Комментарии

1305 «АГОРА»: Юридическая защита активистов на публичных акциях. (ИНСТРУКЦИЯ)

09.12.2011

Публичное мероприятие — открытая, мирная,  доступная   каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан России, политических партий, других общественных и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В последнее время свободно выражать свое мнение, а также выдвигать требования по вопросам экономической, социальной, а особенно политической жизни стало небезопасно.

Небезопасно, потому что могут «отоварить», могут привлечь к ответственности, а могут просто не дать возможности выразить это самое мнение. Причем заметьте: на борьбу с этим конституционным правом на вооружение взяли Закон.

Авторы, осознавая важность этого конституционного права и его неотъемлемость, решили поделиться своим опытом по обеспечению безопасности проведения публичных мероприятий.

Так или иначе воспрепятствовать этим незаконным действиям представителей власти можно лишь используя закон, тщательно планируя свои действия и вооружившись опытом (как позитивным, так и негативным) своих коллег.

Мы хотели бы разобрать типичные ситуации и дать рекомендации по оптимальному поведению. Хотя мы и постараемся минимизировать в этом пособии цитаты из нормативных актов, но все наши рекомендации основаны на практике и требованиях законодательства.

Перед этим, учитывая, что и представители правоохранительных органов заинтересуются этой работой, дабы не искушать их, сделаем несколько оговорок. 

Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (1) четко определяет уведомительный порядок проведения публичных мероприятий и четко обозначает основания для запрета такого мероприятия. Все эти требования сводятся к недопустимости создания угрозы жизни и здоровья граждан, проведению мероприятий вблизи опасных производств, железнодорожных  магистралей, судов и т.д.

Исходя из этих принципов нашего законодательства и Конституции РФ, а также учитывая практику Европейского суда по правам человека, под законными публичными мероприятиями мы понимаем акции, которые

·        проводятся мирно;

·        не создают угрозы жизни и здоровью граждан;

·        не угрожают национальной безопасности

Позиция авторов

 

В отсутствие предварительного уведомления демонстрация являлась незаконной. Однако это само по себе не оправдывает нарушения права на свободу собраний, и регулирование в этой сфере не может использоваться как скрытое препятствие для осуществления данной свободы. Демонстранты не  представляли собой угрозу для общественного порядка или спокойствия, поэтому в отсутствие насилия со стороны последних можно было ожидать, что власти проявят больше терпимости. Демонстранты фактически разошлись довольно быстро после требования полиции. ЕСПЧ признал нарушение ст. 11 ЕКПЧ (2)

 

 

ЕСПЧ

 

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ

Этот этап очень важен и во многом будет определять дальнейшие действия организаторов и участников публичного мероприятия, а также способы, средства и необходимые меры безопасности.

Определение цели публичного мероприятия

В действительности цели проведения публичного мероприятия намного шире, чем указано в законодательстве. Из сложившейся в России ситуации и практики можно выделить несколько таких целей, характерных на сегодняшний день:

1.     Искоренение практики незаконных запретов проведения публичных мероприятий: проведение публичного мероприятия для защиты права на свободу собраний.

2.     Доведение своих требований до целевой аудитории (чиновники, журналисты, представители международных органов): привлечение внимание к проблеме.

3.     Привлечение внимания к определенной группе, проблеме путем совершения провокационных (эпатажных) действий: привлечение внимание к группе.

 

Пример 1

Ярким примером первого случая могут служить действия Николая Алексеева и других активистов по защите прав ЛГБТ. По нашему мнению, они правильно определили свою цель и выбрали верную тактику.

 

С самого начала было ясно, что столичные чиновники под любым предлогом  будут препятствовать проведению публичных мероприятий  в защиту прав ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов).

Исходя из этого, организаторы решили действовать в строгом соответствии с процедурой, прописанной в законе. Они стали направлять уведомления о проведении публичного мероприятия. В ответ получали соответствующие отказы. Эти отказы в проведении мероприятия в установленный законом срок были оспорены в судах первой и второй инстанции, которые поддержали чиновников. Далее организаторы направили жалобы в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека).

Для подтверждения системной проблемы организаторы повторили эти действия несколько раз в течение 2006-2008 гг.

В основном эти действия носили юридический характер: подготовка уведомлений, обжалования в российских судах, направление жалобы в ЕСПЧ.

ЕСПЧ принял решение в 2010 году.

Власти РФ стали давать «разрешение» на гей-парады лишь в 2011 году.

 

Минусы такого способа очевидны - это  длительные сроки. Но исходя из того, что на национальном уровне эту проблему невозможно было бы решить ни при каких условиях, эта тактика себя вполне оправдывает.

Пример 2

Примером второго случая может служить защита прав на медицинскую помощь ВИЧ-позитивных граждан. Целевой аудиторией  описанных акций были представители СМИ, международных органов и ВОЗ.

 

В 2010-2011 гг. ряд активистов провели серию публичных мероприятий, против действий (бездействий) чиновников Минздравсоцразвития РФ, не обеспечивших ВИЧ-положительных граждан надлежащей медицинской помощью. Акции были проведены в дни нахождения в России представителей международных органов, в том числе и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и в  месте, расположенном вблизи проведения официальных встреч (Красная площадь, здание Минздравсоцразвития).

Никакие уведомления организаторы акций не подавали, опасаясь запретов и препятствий в проведении мероприятий. Акции носили мирный характер. Они были широко освещены  журналистами, в том числе и иностранными.

 

Пример 3

Показательными примерами могут служить и акции «внесистемной оппозиции», Эдуарда Лимонова и его сторонников.

 

Цель оппозиции в ряде случаев при проведении публичных мероприятий — привлечение внимания именно к самой этой группе и ее положению в России. В ряде случаев их действия отчасти носят и провокационный характер.

 

Конечно, в каждом конкретном случае то или иное мероприятие будет преследовать несколько целей, но все же одна из них станет основной и будет определять все остальные моменты, связанные с подготовкой и проведением публичного мероприятия.

Рекомендация!

Определите цель мероприятия и лишь после этого переходите  к решению следующих подготовительных и организационных вопросов.

Определение времени и места проведения публичного мероприятия   

Российское законодательство четко определяет время проведения публичных мероприятий с 7 до 23 часов (3).

Аналогичным образом, регламентируется вопрос и с местом проведения публичного мероприятия (4). Закон четко определяет место проведения акций, указывая, что «публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия».

         Иными словами:

·        место должно быть пригодно;

·        это место  не создаст  угрозы безопасности

Федеральным законодательством установлен запрет на проведение публичных мероприятий в определенных местах. В целом этот запрет сводится к детализации признака «угроза безопасности».

Нельзя проводить публичные мероприятия в следующих местах:

·        около опасных объектов (радиационные и ядерные объекты и т.п.)

·        военные объекты;

·        путепроводы и железнодорожные магистрали;

·        пограничные зоны;

·        территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 

Важно!

·        Запрет по  месту проведения акции может быть установлен  только федеральным законом. 

Так, например, законодательство разрешает региональным органам власти устанавливать специальный порядок проведения таких мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры (5). Региональные власти же расценили это как возможность запретить местными законами проведение акций в таких местах.

Суды, рассмотрев жалобы на эти региональные нормативные акты, признали их не соответствующими федеральному закону и Конституции РФ (6), так как федеральный закон предоставил региональным властям не право запрещать (это прерогатива федерального законодателя), а регулировать порядок проведения публичного мероприятия.

 

Как выбрать место проведения акции

Итак, разобрались с местами, где нельзя проводить публичные мероприятия, теперь стоит разобраться, а где стоит проводить такие мероприятия и когда.

Бытует мнение, что любая акция непременно должна быть проведена перед зданием того или иного государственного органа или на центральной площадке. Такое мнение ошибочно. Как уже было сказано выше, цель вашего мероприятия определяет и время, и место его  проведения.

Наиболее показательным примером в данном случае являются акции защитников Химкинского леса. Ряд акций был проведен не в Химках и не в Москве, а в Химкинском лесу.

Или другой известный пример, когда студенты факультета журналистики МГУ решили провести уборку  центральной лестницы после  отъезда высшего должностного лица в России.

На взгляд авторов, эти акции были более успешными и достигли максимальной цели.

Таким образом, место и время будут зависеть от ваших целей, и их к выбору  необходимо подойти творчески.

         К таким местам  можно отнести:

·        место нарушения прав граждан (их объединений);

·        место расположения государственного органа;

·        места проведения международных и иных конференций, семинаров, совещаний;

·        место, ассоциируемое с тематикой акции и ее участниками.

 

Рекомендация!

·        Выберите  место и время проведения акции после определения цели мероприятия.

Определите форму публичного мероприятия

Российский человек широкой души считает, что если красть, то миллион, а если любить, то королеву. Но этот принцип точно не сработает при выборе формы публичного мероприятия, как бы не казалось красивым название «шествие» или «демонстрация».

Форма публичного мероприятия (7) - это способ  достижения выбранной вами цели публичного мероприятия. Выбранный вами способ (митинг, пикет, шествие и т.д.) должен помочь достичь эту цель.

Если вы ставите задачу привлечения внимания большого числа людей к проблематике, то, скорее всего, речь должна идти о демонстрации и шествии. Если речь идет о доведении проблемы до определенной аудитории, расположенной в определенном месте, то, возможно, выбранная вами форма не будет связана с передвижением.

Кроме того, следует учесть, что в ряде случаев лучше выбирать самую простую форму публичного мероприятия — одиночный пикет. Эта форма не требует предварительного уведомления, она изначально, априори законна (даже по меркам представителей власти), проста в организации и позволяет охватить и узкий круг аудитории, и широкий. Она позволяет принять участие большому числу людей в этой акции (поочередное одиночное пикетирование).

В качестве примера можно привести акцию представителей СМИ и студентов  после нападения на журналиста газеты «Коммерсант» Олега Кашина. Участники мероприятия не стали собираться толпой у здания Росмолодежи или у штаба движения «Наши». Журналисты провели одиночный пикет, сменяя друг друга на посту. Это позволило показать властям и общественности, что дело о нападении на Олега Кашина волнует и в целом журналистское сообщество, и каждого журналиста в отдельности.

 

Рекомендация!

·        Выбирайте форму акции как наиболее эффективный способ достижения поставленной цели публичного мероприятия, и учитывая организационные возможности.

 

Определите организаторов публичного мероприятия,  ее лидеров, координаторов

Закон определяет и выделяет такого субъекта, как организатор  и предъявляет определенные требования.

Если внимательно прочитать закон, то под организатором понимается человек, который взял на себя обязательство по подготовке и проведению публичного мероприятия.

Вот ряд обязанностей организатора публичного мероприятия, предусмотренных законом (8):

·        обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия;

·        требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламентапроведения публичного мероприятия;

·        обеспечивать  общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия;

·        приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

·        обеспечивать соблюдение нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

·        обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия

 

А теперь вспомните, кто обычно является лидером на публичных мероприятиях?! Да, абсолютно верно — организатор.

Так уж сложилось, что, как правило, в России организатор(ы) публичного мероприятия и лидер этой акции — одни и те же лица.

Кто такой лидер акции? Тот, кто ведет за собой людей, пользуется авторитетом и является выразителем мнений  (рупором) участников акции, основной интервьюер для СМИ. Закон не регулирует правой статус такого участника, поэтому де юре он будет являться обычным участником акции.

Таким образом, де факто на практике есть два субъекта — лидер акции и организатор, и эти два субъекта объединены в одном лице.

Теперь задумайтесь, как лидер публичной акции должен выступать перед участниками, высказываться по общественно значимым вопросам и одновременно с этим (см. выше) «обеспечивать сохранность зеленых насаждений».

Эти две функции не совместимы и должны быть разделены.

Рекомендация!

·        Функции лидера публичного мероприятия и организатора изначально должны быть разделены.

·        Функции лидера — выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований.

·        Организатор — менеджер, управленец, отвечающий за организационные вопросы подготовки мероприятия и отвечающий за безопасность самого мероприятия и его участников на месте.

 

Такое разделение необходимо для эффективного решения вопросов, связанных как с подготовкой акции, так и с ее проведением. Более того, такая мера является еще и дополнительной гарантией от провокационных действий со стороны представителей власти и иных «недоброжелатей» (формы провокации и способы их предотвращения разберем ниже).

Прочитав все это, читателю, скорее всего, придет в голову следующая мысль: «Организатором по закону может быть и политическая партия, и общественная организация, так пусть они будут организаторами, а руководитель этих организаций выступит в качестве лидера». Теоретически все правильно, организатором может быть и общественная организация. Но! Мы не советуем этого делать и вот почему.

Представьте, что на акции произошла провокация, и ваше мероприятие переросло не по вашей воле в массовое преступление. Да вот недавний пример в Химках с погромом администрации.

А теперь взглянем на эту ситуацию глазами чиновника. Акция переросла в преступление, организатор — общественная организация, которая, скорее всего, потратила какие-то пусть даже небольшие уставные средства на эту акцию. Значит общественная организация занимается организацией незаконных публичных мероприятий, и целевые пожертвования тратит не по уставу. Итог: 1) проверка налоговой, арест счетов, взыскание штрафов, а затем 2) проверка Минюста, иск, суд и ликвидация организации. И получается: ни денег, ни организации. 

Рекомендация!

·        Не заявляйте общественные организации в качестве организаторов публичного мероприятия, не подставляйте их под удар контролирующих госорганов.

Координатор мероприятия как субъект акции при подготовке и проведении  крайне необходим, в особенности при проведении массовых мероприятий. Роль координатора должна заключаться в организации взаимодействия и передачи информации  между различными субъектами акции.

В приведении акции «Стратегии-31» выбирался координатор, он занимался сбором информации от различных участников о задержаниях и доставлениях. Связывался с адвокатами и решал вопрос об оказании защиты задержанным. Адвокат также ему сообщал информацию о происходящем в отделах полиции. Координатор взаимодействовал со СМИ и передавал им полную информацию о произошедшем , полученную от  первоисточника.

Рекомендация!

·        Выберите координатора.

·        В функции координатора должны входить обеспечение связи и передачи информации между различными субъектами публичного мероприятия.

 

Провокации и превентивные меры

Прежде чем перейти к следующим вопросам, необходимо рассмотреть вопрос о провокациях и превентивных мерах, какие они бывают. Зная эти схемы, вам будет лучше понять суть последующих рекомендаций и принять профилактические меры.

Оставим вопрос об организаторах провокаций и иных мер, это не столь важно, тем более в каждом конкретном случае это могут быть разные организации и люди, начиная от  сотрудников полиции, заканчивая «якеменковской» молодежью.

 

Провокация 1

Мирно проходит  массовое публичное мероприятие, лозунги которого соответствуют требованиям закона. В определенный момент в группе участников появляется группа людей (один человек) с лозунгами и транспарантами явно незаконного характера. Сотрудники полиции, ссылаясь на эту группу, объявляют все публичное мероприятие незаконным и разгоняют его. В худшем случае потом еще решают вопрос о возбуждении дела в отношении организатора, например, за экстремистские высказывания.

 

Так, было в Горно-Алтайске с журналистом и общественным деятелем Сергеем Михайловым. В 2010 году он выступил одним из организаторов митинга по проблемам ЖКХ, акцию согласовали, лозунги и транспаранты по тематике подготовили. Во время акции  появился странный плакат о «лицах кавказской национальности», один из «участников»  (пока взбирался на сцену) попросил Михайлова помочь ему и подержать плакат. Журналист помог: взял плакат, подал подал «товарищу». «Товарищ» поднялся, потоптался и исчез с акции. А в уголовном деле об экстремизме была только одна фотография Михалова, в руках которого был плакат. В июле 2011 года Михайлова  оправдали по этому эпизоду, но и сил, и времени пришлось потратить немало.

Провокация 2

Проходит одиночный пикет. Разрешения не нужно, вроде все так ясно и понятно.  Сотрудникам полиции не подкопаться, и они кружат вокруг пикетчика. И тут появляется еще один человек с плакатом в руке и встает рядом с вами. Пока вы пытаетесь понять, откуда «товарищ» и «единомышленник» взялся, вам уже руки крутят и в «уазик»  пихают, зачитывая цитату из закона о том, что на массовый пикет нужно было согласование.

2 марта 2011 года Наталья Цинко проводила одиночное пикетирование в защиту арестованных экологов, которых задержали за то, что они побывали «на даче Ткачева». Сначала сотрудники полиции лишь наблюдали за ней. Затем к ней подошли шестеро молодых людей. Наталья попросила их отойти в сторонку, объяснив, что проводит одиночный пикет. Молодые люди только посмеялись и  не отходили. Активист отметила, что в этот момент «неожиданно появились два милиционера», которые стали обвинять ее в привлечении молодежи к беспорядкам и незаконной демонстрации, после чего потребовали свернуть плакат и уйти. В  УУМ УВД о Туапсинскому району задержали только активистку, молодых людей тут же отпустили. «Было понятно, что милиционеры знакомы с этими молодыми людьми. Те, со смехом удалились из милиции», - пояснила эколог. В отношении Натальи составили протокол о якобы нарушении мной статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования)  (9) .

Аналогичные случай провокации пытались использовать, но безуспешно в отношении сторонников «Стратегии-31» в Амурской области  (10) .

 

Провокация 3

 

Проходит акция, все чинно и мирно. И полиция вроде бы вас охраняет. Но не всем ваша акция  нравится. Нападают на вас: закидывают чем-то, драку пытаются инициировать. И тут доблестные полицейские, которые странным образом проморгали нападение, сворачивают акцию, обвиняя организатора в необеспечении общественного порядка и «сохранности зеленых насаждений»

 

28 мая 2011 года  гей-активисты организовали мирную акцию в столице. «В те часы, когда доблестные власти готовились бороться с гей-парадом, я видела, как подъехали вот эти, — пишет телеведущая Ольга Бакушинская. — Несколько молодых людей с бритыми головами, в одежде которых присутствовали элементы традиционной славянской символики, начали распевать песни, которые содержали в себе протест против проведения акции сексуальных меньшинств. Они подъехали на автобусе, что и ОМОН, только чуть раньше. Запарковались, вышли, расставили ноги в берцах, по-хозяйски оглядывая улицу. Через несколько минут НА ТАКОМ ЖЕ АВТОБУСЕ подъехали омоновцы и припарковались РЯДОМ. Запарковались, вышли, расставили ноги в берцах, по-хозяйски оглядывая улицу" (11). «Всего в центре столицы около Александровского сада, на Манежной площади, а также на Тверской площади около мэрии Москвы были задержаны 18 человек гей-активистов, а также 16 противников проведения гей-парада", - сообщил дежурный офицер группы оперативно-информационного реагирования. Он добавил, что обстановка в центре столицы нормализовалась  (12) .

 

Превентивная мера 1

Задержание активных участников акции и ее лидеров по надуманным основаниям непосредственно перед акцией.

В июле 2011 года Лимонов собирался принять участие в акции в поддержку смоленской активистки «Другой России» Таисии Осиповой. Акции проходили  рядом с Лубянкой у Соловецкого камня. 29 июля 2011 года  сотрудники милиции задержали лидера «Другой России» Лимонова. Во время задержания милиционеры заявили, что в отношении Лимонова возбуждено административное производство по факту неуплаты некоего штрафа, в связи с чем политика нужно доставить в ОВД Тверское  (13) . Источник в правоохранительных органах подтвердил задержание Лимонова, отметив, что сейчас идут профилактические мероприятия (14).

Аналогичные меры принимались в отношении участников «Марша несогласных», направлявшихся из регионов России в Москву и Санкт-Петербург.

Превентивная мера 2

Активных участников акции и ее лидеров задерживают непосредственно на акции, но при этом в качестве основания задержания используют якобы имевшее место иное нарушение, не связанное с самой акцией.

31 марта 2011 года в Санкт-Петербурге проходила очередная акция «Стратегии-31». Участники и лидеры акции были задержаны, в том числе и за «нарушение правил дорожного движения» (15).

Что делать?!

Вопросы безопасности нужно решать именно на стадии подготовки.

Рекомендации!

·        Если ваша акция изначально не согласованна с властями, то следует принять меры, препятствующие утечке информации. Решить вопрос о способе ведения переговоров, использовании технических средств связи. 

·        Заранее обсудите текст листовок и лозунгов по тематике акции. В случае сомнений проконсультируйтесь с лингвистом.

·        Определите двух человек, которые будут вести видеосъемку вашей акции. Видео в последующем  может стать железным доказательством в суде, подтверждающим отсутствие нарушений или наличие провокации. Один должен вести съемку вблизи, но учитывая, что он может также быть задержан, второй снимающий должен будет вести съемку на расстоянии и скрытно. Снимающие по возможности должны знать место проведения акции, осмотреть его предварительно.

·        Договоритесь заранее с журналистами и блогерами о ведении видеосъемки. Это запасной вариант в случае задержания ваших коллег с камерой.

·        Проведите инструктаж участников(если группа известна, и она не большая), как вести себя на акции, что делать в случае задержания (рекомендации в этой части ниже).

·        Не берите на акцию лишние предметы, например, ноутбук с личными записями. Гарантий, что в случае задержания в полиции оттуда не скачают всю информацию, нет. На мирной акции вам точно не понадобятся оружие и другие запрещенные предметы. В том числе и при наличии лицензии, закон запрещает их брать на публичные мероприятия. Не нужно давать повода сотрудникам полиции вас задерживать.

·        Возьмите с собой один документ, удостоверяющий личность, а также копию билета о прибытии в город, если вы не местный.

·        Положите в карман копии медицинских документов, если у вас есть заболевания или вам необходим прием лекарств в определенное время. В случае решения о длительности задержания и ареста — эти документы могут пригодится и помочь вам.

·        Договоритесь о способах связимежду собой и выделите отдельного человека (координатора), который будет принимать всю информацию об акции и задержанных, данных об отделах полиции, куда доставляют задержанных и  оперативно передавать ее адвокатам.

·        Договоритесь заранее с адвокатомоб оказании помощи участникам акции в случае задержания.

 

Вопрос с адвокатом давайте  разберем чуть подробнее. Почему именно адвокат? Ведь по закону представителем по административному делу может  быть любой человек.

Да, все верно, но... во-первых, так уж сложилось, что в полиции к адвокатам привыкли. Не адвокат с доверенностью потратит кучу времени только на то, чтобы объяснить полицейским, что закон позволяет ему быть представителем.

Во-вторых, если мероприятие у вас массовое и вы не сможете определить заранее количество и данные участников, то как вы  оформите доверенность. Адвокату проще, ему достаточно предъявить удостоверение и ордер на выполнение поручения (ордер он получит в своем адвокатском образовании).

В третьих, оформление доверенности у нотариуса потребует уплаты госпошлины.

 

Схема 1

Субъекты, их роль и взаимосвязь  на месте публичного мероприятия

 

Субъект

Функции

Взаимосвязи

1.    

Лидер

выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований.

 

Все субъекты

2.    

Организатор

отвечает за организационные вопросы подготовки мероприятия и  за безопасность самого мероприятия и его участников на месте

1.     Лидер

2.     Полиция

3.     Координатор

3.    

Участники

Непосредственное участие в акции

1.     Организатор

2.     Координатор

4.    

Оператор, фотограф

Лицо, осуществляющее видео (фото-) запись всего мероприятия. Не участвует акции!!!

1.     Координатор

5.    

СМИ

Освещение публичного мероприятия

1.     По своему усмотрению

 

Схема 2

Субъекты, их роль и взаимосвязь вне места публичного мероприятия

 

Субъект

Функции

Взаимосвязи

1.    

Координатор

Координирует взаимоотношения и обеспечивает связь

 

1.     Лидер

2.     Организатор

3.     Участники

4.     Адвокат

5.     СМИ

6.     Оператор

2.    

Адвокат

Осуществляет защиту задержанных участников акции

1.     Координатор

2.     Участники

3.     Полиция

3.    

Оператор 2,

фотограф 2

Осуществляют съемку за границами места проведения акции

1.     Координатор

 

Автор: Рамиль Ахметгалиев,
адвокат, правовой аналитик Ассоциации Агора

текст из готовящейся к выпуску книги «Методика проведения публичных мероприятий»



[1]   Далее по тексту Закон о публичных мероприятиях

[2]   Дело "Самют Карабулут против Турции" [Samut Karabulut v. Turkey]

[3]   ст. 9 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

[4]   ст. 8 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

[5]   ст. 8 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяетсяПрезидентом Российской Федерации и заключается в получении разрешения Президента РФ на основании заключения ФСО.

[6]   см. например, Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 г. N 11-Г09-12; Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2007 г. N 47-Г07-5; Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 3-Г07-19.

[7]   Всего из 5, но перечень не ограничен, см. ст. 2 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

[8]   см. ст. 5 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

[9]   http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/181945/

[10] http://www.kasparov.ru/material.php?id=4EAFE5D21361B

[11] http://bakushinskaya.livejournal.com/585410.html

[12] http://www.newsru.com/russia/28may2011/gayparade2.html

[13] http://tvrain.ru/teleshow/tea_with_an_elephant/na_strazhe_chego_stoyat_sudya_stashina_i_kapitan_okopnyy-65837/

[14] http://polit.ru/news/2011/07/29/limonov/

[15] http://piter.tv/event/Hroniki_Strategii_31_/


3 комментария

0
oleg voronkoff-vershinin , 9 декабря 2011 в 18:38
БУДЬТЕ ДОБРЫ , - ПРОИНСТРУКТИРУЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА , КАК ПОДХОДИТЬ К УНИТАЗУ И ПОКАКАТЬ !!!


олег воронков - вершинин.

p.s. уж лучше дома сразу наделать в штаны и на этом всё !!!
0
roman roman , 9 декабря 2011 в 19:16
Ох, и глуп ты, Федя!
0
oleg voronkoff-vershinin , 9 декабря 2011 в 19:25
рома, дай мне своего ума жопу помазать , - может умней стану !!!

будь так добЁр !!!

олег воронков -вершинин.

p.s. что , БРАЙТОН уже проснулся что-ли ???

Опрос

Как вы спланировали свой отпуск?

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2015@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Реклама

Партнеры

Тви-новости

Реклама

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама