Комментарии / Выпуск № 14 от 10 февраля 2012

38577 Михаил Ходорковский: «Он просто боится конкуренции»

Когда Путин говорит, что «не сдает своих», — это опасение обидеть близких ему силовиков. Из переписки редакции с заключенным ФКУ ИК-7 УФСИН по Республике Карелия, г. Сегежа, М.Б. Ходорковским

10.02.2012 Теги: путин, ходорковский
РИА Новости
Петр Саруханов — «Новая»

В город Сегежа =>

Из письма редакции в ФКУ ИК-7 УФСИН по Республике Карелия, г. Сегежа:

«Уважаемый Михаил Борисович! Очень ждем Вашей новой лекции о национальном вопросе: нас теребят читатели, мы — Вас, рассчитывая на Ваше, по определению Бродского, «свободное время в ограниченном пространстве». Первый вариант текста был хорош. Может, остановиться на нем?

Д. Муратов.

P.S. Михаил Борисович, еще вопрос. Какие, на Ваш взгляд, требования оппозиции, «требования Болотной площади», Вы разделяете? И кого из кандидатов в президенты готовы были бы выделить?»

(Письмо было отправлено и ответ на него получен до снятия Г. Явлинского с выборов.)

 

<= Письмо из Сегежи

«Уважаемый Дмитрий!

Приветствую Вас и сообщаю с сожалением, что моя лекция «Либерализм и национальный вопрос» «пропала» где-то в недрах нашей колонии. Если ее не найдут — перепишу.

На первый взгляд может показаться, что мы мыслим на удивление одинаково с путинскими стратегами. Если мои адвокаты покажут Вам черновики — Вы удивитесь.

Как мы помним на примерах ряда моих статей по модернизации, вопросы логистики, несомненно, играют в моем случае первостепенное значение. Однако даже в условиях отсутствия оперативного доступа к СМИ основное мое отличие от оппонентов состоит в том, что я, домыслив эту модель, статью переписал заново, а они остались «со старой версией».

Впрочем, сейчас хотел написать Вам о другой, хотя и близкой, теме.

Путин в своих статьях и выступлениях озвучивает большое количество разнообразных мыслей по поводу развития страны и государства.

Многие из них неприемлемы, поскольку специалистам давно известен результат их реализации (например, управление в «ручном режиме», «властная вертикаль» и т.д.). Некоторые являются адекватными, а иногда даже полезными.

Более того, теоретически либеральная оппозиция могла бы согласиться реализовать многое из того, что он проговорил.

В чем же проблема?

Почему Путин позволяет забалтывать собственные предложения?

Почему у него очевидно не получается сделать то, о чем он пишет?

К глубокому сожалению для нашей нынешней политической элиты, государственное управление — это наука со своими законами, а не говорильня придворных политологов.

Выдумать новую модель управления страной, которая не была бы известна науке, но одновременно являлась бы работающей, — непосильная задача и для гораздо более сильной команды, чем имеется в распоряжении нынешнего премьера.

Таким образом, все, что они придумывают в области государственного строительства, либо не работоспособно, либо давно известно.

Известно и то, что эклектический набор приемов государственного управления из различных систем вместе не только не создает новую систему, но просто нефункционален. Даже если его назвать «суверенной демократией».

Поэтому любое пристойное путинское начинание — как, например, укрепление правового государства (заметим, что Путин сознательно все 12 лет старался использовать термин «диктатура закона», а не «правовое государство»), борьба с коррупцией или разработка и проведение адекватной национальной политики — либо не работает, либо требует для своей реализации изменения основ режима.

Таким образом, он что-то декларирует, начинает делать, а затем упирается в проблему возникновения реальной политической конкуренции. К чему оказывается совершенно не готов.

В результате Путин пугается и выхолащивает даже свои собственные инициативы.

Я сейчас не рассматриваю многочисленные случаи, когда эти самые инициативы торпедируются бюрократическим окружением, поскольку входят в противоречие с интересами того самого окружения.

Чего можно ожидать в результате всего этого после выборов?

Судя по всему, Путин уже пришел к выводу, что основной его опорой могут быть силовые структуры, а также отдельные национальные республики. Именно этим вызваны радикальные повышения оплаты в полиции и других аналогичных ведомствах, именно поэтому осуществляются осознанно малоконтролируемые федеральные трансферты.

Видимо, подобная политика продолжится, хотя она отнюдь не гарантирует готовность даже этих людей грудью встать на защиту режима, которым недовольно общество. Вдобавок возникающий многократный разрыв в оплате труда госслужащих (включая силовиков) и остальных бюджетников (в том числе работников несырьевых государственных предприятий, учителей, коммунальных служащих и т.д.) породит серьезное недовольство в этих слоях общества, настроенных на постоянное повышение уровня своего благосостояния.

Со своей стороны, Владимиру Путину может даже казаться, что он предпринимает попытки наладить отношения со средним классом (чья растущая численность становится серьезным электоральным фактором из года в год, из месяца в месяц).

Однако наш будущий президент не желает обижать свое силовое окружение, или, пользуясь его же терминологией, «не сдает своих», какими бы неэффективными они ни были. Еще важнее — он боится реальной политической конкуренции. В результате его шаги будут лишь попыткой запутать людей.

Грамотность этих людей, недооцениваемая властью, сделает такой привычный Путину сценарий неэффективным. А он станет удивляться, почему «рассерженные горожане» его не понимают и не принимают.

В общем, к осени 2012 года, самое позднее — к весне 2013 года, власть перейдет к привычному механизму заливания пожаров деньгами и точечных репрессий против оппозиции.

Такая неустойчивая ситуация может продержаться и год, и два, пока неожиданный кризис не положит ей конец.

Говоря о тактике «новой оппозиции», полагаю требование перевыборов парламента через год-полтора после 4 декабря 2011 г. — верным. Полноценный и честно избранный парламент стране нужен, и он обязательно должен быть легитимным.

Изменения, предложенные к избирательному законодательству, могут быть обычной хитростью, направленной на то, чтобы превратить 30% «ЕР» в парламентское большинство.

Отдельным вопросом стоит непонимание властью сути отношений федерального центра и регионов и связанная с этим непониманием попытка выхолостить вновь рожденную идею введения прямых губернаторских выборов путем оставления так называемого «президентского фильтра».

Такого допускать нельзя, поскольку такие уловки будут восприняты обществом с еще большим раздражением, а значит, подорвут возможность конструктивного диалога внутри общества.

Когда мы говорим о возможности союза либералов с националистами — важно понимать, что такое «национализм». Если в данном случае мы говорим о шовинистах или тем более о нацистах, отстаивающих идею этнического превосходства, то здесь никакой союз невозможен для любого нормального человека.

В 1945 году по этому вопросу наши деды высказались вполне определенно.

Если же националисты — это те, кто отстаивает идею права наций на самоопределение, равенство прав наций в рамках единого государства (в том числе — право русского народа на самоуправление и культурную самобытность), то я не вижу ничего дурного в союзе с такими людьми.

Замечу: именно так понимается национализм европейской политической наукой, именно такой национализм уже шел рука об руку с либерализмом в период распада колониальных империй и во времена «бархатных революций» в Восточной Европе в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого столетия.

Для либерала важно одно — права человека являются первичными, неотчуждаемыми и не подлежащими замене каким-либо суррогатом.

Выборы президента в марте — это борьба символов, а не реальные выборы народом своего гаранта Конституции.

Важно — добиваться проведения честных выборов.

Важно — добиться проведения второго тура.

Важно — показать, куда мы хотим идти, поскольку главное будет после выборов.

Для меня Григорий Явлинский был бы хорошим символом. Остальные кандидаты должны продемонстрировать за оставшееся время, символами какого пути они являются. И Прохоров, и Миронов, и Зюганов.

С глубоким уважением,
МБХ

 

Постскриптум

Письмо из редакции в Сегежу =>

«Уважаемый Михаил Борисович! Много разговоров между политиками о Вашем, Платона Леонидовича и «юкосовцев» освобождении. По-моему, за первенство в этом вопросе уже идет соперничество. Как Вы сами относитесь к тому, что стали ресурсом предвыборной гонки?

С уважением, Д.М.,
«Новая».

 

<= Письмо из Сегежи

«…Не только моя судьба!»

Письмо из г. Сегежа: «С понятным интересом, возможно — несколько запоздало, ознакомился с фрагментом разговора президента Дмитрия Медведева со студентами факультета журналистики МГУ, касающимся меня лично. Также прочел мнение моих адвокатов, других юристов и правозащитников по поводу возможности помилования и своей реакции на такую возможность. Всё очень познавательно.

Благодарю неравнодушных молодых людей за внимание к моей судьбе.

Благодарю президента Медведева за выражение сочувствия и вполне ожидаемый ответ.

Благодарю Экспертный совет при президенте, возможно, сделавший более понятной правовую ущербность приговора Хамовнического суда.

Несомненно, буду пользоваться всеми возможностями, предоставляемыми судебной системой для получения правосудного решения, несмотря на глубочайшие сомнения в ее способности «самостоятельно очистить дело от политической составляющей».

В этом смысле рекомендованная Советом при президенте амнистия, не исключающая проведение в то же время кропотливой работы по изменению устоявшейся правоприменительной практики, представляется мне наиболее правильным подходом к проблеме, от решения которой зависит не только моя судьба, но и участь множества людей, попавших в жернова порочной системы».



114 комментариев

1
Леонид Анцелович , 10 февраля 2012 в 08:11
Ходорковский - эталон для президента России светлого будущего. Когда был самым богатый человеком страны, вкладывал деньги не в заморские дворцы и футбольные клубы, а в политику, образование и благотворительность. Вот наши «достижения» за годы правления В.В. Путина:
1-е место в мире:
- по заболеванию психики;
- по количеству самоубийств среди пожилых людей;
- по количеству самоубийств среди детей и подростков;
- по числу детей, брошенных родителями;
- по количеству абортов и по материнской смертности;
- по числу разводов и рожденных вне брака детей;
- по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции;
- по продажам крепкого алкоголя;
- по числу умерших от пьянства и табакокурения (в Европе);
- по потреблению табака;
- по числу курящих детей и темпам прироста числа курильщиков;
- по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой сис¬темы;
- по количеству ДТП;
- по количеству авиакатастроф (по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, уровень авиационных катастроф в России в 13 раз превышает среднемировой уровень); А в это время наши господа вкладывают деньги в свои развлекухи: олимпиаду, Мундиаль, Универсиаду, дворцы, одноразовый самит и т.д. На лечение детей в Германии, или Израиле, родители просят не у Путина и Абрамовича, а в СМИ у сердобольных соотечественников. Каждый кирпичик в дачах Путина - это десятки детских жизней, как и каждая клёпка в яхте Абрамовича. Возглавляющий штаб выборной компании Путина Говорухин забыл, что "Так жить нельзя".
-1
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 11:29
Леонид, рассмешили по поводу Ходорковского, вы ещё сказали бы Немцов светлое будущее России! А можно ссылку на этот "объективный" источник?
Свет погас, упал забор,
У авто заглох мотор,
Зуб здоровый удалили,
Иль залез в квартиру вор,
Не понравилось кино,
Наступили вы в г...но.
У любого катаклизма
Объяснение одно....
0
Катя Суворова , 10 февраля 2012 в 14:20
почему во всём этом не может быть виновен Ходорковский?хотя бы потому,что он украл деньги из гос.бюджета!те деньги,что мы отдаём из собственных карманов.по-моему это вполне может быть причиной того,что Россия занимает 1 место по числу курящих детей и темпам прироста числа курильщиков))
0
Фред Дёрст , 11 февраля 2012 в 11:54
Вор. Сидит. Всё правильно.
0
Тролли, дети, брысь с сайта!
0
Filipp Kashuro , 17 апреля 2012 в 15:21
14 лет за финансовое мошенничество. Правильно, по вашему? Если вы считаете это правильным, вы явно проплаченый бот - мыслящий человек понимает что это явный перебор. Убить мать с ребёнком своим автомобилем - это нормально, да? Пару лет условно и временное отстранение от должности. Посадить человека на 14 лет непонятно за что, тоже нормально, по вашему?
0
Катенька, это вы день "крадёте" из госбюджета! Вам же из него платят. Не можете же вы добровольно нести эту муть и лезть с рассуждения по темам в которых абсолютно ничего не смыслите.
0
roman roman , 13 февраля 2012 в 17:28
"...по-моему это вполне может быть причиной того,что Россия занимает 1 место по числу курящих детей и темпам прироста числа курильщиков "

Нет слов! Логика - зарезаться! Отреагировать можно только по-народному, да модератор не разрешает. :-)
0
Виктор киселев , 10 февраля 2012 в 11:43
Леониду Анцеловичу-полностью согласен с вами.Но одно "но".Михаил Борисович не станет участвовать непосредственно в политической жизни.Мне кажется,он уже говорил об этом.Сейчас главная задача-его освобождение из мерзкого и незаконного узилища.
0
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 12:29
Виктор с чем вы полностью согласны, с тем что Россия занимает 1-е место по перечисленным пунктам?
0
Краев Валерий , 10 февраля 2012 в 12:52
Вы, я вижу, Сергей Иванович, весельчак. Прикалываетесь по поводу сидящих в российской тюрьме. Смотрите, только со смеху не лопните.
0
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 13:55
Нет б..дь,извините, жалеть их надо и сочувствовать....а где по вашему должен находиться вор и преступник нарушившей закон?...вы ещё панегирик ему напишите...
0
Юрий Морозов , 10 февраля 2012 в 14:27
Нет, б..дь, не извиню!
Почему мерзкий пу не находится там же???
0
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 15:17
Это вопрос не ко мне, я про премьера ни слова не сказал, если вдруг не заметили, разговор то вроде про Ходорковского...если у вас имеются какие либо обвинения, то пожалуйста в установленном законом порядке обращайтесь в судебные органы РФ или сразу в Страсбургский суд и задайте там такие вопросы...
0
Данила Тихонов , 13 февраля 2012 в 10:07
Скользкий слизень Сергей Иванович как всегда на страже беззакония.
0
wolf of the sea , 10 февраля 2012 в 14:32
вор должен сидеть в тюрьме, а не в кремле
путина-под суд !
0
Краев Валерий , 10 февраля 2012 в 16:21
Хорошо, что всех крупных воров ваш Путин пересажал. Теперь можно и поприкалываться.
0
Судя по лексике, вы отсидели. Вам не хватает образования, чтобы понять, кто вор. В нашей стране воры обычно на Майбахах разъезжают, а не в тюрьме сидят. Или в Лондоне "добычу" делят.
0
Татьяна Рокова , 11 февраля 2012 в 21:09
Вор должен сидеть в тюрьме! Ну почему, например, Лужков не сидит? Почему ваш Путин так избирательно относится к ворам? Ну, подумайте хоть чуть-чуть. Ну, напрягите мозги! Плиз.
0
Filipp Kashuro , 17 апреля 2012 в 15:26
Если бы вас посадили на 10 лет за то, что вы украли буханку хлеба с хлебозавода, а вашего начальника за убийство вашей жены отстранили от должности и дали 2 года условно, вы бы тоже такими словами бросались? Умник, б..дь!
0
Виктор киселев , 10 февраля 2012 в 14:01
Сергей Иванович,вы научитесь читать.Например пост Л.Анцеловича вы прочли плохо.
0
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 14:11
Нет Виктор, лживую статистику, гуляющую по просторам рунета, я прочитал внимательно...
0
Дмитрий Хрипко , 10 февраля 2012 в 19:13
Почему же лживую? Это международные данные, которые люди сами видят повсеместно.
0
Сергей Иванович , 11 февраля 2012 в 00:15
Дмитрий, может вы ещё верите в северо-американскую демократию и в исламских фундаменталистов....
0
roman roman , 13 февраля 2012 в 17:47
Сергей, может Вы еще верите в "суверенную демократию" и Кадырова? :-)
0
Filipp Kashuro , 17 апреля 2012 в 15:27
Он, по всей видимости, ни во что не верит. Только в деньги, капающие на его Яndex кошелёк после каждого комментария.
0
bandytto bandytto , 10 февраля 2012 в 22:50
Гос-с-споди...и сюда пробрался...и здесь отметился...
Хотя...чему удивляться...
0
Сергей Иванович , 11 февраля 2012 в 00:24
bandytto bandytto, как только вам в голову придет светлая и умная мысль, так сразу пишите, ждем с нетерпением ваш бестселлер...
0
Данила Тихонов , 13 февраля 2012 в 10:09
Он же тут дежурит, это его хлеб
0
Ranko Ranko , 11 февраля 2012 в 01:01
Не будите наивными. Ходарковский понял что сел за то что вмешивался в политику. Если будет говорить о том что только и ждет что бы его освободили для того что бы ей заняться, то будут его держать по максимуму.Конечно будет говорить что не будет заниматься, пока не выпустять, а потом как минимум будет видно.Я не сомневаюсь в том что он заслужено сидить, просто должны были ему доказать все что он сделать, а наше корявое обвинение, в неспособности этого его осудили и за то за что не должен быть осужден.
0
roman roman , 13 февраля 2012 в 17:32
"...Я не сомневаюсь в том что он заслужено сидить, просто должны были ему доказать все что он сделать, а наше корявое обвинение, в неспособности этого его осудили и за то за что не должен быть осужден. "

А это суждение - шедевр российского права. Не так и не за то осудили, но все равно - сидеть должон. Браво, Ранко Ранкович, с такой глубиной мышления Вам прямая дорога в российский суд самым главным судьей. И не спорьте, это для Вас!
0
Катя Суворова , 10 февраля 2012 в 14:13
во всём виноват Путин?как он может быть причастен к количеству ДТП,заболеваниям психики и т.д.??вы не в себе...
0
Юрист Хабаровск , 10 февраля 2012 в 15:35
Связь самая прямая.... Но есть встречный вопрос - а почему такие как вы, фанаты Путина, все хорошее, что за эти 12 лет было, припысывают ему, а во всем плохом виноват кто-то другой - Немцов, госдеп, инопланетяне.... Будьте тогда поседовательны - коли во всем заслуга Путина, то и во всем ВИНОВАТ Путин....
0
Юрист Хабаровск , 10 февраля 2012 в 15:36
Неудобно писать на айпаде - припИсывают, посЛедовательны...
0
Виктор киселев , 10 февраля 2012 в 15:54
Катя,извините,но в вашем дебилизме точно виноват Путин.Доказательств не нужно.
0
Данила Тихонов , 13 февраля 2012 в 10:10
Это точно
0
Катя, вы повторяетесь. Троллить нужно с огоньком! Приучайтесь любую работу исполнять добросовестно, раз уж взялись.
0
roman roman , 13 февраля 2012 в 17:34
"во всём виноват Путин?как он может быть причастен к количеству ДТП,заболеваниям психики и т.д."
Катя, успокойся, не суетись так шибко. Со своим умишком оставайся на своем поле из "Наших" - может и сотку рубликов зашибешь за страстность.
0
Юрист Хабаровск , 10 февраля 2012 в 15:32
Ходорковский образца 2004 года - конечно, никакой не эталон, это обычный для развитых стран современный патриотично настроенный олигарх, с "темными пятнами" в прошлом, если и образец - то образец социально ответственного бизнесмена. Такие и у нас встречаются - например, Потанин, Прохоров... Но вот Ходорковский-2012 - это совсем другой человек, вернувшийся на землю, много переживший, испытавший, искупивший любые "темные пятна" и при этом, не сломавшийся, сохранивший честь и достоинство. Уверен, Ходорковский сегодняшнего дня - очень достойный вариант кандидата в президенты для будущей России.
0
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 15:38
Вы откуда знаете какой Ходорковский 2012 года?
0
Юрист Хабаровск , 10 февраля 2012 в 15:48
Читаю, что он пишет, и вижу, как он себя ведет. Кроме того, 9 лет - достаточный срок, чтобы считать, что он "искупил", даже если бы и был в чем-то виноват. В наше время за убийство меньше дают, а по экономической статье 14 лет - мало того, что это просто абсурд, так еще и явное сведение счетов, наглое и совершенно незаконное. А заказчик - явный мерзавец, еще и узурпатор.... Все это не может не рождать определенную симпатию к МБХ со стороны порядочных людей.
0
Сергей Иванович , 10 февраля 2012 в 16:18
Нашли что читать...почитайте тогда ещё труды "мыслителя" Навального или исповедь бунтаря Немцова и запишите их в премьер-министра и вице-премьера соответственно. А что касается его не виновности, то просто пойдите и попробуйте заработать законным, хотя нет, честным(перед своей совестью естественно) путём такое же сверхсостояние...все они живут по принципу:"Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого".
0
Татьяна Рокова , 11 февраля 2012 в 21:18
Ходорковский заработал свои миллионы бизнесом. Если уж на то пошло, сейчас ни один бизнесмен не может быть абсолютно честным. Везде поборы и т.д. и т.п. Не буду об этом писать.
Но почему Вас не интересуют миллионы политика Путина?
И как тут насчет совести?
0
Данила Тихонов , 13 февраля 2012 в 10:13
Навальный излагает великолепно - понятно, просто, последовательно.
0
roman roman , 13 февраля 2012 в 17:50
"Нашли что читать...почитайте тогда ещё труды "мыслителя" Навального или исповедь бунтаря Немцова и запишите их в премьер-министра и вице-премьера соответственно..."
Почитал я Вас, Сергей Иванович, и решил, что для развития мозга все-таки полезнее читать Навального и Немцова, а не Вас. Вы уж простите меня, но ум не скроешь, а вот глупость всегда выпирает на поверхность, как определенное вещество в проруби.
0
Анна Литосова , 11 февраля 2012 в 03:39
Спасибо, Леонид. Комментарий верен на все 100%. От себя хочу добавить (как мать ребенка-инвалида, на операцию которому деньги пришлось собирать "с миру по нитке", что за 8 лет, прошедших с операции, в нашей гребаной медицине НИЧЕГО не изменилось-мамочки больных детей так и стоят с протянутой рукой.
0
стинг Харитонов , 10 февраля 2012 в 09:12
Вопрос Медведеву! Дмитрий Анатольевич ! Если бы Вы были президентом России, смогли бы Вы выпустить незаконно осужденного М.Б. Ходорковского?
0
Вы уверены, что тень Путина может принимать самостоятельные решения?
0
Виктор киселев , 10 февраля 2012 в 11:44
Да,уважаемая Надежда Владимировна,вы правы.Только небольшое дополнение.Путин-тень Сталина,а Медведев-тень Путина.
0
Sergey Ashkenazi , 11 февраля 2012 в 00:02
Позвольте с Вами не согласиться!
Не может бледная моль с приблатненными замашками, писавшая доносы в Дрезденской резидентуре, быть даже тенью тени Сталина
0
Юрий Плавский , 10 февраля 2012 в 12:02
Уважаемый стинг! Полтора года назад я задавал Ваш вопрос лично господин Медведеву:
http://youtu.be/TujdbLtmGaY
Президенство Медведева это время похорон наших надежд.
0
Oleg Dakov , 10 февраля 2012 в 14:11
Ответ Медведева: Вор должен сидеть в тюрьме, впрочем, я готов рассмотреть вопрос о помиловании. Но, кажется, самому МБХ все это не надо
0
bandytto bandytto , 14 февраля 2012 в 10:04
...Только рассматривать вопрос мы будем только после выборофф...как и все остальные...
Правильно, Владимир Владимирович??
0
Петр Ветров , 10 февраля 2012 в 09:29
Каждый день,проведенный МБХ в зоне,прибавляет ему уважения в обществе и уменьшает доверия к нынешнему режиму.
Сегодня не видно более сильной личности,имеющей потенциал и более убежденной в борьбе с режимом.
0
Юрий Плавский , 10 февраля 2012 в 12:07
путин что-то промямлил на счёт оппозицинера который должен просидеть в тюрьме лет 20.
Ваша мысль полностью совпадает с мнением путина!
То есть путина следутт посадить лет на 20-25, а потом пусть выдвигает себя в кандидатом в президенты.
0
Юрист Хабаровск , 10 февраля 2012 в 15:40
Для Путина все это и так неизбежно закончится судом... Думаю, друг Чавес его не спасет. Путин, кстати, это прекрасно понимает и будет цепляться за свой пост до последнего.
0
Sergey Ashkenazi , 11 февраля 2012 в 00:08
и доцепляется - закончит как Каддафи. Или Чаушеску - тогда и Кабаевой достанется...
0
Alina Kovalchuk , 10 февраля 2012 в 14:53
Вы знаете, Петр, подобных личностей как МБХ, с таким потенциалом там целая колония.
0
стинг Харитонов , 10 февраля 2012 в 15:35
Вот оказывается откуда нужно выдвигать кандидатов в президенты! И уверен , с такой властью мы заживем по законам!
0
Это общество, если по-уму, могло бы коллективно предложить ему просить о помиловании. Тюрьма не место для поднятия авторитета.
0
Валерий Калинин , 10 февраля 2012 в 09:49
Вот так бы обкатать всех будущих президентов, чтобы испарились из них : жадность, хватательные инстинкты,чрезмерное властлюбие. Но обрели бы они милосердие и справедливость.
0
Ходорковскому нужно просить о помиловании. Понимаю: противно, против совести и сотня доводов. Общество только просыпается, у Путина есть опара в лице массы в меру образованных и политически безграмотных людей. А если случиться чудо и цены на углеводороды продержаться лет 12? Нужно порядочным людям инициировать движение в поддержку МБХ, нужно просить его обратиться с просьбой о помиловании.
0
Sergey Ashkenazi , 11 февраля 2012 в 00:12
не верь, не бойся не проси! Поддерживаю похицию МБХ.
0
Сергей Кузнецов , 10 февраля 2012 в 11:24
МБХ, безусловно, отдельная история и среди российских олигархов, и в новейшей истории России.
Сейчас стало модным выступать перед публикой в разных формах, благо технологии позволяют. Все норовят читать лекции, т.е. учить. Но качественная учеба - это всегда прорыв, расширение сознания.
За МБХ признаю безусловное право на просвещение масс. Более того, считаю, что он - наиболее подходящий кандидат для вывод России на нормальный путь развития. Но то, что удалось прочитать в последнее время из сказанного и написанного им не расширяет сознания. По его же признанию это уже придумано и существует. Может, осторожничает? В его положении это рационально. Но нового не сказано ничего. ИМХО, конечно.
0
wolf of the sea , 10 февраля 2012 в 11:54
СВОБОДУ ПОЛИТЗЭКАМ !
0
Владимир Углев , 10 февраля 2012 в 12:06
Полагаю, что Михаил Борисович и многие с ним ещё не скоро..., но мы должны сделать всё, чтобы Пу&Co лишился власти. Я - антикоммунист, но придётся голосовать за дядюшку Зю, если он станет президентом, над Россией только каддафи смеятся не будет и телеграфный столб....
Вот дожили....
0
Анна Литосова , 11 февраля 2012 в 03:53
Согласна с вами. Ходорковского ждать 1500 с чем-то дней, если конечно путлер еще что-нибудь не придумает. Уверена, что наш небольшой сибирский городок в подавляющем большинстве проголосует ЗА-Ходорковского. И-да, никогда не думала, что дойдет до этого-пойду голосовать в марте за Зюганова.
0
Юрий Плавский , 10 февраля 2012 в 12:24
Очень рад Миша, что находясь в застенках, ты сумел сохранить Разум, Порядочность и Честь!
Меня особенно поразило предательство профессуры МГУ, которое до вашего заключения содержалось на деньги ЮКОСА. Опять же стипендии студентам, которые выплачивала Ваша компания. Но ни одного слова протеста или поддержки я ни от студентов ни от профессуры не услышал.
Уходят в небытие века, но борьба между добром и злом продолжается без успеха какой либо из сторон.
Пусть тебя успокаивает то, что Христу было гораздо хуже.
0
Виктор киселев , 10 февраля 2012 в 13:59
Не только предательство руководства МГУ,но и Томского политехнического университета,да и руководства Томской обл.Ходорковский оказывал очень многим благотворительную помощь.
0
Анна Литосова , 11 февраля 2012 в 03:55
А у нас в Ангарске помнят, только потихоньку так, на кухоньках.
0
BeyondCrisisClub International , 10 февраля 2012 в 12:28
Однако, з/к Ходорковский является большим оптимистом:
"В общем, к осени 2012 года, самое позднее — к весне 2013 года, власть перейдет к привычному механизму заливания пожаров деньгами и точечных репрессий против оппозиции."
Однако сомневаюсь, что рост численности и аппетитов растаскивателей (т.е. "властей") на время так называемых выборов приостановился:
http://netnotebook.net/s.pl/12...
1-2-3, или к «Средств у властей больше не стало, зато властей стало больше»

Поэтому КИРДЫК РФ может быть в любой момент, когда кому-то из "властей" втемяшется в дурную голову, что "промедление смерти подобно" (Ульянов-Ленин В.И.?)
А уж какие головы там (во властях) дурные рулят, понимают многие (благодаря в том числе и НГ).

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

138
Петр Шильников: Изучайте экзистенциализм. Сам я по опыту работы на бирже в 90-е скажу...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама