Комментарии / Выпуск № 137 от 5 декабря 2014

184011 От совка к бобку

Вся сегодняшняя геополитика, публицистика, законотворчество — лопающийся пузырь последнего вздоха отходящего исторического организма

05.12.2014

Политология души

Похоже, что 2014 году суждено стать переломным в истории России. Постсоветская эпоха, начавшаяся в 1991-м, подошла к концу, а для новой еще нет названия, и непонятно, применимы ли к ней какие-либо социально-политические термины.

Самая большая по территории и сверхвооруженная, но лишенная союзников и ясной идеологии страна дерзнула бросить вызов всему миру и «выломиться» из системы международного права. Вызов чисто эмоциональный и экзистенциальный. Против всех, вопреки всему…

Конечно, тому есть и прагматические причины: коррупция, бандитизм, преступления, страх разоблачений, война все спишет… Но одним этим нельзя объяснить энтузиазм страны в решимости гордо и одиноко противостоять всем заведенным порядкам цивилизации. Радует сама возможность отбросить все правила, «навязанные Западом», и пожить наконец по собственной воле, как «суверены». Никакой закон нам не писан: ни ООН, ни международная система договоров, ни нами же ранее взятые обязательства. Мы сами хозяева своей тайги. Политологи бьются в попытках объяснить эту резкую, иррациональную смену курса. Хорошо бы перечитать Достоевского, в «Записках из подполья» уже все предсказано:

«Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!»

Вот и началась она, эпоха «глупой воли», эпоха вызова всему ради одной-единственной, «наивыгодной» выгоды: пожить наконец по своему капризу, пусть самому дурацкому и ни с чем несообразному. И чем вреднее для себя, тем пронзительнее сладость вызова. Это все экзистенция играет, горячит кровь и мутит разум. Тут нужно смотреть не в социально-политический, а в философский и психологический словарь. Что такое экзистенция? Это голое существование, не подкрепленное никаким законом, обоснованием, сущностью, — вопреки всему. Это полная противоположность декартову рационализму: «Мыслю, следовательно, существую». По-нашему — ровно наоборот: «Существую, следовательно, бросаю вызов разуму». И даже резче: «Сумасшествую, значит, существую».

«Свое собственное, вольное и свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту».

Вот отчего трудно подыскать рациональные объяснения новейшему выверту российской истории, всем этим «вдруг» и «вопреки». Нужна экзистенциальная политология, для которой нет научной базы, — да и возможна ли она? Откуда эта злоба, доходящая до белого каления и направленная на весь мир, на все то, что не «наше»?

 

Мирозлобие

Прежде всего не следует путать мирозлобие и мизантропию. Мизантроп (человеконенавистник) — нелюдим, избегает общества, не слишком высокого мнения о людях, в том числе о самом себе; это недоброе, но пассивное, страдальческое отношение к миру, осознание его пороков и слабостей. Мирозлобие — это, напротив, эмоционально агрессивное отношение к миру, злорадство по поводу его бед и несчастий. Мирозлобец испытывает обиду и желание отмщения, и подпольный человек Достоевского — один из первых и ярчайших представителей этого типа.

Послушав телеведущего, который грозит превратить Америку в радиоактивную пыль, и геополитика, который призывает российскую армию оккупировать Европу и установить над ней власть русского царя, можно прийти к выводу, что

есть в мире нечто более опасное, чем даже фашизм или коммунизм. Эта идеология относится к фашизму, примерно как ядерное оружие к обычному. Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям или расам, а к миру как таковому.

Это жажда абсолютной гегемонии над миром и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная, иррациональная идея всевластия одной банды, приставившей к виску всего человечества ядерное дуло.

Константин Леонтьев в свое время изрек: «Россия родит Антихриста». Раньше думалось, что ему привиделся коммунизм и эта опасность уже позади. Но возможно, коммунизм был только прологом к той отчаянной панфобии, которая, по словам одного из ее лидеров, планирует «эсхатологический захват планетарной власти. Хитрый и жестокий захват». В катехизисе Евразийского союза молодежи записано: «Мы имперостроители новейшего типа и не согласны на меньшее, чем власть над миром. Поскольку мы — господа земли, мы дети и внуки господ земли. Нам поклонялись народы и страны»… Выбор прост: если человечество не согласится стать кастовым и «евразийским», то лучше ему сгореть в ядерном огне. Раньше казалось, что это книжные, романтические бредни. Между тем главный теоретик евразийства, профессор Академии Генштаба, уже давно наставляет в этом духе своих «студентов». Так что ядерное оружие и воспаленная мысль безумца могут соединиться и впрямь превратить мир в радиоактивную пыль.

Связь экзистенции и злобы глубоко прослежена у Достоевского. Вот как начинаются «Записки из подполья»: «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек. Нет-с, я не хочу лечиться со злости. Вот этого, наверно, не изволите понимать… Я лучше всякого знаю, что всем этим я единственно только себе поврежу и никому больше. Но все-таки если я не лечусь, так это со злости».

Подпольный человек не хочет лечиться, потому что любое осмысленное, рациональное, созидательное действие вызывает в нем отвращение, приступ ярости и обиды. Если речь идет о больном общественном организме, то он отвергает всякое лечение, потому что злоба его направлена и на само здоровье. Бороться за возвращение к жизни, за здоровую экономику, здоровое государство, умный парламент, свободные выборы — это признать свое поражение. Уж если я умираю, значит, сама смерть права. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Подпольный человек прекрасно понимает, что и сам он, со своим чайником и чашкой, провалится вслед за миром, — и все-таки предпочтет чаепитие мироспасению.

 

Деньги в огонь

В нынешнем году был короткий промежуток между праздничным закрытием Олимпиады (23 февраля) и объявлением референдума по Крыму (27 февраля). Всего за четыре дня сместилась ось российской истории. Об этом вдруг заговорили мои студенты в курсе по Достоевскому. «Удивительно! — сказал Марк. — Столько денег вложено в Олимпиаду. Столько лет готовились показать себя миру. Всего добились. И вдруг — одним махом спустить весь моральный и политический капитал, на который могли бы жить еще долгие годы. Всех напугать, оттолкнуть от себя».

Мне почудилось, что из этих мыслей можно извлечь педагогическую пользу. Я спросил: «Вам это ничего не напоминает у Достоевского?»

Марк быстро сообразил: «Настасья Филипповна! Бросает сто тысяч рублей в огонь. Ради чего? Это гордость у нее такая. Ничего ей не жалко. Кураж превыше всего».

Тут вступила и студентка Анна: «Это как Грушенька. Так хороша, так наряжена — залюбуешься! А она говорит, что в один миг все сбросит, нищенкой будет по улицам бродить. Это истерика, как и у Настасьи?»

Я задумался. Большинство экспертов сходится во мнении, что, приобретя Крым, Россия теряет несравненно большее. Теряет Украину. Теряет инвестиции, доверие, экономическую стабильность. Теряет свое место в мировом сообществе. Потенциально теряет и себя, создавая прецедент, по которому от нее будут отпадать территории, жаждущие суверенитета. Ради чего такой невыгодный обмен?

А может быть, дело вовсе не в приобретении Крыма, а в грандиозности своеволия, которое измеряется грандиозностью потери?

Для чего Настасья Филипповна бросает в огонь целое состояние? Для чего отказывается от всего своего великосветского круга, от князя Мышкина с его возвышенной любовью и полутора миллионами? Неужели ради дикого Рогожина? Не нужен ей Рогожин — ей нужно себя показать, отринуть все условности, переступить все границы. Не приобрести нужно, а потерять — широчайшим жестом швырнуть в лицо миру все достигнутое, включая олимпийскую славу, гори она синим пламенем… Нет, экономистам и политологам здесь не разобраться, здесь нужен Достоевский.

 

Истребление середины

В отечественной истории уже был такой экзистенциальный вызов, брошенный всему миру и законам цивилизации. Но тогда эта фантазия, раздраженная «даже до сумасшествия», облекалась в формы псевдорациональные и наукообразные: материалистический базис, борьба классов, социалистическая революция, диктатура пролетариата… Потребовались десятилетия, чтобы обнаружилась фантасмагоричность всего этого проекта, за которым стояла всего лишь упрямая воля к власти: жить не как все, отбросить к черту диктатуру здравого смысла и экономическую целесообразность и поставить на их место диктатуру своеволия. Но галлюцинация этих законов «исторического и диалектического материализма» была столь правдоподобна, что сумела увлечь едва ли не половину человечества на путь построения «научного коммунизма». Тогда еще верилось в идеалы интернационализма, братства, свободы, равенства — и приносились им великие жертвы. Но становилось все яснее, что движут этим великим историческим переломом не идеалы, а злоба и ненависть одних, страх и малодушие других. Чуткий свидетель эпохи Михаил Пришвин писал в своем Дневнике 1930 г.:

«24 января. Иной совестливый человек ныне содрогается от мысли, которая навязывается ему теперь повседневно: что самое невероятное преступление, ложь, обманы самые наглые, систематическое насилие над личностью человека — все это может не только оставаться безнаказанным, но даже быть неплохим рычагом истории, будущего».

Ненависть как рычаг истории… Причем, по наблюдению Пришвина, самую лютую ненависть вызывают именно те, кто с рациональной точки зрения наиболее полезен для развития общества.

«6 февраля. Кулаки. Долго не понимал значения ожесточенной травли «кулаков» и ненависти к ним в то время, когда государственная власть, можно сказать, испепелила все их достояние. Теперь только ясно понял причину злости: все они даровитые люди и единственные организаторы прежнего производства, которыми до сих пор, через 12 лет, мы живем в значительной степени».

Поставим на место кулаков «креативный класс» — и получим точную картину той иррациональной ненависти, которая разжигается пропагандой против нынешних «середняков». Не любят в России середины.

Богатых и сильных поневоле уважают, с бедных и слабых что взять… Извечная ненависть поляризованного общества к любому центризму.

Но есть и колоссальное различие. Тогда эта магма всенародной злобы канализировалсь по специально проложенным для нее идеологическим руслам. Имитировалось научное мировоззрение, «передовые идеалы» — и злоба разжигалась во имя высших целей освобождения трудового человечества и создания царства изобилия. Сейчас по большому счету уже и не нужны никакие мотивации — достаточно чистых эмоций. Злоба очищается от всяких рациональных примесей и направляется на самый близкий, братский народ. Это, действительно, радикальный эксперимент по возгонке злобы: она приобретает новый вкус — сладострастия, упоения самим состоянием ненависти.

 

От совка к бобку

В известном рассказе Достоевского загулявший в подпитии герой бродит по кладбищу и слышит разговоры мертвецов. Сознание покидает их не сразу, а постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, отведенных им для осмысления своей жизни, для раскаяния. Но для них это счастливый миг полного раскрепощения от всех уз морали.

«Черт возьми, ведь значит же что-нибудь могила! Мы все будем вслух рассказывать наши истории и уже ничего не стыдиться… Всё это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!

— Обнажимся, обнажимся! — закричали во все голоса».

Над кладбищем поднимаются густые испарения смрада — не телесного, потому что процесс гниения перешел уже на сами души. И вот посреди «праздника мертвецов» и раздается странное, невнятное по смыслу слово «бобок».

«Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!» Какой такой бобок?»

Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово, а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей, но еще теплящейся души.

«Есть, например, здесь один такой, который почти совсем разложился, но раз недель в шесть он всё еще вдруг пробормочет одно словцо, конечно, бессмысленное, про какой-то бобок: «Бобок, бобок»…»

Вот это слово «бобок» и может послужить обозначением наступившей эпохи и восполнить пробел в социально-политической терминологии. Вся та публицистика, геополитика, законотворчество, которые обрушиваются на страну, вызывая приступы энтузиазма, — это, по сути, тот же «бобок». Лопающийся пузырь последнего вздоха отходящего исторического организма.

«Бобок» — стиль времени, как декаданс конца XIX века или авангард 1910–1920-х гг. Это слово-клич, звук последнего бесстыдства, когда уже все дозволено, потому что смерть все спишет. О фонетике и семантике этого загадочного слова можно написать целый трактат. У Хлебникова похожее звучание связано с очертанием губ: «Бобэоби пелись губы». У повторных сочетаний «б» с открытыми гласными «а» и «о» — значение угрозы, насилия, смерти, пустоты. Здесь отзывается злой Бабай, которым пугают детей, и глагол «бабахать». У Мандельштама звучит столь же неопределимый, но выразительный глагол: «Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,/Он один лишь бабачит и тычет» («Мы живем, под собою не чуя страны…»). У И. Бродского есть загадочное стихотворение «Похороны Бобо», истолкованное самим автором: «Бобо — это абсолютное ничто».

Достоевский гордился тем, что ввел в русский язык глагол «стушеваться», т.е. незаметно исчезнуть. Но «бобок» — сегодня более важное для России слово, это знак громкого исчезновения, раскатистый предсмертный выдох.

Страна замерла, все внутри нее продолжается лишь по инерции, а глубинно она предельно напряжена и ожесточена на рубежах. «…Страна со всех сторон окружена неприятелем» (Д. Медведев). Это непревзойденный в истории рекорд: всего за несколько месяцев самой большой на свете стране удалось окружить себя врагом — такова проекция тотальной ненависти. То, что производится сегодня в знак солидарности со «злобой года», — и есть тот самый бобок. Бобок-пропаганда, бобок-публицистика, бобок-литература, бобок-метафизика… У бобка много профессиональных обличий и манер. Политик-бобок хочет отобрать у соседнего народа принадлежащую ему землю как «оккупированную» и тем самым отправить миллионы людей на небо, вслед за первой «Небесной сотней». Профессор-бобок выражается еще прямее, чеканит формулу: «Убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю».

Путь, пройденный за четверть века, можно очертить так: от совка — к бобку. Разница немаловажна.

Совок был существом наглым и хамоватым, но и лопоухим, лоховатым. Его уши еще были полны отголосками добрых увещеваний и посулов равенства, братства и великого будущего.

Некие исторические, философские, моральные абстракции отдавались в его подсознании и придавали ему толику добродушия и расслабленности даже в острой борьбе за жизненные интересы. Он не был готов так безоговорочно «отжимать» у чужих и «сливать» своих. Он был более спокойным и уравновешенным и вплоть до 2014 года считал, что у жизни еще может быть второе начало.

Бобок лишен этих иллюзий и исторической перспективы. У него осталось только одно право, о котором в «Бесах» Петр Верховенский говорит Ставрогину: «В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собою увлечь можно». Ставрогин отвечает: «Право на бесчестие — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется». И бобок этим правом пользуется самозабвенно. Незабываема сцена парада пленных в Донецке. Истошный мужской крик из толпы: «На колени поставьте! На колени!» За понурыми пленными проезжают поливальные машины. Репортер приходит в восторг: «Показательно! Браво! Браво! За ними даже дорогу моют, чтобы эта грязь не оставалась на нашей земле». Страна поднимается с колен, только если кого-то ставит на колени.

Совок в простоте душевной полагал, что вселенная должна по-матерински его любить и опекать, восхищаться даже его хамством как выражением ребячливой резвости и непосредственности. Бобок — разочарованный совок, который вдруг осознал свое сиротство. Вселенная никогда не даст ему той любви, на которую он имеет право.

Бобок — агрессивно-депрессивный совок, который ничего хорошего не ждет от мира. А потому готов первым нанести сокрушительный удар — и, разлагаясь в могиле, грозит «бобокалипсисом»…

Конечно, в эпоху бобка далеко не все бобки. Если применить термины фонетики не только к языку, но и к обществу, то оно делится на три разряда: гласные и звонкие и глухие согласные. Звонкие согласные всегда и во всем согласны с властью, громче всех кричат «ура» и побуждают к этому остальных. Они подают свой голос в поддержку всего, что уже господствует и с чем они, безусловно, от души согласны. Это «агрессивно-послушное большинство» (Ю. Афанасьев, 1989). «Глухие согласные» — те, которые поддерживают власть своим молчанием, равнодушием, терпением. Это депрессивно-послушное большинство.

Наконец, есть гласные. И в языке, и в обществе их всегда меньше, чем согласных. В них свободное дыхание мысли и слова не наталкивается на внутренние зажимы и преграды. В эпоху совка их называли диссидентами, олицетворением которых были А. Сахаров. А. Солженицын, А. Синявский… Эти ССС — и сотни солидарных с ними людей — придали иное звучание тому, что именовалось «СССР». Это люди мягкой души и непреклонного духа. Сегодня их называют «пятой колонной», но они меньше всего склонны выстраиваться в колонну. Они — писатели, музыканты, художники, журналисты, историки, политики, волонтеры — и к тому же граждане. Вряд ли их можно назвать «инакомыслящими», поскольку они не противостоят какой-то системе мысли, идеологии, идеократии. Они противостоят безмыслию, поэтому их можно просто считать мыслящими. И действуют они очень по-российски, бросая абсурдный вызов эпохе абсурда: в одиночку — против огромного большинства. Трудно поверить, что они победят. Но давно сказано первым христианским экзистенциалистом Тертуллианом: «Верую, потому что абсурдно».



348 комментариев

-76
niknik Nik , 5 декабря 2014 в 09:08
"...Нужна экзистенциальная политология, для которой нет научной базы,
— да и возможна ли она? Откуда эта злоба, доходящая до белого каления
и направленная на весь мир, на все то, что не «наше»?..."
-----------------------------------------------
По моему, насчет злобы Автор может посоревноваться со многими из Евразийского
союза молодежи и даже с "самим" г-ном А.Г.Дугиным.
Как мне показалось (перекрестился - упаси Господи от таких "философов")
он хочет стать лидером "философского" направления -
"злобный антагонистический либерало-космополитизм"
Но "матчасть" изучил слабо или просто передергивает.

"...Экзистенциальная психология — направление в психологии,
которое исходит из уникальности конкретной жизни человека,
несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма..."
(из "Википедии").

"...Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям
или расам, а к миру как таковому. Это жажда абсолютной гегемонии над миром
и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная,
иррациональная идея всевластия одной банды,
приставившей к виску всего человечества ядерное дуло..."
---------------------------------------------------
"панфобия ... — боязнь всего или постоянный страх по неизвестной причине"
(из "Википедии").

Отдаю бесплатно Автору статьи -
"Я смешал страх и ненависть в моем мозгу" - название для сценария или
книги.

«Бобок» — ".... Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении
всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово,
а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей,
но еще теплящейся души..."
-----------------------------------------------
Лично я, исходя из зкзистенциальной уникальности конкретной жизни
меня как индивидуума, скажу -
Это даже не "статейка" - это полный «Бобок»
4
sova sova , 5 декабря 2014 в 22:13
niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08
... Лично я, исходя из зкзистенциальной уникальности конкретной жизни
меня как индивидуума, скажу - Это даже не "статейка" - это полный «Бобок»
************
... бобкам.
0
Anton MihailoviCh , 9 декабря 2014 в 00:44
Кстати, насчёт "панфобии" -- это слишком уж общо, вне рамок психологии. НО
-
Эрих Фромм как раз профессионально и исследовал такой психологический феномен, называя его некрофилией. Он сследовал характер Гитлера, как характерное проявление такой некрофилии.
УЧИМ МАТЧАСТЬ
4
zmey-na-pensii . , 6 декабря 2014 в 09:36
для niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08
...........
жуть! (с). (Эллочка Щукина)
2
ilya heifets , 7 декабря 2014 в 14:10
Настолько слабенько, что никак не может быть сопоставимо со статьей. Именно о таких бобках и написано в статье и у Достоевского.
0
Anton MihailoviCh , 9 декабря 2014 в 00:42
1)Статья с передержками, но кое-что подметила.
.
2)Кстати, насчёт "панфобии" это слишком уж общо, вне рамок психологии. А вот Эрих Фромм как раз профессионально исследовал такой психологический феномен, называя его некрофилией. Он сследовал характер Гитлера, как характерное проявление такой некрофилии.
Учим матчасть
2
Альмагий Голубов , 10 декабря 2014 в 13:34
странно, что все удивляются: откуда эта бешеная злоба? А ответ прост - это когнитивный диссонанс. Имперский синдром вступил в острое противоречие со стыдом из-за нападения на братьев. Чтобы заглушить стыд, необходимо возненавидеть брата.
В результате Путин получил такой взрыв ненависти, который поможет ему построить Тысячелетнюю Русскую Империю. Если бы Гитлер на присоединил австрийцев на равных, а напал бы и отхватил часть территории, то диссонанс был бы не меньшим. И ему бы удалось построить Тысчелетний Германский Рейх
1
Алексей Долгов , 18 января 2015 в 12:30
Альмагий Голубов, 10 декабря 2014 в 13:34
===================================
И тогда, как повествует Книга бытия, Каин стал основателем первого в истории человечества города, за стенами которого хотел укрыться от своего проклятия и страха (Быт. 4: 8-17)...
36
Victor S , 5 декабря 2014 в 09:42
niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08

Эй, без имени, на этот раз вы просто пописали против ветра, статейка совсем не вашего уровня, даже минусовать вас не буду...
-46
niknik Nik , 5 декабря 2014 в 11:39
VICTOR S , 5 декабря 2014 в 09:42
"...Эй, без имени,..."
------------------------------------
Поправлю опечатку в Вашем имени - VICTOR $.
Писание против вашего ветра - это мне нравится.
Если Вам нравится "писание" Автора статьи "по ветру" из $$$ - я не возражаю.
Умойтесь и его текстом.
Но быстрой "виктории" не ждите.
20
vladimir bortsov , 5 декабря 2014 в 14:28
Если с вами кто-то не согласен, то обязательно подкуплен? Это не серьезно, мягко говоря.
47
Виктория Украинка , 5 декабря 2014 в 19:08
Браво, Михаил Эпштейн. И СПАСИБО. Когда читаешь, такие вещи, теплится надежда, что СВЕТУ в России быть.
Как же Вы смогли проспать это??? Без Вас не как. Если Вы любите родину просыпайтесь, поднимайтесь, будите живых. Кроме Вас никто. На месте редакции, я бы вашу статью на самое видное место выложила. Она того стоит.
36
Artur Tonoyanz , 6 декабря 2014 в 00:59
На месте редакции, я бы вашу статью на самое видное место выложила. Она того стоит.
---------------
Абсолютно с вами согласен... Статья великолепна.... Какая разящая беспощадная точность формулировок, блестящие аналогии с Достоевским и исторические сопоставления при доступнейшем, практически разжёванном изложении ( бобок/совок и тот может понять )... Местами, даже страшновато читать такое о своей стране и ведь не возразишь, всё правда....
Особенно вот это зацепило:
"Вряд ли их можно назвать «инакомыслящими», поскольку они не противостоят какой-то системе мысли, идеологии, идеократии. Они противостоят безмыслию, поэтому их можно просто считать мыслящими. И действуют они очень по-российски, бросая абсурдный вызов эпохе абсурда: в одиночку — против огромного большинства. Трудно поверить, что они победят. "
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Именно таковым я себя, здесь, в России, и ощущаю.... А ещё как санитар в огромном, самоизолировавшемся от всего мира, дурдоме.... Санитаров же тоже, явное меньшинство, по сравнению с количеством безумных пациентов в стенах подобных заведений...
14
Виктория Украинка , 6 декабря 2014 в 17:46
Рассылайте статью всем в соц.сетях. И если от каждого из вас появится еще хоть один санитар уже хорошо. Победить, может и не победите. А вот держать под контролем можно и нужно... Разум оберегать нужно и щедро делиться с тем у кого нехватка. Думайте о своих детях, ведь это для них...
На днях в голову пришла мысль, что не труд сделал из обезьяны человека, а наоборот. Чем меньше человек пользуется разумом, тем приближает себя в первобытный строй. И происходит это гораздо быстрее, чем обратно в цивилизацию. Как Маугли, или как люди на необитаемом острове от безнадеги дичают и начинают забывать человеческую речь. И гораздо сложнее и не факт потом вернуть их в социум.
13
нина михайлова , 6 декабря 2014 в 18:12
Для Виктории Украинки,6 декабря,17:46 А не будут читать в соцсетях " истинные патриоты",бесполезно подсовывать статьи,слать ссылки..." Я не буду ничего читать,мне все ясно,и даже не начинай эти разговоры..." Это было сказано мне подругой...Хорошо,хоть осталась эта подруга у меня,и мы не ведем разговоры о событиях в Украине и у нас,а ведь сколько просто вчеркнули меня из друзей,перестали общаться только за то,что я давала ссылки...Даже не обсуждала,а просто рекомендовала...Но все равно - почему-то верится в лучшее...Когда-нибудь ведь оно наступит?..
8
Виктория Украинка , 6 декабря 2014 в 19:54
Жуть какая... Нина, ну значит не друзья, раз ссылка и ваше мнение воспринимается, как вражеское. Если честно, то это даже к лучшему, вы знаете их мнение. Если спроектировать эту ситуацию на наши страны, если бы мы знали, что основная масса россиян думает про Украину и украинцев, войны бы не было. Мы бы себя, как-то обезопасили. А мы наивно верили в ВАШУ ДРУЖБУ априори. И поплатились. По этому у вас есть возможность переломить ситуацию и найти компромисс.
Мое мнение надо научиться говорить ПРАВДУ всегда, и везде, и всем и в первую очередь себе. Не надо никого, не в чем насильно переубеждать. Говорите правду и зерно даст росток. И нельзя говорить полуправду. Если вас уличат во лжи, больше уже не поверят. Вы имеете право на свое мнение даже если оно и ошибочно, надо уметь признавать ошибки и идти дальше к СВЕТУ. И все получится ;)
4
Татьяна Teleki , 7 декабря 2014 в 18:48
Виктория поддерживаю вас. Вспомнила сейчас, год назад когда начинался майдан, я по скайпу разговаривала с сестрой (живет в Греции 25-лет). Говорю ей, что мол вон, у нас кажется опять начинется революция. На что она мне показывает стекло и говорит "ВСЕ в стране должно быть прозрачно и видно, и только тогда можна увидеть правду". Если не видно правды- будет очередная революция.Она простая женщина, получившая гражданство в далеко не богатой стране, уже привыкла к порядку. Я думаю что мы двигаемся к этому прозрачному стеклу, и у России другого выбора тоже нет, иначе беда.
1
Albinka nosoviet , 7 декабря 2014 в 21:25
Как вы думаете, в чём причина?- ведь если у человека есть совесть, душа, сердце, сопереживание и ум -он должен чувствовать ложь и фальшь политики Кремля, и как можно, имея мозги и сердце, слушать злобный пропагандистский лживый бред первого канала.
-1
Stefan Müller , 12 декабря 2014 в 19:37
статейку нужно рассылать... конечно но в статье надо менять Россию на США и Украину соответственно тогда все становится на свои места. почему ...штайны, и ичи так люто "любят" Россию из за границы и валят с больной головы на здоровую? отводят их от кормушки потому-что... А Достоевский кончил в дурдоме - что наверное ждет и афтора - пейсателя этого.
10
Artur Tonoyanz , 6 декабря 2014 в 20:12
Рассылайте статью всем в соц.сетях. И если от каждого из вас появится еще хоть один санитар уже хорошо.
------------------------------------------------------
Не появится, скорее всего, к сожалению, уважаемая Виктория.... Если "в соц. сетях" вы имеете ввиду российские, например "одноклассники", то после размещения такой статьи вас сразу же обматерят, дружным хором ( и каждый матерящийся получит минимум 5 Классов), а потом (и очень быстро) эту статью просто удалят.... Б...ыдловата правит бал....
=================================================
Победить, может и не победите. А вот держать под контролем можно и нужно..
---------------
Победим обязательно, за нас не волнуйтесь.... Их хоть и много, но они сами не мыслят, и по одному не бойцы.... Главное им "выжигатель мозгов", в виде ТВ пропаганды отключить, ну как во "Властелине колец" хоббитам до Ородруина добраться и "всевидящее око" погасить, и они все как развязанный веник рассыпятся.... А разум, пока, что, оберегать нужно свой, а делиться им с зомби - это как некурящим, не пьющим, сигареты и пиво предлагать, оно им и не нужно,сейчас, и вредно....
========================================================
Думайте о своих детях, ведь это для них...
----------------------------------------------------------------------
Да я-то думаю.... Рассказываю своему сыну всё, как есть, чтобы телевизору не верил, а он возьми, да и поделись с моей тёщей (ему бабушкой) моими/своими взглядами.... И теперь моя тёща про меня говорит, что я "бЕндеровец", "дЭбил" и "хВашистский прихвостень"....
14
Artur Tonoyanz , 6 декабря 2014 в 20:14
Чем меньше человек пользуется разумом, тем приближает себя в первобытный строй
------------------------------
Да у нас так и есть.... Большая часть "простых людей" только о своей кормушке и думают, а остальное всё от них далеко-о-о.... А когда спрашиваешь: "А ведь люди на востоке Украины, тоже года два назад, даже и не думали, что там такая война будет.... А если так и у нас случится?...." - отвечают: "Да неее.... У нас такого никогда не будет.... путин не допустит...." Ну и как их таких вернуть в социум?....
4
Виктория Украинка , 6 декабря 2014 в 20:43
"Ну, а когда путина не будет? Он не вечный".???
Вам на месте виднее. Главное помните из любой ситуации всегда есть, как минимум, два выхода. Если хорошенечко подумать и выбрать свой выход и уверенно к нему двигаться, то все получится.
5
Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 00:46
"Ну, а когда путина не будет? Он не вечный".???
Вам на месте виднее. Главное помните из любой ситуации всегда есть, как минимум, два выхода.
-----------------------------------------------
Никаких "двух выходов" у нас нет.... Есть только один -- это полная и безоговорочная победа и иначе нам никак... Или нам ГУЛАГ... И очень скоро...
===============================================
Если хорошенечко подумать и выбрать свой выход и уверенно к нему двигаться, то все получится.
----------------------------------------------------------------
А то ж как же .... У нас здесь получится, а там , глядишь, и всем вокруг поможем.... И вам, в том числе.... Я-то свой путь давно уже выбрал и "уверенно к нему двигаюсь"....
5
Александр Старостин , 6 декабря 2014 в 21:04
Только "бобок" начался одновременно с "совком", т.е. в 1917-м.
4
Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 01:06
Нет... Не одновременно... Почти и без малого, лет на сто позже... "Бобок", окончательно разложился только сейчас, и почел беспросветное б...ыдлосуществование за свою лучшую долю... В 1917 году, мой прадед чистокровный бакинский арменин-булочник, только и думал, как бы ему за военнопленного немца-офицера дочку выдать,дабы зять хозяйский бизнес развивал( и он развил-таки)... А после того, все мои предки, по отцовской линии, были офицерами Советской/Российской(включая меня) армии и флота... Так что "не одновременно"....
9
andez andez , 7 декабря 2014 в 13:37
ARTUR TONOYANZ.
Давно читаю Ваши комменты, взвешенные и ответственные. Среди моих знакомых много бывших офицеров С/РА, и только один из них сдержан в оценках окружающей действительности. Остальные, сплошной "одобрямс!" и "затокрымняшмяш". Беда в том, что Россия и большинство её обитателей уподобилась нетрезвому хаму в трамвае, которого окружающие пассажиры пытаются урезонить более или менее интеллигентным способом, а он чувствуя за собой превосходство безнаказанности, кроет всех матом и грозит мордобоем. И только полиция (или милиция, без разницы) может скрутить негодяя и привлечь к ответственности. Вот, и я с тревогой жду, когда Россию придётся скрутить. Спасибо за Вашу позицию. И большой респект автору статьи. В Новой много материала, после чтения которого, теплится надежда - не всё ещё потеряно!
5
Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 17:10
Давно читаю Ваши комменты, взвешенные и ответственные.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо.... Я ваши тоже читаю и практически всегда с вашими доводами соглашаюсь....
=================================================
Среди моих знакомых много бывших офицеров С/РА, и только один из них сдержан в оценках окружающей действительности. Остальные, сплошной "одобрямс!" и "затокрымняшмяш".
------------------------------------------------------------------------------------------
А среди моих знакомых, их из-за этого практически нет.... Привыкли любую волю начальственную ( и самодурство безответственное в том числе ) приказом считать, а сами задумываться не любят.... Не думаю, что от таких "офицеров" много бы толку было в реальных боевых условиях.... Такие в основном, в угоду бестолковому начальству, только солдат тысячами гробить способны....
==========================
Беда в том, что Россия и большинство её обитателей уподобилась нетрезвому хаму в трамвае.....
-----------------------------------------------
А у нас сейчас такое поведение вообще в чести, хамлю -- значит сильный и никого не боюсь.... А к НАТО и США отношение, напоминает зэковскую ненависть к полиции.... А "крутить" может и не придется, "нетрезвые хулиганы", имеют свойство, засыпать посреди поездки и вываливаться из мирового "трамвая" задолго до конечной остановки, где- нибудь на обочине исторического процесса.... Как (некогда Великая) Монголия, например...
==================
В Новой много материала, после чтения которого, теплится надежда - не всё ещё потеряно!
-------------------------------------------------------
А у меня от этой статьи, напротив , ощущение страха и безнадёги появилось, это ужасно, когда приходится о своей стране ТАКОЕ читать..... Хотя , повторюсь, статья ---великолепная !!!!.....
1
andez andez , 7 декабря 2014 в 22:03
Мои знакомые бывшие офицеры, это коллеги по работе, поэтому, несмотря на некоторую неприязнь, приходится отбывать срок по приговору обстоятельств.
3
Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 23:42
Вы, знаете, советские/российские офицеры делятся на две неравные части... Большая часть, понимает службу, как холопство и раболепие младшего перед старшим, что даёт старшему возможность хамить и использовать младшего по своему усмотрению, чуть ли не в качестве раба.... Стимул выслужиться у таких -- получить возможность безнаказанно хамить и воровать, при этом не забывая услуживать, как только можешь вышестоящему....
Меньшая же часть, понимает своё звание, как большую ответственность за свои действия перед доверенными ( и безоговорочно доверяющими тебе) людьми, сопряженную с нежеланием подвести того, кто тебе эту власть доверил (твоего прямого командира)....
Вас, видимо, окружают бывшие из первой категории.... Они, кстати, потому и "бывшие", что выше майора, ну иногда подполковника, не дослуживаются, выходят в отставку при первой же возможности, осознавая свою профнепригодность, и кляня при этом "проклятое армейское начальство", которое их преданность (выражавшуюся в "лизании сапогов") "не оценило", хотя сами не способны к штабной работе, не желают ничему учиться и годны только на службу в дальних гарнизонах, на незначительных должностях....
6
Виктория Украинка , 8 декабря 2014 в 00:02
Михаил Эпштейн - Ваша популярность растет на глазах. Ваша статья за 3 дня заинтересовала людей больше, чем ежегодное выступление "лидера" по версии журнала Forbes за 4 дня))). Поздравляю!!!. Вот, что ПРАВДА животворящая делает.;)
Не хотите ли вы стать президентом??? Рейтинг то растет)))
Сегодня подружка рассказала. У нее родственники бабушка, дедушка и дяди с детьми живут в Карелии. На днях позвонили, интересовались, как украинцы относятся к россиянам?, какие мысли витают на Украине? Хотя раньше, как вы понимаете они ничего слышать не хотели и все разговоры об Украине специально сводились к нулю, чтобы не усугублять. Ну так в конце прозвучала фраза типа "Да, натворил владимир владимирович дел...".
Так, что не падайте духом, поручик ARTUR TONOYANZ, прорвемся.;) То что долго разлагалось, быстро реанимировать не выйдет. И местами уже необходим электро-шок... Пациент еще дышит. Вопрос в том захотите Вы его спасти или пройдете равнодушно...
1
Artur Tonoyanz , 8 декабря 2014 в 00:40
Не хотите ли вы стать президентом??? Рейтинг то растет)))
---------------------------------------------------------------------------------------
Если перефразировать Кучму : "Россия не Украина",уважаемая Виктория.... Боюсь Михаила, несмотря на весь его ум, талант и прочие достоинства, не то что президентом, но и мэром крупного города не выберут..... Из-за фамилии ))))....
======================================
У нее родственники бабушка, дедушка и дяди с детьми живут в Карелии.
---------------------------------
Кстати, про Карелию... Это ведь исторически часть Финляндии, климат -- один, земля -- одна, географическре расположение -- тоже идентично, вплоть до широты... А живут абсолютно по разному с финнами ( в пользу финнов, разумеется )... В чём дело-то ?... Может в населении ?...
=============================================
Так, что не падайте духом, поручик ARTUR TONOYANZ, прорвемся.;)
----------------------
А я и не падаю.... Я на своём стою.... Но вот этот призыв : "прорвемся", уж извините, уважаемая Виктория, категорически не люблю... "Б... ыдловатой" отдаёт... Это они всё куда-то "прорываются", сами натворят делов, в ж ..пу себя и страну загонят, под дружные аплодисменты, а потом "прорываются", "через тернии к звёздам", здравому смыслу вопреки....
================
Пациент еще дышит. Вопрос в том захотите Вы его спасти или пройдете равнодушно...
--------------------------------------------------
Тут надо думать, как себя и тех немногих "мыслящих" спасти, а этот "пациент" --- пусть загибается, я к нему так же равнодушен, как и они ко мне...
2
Виктория Украинка , 8 декабря 2014 в 01:04
Артур, пациент - это Россия. Организм не может быть здоров на половину, вот как вылечите таким и достанется будущим поколениям и про реабилитацию не забудьте..
3
Artur Tonoyanz , 8 декабря 2014 в 01:31
пациент - это Россия. Организм не может быть здоров на половину, вот как вылечите таким и достанется будущим поколениям и про реабилитацию не забудьте..
-----------------------------------------------------------------------------
Вам любой врач подтвердит, что главное -- это желание самого пациента излечиться....Особенно в случае тяжелых пагубных зависимостей, а у нас, я думаю, что-то похожее на застарелый алкоголизм с наркоманией пополам наблюдается.... Желания вылечиться, я лично, у этого "пациента" не вижу, остаётся лишь лишить его доступа к "зелью"( ТВ-киселю, на котором они "сидят"), и по возможности, начать обратную пропаганду, тогда им и "реабилитации" не потребуется, ну а если и подохнет, кто от "ломки" -- туда им и дорога...
7
Salo Spec , 7 декабря 2014 в 18:06
Постоянный читатель: andez andez , 7 декабря 2014 в 13:37
По поводу будущего России, надежда уже не те теплится. Первым громким сигналом, звонком о неадекватности власти, был непередаваемо подлый антисиротский закон. Тогда вся Россия, кроме Москвы, под всеобщий визгливый "одобрямс" властных "элит" промолчала... Сейчас, по поводу Украины, дурость власти проявилась в непередаваемо больших размерах и снова, получив Останскинской башней укол в мозг, российский народ или молчит или яростно рвется мочить некогда братских и родственных "укропов". Метастазы поразили всю Россию и вылечить их уже не возможно...
1
Владимир Сверидов , 7 декабря 2014 в 19:57
Постоянный читатель: Salo Spec , 7 декабря 2014 в 18:06
"Первым громким сигналом, звонком о неадекватности власти, был непередаваемо подлый антисиротский закон. "
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Ну,ну. Первым сигналом в постсоветской России было единодушное " одобрямс" на выборах Ельцина, бывшего члена политбюро, на выборах президента.
Это был такой большой , большой сигнал. И главное тут даже
не в том , что выбрали Ельцина, а в том, что было всеобщее ликование. При этом Ельцин и Зюганов, ещё члены КПСС вроде,набрали вместе подавляющее количество голосов.
А все эти антисиротские законы это элементарное следствие.
2
Владимир Сверидов , 7 декабря 2014 в 20:03
Нзвиняюсь. Не с Зюгановым, а с Рыжковым.
2
andez andez , 7 декабря 2014 в 21:05
Не всё ещё потеряно в том смысле, что не все ещё потеряны. Есть здравомыслящие люди, а значит и есть надежда.
5
andez andez , 7 декабря 2014 в 21:48
То, что антисиротский закон непередаваемо подлый, согласен безоговорочно. Как только его приняли, я нашёл статистику по России за 2009 г. о насильственных преступлениях против несовершеннолетних детей - более 1800 за год!!! Против штатовских, около двадцати за двадцать лет!
Извращенцы и негодяи были и будут всегда, к сожалению. Но цифры, в принципе несопоставимы. И, когда думу (с маленькой буквы не опечатка) начинает корёжить от бессильной злобы, что за рубеж не пускают и они отыгрываются на детях, кроме презрения, у меня, по крайней мере, ничего вызвать эта власть не может. А все последние события только подтверждают мою уверенность.
2
Владимир Сверидов , 7 декабря 2014 в 19:36
Постоянный читатель: Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 01:06
" Почти и без малого, лет на сто позже... "Бобок", окончательно разложился только сейчас..."
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Бобок, совок, а проще говоря Быд-лос. И расложился он со дня своего рождения, а не столько-то лет назад.
Достоевщиной всё занимаемся. Выясняете как так , да почему так получилось. А "васька" слушает , да ...пьёт, не работает , славит президента и людей в землю закапывает везде где ему сдачи не дают. Вот как только дадут , так он сразу в слёзы - это не я, меня обманули, я с сбоку курил.
Ну, а вы продолжайте в его душе разбираться пока он вам из-за угла дубиной головку не погладил.Сколько раз уже гладил, вам не привыкать,гуманисты-юмористы, сподвижники.)))
Этот " Пиджачок, личко похмельное, но величественное при этом"(с)
понимает только розги. Вон, в Штатах вся это российская
шалупень что-то сразу любит закон как только проходит контроль в аэропорту. Куда только вся спесь девается. Только посмотришь на курящего -сразу сигарету проглатывает. Даже правила дорожного движения соблюдают от и до.Сразу всё "разложение" исчезло .Вот и в России так же надо к закону приучать лет этак "всегда". Только кто будет приучать? Другой пиджачок?
Разведите эту достоевщину для "кетчупов" с "nik-ами". Расскажите им , что не хорошо так разложением заниматься. Пожалейте их ранимые души займитесь их воспитанием и просвещением; и они вернут всё с большим спасибо и благодарностью.)))
Если почитать на этой странице, то уже возвращают.(((
Успехов в изучении произведений Достоевского в свете сегодняшних решений партии и правительства. Не забудьте только голову книгой прикрыть от дубины. В первую очередь головы своих детей.
3
Artur Tonoyanz , 8 декабря 2014 в 00:21
Достоевщиной всё занимаемся. Выясняете как так , да почему так получилось.
--------------------------
А вы ничего не перепутали, уважаемый Владимир, когда именно мне свой коммент адресовали ?.... Где вы у меня-то желание ковыряться в душах "б...ыдловатников" заметили ?.... По-моему я-то как раз с ними по-больше многих пикируюсь и "воюю"...
=================================================
Вот как только дадут , так он сразу в слёзы - это не я, меня обманули, я с сбоку курил.
--------------------------------------------------
Так все уголовники делают, когда им справедливый отпор дают... Только я как раз из тех, кто отпор даёт, а в хитросплетениях ватно-уголовной души разбираться не намерен...
================================
Ну, а вы продолжайте в его душе разбираться пока он вам из-за угла дубиной головку не погладил.Сколько раз уже гладил, вам не привыкать,гуманисты-юмористы, сподвижники.)))
------------------------------------------------------------------------------
Где и когда я, именно я,Постоянный читатель: Artur Tonoyanz, "разбираться в его душе пытался" ?... Обосновать сможете ?... Или вам лишь бы своё раздражение выплеснуть и не важно на кого ?...
============
понимает только розги. Вон, в Штатах вся это российская
шалупень что-то сразу любит закон как только проходит контроль в аэропорту.
------------------
Не только в Штатах, в Германии, например, та же история.... В гости к немцам - переселенцам их многочисленная родня приезжает регулярно и ведут себя там просто образцово, даже мимо урны бумажку кинуть остерегаются, хотя в России, могут и за углом "навалить", если никому не видно...
2
Artur Tonoyanz , 8 декабря 2014 в 00:23
Вот и в России так же надо к закону приучать лет этак "всегда". Только кто будет приучать? Другой пиджачок?
------------------------------------------------------------------------
Думаете, вместо "пиджачка", мундир нового фюрера, с серебряными молниями и витыми эполетами больше подойдёт, для пущего эффекта "приучения к порядку" ?... Почему же тогда хоть в Европе, хоть в Америке, всё больше "пиджачки" у власти, и ничего, к порядку практически всех приучили ?...
==========================================
. Не забудьте только голову книгой прикрыть от дубины. В первую очередь головы своих детей.
----------------------------------------------------
Не тревожтесь,ради Бога, за моих "детей", поверьте, я в состоянии их защитить.... А по поводу "книгой прикрыть": окромя книг, "У самих револьверы имеются" (с)...
51
Айгуль Бескемпирова , 5 декабря 2014 в 10:51
Печально было читать и соглашаться с каждой фразой статьи, но ведь какой до безжалостности точный вердикт!..
25
Александр Русский , 5 декабря 2014 в 11:13
Или мир разрушит империю зля, или империя зла разрушит мир!
-3
Сергей Медвед , 7 декабря 2014 в 10:14
// Айгуль Бескемпирова: "Печально было читать и соглашаться с каждой фразой статьи"//

Это Вы напрасно. Вы и с этой фразой согласились?
// Эпштейн: «Для чего Настасья Филипповна бросает в огонь целое состояние? Для чего отказывается от всего своего великосветского круга, от князя Мышкина с его возвышенной любовью и полутора миллионами? Неужели ради дикого Рогожина? Не нужен ей Рогожин — ей нужно себя показать, отринуть все условности, переступить все границы…»//

Мысль, выраженная здесь, является глупостью, причём эта глупость не нужна автору для раскрытия темы совсем. Замолвлю слово за Настасью Филипповну.
- НФ отказывается от Мышкина и его мильёонов потому что считает себя порочной (НФ: «Смотри, князь, твоя невеста деньги взяла, потому что она распутная»): «… неужто же мне загубить младенца?» (читать надо классику!!!).
- НФ бросает в камин рогожинские деньги (100 т.р.), показав тем самым, что она НЕ ЗА ДЕНЬГИ продалась Рогожину (Рогожин торговал НФ за 100 т.р.), не за деньги (!). Это своеобразное самоубийство: «порочная» - к «порочному»!!!
-7
Сергей Медвед , 7 декабря 2014 в 12:17
Михаил Эпштейн – мужик умный, но увлекся красным словцом, а именно созвучием: «совок – бобок». Увлекся и решил доказать эпохальную формулу «От совка к бобку».
Эту формулу нельзя доказать в поле смыслов, приданных понятию «бобок» Достоевским.
Значит нужно изобрести новые смыслы для «бобка» и они изобретены автором по ходу дела.
Отличия здесь фундаментальные: одно дело, когда игроки осознают и аффектируют свой нравственный маразм; другое дело, когда нравственные маразматики рядятся в тогу блюстителей нравственности.
Для филолога это не есть хорошо. Мошенство это.
5
ilya heifets , 7 декабря 2014 в 15:51
Да нет, уважаемый, история знает немало случаев, когда порочная в молодости становилась при желании вполне порядочной в зрелости, удачно выйдя замуж. НФ НЕ ЖЕЛАЕТ становиться порядочной и выходить за Мышкина: она предпочитает Рогожина именно поэтому, а не потому, что она порочная. И деньги сжигает, чтобы доказать, что она непродажная, БУДУЧИ ПРОДАЖНОЙ и не желая меняться. Эта ее фронда абсолютна иррациональна и фальшива.
А, значит, автор статьи прав.
-3
Сергей Медвед , 8 декабря 2014 в 00:14
// ilya heifets: «….история знает немало случаев, когда порочная в молодости становилась при желании вполне порядочной в зрелости, удачно выйдя замуж»//

Жаль, что НФ не встретила своевременно умного ilya heifets, который бы ей объяснил, что у неё есть все шансы стать «вполне (!!!) порядочной» в зрелости и счастливо выйти замуж за Мышкина. Сочетание «вполне порядочная» (отличать от «не вполне порядочной») говорит о комментаторе больше, чем вся остальная написанная им хрень.

ilya heifets: «НФ НЕ ЖЕЛАЕТ становиться порядочной и выходить за Мышкина: она предпочитает Рогожина именно поэтому, а не потому, что она порочная».

НФ является порядочной (так у Достоевского) независимо от того, что она думала на этот счет (у неё высокие критерии порядочности, хотя оные суть её заблуждения) и независимо от того, что думает по этому поводу ilya heifets. Легко видеть, что ilya heifets является глупым невеждой независимо от того, что он по этому поводу думает и независимо от того, какие надежды он возлагает на свою зрелость.

// ilya heifets: «И деньги сжигает, чтобы доказать, что она непродажная, БУДУЧИ ПРОДАЖНОЙ и не желая меняться»//

Нет смысла комментировать глупца. Написанное ilya heifets является своего рода распутством. НФ же была и остаётся целомудренной, независимо от вьющихся вокруг неё развратников (тогда и ныне).
2
Сергей Медвед, 8 декабря 2014 в 00:14: аргументированно и корректно опровергать мнение оппонента - сколько угодно. А вот оскорблять его (глупец, тупой невежда и т.п.) равносильно харакири, сударь. Еще разок рискнете и повторится уже пережитая Вами печальная история (на "Эхе Москвы", кажется?). Модератор
-3
Сергей Медвед , 7 декабря 2014 в 11:20
// Эпштейн: "То, что производится сегодня в знак солидарности со «злобой года», — и есть тот самый бобок. Бобок-пропаганда, бобок-публицистика, бобок-литература, бобок-метафизика…"///

"Бобок" Эпштейна не соответствует по смыслу "бобку" Достоевского.
У Достоевского БОБОК - символ бытия "в самой бесстыдной правде! (Заголимся и обнажимся!)" – это осознанное, аффектированное БЕССТЫДСТВО.
Нынешняя пропаганда манифестирует нормы морали (в госдуме токмо об этом помышляют) и преподносит РФ как остров НРАВСТВЕННОСТИ в безнравственном мире.
РФ есть мир Оруэлла, а не мир "подполья" Достоевского.

Автор вправе вводить свои термины и придавать им свои смыслы, но не хрен своими смыслами наполнять понятия, смыслы которых дали классики.
27
Александр Русский , 5 декабря 2014 в 11:02
Гениальный материал, спасибо автору, добавлю только мнение исламистов с сайта Кавказ Центр: "...Напомним, что согласно научным исследованиям, русские по своей природе женственны, типа вздорных скандальных баб, типа фурий (женщины фурии более зверские и жестокие, чем мужчины). Русские плаксивы, слезливы (публичные слезы Путина в марте 2012), непостоянны, сварливы, сентиментальны, вздорны, ленивы, нетерпимы к другому мнению, консервативны, легко возбудимы, эмоциональны. У них мазохистские наклонности, любят рабство, любят бояться, любят, когда их бьют. Если царь их бьёт, значит, считают русские, царь сильный, брутальный мужчина, мачо, значит царь их любит. За это они любят такого царя..."
-15
aleks kust , 6 декабря 2014 в 16:51
Да у вас тут гнездо, руссофобчики записные! Особенно доставила ссылка на такой авторитетный источник - целый Кавказ Центр! Вот уж где центристы умеренные...
0
aleks kust , 7 декабря 2014 в 09:53
вы так предсказуемы, наверное "солью земли" себя считаете?
0
Александр Русский , 8 декабря 2014 в 13:47
aleks kust, 6 декабря 2014 в 16:51
Рад, что Вы обратили внимание и полностью соглашусь с Вами, а теперь откройте тот сайт и читая несколько заголовков меняйте местами "Россия" на "Украина", "Москва" на "Киев", "Путин" на "Порошенко". И что Вы получите? А получите Вы обычные новостные сюжеты российских СМИ об Украине. Я сам был шокирован. когда понял какой непотребный ресурс стал источником вдохновения журналистов российских СМИ. Право это позор для российских СМИ пользоваться риторикой мусульманских фундаменталистов.
0
Александр Русский , 8 декабря 2014 в 13:51
И в связи с этим еще больнее становиться, когда наблюдаешь истерию российских СМИ и понимаешь, что джихадисты правы в своих описаниях русских. Они стали зеркалом российских СМИ. Чесно я шокирован, пасть так низко, что перенимать методы этих религиозных фанатиков...
2
александр меклер , 6 декабря 2014 в 19:31
Всё это так, да не так. Психический тип русского человека разнообразен, он меняется и по шкале времени и по шкале пространства: в Новороссийске превалирующий тип один, а в Новосибирске другой. Россия являла миру и величайших, мощнейших умов и гниющее болото. Тот же Достоевский писал: "Широк русский человек. Я бы сузил."
А я бы не стал. Пущай себе...
0
vladimir bortsov , 7 декабря 2014 в 17:35
Откровенная глупость, извините. А научные исследования тоже в центре Кавказа проводились?))))
36
Александр Русский , 5 декабря 2014 в 11:08
РЕДАКЦИЯ НГ перенесите статью в раздел "ВЫБОР РЕДАКЦИИ", она того заслуживает!
20
Дмитрий В. , 5 декабря 2014 в 15:08
Поддерживаю! Великолепно проделанная автором работа!
3
Антон САВИН , 6 декабря 2014 в 23:16

Мощная фундаментальная статья : по глубине анализа и диагноза на уровне произведений гениального мыслителя Василия РОЗАНОВА., ещё в начале 20-ого века понявшего всю сущность мутной иррациональной "русской души", искорёженной вековым рабством и варварскими условиями жизни ...
33
Анна Легкая , 5 декабря 2014 в 12:20
Давно меня беспокоит такой вопрос: почему в России такая пропасть между интеллектуальной элитой и потребителями телевизора? Ведь, Достоевский - это школьная программа, почему уважаемый г-н Эпштейн способен переосмыслить его образы в современном ракурсе, а для "крымнашистов" никаких духовных поисков, столь характерных для героев Достоевского не существует? Они верят, что мир - черно-белый. Путин - белый, а Обама - черный. Почему они с детства знают, что Россия - страна с великой литературой, но ни одной идеи из этой литературы, за исключением "умом Россию не понять", в жизни не используют? И такое же отношение к православному христианству. Есть заповеди: любить ближнего, молится за врагов, где их осуществление?! Ремарк написал "На западном фронте без пе" - в Европе, в Германии - множество настоящих пацифистов сейчас. Где же последователи Алеши Карамазова,
19
Михаил Тогунов , 5 декабря 2014 в 22:48
"Ведь, Достоевский - это школьная программа,..."
Мне кажется, что многие учителя литературы очень сильно постарались, чтобы отбить у школьников интерес к этой самой литературе. И только очень немногие потом смогли вернуться и всё таки прочесть те книги, которые они "прошли" в школе. Вот и мало их, последователей Алёши Карамазова... ИМХО
34
Павел Шумкин , 5 декабря 2014 в 12:40
Просто замечательный материал. Давно подобного не было.
Согласен со всеми посылами Автора, касающихся важности понимания психологии и инвалидности духа населения, которые и являются базой понимания всего происходящего со страной.
Думаю это первый материал про реальную диагностику. страны.
5
Кузнецов Андрей , 6 декабря 2014 в 18:24
@ ...и инвалидности духа населения...
@ ...не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом...
У славян и в России, в частности, все проблемы из-за правового нигилизма.
Причем мы все (за редким исключением) участвуем в этой "пищевой" пирамиде на уровне административной, либо уголовной ответственности:
- амеба выбрасывает упаковку из под мороженного или чипсов себе под ноги
- червяк пьет пиво в общественном месте и ругается, да еще при детях
- крот выгуливает собаку без намордника и поводка
- кошка паркует авто на газоне или во втором ряду
- собака берет взятки или ворует
- рысь кошмарит бизнес
- ЛЕВ (он же царь зверей, находящийся на вершине этой пирамиды) нагло и цинично нарушает Конституцию (по сути 4-й срок к ряду), а что еще хуже переписывает ее под себя.
Действия последнего делают невозможным на перспективу оказаться в правовом обществе. Нам некуда (точнее бессмысленно) жаловаться на алкаша-соседа, за раздавленные цветы под балконом, за покусанного во дворе ребенка, за поцарапанное авто и т.п. От этого мы становимся ко всему черствыми и равнодушными . И нам уже без разницы - чей Крым. И под Украиной там был бардак и под Россией будет он же, только круче. Ощущение близости катастрофы.
11
Михаил Ханин , 5 декабря 2014 в 13:19
Извините, навеяло....
///
Парано́йя (др.-греч. παράνοια, дословно — «околомышление») — вид расстройства мышления, странность, возникающая при ряде психических заболеваний и поражений головного мозга. В классическом представлении страдающие паранойей отличаются нездоровой подозрительностью, склонностью видеть в случайных событиях происки врагов, выстраивать сложные теории заговоров против себя, с сохранением в другом логичности мышления. При паранойе содержание патологических ситуаций часто основывается либо включает много элементов реальности, формально правдоподобно связанных с болезненными представлениями больного. Паранойя является пожизненным хроническим состоянием с периодами обострения и утихания клинических симптомов. Во многих случаях отдельные признаки паранойи развиваются в преклонном возрасте при дегенеративных процессах в головном мозге (например, при атеросклеротическом поражении сосудов мозга, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, болезни Хантингтона и др.). Преходящую паранойю может вызвать приём психодислептиков — наркотиков, амфетаминов, алкоголя, многих видов лекарств[1].
5
Михаил Ханин , 5 декабря 2014 в 13:22
Так хочется надяться на ремиссию.....
М.б. я оптимист?
2
Stanislaw Galizki , 6 декабря 2014 в 14:36
Ребята, вся эта достоевщина, все эти интеллигентскеие умствования, на песке построеные, с невероятными допущениями, архаизмами, поисками экзестенциального в огородной будочке закончатся одномоментно, когда придёт человек, и скажет: "Обогащайтесь!".
Не достоевщина движет бобками в костюмах откутюр, а самый примитивный экономический интерес. Шерше ля деньги, господа, шерше ля власть, нынешний синоним денег. и не верьте, что весь период с 1991 года постсоветский, постсоветский закончился на стыке тысячелетий, и началась откровенная фашизация России, естественным продолжением которой и стало ощущение вседозволености. Лечится? Да легко! Хорошим ударом в морду или поркой на конюшне.
1
Игорь Тулаев , 6 декабря 2014 в 16:54
Если бы все было так просто...
28
Михаил Елшин , 5 декабря 2014 в 13:22
Присоединяюсь к читателям, кто просит поместить этот материал на первую полосу, выбор редакции.
Великолепный, умный материал, подвигающий размышлять, думать. Конечно, для обыденного сознания нашего постсовка - это набор труднопонимаемых почти неулавливаемых ассоциаций, где Достоевский - пустое вкрапление.
До его разумения (постсовка, совка, бобка) недосягаема связь тяжелых мыслей писателя с состоянием духа сегодняшних мертвецов, по собственной воле при жизни загнавших себя в подземелье.
А автор прекрасно воспользовался этой связью и объяснил чисто с философских позиций абсурдность и идиотизм системы мышления человека из советского прошлого, которого злая судьба и скрещение случайных обстоятельств вознесли на политический Олимп.
В осмыслении поступков этого галерного раба действительно нужно использовать кроме философского еще и психологический словарь, так как все его телодвижения напоминают конвульсии психически нездорового человека.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345678910...12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама