художников и погромщиков.
5
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:11
Вспомним еще мультфильм по мотивам Эйфелевских карикатур. И еще спектакль Образцова (тоже "Сотворение мира"), фильм "Последнее искушение Иисуса" и многое другое. Этого тоже не следовало создавать?
-3
сергей федоров , 11 января 2015 в 16:31
читатель: DASH ZOZAL , 10 января 2015 в 20:19
Я Вам поставил минус, и вот почему :
Вы пропагандируете простые и правильные соображения,
а мне нравятся сложные соображения.
Сложность Дмитрия мне ближе, чем Ваша простота.
2
Леонид Петрович , 12 января 2015 в 10:49
я совершенно солидарен с Dash Zozal.
Сейчас, ув. корректный и толерантный г-н Быков, не время говорить "Я возмущен расстрелом, НО..." Никаких "но" быть здесь не может.

Я верю в свободу слова. Весь смысл свободы слова в том, что можно говорить любые оскорбления. Если свобода слова должна кончаться на той или иной теме, то свободы слова нет.
3
Гриша Серосовин , 13 января 2015 в 20:02
"Сейчас, ув. корректный и толерантный г-н Быков, не время говорить "Я возмущен расстрелом, НО...""
_________

Выражать моральную позицию можно и нужно во все времена.

Надо различать законы общества и личные правила поведения. Вы можете иметь много прав, но не всеми этими правами пользоваться. Закон очерчивает внешние границы поведения, которые общество считает приемлемыми. А внутри этих границ каждый член общества имеет право вести себя так, как считает необходимым.

Вот поэт Быков считает, что рисовать карикатуры на пророков ПЛОХО. Это его личный выбор. Он бы этого делать не стал. Но французский закон считает, что это делать МОЖНО. И журналисты "Шарли" это делали на совершенно законных основаниях.

При этом Быков однозначно и определенно выступает против расстрела журналистов фанатиками.

Никакого противоречия. Все весьма логично и последовательно.

Кстати, я не знаю, о какой трактовке свободы слова Вы говорите в данном предложении: "Весь смысл свободы слова в том, что можно говорить любые оскорбления." Как известно, законодательства разных стран трактуют свободу слова по-разному. В США, например, суд Ваше утверждение посчитал бы неверным.

Или вот еще: "Если свобода слова должна кончаться на той или иной теме, то свободы слова нет."

Абсолютной свободы слова действительно не существует. Нигде. Возьмем, скажем, популярную в некоторых кругах тему изготовления оружия массового уничтожения в кустарных условиях. Вы настаивате, что любая газета, любой вебсайт должны иметь право публиковать материалы о том, допустим, как изготовить отравляющий газ в своем гараже, а иначе "свободы слова нет"?
0
Герман Пирогов , 10 января 2015 в 20:58
* * *

Мы сядем когда-нибудь вместе за стол?!
Да нет, не столы в разносолах,
когда бы назавтра был нужен рассол,
а – в умных встревоженных взорах.

И нечем уже заигравшимся крыть
не только прогнившую крышу,
но всё продолжаем наращивать прыть
нажившими злобу и грыжу.

Пьянея, на красный не следует свет,
и рынок – всего лишь напёрсток,
пока в человеке свой ветхий завет,
исправен он, наш перекрёсток.

Ещё бы проснулся свой в каждом Роден –
и сели бы. Миром, без взяток
не далее тела обшарпанных стен
америк открыли с десяток.

И «эврика!» кто-то бы вдруг закричал,
и поняли все с полуслова,
и стало бы это началом начал,
глядящим в упор и сурово,
как выстоять, выжить единственный шанс,
дорога по лезвию бритвы...

Напрасно мы думаем: это за нас
решают грехи и молитвы.
10.10.07
0
Andronik Nersesov , 10 января 2015 в 21:37
Герман, расшифруйте вот это, пжлста:
Ещё бы проснулся свой в каждом Роден –
и сели бы. Миром, без взяток
не далее тела обшарпанных стен
америк открыли с десяток.
0
Герман Пирогов , 11 января 2015 в 18:21
Обратите внимание, уважаемый Андроник: дискуссия комментаторов идёт всегда "на первом этаже" и в одной плоскости. Я же постоянно пытаюсь выводить разговор на иную высоту и сложность. Потому что основная, на мой взгляд, общечеловеческая проблема на сегодня заключается в отсутствии понимания того, К ЧЕМУ И КАК должны идти или ЧТО И КАК по взаимному согласию утверждать, дабы сохранить человечество и гарантировать его дальнейшее развитие.
2
Константин Барков , 10 января 2015 в 21:44
Респект Дмитрию Быкову! Его статья (и стихи тоже) как мне кажется, это и есть ОБРАЗЕЦ толерантности!
Да, свобода слова - говори! Но.... кому - то это не понравится и этот кто то бросится на тебя с кулаками (ни в коем случае не оправдываю трагедию во Франции!). Ведь у каждого из нас свой "космос" в голове. И если ты сказал ...А, то должен понимать, что...Б тебе МОГУТ вернуть в извращенной форме. Опять же, я не призываю бояться! И не я, а Дмитрий Быков призывает ДУМАТЬ, прежде, чем что-то сказать или сделать!
6
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:19
В общем, говорить лучше о погоде. А то, не дай бог, кто-нибудь обидится. В извращенной форме.
16
Александр Хлябич , 10 января 2015 в 22:34
К сожалению, при всем уважении к Дмитрию Быкову, не могу с ним согласиться.
Во-первых, особенно с этим: "плохо рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда, на Иисуса Христа, и даже Владимира Путина надо высмеивать без прямого перехода на личности, потому что, в конце концов, не внешней красоты мы от него требуем. И не надо перепечатывать эти карикатуры. И Ходорковский, по-моему, напрасно к этому призвал".
Наверное, не следует путать божий дар с яичницей. Для меня Иисус Христос и Мухаммед (добавлю сюда еще и Будду, чтобы никого не обидеть) - всего-навсего мифические персонажи, о которых я много знаю из сказок, написанных через много столетий после их смерти, а вот президент - личность совсем не мифическая, и его жизнеописание я СЕГОДНЯ могу найти во всемирной паутине. И почему же я сегодня не могу высказать свое мнение о сказочных персонажах или реальной личности - в стихах ли, в прозе ли, в карикатуре?
Один из великих фильмов Чарли Чаплина - Великий диктатор - это как раз совершенно определенная реакция гениального художника на совершенно определенную личность, персонифицированную и очень хорошо узнаваемую. Давайте тогда запретим смотреть этот фильм и тиражировать его. Вдруг это кому-то не понравится и сейчас, как и в 1940-м году?
4
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:22
Замечу, что другая "личность" на всякий случай запретила этот фильм в своей
0
Юрий Дрозд , 11 января 2015 в 22:23
в своей стране тоже.
13
Владимир Романовский , 10 января 2015 в 22:48
Рисующие карикатуры на пророков и богов исповедуют атеизм, имеющий во Франции давние, славные и очень важные и для этой страны и для всего мира традиции( Вспомним хотя бы вольтеровское :" Раздавите гадину!" в адрес церкви, произнесённое более 200 лет назад), поэтому они заслуживают нашего уважения и защиты. Перепечатывать или нет их карикатуры, хвалить или порицать - каждый решает сам.
Сам акт убийства, конечно, никакого оправдания иметь не может, и его заказчики и вдохновители должны быть найдены.
19
Юрий Никольский , 10 января 2015 в 23:06
Я не хочу давать оценку тем, кто рисует.
В нашей стране существовал ГУЛаг. И что же? Людей заставили молчать по многим поводам.
В любом выражении своего личного мнения всегда есть грань. Для каждого она своя.
Мне не нравится. Но это не означает, что я должен наказывать тех, кто выражает свою позицию. Мне не нравится, что выражение чувств одного человека пытаются подчинить чувствам другого человека.
Я не беру случай с Pussy Riot. Они ворвались в чужой дом. А этого делать не следует. Я вижу множество самых различных мнений в Интернете. Но я не хочу, чтобы кто-то запрещал им. Я просто не смотрю то, что мне не по нраву.
В этой жуткой истории во Франции был еще существенный для меня элемент. Тысячи людей вышли на улицы, выражая свое мнение. Выражали без оценки того, как к этому отнесутся те, кому это не понравилось.
А как в нашей стране? Я не уверен, что люди не спрячут свои чувства в себя. Кто-то подумает о месте со стороны радикалов, а кто-то о том, что этот выход не был согласован с властью. Напомню, что нельзя выходить на улицу и размахивать карикатурой, если это не согласовано с властью.
Быков выразил свою точку зрения на то, что хорошо и что плохо. Но, на мой взгляд, нет хуже, когда вместо личной оценки возникают запреты, а еще хуже - террор. Можно быть против того, чтобы рисовали антирелигиозные карикатуры, но нельзя запрещать этого. Иначе мы должны запретить произведения не только француза Лео Таксиля, который оскорблял чувства христиан, а еще «Гавриилиаду» Пушкина.
В нашей стране благодаря запретам можно жить спокойнее. Все реже волнуют судьбы людей. Запираемся дома, так как боимся, что за выражение собственного мнения можем быть наказаны. В нас еще живет страх ГУЛага, который в последние годы окреп. И этим мы отличаемся от французов.
6
Константин Томилин , 10 января 2015 в 23:58
Власть имущие светские и духовные вожди от египетских фараонов и жрецов до вождей каких-нибудь туземных племен всегда старалась представить себя как наместников Бога. В ответ нарождающееся гражданское общество являло сатирические памфлеты, театральные соти (сатирические пьесы), карикатуры, направленные на десакрализацию власти. Отсюда и выросла европейская демократия с выборами и сменяемостью власти, включая перевыборы папы римского. Но сейчас проявился цивилизационный разлом между теми для кого "власть от людей" и теми, для кого "всякая власть от Бога". Поэтому, с одной стороны, сатирики должны творить то, что считают нужным, и объект и форму сатиры они выбирают сами - это принципиально важно для здоровья общества. Но надо ограничивать в интернете доступ религиозным фанатикам к материалам, которые могут вызывать приступ агрессии.
6
Stanislaw Galizki , 11 января 2015 в 00:26
Девушки, спевшие в ХХС козу Путину, власть, жестоко покаравшая их за чепуху, одна страна, один народ. одна семья, если хотите. Не благополучная, многодетная, бедная, с отцом-тираном и пьющей матерью, но семья, родня. А вот застреленые ровно псы террористы и те, кого они убили, те. среди которых они жили, и те,кто убил их не родня, не свойня. а хозяева, приютившие чужих из гуманитарных соображений, и гости, не особенно-то и желанные. Неужели эту разницу не чувствует Дм. Быков? Да чувствует, конечно. Интеллигентская толерантность не даёт сказать прямо: гость должен знаь своё место. или ему указывают на дверь.
7
vasil sinak , 11 января 2015 в 01:25
Постоянный читатель: STANISLAW GALIZKI , 11 января 2015 в 00:26
Интеллигентская толерантность не даёт сказать прямо: гость должен знаь своё место. или ему указывают на дверь.
----------------------------------------
Какие же они гости. Это граждане Франции, с полным набором прав и обязанностей.
Они не чужих убивали, но своих сограждан.
5
Stanislaw Galizki , 11 января 2015 в 13:12
Ув. Васил Синак, формальные признаки здесь не при чём, и вы это прекрасно понимаете. Французский паспорт не означает, что его обладатель француз по духу. по самоощущению. по культуре. Не означает он также, что его обладатель-гость доброжелательный.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама