Комментарии / Выпуск № 99 от 5 сентября 2014

35133 Михаил ГОРБАЧЕВ: Необходимо вернуться к новому мышлению

Публикуемый текст — только что написанное послесловие готовящейся к печати новой книги М.С. Горбачева — «После Кремля». Книга посвящена событиям в России и в мире за последние два с лишним десятилетия. Материал печатается с разрешения автора

04.09.2014

Предисловие от редакции

Украинский кризис спровоцировал резкое ухудшение отношений между Россией и Западом. Обречены ли мы на новый раунд глобальной конфронтации? Что нужно сделать, чтобы не допустить нового раскола Европы и мира?

Своими мыслями об этом делится бывший президент СССР, лауреат Нобелевской премии мира Михаил Горбачев.

Публикуемый текст — только что написанное послесловие готовящейся к печати новой книги М.С. Горбачева — «После Кремля». Книга посвящена событиям в России и в мире за последние два с лишним десятилетия. Материал печатается с разрешения автора.

 

Михаил ГОРБАЧЕВ: Необходимо вернуться к новому мышлению.

Из предисловия к книге «После Кремля»

Откровенно скажу: не думал, что произойдут события, которые подвергнут суровому испытанию не только отношения между Россией и Украиной, но и в целом перспективы мировой политики, поставят мир на грань большой беды.

Все происходящее я воспринимаю с огромной болью. На карту поставлено слишком многое, опасности и риски слишком велики. Это заставляет меня высказать свое видение ситуации и мысли о том, как искать из нее выход.

Для каждого русского человека Украина и отношения с ней — особая тема. Исторические, культурные, семейные узы между нашими странами, долгое время существовавшими в едином государстве, такие давние и тесные, что события в соседней стране мы, можно сказать, пропускаем через себя.

<…>

Глубинную первопричину украинских событий я вижу в срыве перестройки и  в бездумном, авантюристическом «роспуске» СССР. Главную ответственность за это несет тогдашнее руководство России, действия которого усугубляли центробежные процессы в союзном государстве. В то же время я должен напомнить, что руководство Украины саботировало процесс преобразования Союза — как до августовского путча 1991 г., так и после него, несмотря на то что большинством республик был согласован текст Союзного договора.

Я боролся за сохранение единого союзного государства всеми доступными политическими — именно политическими — средствами. Предлагал переговоры с Украиной об экономическом союзе, о единой обороне и внешней политике. В ходе таких переговоров можно было бы решить все вопросы, в том числе о статусе Севастополя и Крыма, о Черноморском флоте.

И до, и после сговора руководителей Российской Федерации, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще я предупреждал общество об опасностях их разрушительных действий.

Но к моим предложениям и предостережениям тогда не прислушались. Забыв о том, что в отношениях между народами надо проявлять крайнюю осмотрительность, продумывать последствия каждого шага, Верховный Совет Российской Федерации под аплодисменты одобрил разрушение Союза. Кто-то скажет: «Дело прошлое». Нет, прошлое множеством нитей связано с настоящим, оно вновь и вновь напоминает об ошибках политиков.

Сейчас надо думать о том, как преодолеть конфликт в Украине и международные последствия кризиса, вызванного украинскими событиями.

Путь здесь один — диалог, поиск согласия.

Нужен взаимосвязанный конструктивный диалог как на международном уровне, так и между украинскими политическими силами.

Внешним «игрокам» можно предъявить серьезные претензии по поводу их действий на всех этапах украинского кризиса. Страну фактически испытывали на разрыв. Теперь надо помочь ей. Страны ЕС, и прежде всего Германия и Франция, похоже, сделали определенные выводы и стараются вместе с Россией и Украиной найти подходы к «деэскалации конфликта». Это позитивно. Но я продолжаю считать, что для мира в Украине, в Европе, во всем мире принципиально важно возобновление диалога между Россией и США. Их роль и ответственность — особая.

Эти две страны — постоянные и наиболее влиятельные члены Совета Безопасности ООН — должны осознать свою ответственность, отбросить конъюнктурные соображения и восстановить необходимый уровень взаимопонимания и доверия. Должны встретиться для серьезного разговора министры и совместными усилиями, в координации с другими членами Совета Безопасности подготовить совместный проект резолюции. Такой документ стал бы мощным фактором воздействия на ситуацию, помог бы переломить негативный ход событий.

Далее, нужен максимально широкий диалог между всеми ответственными украинскими силами о том, как спасти страну, построить национальное согласие. После всего, что произошло, — взаимных обвинений, вражды, крови, — сделать это будет очень трудно. Иллюзий быть не должно. Но ведь и альтернативы нет. Надо решаться.

В мае 2014 года Украина избрала президента, на которого легла огромная ответственность. Думаю, как можно скорее надо провести и выборы нового состава парламента. Но еще до этого начать работу реального, представительного Круглого стола.

Хорошо помню, как в 1988 году я обсуждал идею Круглого стола с президентом Польши Войцехом Ярузельским. Тогда я сказал генералу: «Вы можете рассчитывать с нашей стороны на полное понимание и поддержку». К тому времени в Польше между властью и оппозицией накопилось много недоверия, даже враждебности. Но и те и другие смогли поставить превыше всего общенациональные интересы.

Украине сегодня больше всего нужно общенациональное согласие о конституционном строе и об основах внутренней и внешней политики страны. Прийти к такому согласию могут только сами украинцы. Но обязательное условие: учет интересов всех национальностей, слоев населения, регионов.

Что же касается внешней политики украинского государства, то одним из ее важнейших приоритетов должно быть налаживание отношений с Россией. Я уверен, что большинство украинцев не только понимают это, но и хотят этого. Это должен понять и Запад. Его лидерам пора прекратить попытки втянуть Украину в НАТО, потому что ничего, кроме разлада в отношениях между Украиной и Россией, такие попытки не принесли и не могут принести.

Очень хотелось бы надеяться, что Украину перестанет лихорадить, что она найдет наконец путь к примирению и улучшению жизни всех граждан страны, что украино-российские отношения вновь станут отношениями двух действительно братских народов.

Украинский кризис спровоцировал серьезное и опасное ухудшение отношений между Россией и Западом. Президент США Обама заявил, что Россию необходимо изолировать, он и другие руководители Запада отказались от переговоров с российским президентом в рамках «Восьмерки». Введены экономические санкции против России, резко ограничено сотрудничество во многих областях, принимаются решения об усилении военного присутствия НАТО в соседних с Россией странах. Все это напоминает о годах холодной войны. Мы слышим утверждения о том, что холодная война возобновилась, а некоторые считают, что она и не заканчивалась.

Обречены ли мы на новый раунд глобальной конфронтации? Что можно и нужно сделать, чтобы остановить опасную тенденцию, не допустить нового раскола Европы и мира?

Я констатирую, что обе стороны — и Россия, и страны Запада — заявили, что не хотят новой холодной войны. Не все еще потеряно, определенный уровень взаимного общения поддерживается. Сделаны и некоторые символические шаги, призванные показать, что Россия и Запад — не враги. Я имею в виду, в частности, участие Владимира Путина в торжествах во Франции, посвященных 70-й годовщине высадки войск союзников в Нормандии.

Тем не менее вывести отношения из «пике» никак не удается. Диалог фактически заморожен, происходит взаимная эскалация санкций, наносящая ущерб экономике и России, и стран Запада, а главное — вред политическому взаимодействию.

Сейчас очень важно посмотреть на вещи трезво и взвешенно. Вспомнить о том, что есть глобальные вызовы и общечеловеческие интересы, многочисленные проблемы, решение которых невозможно без сотрудничества между ведущими мировыми державами.

А значит, необходимо возвращение к основным постулатам нового мышления, которое мы предложили миру в момент максимального обострения отношений между Востоком и Западом.

Тогда главным вызовом была опасность глобального ядерного конфликта. Эту угрозу удалось отодвинуть, но проблема ядерного оружия, угроза новой гонки вооружений не сняты с повестки дня. Одновременно обостряются и другие угрозы, прежде всего  глобальное изменение климата. Прогнозы ученых с каждым годом становятся все более тревожными. Последний из них (в докладе Программы ООН в области окружающей среды) — повышение среднегодовой температуры на 5 градусов по Цельсию к 2050 году, исчезновение льдов Северного Ледовитого океана. В таких условиях человечество никогда еще не жило!

Добавьте сюда другие глобальные проблемы: нарастающий дефицит пресной воды, продовольственных ресурсов, проблемы международного терроризма, кибербезопасности, предотвращения пандемий. Неужели мы допустим, чтобы сотрудничество во всех этих областях стало жертвой нынешнего кризиса в отношениях между великими державами?!

Говорят, что нынешнее обострение во многом стало результатом «не сложившихся» личных отношений между президентами Путиным и Обамой, и, дескать, при нынешнем составе мировых лидеров на существенное улучшение обстановки рассчитывать не приходится. Считаю такой подход большой ошибкой. Мы не выбираем партнеров, и если отношения «не складываются», то долг лидеров перед своими гражданами и перед миром — переступить через личное, встать на подлинно государственную позицию.

Диалог, основанный не на обидах, взаимных претензиях и разочарованиях, а на понимании общности нашей судьбы, — вот что сейчас нужно. Вернуться к прежнему уровню доверия будет нелегко, но для начала давайте попытаемся восстановить атмосферу поиска взаимоприемлемых решений. Использовать для этого все каналы — и открытые, публичные, и закрытые, методы «тихой дипломатии». Постараемся не демонизировать друг друга, не приписывать другой стороне недобрых намерений, не обвинять ее в «темных делах».

Я убежден, что в конечном счете возвращение к принципам нового мышления в международных делах обязательно произойдет. Это неизбежно, если мы не хотим погубить мир, в котором вместе живем. И поэтому призываю не терять время — сегодня это самое главное.



95 комментариев

-1
yozhovy kvach , 4 сентября 2014 в 17:58
Какая же позорная демагогия. Ельцин, конечно, виноват, только при нем почему-то ни с Украиной не воевали, ни Нато в Крым не вошло, но он все равно виноват. Единственный человек за всю историю России, который добровольно и в срок ушел от власти - конечно, глаза будет колоть и демагогу Горбачеву, и жлобу Путину.
Прискорбно, что старый человек в России становится не мудрецом, а чаще всего клоуном, неадекватом или кощеем, чахнущим над бюджетным златом.
0
Владимир Романовский , 4 сентября 2014 в 18:06
Этот человек, о котором Вы говорите столь много плохих слов, не ругается. В его словах горечь и сожаление, и понимание огромной ответственности у всех живущих в нашем мире, и особенно руководителей.
Учитесь ! Надо быть достойным мудреца, хоть немного равным ему, чтобы признать в нём мудреца, иначе разглядите в нём только своё отражение.
0
yozhovy kvach , 4 сентября 2014 в 18:20
мудрец свои ошибки признает. прощения, кстати, тоже только Ельцин попросил, единственный из российских руководителей. "Мудрецу" Горбачеву это даже в таком возрасте не под силу.
А отражение - конечно. Я такой же отравленный советским ядом человек, как и Горбачев, и Путин и сотни миллионов других. Мы все делимся на демагогов или жлобов. Мудрецов среди нас нет, и среди детей наших не будет.
0
Владимир Романовский , 4 сентября 2014 в 21:55
А детей -то отчего обрекаете на тьму невежества ?
Горбачёв не извиняется потому, что извиняться ему не за что.
Если человек все силы положил на дело своей жизни - служить людям, то просить прощения он не будет - нет оснований. Он это делал не из примитивной корысти, а по призванию. Мол, простите меня ,люди, что я вам служил как мог, как хотел, как думал правильным , простите меня вообще за то, что на свет появился , вот кто-то другой бы вас ох как устроил, а я нет - нищий , сирый, глупый. Так что ли ?
Ритуал извинений,к счастью, не придумали и не обязали к исполнению - довольно пустых формальностей. А Ельцин, что ж, не растратил остатки совести, вот и извинился - было за что. За что - это М.С.Горбачёв объяснил только что. За развал СССР, за чеченские войны. За расслоение общества на богатых и бедных, за узаконивание социальной несправедливости. Не захотел добровольно и сознательно подчинить себя, свои хотения, свои амбиции Президенту СССР, служению общему делу Перестройки, соблазнился национализмом и своеволием - и попросил прощения в итоге.
0
Гриша Серосовин , 4 сентября 2014 в 18:52
Ага-ага... Особенную "мудрость" Горбачева можно увидеть в том, как он замечательно обходит вопрос о причине столь разительного ухудшения позиций России в мире. А причина-то проста: наглый захват Крыма.

И, конечно, только "мудрец" может сегодня утверждать, что Россия - один из двух самых влиятельных постоянных членов Совбеза ООН. Она не была таковой и до 2014 года, строя все свое влияние на поддержке стран-отщепенцев вроде Ирана, Северной Кореи да Кубы с Венесуэлой. А теперь границы российского влияния полностью очерчиваются итогами голосования против Резолюции ООН по аннексии Крыма.
0
Самуил Черфас , 5 сентября 2014 в 01:15
Гриша Серосовин, 04 сентябрь 2014 в 18:52, не надоело повторять бесстыжее утверждение националистического Киева и его доброхотов?

Не было никакого захвата Крыма.

Было, волей несомненного большинства крымчан, его воссоединение со своей родиной, которой они считают Россию, и от которой они были искусственно отторгнуты 23 года.
0
Никон Седовлас , 5 сентября 2014 в 10:53
Знаете, это - наглая ложь. 1. Крымчане были "оторваны" от России с 1956 года. 2. "Воля несомненного большинства" не проявляется в условиях повышенной концентрации "зеленых человечков". 3. Территориальные вопросы в Республике Украина по конституции решаются ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫМ референдумом. Выводы: а) референдум недействителен (что признано миром); б) включение Крыма в состав РФ незаконно (что также признано миром)

Что до статьи, то уважаемый Президент СССР повторяет ошибку многих действующих политиков, ставя на одну доску агрессора и жертву агрессии. Собственно, однажды мировое сообщество вынудило Ирак убраться из Кувейта (правда, урок не впрок оказался). Россию спасает лишь ядерное оружие, что делает эскалацию текущей войны особо опасной для планеты Земля.
С юридической точки зрения Россия нарушила (дважды, в Грузии и в Украине) границы, признанные ООН и ОБСЕ; обязательства по Будапештскому меморандуму. Циничная ложь официальных лиц Российской Федерации - омерзительна и служит не более, чем тактическим прикрытием скрываемой до времени агрессии Российской Федерации.
Напомнить стоит, что на дворе - XXI век, и эпоха реконкисты, эпоха колониальных войн - далеко в прошлом. Кстати, и сегодня ведь гораздо приятнее иметь дружественных соседей, чем наживать себе в их лице врагов надолго, если не навсегда (если бы в 1939 году не был подписан и реализован пакт Молотова-Риббентропа, между СССР и Германией был бы "буфер" - Польша! и Великой отечественной войны могло бы и не быть)
0
Михаил Аванесов , 5 сентября 2014 в 14:19
Самуил Черфас-не перегибайте. В 1994 году Россия, США, Великобритания, Франция в обмен на ядерные боеголовки украинцев подтвердили нахождение Крыма в составе Украины. Я более-менее знаком с историей Крыма, мой отец освобождал Севастополь, родственники погибли в Керчи, поэтому мне не нравиться бойня братских народов. Путин мог спокойно договориться и "купить" Крым, если без него Россия не может жить. Слава Богу, денег у России много, а Украина за газ не может заплатить.
0
андрей николаич , 5 сентября 2014 в 10:56
Согласен с Вами , Григорий. Говорить сейчас о восстановлении доверия. Это с кем - с человеком, который непрерывно лжёт, публично и беспардонно. Восстановление доверия- это хорошо, но нужно же и адекватно реагировать.
0
Victor Pidorich , 4 сентября 2014 в 18:01
"Глубинную первопричину украинских событий я вижу в срыве перестройки и в бездумн ом, авантюристическом «роспуске» СССР. Главную ответственность за это несет тогдашнее руководство России, действия которого усугубляли центробежные процессы в союзном государстве."
==========================================
А Вы тут не причём?
0
Владимир Романовский , 4 сентября 2014 в 18:08
А Горбачёв не был диктатором, и предоставил право выбора людям.
Они ошиблись с выбором, о чём он нам и сообщает.
0
Непосторонний Наблюдатель , 4 сентября 2014 в 18:08
Благодаря усилиям М.С. Горбачева был реализован "бархатный сценарий" исчезновения империи. Могло быть гораздо хуже. А то, что при этом некие личные амбиции не дали сделать совсем хорошо - что было, то было!
0
Konst. Omarov , 6 сентября 2014 в 11:04
Это для москвичей еще как-то бархатный. Для Армении, Азербайджана, Нагорного Карабаха, Южной Осетии - кровавый. Также как Николай Второй, Горбачев заслужил прозвище - Михаил Кровавый. Одна Ходынка в Тбилиси чего стоила. Кстати, этот "бархатный" создал ОМОН. А сотни тысяч убитых в Афганистане вообще никто не считает, хотя при Горбачеве было самое обострение войны.
Горбачев и Арафат - сладкая пара достойнейших нобелевских лауреатов.
0
Владимир Романовский , 4 сентября 2014 в 18:01
Сказано осторожно, взвешенно и точно. Но кто это услышит ? Дойдёт ли это сообщение до адресата ? Как сделать, чтобы дошло ?
0
Непосторонний Наблюдатель , 4 сентября 2014 в 18:20
На самом деле завершение конфликта и "отход" от грани БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ реализуется предельно просто. Как правильно сказал Михаил Сергеевич, надо переступить через личные амбиции (вот не указал только, чьи?).
Мирный план из одного пункта:
Россия прекращает агрессию в Украину, отводит свои войска в пункты постоянной дислокации. Забирает при этом всех, кто хочет уйти с Украины. Порошенко в течение считанных дней после такого действия России наводит в Украине конституционный порядок. Восстанавливает мирную жизнь на востоке страны.
Как раньше, так и теперь, никто русских в Донбассе не будет притеснять за то, что они русские.
Разумеется члены, незаконных вооруженных формирований должны понести ответственность, согласно законодательству.
После этого, думается, США и Евросоюз быстро отыграют санкции назад, вернут Россию в 8 и 20, продолжат работу совета НАТО-Россия, будут торговать и т.д. Бизнес есть бизнес, ничего личного.
Российскому руководству придется утешиться Крымнашем, что и станет предметом переговоров на следующие 50 лет, как Курилы с Японией. Впрочем Крымом Россия скорее сама себя наказала.
Но увы, это все это абсолютно нереально...
0
Гриша Серосовин , 4 сентября 2014 в 19:12
Так в этом и был изначальный план: развязать бойню в Донбассе, чтобы потом "разменять" мир в "Новороссии" на де-факто признание аннексии Крыма.

Теперь даже возвращение Донбасса Украине не рехит всех проблем. Такие конфликты портят отношения на несколько поколений... Решение, повторяю, только одно: пусть Россия купит Крым и Донбасс по рыночным ценам, как когда-то США купили Аляску и Луизиану. Сколько там квадратный метр земли в благодатном климате тянет? Да все, что на земле построено, да недра... Не хватит денег, пусть РФ расплачивается в кредит газом, нефтью, золотом, сырьем. Все, кто не хочет оставаться в России, могут вернуться на Украину и получить субсидии на обустройство (из тех же российских платежей). Украине эта сделка должна помочь стать передовым цивилизованным государством. А России - достичь своих целей цивилизованным путем.
0
Непосторонний Наблюдатель , 4 сентября 2014 в 19:27
"Украине эта сделка должна помочь стать передовым цивилизованным государством"
А идея очень неплоха!
Хотя и еще более фантастична....
0
Гриша Серосовин , 4 сентября 2014 в 20:28
По-моему, если что-то и делает ее фантастичной, то лишь "упертость" российского руководства. В конце концов, украинские лидеры уже давно озвучивают идею взыскания ущерба от захвата РФ Крыма через международные трибуналы. То же самое, насколько мне известно, планируют делать или уже делают ряд украинских частных компаний. А ведь это в принципе то же самое, но с максимальными имиджевыми потерями для России и максимальными трудностями получения компенсации для Украины. Если бы сами или через посредников Путин и Порошенко договорились бы о цивилизованном решении - контракте на покупку территории, то и тех, и других потерь можно было бы избежать...
0
and allesgut , 4 сентября 2014 в 18:22
хм,он жив разве? снова здорово..........
0
Александр Стрельцов , 4 сентября 2014 в 18:27
"Новое мышление", Михаил Сергеевич, это, конечно, очень хорошо. Но только при условии, что аналогичного нового мышления реально (не на словах!) придерживаются и твои оппоненты. А то получается очень скверно: вы придерживаетесь нового мышления идете к своему оппоненту с открытой душой и без оружия, а он тебе улыбается и норовит по башке дубиной стукнуть. Это я, Михаил Сергеевич, про НАТО и страны запада - они НА СЛОВАХ за мир и демократию, а НА САМОМ ДЕЛЕ блок НАТО к нашим границам придвигают. Печенюшками бандеровцев на майдане подкармливали. ПРО в Европе мастерят. Кому понравится если к его голове какой-нибудь агрессивный придурок заряженный пистолет приставит? Так вот американское ПРО в Европе - это "заряженный пистолет", который нацеливают на Россию. И отказываться от этой идеи за океаном не собираются. Так что для наших оппонентов "новое мышление" - фикция, дымовая завеса, под прикрытием которой они будут обделывать свои грязные делишки.
0
Виктор Отман , 4 сентября 2014 в 18:59
Пока что дубиной орудует вовсе не Запад. Не западные танки на украинской земле. Не западные "Буки" стреляют по всему, что летает. А Михаилу Сергеевичу повезло, что ему противостоял человек, имеющий совесть. При нынешних "орлах" он бы в Форосе и погиб.
0
Nikolay Sokol , 4 сентября 2014 в 20:25
Вот это - точно.
0
Nikolay Sokol , 4 сентября 2014 в 20:26
(Виктору Отману)
0
Александр Стрельцов , 4 сентября 2014 в 21:15
Да, да…, конечно. «Новое мышление» и «пламя демократии» несут нам из-за океана, в Ливию, например, «новое мышление» уже принесли. Такие новомыслители : http://aleksstreltsov2.narod.r... завидущие и загребущие. Попытались принести «пожар демократии» на волне выборов в Россию в 2012 году - не получилось. Зато вполне получилось в Украине на майдане (никто, конечно, не спорит Янукович коррупционер, но это обстоятельство было ловко использовано заокеанскими инструкторами, а дальше при подстрекательстве началась анархия). Вот такие люди с мышлением в стиле: «Карфаген должен быть разрушен!» и воспользуются плодами «нового мышления», ослабят, а потом обязательно начнут махать дубиной. Ядерной дубиной. ПРО – это дубина. Не будь у некоторых маниакального желания расширить НАТО, приблизить ядерные ракеты и военные базы к границам России, не было бы и майдана и ДНР с Луганском. Путину было бы «по барабану», что там в Украине.
(«А Михаилу Сергеевичу повезло, что ему противостоял человек, имеющий совесть. При нынешних "орлах" он бы в Форосе и погиб.» не понятно про кого это Вы пишите. Про генерала Крючкова, руководителя КГБ, или про Ельцина? Если Вы говорите про Борю, про совесть у Ельцина, то Вы меня насмешили… - человек, маниакально желавший власти, власти любой ценой. Жаждавший быть «первым парнем» хоть в великой стране, хоть в деревне, хоть на хуторе, но только первым!!! И стал первым…, но за это заплатили дорогую цену все, живущие в России. И ушел Борис из власти «добровольно» не потому, что совесть у него была, а потому что понял, что ещё совсем немного и народ поднимет его на вилы вместе со всей его семьей.)
0
sova sova , 7 сентября 2014 в 11:36
Александр Стрельцов, 4 сентября 2014 в 21:15
... (никто, конечно, не спорит Янукович коррупционер, но это обстоятельство было ловко использовано заокеанскими инструкторами,
************
))) Т.е. "Янукович, конечно суккин сын, но это наш суккин сын!! И неча было его трогать!!"?

а дальше при подстрекательстве началась анархия).
************
Да-а-а?? Кто б мог подумать! И куда ж она сейчас делась, анархия?

... Не будь у некоторых маниакального желания расширить НАТО, приблизить ядерные ракеты и военные базы к границам России, не было бы и майдана и ДНР с Луганском. Путину было бы «по барабану», что там в Украине.
*************
)) А вот тут вы ошибаетесь. Не будь у некоторых маниакального "страха" перед НАТО, никакие базы СЕГОДНЯ бы не приблизились к границам России вплотную. НАТе надо Путину ящик коньяку ставить.

... Если Вы говорите про Борю,
************
))) Вам так свезло, что вы "с Борей" чайку на брудершафт? На котором гектаре нашей необъятной Родины вершилось сие действо? ))
0
Вальтер Айгнер , 5 сентября 2014 в 22:23
+++
0
Evdokija Fedorovna , 6 сентября 2014 в 13:34
Вы не на 1 м канале работаете, случайно? Сколько можно повторять за Путиным про базы у границ? Вот прямо какой-то метафизический страх застилает глаза людям, которые неустанно твердят про границы! Россия - страна с ядерным оружием и огромной профессиональной армией. Бюджет на вооружение растет и будет расти как гриб после дождя, несмотря, кстати, на то, что очень много людей в России не могут себе позволить нормальное "человеческое" жилье. Ну посмотрите на карту Европы, видите добротный кусок русской земли у берегов Балтийского моря, можно сказать под дверью у Германии и прочих? Вы хотите сказать, что страна с ядерным оружием и стратегически выгодными позициями по отношению к Европе всё ещё нуждается, как заявляет Ваш президент, в дополнительном укреплении обороны своих границ? Разве не давал запад руку первый, предлагая сотрудничество? Вот американцы хотели поставить в Польше комплекс ПРО, но ведь подумали, может вместо этого попробуем политику "reset" c Россией? А оказалось, что теперь Россия защищает свои границы на украиской территории.
0
sova sova , 7 сентября 2014 в 11:02
Александр Стрельцов, 4 сентября 2014 в 18:27
...а НА САМОМ ДЕЛЕ блок НАТО к нашим границам придвигают. Печенюшками бандеровцев на майдане подкармливали. ПРО в Европе мастерят. Кому понравится если к его голове какой-нибудь агрессивный придурок заряженный пистолет приставит?
*****************
)) Потому и "блок НАТО к нашим границам придвигают." (Точнее - мы сами активно его притаскиваем. Прям, за уши, можно сказать). Именно потому, что "Кому понравится если к его голове какой-нибудь агрессивный придурок заряженный пистолет приставит?"
0
Михаил Чернин , 4 сентября 2014 в 18:46
"Что же касается внешней политики украинского государства, то одним из ее важнейших приоритетов должно быть налаживание отношений с Россией".
С Россией, открыто вставшей на сторону сеператистов и оказывающей им военную и пропагандистскую помощь? Другими словами, капитуляция. Можно идти на уступки, но не налаживать отношения с другой страной, которая провоцирует и участвует в необъявленной войне. Только вывод российских солдат и военной техники с территориии Украины, прекращение поддержки сепаратистов может способствовать улучшению отношений между нашими странами. И это предотвратит в дальнейшем вступление Украины в НАТО, как и возврат к временам до начала новой холодной войны между Россией и Западом.
0
Павел Шумкин , 4 сентября 2014 в 19:00
""Откровенно скажу: не думал, что произойдут события,.."
Дорогой Михаил Сергеевич! Именно так все и происходило и происходит.
Помните как мы у Вас спросили (1998 в Вашем фонде), а зачем Вы перестройку затеили? Что Вам то -второму царю вся планеты не хватало?" Вы тоже ответили не уверенно и смутно -"снизу мол попросили".
Вот и тут: если Вы откровенно не ожидаете реальности, то о чем и как можно с Вами полемизировать?
А человек Вы -замечательный. Как впрочем и все, кто был вокруг Вас до и после.
Каждый из них -драгоценность. Но собираясь вместе они становятся своей прямой противоположностью.
Все что Вы напишете в книге, уверен, Ваша правда. Вы могли и так рулить страной и эдак. Но по большому счету это никак, как оказалось, на ее судьбе не отразилось.
0
yozhovy kvach , 4 сентября 2014 в 19:18
Специально дошел до гардероба, надел бейсболку и снял её в знак уважения к вашему комментарию. На этом дискуссию можно считать закрытой.
0
Михаил Елшин , 4 сентября 2014 в 19:34
Новое мышление (так и хочется сделать ударение на первом слоге) в горбачевском исполнении - уловка, рассчитанная на обывателя.
Потому что люди грамотные понимают, что обладать новым мышлением невозможно. Есть понятие инновационного, нестандартного мышления, что входит в основу аналитического, системного мышления.
Новые знания - да. Новое видение - да. А новое мышление, пожалуй есть только у Горбачева.
Новое видение не появится по взмаху палочки.
Я феномен Горбачева связываю с известным выражением из классики: вот если бы уши от Ивана Ивановича, нос от Ивана Никифоровича...
Вот если бы "гибкость мышления" от Горбачева, авантюризм и волю от Ельцина, консерватизм, приземленность мышления от Путина - какой бы получился правитель!
Вы представляете, в этих качествах - суть трагедии Российского государства, которое за последние четверть века так и не выползло из советского прошлого.
Поменялась только форма застоя.
0
Владимир Романовский , 4 сентября 2014 в 22:07
Новое мышление Горбачёва - это крупнейшая философская идея, которую к тому же не побоялись обнародовать, сделать достоянием масс. Хоть и было сказано в авторитетном источнике, что метать бисер перед не ценящими его не следует , ибо попрут.
0
Евгений Дорофеев , 4 сентября 2014 в 19:40
Повторю, "Давид Маркович, я Вас умоляю"! И как любят сейчас писать писаки - ничего личного.
Слово говорит человек - "эпохи Раисы Максимовны" мир праху её. Прежде чем писать покаяния или слова "мудрости" по прошествии почти трех десятков лет, думаю, что начинать необходимо с себя, как танкисты "делай как я".
Нынешний Крым с Украиной это следствие его правления. Его прятки в Форосе, его тяга к президентству, поэтому горбачева необходимо называть не первый, но ПОСЛЕДНИЙ президент СССР. Именно последнего президента, который плавно слил власть, отсиделся на Западе в 1993году, промолчал в 96-ом, выборный год, когда ельцинская конституция расстреляла конституцию Верховного Совета, после чего дума, но никак не Верховный Совет.
Господин Горбачев, Вы своё дело сделали, теперь живите тихо, пожинайте плоды, не возмущайтесь нынешним положением, либо Вам необходимо на время стать унтер офицерской вдовой и ВЫПОРОТЬ СЕБЯ!
0
Владимир Романовский , 4 сентября 2014 в 22:01
В 1996 году М.С.Горбачёв выдвинул свою кандидатуру в Президенты России.
Я за него голосовал. Кроме него голосовать и по сей день не за кого.
0
Евгений Дорофеев , 5 сентября 2014 в 00:29
Именно, выдвинул, тогда когда самого задвинули!
0
Владимир Романовский , 6 сентября 2014 в 14:02
Он просто выполнил, как во всех других случаях, свой долг, ответил на требования времени. Безотносительно личной выгоды, возможности выигрыша или проигрыша. Сделал, что должно.
Предыдущая страница 12345 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

151
Konst. Omarov: Это заработок Сорокина, надежней, чем всякая лирика. Авторское кино...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама