Комментарии / Выпуск № 77 от 22 июля 2015

79550 Теория о поколениях России: от «фронтовиков» — к «поколению без будущего» и дальше


Слет бывших артековцев в Крыму, 2015 год. Фото: РИА Новости

О чрезмерной зависимости русской истории от поколенческого шага первым написал, насколько я представляю, Теодор Шанин, который достаточно подробно исследовал этот феномен, сформулировав некоторые базовые идеи. Трудно кого-то удивить мыслью о том, что смена поколений играет в истории значительную роль. Проблема, однако, в том, что в России, более чем где бы то ни было, крутые перемены происходили на поколенческом разломе.

Естественно, что поколение — явление социальное, а не биологическое: люди рождаются непрерывно, хоть и неравномерно, и при рождении никто ни к какому поколению не принадлежит. Поколения появляются позже под влиянием исторических обстоятельств, которые «сбивают» совершенно вроде бы разных людей, имевших счастье или несчастье родиться приблизительно в одно (в историческом масштабе) время, в поколения. Конечно, огромную роль играют сходные исторические условия, существующие на протяжении более или менее длительного времени. Но главная роль принадлежит некоторому выдающемуся историческому событию, которое окрашивает собой эпоху и мистическим образом превращает статистическую выборку в поколение.

Поэтому в реальной жизни в поколение объединяются вовсе не по дате рождения, а по времени, когда происходит наиболее активная социализация, то есть в возрасте от пятнадцати до тридцати лет. Поколение — это те, кто вступал в самостоятельную жизнь при сходных условиях и пережил совместно уникальный социальный опыт. При этом разные поколения неравноценны по своему вкладу в исторический процесс. Есть конструктивные поколения, формирующие цивилизацию. Есть деструктивные поколения, которые ее разрушают.

По мнению Теодора Шанина, поколенческий шаг составляет около пятнадцати лет. Конечно, это условность, и никакой мистической отсечки, нарезающей каждые полтора десятка лет по новому поколению, не существует. Но как ориентир для исследования истории советской и постсоветской культур эта гипотеза неплохо работает.

 

1910–1925: Фронтовики

Поколение, родившееся «до и после революции», скосила война. Война, собственно, и создала из этих людей поколение. Их мировоззрение определили Большой террор и Великая Победа.

Победа превратила поколение фронтовиков во второе издание декабристов. Офицеры и солдаты, вернувшиеся с фронта, перенесшие все тяготы ратного труда, и главное, одолевшие невиданного до тех пор врага, преисполнились достоинства, которое было несовместимо с Большим террором, чей маховик стал раскручиваться повторно после Победы как ни в чем не бывало. Можно сказать, что фронтовики создали «советскую цивилизацию», поставив весной и холодным летом 1953 года точку в развертывании все пожирающей русской революции. Арест Берии, отказ от массового террора и развенчание культа личности были, выражаясь современным политическим языком, настоящей революцией достоинства. Фронтовики выпестовали оттепель, ее принес не Хрущев, она зарождалась в окопах Сталинграда и на подступах к Берлину. Оттепель — это завещание фронтовиков следующим поколениям.

 

1925–1940: Шестидесятники

Шестидесятники — первые и потому самые «аутентичные» наследники большевиков, «рафаэлиты» оттепели. Оттепель стала главным событием всей их жизни, предопределив судьбу многих.

Они успели по касательной прочувствовать огненное дыхание Большого террора (если не прямо, то через родителей), но их собственное вхождение в большую жизнь проходило во времена, которые Ахматова называла вегетарианскими. Сочетание гордости и стыда за отцов, шок от открывшейся правды жизни и при этом достаточно щадящий общественный режим, допускавший некоторое проявление свободы, сделали из шестидесятников поколение романтиков и мечтателей, поверивших в то, что в России все может быть иначе. Эта вера выстрелила через поколение, отчасти воплотившись в идеалах перестройки.

Сами шестидесятники не смогли воплотить свои идеалы в жизнь и остались в исторической памяти поколением, пропевшим гимн свободе и вслед за этим сошедшим со сцены.

 

1940–1955: Семидесятники

Семидесятники — это поколение застоя. Главным событием жизни этого первого послевоенного поколения стала брежневская реакция. Это поколение, которому пережившие войну фронтовики и их подруги постарались создать максимально комфортные по тем временам условия жизни. Большой террор был для них легендой, толком они его не помнили. Войну, впрочем, тоже. Отрочество прошло при относительной свободе, осознать значения которой в силу своего малолетства они не успели. А вот активный период жизни начался одновременно с политическим переворотом, устроенным советскими ортодоксами.

Это было поколение, на мировоззрении которого сказалась больше не столько сама Пражская весна, сколько ее подавление советскими танками. Оно учло урок и выбрало путь прагматизма и конформизма, предпочитая бороться за совершенствования личного и семейного быта, а не за совершенствование общественного строя. Семидесятые годы стали временем расцвета советского мещанства, что в целом подтверждало мировой тренд по созданию глобального потребительского общества. Семидесятники превратились в массе своей в безыдейный псевдокоммунистический консьюмеристский планктон.

В их жизни все должно было быть красиво, и особенно быт. Но тут была одна загвоздка — по части быта Запад одерживал над СССР одну историческую победу за другой. И стратегический паритет установить никак не удавалось: то в прорыв уходили стиральные машины и холодильники, то телевизоры с видеомагнитофонами. Завозившиеся в страну самыми замысловатыми путями каталоги Otto и журналы Burda пользовались гораздо большей популярностью, чем продукция самиздата.

Холодная война была еще в самом разгаре, а прагматичная обывательская масса давно уже признала в ней свое поражение.

СССР боялся ядерных боеголовок и крылатых ракет, а капитулировал перед ширпотребом. В конце концов, парадоксальным образом это самое исторически бесполезное советское поколение выносило в своей утробе перестройку как ответную реакцию на потребительский дефолт советской экономики.

Движение алчных потребителей, присвоившее себе романтические идеалы шестидесятников, но на самом деле просто стремившееся к жизни по западным стандартам, стало главной движущей силой перестройки. Это предопределило ее противоречивый, половинчатый характер — для основной массы «революционеров» из всех видов провозглашенных свобод наиважнейшей оказалась свобода импорта.


Московская семья за столом, 1989 год. Фото: РИА Новости

 

1955–1970: Поколение перестройки

Из какого бы социального сора ни возникла перестройка, она стала величайшей революцией, перевернувшей жизнь страны. Судьба следующего поколения была уже целиком и полностью предопределена ею. Предполагалось, что это поколение должно было вдохновиться романтическими внешними идеалами шестидесятников, выкрасивших перестройку в цвета свободы. Но оно (и это логично, по-своему) вдохновилось ее внутренней меркантильной сущностью. Это поколение выросло в гнилостной атмосфере разлагающейся советской империи. В жизнь оно вошло непуганым, потому что империя была слишком слабой, чтобы пугать и давить по-настоящему. Когда настала пора испугаться, как раз и случилась перестройка.

Свободу это поколение ценило только на словах, потому что досталась она ему без борьбы, как манна небесная. Люди не привыкли ценить то, что получают даром. Зато распад СССР остался для большинства плохо заживающей раной.

Поэтому перестройка в их глазах так навсегда и осталась праздником со слезами на глазах, вызывающим не столько восторг, сколько недоумение.

Вторых шестидесятников из внуков оттепели не вышло, на место идеалистического романтизма пришел унылый практицизм. Это во многом обусловило деструктивный характер перестройки и всех последующих событий.

 

1970–1985: Разочарованное поколение

На смену поколению перестройки пришло поколение отвязных циников. Если задуматься, то никакое другое поколение в атмосфере «лихих 90-х» сформироваться не могло. Это было первое уже совершенно безыдейное, но еще советское по сути поколение. Оно социализировалось в атмосфере бандитского беспредела и всепоглощающего стяжательства. Оно еще помнило о советских жизненных стандартах и видело, как на глазах буквально из ничего вырастают гигантские пузыри немыслимых состояний. Главным событием их жизни была приватизация. Вместо возмущения им завладела зависть — они были у источника, но не смогли напиться, так как были слишком молоды. Главной целью их жизни стало наверстать упущенное. Их не интересовали средства, их интересовала сумма.

Они ментально созрели для нынешней России раньше, чем история явила на свет нынешнего президента. Они стали его главной социальной опорой, из них он набрал свое новое посткоммунистическое дворянство.

Он дал им все, они обеспечивали пятнадцать лет стабильность его режима. Единственное, чего они не учли, что им на смену придут те, кто будет еще циничнее.

 

1985–2000: Потерянное поколение

На первое по-настоящему постсоветское поколение неоправданно возлагались большие надежды, как на поколение «свободы». Считалось и отчасти продолжает считаться, что поколение, не отравленное советскими парами, станет строителем новой России. Все, мечтающие о какой-то другой России, заигрывают сегодня с этим поколением, полагая, что это и есть та самая революционная или контрреволюционная молодежь, которая должна определить будущее страны. Между тем молодая была не молода.

В жизнь вступает безвременно состарившееся поколение, у которого нет даже своего собственного будущего. Это поколение мегапотребителей, первым впечатлением жизни которых был ранний Путин. Оно смутно помнит беспредел 90-х, а СССР ему кажется вообще доброй старой сказкой. Авторитаризм, особенно в формате «суверенной демократии», является для него привычной и естественной средой обитания.

Девиз этого поколения — урви от жизни все. Это убежденные консьюмеристы. Главным событием их жизни стал нефтяной бум, обеспечивший этому поколению небывалый и ничем не оправданный уровень жизни. Они инфантильны и агрессивны.

Их амбиции сопоставимы только с их аппетитом. Из всех видов свобод наиважнейшей для себя они считают свободу потребления. Это поколение лишних людей, которому кажется, что оно востребовано. Оно является социальной базой всех провластных радикальных движений, но не потому, что любит власть, а потому, что любит красивую и комфортную жизнь. Оно не только поддерживает перерождение авторитаризма в неототалитаризм, но и всячески провоцирует его. Поколение надежды оказалось поколением исторического тупика. Удел лучших его представителей — эмиграция, либо внешняя, либо внутренняя.

 

2000–2015: Поколение без будущего

Люди, родившиеся в России на восходе XXI века, могут оказаться поколением будущего не только по той естественной причине, что им еще только предстоит влиться в общественную жизнь, но и потому, что, возможно, именно этому поколению предстоит предопределить в долгосрочной перспективе судьбу русского народа. Здесь я должен сослаться на Дмитрия Быкова. Отвечая на вопросы из зала, он упомянул свой личный преподавательский опыт и отметил, что, по его мнению, те, кому сейчас от пятнадцати до двадцати лет, очень существенно отличаются от старшего поколения, причем в положительную сторону.

Для меня, практически лишенного возможности общаться со студентами в России последние семь лет и поэтому довольствующегося теоретическими выкладками, это очень существенное наблюдение. Оно в некоторой степени совпадает с моими ожиданиями. Быков же высказал и весьма глубокую догадку о том, почему в условиях более жесткой диктатуры вырастают более цельные, более дееспособные поколения. Он заметил, что воспитывает не вектор, а величина. Поэтому в тяжкие, но эпические времена вырастают гиганты, а в хлебные и вялые — пигмеи.

Времена становятся все более эпические. Не исключено, что главным событием в жизни нового поколения будет новая война, и дай бог, чтобы местная, а не мировая. Расти им придется в удушающей атмосфере нарастающего мракобесия, которое все меньше будет похоже на вегетарианскую диктатуру нулевых. Будет где разгуляться сильному характеру. Похоже, Россия снова учится закалять сталь.

Этому поколению каждый день придется делать серьезный нравственный выбор. Многие сделают его не в пользу добра, но те, кто отвергнет зло, будет стоять на своем твердо. Они будут воспитаны на неоимперских идеалах в осознании не слабости, а силы. Тем жестче будет столкновение с реальностью, когда выяснится, что посткоммунистическая империя была блефом и выдумкой. Слабый характер при столкновении с реальностью подстраивается под реальность, сильный — реальность меняет.

Растет поколение, способное менять реальность на ту, которая его больше устраивает.

Они войдут в политическую жизнь между 2020 и 2025 годами, как раз тогда, когда режим перевалит через свой «апофегей» (спасибо Юрию Полякову за метафору) и начнет покрываться плесенью. Им, по всей видимости, придется серьезно размежеваться в вопросе о выборе путей развития страны. Поэтому вариант перерастания империалистической войны в гражданскую снова не исключается. Чисто теоретически действительно есть основания полагать, что поколение «2017+» окажется более ярко окрашенным, чем три предыдущих, и поэтому я склонен верить предчувствиям Дмитрия Быкова.

 

Поколенческий сдвиг

Из всего вышесказанного вытекает один весьма унылый вывод: серьезного сдвига в общественной жизни России следует ожидать скорее после 2020–2025 годов. До этого времени не сформируется субъект социального действия, способный продавить какие-либо перемены.

Поколения 1955–1970 и 1970–1985 годов сами являются демиургами существующего статус-кво, а поколение 1985–2000 годов не оправдало возлагавшихся на него надежд, отравившись испарениями «совка». Поэтому так велико значение поколения 2000–2015, за которое, по моим представлениям, сейчас должна начаться самая серьезная борьба. Конечно, все может случиться и ранее, если мировой кризис все-таки перейдет из вялотекущей формы в активную или если правящий режим допустит серьезную ошибку, спровоцировав революцию. Но это вряд ли пойдет России на пользу, потому что революция в стране, где нет силы, способной ее подхватить и возглавить, придав ей четкий вектор, протекает особенно болезненно.

 


179 комментариев

18
al bak , 18 июля 2015 в 18:35
Народ меняется только от двух вещей - это миграция и истребление ( или вымирание) части народа , изменения от " поколения к поколению" - это чушь,как поёт Макаревич " Сашеньки и Машеньки скоро станут " нашеньки", верного оттеночка вырастает сменочка".
Изменение в народе только от того, кто приезжает, кто уезжает, кто больше размножается и кто вымирает или кого убивают. По этим признакам за последние 100 лет селекция в России отрицательная и антизападная.
29
Dow Jones , 18 июля 2015 в 19:51
Нынешняя российская молодежь, в отличие от их родителей, куда меньше подвержена неоимперским амбициям. Она хочет жить по западному образцу, но в виду наличия 86% зомби, просто учит английский, немецкий, французский и прочие языки, после чего валит в Европу и США - учиться, работать, жить, создавать там семьи. Это, на самом деле, печально, ведь уезжают люди, которые действительно смогли бы изменить жизнь в России к лучшему, а так они лишь улучшают жизнь в других странах...

Ну а над Россией без этих людей и дальше сгущается тьма...
13
Лев Баталов , 18 июля 2015 в 20:16
90-процентно согласен! У современной молодёжи нет времени активно высказывать свою позицию ввиду нехватки времени (работа+личная жизнь). Но есть возможность уехать. Но правда ли, что "Это, на самом деле, печально, ведь уезжают люди, которые действительно смогли бы изменить жизнь в России к лучшему"?

Мне не печально. Какая разница, где будет сделано научное открытие или нарисована картина? А военная технология, придуманная российскими инженерами в России, может быть использована против других стран.
5
Лидия Козакова , 18 июля 2015 в 21:14
Лев Баталов , 18 июля 2015 в 20:16
У современной молодёжи нет времени активно высказывать свою позицию ввиду нехватки времени (работа+личная жизнь)
Вы полагаете. что именно этим и отличается новое поколение от предыдущих., так как у прежних, видимо, было достаточно времени из-за отсутствия работы и личной жизни?
7
Лев Баталов , 18 июля 2015 в 23:30
Высказывали свою позицию в перестройку, когда большинство работали на 1-й работе. А сейчас все мои друзья на 2-3 пашут, чтобы хоть как-то кормить свои семьи.
0
Дима Любимов , 29 февраля 2016 в 22:54
не "как-то кормить", а ублажать демонов потребления :)
0
Максим Сербин , 21 июля 2015 в 13:45
а что, вы хотите, чтобы за вас, за вашу жизнь, за ваше будущее, за будущее ваших детей, за чистый двор у вашего с ними общего дома, за отсутствие на тротуаре у этого дома автомобилей, в том числе и вашего автомобиля - мы шли на баррикады? лезли под дубины ОМОН, огребали судимости, да, в конце концов, с точки зрения закона совершали преступления (участие в массовых беспорядках, например)?
а вы этого заслужили?
44
Антон САВИН , 18 июля 2015 в 21:24
Только из небольшого круга моих знакомых петербуржцев за период с июня 2014 года, то есть, всего лишь за один год, эмигрировали уже 11 одаренных, очень образованных и порядочных людей в возрасте 22-35 лет.

Но, особенно поразила можно сказать "протестная" эмиграция друзей моей однокурсницы: обеспеченных, высококвалифированных специалистов из Петербурга, хорошо устроенных супругов 40 летнего возраста с двумя детьми 16 и 12 лет.
Эти супруги, коренные петербуржцы в 9-ом поколении, не имеющие никаких украинских корней, в течение 1,5 месяцев распродали всё имущество, продали квартиру, загородный дом и уехали на ПМЖ в Украину, купили дом с садом недалеко от Киева. В беседе с ними об этой эмиграции они сказали очень коротко:
"Дышать всей этой вонью агрессивного мракобесия, которое в России заполнило все поры общества, мы просто физически не в состоянии. нам буквально физиологически нужна Свобода.Этнически мы совершенно русские, прижиться в США или в Германии вряд ли сможем: поэтому эмигрировали в Украину, живём здесь с чувством огромной душевной радости и лёгкости: украинцы в своём абсолютном большинстве - это потрясающе добрые, чистые, очень верующие люди, к тому же весёлые, общительные, с очень развитым чувством юмора. Мы чувствуем себя в Киеве, как в родном доме."
-1
Светлана Федорова , 19 июля 2015 в 17:42
а надо было в Израиль. Там общество интересней. Да и уровень выше.
-10
Arsen Lupin , 20 июля 2015 в 16:36
Мы приехали в СССР из США и живем здесь с чувством огромной душевной радости. Феерично, просто феерично.
3
A H , 20 июля 2015 в 16:48
Люпин, зеленого коммента у вас никогда не будет, только красные. Я за этим слежу...
Так что не изливайте желчь на клаву - итак ваши бледные высеры минусяться уже рефлекторно.
-2
Arsen Lupin , 21 июля 2015 в 08:56
Считаю за честь, не переходя на хамство и школьные "обзывалки", иметь отрицательный рейтинг от местных "комментаторов". Сайт-то хороший, только аудитория слабовата :)
1
A H , 21 июля 2015 в 09:00
Вот от таких то запутинцев аудитория слабовата:)
6
Stalwart Son , 21 июля 2015 в 09:44
Так ведь еще учесть надо, что миграция - это всегда жуткий стресс, огромные материальные расходы, языковой барьер, в общем жуть! Тем паче становится очевидна кризисность существующего положения в государстве, откуда все - у кого хоть немного денег и мозгов есть - бегут. Положение в современной России напоминает положение Кастровской Кубы, откуда в одни только США мигрировало около 2 миллионов человек. миграция - не причина и не решение проблемы, а ее важный индикатор.
P.S. Из личного опыта: обратил внимание, что преимущественно мигрируют не нувориши и чины, а представители среднего класса и верхней половины "третьего сословия" и, как правило, не по материальным соображениям, по крайней мере, не столько по материальным соображениям.
-2
Максим Сербин , 22 июля 2015 в 10:38
совершенно случайно увидел комментарий - на клавиатуру чуть не вывалил завтрак. можно сказать - мимо проходил.
"АН"! следи за базаром
1
A H , 22 июля 2015 в 10:48
Тебе какое дело, чел ? Я с тобой не базарил..
-2
Максим Сербин , 22 июля 2015 в 13:41
да как сказать - проходил мимо, увидел чела - свина, прикидывающегося человеком - в момент проявления им своей сущности, отчего и обратил на него внимание. и выразил сое отношение к происходящему.
1
A H , 22 июля 2015 в 13:43
вякнул ? ну и проходи мимо, не пыли....
10
александр меклер , 19 июля 2015 в 12:13
"Ну а над Россией без этих людей и дальше сгущается тьма... "

Какова может быть "тьма", которой не знала Россия в своём прошлом? Ведь всякое "настоящее" в нашей стране мало чем отличается от прошлого. (Речь идёт не о материальных условиях жизни, а о степени гражданского участия в стране). Можно ожидать, что и будщее ничем не будет отличаться в этом смысле от настоящего России. Например, завоевание её (кем? китайцами?) вернёт её в то прошлое, когда она была улусом Джучи.
Так что здесь следует говорить не о "тьме", а о перманентном состоянии, можно сказать - судьбе нашего народа, занимающего ту часть (седьмую часть!) земной суши, которая не предназначена для человеческого обитания.
18
Igor G , 19 июля 2015 в 13:22
Увы, но вы явно переоцениваете молодежь.
Нет, спору нет, какая-то часть молодежи современная, продвинутая и свободная. Процентов этак 15-20.
Но подавляющее большинство не учит никакие языки и ничем не отличается от своих родителей, более того, порой даже превосходит их в мракобесии, воспевании совка, агрессии и милитаризме(это особенно), поклонении власти и подобным вещам.
2
Stalwart Son , 21 июля 2015 в 09:50
Во-во! Верно подмечено! Но, справедливости ради, нужно признать, что в нынешних условиях, все-таки проще искать истину, находить единомышленников, отстаивать свои взгляды и принципы. Поэтому, на более юные поколения надежды всегда больше, ведь честь, как известно берегут смолоду - потом уже смысла нет. Согласитесь, раньше человек в России был "никем", сейчас он уже является "чем-то". Дай бог, в будущем будет "кем-то", а может даже и "личностью".
3
Max Moscow , 21 июля 2015 в 10:59
Увы, но вы явно переоцениваете молодежь.
Нет, спору нет, какая-то часть молодежи современная, продвинутая и свободная. Процентов этак 15-20.
Но подавляющее большинство не учит никакие языки и ничем не отличается от своих родителей, более того, порой даже превосходит их в мракобесии, воспевании совка, агрессии и милитаризме(это особенно), поклонении власти и подобным вещам.

Насчет подавляющего не соглашусь, но большинство...
7
al bak , 20 июля 2015 в 17:37
Ага, вот Володя Ульянов тоже на запад уехал, Пол Пот и Иенг Сали в Сорбону учиться поехали. Бен Ладен тоже на западе хотел учиться - в США. Хомейни во Францию поехал,изгнали бедного иранца, долго жил там.
А ПОТОМ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ....
2
Stalwart Son , 21 июля 2015 в 09:54
Но дело ведь не в образовании, как таковом, а в системе ценностей и взглядов. Ким Чен Ын, или как его там, тоже на Западе жил и учился, но западенцем от этого не стал, ну, или, по крайней мере, умело маскирует. Одно дело - корочки получить и совсем другое - принять в себя современную (т.н. западную) систему мировоззрения.
5
al bak , 21 июля 2015 в 15:05
Можно добавить, что Киселёв на западе учился, а Соловьёв в Италии хорошую недвижимость имеет ( если прав Навальный).Система ценностей - это от человека, от родителей, не только от среды, но и от сопротивления среде ( как писал Горький). Самый известный апологет капитализма, Алиса Розенбаум, всю юность провела в СССР, самая известная антисоветчица Новодворская родилась и жила в СССР. С точки зрения мировоззрения поездка на запад не даёт ничего.
13
Анатолий Прокопьев , 19 июля 2015 в 12:17
Здесь не сказано главное - все эти поколения стали таковыми, потому что им разрешили стать такими! Когда власть сказала, что необходима диктатура пролериата, все закричали -ура, и пошли в топку этой диктатуры..
Потом власть сказала - нет, убивать - это плохо, Гулаг - это плохо и появились Шаламов и Солженицын, Галич и Высоцкий..Если бы не Хрущев, им бы не бывать!
Потом власть сказала, что нужна перестройка и появились Ельцин и Гайдар, Чубайс и Путин..Если бы не Горбачев, им бы не бывать..
Теперь власть взяла Крым, не спрашивая ни кого, и вдруг у всех проснулась тяга к собиранию земель и защите русского населения где бы то ни было. Потому что власть так сказала. Если бы не Путин, то не было бы ни Шевченко, ни Шаргунова, ни Прилепина, ни гиркина, ни матарылы..
Вот так мы и живем - власть разрешила - мы появляемся, власть запретила - мы исчезаем..
Поэтому у меня очень скептическое отношение к поколениям, у нас все зависит от власти.. А власть не зависит ни от кого..
3
Катерина Пожарская , 20 июля 2015 в 11:37
А власть зависит от нас. Или Вы думаете что власть и народ совершенно не зависимые друг от друга субстанции? К сожалению, это не так. Каждый народ имеет тех правителей, которых заслуживает. Я, например, слушая соотечественников, уже стала сомневаться кто чей запрос у нас выполняет: мне начинает казаться, что это власть отражает запрос общества. Это мы такие в своем большинстве: агрессивные, обиженные, с комплексом великодержавности. А власть просто отрабатывает запрос
4
Stalwart Son , 21 июля 2015 в 10:04
Трудно поспорить, однако, фактор легитимности тоже нельзя совсем сбрасывать со счета. У любого общества, в т.ч. и россиянского, есть порог терпимости, пусть даже и непомерно высокий (как в нашем случае).
Одно дело, - пользуясь слабеньким casus belli, под шумок отжать Крым, прячась за мнимую освободительную борьбу и не боясь ответных мер (ядреная держава, всеж-таки)! Совсем другое - попытаться отжать регионы стран Балтии или открыто признать участие в конфликте на востоке Украины.
Одно дело - дурить массы, по-тихому "осваивая" бюджет. Другое дело - в наглую и без особых изощрений все стыбзить, лишить пенсионеров пенсий и забить буй на решение продовольственных проблем.
Эти ребята - не дураки, они знают болевой порог общества и периодически его зондируют, так что ждем очередного чек-апа.
0
Alexandra N , 21 июля 2015 в 21:13
"Если бы не Хрущев, им бы не бывать! "

Всё так. Но, как мне кажется, в случае Хрущёва более сложный процесс был. Многие из тех, кто наверху, боялись, что Сталин затеет новый "37-й". И Хрущёв боялся, что его достанут сталинисты. Но они не могли не учитывать военного поколения. А оно, если бы ему сталинизм был так дорог, нашло бы способ продемонстрировать это. Я думаю, в тот момент люди не только победу связывали со Сталиным, но подсознательно - и боль от потерь, от ужасов войны. Так что какое-то влияние на власть это поколение оказало.
-4
Гелий Тужиков , 19 июля 2015 в 19:34
Эта статья не об изменении народа. --- эта мерзкая статейка (результат работы недр КГБ--ФСБ) об истории изворачиваний мерзкого режима власти. В ней , якобы доктор Пастухов, постоянно смешивает причины и последствия, демократично настроенных граждан с оголтелыми жуликами коммунистами. Правильно назвав фронтовиков родителя ми "хрущевской оттепели" , тут же называет шестидесятников наследникам большевиков. Описывая перестройку , все гадости устроенные бывшими партийными деятелями при "прихватизации" ,, приписывает демократическому поколению. Да и возникновение самой перестройки объясняет какими то второстепенными причинами. Перестройка. -- результат упадка экономики и угроза возникновения бунта, который мог бы закончиться Нюренбергом 2,0. Описывая поведение ( менталитет) поколений , ни как не коснулся того, что менталитет выробатывается социальными условиями, организоваными властью. Короче, в наше время в России НАЗРЕЛА НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАР ТВА. Цель этой статейки внести путаницу и протлкнуть порядки не совсем демокрстичкие.
1
Alexandra N , 21 июля 2015 в 21:33
Не думаю, что автор имеет хоть какое-то отношение к кгб.
Но полюс власти в ней совершенно не учтён.
Но ясное дело, что до власти добрались самые вёрткие, хитрые, беспринципные и плюющие на страну люди. Квинтэссенция дерь...а, так сказать, но такова система власти - с самого 1917-го, когда главным являлся не столько ум, сколько принадлежность к классу "пролетариата", а другими словами - та же лояльность. Но тогда выживаемость государства и власти хоть как-то зависела от индустриального развития... хотя бы военного сектора. Нынешние понимают, что с Россией воевать никто не будет, и им абсолютно всё равно, что происходит с промышленностью, с/х и прочим. Им главное - обезопасить себя от народа. И снова они опираются в своей власти на шариковых. И они в глазах учёных будут лицом поколения, что весьма неприятно.
0
Гелий Тужиков , 23 июля 2015 в 09:51
Александра, если Вы согласны , что статья запутывает. то автор имеет отношение к кгб. О полюсе власти Вы выразились очень точно -- с 1917 года во власти могли быть только "самые верткие, хитрые, беспринципные и плюющие на страну люди". Только почему- то оговорились , что ранее они проявляли какую-то заботу о "индустриальном развитии.... хотя бы военном секторе". Но для "дела" это не имело значения -- их преступный режим не позволял воплощать эту заботу. В результате они опоздали перевооружить армию на три года, а для "ног индустриализации" деятельность коммунистов являлась кандалами.
0
Alexandra N , 29 июля 2015 в 17:16
Я думаю, что статья вносит путаницу только в вашу голову. Возможно.
В ней, как раз, всё максимально понятно. Единственно, что не устраивает лично меня - жёсткие рамки определений, чёрно-белая картина. Мне кажется, мир устроен более сложно. И, одновременно, более просто.
-2
Владимир Углев , 19 июля 2015 в 19:45
Россия - это страна с героическим прошлым, прекрасным будущим, но увы, с дерьмовой жизнью, которая, как поётся в песне, между прошлым и будущим: "Есть только миг между прошлым и будущим именно он называется жизнь." - к/ф "Земля Санникова" пел за кадром Олег Анофриев.
0
Дима Любимов , 29 февраля 2016 в 23:00
никакое "героическое прошлое" не является оправданием и утешением бессмысленного настоящего. Поэтому нет никакого смысла на него ссылаться. С таким же успехом можно вспомнить Древнюю Грецию :)
24
Владимир Спиридонов , 18 июля 2015 в 18:37
Отсчёт потерянных поколений следует вести с 1917 года, хотя можно и на много раньше.

А что сказать про поколение не родившихся - потенциальные родители которых сгнили в сталинских лагерях и бездарных войнах, одна из которых сейчас ведётся с Украиной?!
11
Виктория Украинка , 18 июля 2015 в 18:39
Неожиданно, но понравилась статья. Сжато, честно, конкретно, как говорится и не поспоришь. Спасибо, автору. Диагноз грустный, но правдивый. Жаль, что так, а не иначе. И все говорит о том, что санкции с россии снимать нельзя, до полного выздоровления, ни в коем случае. Иначе загубится и новое поколение. Пора учиться осознавать ошибки и их исправлять и стараться не совершать в дальнейшем. Что по сути спасет и россию и окружающих.
Понравилось: "Между тем молодая была не молода.")) и "когда режим перевалит через свой «апофегей» (спасибо Юрию Полякову за метафору) и начнет покрываться плесенью. " )) (улыбнули). И еще раз спасибо, есть над чем подумать...
29
Ирина Черненко , 18 июля 2015 в 19:06
1970–1985: Разочарованное поколение
"Оно еще помнило о советских жизненных стандартах ...Главным событием их жизни была приватизация. Вместо возмущения им завладела зависть — они были у источника, но не смогли напиться, так как были слишком молоды. Главной целью их жизни стало наверстать упущенное. Их не интересовали средства, их интересовала сумма."
-------------------------------------
Цель оправдывает средства! А основным движителем была - ЗАВИСТЬ! На самом деле и сейчас, как мне кажется, истинной мотивацией в поддержке 89% россиян агрессивной политики кремля в Украине, является банальная зависть! Зависть, что вот украинцы смогли сбросить ярмо зарвавшихся и проворовавшихся януковичей, а у них - кишка тонка... Даже только перспектива того, что украинцы, вырвавшись из совка, смогут жить со временем также, как в европах-америках, может вызывать у пресловутых 89% жгучую, доходящую до исступления, черную зависть (сужу по своим, теперь уже бывшим, российским друзьям и некоторым пропутинцам, периодически появляющимся на просторах НГ). Зависть никогда не являлась двигателем прогресса, скорее регресса в обществе. Какое поколение остановит Россию от регресса, особенно морального, духовного - вот в чем вопрос?....
-16
Дмитрий Стрыгин , 18 июля 2015 в 19:19
>> истинной мотивацией в поддержке 89% россиян агрессивной политики кремля в Украине, является банальная зависть!

Угу. А вот что является истинной мотивацией скулеж членов секты свидетелей 86% из лагеря т.н. оппозиции? Ну открытые вертухальцы понятно - сказали чуровокиселевы в прайм-тайм по тв, что их 86% - они и поверили (сделали вид). А "оппозиционеры" то что этот бред повторяют? Чтобы поплакаться о негодном народишке (негодном поколении)?
22
Виктория Украинка , 18 июля 2015 в 19:25
Согласна с Вами на 99,9%. 0,1%-оставлю на погрешность.
Но, как мне кажется, что россиянам кажется), что нам (бывшим странам ссср) без россии очень плохо. И мы мечтаем вернуться, но стесняемся. Им кто-то (или та же зависть) не дает понять, что нам без них лучше. Да, все было связано, энергоносители, газ, нефть, наука и тд. и тд. Но мы учились обходиться по возможности без них, а они грелись (нефте-газо долларами) думали, что куда мы без них, бедные нищие родственники (младшие братья) по кругу. Но мы при всем при этом стали более самодостаточными, чем они. В общем россияне попали в собственный самообман. И выход есть и открыт, но в обмане комфортнее и привычнее (потерянное поколение).
Да и фиг бы с ними, если бы не война. Я до сих пор не могу нормально себе объяснить, что они от нас хотят???
24
Ирина Черненко , 18 июля 2015 в 19:36
ВИКТОРИЯ УКРАИНКА , 18 июля 2015 в 19:25
Да и фиг бы с ними, если бы не война. Я до сих пор не могу нормально себе объяснить, что они от нас хотят???
----------------------------------------
Такой же как у них, 89%, рабской ПОКОРНОСТИ... Судьбе ли, правителям ли....
13
Виктория Украинка , 18 июля 2015 в 19:57
Плюсую, но бред. Для меня это не объяснение такому количеству жертв. Скорее похоже, на то, что этот режим, таким нехитрым/кровавым способом спускает пар внутри россии, отчищается от ненормальных/воинственно настроенных, которых сам и породил и запугивает оставшихся пусть и инфантильных/покорных, но на всякий случай. В общем, как не крути, всё очень плохо. И все это заслуживает самого жесткого наказания. Так нельзя поступать с людьми и народами, которые вам не сделали ничего плохого. "Очень не хорошие люди"=одним словом. (Вы знаете, что я этим, хочу вам россияне сказать).
32
Свет в Конце , 18 июля 2015 в 19:58
Не-не-не, дело не в том, что россияне "заблуждаются" (или самообманываются - без разницы) насчёт бывших "советских республик". Они (россияне) эти территории реально считают СВОИМ. В смысле - собственностью. Как своим они, например, считают газ (которым попрекают Украину - мол, МЫ вам продаём) и нефть, которую они тоже кому-то "продают". Да, в этом убеждении проявляется полный сдвиг по фазе, поскольку россиянам ни газ ни нефть не принадлежат ни капли, как и вообще всё, включая собственность и жизнь. Tак и с бывшими республиками - МОЁ, мол. Поэтому убеждать их в чём-либо не имеет смысла вообще.
Слава Богу, что хотя бы читая комментарии здесь, знаешь, что в России есть не только умные, но и порядочные люди.
0
Виктория Украинка , 18 июля 2015 в 20:20
Свет в конце, вы сегодня он или она? И вы не хотите извиниться? Или о чем это я?)))
11
Лидия Козакова , 18 июля 2015 в 21:32
Свет в конце:

Полностью согласна.
Я называю этот комплекс собственника "Комплекс Сомса Форсайта". Но мне очень понравилось название этого комплекса одним из комментаторов НГ - Комплекс Маргариты Павловны ( из "Покровских ворот") - "Хоботов - это мой крест и мне придётся его нести до конца своих дней!"
Самое популярное объяснение этой преступной войне и вмешательству РФ в наши, внутриукраинские дела, которые дают россияне в своих комментариях сводится к одному: Вы же нам не чужие! Мы же болеем всей душой за то, что у вас там происходит! Мы же не можем спокойно наблюдать, как притесняют наших братьев на Донбассе! Мы один славянский народ! и прочее бла-бла-бла.
5
Свет в Конце , 19 июля 2015 в 11:10
Да-да, точно, абсолютно верная аналогия!

И пользуясь случаем, хочу выразить согласие с Вами по поводу Вашего замечания - на другой ветке - о том, что чувства украинцев по отношению к россиянам не выражены словами "обида" и т.п. Мне кажется, что я очень хорошо понимаю эти чувства - у меня самой без преувеличения глаза наливаются кровью, хотя мне в Украине даже проездом никогда не доводилось бывать.
3
рима гарайшина , 19 июля 2015 в 11:43
Не могу не заступиться за Сомса Форсайта. Если бы он был собственником, он поступил бы по законам политэкономии: посчитал убытки и забабахал новые бизнес-план и лав-стори, как поступают до сих пор герои глянцевых журналов. Трагедия в том, что он - очень цельный человек, однолюб, потерявший смысл жизни и поэтому обреченный.
10
Andrey Molchanov , 19 июля 2015 в 13:08
"Tак и с бывшими республиками - МОЁ, мол. Поэтому убеждать их в чём-либо не имеет смысла вообще. "
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Две песни: "Широка страна моя родная" и "Эх, дубинушка, ухнем" отражают квинтэссенцию русского духа. Нынешние властители России подло пользуются этим: совершенно сознательно нагнетают шовинистическую истерию, а сами при этом усиленно загребают бабло.
10
Тимофей Трубицын , 19 июля 2015 в 14:28
вот тоже хорошая песня: :)

Вижу горы и долины, вижу реки и поля.
Это русское приволье, это Родина моя.

Вижу Прагу и Варшаву, Будапешт и Бухарест.
Это - Русская Держава, сколько здесь любимых мест!

Вижу пагоды в Шри-лАнке и Корею, и Китай...
Где бы я ни ехал в танке, всюду мой любимый край! :)))
1
Alexandra N , 21 июля 2015 в 21:53
Вы даже не представляете, что именно в этом стишке - ответ на все вопросы. Но вовсе не такой, как многие подумают.

ВСЯ СТРАНА больна ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ синдромом.
И не зависть, не воинственность, не природная агрессивность в русском человеке - любой человек хочет быть СВОБОДНЫМ. Но здесь он всегда в рабском состоянии - его прессует чиновник, его достаёт ЖКХ, ему не платят на работе, и система власти перекрыла кислород, нет перспектив или ему врут про перспективы; жизнь проходит, и он знает, что умрёт в нищете, введя семью в разорение своими похоронами. И нет справедливости. Кругом одни запреты и штрафы.
Помните, как жутко звучали слова о том, что спасением от сталинского террора и атмосферы страха, для многих стала война.
Они думают, что война освобождает. Вернее, не думают, а просто инстинктивно в своём подсознательном отчаянии выбирают самоубийственный путь. Не все, конечно, но многие "добровольцы", наверное...
-35
Майя Яковлева , 18 июля 2015 в 20:50
Вот я бы тоже хотела понять, чего хотите от Донбасса. Зачем ввели туда танки и начали войну? Когда Шотландия хотела отделиться от Англии, королева сказала - пусть делают как хотят. Премьер ездил туда и говорил о любви англичан к шотландцам. А хунта привела на Донбасс танки. И до сих пор даже не думает договариваться с Донбассом. Воевать находит с кем, а договариваться не с кем. Если бы Англия стала грозить Шотландии, то каков бы был ход событий?
18
Ирина Черненко , 18 июля 2015 в 21:06
Майя Яковлева , 18 июля 2015 в 20:50
Вот я бы тоже хотела понять, чего хотите от Донбасса. Зачем ввели туда танки и начали войну? Когда Шотландия хотела отделиться от Англии, королева сказала - пусть делают как хотят. Премьер ездил туда и говорил о любви англичан к шотландцам. А хунта привела на Донбасс танки. И до сих пор даже не думает договариваться с Донбассом. Воевать находит с кем, а договариваться не с кем. Если бы Англия стала грозить Шотландии, то каков бы был ход событий?
----------------------------------
Мадам! Вы кроме кисельТВ еще что-нибудь информационно нормальное потребляете? Если, конечно, не методичку отрабатываете.

1. "Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошёл 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?».
К утру 19 сентября все голоса были посчитаны: 55,3 % проголосовавших выступили против независимости. Так как большинство явившихся на участки избирателей проголосовали против независимости Шотландии, она осталась в составе Великобритании."
Великобритании."https://ru.wikipedia.org/wiki/...
2. А под "хунтой, приведшей танки на Донбасс" вы, конечно, подразумеваете российские войска, ведомые "солнцеликим" путиным? Таки да, привел, ирод окаянный!...
23
Майя Яковлева , 18 июля 2015 в 20:50: многоуважаемая Майя Васильевна, во-первых, дубли комментариев у нас запрещены. Но главное, Вы, как инициатор "Интеллектуального проекта" и математик обязаны быть точной, применяя термин "хунта". Еще раз прилепите его к сугубо гражданскому, демократичному правительству и придется автору этих строк реагировать куда жестче.
-16
Димитър Николов , 18 июля 2015 в 22:57
Ну и ну модератор обосрался Хунта она и есть хунта а чем же Ваш ботоксовый карлик отличаеться от Пиночета
22
Димитър Николов , 18 июля 2015 в 22:57: вообще-то, за приписываемое Вами физиологическое действо в оскорбительном тоне вылетают отсюда быстрее поноса))) Но если наш болгарский гость является автором детективов (таких как "Произшествие край старата мелница" или "Жената от номер 7"), другой автор, криминальных повестей и рассказов уже на русском, осмелится Вам напомнить, господин, надо полагать, Начев, что "Хунта — в Испании и в странах Латинской Америки название различного рода объединений, союзов, комиссий, государственных органов. В некоторых странах Латинской Америки — военное правительство, пришедшее к власти в результате государственного переворота". А так, как речь шла о якобы "киевской хунте", много ли там среди сплошь гражданских военных?))).
Так что, "Не съм виновен".
Да, а после нового хамства Вас, таки, забаню.
-2
Димитър Николов , 18 июля 2015 в 23:44
Ой ой ой простите пожалуйста раба грешного я перепутал РОССИЮ сГрецию
0
Лидия Шундалова , 21 июля 2015 в 09:09
Уважаемый модератор, я прошу удалить свой профиль или рассказать, как это сделать. Обещаю никогда больше не заходить на Вашу газету и не читать ее. Я сделала ошибку, решив, что здесь возможны какие-либо дискуссии, рассуждения и объяснения. Пришла к окончательному выводу что две общественные линии должны идти параллельно друг другу не пересекаясь. Их представители не должны общаться друг с другом ибо это бесполезно.
2
Лидия Шундалова , 21 июля 2015 в 09:09: простите, но здесь профили не уничтожаются. Они отмирают сами по себе, для чего достаточно просто не посещать наш ресурс)))
0
Лидия Шундалова , 21 июля 2015 в 09:30
Тогда прошу удалить все мои комментарии, я не хочу чтобы их читали на Вашем ресурсе.
0
Лидия Шундалова , 21 июля 2015 в 09:37
Я признаю, что сделала ошибку, неужели нельзя пойти мне навстречу, хотя бы в качестве исключения. Буду очень благодарна.
10
Юрий Коваленко , 18 июля 2015 в 21:28
"Когда Шотландия хотела отделиться "
=============================
"Хотела" и самовольно стала отделяться -- разные вещи? Шотландия в UK и Донецкая область в Украине -- разные субъекты гос-ва?
18
Лидия Козакова , 18 июля 2015 в 21:39
Майя Яковлева:

А Вы уверены, что если бы в Шотландии люди заняли правительственные учреждения, вооружились, сбросили государственные флаги на землю и вместо них повесили бы флаги другого государства, скажем, Франции, то королева так же миролюбиво сказала бы - Да, ладно. что уж там, пусть делают, что хотят? А если сейчас в Дагестане или Ингушетии население выйдет на демонстрации, размахивая флагами чужого государства, прирежет парочку депутатов Гос. Думы, разоружит местную полицию, и соружием в руках начнёт вооружённое сопротивление рос. армии, то Путин и иже с ними, вроде Вас, скажет - Пусть делают, что хотят?
8
Andrey Sayko , 18 июля 2015 в 23:10
Майя Яковлева.
А хунта привела на Донбасс танки.
__________________________________

Это Вы имели ввиду хунту из Москвы? Уточните, пжалста, ибо Ваш камень не проясняет картину на доске...
16
Дмитрий Стрыгин , 19 июля 2015 в 00:45
В Шотландии СНАЧАЛА договорились о том, что будет за референдум и как поверить его легитимность. А тут сравнение не с Шотландией, а с Австрией, когда Гитлер СНАЧАЛА ввел войска, а ПОТОМ провел "референдум" который и "показал", что большинство якобы ЗА объединение с Германией.
5
Alex Kolchakov , 19 июля 2015 в 19:59
Майя Яковлева , 18 июля 2015 в 20:50

Ув. Майа, Вы, как математик, должны обладать логическим мышлением, наверное даже в гипертрофированном виде, объясните почему, когда я пытаюсь начать диалог с кем-то, придерживающимся Ваших взглядов, я в ответ слышу каике-то штампы, как будто читаю передовицы 30-х?
Нужно как-то обрабатывать информацию и делать выводы, перепроверять? Почему Вы используете слова, не зная их значения, как дед Щукарь: "Антресоль - это девка красивая, а будуар - баба гулящая"? Хунта? Фашисты? Нацисты? А что это такое, Вы знаете? Бандера - фашист? Вы этого не говорили, но все Ваши единомышленники считают, что да, и воевал против советской армии. И не удосуживаются проверить, что с лета 41-го и до конца войны он воевать никак не мог, т.к. сидел в нацистских (не фашистских) лагерях в Германии и никогда из Германии не возвращался. В 39-м и 40-м он тоже, кстати, сидел.
Как математик, и, безусловно логически мыслящий человек, объясните, поговорите со мной!
С уважением, нетерпением, примите и прочее...

Отдельное спасибо автору за фотографию!
0
Неизвестный солдат , 21 июля 2015 в 14:42
Майя Яковлева , 18 июля 2015 в 20:50
А хунта привела на Донбасс танки...
_______
Конечно термин, хунта, сложно применить к современному правительству Украины, разве, что в контексте: в отношении правительств клептократических государств с высоким уровнем коррупции либо: в отношении группы лиц, которые действуют по взаимному соглашению с неблаговидными целями. В любом случае, мы, слышали неоднократные заверения Украинского гаранта о том, что кровопролития не будет, о том, что действует перемирие, о том, что будут изменения конституции, о том, что будут соблюдаться Минские договоренности. Но факты говорят о другом: насильственное свержение власти, угрозы со стороны группировок приведших к власти незаконное правительство в адрес недовольных переворотом, угрозы по этническому признаку, нанесение ракетных и ракетно-бомбовых ударов, ведение интенсивных боевых действий. Поэтому, если не хунта, то сборище уголовных элементов, незаконно захвативших власть в стране.
-22
Майя Яковлева , 18 июля 2015 в 20:50
Вот я бы тоже хотела понять, чего хотите от Донбасса. Зачем ввели туда танки и начали войну? Когда Шотландия хотела отделиться от Англии, королева сказала - пусть делают как хотят. Премьер ездил туда и говорил о любви англичан к шотландцам. А хунта привела на Донбасс танки. И до сих пор даже не думает договариваться с Донбассом. Воевать находит с кем, а договариваться не с кем. Если бы Англия стала грозить Шотландии, то каков бы был ход событий?
9
Андрей Комельков , 18 июля 2015 в 22:38
Я не знаю, кого Вы имеете в виду, но чего хочет нынешняя власть - это очевидно. Удержания Украины в своей сфере влияния и недопущения ее в ЕС\НАТО\etc. Что действительно представляется "условному Путину" реальной угрозой для существования России (не нужно говорить, что это не так. Это им надо сказать, а не мне).
7
Igor G , 19 июля 2015 в 13:25
Ресентимент—это практически основа жизни российского общества на протяжении многих лет.
1
Stalwart Son , 21 июля 2015 в 10:11
Ах, если бы они были способны на такое тонкое и адекватное понимание вещей и на подобную реакцию! Ах, если бы! Беда в том, что не из зависти растут ноги нынешней ненависти. Зависть - это реальное понимание сути дел и реальный стимул к действию, а то, что мы имеем радость наблюдать - фанатичная вера в "фашистов-бендеровцев", "алчных олигархов", "длинную руку Запада"© и т.д. Они в ЭТО верят! Печально, но факт!
0
Alexandra N , 21 июля 2015 в 22:13
Власть в очередной раз сыграла такими краплёными картами - несколько лет подряд раздувала истерию на 9 мая и прочие дни "единства", сунула в рот народу пустышку - гордость за победы над поляками в лохматом 15 веке, гордость победителей - не воевавшим 70 лет назад. Нынче-то гордиться нечем. Вороватыми чиновниками, что ли?
И эти чиновники стали жонглировать словами "фашисты", "бандеровцы". Условный рефлекс на слово "фашист" у нас выработано ого-го как - все 70 лет мира каждый год нам напоминали, нам рассказывали родители, нам показывали в кино... Ну вот и наша пропаганда цепь замкнула.
А потом наши солдатики-"добровольцы" бывают очень удивлены, не находя фашистов в Украине.
2
александр меклер , 19 июля 2015 в 12:26
" И все говорит о том, что санкции с россии снимать нельзя, до полного выздоровления, ни в коем случае. "
Все эти нынешние санкции - сущая чепуха в сравнении с теми, что организовал в своё время Рейган, сказавший "Жрать не дам!" И врата ада пали (что, однако, ничего не изменило в общей судьбе нашего отечества).
К примеру, Германия, вроде как тоже наложившая санкции, в буквальном смысле кормит Россию и немецкий аграрный промышленный сектор никогда не допустит, чтобы здесь что-то изменилось.
16
Владимир Спиридонов , 18 июля 2015 в 18:44
Фотография артековцев - супер!
9
Виктория Украинка , 18 июля 2015 в 19:01
Не то слово...))))) Аж страшно...))) Интересно, они знают, что живут под царем??? Или одно другому не мешает??? Или были бы мозги???))) Жесть...
23
Антон САВИН , 18 июля 2015 в 22:25
"Артековцы" производят жуткое впечатление: как будто на фото толпа постаревших оголтелых хунвейбинов времён культа Мао цзе дуна или постаревших юных красных кхмеров Пол Пота...
7
александр меклер , 19 июля 2015 в 12:29
"как будто на фото толпа постаревших оголтелых хунвейбинов времён культа Мао цзе дуна или постаревших юных красных кхмеров Пол Пота... "

Это не хунвейбины, это мы.
3
Nelena Nelena , 20 июля 2015 в 11:17
Российские женщины в годах почти всегда выглядят не очень :(( А если напялить пионэрский галстук и панамку - вообще ужас :)) Другое дело, что когда красота прошла - пришла мудрость, что оставляет чудесный след на лице (мой кумир, например, Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (1922г.р.), бывший директор Пушкинского музея, прекрасней женщины я не видела...), поэтому напялить панамку с галстуком и салютовать с ТАКИМ выражением как-то не получится, но если нет ума в юности - мудрости взяться неоткуда... увы. А Пастухов молодец, прямо "зеркало для героя"(с), вот только четко очерченные границы смущают, они все-таки слегка размыты, примеряя на свое окружение, я бы прибавляла пяток лет к границам, писала как-то так 1955(60)–1970(75), в течение пятилетия тенденции меняются и не везде это идет с одной скоростью...
1
Виктория Украинка , 20 июля 2015 в 20:14
Nelena Nelena , 20 июля 2015 в 11:17 Спасибо, после первого предложения я улыбнулась.... Дальше больше..... Потом я искренне посмеялась)))) Вы добавили мне жизни, СПАСИБО))))
1
Owod_ RUS , 20 июля 2015 в 00:04
" Интересно, они знают, что живут под царем???" -

- Летом 2008 года было объявлено о создании на основе «Артека» центра украинского национального воспитания. 29 июля состоялась презентация программы «Украина во мне. Я для Украины», которая, по заявлению пресс-службы «Артека», должна стать "основой содержательных проектов «Артека». В сентябре 2008 года президент Национального олимпийского комитета Украины Сергей Бубка объявил о планах использования лагеря в качестве тренировочной базы национальной олимпийской сборной. ©

"Или были бы мозги???)))" -

- В украинский период в «Артеке» был запущен ряд новых проектов. В частности, это фестиваль детского творчества «Наша земля – Украина», фестиваль «Танцы в Артеке», международный конкурс-фестиваль талантливых детей «Щасливі долоні» («Счастливые ладони») и другие. ©

Вам всё ещё хочется ставить смайлики? Тогда точно - "жесть"... ;-)
4
constantin akentiev , 18 июля 2015 в 18:51
Население не бывает субъектом.
4
Юрий Коваленко , 18 июля 2015 в 20:54
Но человек -- субъект. Все люди. И вследствие этого, население -- тоже. Как сумма векторов есть вектор. (Конечно, и он, и оно одновременно и объекты.) Поэтому, какие "человеки", такое население. Ну и правитель... соответствующий. ...Нет?(как историку:)
-16
Дмитрий Стрыгин , 18 июля 2015 в 19:15
Теория забавная, но не более. Написано зло и с каким-то упреком.
Дыр в теории так много, что просто скажу - обобщение не удалось. Совсем.
11
viktor alex , 18 июля 2015 в 19:33
Много слов. Все вполне умозрительно.
Плавать в мелкой воде упоительно.
Но когда мы читаем подобное,
С языка рвется фраза трехсловная...
4
Виктория Украинка , 18 июля 2015 в 19:44
Виктор Алекс, если не секрет, какая фраза рвется? И с чем именно вы не согласны, или, что хотели бы оспорить в статье? Мне правда интересно? Вы человек, как я заметила, достаточно мудрый. Я хочу узнать ваше мнение, что же мы не понимаем в россии?? Или совсем просто, что нам (окружающим вас) надо понять, чтобы всем было счастье??
26
Коля Ишаков , 18 июля 2015 в 19:46
/"Слет бывших артековцев в Крыму, 2015 год/"

Фотография зачетная. Представляю как в Артеке промывали детям мозги раз на лицах почтенных граждан до сих пор "отпечаток" Артека....
31
Stanislaw Galizki , 18 июля 2015 в 22:21
"Артековцами" при совке была та же пайковая сволочь, только детского возраста. Извиняюсь перед исключениями вроде настоящих отличников и национальной квоты. Редкими, впрочем. На фото это видно отчётливо: блатные девчушки выросли в каменномордых тёток с неизгладимой советской лепрой на рожах лиц.
16
Антон САВИН , 18 июля 2015 в 23:40
До чего же классно, сильно и точно сказал ув. коллега Станислав Галицки об этой специфической "пайковой сволочи" : по стечению обстоятельств мне пришлось в возрасте 12-14 лет наблюдать живьём отпрысков советской номенклатурной дряни министерско-обкомовского уровня.

До сих пор помню острейшее чувство, что перед мной были глубоко чуждые людишки: неискренние, лишенные спонтанного мальчишеского великодушия, открытости, прямоты и честности. Дрянь, одно слово.
1
Meep K , 20 июля 2015 в 16:02
Антон,
У нас в классе (Питер, выпуск 1976 год) учился внук министра, да и не только он один.
Ничего особенного в его поведении мы не наблюдали, да и выяснили о высоком положении его деда совершенно случайно.
Так что не надо всех огульно приравнивать к "пайковой сволочи"
2
Антон САВИН , 20 июля 2015 в 20:53
Извините, уважаемый коллега Meep K, но приведённый Вами факт выглядит неубедительным. Школьники в силу возраста очень любопытны, особенно девочки, поэтому узнавали всю информацию другу о друге(в том числе и семейную) со скоростью звука.

К тому же, я хорошо знаю, какими были ленинградские учительницы в 1970--х гг: они трепетали и напрягались даже перед 14-летней дочерью какого-то заместителя заведующего отделом Ленинградского обкома КПСС Лазинина и ставили этой средненькой ученице только отличные оценки. Что уж там говорить об их отношении к внуку министра СССР...
0
Meep K , 21 июля 2015 в 15:17
Антон,
Опять таки не надо сравнивать дочь и внука. Это две большие разницы, да и по повидению мой друг не выделялся. Его отец работал ведущим конструктором на ПЯ и не был ни каким функционером, а дед-министр в общении не только с нами школьниками, а я знал людей которые выходили на него по работе, был очень простой и не показывал свою значимость.
0
Антон САВИН , 22 июля 2015 в 22:15
Уважаемый Meep K, с учётом Ваших уточнений о том, что отец ученика был ведущим конструктором на П.Я. можно вполне предположить, что и дед был министром инженерно-технического оборонного направления , то есть, не партийно-советским руководителем "широкого профиля", а скорее очень крупным инженером на должности министра.
В общем, это совершенно другой тип личности и другой поведенческий стиль, нежели у комсомольско-партийной пайковой номенклатуры.
1
Alexandra N , 21 июля 2015 в 22:22
Исключение только делает правило ещё более выпуклым и наглядным.
4
Nelena Nelena , 20 июля 2015 в 12:15
Настоящие отличники и медалисты олимпиад тоже не всегда туда попадали. У нас раз в несколько лет приходила на уральский городок разнарядка - отправить в Артек ОДНОГО достойного ребенка. Я даже была претендентом, но в разнарядке четко значилось, что "из РАБОЧЕЙ семьи", дочь инженера и бухгалтера - не прокатило, так что поехала другая девочка, с успехами похуже, но с ПРАВИЛЬНЫМ происхождением :) А "номенклатурные" дети уезжали пачками "с области", до нас же более одной путевки не доходило...
16
Павел Шумкин , 18 июля 2015 в 19:49
Как всегда замечательно и креативно написал Автор,спасибо ему, но не убедил.
Вечные (они всегда вечные) упование на следующие поколения (как и уничижение прошлых)- это такой привычный синдром ментального и действенного бессилия, от панического субьективного ощущения людьми бессмысленности собственного проживания. Это свойственно всем и всегда. Конечно есть уверенные в своем триумфе "поколения", но и среди них всегда не мало скептиков и "пофигистов".
Автор задает пораженческий вектор (богатыри не мы), но он ничего не решает.
Никто не знал, что будет 89 год. Но он был и никто его (в том числе Автор) тольом не обьяснил.
Никто не знал, что будет в Украине и в связи с ней. Но оно уже было (хотя по "поколенческим" меркам там те же люди).
Автором исходно заложена мысль, что люди не решают свое время, а оно само формирует их для себя. Вот тут и не согласен.
12
Yevgeniy K. , 18 июля 2015 в 20:25
Вы пишете: "Никто не знал, что будет в "Украине...".
Пожалуй, мы имеем другое, и даже не по "поколенческим" меркам. После Оранжевой революции в сравнении с сегодняшним состоянием не было такого отношения к "старшему брату"!
Ведь сейчас отношение к России, а правильнее сказать - к власти - весьма радикальное!
И уж если Украина "войдет" в Европу - это еще один признак смерти бывшей Империи (зла)!
3
Павел Шумкин , 20 июля 2015 в 10:32
Сдается мною об этом же и сказано..что Украина сломала унылую "поколенческую" градацию Автора...а до того Грузия..а до того прибалика..и многое чего неожиданно поменялось..и меняется и поменяется..если того захотят люди.. а они пока где то хотят и делают..а где то не хотят..(почему -отдельный вопрос)
7
Сергей Поляков , 18 июля 2015 в 20:45
Что-то не то с шестидесятниками. Мой круг, это десятки и десятки человек 1941-1951 года рождения, почти все воспринимают себя как шестидесятники.
Для нас семидесятиники начинаются где-то в районе 1952- 1953 года рождения.
Предыдущая страница 123456 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама