Комментарии / Выпуск № 9 от 29 января 2016

47272 Ельцин

Люди, добравшиеся до вершины власти, кажутся нам особенными. В определенной степени это так и есть. Например, мы до сих пор не очень хорошо знаем и не понимаем первого президента России

28.01.2016 Теги: ельцин, история


Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Высокий и немногословный Ельцин более всего соответствовал вошедшему в нашу плоть и кровь представлению о хозяине, вожде, отце, даже царе. И нашему страстному желанию увидеть чудо сотворения новой, лучшей жизни, которое должно совершиться не нашими тяжкими усилиями, а по мановению чьей-то руки. Как выразился один историк, в самом глухом уголке самой религиозной страны на нашей планете не встретишь такого упования на чудо, какое существует в России, где атеизм многие десятилетия был опорой государственного мировоззрения.

 

Уральская натура

Будущий глава государства вырос в бараке. Вшестером в одной клетушке. Спали на полу. Зимой грелись возле козы, она спасла в голодные военные годы — давала в день литр молока. Рассказывают, что Борис Ельцин твердо решил выбиться в начальники, чтобы расстаться с этой нищей и голодной жизнью.

С юности проявились лидерское начало, упрямый характер и способность добиваться своего, несмотря на любые препятствия. Любил подраться. Однажды ему врезали оглоблей по голове. Не будь голова у Бориса Николаевича такой крепкой, история России пошла бы иным путем. Бойцовский характер у Ельцина сохранился на всю жизнь. Оглоблей его больше не били, но досталось ему изрядно — пожалуй, больше, чем любому политику этого поколения.

Работа на стройке после института должна была приучить к спиртному и к привычке объясняться исключительно матом. Но Ельцин, может быть, единственный во всей высшей номенклатуре, на дух не переносил матерщины. Ко всем, кроме самых близких, обращался на «вы». В президентском клубе в особняке на Ленинских горах, где собиралось высшее руководство страны — заниматься спортом или ужинать, — Ельцин ввел штраф за каждое нецензурное слово. Желающие рассказать скабрезный анекдот сразу выкладывали деньги.

От горячительных напитков не отказывался. Первый секретарь Днепропетровского обкома Евгений Качаловский, побывавший в гостях у первого секретаря Свердловского обкома Ельцина, с восхищением рассказывал:

— Борис Николаевич мог вечером выпить литр. Утром все в разобранном виде, еле языком ворочают, а он в шесть утра уже на стройке, «накачку» дает. Уральская натура.

Застолье любил. Когда стал болеть, посиделки с выпивкой и закуской прекратились. Смена образа жизни полезна для печени. Но его помощники с сожалением говорили, что тем самым Борис Николаевич лишился общения: распался круг людей, которые худо-бедно рассказывали ему о происходящем вокруг.

 

Уроки аппаратной жизни

Прежний хозяин Свердловской области Яков Рябов, которому Ельцин обязан карьерой, рассказывал мне, как воспитывал Бориса Николаевича:

— Я объяснял: тех, кто не выполняет моих заданий, могу раз предупредить, второй раз. А третьего предупреждения не будет. Или ты должен уходить, или я. Но лучше я тебя уберу. Не стану ждать, пока насчет меня примут решение.

Дивный принцип: умри сначала ты, а потом я! Так и делались карьеры. Вверх шли по головам менее ловких и умелых. Стоило ли потом удивляться, что Ельцин, став первым секретарем в Москве, ломал судьбы подчиненных, не способных обеспечить ему успех? Он рвался вверх, и рядом с ним выживали только те, кто мог помочь подняться еще на одну ступеньку, и без сожаления расставался с теми, кто стал не нужен.

В гору шли осторожные, цепкие и хитрые, те, кто не совершал ошибок и не ссорился с начальством. Но они пасовали, столкнувшись с сильным характером, с прирожденным лидером. Другое дело, что яркие люди обычно не могли прорваться сквозь трясину аппаратной жизни. Но если это происходило, как в случае с Ельциным, такой человек был вне конкуренции.

В подковерной борьбе аппаратные кадры выходили победителями. А в схватке с людьми, рожденными властвовать, проигрывали.

Ельцин лучше всего чувствовал себя в роли первого человека. Подчиненные из таких людей, как он, неважнецкие. Он по характеру хозяин, который органически нуждается в полной, ничем не ограниченной власти. Родился таким. И с той минуты, как стал первым секретарем в Свердловске, поверил в то, что может и должен руководить всем и всеми.

 

Андроповский выдвиженец

Ельцина приметил Юрий Андропов в бытность генеральным секретарем ЦК КПСС. Приметил, возможно, с подачи местных чекистов. Возможно, другие причины заставили его обратить внимание на свердловчанина. И Андропов принял решение его выдвинуть. Но вскоре умер, обновление кадров приостановилось и возобновилось уже при Горбачеве.

Секретарь ЦК Егор Лигачев, ведавший кадрами, поехал в Свердловск, откуда позвонил Михаилу Сергеевичу:

— Я здесь пообщался, поговорил с людьми. Ельцин — тот человек, который нам нужен. Все есть — знания, характер. Масштабный работник, сумеет повести дело.

Какие же качества оценил Егор Кузьмич? Я спрашивал об этом Лигачева.

— Дело! — убежденно ответил Лигачев. — Уважение к рядовым людям, сопереживание, сострадание, забота о них. Главное — дела, а не слова. Если человек не способен к делу, он для меня не представлял большого интереса с точки зрения выдвижения…

Москвичи, а затем и вся страна узнали о Ельцине, когда он стал первым секретарем столичного горкома. Первый месяц работы провел в поездках по городу. Нечто небывалое: ездил на метро и в автобусе, чтобы увидеть, как чувствуют себя горожане. Интересовался зарплатой, жильем, детскими садами. Просьбы, которые мог исполнить, выполнял. Если обещал открыть в новом районе магазин или пустить дополнительный автобус, то слово с делом не расходились.

Заглядывал в магазины, в столовые, стараясь застать продавцов и поваров врасплох, проверял, не прячут ли продукты. Ни он, ни мы еще не знали, что прилавки заполняются силой экономической потребности, а не решением первого секретаря.

 

Инстинкты и расчеты

Страна жаждала очищения и обновления, и Ельцин стал олицетворением перемен. Сразу выявился его политический стиль — резкие неожиданные шаги, нежелание идти на компромисс, готовность рисковать и ставить все на карту, чтобы не ограничиваться отдельными выигрышами, а снять весь банк.

Ни сам Ельцин, ни кто-либо другой так и не сумели объяснить, отчего осенью 1987 года он взбунтовался против генерального секретаря и вообще против партийного руководства. Мы уже знаем, что этот бунт сделал его народным любимцем и первым президентом России. Но тогда никто, в том числе он сам, и представить себе не мог такого фантастического поворота событий. Он рискнул всем — и карьерой, и здоровьем. И потерял почти все! Его считали конченым человеком, который сам себя погубил. Не сомневались: ему уже не подняться.

Так что же, бунт Ельцина был ошибкой недальновидного человека, которого потом случайно подхватила волна народной симпатии и сделала своим лидером?

Возникает соблазн заговорить на такую странную тему, как политический инстинкт. Когда Ельцин станет президентом и на него будут обращены взгляды миллионов, близкие к нему люди расскажут, что им руководят инстинкты. Не арифметический расчет, не тщательное взвешивание плюсов и минусов, что доступно многим, а интуитивное понимание того, как именно нужно поступить.

Ельцин, несомненно, руководствовался определенной логикой. Но в ней, как ни парадоксально, больше интуиции, чем самой логики. Во всяком случае, это совершенно иная, нестандартная, своеобычная логика, которая не раз приводила его к весьма неожиданным решениям, но, как правило, победным.

 

Страдания облагораживают

Сброшенный с высокой должности, растоптанный и отвергнутый, Борис Николаевич посмотрел на жизнь иными глазами. Горе учит. Когда выпадаешь из потока, оказываешься на берегу или даже на дне, многое открывается, личные переживания подталкивают к критическому анализу. И Ельцин произносил слова, которые в тот момент, вероятно, соответствовали настроениям опального политика:

— Пока мы живем так бедно и убого, я не могу есть осетрину и заедать ее черной икрой, не могу мчаться на машине, минуя светофоры и шарахающиеся автомобили, не могу глотать импортные суперлекарства, зная, что у соседки нет аспирина для ребенка. Потому что стыдно.

Ни до, ни после Ельцин не отказывался от привилегий, связанных с высоким постом, принимал их как должное и щедро оделял ими приближенных. Но ему открылась несправедливость советской системы, когда человеку на высокой должности положено все, а человеку без должности — ничего. И когда судьба зависит не от знаний, умения, опыта и таланта, а единственно от воли высшего вождя. Два чувства отныне стали руководить Ельциным — желание расквитаться с обидчиками, то есть вернуть утерянные власть и положение, и стремление изменить несправедливую систему.

Чем меньше люди его знали, тем с большей уверенностью рисовали в своем воображении борца за народное счастье, восставшего против опротивевшей власти. Он еще нигде не выступал, но незримо присутствовал во всех жарких дискуссиях о том, как нам жить. Более того, в ответ на вопрос, кто вытащит страну из ямы, называлось имя Бориса Ельцина.

Благодаря гайдаровским реформам впервые после 1917 года заработала экономика. Но совершившегося переворота, заложившего начала новой жизни, не оценили. Приспособление к новым правилам оказалось невероятно сложным. Самым болезненным стала даже не потеря сбережений как таковых, а пропавшее ощущение надежности бытия. Государство больше не гарантировало работу и зарплату, получение образования и бесплатного жилья. А как примириться с утратой привычного социального статуса? То, что недавно считалось почетным, перестало быть таковым.

Иллюзорные ожидания быстрого и легкого преображения жизни сменились горьким разочарованием. Эйфория была настолько сильной, что когда она улетучилась, страну охватила настоящая депрессия — от сознания собственного бессилия. Деньги и власть опять достались кому-то другому. И нет сил это изменить.


Фото: РИА Новости / Александр Макаров

 

Эйфория и разочарование

Эпоху Ельцина называют десятилетием упущенных возможностей, временем великих надежд и разочарований. Только ли Ельцин виноват в том, что не сбылись наши чаяния? Мы надеялись, что все произойдет как-то само собой. Без нашего участия. Что он один все за нас сделает. Не получилось, и Ельцина стали топтать ногами с той же страстью, с какой еще недавно потрясали его портретами на митингах и демонстрациях.

Кемеровский губернатор Аман Тулеев однажды бросил Ельцину:

— Вы россиян обманули. Все, что можно разрушить, вы уже разрушили, больше разрушать нечего.

Борис Немцов, тогдашний губернатор Нижегородской области, рассказывал, как приехал Ельцин, поговорил с людьми, возмущавшимися ценами, и обреченно произнес: «Господи, что я наделал».

Утрата народной любви невыносима. Ему советовали отказаться от рыночной экономики. Сплотить людей военной конфронтацией с Западом. Один из участников совещания в Кремле, где судили да рядили, чем ответить на расширение НАТО, рассказывал:

— Какие там варианты обсуждались! Мобилизация экономики! Напечатать денег и дать их военно-промышленному комплексу, укрепить Федеральную службу безопасности и другие спецслужбы…

Ельцин на это не пошел. Чувствовал, что может погубить страну.

Конечно, он совершал ошибки. Иногда непоправимые. С какой поразительной легкостью Россия втянулась в чеченский конфликт, хотя годами твердили: лишь бы не было войны. Как просто, оказывается, ее начать!

Противники Ельцина относились к нему с презрением. Но в таком случае как же они все ничтожны, ведь они постоянно ему проигрывали! И боялись его! На трибуне хорохорились, а попав в его кабинет, поджимали хвост. Как заметил его бывший референт, Борис Николаевич не кричал, но умел сделать так, что оппонент чувствовал себя полным ничтожеством. Похоже на правду: начальников в России смертельно боятся.

 

Избираемый монарх

12 декабря 1993 года одновременно с избранием депутатов первой Государственной Думы страна проголосовала за новую Конституцию, изменившую положение президента. Прежде парламент мог ограничить его полномочия и вообще доставить ему массу неприятностей. Теперь президент практически не зависел от воли депутатов. Парламент лишился и возможности участвовать в формировании правительства.

Ельцина стали называть царем. Кто в шутку, кто всерьез. Борис Николаевич и в самом деле переменился. Крушение советской власти не отменило Марксовой формулы о бытии, определяющем сознание. А бытие стало царским. Один из тогдашних руководителей президентской администрации говорил мне:

— Не существует идеальных схем. Коль скоро вводится институт избираемого монарха, надо мириться с тем, что появится двор, возникнет своя камарилья, будут те, кто ближе к монарху, и те, кто дальше.

В Кремле сформировалась иерархическая система власти. Скажем, помощники президента, как и в советские времена, обедали в особой столовой. Имело значение, кто с кем трапезничает за одним столиком. Близость к президенту открывала невероятные возможности. «Ближние» невиданно богатели.

Когда-то первого секретаря Московского горкома партии Бориса Ельцина спросили, почему освобожден от должности руководитель Октябрьского района столицы?

— Квартиру отгрохал себе барскую, с персональным камином и персональной дымовой трубой, пронизавшей весь дом, — объяснил Борис Николаевич. — Таким князьям не место в партии! Нужны кристально чистые люди…

Забавно перечитывать эти слова сейчас, когда новая номенклатура понастроила себе дворцов. Ельцин, став президентом, не сделал ничего, чтобы помешать разложению своих чиновников. Его окружение с ходу освоило систему привилегий. Отменили только столовую лечебного питания. В ней отпала нужда — с началом гайдаровских реформ еда вернулась в магазины. К тому же открылись радости, о которых советские чиновники в закрытой стране и мечтать не могли. Должность превратилась в инструмент зарабатывания очень больших денег. И так же быстро выяснилось, что демократические избирательные механизмы и профессионально работающие средства массовой информации только мешают.


Фото: РИА Новости / Александр Макаров

 

Операция «Наследник»

Последние годы Ельцина одолевали недуги. Общество возмущалось больным президентом, как суровый работодатель недоволен хилым и нерадивым подчиненным. От него требовали подать в отставку или, на худой конец, передать полномочия премьер-министру. Последние месяцы 1998-го и начало 1999 года были временем отчаяния для обитателей Кремля. Пугающая мысль, кто придет после и как себя поведет, — не покидала и самого Бориса Николаевича, и его окружение.

Ельцина обещали судить за развал страны. «Семью» обвиняли в коррупции. Один из политиков напомнил о судьбе семьи румынского вождя Николае Чаушеску, сметенного волной народного гнева. Слова прозвучали зловеще, потому что Николае и Елену Чаушеску расстреляли без суда, их сына посадили.

Что делать? Подыскать себе преемника самому. Эскизный портрет наследника набросать несложно: молодой, энергичный, желательно из военных, из тех, кто в политике недавно и еще не успел примелькаться. Такие качества, как верность и надежность, обязательны.

Ельцин ушел, когда убедился, что бояться нечего: к власти не придут те, кто желает учинить над ним расправу. Если бы знал, что после отставки ему ничего не грозит, и не стал бы заниматься операцией «Наследник», страна, возможно, пошла бы иным путем…

31 декабря 1999 года он покинул Кремль. Ему нашли хорошие слова для прощальной речи. Он просил у страны прощения за то, что не оправдал надежд, что многие мечты не сбылись и не удалось одним махом перенестись в счастливое будущее.

— Я сам в это верил, — сказал Ельцин. — Казалось, одним рывком — и все одолеем.

Не лукавил. Действительно верил.

Путин подписал указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Указ предоставлял Ельцину полный иммунитет от уголовного преследования: бывший президент «не может быть привлечен к уголовной или к административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру».

В 1991 году Ельцин, завоевав Кремль, категорически отказался наделить такой же неприкосновенностью Михаила Сергеевича Горбачева, уходившего с поста президента СССР. Напротив, посоветовал покаяться во всех своих грехах — пока не поздно…


Фото: РИА Новости / Владимир Родионов

 

Прощание

Ельцин услышал при жизни множество отвратительных оскорблений. Его обливали помоями. А он никому не запрещал обвинять и оскорблять. Решил, что свобода слова важнее, и ни один журналист его не боялся. Разносить президента было безопаснее, чем любого чиновника.

Он потерпел множество мелких поражений. Но в борьбе за власть выиграл все битвы — и все выборы! Всякий раз, когда обращался к народу, народ его поддерживал. Он сделал для России значительно больше, чем Россия сказала ему благодарственных слов…

1 февраля 2006 года 75-летие Ельцина отмечалось в Кремле. В Георгиевском зале устроили прием для политической элиты. Один из гостей рассказал мне: «Собрались в основном люди, которые его ненавидели. Каково им было пить за него?»

На следующий год Ельцин ушел из жизни.

Он принадлежал к тем, кто делает историю. Он из породы людей, которые неостановимо идут к власти. Для них власть — это, пожалуй, единственное, что приносит удовольствие всегда. Все остальное доставляет лишь кратковременную радость.

На наше счастье, Ельцин пришел к власти и оставался у власти с помощью демократических механизмов. Сокрушив всех противников, не пожелал стать диктатором, даже не пытался. Нарушив историческую традицию, перестал давить подданных. Нельзя сказать, что народ ему за это сильно благодарен.



174 комментария

12
Хрюн Моржов , 28 января 2016 в 16:11
Сплошные противоречия. Соответствует характеру Ельцина Б.Н.
18
Berty V , 28 января 2016 в 17:40
Даже читать не стал. Только презрение при этом имени в душе. Лично меня предал, украв мой голос отданный за свободу.
Ельцин привёл НКВД. Обменял у хлопчиков с чистыми руками страну на свою семью. Это всё. Точка.
А мог бы Явлинского назначить.
6
Саша Чёрный , 28 января 2016 в 21:58
"О мертвых только правду!"-древнеримская мудрость
Примечателен (БОРИС ЕЛЬЦИН, - исправил модератор) только тем,что количество потребленного спиртного, а так же сказанных и сделанных им в пьяном угаре глупостей, исчислению не поддается. Он с самого начала был подставкой, поэтому оценивать его личность в истории страны не вижу смысла. Правил номенклатурный клан в смычке с крупными "олигархами".
Еще когда (Ельцин - исправлено модератором) упрашивал съезд компартии дать ему политическую реабилитацию, стало ясно что основной мотив этого человека - страх попасть на свалку истории вместе с частью своих коллег по КПССовскому цеху.
Как верно заметил Леонид Михайлович, в России любовь к халяве, желание получить сразу все готовенькое и упование на чудо идет из глубины веков, находя отражение в сказках про Иванушку-Дурачка и разных волшебных рыбок.
Самим что-то делать трудно, долго, большая ответственность, наконец. Нам нужен Мессия, на которого мы возложим все наши надежды и готовы будем ему прощать скудоумие, горлопанство, воровство, политическую проституцию и, да все что угодно, до последнего надеясь, что добрый дядя осуществит наши мечты и все будет ништяк.
Замкнутый круг, когда диктатора ненадолго будет сменять крикливый, но недалекий популист с либеральным уклоном, подготавливая почву для прихода следующего диктатора - уже надолго.
1
Кот Сибирский , 29 января 2016 в 12:50
За серыми, всегда, приходят чёрные!
-2
Юрий Морозов , 30 января 2016 в 09:27
Эх, всё же пару запятых пропустили...
2
Кот Сибирский , 29 января 2016 в 12:48
я для начала плюсанул Вам. а вот к явлинскому у меня стойкая идеосинкрозия и это при том, что я за него голосовал на всех выборах. Засланный был казачёк, поп Гапон современности. Ловко спекулировал на близких многим людям моральных ценностях. но время показало, что он выполнял задачу контролировать демократические силы, разобщать их, не дать им сплотиться и преуспел в этом. Его демагогия не выдерживает рассмотрения сквозь призму времени. Всё он говорит правильно, только если возникает угроза объединения демократических сил или более того, просто оппозиционных сил с разных флангов, то Гриша тут как тут и никакой консолидации не допустит!
Мотивы и предлоги будут самые возвышенные. Проходили уже, не раз!
0
Konst. Omarov , 30 января 2016 в 23:33
Давайте спокойно посчитаем, что нового принес в Россию Ельцин. В статье этого нет, она написана в духе российского ТВ, где больше 20 лет работает ведущим автор.
Самое первая новация была в 1991 г.- свободная безакцизная продажа спирта и водки. 300 лет водка была госмонополией в той или иной степени, и высокая цена немного сдерживала пьянство. Спирт вообще почти никогда в свободную продажу не поступал. В результате самым доступным товаром стали не хлеб и молоко, а водка и спирт "Роял". За это - большое спасибо от коллег по алкоголизму.
Далее, под крышей свободы слова, которая реально началась при Горбачеве, пошло мощное промывание и без того слабых мозгов. Под эту сурдинку Ельцин в 1993 г. растоптал решение Конституционного суда т расстрелял парламент. Последний раз парламент разгонял Ленин, он же начал массированное промывание мозгов, так что Ельцин - последователь. Правда, Ленин Учредительное собрание не расстреливал из пушек. Мозги были промыты так хорошо, что к расстрелу парламента призывал очень активно Демсоюз Новодворской. Далее, Ельцин начал первую чеченскую войну, унесшую десятки тысяч жизней, а затем вторую. Здесь пропаганда вдалбливала, что Ельцина подставили плохие советники. Нехитрая разводка, ей лет 300, но лохи находятся. Это была вторая гражданская война в России - здесь Ельцин тоже последователь Ленина.
0
Konst. Omarov , 30 января 2016 в 23:34
Следующая новация - резиденции и дачи, здесь Ельцин - последователь Екатерины Второй. Ни один коммунистический диктатор так не жировал и не транжирил деньги. И ни один правитель России не имел такой мощной и многочисленной охраны - СБП и ФСО. Никогда начальник охраны не был вторым лицом в стране. Это можно сравнить только с Римом времен Нерона, где префект преторианцев был самой влиятельной фигурой.
И наконец, Ельцин первый начал массовые фальсификации выборов в Думу. Даже Николай Второй Кровавый честно считал голоса. Пропаганда тогда работала на 200% мощности благодаря коробкам с долларами. Внушали, что выбор только между Ельциным и Зюгановым, хотя среди кандидатов был ученый с мировым именем и прекрасный организатор Святослав Федоров. Но он не располагал коробками от ксерокса.
Ну и последнее - операция "Наследник". Тоже новация. Таким образом, все, что мы имеем сегодня, началось при Ельцине. И никакие правители не нагнули бы страну, если бы не легион продажных журналистов (а других уже почти нет), промывших мозги миллионам лохов. Чекисты на это неспособны, они могли только руководить этим легионом, куда записывались совершенно добровольно Автор статьи, кстати, тоже видный пропагандист.
2
Bobik Sharik , 31 января 2016 в 16:54
Да, (удалено модератором) этот Явлинский.Видел, как он брезгливо смотрел на собравшихся в зале, бедно одетых учителей,которым в то время почти ничего не платили.
26
Анатолий Прокопьев , 28 января 2016 в 16:12
Ельцина, как и Хрущева, нельзя мазать одной краской.. Скорее, как памятник у Хрущева - черно-белый.. В отличии от Путина, который для одних однозначно белый и пушистый, а для других - чернее некуда..
Все таки не везет России на лидеров, и поэтому Только Парламентарное Правление есть единственно возможный путь для нормального развития.. Не могу не привести цитату из 19 века -
"..Смешанное(парламентарное) правление более всего благоприятствует расцвету промышленности, обеспечивает людям наибольший уют и достаток, оно вдохновляет человеческий ум на открытия в практической сфере, наконец, оно дарует человеку независимость по закону, а не по доброте душевной. Бесспорно, это немалая награда за немалые неудобства.."
Маркиз де Кюстин.. "Россия 1839 год.".
Вот именно, немалая награда за немалые неудобства.. Верные слова..
В этом случае страна не будет зависеть от закидонов и загогулин очередного вождя..
Для меня лично Ельцин все-таки симпатичен.. Он хотел добра, а получилось то, что получилось.. Видно место у нас проклятое, как в известном анекдоте..
34
Доктор Ольга , 28 января 2016 в 16:25
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ , 28 января 2016 в 16:12
Для меня лично Ельцин все-таки симпатичен.. Он хотел добра, а получилось то, что получилось.. Видно место у нас проклятое, как в известном анекдоте..
---------------------------------------------
Я с вами согласна, для меня он тоже симпатичен. И так сложилось в нашей семье, что 90-е были самыми счастливыми в нашей жизни.
(жду шквал минусов).
19
Salo Spec , 28 января 2016 в 16:49
Доктор Ольга , 28 января 2016 в 16:25

Ольга, я с Вами согласен.
Да, в 90-е жилось тяжело, но дышалось легче.
Бориса Николаевича я знал лично, честный и порядочный был мужик.
34
Доктор Ольга , 28 января 2016 в 17:02
SALO SPEC , 28 января 2016 в 16:49
Да, в 90-е жилось тяжело, но дышалось легче.
Бориса Николаевича я знал лично, честный и порядочный был мужик.
-----------------------------------------------------------------------
Я часто вспоминаю, как мы взахлёб читали прессу, где раскрывали тайны государства СССР. Огонёк, Литературка, МК...Бегаешь к почтовому ящику за ними, а потом читаешь, читаешь, не начитаешься... Потом обсуждаешь с друзьями информацию. Конечно, тогда мы были молоды, казалось впереди прекрасная жизнь в НАШЕЙ стране. И даже в самом страшном сне не могли представить, что один низкорослый гэбист превратит нашу жизнь в кромешный ад... И самое страшное в том, что мы потеряли НАДЕЖДУ... Впереди ПУСТОТА...
19
Salo Spec , 28 января 2016 в 17:10
Доктор Ольга , 28 января 2016 в 17:02

Да, к сожалению мы понимаем, что оставшейся нам жизни не хватит для того что бы увидеть Россию порядочной страной, уважаемой и собственными гражданами и иностранными... Из путинского гнилого настоящего, она будет выгребать гораздо дольше, чем из Советского прошлого.
18
Доктор Ольга , 28 января 2016 в 17:14
SALO SPEC , 28 января 2016 в 17:10
Да, к сожалению мы понимаем, что оставшейся нам жизни не хватит для того что бы увидеть Россию порядочной страной, уважаемой и собственными гражданами и иностранными...
------------------------------------
Поэтому надо сделать всё, чтобы наши дети и внуки не видели никогда тот ужас, который мы переживаем с начала правления отставного майора.
-15
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 18:02
поэтому надо сделать всё, чтобы наши дети и внуки не видели никогда тот ужас, который мы переживаем с начала правления (удалено модератором), и усугублённого алкаголиком..
-17
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 19:11
удалено модератором - Горбачёва М.С...
3
Миру Мир , 29 января 2016 в 21:00
Ельцин был мужиком без комплексов, что и определяет настоящего лидера, вожака, Пьяница? Но пьяница от дурака отличается тем, что может выспаться, дурака же ничто не исправит. А вот то, что пустил во власть жалкого шакала, это тема для целого сериала.
13
Лена Мельникова , 28 января 2016 в 23:51
\Анатолий Прокопьев\
\Доктор Ольга\
\Salo Spec\
\Екатерина Шварц\

- Все Те Же чувства испытываю, что Вы написали.
- СПАСИБО Вам.
- Мы вот все утратили Что-То Очень Важное с 90-х… Вот то самое Ощущение, что это Наша страна, что мы - СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ.
- Ведь казалось тогда, в 90-е, что Россия становится европейской страной - и мы с Такими трудностями по этому пути шли- но вот как-то НЕ было сомнения, что это – Наш путь… Вот что пройдёт пара десятков лет – и будем мы цивилизованной европейской страной… Ведь были у многих такие мысли в 90-х??)
- И ЭТОГО нас ЛИШИЛИ – ровно 1 марта 2014. Когда подсунули нам такую «новую сакральную реальность», что волосы дыбом встают...(((
1
Кот Сибирский , 30 января 2016 в 19:19
1 марта, Вы просто осознали, некоторые сделали это раньше, некоторые позже, а многие до сих пор не вышли из под наркоза.
А началось всё в 1996 году, когда были украдены выборы для Ельцина и его камарильи. Не важно , что у Зюганова украли. "Нельзя кровь по совести!" .

20 лет с честными выборами и Россия была бы процветающей.
По крайней мере, в сегодняшний кризис, вошли бы уважаемыми членами большой восьмёрки. Страной в которой в значительной степени модернизирована экономика, страной лидером евроазиатского союза, в который стремились бы все соседи и стояла бы очередь, как в евросоюз.
не было бы никаких войн и санкций, уничтоженных системы образования и медицины, а так же - частных шубохранилищ. не было бы и 300 с лишним миллиардеров. но без них было бы только лучше.
2
Кот Сибирский , 29 января 2016 в 12:55
ну, избавить от этого детей и внуков есть два способа, оба плохие ...
первый- поубивать их, второй - отправить на марс
1
александр меклер , 29 января 2016 в 14:17
Что ж, пора уже расстаться с надеждой за одно мгновение превратиться из рахитичного грудничка, обременённого тяжёлой наследственностью, в добра молодца. Для такого превращения надобен труд многих поколений.
16
Екатерина Шварц , 28 января 2016 в 19:30
ДОКТОР ОЛЬГА , 28 января 2016 в 17:02
Я часто вспоминаю, как мы взахлёб читали прессу, где раскрывали тайны государства СССР. Огонёк, Литературка, МК...Бегаешь к почтовому ящику за ними, а потом читаешь, читаешь, не начитаешься... Потом обсуждаешь с друзьями информацию. Конечно, тогда мы были молоды, казалось впереди прекрасная жизнь в НАШЕЙ стране.
----------------------------------------------
SALO SPEC , 28 января 2016 в 16:49
Да, в 90-е жилось тяжело, но дышалось легче.
--------------------------------------------

Спасибо вам обоим за напоминание. Я тоже все это помню. И как взахлеб читали и обсуждали. И как было очень трудно, но легче дышалось. И как страна была НАША...
А теперь чья?..
(Ну да, некоторые кричат про наш Крым и наши Искандеры. Но что-то это похоже на аутотренинг. )
Вот от этого и пустота, что все не наше и от нас не зависит никак, от отчужденности.
0
Александр К , 29 января 2016 в 10:58
Екатерина читаешь Вас отзыв и диву даёшься. А что раньше не было пустоты? Шли мы в Европу (Лена Мельникова написала)????. В Европе если люди хотят отделиться они проводят референдум с согласия центральных властей (помните Шотландию референдум в Англии) НО ЯВНО НЕ ИСТРЕБЛЯЮТ СВОЙ НАРОД КАК ЭТО БЫЛО В 1994! Что Вы на это скажете?
0
Bobik Sharik , 31 января 2016 в 17:01
Отодвинули Вас от кормушки, как Михаила Касьянова? Пропали 2% от всех указов?
-14
Андрей Сорокин , 28 января 2016 в 17:18
(дышалось легче) - многим правда в это время пришлось перестать дышать, принудительно, совсем. Но это ведь мелкие издержки для того чтобы некоторым ЛЕГКО дышалось.
4
ИГОРЬ И , 29 января 2016 в 11:32
Salo Spec , 28 января 2016 в 16:49

Бориса Николаевича я знал лично, честный и порядочный был мужик.
--------------------
Только он привел к власти ВВП, который первым же Указом освободил Ельцина &семью от уголовной ответственности. Говорите честный?
4
ИГОРЬ И , 29 января 2016 в 11:45
Salo Spec , 28 января 2016 в 16:49
Бориса Николаевича я знал лично, честный и порядочный был мужик.

Махинации ЛогоВаз Березовского, кошелек Ельцина, фальшивые чеченские авизо и т. д
3
ИГОРЬ И , 29 января 2016 в 12:20
Salo Spec , 28 января 2016 в 16:49

Бориса Николаевича я знал лично, честный и порядочный был мужик.
-------------------
Простите Salo, но ягненок не может жить с шакалами, просто Ельцин хорошо маскировался. После того, как он под телекамеры зарегистрировался в рай- поликлинике, прокатился на трамвае, его рейтинг взлетел до небес. Цель достигнута, рейтинг до небес. После этой PR-компании его видели в рай-больничке? Или только в кремлевке, где консультом, страшно подумать, американский врач?
7
Кузнецов Андрей , 28 января 2016 в 22:42
Борис Николаевич - это лучшее, что было у России с 1917-го.
8
ИГОРЬ И , 29 января 2016 в 11:51
Спорно. Самое лучшее, на мой взгляд, это смерть Сталина.
9
Антон САВИН , 29 января 2016 в 00:15
Борис Ельцин при всех его недостатках был масштабной натурой, человеком с могучим характером, с живой душой и совестью.

Никогда не опускался до мелкой злобной мстительности в отношение журналистов, подвергавших его не просто жёсткой критике, но и по-настоящему оскорбительной, часто даже подло-жестокой : ведь они знали, что Борис Николаевич дал личное честное Слово, никогда ничем не ограничивать свободу прессы и критику в свой адрес,

Ельцин совершенно не мог фальшивить в чувствах и словах :
всегда видно было по его лицу, как он глубоко и тяжело переживал, что не смог выполнить обещания, которые дал народу, как он стыдился за неудачи реформ, за обнищание людей.
1
Bobik Sharik , 31 января 2016 в 17:03
А кто выкинул своего секретаря в холодный Енисей? Разве не Ельцын?
2
Александр К , 29 января 2016 в 10:55
Ольга от части с Вами согласен. Но думаю страна знала двух Ельциных. Первый - Борис - бунтарь, любимец и защитник народа (вот именно таким я его не помню в силу возраста). А второй Ельцин - пьяница за которого было стыдно (именно таким и запомнило мое поколение первого президента)!
-4
Вася Русский , 29 января 2016 в 11:49
За счёт обычных рабочих вы и жили в то время,а сейчас что мешает? Законы?
0
Bobik Sharik , 31 января 2016 в 16:56
Удачливо воровали?
23
Инна Шифанова , 28 января 2016 в 16:30
Хрущев спасал себя и номенклатуру, Ельцин пожертвовал собой. Гайдар был и.о. всего лишь 8 месяцев, после 2000 прошло 16 лет и никто не виноват.
Получилось только то, что могло получиться из страны 70 лет после рабства, с полностью разрушенной экономикой. Если б Ельцин был действительно царем, то была бы гражданка, а он ее смог избежать, несмотря на голод, и тупое рабство, до сих пор существующее. Как надо любить народ, чтоб через все оскорбления и комья грязи делать дело, не останавливаясь, никому не мстя, и только в конце защитив свою семью. БЕРЕГИТЕ РОССИЮ -сказал со слезми, ту Россию, которая его оплевывает до сих пор, а он ее любил
-14
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 19:16
Ну... от гражданки Россию спас совсем другой человек в 1996 году, насчёт рабства.... мдя... вопрос - какого?! Вот с момента правления незабываемого ЕБН мы и стали рабами. Рабами хозяев жизни, хозяев предприятий, ферм, банков... Спасибо огромное... Наелись (удалено модератором)
6
Владимир Воробьев , 28 января 2016 в 22:01
//Вот с момента правления незабываемого ЕБН мы и стали рабами.//

А вот я бедному Иорику плюс поставил.
Ведь это правда.
Впервые появился выбор. Кто захотел остаться рабом, тот и стал рабом.
-13
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 23:13
Попрошу над фамилией не ёрничать, если вам нечем ответить, то оскорблениями не стоит сыпать, этим вы только показываете себя с неприглядной стороны. Вот как раз вы и показали рабскую сущность, ибо за неимением оружия, у раба оставалось только одно - оскорбления, и дабы не получить - спрятаться за спину хозяина. В отличие от вас, у меня оружие есть, и пользоваться я им умею.
6
Владимир Воробьев , 28 января 2016 в 23:18
//В отличие от вас, у меня оружие есть, и пользоваться я им умею.//

Сходи в туалет, затвор передерни.
2
Владимир Воробьев , 28 января 2016 в 22:01
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 23:13
С уважаемым Михаилом Евгеньевичем согласен - фамилии у нас коверкать не принято!
0
Владимир Воробьев , 29 января 2016 в 00:29
Это был парафраз..
Ну ладно..

Прошу отныне в трагедии «Гамлет», акт V, сцена I,
читать:
вместо "бедный Иорик"
заменить на "бедный Иорин"
-5
Вася Русский , 29 января 2016 в 11:52
Вы у периферии спросите как они его любят,что он мразь,что его последователи
0
Иван Помидоров , 29 января 2016 в 22:25
Моральный урод ты, Вася.
4
александр меклер , 29 января 2016 в 14:28
Нельзя оценивать ЕБН как личность, Самое главное, перевешивающее всё остальное - какой он был президент.
А президентом он был неважным, чтобы не сказать больше. Расстрел парламента, - каким бы тот ни был, - вот его тягчайший грех. Второй - нечестные выборы-96. Он должен был уйти, перейти в оппозицию, бороться... А он вместо этого обратил страну в прежнюю политическую колею.
3
Иван Помидоров , 29 января 2016 в 22:26
Тягчайший грех? А вы посмотрите на Госдуму. Когда смотрю, жалею, что нет на них Ельцина.
8
Павел Шибеко , 28 января 2016 в 19:59
"..Смешанное(парламентарное) правление более всего благоприятствует расцвету промышленности, обеспечивает людям наибольший уют и достаток..."
Да ведь в Украине с 1991-го года существует парламентское правление, однако, продвижения не видно.
Мне кажется, главный пафос статьи Млечина - то, что мы преувеличиваем субъективный момент. Или, как он написал, связали изменения с Ельциным, сами в них не участвуя.
А почему не участвовали?
Нельзя построить кирпичный дом, не имея кирпичей. Невозможно создать демократическое общество - строй, выражающий интересы частных собственников, мелкой и средней буржуазии - не имея буржуазии вовсе. Ведь к 1991-му году 99 процентов советских людей были наемными работниками госпредприятий, пролетариями. Даже интеллигенция работала по найму на государство.
Соответственно, всем этим людям объективно, нужна была не демократия и ее институты (независимый суд, подконтрольная власть), а увеличение зарплаты и рост потребления. Понимания, что экономика (и потребление) без демократии растут ограниченно, тогда (и сейчас) не было.
15
Павел Шибеко , 28 января 2016 в 20:00
Можно ли было в России 91-го года создать массовый слой буржуазии? Вопрос спорный.
В Польше подобное произошло за счет твердости правительства Бальцеровича, отказавшегося спасать "стратегические отрасли". В итоге, тысячи бывших и действующих госпредприятий разорились, их работники оказались выброшенными на рынок и, дабы не подохнуть, занялись мелким предпринимательством: челночничеством и т.п. Бальцерович получил огромный массив мелкой буржуазии. Было из чего строить демократию.
Понятно, что радикальные методы были возможны потому, что в Польше существовала (со времен "Солидарности") многочисленная и сплоченная антикоммунистическая политическая элита, желавшая свободного рынка и правовой демократии. Российская элита, в отличие от польской, состояла не из взбунтовавшихся электриков и профессуры, а из директоров предприятий, председателей колхозов, партийных и советских работников. Интересы "партхозактива" заключались в приватизации госсобственности и создании регулируемого (в пользу "красных директоров") рынка.
12
Павел Шибеко , 28 января 2016 в 20:03
Почему же "красные директора" не отстояли свои интересы в Польше, как это случилось в России? Не удавили младую демократию и не усадили на престол польского путина? Потому, что экономической силы у них не было.
В России еще в 1987 году был принят Закон "О госпредприятии", вводивший выборность директората. По сути, руководители промышленности стали собственниками своих заводов (если понимать под собственностью право свободно распоряжаться производством и доходом от него. А это было). В руках "красных директоров" сосредоточилась колоссальная экономическая сила.
Дополнительную мощь российской хозяйственной номенклатуре добавляло господство в производстве страны крупной промышленности (к концу СССР производство средств производства - товары группы "Б" составляло 3/4 выпуска промышленности). В руках коммунистически настроенного директората оказались огромные средства и возможность манипулировать десяткитысячными трудовыми коллективами. А по своему положению руководители производства стали крупной буржуазией, которой экономически вообще никто не противостоял, поскольку мелкой буржуазии не было.
В Польше же директора заводов были рядовыми чиновниками, во главе малочисленных производств.
16
Павел Шибеко , 28 января 2016 в 20:03
Хотели ли эти мощные крупные собственники свободного рынка, возможного банкротства и, следовательно, появления мелкой буржуазии, этого субстрата демократии? Нет, разумеется. Нет, они желали рынка, где прибыли получали они, а убытки делились между всем обществом; то есть, классом наемных работников, бюджетниками и пенсионерами. Что и произошло совершенно естественным образом и существует по сей день.
Ельцина ругать смысла нет. Он принял под командование корабль без дна, республику без республиканцев; должен был строить демократию в стране, где было 2 класса: феодалы и крепостные (которых экономически и на волю не отпустили), систему вообще не реформируемую. Потому, что нельзя одолеть могучую силу, которой экономически (по своему месту в процессе производства) вообще никто не противостоит, не конкурирует. Добросовестность Ельцина, наличие попыток осуществить реформы доказали вооруженное восстание против реформ (идейно обеспеченное партхозноменклатурой) октября 1993-го и три попытки импичмента Ельцина в марте и сентябре 1993-го и в 1999-м. Ельцин не совсем же дурак, чтобы пробивать лбом бетонную стену. Поэтому реформы встали.
Возможно ли их продолжение и появление мелкой буржуазии? Да, если правящая верхушка совсем разорит страну. Миллионы людей потеряют работу на разорившихся предприятиях, в бюджетном секторе и будут вынуждены устраивать свою судьбу в качестве частных собственников. Естественно, эта трансформация будет сопровождаться колоссальными социальными потрясениями и жертвами, сравнивыми, быть может, с периодом Гражданской войны. Но, к сожалению средств для мирной трансформации нет, как и желания властей. Так что, не хотим перейти к демократии по-хорошему, перейдем по-плохому. И, как мне кажется, это единственный путь.
9
Изя Шниперсон , 28 января 2016 в 21:55
Павел Шибеко , 28 января 2016 в 20:03
------------------------
Именно так. Мелкую буржуазию надо было воспитывать, культивировать. Хорошо помню всплеск кооперативного движения ещё при Горбачёве. Парадоксально, но китайские коммунисты сумели сохранить, развить зарождающийся класс буржуазии и вышли на первое место по ВВП, а советский монопольный госкапитализм придушил конкурентов, чем вверг страну в экономическую пропасть.
4
Павел Шибеко , 28 января 2016 в 22:26
В Китае фактором успеха во многом стало то, что противостоять дэнсяопиновским реформам было некому. К началу реформ 70 процентов рабочей силы было занято в сельском хозяйстве. Соответственно, политический вес "красных директоров" крупной промышленности был невелик.
-19
  Телогрейка   , 28 января 2016 в 16:14
"Благодаря гайдаровским реформам впервые после 1917 года заработала экономика"
Дальше не читал.
8
Инна Шифанова , 28 января 2016 в 16:22
Ну понятно, телогрейка мешает читать. СнимиТЕ (добавл.модер.)
11
Владимир Спиридонов , 28 января 2016 в 16:18
вот она, генетическая психология раба: "соответствовал вошедшему в нашу плоть и кровь представлению о хозяине, вожде, отце, даже царе"... Я думаю, автору не стоило так за всех, от первого лица оно точнее бы.
20
Инна Шифанова , 28 января 2016 в 16:21
Надо же, и 0 комментариев. Ельцин был великим человеком, он стремился к власти потому что знал, что только он мог спасти страну. Действительно гадостей и грязи он за это получал полными лопатами ежедневно. Я помню, что ему не давали не то, что дворец построить в Геленжике, ему не давали просто пойти в отпуск. Ему не дали даже поехать похоронить маму. Он виновен за п? А может это мы виновны, что ему пришлось получать эту унизительную бумагу о гарантиях. Он не дал гарантий Горбачеву? Но разве кто-то угрожал Горбачеву и его семье, как угрожали все жизнь Ельцину. Этот подонок зюзю был в первых рядах, и что ему стыдно? Вот тогда еще в 93 году, народ разделился на эти 85/15%, мерзко. Я помню, как мне клушки на работе говорили "Ельцин что-нибудь придумает", в критические моменты, и умудрялись его ненавидеть. И ВСЕ РАВНО ГОЛОСОВАЛИ, Я ЭТО ПРЕКРАСНО ПОМНЮ, ЗА НЕГО, понимали, хоть дуры, что зюзю из заведет в гражданскую войну. Самая несчастливая судьба самого светлого человека. О своих ошибках он сам сказал намного больше, чем вы все можете сказать. Он преувеличивал свои ошибки, а не отрицал, как нынешний
12
Антон САВИН , 29 января 2016 в 00:45
Искренне уважение Инне Шифановой за её глубокие и мудрые суждения о драматической судьбе Б.Н.Ельцина :

это был единственный правитель России после 1917 года, который по-настоящему, искренне любил Россию, изо всех сил стремился изменить к лучшему убогую нищую жизнь, изуродованную за 74 года советским строем, открыто и честно признавал свои ошибки, жестоко переживал эти ошибки и все неудачи реформ. Моя семья потеряла в 1992 году очень крупные по тем меркам сбережения 28 тысяч руб, заработанные за четверть веками ежедневным кропотливым трудом всех трёх поколений семьи: дедушка был пчеловодом, 26 ульев, бабушка и мама занимались двумя коровами, на дому делали масло, творог, каждую субботу возили домашнюю продукцию на рынок в Ессентуки и в Кисловодск. Однако, несмотря на утрату всех сбережений, несмотря на все трудности 1990-х гг абсолютно вся семья безоговорочно поддерживала все начинания Б.Н.Ельцина и мы всегда голосовали только за него, как за единственного из всех политиков, у которого была живая душа и была совесть.
8
Мои Пятькопеек , 28 января 2016 в 16:24
Интересная статья, полная сомнительных утверждений типа " Ни он, ни мы еще не знали, что прилавки заполняются силой экономической потребности". Эх, если бы!:))
Обстрел Белого Дома культурно не обсуждается... Поднялся на волне власти человек безграничных амбиций и ограниченных знаний, смелый и гордый, способный выпить ведро... Былинный, короче, персонаж. Согласен. Но попутно автором описывается не недавняя история, а былина сказывается.
-4
Володимир С , 28 января 2016 в 16:29
МОИ ПЯТЬКОПЕЕК , 28 января 2016 в 16:24
На наше счастье, Ельцин пришел к власти и оставался у власти с помощью демократических механизмов. Сокрушив всех противников, не пожелал стать диктатором, даже не пытался. Нарушив историческую традицию, перестал давить подданных
Расстрел Белого Дома и антиконституционный переворот 1993 года - причина диктатуры в России.
19
Инна Шифанова , 28 января 2016 в 16:37
Твои 5 копеек возьми обратно. Обстрел "Белого дома" - мерзкий миф. Там засели нацисты, фашисты, которые именно так себя называли, они и начали обстрел мирных граждан. Послушайте что орали их лидеры, это же осталось, легко найти. Они призывали к войне не прикрыто. И что же было, не защитить народ? Я была на Тверской, где собрались сотни тысяч безоружных людей, за него, за перемены. Мы не хотели, чтобы всякие хазбулатовы нас расстреливали. Да, представьте, мы плакали и кричали УРА, когда начался штурм.
24
Анатолий Прокопьев , 28 января 2016 в 16:48
Да, тогда в 1993 году Хасбулатов вел себя, как Кадыров сегодня. Он подмял под себя и Руцкого и Зорькина и многих других.. Вопрос стоял тогда так - Хасбулатов или Ельцин.. Народ и армия встали в большинстве за Ельцина.. А ведь тогда была возможность создать парламентско-президентскую республику.. Но Хасбулатов вел себя, как диктатор и ни на какие компромиссы не шел.. Я это время хорошо помню..
-1
Кот Сибирский , 30 января 2016 в 19:31
с какого бодуна, "парламентско - президентская", когда администрация президента узурпировала власть на столько, что им даже вице президент был не ко двору? вы не один те времена запомнили.
про диктаторство Хасбулатова, ни в какие ворота не лезет ... тут и комментировать нечего.
5
arina skifskaia , 28 января 2016 в 16:55
А как получилось , что все они там засели ? Где тогда были разные службы безопасности ?
11
Александр Одинцов , 28 января 2016 в 17:15
Инне Шифановой. А что не было обстрела Белого дома? Или это не в счет. Я хорошо помню,что ни один канал не транслировал обстрел Белого дома, только BBC БиБиСи) транслировало в прямом эфире данный обстрел и ракурс, кажется был с противоположной стороны, с гостиницы "Украина". Я не за Руцкого, Хасбулатова - это парни еще те!, но они были законно избранны!!! Напомню на данных страницах про тот период - именно в тот период те кто были поближе к телу, серые кардиналы, включая и Березовского (покойного) ловили рыбку в мутной воде и делали состояния (финансовые). Именно тогда была придумана схема кредитования правительства под залог крупных госпредприятий и когда государство не могло отдать кредит,то и данные предприятия переходили в "нужные руки". Примеров про "рыбу" и "мутную воду" тех времен можно описывать долго. Скажите мне кто из первых лиц европейских государств мог так пить как Б.Н.? Не знаю правда или нет, что когда Б.Н. однажды прилетел в Лондон, то вышел и помочился на колесо самолета в присутствии встречающих! Это нормально??? В статье Млечина Ельцин описан как полугерой того тяжелого времени, как страдалец за всех, но ведь не отказался от привилегий в виде черной икры и т.п. Так вот, еще никто от себя не отодвинул жирную кормушку и Б. Н. в том числе, включая послеотставочные гарантии. В статьях Млечина видно глубокое знание описываемого персонажа, но почему-то все они у Млечина получаются в виде великомученников, либо миниму полувеликомученников, а скорее всего автор просто обходит острые углы в биографии своих героев (мало ли вдруг власть смениться, а потом спросят!).
19
Анатолий Прокопьев , 28 января 2016 в 17:36
Я не за Руцкого, Хасбулатова - это парни еще те!, но они были законно избранны!!!
-----------------------------------
Руцкой был вице-президент, т.е. в связке с Ельциным.. Хасбулатов - депутат, т.е. избран малой частью народа, неизмеримо меньшей, чем избирали Ельцина..
По легитимности ни тот, ни другой не сопоставимы с президентом..
Оружие в руки они взяли первыми, стрелять стали первыми, убивать стали первыми. Поэтому применение силы было легитимным и правильным в тот момент. Они не оставили Ельцину шансов на мирное разрешение конфликта..
Так я видел ситуацию на тот момент..
22
Простой Человек , 28 января 2016 в 18:05
Ельцын, благодаря документу подписанному в Беловежской пуще укрепил настоящую дружбу между россиянами, украинцами и белорусами.
К сожалению теперешняя политика России эту дружбу убивает.
21
Анатолий Прокопьев , 28 января 2016 в 18:48
Украинцы до сих пор говорят - был бы Ельцин, никакой войны бы не было, это точно. И я с ними согласен полностью..
1
Bobik Sharik , 31 января 2016 в 17:19
Неправда.Американскеий канал CNN вел прямой репортаж обстрела Белого дома.Смотрел все это безобразие в прямом эфире в Финляндии - загорелся один этаж, потом пламя из окон другого. Как в кино.Позвонил сыну в Москву - он говорит: Все спокойно - это один квартал бунтует.
-8
Мои Пятькопеек , 28 января 2016 в 19:02
Тыкаете, брызжете слюной, стало быть, не уверены в своей правоте. А я ведь даже не высказал свою точку зрения на это ключевое в ельцинской карьере событие. Вата наизнанку - та же вата.
-6
Мои Пятькопеек , 28 января 2016 в 21:19
Эк затерялось, а! Адресовано Инне Шифановой, человеку толпы.
14
Владимир Воробьев , 28 января 2016 в 22:52
Наш президент не пьет и не курит
Лучше бы пил и курил
Ельцин из семьи репрессированных и хорошо помнил войну.
ВВП из семьи сталинских соколов и в войну только играл.
Во время конфликта из-за косы Тузла Ельцин сказал, "что же нам воевать с Украиной?!"
Бесшабашный Ельцин себя не щадил.
Нынешний над собой трепещет.
Надеюсь, как Пиночет доживет до 91 года.
7
Вальтер Айгнер , 29 января 2016 в 09:34
Очень многие противники реформ 90-х и противники Ельцина говоря о "расстреле парламента" не указывают его причину. Дело в том, что Веховный Совет под руководством Р.Хасбулатова избранный ещё в советское время (и в большинстве состоявший из коммунистов) и команда преобразователей с Ельциным долгое время не могли приходить к общему решению, личные амбиции Хасбулатова мешали заключать компромиссные соглашения с администрацией Ельцина.
Было двоевластие. ВС постепенно скатывался к просоветским позициям и всё больше противодействовал Ельцину. Возникло конституционное противостояние. Не имея в создавшейся обстановке нормальных способов сотрудничать с ВС, Б.Ельцин, да, в нарушение устаревшей Конституции, распустил Верх.Совет, с чем депутаты не согласились и призвали своих сторонников к вооружённому выступлению против Ельцина.
7
Вальтер Айгнер , 29 января 2016 в 09:38
продл.
3 октября 1993 г, вечером вооружённые боевики от ВС под командой А.Макашёва заняли мэрию Москвы и двинулись к Останкинскому телецентру с целью его захвата и обращения там с возванием к народу. При их попытке штурмом захватить телецентр завязалась перестрелка с милицией. В этой перестрелке погибло с обеих сторон около 46 человек. Боевики были рассеяны. И вот только на следующий день, 4 октября, и приказал Ельцин, с целью пресечения вооружённого переворота, штурмовать Верховный Совет, депутаты которого отказывались покинуть здание. В ходе перестрелки у Белого дома с обеих сторон погибло около 75 человек. Речь тогда шла о защите нового строя, о защите революции. Можно сказать, что Ельцин своими решительными действиями тогда её спас. Т.е. это было продолжение революции 1991 года, которое мирным уже не получилось. А революция потому так и называется, что она всегда происходит с нарушением прежних законов. Та же революция в Украине в 2014 году.
Другими словами в 1993 году произошло насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти (все виды Советов). Тогда все демократически настроенные люди в Москве были на стороне Б.Ельцина и многие из них по призыву Е.Гайдара выходили на защиту мэрии Москвы.
18
Инна Шифанова , 28 января 2016 в 16:42
Все ложь в этой стране. Пока будет ложь, ничего хорошего не будет. Ходим по трупам 27 млн своих соотечественников, которых убили наши же дедывоевали. Кто-то воевал, а кто-то убивал своих. И таких тоже миллионы. Нашли себе врага - Ельцина, на себя бы оборотились, на тех, кто славит сталина, на тех, кто не хочет ни в чем разбираться.
-21
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 19:00
Будьте добры, приведите пожалуйста документы насчет расстрелянных "дедывоевали", я видел совершенно другое... Я могу сказать другое - на сколько сократилось население России во время "правления" ЕБН?
15
С. Молотов , 28 января 2016 в 20:01
я видел совершенно другое...
----
Разумеется. Вы видели то, что Вам ( и нам всем) показывали. А документы по сей день засекречены, даже если и сохранились. А что касается сокращения населения, то в 30-ые годы, например, перепись (итоги) отменили и расстреляли её руководителей. Ну а вообще прирост населения... это не имеет никакого отношения к уровню жизни и благополучию народа. Маоистский Китай, например рос намного быстрее, чем теперешний.
-13
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 20:42
Ну батенька вы хватили... Ознакомьтесь хоть бы с этим....
http://www.1-sovetnik.com/arti...
-13
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 20:47
Теперешний Китай растет намного медленней только потому, что было применено ограничение рождаемости. В России, хоть перелопатьте все законы, такой статьи не найдете.
2
Сергей Подорожник , 29 января 2016 в 15:30
Михаил Иорин , 28 января 2016 в 20:47
Теперешний Китай растет намного медленней только потому, что было применено ограничение рождаемости.
_____________
Ложь. В Китае даже после разрешение иметь второго ребенка большинство горожан не хотят заводить второго из-за опасений что упадет уровень финансового благосостояния семьи, так как образование и мед. обслуживание в Китае очень недешевые. Ну а в сельской местности и раньше можно было иметь больше одного ребенка.
14
ашим .н , 28 января 2016 в 16:49
Даже не знаю что сказать. Эта операция "преемник" перечеркнула в моей душе все хорошее, что я испытывал к Ельцину. Тогда,у Белого дома,я слушал и смотрел на него как на человека из другого мира,из лучшего мира. Стало не страшно умереть.Стало страшно вернуться. Напрасно. Видимо там,на верху,не может "родиться" порядочный человек.Только страх расплаты останавливает небожителей,но расплаты неминуемой.
Не сотвори себе кумира.
15
Salo Spec , 28 января 2016 в 16:57
ашим .н , 28 января 2016 в 16:49

Просто Борис Николаевич не сумел вовремя уйти... А путина протолкнула наверх олигархическо-силовая группировка, жаждущая получить с этого дивиденды. И получила... И до сих пор получает...
19
Доктор Ольга , 28 января 2016 в 17:10
SALO SPEC , 28 января 2016 в 16:57
А путина протолкнула наверх олигархическо-силовая группировка...
-----------------------------------------
Не только. Его протолкнули к власти взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнаксе,.. И кто причастен к этим трагедиям мы прекрасно знаем.
18
Василий Семеныч , 28 января 2016 в 16:52
Человеку очень тяжело оторваться от своей среды.От воспитавших его идеологий.Ельцын был человек своего времени,своей эпохи.Коммунист.В этом его трагедия.Но он не упал так низко.как нынешнее руководство.Верил-да,ошибался -да.Но не врал так нагло и открыто.Советский аппаратчик.
А вера народа была-это вера в доброго царя.Или в золотую рыбку.В.общем-в халяву,все принесут на тарелочке.И работать не надо.
Как говорил сподвижник Ельцына-Черномырдин:"Хотелось как лучше-а получилось,как всегда"!
Согласен-не сотвори себе кумира.
3
Иван Помидоров , 29 января 2016 в 22:23
Крысой он точно не был, это ему уже плюс.
22
Владимир Горницкий , 28 января 2016 в 17:08
Имя Ельцина для меня неразрывно связано с появившейся тогда надеждой, что в России возможна нормальная жизнь, и что Россия пусть и медленно, и зигзагами, но движется к этой жизни. Выборы 2000 года убили для меня эту надежду. У подавляющего большинства граждан России совсем другие представления о нормальной жизни, что они и продемонстрировали, проголосовав в 2000 за невзрачного полковника КГБ.
Поэтому когда сейчас говорят, что народ одурманен 15 годами путинской пропаганды, я не соглашаюсь. Пропаганда демократических идей и разоблачение преступления коммунистического чекистского режима тоже продолжались около 15 лет. Но не подействовала. Люди слышат то, что они хотят услышать и пропускают мимо ушей то, что им чуждо.
5
ашим .н , 28 января 2016 в 17:15
ВЛАДИМИР ГОРНИЦКИЙ , 28 января 2016 в 17:08

На "Серебрянном дожде" ведущий А.Гордон, сказал так- "Да будет Путин президент.Будет"
Я тогда подумал что он несет бред. Ан нет.
3
Igor G , 28 января 2016 в 23:03
Только почему они хотят слышать именно тотальную ложь, а правда чужда-вот в чем вопрос
Предыдущая страница 12345 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

230
Garry yksvonsos: ППППППППППППП ППППППППППП ББББББББББББ ДДДДДДДДДДДДД и ЛО

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»