Экономика / Выпуск № 111 от 3 октября 2014

7760 Не принимайте всерьез

Проект бюджета, внесенный в Думу, написан на коленке, потому что турбулентная реальность заставит еще не раз все переделывать

02.10.2014

Фото: РИА Новости

Во вторник правительство РФ внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на 2015–2017 годы. Предполагается, что российский бюджет в течение этого времени будет оставаться дефицитным, и государственный долг на все три года установится на уровне в 0,6% ВВП.

ВВП, однако, по прогнозам правительства, будет расти: в 2014 году он увеличится на 0,5%, а к 2017 году темпы роста разгонятся до 3% в год, и все это при цене на нефть 96 долларов за баррель. «Новая» узнала у экспертов, насколько и какой ценой исполнимы подобные планы в условиях отрицательной динамики цен на энергетические ресурсы, буксующей экономики и шквала геополитических проблем вокруг России.

 

Дефицит утвержден

«Большая часть макроэкономических показателей в проекте бюджета абсолютно нереалистична, — считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Никакого экономического роста в 1,2% в следующем году не будет — следует ожидать спада как минимум на 2%». То же самое касается и темпов инфляции: вместо прописанных 5,5% мы, скорее всего, увидим двузначные показатели.

Напомним, что рост российского ВВП еще в августе остановился на нулевой отметке, а показатель инфляции достиг 8%. «С учетом сложившихся тенденций представить, что в стране вдруг начнется явный экономический рост или инфляция начнет резко замедляться, просто невозможно, — констатирует Николаев. — Вероятно, проект бюджета претерпит еще несколько корректировок, когда через 2–3 месяца станет очевидно его несоответствие экономическим реалиям».

Единственный пункт во внесенном проекте, не вызывающий у экспертов сомнений, — это бюджетный дефицит, уровень которого тем не менее пока что относительно безобиден. «Это отражение той бюджетной действительности, которая ждет нас в ближайшие годы, и прогнозировать профицитный бюджет — значит намеренно грешить против истины», — комментирует Николаев.

Российский экономист Никита Кричевский все же полагает, что дефицит не является серьезным симптомом, так как он был предусмотрен и в предыдущие годы. «Согласно рекомендациям МВФ по бюджетному правилу, дефицит не должен превышать 1% ВВП при цене 92 доллара за баррель нефти, и долг 0,6% ВВП сюда спокойно укладывается», — подчеркивает эксперт. Другое дело, что зачастую дефицита все-таки удавалось избежать, даже в 2012 году он был чисто техническим: менее 0,1% ВВП. Кроме того, у бюджета всегда есть неиспользованные остатки, которые направляются в государственные финансовые фонды.

Стоит заметить, что дефицит становится не так страшен, только если знаешь, как его покрывать. «Все зависит от способности руководства государства балансировать и находить доходные излишки, источников которых остается все меньше: внешние, как известно, закрыты, для приватизации сейчас не самое лучшее время, ну и экономическая активность постоянно снижается», — объясняет аналитик ФБК.

 

Старая заначка

Логично предположить, что в столь непростой ситуации правительство строит определенные планы относительно использования средств Резервного фонда и ФНБ. Так, по мнению Игоря Николаева, обойтись без них никак не удастся, о чем, кстати, периодически говорят в том числе и крупные чиновники.

Кричевский, однако, оценивает вероятность использования средств из государственных фондов гораздо ниже. Эксперт замечает, что Резервный фонд используется исключительно на случай резкого снижения доходов бюджета, что бюджетом пока что не предусматривается. Так или иначе, в течение следующих трех лет фонд точно не будет пополняться.

Если исходить из того, что в 2008–2009 годах из Стабилизационного фонда за несколько месяцев было израсходовано более 4 триллионов рублей, то и сейчас в случае кризиса надолго средств не хватит: «Не больше чем на пару лет при самом неблагоприятном развитии ситуации», — уточняет Николаев (напомним, что, по официальным данным, в обоих фондах содержится более 6 трлн рублей). Тем более что весь Резервный фонд для покрытия дефицита использован быть в принципе не может.

ФНБ — это отдельная история. Тут часть средств вложена в иностранные ценные бумаги, часть — делегирована иностранным инвестиционным фондам или вложена во Внешэкономбанк. «Поэтому, думаю, никто, за исключением самых высших слоев руководства, не знает, сколько точно там денег», — отмечает Кричевский. Зато каждая крупная компания считает своим долгом встать в очередь за государственной помощью.

 

Геополитические расходы

Спорным пунктом в смете можно считать и существенный рост военных расходов: увеличение затрат в сфере национальной обороны на 21,2% до 3,032 трлн рублей в 2015 году происходит при заметно более скромных тратах на здравоохранение и образование. «Еще несколько лет назад на уровне властей было определено, что оборонный сектор у нас в приоритете. Теперь это обусловлено еще и геополитической обстановкой. Однако такая стратегия продолжает усугублять сложившуюся социально-экономическую ситуацию», — считает Игорь Николаев.

Никита Кричевский, напротив, не видит в увеличении военных трат ничего негативного. «За последние годы расходы на национальную оборону в России составляли 3,9% ВВП. В Америке — 4,8%, в Израиле — 6,5%, в Саудовской Аравии — 10,1%. Так что, учитывая размер нашей территории, следует признать этот шаг вполне оправданным».

Помимо того, многие военные предприятия являются градообразующими и поддерживают масштабную социальную сферу, утверждает экономист. «Для того чтобы привлекать компетентных молодых специалистов, необходима не только высокая зарплата, но и всевозможные социальные льготы и преференции. Иначе они просто покинут страну или перейдут в негосударственный сектор», — объясняет Кричевский.

Проект бюджета примечателен и тем, что в нем впервые учтены расходы на новые субъекты Федерации — Севастополь и Крым. Точную их долю в смете подсчитать очень сложно, однако они представляются довольно весомыми. «Это порядка 2–3% от всех расходов бюджета, вложения будут серьезные», — прогнозирует Кричевский. По большей части денежные средства будут вкладываться в строительство инфраструктуры и субсидирование местного бизнеса.

 

Недолго думая

В целом же создается впечатление, что новый проект бюджета был наспех набросан на коленке, а авторы его изначально не сомневались в неизбежности последующих корректировок. «Берут первый попавшийся вариант, где расходы сходятся с доходами, и отдают начальству. С таким подходом точности добиться невозможно», — замечает Никита Кричевский.

Возникающие тут сложности связаны с тем, что государственные органы, ответственные за экономическое прогнозирование, регулярно ошибаются и, кроме того, опираются на разные входные данные (это касается, в частности, цен на нефтегазовые продукты). «МЭР в своих прогнозах исходит из $100 за баррель, а ЦБ — от $98,5 до $108. В итоге вилка составляет 477 млрд рублей, а это около 3% доходной части бюджета», — говорит Кричевский.

Такая нестабильность, в свою очередь, не может не сказаться на действиях экономических агентов. Крупнейшие компании, не говоря уже о малом и среднем бизнесе, не могут рассчитать оптимальные цены на продукцию и спланировать свою стратегию. «В тариф закладываются определенные данные прогноза инфляции, а он меняется по 5–6 раз в год. То же самое происходит на валютном и фондовом рынках, а также при работе с иностранными фирмами».

По мнению экономиста, просчетом бюджетных составляющих не должны заниматься государственные ведомства. Эту работу должны выполнять академические институты, которые, кстати, зачастую финансируются государством. «В России существует, например, Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие аналитические центры, чьи рекомендации правительство должно принимать к сведению и исполнять», — считает Кричевский. Система, в которой разработкой макроэкономических сценариев занимаются все кому не лень, демонстрирует соответствующую эффективность (или — в данном случае — ее отсутствие).

Бюджет еще, без сомнений, будет изменен — скорее всего, 6–7, а то и 10 раз. Поправки в Закон о госбюджете вносятся в среднем в течение двух месяцев после его принятия, то есть еще до его вступления в силу.



15 комментариев

2
Алексей Табаков , 2 октября 2014 в 15:53
Спасибо за статью, уважаемый автор)
Насколько я понимаю, все нынешние прогнозы объединяют в себе только - гадание на кофейной гуще и оптимизм(гадающим всё равно, а начальству приятно).
Примерно из этого складывается и нынешний проект госбюджета...
2
Степан Кольцов , 2 октября 2014 в 16:40
"ВВП, однако, по прогнозам правительства, будет расти: в 2014 году он увеличится на 0,5%, а к 2017 году темпы роста разгонятся до 3% в год, и все это при цене на нефть 96 долларов за баррель".---А что такое рост ВВП? Больше нефти и газа, и больше ракет, а также более высокие тарифы на ЖКХ, большие штрафы и налоги и проценты по ипотеке? Откуда рост?
0
Александр Бабаев , 7 октября 2014 в 16:50
Методика подсчета ВВП является общемировым стандартом - она одинакова для всех стран. При этом действительно (как ни странно), катастрофы и стихийные бедствия могут привести к РОСТУ ВВП. С точки зрения рядового потребителя (обывателя) сравнивать ВВП разных стран с учетом паритета покупательной способности национальной валюты (самый известный - индекс гамбургера).
0
Василий Бушнев , 2 октября 2014 в 17:26
Надо принимать бюджет, ведь они так старались подогнать цифирки.!
4
Юрий Никольский , 2 октября 2014 в 22:12
Бюджет сделан из прогнозов, в точности которых надо усомниться.
Цена на нефть сегодня в 21.34 была 93,18 доллара (а не 96).
Прогноз исходит из стабильности импорта нефти и газа. Приведу лишь один пример из сегодняшней новостной ленты: Словакия заключила пятилетний контракт с E.ON Global Commodities на поставку до 2 млн. куб. м газа ежедневно. Иными словами, не факт, что спрос на основную статью дохода не упадет.
Происходит рост цен на продукты первой необходимости. Это вызовет падение спроса на продукты, которые не покупаются ежедневно – цена на них снизится. А это создаст иллюзию контроля за инфляцией. А за этим последует снижение возможностей по обновлению производимого ассортимента, что в современной экономике обычно заканчивается банкротством предприятий. И на следующем этапе – резкий инфляционный рост.
Высокие вливания в ВПК позволят на некоторое время создать иллюзию, что уровень ВВП не так уж сильно и падает. Это же позволит облегчить социальную обстановку в городах, где эти предприятия находятся. Но не факт, что через год просто не будет средств для сохранения этих предприятий. Поэтому такая поддержка может закончиться резким спадом всего производства.
Главное: в высших эшелонах власти не видят механизмов, которые могли бы предотвратить даже самые пессимистические прогнозы. Что и указывает на тот вывод, с которым я полностью согласен: «Бюджет еще, без сомнений, будет изменен — скорее всего, 6–7, а то и 10 раз». А тогда он является не законом, а филькиной грамотой.
А к этому выводу добавлю: бюджет составляли люди, которые словно страусы спрятали головы в песок, чтобы не видеть опасности.
0
Юрий Никольский , 3 октября 2014 в 19:50
Добавление к тем данным, которые я написал вчера.
НАК "Нафтогаз Украины" с 1 октября начал получать природный газ по контракту с норвежской нефтегазодобывающей компанией Statoil, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" источник в правительстве (вчера о Словакии).
Цена на нефть сегодня в 19.34 была 91,81 доллара (упала еще ниже).
0
Александр Бабаев , 7 октября 2014 в 16:52
Сам по себе дефицитный бюджет - не приговор. Значительное количество стран живут в условиях дефицита бюджета. Вопрос только в источниках покрытия, одним из которых может быть печатный станок. Так многие страны и поступают, наиболее широко применимой эта практика (включение станка) является в США.
2
сергей валитов , 3 октября 2014 в 09:30
вспомните сколько обещали инфляцию в 2014г путин и айфончик и на этом можно кончить.....
0
Юрий Морозов , 3 октября 2014 в 17:50
Ну, так они теперь и молчат!
Теперь их роль выполняет кричевский.
Такой же, ему верить - себя не уважать...
0
Проходящий Мимо , 3 октября 2014 в 14:05
Ну вот честно - взгляд из Украины:
Вот не могу понять проблем России с бюджетом. У вас много-много-много всего привсего: газа, нефти, золота-бриллиантов, дерева, плодородных земель, всяких обычных и редкоземельньных металлов, есть промышленность, неплохая инфраструктура...
Ну вот скажите мне пожалуйста: какие могут быть проблемы с бюджетом при таких ресурсах и всего-то 145 млн. человек населения?
Ну вот не укладывается в голове... (((
1
Алексей Табаков , 3 октября 2014 в 15:39
Очень просто, воров намного больше и они более жадные чем где бы нибыло....
1
Юрий Никольский , 3 октября 2014 в 17:17
Алексей, воровать можно там, где нет профессионалов. Именно профессионализм - основа развития государства.
За 15 лет страна не могла выйти на мировые рынки ни с одним новым продуктом. А денег на поддержку отечественного производителя тратилось очень-очень много, в том числе через заградительные пошлины.
Сейчас объявили, что основой российской экономической политики является импортозамещение. Еще в XVIII веке писали, что экономика развивается только за счет экспорта.
Это я написал лишь для иллюстрации уровня профессионализма. А еще советую обратиться к высказываниям наших академиков, в первую очередь Глазьева. Что же сказать о тех, кто пониже научным рангом? И становится понятно: если даже убрать воровство, то остается низкий профессионализм, который не позволит использовать нефтегазовые доходы на развитие экономики. А постоянное переделывание бюджета лишь отражает уровень профессионализма верхних эшелонов власти.
0
регина спенсер , 3 октября 2014 в 17:29
так где же профессионалы?
надоела уже художественная самодеятельность с фальшивыми голосами солистов.
0
Юрий Морозов , 3 октября 2014 в 17:52
Профессионалы - они умные... а нам таких не надо...
Всего три слова: "Платье голого короля" - ммм?
))
0
Михаил Чернин , 4 октября 2014 в 12:05
Проектировать бюджет в стране с падающей экономикой и внешнеполитическими амбициями без соответствующей амуниции все равно, что предсказывать погоду на годы вперед. Тут же и на месяц вперед никто не знает, что будет с ценами на нефть,валютным курсом и тем, что еще взбредет в голову взбесившемуся "принтеру" и тому, кто им управляет. Так что даже самые мудрые специалисты не могут составить наш бюджет, с которым ясно лишь одно - он будет пополняться из стабилизационного фонада до тех пор, пока там не останется денег. Через два года или меньше лет, никто не знает. Но пока еще по телевизору можно продолжать зомбировать обывателей, уже начавших паниковать в связи с резким ростом цен на все, что они видят в магазинах.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Реклама

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама