Колумнисты / Выпуск № 70 от 6 июля 2015

66116 Презумпция правоты мента

Предлагаемые в Думе поправки к закону о полиции антиконституционны, но кто теперь осмелится об этом вспомнить?


Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Законопроект депутата Яровой о полиции надо разбирать не столько с правовых, сколько с политических и даже политэкономических позиций. Но начнем мы все же с вопроса о юридической ответственности — как наиболее простого.

Для простого мента (да и для непростого тоже) вся «конституция» — это его должностная инструкция. Это во вторую очередь и через «если» будут потом разбираться, кого он там подстрелил, открыв огонь «при значительно скоплении граждан», а в первую очередь будет выяснятся, нарушена ли инструкция. На «нет» — и суда нет.

Инструкция хороша непробиваемостью, а также тем, что кто ее применяет, тот и трактует.

Например, согласно будущему «закону Яровой» полицейский не будет обязан представляться при задержании или если надо «незамедлительно пресечь преступление или административное правонарушение». Как это будет выглядеть на практике, представить нетрудно, так как в массе случаев полицейские и так давно не представляются, и в обоснование отказа в возбуждении против них уголовного или хотя бы дисциплинарного преследования, чаще всего как раз и указывается именно на «невозможность установить лицо».

Не совсем понятно, как гражданин, у которого полицейский (не обязательно в форме), не представляясь, потребует документы, сможет отличить его от бандита.

Но как анонимность повышает уровень безопасности для самого полицейского? Прямо на месте — никак, а вот в перспективе — это и есть самая главная «гарантия».

Осенью 1991 года офицеры знаменитой «Альфы» рассказывали мне, как и почему они не стали штурмовать «Белый дом», окруженный тысячами гражданских. Они, не задумываясь, сделали бы это «с марша», пролив море крови, но начальство дало им время на рекогносцировку. Походив вокруг и подумав, боевые офицеры пришли к командиру группы и попросили подписать письменный приказ. Он их выматерил, но приказ писать не стал, а пошел прямо к председателю КГБ Владимиру Крючкову и попросил подписать приказ того. Крючков позеленел, но приказ тоже подписывать не решился. Отказавшись прикрыться анонимностью, эти офицеры шантажировали тем же вышестоящих, и так сотни жизней защитников Белого дома были спасены.

Читайте также:

Вот бляха! Госдума разрешит полицейским вскрывать машины и стрелять в женщин

Инструкция «не представляться» (а в практической трактовке уровень этих не представляющихся будет повышаться вплоть до генералов) означает право «не ставить подпись», гарантию анонимности, а значит и безответственности. Вот это кто убил? А никто. Кого судить через пять лет, если сменится министр (а ведь он сменится)? А никого — некого.

Если у опричника к седлу приторочена собачья голова, то что же спрашивать его об имени? Все, что он делает, делается от имени государя. Понимают это депутат Яровая и ее соавторы или нет, но предлагаемый закон, покрывая действия массы ментов уже не просто ставшей дурной традицией, но «легитимной» анонимностью, ведет к тому, что

теперь любая бутылка из-под шампанского, засунутая сами знаете куда в любом околотке, будет засунута туда «от имени государя».

Только у него есть высочайшее имя, все остальное — это безликая масса, орда.

Это важнейшая политическая (но квази-правовая) жалованная грамота ментам всех мастей, силовикам, образующим, по Марксу, господствующий класс нынешней России. Подписываясь под ней, власть (идентифицируемая только на самом верху) дарует им де юре (а не только де факто, как раньше) право на любой произвол — открыто разбираться в том, что было его настоящей целью: польза ли государства или личные корысть и удовольствие — уже никто не будет.

Остальное, в общем, частности, снова опускающие нас с политэкономического макро-уровня к деталям юриспруденции. Например, в проекте Яровой: «государство гарантирует презумпцию доверия (…) сотруднику полиции». До суда, где позволено будет вспомнить о презумпции невиновности, в этих условиях доживет не всякий, а если кто и доживет — не захочет связываться. Это положение проекта, как и он весь в целом, как бы (язык не поворачивается без «как бы») легализует действовавшую до сих пор де факто презумпцию правоты мента (см. мой неправительственный доклад «Диктатура мента» в №№ 44-45 «Новой» за 2009 год).



67 комментариев

46
Данил Херсонский , 2 июля 2015 в 20:21
На самом деле все отлично понимают, что поправки эти, невозможно принимать. Против этих поправок должен выступить каждый здравомыслящий человек. По всем опросам у большинства населения нет доверия к ментам. При отсутствии доверия еще и делегировать им большие полномочия - как такое вообще возможно???
31
Виктор Отман , 2 июля 2015 в 22:13
А Вы давно видели здравомыслящих людей в Думе, в полиции, в судах, да и вообще в российской власти?
10
5kopeek FreukenBok , 3 июля 2015 в 00:02
Данил, именно по этому и примут.
13
Dow Jones , 3 июля 2015 в 12:48
Такая безграничная свобода действий есть только у мусоров (по другому их и не назовешь) КНДР. Россия, добро пожаловать туда же!
-3
Thomas Jefferson , 3 июля 2015 в 19:53
Не подскажете, где Вы изучали должностные инструкции правоохранителей КНДР?
1
Стародубов , 5 июля 2015 в 20:44
/
-43
Alex Gralech , 2 июля 2015 в 20:31
У вас для уркаганов газета? Слово "мент" в заголовке и по тексту.. О.о
17
Борис Шишов , 2 июля 2015 в 20:44
Alex Gralech , 2 июля 2015 в 20:31
У вас для уркаганов газета? Слово "мент" в заголовке и по тексту.. О.о
***********************************************
Да для людей газета, к чему прицепился-то. Речь -то о ментах.
-42
Alex Gralech , 2 июля 2015 в 21:02
Я удивлен, что авторы популярного СМИ "ботают по фене", обращаясь к своей аудитории. И находят понимание!!! О.о Ладно по тексту можно иногда вставить, слово не сильно матерное - но в заголовке!!! О.о И далее по тексту с легкостью урки, постоянно на этой фене вещающего. Культура речи должна быть у человека, а в СМИ - двойное и десятерное внимание к этому должно быть, нет? Еще я заметил, что если в течении продолжительного времени использовать мат или просто даже упрощающие и сленговые словечки - со временем речь становится эмоциональная, но смысловая составляющая начинает стремительно деградировать. Собственно в статье больше эмоций чем рассуждений и фактов.
44
Луарвик Луарвик , 2 июля 2015 в 21:39
Я удивлён, что человек со столь изысканным слухом, как Ваш, с терпимостью относится к употреблению в публичной речи таких слов, как «сортир», «мочить», «шариться» и некоторых других. Вероятно, проживая в России, вы испытываете постоянные мучения... Любопытно было бы также ознакомиться с Вашими соображениями по поводу смыслового содержания фразы «если бы у бабушки были половые органы дедушки», авторства одного небезысвестного Вам лица...
-33
Alex Gralech , 2 июля 2015 в 21:54
Не понимаю, как мой (гипотетический) дискомфорт в означенных Вами случаях относится к данной конкретной статье и моему комментарию по ней. Или вы думаете, что преступления одних дают другим право так же совершать преступления? Должны же быть какие-то стандарты качества, почему автор статьи выбрал уровень "падонкавской" лексики и тюремной "фени"? По-вашему, Путин виноват? ;)
20
Виктор Отман , 2 июля 2015 в 22:15
Вот и обратитесь с этим призывом хотя бы к той же Яровой.
19
Луарвик Луарвик , 2 июля 2015 в 22:29
Извольте, поясню.
Дело в том, что будучи произнесёнными Первым Лицом и попав в публичную среду, эти термины и речевые обороты в некоторой степени легализируются, становятся привычными для масс, и уже не воспринимаются этими самыми массами, как нечто порицаемое. Можно сказать, авторитет диктует стандарты качества. Поэтому дальнейшее восприятие Лица и его деятельности невозможно без принятой в этой среде лексики.
Как вы правильно заметили, уподобляться Путину и становиться преступником не стоит. Но ведь автор статьи и не совершал преступления, использовав уже давно ставший общеупотребительным жаргонизм для передачи сложившегося в обществе отношения к сотрудникам МВД.
-23
Alex Gralech , 2 июля 2015 в 22:46
Преступление - это аналогия, я имел в виду то, что если по улице ходят убийцы и грабители - это не причина и даже не оправдание для того, чтобы самим становиться убийцей или грабителем. Ровно по этой причине не важно, что говорит Путин. Если вы хотите быть культурным человеком - вы будете излагать свои мысли культурно. Тем более в СМИ!!! Это уж совсем как-то инфантильно перекладывать ответственность за свое бескультурье на кого бы то ни было.
15
Луарвик Луарвик , 3 июля 2015 в 00:40
Речь идёт о допустимых стилистических приёмах, бескультурье здесь ни при чём. Журналист должен уметь передать остроту проблемы, её нерв. Заменить в заголовке одно слово - получится «Презумпция доверия полицейского» - слишком травоядно, никаких ассоциаций с произволом людей в погонах.
А Путина я упомянул к тому, что его лексика задаёт стиль на всех без исключения федеральных СМИ, и мне интересно, как вы, настолько болезненно реагирующий даже на слово «мент» , ухитряетесь сохранять душевное здоровье под воздействием российских масс-медиа.
2
Луарвик Луарвик , 3 июля 2015 в 00:48
Имел ввиду «Презумпция правоты полицейского», разумеется.
-9
Alex Gralech , 3 июля 2015 в 10:08
Лексика журналистов во всех СМИ в гораздо большей степени, чем Путин задают стиль общения в обществе. В последнее время заголовки и статьи в них грешат стремлением подать "жареный факт", в ущерб пониманию и сути. Я вижу в этом деградацию и вы меня не переубедите. Чувство стиля и культура конкретного журналиста - это дело только этого журналиста, его редакции и его читателей.
7
Михаил Тогунов , 3 июля 2015 в 20:49
Уважаемый Алекс! А по существу статьи есть что сказать? Если нет, то в Ваших постах налицо первый приём тролля -увести дискуссию в сторону. ИМХО
22
Лена Мельникова , 3 июля 2015 в 00:48
Alex Gralech, Вы какой-то глупый, извините конечно…
Если в государстве начинают приниматься законы, по которым Каждого человека могут в любой момент не только посадить в тюрьму за несогласие с властью, но и просто Застрелить за его позицию – и женщин – о какой КУЛЬТУРЕ Вы говорите? Или имеете в виду «культуру» тех, кто радуется всему показанному по ТВ? Это – социальная «культура» времён Ленина и Сталина.
– Ну так вот я безкультурная: Путина считаю преступником, как и всех его приспешников, и телеведущих, которые его хвалят и прославляют пропаганду ненависти и войны, и разорения страны для «поддержания рейтинга» одного нервнобольного авантюриста?… - Может и меня надо застрелить полицейским, которые готовы защищать «культурных»(ТВ-озабоченных) граждан от «бескультурных», которые не хотят скатывания страны в окончательный Дурдом? – А слабО Вам лично объяснить мне моё «безкультурие», чтобы я Вам объяснила, что главная Культура человеческая – Это когда людей не гнобят за идиотские идеи «Президента-сакральника», и чтобы люди могли ЖИТЬ по-человечески, не опасаясь что их угробят за их несогласие с позицией некоторых «сакральных» идиотов-политиков?
- Ваше понятие «культуры» деструктивно, и напоминает некрофилию.
9
Луарвик Луарвик , 3 июля 2015 в 09:34
Человек угнетён кризисом изящной словесности в России. Приземлённые проблемы вроде полицаев-беспредельщиков на улицах или перешедшей в острую фазу депутатской шизофрении его заботят в меньшей степени.
10
sova sova , 3 июля 2015 в 10:42
Луарвик Луарвик , 3 июля 2015 в 09:34
Человек угнетён кризисом изящной словесности в России. Приземлённые проблемы вроде полицаев-беспредельщиков на улицах или перешедшей в острую фазу депутатской шизофрении его заботят в меньшей степени.
***********
Так, это и есть троллинг в чистом виде. Вежливый (модератор не прикопается, не забанит), но неуклонный увод от темы в сторону, вроде тоже важную, но никаким боком к сути статьи не относящуюся.
-11
Alex Gralech , 3 июля 2015 в 13:44
Если вы видите разбитое окно - вы ведь не начинаете бить соседние? Что за логика такая - раз "полицаи-беспредельщики", значит будем сами беспредельщиками? Со злом нельзя бороться другим злом, только положительный пример может показать путь к очищению от зла.

Я написал конкретный комментарий в одну строчку, изложил подробно свою точку зрения. Ну странно мне тюремная феня в статьях СМИ. Со мной пустились спорить (в заведомо проигрышной позиции). Зачем это нужно было делать? Вполне достаточно минусов моему комментарию.
(ссылка на религиозный просветительский портал удалена модератором)
1
Луарвик Луарвик , 3 июля 2015 в 21:14
Со злом нельзя бороться другим злом, только положительный пример может показать путь к очищению от зла.
...(ссылка на религиозный просветительский портал удалена модератором)...
------------
Ясно. Вопрос о душевном здоровье снимаю.
1
Alex Gralech , 15 июля 2015 в 09:55
Там ничего криминального в этой статье не было )))))))) "религиозно просветительский портал", надо же я и не знал! Ну найдите ее где хотите - это статья из книги. Называется "просто христианство - величайший грех". Мне однажды помогла переосмыслить свою гордыню, возможно поможет кому-то еще. Либералы этим особенно болеют - именно поэтому в своей среде даже между собой не могут договориться никогда.

Вот в связи со смыслом этой статьи - мне плевать если честно в какие позы вы там становитесь ("теперь мне все ясно, стража уведите ЭТО", ухахахахаха - честно забавно выглядит!), и какие ярлыки пытаетесь на меня налепить. Я с таким же успехом могу прилепить вам ярлык верхогляда (не зря ЛОЖЬ, по-русски - от слова ЛОЖЕ, поверхность. Поверхностное понимание/знание, верхоглядство = ЛОЖЬ) - дальше что? Я и православный и буддист, и вообще верю что все религии об одном и том же - это никак не мешает моему рациональному мышлению. Многие ученые верили и верят в Бога, Эйнштейн например - умнейший человек. До такого понимания, где наука не мешает богу и наоборот - нужно дорасти. Хотя бы отойти от простых образов библии для простого народа (за которыми однако скрыт большой смысл). Перестать уравнивать "сказку о Боге" и "сказку о санта-клаусе", которой вас неразумных детей обманывали в детстве родители. "Ну теперь то мы таблицу умножения знаем, и что земля круглая - значит все знание мира нам подвластно" ) Кстати, забавно как такие (часто действительно очень мало знающие) люди веру в Бога поменяли на веру в НАУКУ. Знали бы они, сколько там еще нерешенных вопросов...

ЗЫ. Я совершенно искренне удивился, что в заголовке статьи используется слово МЕНТ в его исконном тюремно-лагерном понимании. Не думал, что начнется такая буча тут.

Давайте каждый останется при своем мнении.
1
Михаил Тогунов , 3 июля 2015 в 20:52
SOVA SOVA , 3 июля 2015 в 10:42
...это и есть троллинг в чистом виде...
************
Абсолютно в точку
-6
Alex Gralech , 3 июля 2015 в 13:40
1. Не извиню. Оскорбления и переходы на личности свидетельствуют о ВАШЕМ невысоком уровне ума и культуры.
2. Свои аргументы я изложил, умному достаточно, а остальных я не переделаю.
4
Andrey Sayko , 3 июля 2015 в 17:47
Ответ в стиле "сам дурак" - троль, загнанный в угол )))
3
Лена Мельникова , 4 июля 2015 в 00:12
/////////// Alex Gralech , 3 июля 2015 в 13:40 - 1. Не извиню… я изложил, умному достаточно, а остальных я не переделаю.///////////

Ой-ой…:( А мне Ваше извинение задаром не надо.
- Я заметила, что тролли переформатировались – с агрессивных призывов к разжиганию вражды и ненависти – к призывам «быть культурными».
- Вот когда появляется статья об очередном Людоедском законе – тут же появляется «культурный» тролль, который пытается всем объяснить, что «некультурно и некрасиво» осуждать тех кто эти людоедские законы принимает, и что несогласные с путинской вакханалией – «безкультурные»…- Да, я безкультурная по отношению к защитникам людоедских законов. Которые пишут не соображая, что их старания в комментах приближают ситуацию, что любого человека – и Этих самых троллей в том числе – в любой момент могут силовики так отзвиздить – и не будет никаких ПРАВ это даже оспорить…
- Если такие «защитники садизма» считают себя умными и культурными – разочарую их, они ПОЛНЫЕ ИДИОТЫ. В буквальном смысле. И подонки. Они копают большую яму и своим согражданам, и самим себе. И вероятно придёт время, когда им Очень придётся раскаяться в своём троллинге – слишком много понаписанного за последний год троллями несёт в себе следы откровенного Экстремизма. А ники писавших троллей никуда из интернет не исчезнут. И их все личные данные тоже.
1
Alex Gralech , 15 июля 2015 в 09:15
Если вы такая умная - почему же вместо разумных аргументов вы опускаетесь до оскорблений? Я это сразу понимаю так, что у человека эмоции преобладают над разумом. "Если ты в чем-то хорошо разбираешься, ты сможешь объяснить это пятилетнему ребенку" © не мое.

Есть к тому же очень много людей, которые просто не осознают, насколько они ограничены - в силу самой своей ограниченности. Они могут считать себя даже очень умными, хитрыми - оставаясь обычными эмоциональными манипуляторами, вся сила которых - во власти на пустом месте устроить скандал, склоку.

К тому же, людей - 16 типов (и больше, считая подтипы). Гуглите соционику/MBTI. Это означает, что у разных людей - разные ценности, разные сильные и слабые стороны. Умов отсюда - 8 видов, и всеми умами не умен никто.

Я вам не верю, что вы знаете как лучше для меня и для всех. Давите на эмоции, срываетесь на крик. "ты сердишься - значит ты не прав" в этом мудрость.
12
Андрей Дубровский , 3 июля 2015 в 10:45
Вы заблудились в трех соснах. Полицейские - это сотрудники правоохранительных органов. А менты - беспредельщики, упивающиеся своей властью над окружающими. Как можно назвать правоохранителями тех же Бастрыкина или Маркина? Типичные менты. Я тоже приверженец чистого русского языка, но в данном случае, с вами категорически несогласен.
4
ded vorchun , 3 июля 2015 в 21:43
Наш президент давно по фене ботает, и ничего. Рейтинг ого-го какой.
-1
Марк Шабалин , 8 июля 2015 в 14:11
Чему, Алексей, ты удивляешься, и зачем ты ищешь здесь адекватов? Это газета свободных людей, а не рабов из совка. Могли бы - всех бы ватников закатали в асфальт или раскидали по камерам, как пытается сделать это нынешняя власть в свободной Украине. Ты не согласен с таким положением вещей? Закрой пасть и получай свои дизлайки. Здесь свободные СМИ, а не всякое там.
1
Марк Шабалин , 8 июля 2015 в 14:11: уважаемый Марк Рафаэльевич, еще одна хамская, уж простите, концовка Вашего комментария и нам придется расстаться.
-1
Марк Шабалин , 8 июля 2015 в 21:06
Конкретизируйте, где хамство и на кого оно, в Вашем понимании, направлено. Если это возможно, конечно. Допускаю, что стоило взять последние три предложения в кавычки. Или дело не в них?
21
Леонид Leonid , 2 июля 2015 в 22:26
А замачивание в сортирах Вам слух не режет?
9
vladimir zelcer , 2 июля 2015 в 22:54
Не нравится?Уйди и не читай!
20
Борис Шишов , 2 июля 2015 в 20:31
Что-то троллей не видать. Сказать нечего?
Респект Л.Никитинскому. Долго потомкам придётся пропалывать "правовое" поле,
засеянное яровыми.
9
viktor alex , 2 июля 2015 в 20:35
В стране, где предводитель иванчей для них и царь, и Б-г, и невозможное возможно...
6
Пётр Свинцов , 2 июля 2015 в 20:40
Холопам (86%) того и не хватало м.б.?
21
Луарвик Луарвик , 2 июля 2015 в 20:57
Интересно, если завтра Путин подпишет указ о восстановлении в России крепостного права, насколько вырастет его рейтинг ?
12
zmey-na-pensii . , 3 июля 2015 в 09:44
на сколько администрация укажет - на столько и вырастет
22
Анонимность - это тенденция.
Анонимность в принятии решений в СФ.
Анонимность при подготовке решений по росту тарифов.
Анонимность для полицейских.
Анонимность для посылающих в ДНР и ЛНР.
Анонимность, кто и как отдавал решения для действий зеленых человечков.
Раньше к анонимности стремились те, кто нарушал закон.
Теперь желают анонимности те, кто действует от имени власти. Почему?
14
Виктор Отман , 2 июля 2015 в 22:16
Именно потому, что они и нарушают закон.
10
Andrey Molchanov , 2 июля 2015 в 21:02
"Отказавшись прикрыться анонимностью, эти офицеры шантажировали тем же вышестоящих, и так сотни жизней защитников Белого дома были спасены."
-------------------------------------
Так это только некоторые считают, что это хорошо, что сотни жизней были спасены, а другие - что это привело к величайшей геополитической катастрофе ХХ века - распаду СССР.
18
Andrey Molchanov , 2 июля 2015 в 21:19
"Только у него есть высочайшее имя, все остальное — это безликая масса, орда."
- с распадом Союза и интеграцией в Европейское политическое пространство западных территорий ( прибалтийские страны, Украина ) Россия стала все больше превращаться в то, чем она была всегда: в Орду. При царизме Российской империи принадлежали не только вышеупомянутые территории, но и Польша и Финляндия. Миграция европейского населения, его интеграция в правящие структуры делало Россию европейским государством, коим и хотели видеть страну российские самодержцы, начиная с Петра I. Да и Питер задумывался как европейская столица. А сейчас, сколько бы памятников Владимиру в Москве не поставили, все равно - с какой стороны ни посмотри - Орда и все тут.
27
Владимир Ханыков , 2 июля 2015 в 21:03
Все наше государство, особенно его верхний эшелон, являет собой насквозь коррумпированную, заворовавшуюся, лживую, свору, связанную мафиозной круговой порукой, да еще и скатившуюся в откровенный фашизм. Причем в силовых и т. наз. правоохранительных структурах эти качества проявляются в наибольшей степени, что и так уже дорого обходится стране: скольких они уже убили, обокрали, безвинно посадили
А сейчас давайте дадим ментам право палить направо и налево, причем анонимно, и самим же определять, правы они или нет. Это уже будет полнейший финиш, когда тупой мент может просто пристрелить любого без разговоров и не нести за это никакой ответственности.
Такая идея могла придти в голову только совершенно неадекватной личности. Хотя, впрочем, уже на фотографии видно, что госпожа Яровая большим избытком интеллекта и порядочности не страдает, как, в общем-то, и подавляющее большинство ее коллег.
20
Коля Ишаков , 2 июля 2015 в 21:09
Не знаю кому как, а мне Яровая напоминает Поклонскую.... даже не знаю чем. Мне кажется они не добрые.
Если коротко, то ни одного нормального предложения от Яровой никогда и не было.
Принтер....
12
Свет в Конце , 2 июля 2015 в 23:46
Ха-ха, тоже эта мысль посетила сегодня. Истерички обе, вот чем.
Легендарная видеозапись, где Поклонская, едва разжимая зубы, сообщает о переходе Крыма под юрисдикцию РФ. И любая запись с Яровой, где журналисты пытаются говорить с ней серьёзно. У Яровой точно так же зло кривятся тонкие губы при разговоре. Видно, что он с большим трудом сдерживается.
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Опрос

О чем бы вы хотели спросить у правительства Москвы? Обсудить →

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама