Экономика / Выпуск № 136 от 3 декабря 2014

61733 Разворот трубы над Черным морем

Не договорившись с Болгарией, Россия решила провести обходной маршрут для своего газа через Турцию

02.12.2014

На пресс-конференции в Анкаре Владимир Путин заявил о закрытии «Южного потока» — проекта «Газпрома», который в обход Украины планировал поставлять газ в Европу.

По словам российского президента, отказ от строительства связан с «неконструктивной» позицией Еврокомиссии. Дело в том, что европейские чиновники уже несколько лет тормозят проект (Болгария до сих пор не дала разрешение на прокладку морской части трубы). Они связывают это с тем, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству, так называемому Третьему энергопакету, согласно которому одна и та же компания не может добывать газ, владеть трубой и продавать его на рынке.

Но от планов европейской экспансии Россия все же не отказывается. «Газпром» и турецкая компания BOTAS уже подписали меморандум о строительстве нового газопровода объемом 63 млрд кубометров газа в год — через Черное море в Турцию, о чем на той же пресс-конференции заявили президенты двух стран. По проекту, 14 млрд кубометров будет получать сама Турция, а остальное пойдет дальше в Европу, что также позволит частично нивелировать риски поставок через Украину.

 

Позиция Евросоюза

«Южный поток» пал жертвой общего ухудшения отношений между ЕС и Россией в связи с украинским кризисом.

Официальный Брюссель весьма сдержанно отреагировал на решение президента Путина остановить проект «Южный поток», призванный поставлять российский газ в Европу в обход Украины. Чиновники подчеркивают, что это был не выбор Брюсселя, и напоминают позицию Евросоюза, выраженную в уходящем году Гюнтером Эттингером, курировавшим энергетику в прежнем составе Еврокомиссии: чем больше труб, тем лучше.

То есть никаких политических возражений со стороны ЕС официально не было. Проблемы были, однако, в части выполнения российской стороной антимонопольного законодательства ЕС. Еврокомиссия сочла не соответствующими этому законодательству («третьему энергопакету» ЕС) межправительственных соглашений, подписанных Россией со странами союза, через которые должна была пройти труба. В том числе с Болгарией. «Газпром» решительно не хотел выполнять требования законодательства Евросоюза о разделении активов и допуске к трубе третьей стороны.

«Наша позиция была направлена на защиту наших потребителей от риска повышения цен на газ», — сказала во вторник, реагируя на решение Москвы, еврокомиссар по бюджету и человеческим ресурсам болгарка Кристалина Георгиева. Она напомнила, что Еврокомиссия не добивалась закрытия проекта, а настаивала на том, чтобы он «соответствовал европейскому законодательству и обеспечивал допуск других компаний с целью здоровой конкуренции на рынке».

Однако, по мнению многих наблюдателей в Брюсселе, «Южный поток» пал жертвой общего ухудшения отношений между ЕС и Россией в связи с украинским кризисом, ухудшением политического и экономического климата. Не последнюю роль сыграли и введенные Евросоюзом санкции против России.

В понедельник на пресс-конференции в Анкаре президент РФ Владимир Путин объявил, что «в нынешних условиях Россия не будет реализовывать проект «Южный поток». «С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешение от Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта. Имею в виду, что сейчас нужно выходить на строительство этой трубопроводной системы в Черное море. Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока мы не получим разрешение от Болгарии, — сказал Владимир Путин. — Это не соответствует экономическим интересам Европы и наносит ущерб нашему сотрудничеству. Но таков выбор наших европейских друзей». В конце концов, они покупатели, и это их выбор».

Александр МИНЕЕВ, соб. корр. «Новой», Брюссель

 

Позиция официальных лиц Болгарии

«Не знаю, сколько Болгария могла бы заработать от «Южного потока». Если кто-то знает, то пусть назовет цифры»

Объявленный президентом Путиным во время визита в Турцию отказ от строительства «Южного потока» вызвал многочисленные отклики в Болгарии, что и понятно: во-первых, в стране тема строительства российского газопровода активно обсуждается уже не первый год и даже становилась одним из основных лозунгов нескольких избирательных кампаний последних лет; во-вторых, глава России, открыто выразив сомнение в государственном суверенитете Болгарии, пожелал стране хотя бы потребовать компенсации от Еврокомиссии за упущенную выгоду.

Президент Болгарии Росен Плевнелиев, говоря об отказе России от «Южного потока», обратил внимание на то, что  страны, заинтересованные в этом газопроводе, «провели серьезную подготовительную работу и уполномочили Европейскую комиссию на проведение переговоров с российским руководством по решению будущего этого проекта». Решение, подчеркнул Плевнелиев, было целиком в руках России и Европейского союза, и, если бы российская сторона реализовывала проект согласно европейскому законодательству, то никто бы не возражал.

По поводу якобы упущенной выгоды, болгарский президент заметил, что кроме сметы расходов на строительство до сих пор так и не были гарантированы доходы Болгарии от «Южного потока», не подписан ни один договор о транзитных тарифах, и добавил: «Не знаю, сколько Болгария могла бы заработать от «Южного потока». Если кто-то знает, то пусть назовет цифры».

Заместитель председателя Еврокомиссии от Болгарии Кристалина Георгиева, комментируя заявления Владимира Путина, считает, что он перекладывает проблему с больной головы на здоровую, а то, каким образом было принято и озвучено решение о выходе из «Южного потока», лишний раз подтверждает важность энергетической независимости и диверсификации энергетических источников в Европе. Также она, касаясь темы европейского финансирования Болгарии, заявила: «Евросоюз является и останется на будущее крупнейшим источником инвестиций в болгарскую экономику. В предстоящие семь лет Болгария получит 32 миллиарда левов, к тому же от предыдущего периода остались неосвоенные еще 9 миллиардов левов».

По мнению бывшего министра экономики Болгарии Трайкова, которое он высказал в эфире телеканала БТВ, Путин пытается выйти из международной изоляции и демонстрирует Западу мускулы. Единоличное решение президента России, убежден болгарский экс-министр, стало также полной неожиданностью для российской политической и предпринимательской элиты.

Депутат Народного собрания Болгарии и заместитель председателя энергетической комиссии Мартин Димитров видит в заявлении Путина исключительно тактический ход, цель которого состоит в том, чтобы оказать давление  на ЕС и Болгарию, дестабилизировать политическую ситуацию в стране, посеять панику среди населения, напугав отсутствием альтернативы российскому газу.

Болгарская социалистическая партия, находящаяся в настоящее время в оппозиции, созвала в Софии специальную пресс-конференцию, на которой лидер партии Михаил Миков объявил, что потребует провести специальные парламентские слушания по проблеме «Южного потока» с участием премьер-министра Бойко Борисова. Также социалисты призывали все депутатские фракции выступить с единой платформой по спасению проекта строительства российского газопровода на болгарской территории. 

Александр ЧУРСИН

Эксперты об экономических и политических последствиях смены газовых ориентиров

Сергей АЛЕКСАШЕНКО, экономист, бывший первый зампред Центрального банка России:

— Путин использовал возможность и лично заявил об отказе от «Южного потока», чтобы вставить шпильку Европе, показав: вы не хотите с нами сотрудничать на наших условиях, ну посмотрим, удастся ли нам обмануть вас еще раз.

Газопровод в Европу построить через территорию Болгарии сегодня невозможно. Путин решил найти другой вариант входа в Европу, а именно — через Грецию и Турцию. С этой точки зрения его цели не сильно изменились — найти обходной маршрут в обход Украины. Поэтому «Южный поток» был политическим проектом, а не экономическим: еще никто из экономистов не смог подтвердить его эффективность.

Реализация экономически бессмысленных проектов такой крупной компании, как «Газпром», — это вред для России. Когда газпромовская труба стоит в разы дороже, чем аналогичные проекты в любой другой стране, речь идет о неэффективном использовании средств компании. Избыточные расходы «Газпрома» оборачиваются повышенными тарифами на газ и для населения.

С точки зрения Украины мало что меняется. Украина считает, что будет транзитной страной вечно. Я считаю, Россия намерена любой ценой найти маршрут в обход. Если это удастся, роль Украины будет сведена к нулю. Не через четыре, так через 6 лет. Украина никаких козырей в переговорном процессе не получает.

Европа, судя по прогнозам, должна наращивать потребление газа в принципе, но она не готова увеличивать объемы потребления российского газа. То есть объемы будут примерно стабильны, а доля — уменьшаться.

 

Владимир ЗУЕВ, доктор наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики»:

— Прежде всего это политическое решение, но и с экономической ситуацией оно коррелирует: Россия хочет сотрудничать с Азией, а ЕС не хочет наращивать зависимость от поставок из нашей страны. Все переплелось воедино. Думаю, закрытие проекта произошло, потому что просто закончилось терпение. Нет никаких подвижек. Перспективы разрешения ситуации были весьма призрачны, потому что обстановка в Украине не нормализуется, следовательно, не изменится санкционная политика.

Не думаю, что это как-то влияет на позицию Украины как транзитной страны. В любом случае, есть путь, по которому идет газ. Если бы «Южный поток» заработал, положение Украины как посредника было бы ослаблено, но это перспектива не сегодняшнего дня. «Южный поток» строился бы еще несколько лет, а потом бы еще прошло время, пока он заработал бы в полную мощность.

Европа, конечно, будет сокращать потребление российского газа. И уже это делает. Отчасти этим и объясняется отказ от проекта. Конечно, это проблема для России.

 

Вениамин ВУТЯНОВ, специалист по экономической безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

— Меня не удивляет это решение. Стремление европейских функционеров создать препоны на пути строительства «Южного потока» чувствовалось давно. «Камнем преткновения» стала Болгария. «Газпром» — коммерческая структура, которая четко ведет управленческий анализ затрат, прибыльности проекта. И в какой-то момент ее руководителям стало понятно, что процесс затягивается: «Южный поток» — затратный проект (в него уже вложено 4 млрд долларов) без перспективы его окупаемости. Заморозку проекта в ЕС объяснят нарушением «Газпромом» Третьего энергопакета. Правда, о чем тут может идти речь, если проект еще не закончен, мне непонятно.

Для «Газпрома» закрытие проекта — это стратегически эффективное и экономически просчитанное решение. Меня как экономиста, который с грустью смотрит на разбазаривание бюджетных денег, эта новость радует. Труба в Турцию будет как минимум в два раза дешевле. Проектная стоимость «Южного потока» составляет 24 млрд долларов, трубопровода в Турцию — 12.

Другой важный момент — Турция готова покупать газ прямо завтра. Без всяких формальностей в виде энергопакетов. Как говорят, тот, кто хочет — ищет способы достижения, кто не хочет — отговорки.

Турецкий рынок динамично развивается наряду с Китаем и Индией. То есть, несмотря на кризис и негативные процессы, проходящие в мировой экономике, можно предположить, что динамика спроса на газ будет положительной.

Закрытие «Южного потока» усиливает роль Украины как транзитера. Однако надо понимать, что украинская экономика, которая дышит на ладан, близка к катастрофе.

 

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, директор Фонда эффективной политики:

— Позиция Европы по Южному потоку менялась. Очевидно было, что Евросоюз неодобрительно относится к этому проекту, это шло с вразрез с их политикой диверсификации источников энергии. Было много споров с Россией, Евросоюз оказывал несомненное прямое давление на Болгарию.

Необычно, конечно, что Путин сказал об этом вслух. Но решение было правильное в данном случае. Лицемерием было бы делать вид, что проект продолжается. Такие активы в тяжелой ситуации лучше сбрасывать, даже с потерями. То обстоятельство, что Путин не стал вилять и сказал об этом прямо, трудно не одобрить.

Конечно, договоренность с Турцией не компенсирует убытков и сама по себе требует расходов, но Турция более предсказуема, чем Евросоюз. В ЕС, кстати, практически не смогут сокращать потребление российского газа — в среднесрочном плане это невозможно. Европа не сможет в нынешних обстоятельствах объявить: давайте мы подтянем пояса и заплатим дополнительно за более дорогие источники энергии. И хотя эти проекты будут разрабатываться и продвигаться, сейчас Европа не сможет переориентироваться на фактически другой тип экономики.

Что касается Украины, для нее это скорее плюс, чем минус. Но Украина не сможет использовать отказ от Южного потока как оружие против Москвы, не в ее нынешнем положении. Кроме того, в каком-то смысле отказ от проекта является парадоксальной подформой для взаимодействия с Украиной по ряду экономических вопросов, что само по себе позитивно.

 

Диана ХАЧАТРЯН,
Ольга ПРОСВИРОВА



129 комментариев

39
Salo Spec , 2 декабря 2014 в 18:49
Не через два, так через 6 лет, Европа, почти полностью откажется от российского газа. Не из выгоды, а из принципа! Ведь никто не хочет иметь дела с неадекватным продавцом-шантажистом, который, за то что у него покупают его же товар, платят ему же деньги, еще и требует закрывать глаза на творимый им беспредел+всячески пытается оскорбить своих же покупателей. В Европе все понимают, что газовый поводок, на котором Россия держит европейские страны, очень унизителен и должен быть как можно быстрее обрезан.
21
Виктор Ярыгин , 2 декабря 2014 в 20:02
но Турция более предсказуема, чем Евросоюз... Не будем говорить о предсказуемости власти РФ, а вот память им неплохо бы подчистить. Ведь именно в Турции были лагеря так называемых чеченских боевиков, именно Турция являясь членом НАТО оккупировала северный КИПР, Турция упорно желает вступить в ЕС. Напрашивается вывод, что перед Путиным разверзлась очередная лужа.
2
Евгений Дорофеев , 2 декабря 2014 в 21:54
Лужа не разверзлась, к ней его плавно подвели, что-то похожее было в 1979году в фильме "Гараж", когда цидульки вынимали, вот единственная Рязанову и досталась.
Кто теперь Рязанов???
-2
Мишка Новик , 3 декабря 2014 в 00:19
И чем же Турция более предсказуема? Не забывайте так же что скоро появится независимый Курдистан! Ирак Курдскую нефть и газ качать не будет! Остаётся Турция за существенные скидки! И это настоящая политика: сделать своей стране как лучше!
0
Dark Wing , 4 декабря 2014 в 00:52
А постоянное противостояние в Турции военных, клерикалов, проевропейцев и т.д. Это что? Тишь да гладь? Все может поменяться в этой стране в минуту. Или две.
2
Алексей Табаков , 5 декабря 2014 в 12:41
Верно, Турции всё это надо ради лишнего шанса поторговаться с ЕС о вступлении, так что всё это строительство будет весьма интересным=)
2
ded vorchun , 2 декабря 2014 в 21:08
Отлично сказано.
-6
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:10
Постоянный читатель: SALO SPEC , 2 декабря 2014 в 18:49
Не через два, так через 6 лет, Европа, почти полностью откажется от российского газа. Не из выгоды, а из принципа!
*******************************************
Принципиальная Европа? Слабо вериться. Не настолько богата.
5
sova sova , 2 декабря 2014 в 22:49
Юрий Козий, 2 декабря 2014 в 22:10
... Принципиальная Европа? Слабо вериться. Не настолько богата.
****************
Сршенно верно. Поэтому активно ищет чем бы таким топить, чтобы не ассигнациями (по Менделееву, кажется?)).
И находит ведь! (Да и в частных домах камины строить не гнушается. Топятся - прессоваными опилками. Отходами от мебельной промышленности). Для уюта и разнообразия в дому. ))
18
Salo Spec , 2 декабря 2014 в 23:46
Постоянный читатель: sova sova , 2 декабря 2014 в 22:49
А еще, Европа может скупать у России, за свои евро, кубометры бумажных рублей и топить ими... Судя по курсу рубля, это будет очень выгодно...
3
Татьяна К , 3 декабря 2014 в 13:56
Если бы активно искала - давно уже нашла бы.
Температура в Европе зимой обычно не ниже - 5, в России немного ниже температура, и зима продолжительнее. В Европе в качестве отопления кондиционеры используют.
А насчет каминов - в России тоже "в частных домах камины строить не гнушается" никто.
0
Николай Воевода , 3 декабря 2014 в 16:09
Не только в частных. И в многоэтажных тож
0
константин ветров , 3 декабря 2014 в 20:14
Про камины вы просто ничего не знаете. В России их строят для декорации, а вот толку в отоплении помещения от них как правило нет никакого. Есть у нас на даче в Тверской области такая приблуда. Это место для бесполезного сжигания денег.
0
sova sova , 4 декабря 2014 в 22:36
Татьяна К, 3 декабря 2014 в 13:56
Если бы активно искала - давно уже нашла бы.
**********
)) Так, и нашла. Солнечными батареями пол-Европы застелено. Ветряки крутятся. Горные речки работают. Рано или поздно Россия останется со своим газом, как дурень со ступой. ))
-2
Юрий Борисович Черненко , 3 декабря 2014 в 22:29
А зачем же отходами от мебельной промышлености. Хватай топор и руби мебель. Гораздо эффективнее, да и для души намного веселее.
0
sova sova , 4 декабря 2014 в 22:38
Юрий Борисович Черненко, 3 декабря 2014 в 22:29
А зачем же отходами от мебельной промышлености. Хватай топор и руби мебель. Гораздо эффективнее, да и для души намного веселее.
*************
)) Не гневите... А то, возьмет, да и подшутит: придется вам самому осваивать этот метод выживания. Вот уж повеселитесь. ))
0
Алексей Балакин , 6 декабря 2014 в 14:22
Отказ от Российского газа в полном объеме нецелесообразен, но диверсификация в той или иной степени возможна. Толь проблема перед Европой станет в том что другие источники поставок газа несколько дороже(от 18 до 60%), еще проблема относительно инфраструктуры- Россия сама строит газопроводы, ни один из альтернативных потенциальных поставщиков газа на данный момент не рассматривает таких " подарков"
12
Не договорившись с Болгарией, Россия решила провести обходной маршрут для своего газа через Турцию

С нами никто тоже не договаривался с сниженим цен на нефть, казалось бы причем тут Болгария, опять заложник политической обстановки, жалко только средств потраченых вникуда.

Но такие наши "санкции" больше похоже на оскал загнанного зверя, нежели укус!
28
Алексей Бесфамильный , 2 декабря 2014 в 19:14
И еще одно. Турция - это не Украина, над которой Путин мог куражиться, как ему вздумается, а куда более проблемный для Газпрома транзитер со своими серьезными амбициями.
6
L. Doktai , 3 декабря 2014 в 00:36
И мне, кстати, примерно то же самое подумалось и видится: Болгарии сейчас необходимо срочно и дружно перекреститься, поскольку там еще не все и не все поняли, какие проблемы в будущем отпали и миновали их "сами собой"... ))
И страшновато представить то, чем может обернуться ссора и разлад с турками. Потому что там где он и труба – там всегда большие геополитические проблемы. И газ – не товар, а всего лишь экономическое оружие.
2
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:13
Гражданин Когда-то великой страны, 2 декабря 2014 в 18:50
жалко только средств потраченых вникуда.
*******************************************************
Ну кто сказал что в никуда? Господа акционеры в никуда, если бы через Черное море и к Болгарии подвели, а пока только в землю закопали.
2
Кот Учёный , 2 декабря 2014 в 19:00
4 млрд долларов "псу под хвост".
2
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:14
Постоянный читатель: КОТ УЧЁНЫЙ , 2 декабря 2014 в 19:00
4 млрд долларов "псу под хвост".
******************************************
Акционеры не простят!
14
Иван Матроскин , 2 декабря 2014 в 19:01
Представляете, сколько бабок теперь можно под это закрытие списать!!!!

А мы уже сделали То, а мы уже сделали Это, столько бабок стоило То, столько бабок стоило это. Глядишь и у проворного чиновника домик в бассейном на Майами появился!!! Ну а потом с чувством выполненного долга можно поговорить о патриотизме, о необходимости населению затянуть пояса!!
4
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:28
Иван Матроскин, 2 декабря 2014 в 19:01
Глядишь и у проворного чиновника домик в бассейном на Майами появился!!!
***********************************************************************************************
Не надо на США... Они краденое не берут.
-5
Герцогиня Кентуккская , 3 декабря 2014 в 00:42
Какие ваши доказательства, скоты?!
1
zmey-na-pensii . , 3 декабря 2014 в 13:23
господин Однако, это вы?
4
Герцогиня Кентуккская , 3 декабря 2014 в 16:39
Нет, не я, это Миша Леонтьев, не узнали, что ли?
Богатым будет. ))

.. ну, ребята, вы даете..
0
andez andez , 4 декабря 2014 в 11:14
Если бы Вы добавили - руки на стол! - сразу узнали бы.
17
Иван Матроскин , 2 декабря 2014 в 19:15
Как я понимаю данная идея накормить Турцию газом возникла от безвыходности, спонтанно, чтоб оправдать уже где-то проложенную трубу.
Но турки не Европа, уровень жизни ниже и поэтому цена газа будет ниже.

Учитывая как за год снизилась капитализация Газпрома, можно сказать что его менежмент невысокого уровня, сланцевую революцию поспали, еще год назад они доказывали, что сланцевый газ выдумки империалистов.
А там еще Израиль с его разведанными запасами газа, он к Турции ближе, затрат на перекачку меньше...
Так что, я сомневаюсь, что данное решение хорошо продумано!
-4
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 21:46
Иван Матроскин, 2 декабря 2014 в 19:15
сланцевую революцию поспали, еще год назад они доказывали, что сланцевый газ выдумки империалистов.
**********************************
Под снижение цен на нефть США очень красивого сдули сланцевый пузырь. Технологию еще надо дорабатывать или вообще изменить, чтобы сланцы использовать. Это как с ДДТ- попробовали и отказались.
5
sova sova , 2 декабря 2014 в 22:54
Иван Матроскин, 2 декабря 2014 в 19:15
Как я понимаю данная идея накормить Турцию газом возникла от безвыходности, спонтанно, чтоб оправдать уже где-то проложенную трубу.
Но турки не Европа, уровень жизни ниже и поэтому цена газа будет ниже.
**********
))) Вообще не понимаю, как можно было уговорить турок, покупать газ? Он им зачем? У них сейчас строрительный бум. Каждый строит себе хоромы этажей по пять. А на крыше - всенепременно - солнечные батареи и здоровенные баки с водой. Здорово не парятся. Солнце воду греет напрямую и ей вполне можно ополоснуться в душе, помыть посудку.
Так что - разве что посулиться приплачивать - может тогда турки и возьмут. ))
1
L. Doktai , 2 декабря 2014 в 23:13
>> С 1 января Москва снизит цену на газ для турецких потребителей на 6%. Об этом в понедельник заявил президент РФ Владимир Путин.
Он добавил, что в дальнейшем возможно дополнительное снижение цены. Путин пояснил, что это зависит от того, как Россия будет выстраивать отношения с партнерами в этой сфере. Министр энергетики России Александр Новак сообщил, что турецкая сторона попросила снизить цену на 15%. // (http://abnews.ru)
1
L. Doktai , 2 декабря 2014 в 23:18
p.s. Все это чересчур напоминает уже вот это: http://www.youtube.com/watch?v... ))
13
gatta fatta , 3 декабря 2014 в 01:19
"турецкая сторона попросила снизить цену на 15%"
*****************
Путин раздаёт газ и нефть по дешёвке, как свою собственность. Китаю, теперь Турции...
Утешает, что пока только обещания, намерения. Китайцы вообще не спешат заключать договор и не факт, что заключат. А с Турцией всего лишь меморандум о намерениях.
Тут надо понять, что не так уж Россия рвётся строить. Как тут один комментатор заметил, главное - повод для распила огромных средств. Ну и попутно Украину затоптать.
5
алексанр дуньков , 3 декабря 2014 в 09:38
Туркам газ, действительно, почти не нужен. Им нужны рабочие места, о которых не будет болеть голова. Россия все оплатит, а у турок появится возможность перекрывать вентиль, когда это будет им выгодно.
Тем временем в самой России сокращаются рабочие места, ужимаются заработные платы и пенсии. Россияне все больше тратят денег на еду, на которую цены растут на десятки процентов, а компенсации на уровень инфляции, это замазывание глаз у электората, который и так уже ничего не видит толком.
15
Александр Беляев , 2 декабря 2014 в 19:20
Гр. Павловский.Вы вероятно тоже эффективный Менеджер. Я не эффективный , но я понимаю , что сначала должен быть согласования проект, а потом уже стройка. Или как всегда подумали, что баблеца закинем, шапками закидаем , санкциями и пр и пр и пр. как то не получилось. Не так ли ? Мажорство оно не уважается в цивилизованном мире.
-4
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 21:52
Александр Беляев, 2 декабря 2014 в 19:20
Я не эффективный , но я понимаю , что сначала должен быть согласования проект, а потом уже стройка.
**************************
А что все дураки, проект не согласовали? Просто Болгария отказалась от того что согласовала. Вот по Северному потоку тоже очень долго согласовывали, и строить начали только когда все согласовали.
Ну, да - мы же здесь все умные нам бы Газпром возглавить, такой бы фигни как строительство несогласованного проекта не было бы.
8
Artyb 156 , 2 декабря 2014 в 19:23
Да вокруг Африки надо сразу строить, люди поддержат. У нас же там теперь блат?))
-2
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 21:54
Artyb 156, 2 декабря 2014 в 19:23
Да вокруг Африки надо сразу строить, люди поддержат. У нас же там теперь блат?))
***********************************************************************************************
А что так мелко? Лучше уж через земной шарик насквозь, там тоже наши люди - черти с преисподней..
7
Юрий Морозов , 3 декабря 2014 в 10:34
Такое впечатление, тёзка, что Вам всё равно ЧТО отвечать, главное - ответить!
(((
-13
Дмитрий Варзоновцев , 2 декабря 2014 в 19:59
Ну как может реагировать Болгария находясь в предфалитном положение - траурно И как на традиционном погребении обязательно есть юродивые Отвлекайт злые силы
https://www.facebook.com/photo...
Так выглядит некогда веселая и теплая страна!
9
Алексей Бесфамильный , 2 декабря 2014 в 21:23
Как резко воспылало лицемерное пропутинское сообщество к "бедной" Болгарии. И цифра ее "убытков" растет в их устах каждый час. Уверяю Вас, в среднем болгары живут куда лучше, чем россияне. И будут жить не хуже.

Лучше порадуйтесь, сколько сэкономила наша страна на том, что не реализовала этот напрочь политический и экономически необоснованный проект. Сколько не смогли на нем украсть путинские друзья. Сплошная выгода.
0
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:19
Постоянный читатель: АЛЕКСЕЙ БЕСФАМИЛЬНЫЙ , 2 декабря 2014 в 21:23
Лучше порадуйтесь, сколько сэкономила наша страна на том, что не реализовала этот напрочь политический и экономически необоснованный проект.
***************************************************************************************
Что значит экономически необоснованный проект? Для кого? Это Вы говорите таксисту, который с Ленинградского вокзала на Казанский в Москве везет пассажиров через Капотню? Ну-ну.
-1
L. Doktai , 3 декабря 2014 в 10:23
Юрий Козий, 2 декабря 2014 в 22:19
Что значит экономически необоснованный проект? Для кого? Это Вы говорите таксисту, который с Ленинградского вокзала на Казанский в Москве везет пассажиров через Капотню? Ну-ну.
***************
А ваш таксист знает, кто такой Мамай? А вы?! А, между прочим, за Мамая уже давным-давно все сказано. И даже за Фридриха с Карлом: http://www.youtube.com/watch?v... :)))
0
Татьяна К , 3 декабря 2014 в 14:54
А не надо нас уверять, что болгары живут лучше. У меня сейчас бригада болгар выкладывает плитку, я периодически общаюсь с ними. На мой вопрос - как они здесь (в Воронеже) оказались, рассказывают, что в Болгарии платят мало 300 - 350 евро в месяц. Продукты и комуналка приблизительно такие же по цене, бензин в два раза дороже, машины в два раза дешевле. У знакомых полы мраморные выкладывали сербы, тоже, наверно, не от хорошей жизни приехали в холодную неустроенную Россию.
1
Николай Воевода , 3 декабря 2014 в 16:18
Дык, в среднем , мы живём лутче всех!!!! Поделите Сечинские 5млн в день на мои 7тыщ в мц. Это во сколько же раз? Калькулятор зашкалило
0
Татьяна К , 3 декабря 2014 в 17:51
Что же Вы так свой доход ежемесячный занижаете. Я не верю, что мужчина в работоспособном возрасте будет что-то делать за "7тыщ в мц".
4
sova sova , 2 декабря 2014 в 21:26
Дмитрий Варзоновцев, 2 декабря 2014 в 19:59
... Так выглядит некогда веселая и теплая страна!
*************
))) Ай-я-яй!! Как нехорошо врать социологам и преподавателям Болгарских университетов! ))) http://fuza.ru/round_the_world...
С каких это пор Румыния (цыганский квартал), стала Болгарией? ))
5
Алексей Бесфамильный , 2 декабря 2014 в 21:55
Вы и правы и неправы.

Это все-таки Болгария, а именно Столыпиново - район Пловдива. Реверсивный поиск по фотке дает некоторое к-во ссылок типа этой http://toplist.xyz/top-10-ugli... . Но Вы и правы - это цыганский район. А потому - не показатель.
1
sova sova , 2 декабря 2014 в 22:58
Постоянный читатель: Алексей Бесфамильный , 2 декабря 2014 в 21:55
... Это все-таки Болгария, а именно Столыпиново - район Пловдива. Реверсивный поиск по фотке дает некоторое к-во ссылок типа этой http://toplist.xyz/top-10-ugli... . Но Вы и правы - это цыганский район. А потому - не показатель.
**********
Да? Ой, спасибо. Плохо быть не в ногу с техническим прогрессом. ))
В любом случае заявить: "Так выглядит некогда веселая и теплая страна!", будучи преподавателем университета в Болгарии... Верх цинизма и непорядочности. Как будто товарищ не знает, как выглядит сегодня его страна и что если представленная им картинка и существует, то как исключение из правил. Стопроцентно - сам он такого живьем никогда не выдывал. Ибо - редкость. ))
3
Алексей Бесфамильный , 2 декабря 2014 в 23:13
Не могу не согласиться ))

И хочу посоветовать эту искалку по фото - https://www.tineye.com/

Можно загружать фото на их сайт, что неудобно, можно поставить как дополнение в свой браузер и тогда достаточно будет кликнуть правой кнопкой мышки по картинке, чтобы посмотреть, где еще эта картинка встречалась.

Из минусов... находит не все и не всегда. По русскоязычной части ищет не ахти как.
-1
Юрий Морозов , 3 декабря 2014 в 10:52
Сова!
1. Это НЕ Болгария - надписи выдают... ))
2. Язык словацкий.
3. Насчет цыган - Вы правы.
4. Дмитрий - НЕ преподаватель университета В БОЛГАРИИ. Любую шарагу можно назвать "Болгарской" - закон не запрещает. (На днях это популярно разъяснялось на примере "Русско-Чешского Банка".)
5. Ваш оппонент САМ пишет в комментах: "это цыгане, а не болгары - болгары живут ОК"!
Извините.
-1
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:04
Постоянный читатель: SOVA SOVA , 2 декабря 2014 в 21:26
С каких это пор Румыния (цыганский квартал), стала Болгарией? ))
*************************************************************************************
Дома не похожи. У румын или у всех лоджии или их совсем нет. Этот квартал под снос похоже идет, цыгане их временно и приватизировали.
Болгарские дома (если болгарские) больше на советские похожи. Лоджии не по всему фасаду. Неужели преподаватель врет?
0
Алексей Бесфамильный , 2 декабря 2014 в 22:22
Я даже нашел этот дом на гугельмапс )) несколько блоков перекрашены, но все остальное совпадает
0
Andronik Nersesov , 3 декабря 2014 в 00:02
Наберите в ютюбе в поиске фразу HOW GYPSIIES LIVE IN BULGARIA и посмотрите, как живут отдельные слои населения в европейской ,Болгарии
2
gatta fatta , 3 декабря 2014 в 01:38
Andronik Nersesov, а в РФ цыгане живут как? Таджики? Узбеки? Чукчи?
5
L. Doktai , 3 декабря 2014 в 01:38
А, может лучше посмотрим "как путин Россию с колен поднял!"? Или, лучше не надо – во избежание инфарктов и сердечных приступов? ))
-3
Andronik Nersesov , 3 декабря 2014 в 14:16
А что это вы сразу Путина и РФ сюда приплели? Речь идет о ЕС, куда все так рвутся. А с РФ какой спрос, это же не Европа, а дикари, татаро-монголы..
6
gatta fatta , 3 декабря 2014 в 01:25
Откуда 17 млрд убытков? Из путинТВ вытащили?
3/4 планируемой для Болгарии за ЮП суммы составляли затраты самой Болгарии. А эту затратную долю Болгариии обязывался компенсировать ЕС. Однако с какой стати ЕС должен выбрасывать деньги в море, если договор не соответствовал международному законодательству? Чтобы помочь нажиться Газпрому?
12
andez andez , 2 декабря 2014 в 20:10
Ленд-лизовского золота в войну меньше утопили, чем сейчас добровольно в море выкинули. Через пару лет и эту трубу выкинут, Турция не Украина, вежливых зелёных людей в отпуск туда не отправишь, что бы не вякали, и продать им можно только дёшево. Кругом сплошной "затокрымняшмяш".
-4
Юрий Козий , 2 декабря 2014 в 22:23
andez andez, 2 декабря 2014 в 20:10
Ленд-лизовского золота в войну меньше утопили, чем сейчас добровольно в море выкинули.
*******************
Да до моря еще не дошли! Пока по своей земле трубу вели. Это что плохо для окружающих городов и сел? Прямо все крутые экономисты!
10
L. Doktai , 2 декабря 2014 в 23:56
Юрий Козий, 2 декабря 2014 в 22:23
Да до моря еще не дошли! Пока по своей земле трубу вели. Это что плохо для окружающих городов и сел? Прямо все крутые экономисты!
****************
Да, да! Здесь-то, в родимом Паханате все было чуки-пуки, откатинг-распилинг работал как швейцарские часы. Везде свои люди, какие проблемы? И вот, надо же было какой-то "третьесортной карликовой" Болгарии поставить крест на вовиной мечте! Они теперь кто после этого? – Они "евроидиоты"!
Вай-вай-вай, как обыдно, да? – Показываешь этой недоразвитой Европе как надо правильно понтами колотить и по фене ботать, уже наглядно демонстрируешь как надо Международным Правом подтираться, а они!.. Все дружно пальцем у виска крутят, и каким-то антимонопольным законодательством в лицо Самому! смеют тыкать. Да, просто дура дурацкая какая-то вся эта их Европа! Никак не хотят понимать щчастя своего в зависимости от "руцкага мира"! ))
3
andez andez , 3 декабря 2014 в 14:26
Гарант конституции должен, в первую очередь, о своём электорате позаботиться и газ провести всем, а не только тем, кто рядом с трубой живёт. Я живу в ста километрах от кремля (именно от кремля, а не Москвы!), рядом с газовой трубой высокого давления, а до подключения, как до Пекина р..., извините, на четвереньках. Газовая сеть, это очень дорогая инфраструктура, а не просто труба по соседству. Более того, я построил дом в черте города (в районе, отведённом под частное жилое строительство), и три с половиной года электроэнергия у меня была от дизеля, себестоимость зашкаливала. Обращения во все инстанции, в том числе в администрацию "солнцеподобного", как в стену. Так что, не надо вот этих победных реляций про окружающие города и сёла, благодетели вы наши! Знаем мы, что такое труба рядом (170 метров!).
0
Юрий Козий , 4 декабря 2014 в 00:48
andez andez, 3 декабря 2014 в 14:26
Знаем мы, что такое труба рядом (170 метров!).
***********************************************************
Согласен. Особенно когда мимо и дальше газ идет. Не сразу руки дойдут газифицировать окружающую местность. Но Вы не верите, что местное население (районные власти) выбьет себе газ из проходящей рядом трубы? Вот если рядом трубы нет, то и вопроса такого никто и не ставит. Не будьте пессимистом. Будет у Вас газ раз труба рядом. А вот у кого рядом трубы нет, то газа и не будет.
0
andez andez , 4 декабря 2014 в 10:35
Видимо, Вы не обратили внимания, нужно делать в первую очередь,а что потом, и не обратили внимания на ситуацию со светом. Пессимист или нет, свет и газ нужен сейчас, а не когда то потом. А у кого нет трубы рядом, те обречёны? Они не в России живут?
5
Пенсиньор Чертов , 2 декабря 2014 в 20:30
Как-то незабвенный Доцент вспомнился: Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я на тот свет пустил... - - Пасть порву, моргалы выколю...
7
Ирина Шергина , 2 декабря 2014 в 22:47
Да, господинчик заистерил, как барышня, и бросился в объятья знойного аниматора:)

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345 Следующая страница

Авторы

Александр Минеев

собкор в Брюсселе

Александр Чурсин

Диана Хачатрян

корреспондент

Ольга Просвирова

глава службы информации


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама