Комментарии / Выпуск № 122 от 29 октября 2014

9473 Не благая весть

Почему РПЦ не хочет признать в донецких ополченцах своих идейных последователей

29.10.2014

Reuters

Религиозная риторика играет огромную роль в развитии «странной» или, как ее принято еще называть, «гибридной» войны на востоке Украины. Ополченцы Донбасса, а особенно приезжающие к ним на помощь «романтики-реконструкторы» из России, прилагают немало усилий, чтобы придать этой войне сакральный смысл. На их сайтах, как мантра, звучит рефрен: Новороссия — последний оплот Святой Руси, Русского мира, отсюда начнутся либо возрождение Русского Православного Царства (в случае победы), либо ужасы Апокалипсиса (в случае поражения). Это «геополитическое богословие» отражено даже в официальных документах ДНР/ЛНР. В самом пикантном положении на фоне этого конфликта оказалась Церковь Московского патриархата в Украине, да и весь патриархат в целом. Традиционно лояльный Москве, он не может открыто поддержать Донбасс с его «православными армиями», дабы не потерять приходы в остальной Украине. Но столь «отстраненная» позиция крупнейшей церкви как Украины, так и России не прибавляет ей сторонников. Российское руководство обижается, украинские приходы уходят в Киевский патриархат, а лидеры сепаратистов Донбасса подозревают патриарха и епископат в «предательстве» и тайной унии с католиками…

 

«Господствующая вера» народных республик

«Первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский патриархат). Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский патриархат) признаются и уважаются, в том числе как системообразующие столпы Русского мира». Так звучит 9-я статья конституции Донецкой народной республики (ДНР), продублированная и в ее клоне — конституции Луганской народной республики (ЛНР). Впервые такую формулировку приняло 14 мая в Донецке собрание активистов, провозгласивших себя Верховным советом ДНР. Если выражение «первенствующая и господствующая вера» взято из свода законов Российской империи, то конституционный «Русский мир» — это уже фирменное выражение патриарха Кирилла, над которым правообладатель, впрочем, утратил контроль.

У кого-то конституции ДНР/ЛНР вызывают улыбку, но она исчезает при первом же взгляде на «правоприменительную практику». В условиях войны за Святую Русь против сил ада (Запада) прекраснодушные декларации стали оправданием невиданного на постсоветском пространстве насилия против неправославных, да и православных тоже, если они не принадлежат к Московскому патриархату. На территории, контролируемой донбасскими сепаратистами, похищаются и исчезают пасторы, разгоняются молитвенные собрания, закрываются «еретические» храмы. Вот несколько примеров.

Примерно две недели провел под «арестом» пастор адвентистской церкви в Горловке Сергей Литовченко, который был похищен вооруженными людьми в начале октября прямо на молитвенном собрании в собственной церкви. Задерживая пастора, представители ДНР говорили верующим: «Это православная земля, и на ней нет места разным сектам». Церковь, где собирали продукты, одежду для пострадавших, была закрыта. В конце концов, при участии Московского патриархата пастор был освобожден и спешно покинул Донбасс.

Во второй половине октября уже на территории, контролируемой ЛНР, — в Краснодоне — был похищен помощник пастора церкви «Благая весть» Сергей Сайков вместе со своим несовершеннолетним сыном Даниилом. По сведениям директора отдела по вопросам религиозной свободы «Russian Ministries» Влада Кусакина, Сергея и Даниила «пытают с особой жесткостью и предъявляют обвинение в шпионаже для Нацгвардии».

Вооруженные представители ЛНР захватили в сентябре баптистский молитвенный дом в городе Антрацит. Так излагает случившееся интернет-издание «Религия в Украине»: «В момент захвата в молитвенном доме находилось около 20 человек с ограниченными физическими возможностями… К молитвенному дому подъехали два автомобиля с вооруженными людьми. Они в грубой форме «попросили» в течение 20 минут освободить помещение, заметив, что оно уже не принадлежит церкви баптистов и переходит в собственность Православной церкви. Свои действия боевики объяснили «благословением батюшки».

По свидетельствам очевидцев, слово «баптист» стало расхожим ругательством в устах сепаратистов — так они называют всех неправославных, «еретиков». Наиболее продвинутые, правда, знают еще два религиозных ругательства — «униат» и «раскольник».

Еще летом в Луганске представители ЛНР закрыли как «еретический» римско-католический приход Святой Девы Марии, а представители ДНР — храм Покрова Пресвятой Богородицы Украинской греко-католической церкви в Донецке. Наконец, совсем недавно в Луганске боевики «освободили от раскольников» кафедральный собор Киевского патриархата. Поскольку местный епископ Московского патриархата отказался принять у них такой дар, ЛНР приспособила собор под склад. Епископ же Киевского патриархата с трудом покинул Луганск, причем боевики повредили тормозную систему его машины, и иерарх едва не погиб в автокатастрофе.

Популярный русскоязычный блогер и изгнанный из Донецка греко-католический священник Тихон Кульбака так описывает события, предшествовавшие его изгнанию: «До сих пор не знаю, где меня держали боевики: там была настоящая тишина и запах леса. У меня были завязаны глаза, что давало надежду, что останусь живым… Меня толкнули к стене и приказали молиться. Я начал молиться вслух. Над моей головой раздалась автоматная очередь… Они забрали мои таблетки, говоря: «Ты наш враг! Ты будешь долго и медленно умирать, пока не обратишься».

ДНР/ЛНР не удалось пока обрести собственного духовника, чей образ олицетворял бы сакральный характер войны. На концертах в Донецке и на передовой выступает под гитару некий схимник, который страшным голосом обличает Путина, но схимник этот производит впечатление сумасшедшего. В таких условиях олицетворением «православной составляющий» войны стал Игорь Друзь — советник Игоря Стрелкова в его бытность министром обороны ДНР и идеолог «Русской православной армии» на Донбассе. В результате усилий Друзя и его соратников над танками и окопами ДНР/ЛНР, наряду с российскими и монархическими флагами, развеваются также хоругви с Нерукотворным образом Спасителя, а стандартный приказ «Огонь!» дополняется формулой «Во имя Господа нашего Иисуса Христа».

В интервью официальному сайту ДНР в начале октября Друзь сетовал на непонимание с верхушкой Украинской православной церкви Московского патриархата: «Большинство православных священников по всей Украине за нас. Другое дело — епископат. К сожалению, среди украинских архиереев нашлось много предателей». На упрек в том, что, воюя с украинцами, донбассовцы убивают своих же православных братьев, у Друзя есть четкий ответ: «С украинской стороны православных нет вообще, потому что ни один воцерковленный православный человек не пойдет воевать против Новороссии, единство Святой Руси угодно Богу». И — напротив — «большинство ополченцев — православные и церковные люди, которые регулярно исповедаются и причащаются. Впервые за 100 лет возникла православная армия из русских людей. Православные люди и в политических делах всегда знают, где правда», — убежден Друзь.

Но особого внимания, пожалуй, заслуживает главный православный спонсор ДНР/ЛНР, близкий к патриарху Кириллу московский предприниматель Константин Малофеев, глава Фонда св. Василия Великого. Именно Фонд Малофеева устраивал громкие «гастроли» православных святынь — в частности, Даров волхвов, — которые побывали в Крыму под охраной Стрелкова буквально за месяц до начала событий, приведших к отделению полуострова от Украины.

 

Отец за сына не отвечает

Несмотря на пламенную верность вооруженных сил ДНР/ЛНР Московскому патриархату, родная церковь — УПЦ МП — в последнее время постоянно отмежевывается от своей сепаратистской паствы и даже прямо осуждает некоторые ее действия по защите Святой Руси и восстановлению Русского мира. Конечно, это подрывает моральный дух бойцов под красным знаменем со Спасителем.

Управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) открещивался от сепаратистов 7 октября на встрече с канадским послом Эндрю Беннеттом в Киеве. «Церковный амвон не может превращаться в политическую трибуну. Сегодня каждый из нас, священников, должен сделать все, чтобы ни в коем случае наша конфессиональная принадлежность не разделяла людей». Он напомнил, что УПЦ МП не приняла отобранный у баптистов молитвенный дом в Антраците, потому что церковь «не только не одобряет, но и не примет подобных «подарков». Аналогичная ситуация создалась после захвата кафедрального собора и помещения епархиального управления Киевского патриархата в Луганске».

В июле-августе в УПЦ МП произошла смена власти: скончался митрополит Владимир (Сабодан), и церковь возглавил имеющий репутацию промосковского митрополит Онуфрий (Березовский). Однако реализовывать свои промосковские планы (в частности, ограничить автономию УПЦ МП в пользу большего контроля Московского патриарха) в нынешней политической обстановке ему невозможно. И митрополит Онуфрий всячески демонстрирует свою лояльность украинским властям: на днях он даже посетил зону АТО, что в Украине воспринимается как символический жест. Вскоре после этой поездки, на заседании синода 23 октября, патриарх Кирилл наградил митрополита Онуфрия высоким церковным орденом. Не намерен митрополит Онуфрий менять статус-кво крымских епархий — они остаются неотъемлемой частью Украинской церкви Московского патриархата, что, если смотреть из Кремля, выглядит как формальное непризнание Московским патриархатом присоединения Крыма к России.

Однако среди клира и мирян УПЦ МП, особенно в центре и на западе Украины, сейчас как никогда высок градус украинского патриотизма, и митрополит Онуфрий не поспевает за этими настроениями. На украинских приходах Московского патриархата стихийно прекращается поминовение патриарха Кирилла, появляются коллективные воззвания клириков и мирян о провозглашении автокефалии (полной самостоятельности от Москвы) Украинской церкви. Наиболее нетерпеливые приходы уходят в уже провозгласивший автокефалию Киевский патриархат. Подобные процессы протекали в Украине в начале 1990-х и привели к масштабному церковному расколу.

В августе патриарх Кирилл написал обширную жалобу Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею — первому по чести и по влиянию иерарху официального православия. Московский предстоятель хотел упредить возможное обращение УПЦ МП за автокефалией в Константинополь, но не встретил понимания. На встрече с митрополитом Онуфрием 8 октября патриарх Кирилл предложл ему раздробить епархии, где наиболее сильны автокефалистские настроения и прекращено поминовение патриарха, на несколько частей. Эта реформа должна в первую очередь коснуться Луцкой, Владимиро-Волынской, Ровенской, Тернопольской, Житомирской, Винницкой, Хмельницкой и соседних епархий. Относительно же восточных епархий, расположенных на территориях, контролируемых ДНР/ЛНР, существует план их объединения в «митрополию Новороссии», за счет чего патриарх планирует отчасти загладить перед Кремлем свою «вину за Крым», оставленный Украинской церкви.

 

Бегство с тонущего корабля?

Все более массовый характер приобретает бегство приходов УПЦ МП на западе Украины в Киевский патриархат. Вот характерный пример: община храма Святого архистратига Михаила в селе Бутин Збаражского района Тернопольской области. На общеприходском собрании в начале октября за переход из Московского патриархата в Киевский высказалось более 300 прихожан, а против — 15. В местной епархии УПЦ МП эти события комментируют жестко: «Захват храма националистами с участием «Правого сектора».

Пока еще остающийся в Московском патриархате приход села Вишнев в предместье Луцка опубликовал на днях характерное воззвание к митрополиту Онуфрию. Напомнив, что многие священнослужители УПЦ МП на востоке Украины «проявляли действенную поддержку ополченцам или даже становились в их ряды, молились за их победу или даже возглавляли вооруженные группировки», —  прихожане делают вывод, что их церковь вносит вклад в разрушение украинской государственности. Не желая иметь ничего общего с московским патриархом, вишневский приход пишет: «Патриарх не только создал надежный тыл для кремлевского агрессора, но и опустился до откровенной клеветы на украинцев, поскольку лично и неоднократно озвучивал на весь мир ту ложь, которую ранее распространяли официальные и неофициальные спикеры патриархии, — о «религиозной подоплеке» войны, которую против православных ведут «униаты и раскольники»… Не великий господин и не отец нам патриарх московский. Мы не поминаем его за богослужением, как не поминают его на многих других приходах. «Исторические пути УПЦ и РПЦ должны окончательно разойтись, — полагают авторы письма, — чтобы каждая из церквей выполняла свое призвание в мире успешно, не спотыкаясь на камнях идентичности… По церковным правилам церковные границы должны следовать за государственными».

Понятно, что позиция лидера другой крупнейшей православной церкви Украины — Киевского патриархата — Филарета (Денисенко) в нынешних условиях предельно жесткая. В последнее время он постоянно повторяет, что от позиции европейских государств и Америки зависит, перерастет ли война на востоке Украины в третью мировую. 8 октября он направил главам государств, парламентам и народам Европы послание «Остановите разжигание ІІІ мировой войны!». «Зная урок «мюнхенского умиротворения агрессора», сейчас демократические страны и все люди доброй воли еще имеют возможность остановить скатывание мира в пропасть катастрофы. Нужно остановить зло, пока не стало слишком поздно», — отметил глава Киевского патриархата.

Общим местом религиоведческих дискуссий последних лет стало признание того, что в нашей стране формируется новый образ официального православия — агрессивный и нетерпимый. Он проявил себя в кампании за «максимальное наказание» Pussy Riot, в деятельности акциониста Дмитрия Энтео и его соратников-казаков, в навязчивых программах строительства новых храмов вопреки интересам жителей, в «Русских маршах» и призывах депутата Милонова. Окрашенная кровью, пролитой на поле брани, идеология «Святой Руси — Новороссии» является апофеозом этого образа. И вполне можно понять, почему патриарх Кирилл не хочет признать в донецких ополченцах своих идейных последователей. Гораздо труднее понять, почему он не прилагает мер к тому, чтобы два самых близких православных народа  не наращивали градус ненависти друг к другу, раскалывая то, что осталось от единой цивилизации и «Православного мира».



15 комментариев

9
Фриц Герлих , 29 октября 2014 в 10:25
Очень многие люди в Украине(не только в Донбассе)поставили "жирный крест" на отношениях с православной церковью Московского патриархата именно потому,что Кирилл ничего не сделал,чтобы предотвратить войну в Донбассе.
Что касается "нового образа официального православия — агрессивный и нетерпимый": так это "новое"-"хорошо" забытое старое! Почитайте Мережковского,Лескова! Кажется Мережковский сказал: "если бы на то воля православной церкви,русский народ и сегодня был бы крепостным".
1
Алексей Долгов , 29 октября 2014 в 13:43
Почему РПЦ не хочет признать в донецких ополченцах своих идейных последователей
--------------------------------------------------------------------------------------
потому, что они никакого отношения к РПЦ не имеют.
Какие только бесчинства именем Христа не было в Истории. Конечно же, первое, что приходит в голову это крестовые походы и инквизиция. Сейчас вот очередной «крестовый» поход. Что об этом в Евангелии сказано:
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. 24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф.7:21-27).
Да и позиция элиты РПЦ тоже особо не должна удивлять. Напомню, что Христа распяла именно иудейская элита. Почему? Ожидали, что придет Царь и прославит иудейский народ (и в первую очередь эту элиту), избавит от римской оккупации. А оказалось, что избавит от рабства греха, от смерти. Интересно, что когда пришел Христос была не только римская оккупация, но еще и существовал рабовладельческий строй. Ни слова об этом Христос не сказал, а только «Кесарю кесарево, а Богу Богово». Что было бы, если бы Христос снова пришел в этот мир очень хорошо описал Достоевский в «Братьях Карамазовых».
2
Алексей Долгов , 29 октября 2014 в 13:43
К сожалению, институт Церкви используется как часть пропаганды. Читаем «Красное Колесо» Солженицына, «Москва 2042» Войновича. Ранее об этом было сказано в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 15): «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Могли, конечно, сказать «мы за мир», но видно крепко срослись с властью, с деньгами, корыстью, гордыней. Но есть и те, кто «не стрелял», по крайней мере об одном таком священнике «НГ» писала.
Значит ли это, что виновата вся Церковь РПЦ? Думается, что нет. Устоит ли Церковь после очередных испытаний? Тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44).

Автору хочется пожелать, чтобы вместе с водой не выплеснул и ребенка. И еще есть замечательный рассказ Чехова «Кошмар».
5
Татьяна Титова , 29 октября 2014 в 13:53
Типичные разборки православных ОПГ.
0
Анатолий Клименский , 29 октября 2014 в 13:59
И всевозможные ритуальные танцы.
0
Oleg LL , 1 ноября 2014 в 20:17
К сожалению, нет. Во что превратилась церковь сегодня? Торговля водкой, сигаретами, махинации с землёй и недвижимостью, список велик... Кроме того, нелицензированная торговля "чудесами" и "святостью" без предоставления как кассового чека, так и гарантии. Как следствие - прямое уклонение от уплаты налогов и неконтролируемый вывод денежных средств. Итог - классическая мошенническая контора, присвоившая себе на непонятном основании непонятные права, не несущая за их неисполнение никакой ответственности. Лохотрон-с. Да, с той стороны "деятели" и "труженики" на ниве святости ну ничем не лучше.
2
Игорь Тулаев , 29 октября 2014 в 14:42
Разве в православии не общепринято, что каждое государство имеет собственную церковь? С это точки зрения ретензии Московского патриархата на Украину совершенно необоснованны.
2
Stendhal * , 31 октября 2014 в 10:08
Нет. Другое дело, что государства стремятся иметь собственную карманную церковь. Однако попытки использовать церковь, под омофором которой находятся приходы на территории другой страны, в своих политических интересах всегда заканчиваются одним и тем же - потерей этих приходов, пример - события в РПЦЗ и Сурожской епархии РПЦ в последнее десятилетие.
4
Stendhal * , 31 октября 2014 в 10:25
К тому же выссказывания многих клириков РПЦ по украинским событиям вызывают только недоумение, так как в новейшей истории РПЦ есть опыт управления приходами на территории даже враждебного государства - Японская Автономная Православная Церковь, находящаяся под омофором РПЦ.

Вот пример решения подобного конфликта от основателя японской церкви, Николая Японского:
Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого свт. Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране.»
6
Виктория Украинка , 29 октября 2014 в 15:28
Где БОГ?
и где война, убийство, тщеславие, захват земель, передел, геополитика, русский мир, крым наш, деньги. злость, жадность, путин и тд.?
ЛЮДИ НЕ ставьте на весы войну и СВЯТОЕ. И даже рядом не ставьте.
Кто взял в руки оружие и пошел к соседу устанавливать свой мир, без его согласия, не должен даже вспоминать БОГА.
Ваши души принадлежат другому и гореть им в аду.
4
Владимир АНПИЛОГОВ , 29 октября 2014 в 17:11
На бога надейся, да сам не площай. Тем более, что идёт постоянная путаница родины с благородием, а бога с патриархатом.
1
Виктория Украинка , 29 октября 2014 в 17:44
Владимир. Это у вас в России постоянная путаница всего идет.
3
Алексей Долгов , 29 октября 2014 в 18:19
Владимир, согласен с Вами на 100%.
Но так хочется, чтобы за нас думали и принимали решения другие: начальник, священник, Путин и т.д.
П.С. Бог с заглавной буквы лучше писать. Тем более в контексте того, что Вы написали.
2
Дмитрий Москаленко , 29 октября 2014 в 18:50
...слово «баптист» стало расхожим ругательством в устах сепаратистов...
=========================================================
Анекдотичненько. Учитывая, что один из самых громких фронтменов всех этих "русских мечт" Проханов -- баптист :-P
0
Василий Бушнев , 2 ноября 2014 в 12:41
Эдак скоро и война между православными разразится и исламисты будут руки потирать..

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

160
Елена С.: Это Вы (вместе с этой самой васиной) еще "Санькину любовь" не читали!...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама