Экономика / Выпуск № 119 от 28 октября 2015

45186 Запомните свой новогодний стол!

Уже с ноября торговые сети начнут поднимать цены, чтобы разница между декабрем и январем не повергла потребителя в шок

28.10.2015 Теги: продукты, цены


PhotoXPress

Когда в августе 2014 года российские власти вводили продовольственное эмбарго в ответ на западные санкции, много говорилось о том, что продуктового дефицита не будет, а на смену дорогой и непонятно из чего сделанной импортной еде придет натуральный и доступный продукт от российского фермера. Четырнадцать месяцев спустя можно констатировать: дефицита действительно не наступило, а вот с ценами и качеством «импортозамещенных» продуктов — большие проблемы. По официальным данным Росстата, за минувший год гречка в среднем по России подорожала почти на 95%, сахар — на 45%, рис — на 40%, подсолнечное масло — на 38%… О том, что происходит сегодня на отечественном продовольственном рынке, с какими проблемами сталкиваются потребители и как им защитить свои интересы, «Новой газете» рассказывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

— По данным Росстата, в сентябре вновь подорожали продукты питания, прежде всего масло, сыры, яйца, крупы. Закончилось время дешевых огурцов и помидоров. Получается, что продуктовую инфляцию так и не удалось обуздать. Почему?

— Действительно, продовольственная инфляция в стране остается весьма высокой. Дело в том, что многие производители устанавливают сейчас цены до конца этого года, ориентируясь на прогноз курса рубля. Как правило, лаг по продуктам питания — два-три месяца. Соответственно, почти десятипроцентное падение рубля, если брать август к октябрю, будут отыгрывать уже в октябре—декабре.

Сезонный фактор, который летом и в начале осени сдерживал рост цен на продовольствие, заканчивается. Соответственно, больше будет поставок по импорту овощей и фруктов. Я не могу сказать, где у нас благополучная ситуация в части продуктовых цен, кроме разве что цен на картошку. Даже простые продукты питания — типа молочной продукции и гречки — дорожают.

— Еще в начале года Ассоциация компаний розничной торговли договорилась с ритейлерами о замораживании цен на социально значимые продукты. Но ведь продавцы не могут вечно искусственно сдерживать цены и торговать себе в убыток?

— Тут надо иметь в виду следующее: самый тяжелый месяц в году для поставщиков и продавцов — январь, когда подписываются новые контракты. Сейчас идет переговорный процесс, но уже ясно: в ближайшем январе эти контракты будут уже другими по ценам. Чтобы сгладить это повышение, начиная где-то с ноября торговцы будут чуть веселее поднимать цены, чтобы разница между декабрем и январем не была для потребителя столь шокирующей, чтобы у людей осталось желание хоть что-то покупать. Грядущие январские цены будут, судя по всему, значительно выше, чем были в январе 2015 года.

— Министр сельского хозяйства Александр Ткачев недавно заявил, что до весны следующего года хлеб подорожает на 17—20%. Насколько оправдан этот рост?

— Я считаю, что искусственно сдерживать рост цен в течение длительного времени, как это было в нынешнем году, — неправильно. Надо отдавать себе отчет, что индустрия производства хлеба у нас деградирует, а его качество у ряда производителей сомнительно. Вообще тренд 2015 года — резкое ухудшение качества продуктов. Путем запрета на импорт государство фактически разрушило потребительский рынок. Плюс оно вмешалось в начале года в ценообразование, пытаясь сдержать за счет договоренностей с ритейлерами рост цен после декабрьского обвала рубля. Поэтому если принято решение отпустить цены на хлеб на 20%, то, на мой взгляд, это отвечает той ситуации, которая должна была сложиться раньше.

— В последнее время звучит много нареканий к качеству импортозамещенной продукции. В частности, нашумела история про 80% фальсифицированного сыра — эту цифру затем вынужден был опровергать Россельхознадзор. Велика ли доля фальсификата на наших прилавках?

— Доля некачественной, фальсифицированной продукции на российском продовольственном рынке сейчас самая высокая за последние лет пятнадцать. Кто-то говорит о 80% фальсификата, кто-то — о 15—20%, но любое превышение пятипроцентного барьера свидетельствует о неэффективности действий правительства. Число мошенников на рынке огромно. Ситуация критическая. К ней привели ошибочные решения, принятые ранее из политических соображений. Многие случаи с фальсифицированием продукции, которая порой становится просто опасной для жизни, замалчиваются. Мы видим и факты цензурирования результатов проверок, которые сначала озвучиваются, а потом опровергаются. Критиковать российских производителей сейчас не модно. Стратегия — держать людей в неведении. Продовольственный рынок в глубочайшем кризисе — из-за снижения платежеспособности населения, из-за обвала рубля, из-за запрета качественного импорта. Если бы этот импорт был, он не позволил бы нашим производителям так безнаказанно мошенничать, поскольку у людей всегда был бы выбор, какой продукции отдать предпочтение: отечественной или зарубежной.

Тенденция такова: власти пытаются не афишировать информацию, связанную с реальными результатами проверок. Почему-то считается, что 15—20% фальсификата на рынке, о чем говорил глава Минсельхоза Ткачев, — это нормально. У меня нет ощущения, что власти готовы обсуждать меры, которые исправили бы ситуацию. Эти меры невыгодны очень многим, в первую очередь — лоббистам и тем производителям, которые неплохо зарабатывают на фальсификате. Сейчас, в условиях ослабления конкуренции, покупка продуктов питания превращается в квест, когда ты ничему не веришь и не понимаешь, с какой полки что брать.

На Западе действует стандарт — не более 5 процентов фальсификата. Там считается, что это не идет в ущерб конкуренции. В итоге жульничает один из двадцати. А когда безнаказанно и с выгодой для себя жульничают пять компаний из двадцати, то у следующих пятнадцати есть искушение повторить «успех» коллег. Ясно, что у них издержки ниже за счет применения более дешевых технологий, ингредиентов и добавок, а выручка — выше. Проще заплатить 300 тысяч рублей штрафа, чем строго соблюдать технический регламент.

— Что же должно сделать правительство, чтобы прервать эту цепочку?

— Первое и главное — отменить антисанкции. Второе — усилить ответственность за обман потребителя. Третье — ввести оборотные штрафы, то есть на сколько обманул, столько и заплатил. Четвертое — упростить внеплановые проверки, если они связаны с обращениями граждан. Пятое — увеличить вложения в финансирование государственных надзоров, прежде всего Роспотребнадзора.

Вот тогда можно будет говорить о том, что государство реально хочет исправить ситуацию на потребительском рынке.

— Но если этим не занимаются в должной мере власти, как потребитель может защитить себя от подделок?

— Никак не может. Мы советуем переходить на покупку базовых, промышленно не переработанных продуктов: круп, овощей, фруктов, мяса, молока, яиц. Йогурты заменить кефиром. Ну и внимательно смотреть на творог и сливочное масло, не говоря уже о сыре. А лучше их избегать, купив лишний литр молока. Зачем помогать фальсификаторам? Покупка же других, более сложных продуктов сегодня превращается, как я уже говорил, в игру на удачу.

— Правительство готовится ввести продовольственные карточки для малоимущих. Как вы относитесь к этой идее?

— Сама по себе идея хорошая. В 2006 году у меня была возможность изучить вопрос в США. Речь идет о нормальных деньгах, которые перечисляются на банковскую карту.

Но в России все иначе. У нас предусмотрено выделение малоимущим всего одной тысячи рублей в месяц. В США, если ваши доходы ниже прожиточного минимума, ежемесячное пособие — около 180 долларов. Второй момент — почему-то наши чиновники решили привязать продовольственные карточки к покупке только российских товаров. Если ставилась цель поддержать бедных, то зачем усложнять помощь? Если человек хочет купить для своих детей килограмм дешевых бананов, а не килограмм более дорогих отечественных яблок, почему нет? По остальным группам российские продукты дешевле, а импорт не превышает 10% на полках. Ради того, чтобы «вычесть» эти 10% из государственной помощи, зачем-то внедряют сложные системы контроля. Американцы ничего такого не делают, понимая, что важнее общая картина, когда бедные получают шанс сбалансированно питаться, а с другой стороны, государство не тратит больших денег на контроль, следя лишь за тем, чтобы не покупали алкоголь и табак.



52 комментария

11
Николай Сластников , 28 октября 2015 в 09:06
Какое же увеличение проверок нужно?Если есть конкуренция,главный проверяльщик - это потребитель,один раз купит подделку и больше этой продукции покупать не будет.
15
Николай Сластников , 28 октября 2015 в 09:11
Всем уж давно известно что любое ужесточение проверок ведет только к увеличению коррупции,только и всего...
12
Александр Мороховец , 28 октября 2015 в 12:22
Уважаемый Николай! Может подскажете, как обычному покупателю (не эксперту) отличить подделку от нормального продукта. С учетом того, что нормального продукта скоро днем с огнем будет не найти.
0
Василий Васильевич , 29 октября 2015 в 19:46
Кушаете и час прислушиваетесь к ощущениям...А если не кушать, так и ...нет человека-нет проблемы....вона как пригодилось...
2
Konst. Omarov , 30 октября 2015 в 11:48
"не говоря уже о сыре. А лучше их избегать" - Школьник учит басню:
- Вороне как-то Бог послал кусочек сыра. Папа, а Бог есть?
- А сыр есть? Басни все, басни.
21
Мария Макарова , 28 октября 2015 в 12:36
Боюсь Вы огорчитесь, но ...истина дороже. Большая часть населения страны уже не способна отличить поддельные продукты от натуральных, масла сливочного в продаже нет уже несколько лет, сыра (отечественного) также, и все покупают и едят радостно. Также как в продаже много лет нет тортов и пирожных из натуральных продуктов, а все покупают и едят эту дрянь.Мне неприятно это говорить, звучит некрасиво, но - большая часть населения городов...нет не могу сказать...вобщем едят отходы и считают это нормальным.
13
Василий Васильевич , 29 октября 2015 в 19:54
Проблем то...объяснили же
1.Мы советуем переходить на покупку базовых, промышленно не переработанных продуктов: круп, овощей, фруктов, мяса, молока, яиц
2.Мы советуем переходить на выращивание базовых, промышленно не переработанных продуктов: зерновых, овощей, фруктов
3.Мы советуем переходить на выращивание поголовья крупного рогатого скота и птицы

52. Мы советуем переходить на обустройство доменных печей на садовых и приусадебных участках...
4
Юрий Коваленко , 30 октября 2015 в 00:32
Какая разница, способна отличить или нет, если всё равно нет в продаже, нет в продаже...
6
Саша Чёрный , 30 октября 2015 в 00:41
Что же на российском потребительском рынке?
1-ассортимент стал еще более убогим чем был.
2-цены поднялись не особо сильно.Сахар и крупы только подорожали.
3-с качеством непроходимая лажа.Колбасу,сыр,полуфабрикаты и сладости лучше не покупать-полное дерьмо.Только отравиться.
Дальше будет так же.Сильно дорожать не будет.15-20% роста цен от силы,но жрать это будет невозможно.
3
Mariya Kruglyakova , 28 октября 2015 в 09:27
А что в итоге? Возникнет бунт голодных людей.
Потому что, на мой взгляд, ничего другое наших граждан не способно подтолкнуть к протесту.
6
Big Sur , 28 октября 2015 в 09:30
В 2006 году у меня была возможность изучить вопрос [продовольственные карточки для малоимущих] в США. Речь идет о нормальных деньгах, которые перечисляются на банковскую карту. В США, если ваши доходы ниже прожиточного минимума, ежемесячное пособие — около 180 долларов
----------------------------------------------
Во время последней рецессии требования к минимальному доходу, необходимые для получения продовольственных карточек, были существенно смягчены. Для получения помощи по федеральной программе доход на семью из трех человек не должен превышать 130% уровня бедности, а для программ, администрируемых штатами, требования могут быть еще менее жесткими. Например в Калифорнии, как в штате с традиционно высокой стоимостью жизни, этот порог на сегодняшний день составляет 200% уровня бедности, т.е. не более 3300 долл в месяц опять же на семью из трех человек. Для многодетных семей этот порог еще выше. Средний размер пособия в этом штате - около 151 долл на человека.
2
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 20:14
Никогда не жил на пособие. Однако, в Штатах уже 23 года как. И за изучение вопроса, к сожалению, вынужден поставить Вам тройку с минусом. Приведенные цифры может, и не с потолка взяты, но в целом не верны совершенно.
2
Big Sur , 29 октября 2015 в 20:48
Живу в Штатах дольше чем Вы. Критерии получения продовольственных карточек взяты с сайта California Department of Social Services и USDA. Если располгаете другими данными - пожалуйста приведите со ссылкой на источники. А если цифры Вам просто не нравятся, то все претензии к этим министерствам, ну и к народным избранникам от Вашего округа.
0
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 21:02
Атлас Мира. Калифорния это ещё не США. А не нравится мне то, что Вы, якобы, "изучили вопрос".
4
Юрий Дрозд , 29 октября 2015 в 22:01
Пять копеечек, ну приведите свои цифры, хоть по какому-нибудь штату. (Замечу, что Big Sur и не претендовал на знание по всей Америке и писал именно о Калифорнии).
3
Big Sur , 29 октября 2015 в 22:02
Калифорния это ещё не США.
-------------------------------------------
Я этого не утверждал. Калифорния самый большой по населению штат (38,8 млн чел по состоянию на прошлый год) с высокой стоимостью жизни, поэтому я и привел цифры отдельно для него. Кстати, калифорнийскую надбавку получают, например, федеральные служащие, включая военных, да и частные компании вынуждены делать то же самое для своих сотрудников, преезжающих по работе в этот штат - знаю по собственному опыту.

А не нравится мне то, что Вы, якобы, "изучили вопрос".
-------------------------------------------------
Я этого опять же не утверждал. Цифры и статистика общедоступны и лежат на поверхности. Повторяю, если вы располагаете другими, "более правильными" цифрами - пожалуйста приведите со ссылкой на источники и я с удовольствием признаю свою ошибку.
-5
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 22:12
Хорошо, мир. Если не утверждали:)

Я не собираюсь заниматься битвой источников, одни ссылки займут тома. Но, поверьте, в курсе дела: сталкиваюсь по работе:)
2
Мои Пятькопеек , 30 октября 2015 в 09:05
Да... Такого стыда я с детства не испытывал...

Уважаемый BIG SUR, публично прошу прощения, уже посыпал голову пеплом и наставил Вам плюсов и здесь, и в карму.
Нижеследующее меня ни капельки не извиняет, но объясняет, по крайней мере, моё безобразное поведение:

Будучи на работе, невнимательно прочитал Ваш комментарий и принял цитату из его начала за Ваше утверждение. Отсюда весь бред про "изученный вопрос":
Зная среднюю по стране цифру (около $135) и показатели по ряду штатов навскидку, представил Вас не очень занятым въедливым дедком, с которым придётся долго и нудно спорить по поводу каждой отдельной цифры, а я на работе...

Плюс, система социальной поддержки в стране очень дифференцирована, а обамовские фокусы с фудстемпами, как Вы верно заметили, подковырнув меня этим:), просто возмутительны: людей ловили и уговаривали записаться на программу. С другой стороны, постоянно приходится сталкиваться с необоснованными оценками уровня жизни американцев, который, разумеется, очень высокий, но не как результат каких-то специфических усилий государства, что не все понимают, и которому вечно присваивают не то, чтобы фантастические, но совершенно произвольные значения...

Вот и вспылил, неуместно и не по адресу.
1
Big Sur , 30 октября 2015 в 20:27
Понятно, спасибо. Пара уточнений напоследок.

Критерии получения продовольственных карточек и расходы на эту программу устанавливаются Конгрессом, а не администрацией, примерно раз в 5 лет, т.к. являются частью аграрного бюждета (Farm Bill). Так сложилось исторически. В 2008г в разгар последней рецессии Конгресс заметно смягчил критерии и соответственно увеличил бюджет программы в качестве одной из антикризисных мер. Это реально помогло не только людям, терявшим работы и источники дохода, но и по очевидным причинам, местным фермерам. Новый 5-летний аграрный бюджет был принят в прошлом году и предусматривает как постепенное ужесточение критериев получения карточек, так и уменьшение расходов на программу в целом.
10
Любомудр Скудоумов , 28 октября 2015 в 11:01
Правительство не скрывает, что планируемый ввод продовольственных карточек в России направлен скорее на поддержание отечественного производителя, а не малоимущих. Отсюда и непонятки...
13
Ольга Лосева , 28 октября 2015 в 11:01
"Мы советуем переходить на покупку базовых, промышленно не переработанных продуктов: круп, овощей, фруктов, мяса, молока, яиц. Йогурты заменить кефиром."

Молоко тоже может быть не настоящим...
8
Мария Макарова , 28 октября 2015 в 12:45
Ольга, двумя руками поддерживаю, но оно чаще всего не "ненастоящее", а замешано химией для сохранения в "свежем" виде подольше. А химия эта...да все разговоры про генномодифицированное - это лажа, в сравнении с тем, что мы сами едим и чем детей с рождения кормим (да хоть завскармливайтесь грудью, если мамаша пьёт магазинную дрянь, а она её пьёт) - "молоко" , ещё и вся реклама кричит о пользе молочных продуктов, а их запретить к употреблению детьми давно пора.
3
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 21:15
Все разговоры про ГМО вообще лажа. Полная.
5
Юрий Дрозд , 29 октября 2015 в 22:03
Вот именно. Не существует никаких научно проверенных данных о вреде ГМО. Есть только жуткая антиреклама, финансируемая компаниями, которые производят химию для сельского хозяйства (ГМО резко уменьшают потребление химии).
4
Василий Васильевич , 29 октября 2015 в 19:57
Значит заменить коровой...у кого жилплощадь ограничена-козой
20
Андрей Дубровский , 28 октября 2015 в 12:23
Достаточно включить элементарную логику.
В результате антисанкций снизился импорт мяса, молока. Разумеется, начался рост фальсифицированного продовольствия. А как иначе? Если бы в магазинах продавались только качественные продукты, то через полчаса после открытия покупатели приходили бы к пустым полкам (вспомните времена СССР, когда не было фальсификата, но и не было еды).
Не оправдывая недобросовестных производителей, утверждаю, что их плодит государство, и никакое ужесточение правил, их число не уменьшит.
Единственным РЕАЛЬНЫМ способом вернуть в магазины качественное продовольствие - это прекратить произносить мантры об импортозамещении (которыми желудок не наполнишь) и НЕМЕДЛЕННО ОТМЕНИТЬ ПРОДУКТОВЫЕ АНТИСАНКЦИИ, введение которых было верхом идиотизма высшей администрации РФ, сравнимым по последствиям со сталинской коллективизацией.
3
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 21:19
Ну, это с Вашей точки зрения они - идиотизм. А с точки зрения правительства совсем не идиотизм, а способ удержать в стране доллары. Весьма изощрённый способ. Корейский такой... И немножко полпотовский.
16
Юрий Никольский , 28 октября 2015 в 12:25
Население привыкает к низкому качеству. Оно ему помогает выжить в условиях высокой инфляции.
Население привыкает жить при снижающихся доходах.
В конечном счете задача государства в том, чтобы население привыкло к нищете. Тогда выборы пройдут нормально.
1
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 21:23
Во! Немцы хавали эрзац-хлеб, мазали эрзац-маргарином, пили эрзац-кофе и активно поддерживали сами знаете кого.
8
Салават Латыпов , 28 октября 2015 в 12:41
Постепенно, РФ становится государством для избранных! А население , чтобы обслуживать их.Если, населению не дадут умереть с голоду, то уже хорошо. Как говорил газпром -мечты сбываются.
4
владимир рихтер , 28 октября 2015 в 15:18
Что касается антисанкций, то СФ предлагает распространить их на мясные продукты (колбасу, сосиски и т. п.). Молодцы сенаторы: быстро отреагировали на рекомендацию ВОЗ ограничить потребление переработанного мяса, заботятся о здоровье своего народа.
2
Мои Пятькопеек , 29 октября 2015 в 21:28
Да, вчера в программе Время говорили о, якобы, канцергенности колбасных изделий... "Некоторые ученые у нас и за рупь ежом..."

Неспроста, ой, неспроста! Или это позавчера было?
6
Людмила Коновалова , 28 октября 2015 в 17:35
Когда уже разгонят наше "бесценное" правительство?
8
Василий Васильевич , 29 октября 2015 в 19:58
Стесняюсь спросить...разгонять-то КТО должен ?

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама