Экономика / Выпуск № 8 от 27 января 2016

52378 «Газпром» больше не национальное достояние. И это логично

Ведущий эксперт в области ТЭК Михаил Крутихин — о потерях газового монополиста, приобретениях его менеджмента, нереализуемых мегапроектах, а также о том, что населению от «Газпрома» ждать нечего

26.01.2016 Теги: газпром, кризис


Алексей Миллер / ТАСС

В начале этого года Федеральная антимонопольная служба лишила «Газпром» права использования рекламного слогана «Национальное достояние». И хотя речь идет скорее о лингвистической коллизии, решение оказалось во многом символическим. Вскоре стало известно, что газовый монополист по итогам третьего квартала 2015 года получил рекордные, миллиардные убытки. И это на фоне лопающихся один за другим «проектов века» по возведению новых газопроводов, непрекращающихся конфликтов с Украиной и постоянных проблем на европейском направлении. О ситуации, в которой оказалось ныне недавнее национальное достояние России, мы беседуем с известным аналитиком ТЭК, партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным.

 

— В наступившем году газовая война с Украиной, судя по всему, не утихает. Только теперь решительные шаги делает Киев: сначала он отказался от закупок российского газа, затем более чем в полтора раза поднял цены на транзит. Насколько оправдана позиция Украины и кто от этого противостояния выигрывает или проигрывает?

— Я бы не назвал это газовой войной. Думаю, идет движение к некоему новому статусу, возможно, к стабилизации отношений. Позиции обозначились довольно четко, и с каждым днем они все яснее. Россия совершенно недвусмысленно объявила ранее, что хочет полностью лишить Украину транзита российского газа. И что для этого будут построены «Северный поток», «Южный поток» и так далее. Однако на деле с «Южным потоком» ничего не получилось, с «Турецким потоком» — тоже. Сейчас идея в том, чтобы построить вторую очередь «Северного потока», но перспективы здесь пока неясные. Украина прекрасно понимает, что без ее транзита российскому газу не попасть к европейским потребителям. И, чувствуя свою силу, объявляет новые условия транзита. Независимо от того, расширится «Северный поток» или нет, газ без участия Украины не может попасть в Турцию, в балканские страны, в Грецию, Италию.

Читайте также:

«Газпром», очевидно, остался без перспективного проекта в Охотском море

Так что позиция Киева вполне понятна. Тем более что ставки на транзит российского газа по Украине изначально были гораздо ниже, чем тарифы на транзит газа по европейской территории в целом. Ко всему прочему, Украина может в принципе обойтись без российского газа. В 2015 году 70% газа, который она импортировала, шло не из России, а из других стран, путем закупки у трейдеров по европейским ценам. И очень часто эти цены оказывались или равными, или даже более низкими, чем у «Газпрома». Поэтому Украина здесь тоже чувствует свою правоту. Более того, она сейчас, я думаю, нацелилась на то, чтобы из транзитного государства перейти в новую ипостась и стать чем-то вроде газораспределительного и газонакопительного хаба для единой европейской интегрированной системы передачи энергоносителей. Переговоры об этом ведутся. На западе страны сосредоточены подземные газовые хранилища. Их европейцы могут использовать для создания своего рода подушки безопасности. То есть Украина может играть здесь роль участника европейской энергетической интеграции и способствовать повышению европейской энергетической безопасности. «Газпром» во всех этих случаях является проигравшей стороной, но вина за это — целиком на нем, поскольку повел он себя в отношении Украины, мягко говоря, вызывающе. И в итоге потерял своего самого крупного потребителя газа за границей.        

— Какова судьба разрекламированного «Турецкого потока» в нынешней геополитической ситуации? И вообще, в условиях, когда с Украиной — конфликт, с Турцией — конфликт, как, в принципе, Россия собирается доставлять свой газ до Европы?

— «Турецкий поток» никогда не был энергетическим проектом. По сути, это политический ответ российского руководства, когда стало понятно, что ничего не «выгорает» с «Южным потоком». Вложили в «Южный поток» миллиарды долларов, построили на российской территории трубы, компрессорные станции, которые, как оказалось, никому не нужны.  Потери здесь составили где-то 17 млрд долларов. Подрядчики, естественно, нажились, но больше никто. Российский бюджет, «Газпром» и все прочие — в проигрыше от этой безумной затеи. Когда она провалилась окончательно, прозвучало неожиданное для всех заявление — о том, что вместо «Южного потока» будет «Турецкий поток». Но проект так и не сдвинулся с места, поскольку турки никак не могли понять, что это такое. В Европе и в «Газпроме», кстати, тоже не поняли, каким образом могут быть достигнуты заявленные цели. Как «Газпром» будет доставлять газ потребителям на юге и юго-востоке Европы и в Турции, остается большой загадкой, если Украина здесь помогать не будет.  

Впрочем, есть идея — довести вторую очередь «Северного потока» аж до австрийского хаба, до Баумгартена, а оттуда построить с помощью европейских союзников интерконнекторы на юг — и таким образом туда пускать газ. Но это будет очень затратное дело, и газ, соответственно, тоже будет дорогим. Тем более что состязаться ему придется со сжиженным природным газом, который в течение ближайших двух лет будет продаваться в Европе по чрезвычайно низким демпинговым ценам.

— В последнее время много говорится о том, что Россия обеспечивает треть газовых поставок в Европу и что без этой трети Старый Свет не обойдется. Так ли это?

— В принципе, пока без российского газа Европе обойтись трудно. Но в будущем эта зависимость, вероятно, все-таки будет снижаться. «Газпром» надеется, что его газ все равно будет дешевле и сможет конкурировать на рынке, но здесь не все так просто. Если пойдет большой демпинг сжиженного природного газа — австралийского, американского, катарского, то «Газпрому», у которого расстояния от газовых месторождений на Ямале до Баумгартена в Австрии — около 5 тыс. километров, придется довольно туго в плане себестоимости. Речь идет о транспортировке, а, значит, потере газа по пути, о работе газовых компрессорных станций по дороге. Поддержание всей этой газотранспортной системы обходится очень дорого. Не исключено, что себестоимость российского газа сейчас «Газпромом» занижается, а на самом деле она гораздо выше. Возможно, что конкурировать с американцами, австралийцами и катарцами в Европе «Газпрому» будет крайне сложно.

— Значит, свои позиции в Европе «Газпром» потихоньку утрачивает?

— «Газпром» не развивал промышленное сжижение газа, таких проектов у него сейчас практически нет, за исключением одной трети линии, которую он может построить на заводе Shell на Сахалине, в проекте «Сахалин-2». И то большой уверенности в успехе этого проекта нет. Это маленькое производство — на 5 млн тонн газа в год всего. Можно сказать, что «Газпром» на рынке сжиженного природного газа не присутствует. Между тем Австралия через три года будет поставлять на рынок 80 млн тонн СПГ, Катар — 77 млн тонн, США 50—60 млн тонн ежегодно.


Фото: РИА Новости

— Какова перспектива «Северного потока-2»? Не ждет ли его незавидная судьба «Южного потока»?

— В принципе, есть довольно мощные силы, заинтересованные в успехе «Северного потока-2». Это — часть газпромовских руководителей. Я имею в виду совместное предприятие с участием «Газпрома», которое будет получать деньги за транспортировку газа по дну Балтийского моря, а также СП, зарегистрированные не в России. Кроме того, это подрядчики, которые будут строить всю эту инфраструктуру. Наконец, это несколько европейских компаний, которые рассчитывают, что новые объемы газа «Газпром» будет продавать на совершенно новых условиях и, таким образом, пытаться конкурировать с другими поставщиками газа. То есть с коммерческой точки зрения в Европе есть компании и трейдеры, очень сильно заинтересованные в проекте. В политическом же плане существует  противодействие со стороны Евросоюза, Еврокомиссии и Украины, которая понимает, что тут она может оказаться совершенно не у дел. Идет очень сильная пропагандистская кампания чисто политического характера. Здесь надо посмотреть: что перевесит для Европы — экономика или политика. Кстати, «Северный поток-1» сталкивался с теми же проблемами, но экономика там взяла верх, и те силы, которые его спонсировали, выиграли. Все политические препятствия были сняты. Что получится с «Северным потоком-2» — пока не ясно. Есть шансы, что проект все-таки осуществится.

— «Газпром» в III квартале получил рекордный чистый убыток в 2 млрд рублей. Примерно столько же стоят бонусы членам правления «Газпрома». Как можно объяснить эти цифры — откуда взялся убыток и почему за него положены бонусы?

— Ну, с убытком все понятно — цены на газ снижаются. Причем не только в долгосрочных контрактах, вслед за падением цены на нефть. Они снижаются и на спотовом рынке. А сейчас в Северо-Западной Европе 85% газа торгуются именно на спотовом рынке. Там цена определяется не газпромовскими контрактами, а тем, сколько газ будет стоить на распределительных хабах. Поэтому у «Газпрома» драматически снижается выручка. Компания потеряла Украину, под угрозой поставки в Турцию. Они по политическим причинам теряют, теряют и теряют. Тем более что вкладывать деньги «Газпрому» приходится в безумные проекты вроде «Южного потока», или никому не нужного газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, или проекта «Сила Сибири», который будет полностью убыточным на протяжении ближайших 30—40 лет. Что касается вознаграждений руководителей, то это политическая тенденция. Их утверждает совет директоров «Газпрома», а в нем есть представители правительства. Это все-таки на 50 с лишним процентов государственная компания. Сказало руководство страны, что надо наградить господина Миллера и всех его приятелей дополнительными бонусами, так оно и получается. Награждают за дружбу, а не за экономический эффект от работы.

Читайте также:

Михаил Крутихин: «Газ для Украины, Европы и России — вопрос политический»

— Далеко ли продвинулась «Сила Сибири», и нужен ли России этот проект в условиях резкого понижения цен на энергоносители? Каковы успехи «Газпрома» на китайском направлении?

— Да там нет никаких успехов. Там идут переговоры и, как всегда, подписываются ни к чему не обязывающие документы, без каких-либо цифр и расчетов. Что касается «Силы Сибири», была надежда на то, что некая экономическая целесообразность у проекта будет при ценах на китайской границе около 300 долларов за тысячу кубометров. Сейчас, когда цены даже в Японии ниже 200 долларов за тысячу кубометров, а предполагается, что они упадут еще больше, в этом проекте нет никакого коммерческого смысла. Чистый убыток. Он не оправдается коммерчески никогда. И поэтому сейчас мы видим торможение проекта — у «Газпрома» просто нет денег на его осуществление. Когда российский газ попадет в Китай, и попадет ли он туда вообще, никому не известно.

— Как, в принципе, себя ощущает «Газпром» в результате столь резкого падения цен? Логично ли то, что ФАС лишила его права на слоган «Национальное достояние»?

— Логично. Начнем с того, что существуют два разных «Газпрома». Есть тот, который трудится на буровых и газопроводах и обеспечивает поставки газа и бесперебойную работу всей инфраструктуры, всех промыслов. Это десятки тысяч человек, нормальных работяг и профессионалов. А есть «Газпром» в виде менеджмента с гигантскими зарплатами и бонусами, который по приказу руководства страны начинает неоправданные экономические проекты, потом списывает миллиарды долларов, а потом компания терпит из-за этого колоссальные убытки. Это не трудовой, насквозь коррупционный и абсолютно неэффективный «Газпром». Как он себя чувствует? Похоже, он действует по принципу: «Давайте, ребята, ухватим сейчас все, что только можно, а дальше хоть трава не расти».

— Могут ли в нынешних условиях снизиться тарифы на газ для российских потребителей?

— От «Газпрома» это не сильно зависит. Есть у нас Федеральная служба по тарифам, антимонопольные службы, есть масса правительственных органов, которые этим занимаются. Понятно, что никакого снижения тарифов в условиях, когда в госбюджете не хватает денег, не будет.

— В адрес «Газпрома» нередко звучали упреки, что он совершенно не занимается страной, газификацией регионов. Может ситуация измениться в этом плане, есть ли шанс, что компания начнет решать внутренние проблемы России?

— Нет такого шанса. И до этого, когда у «Газпрома» хватало денег, при всех огромных прибылях и инвестиционных программах, он выделял на газификацию российских регионов не более 1 миллиарда долларов в год. Мало того, эти деньги он тоже не осваивал, красиво маскировал ими затраты на другие проекты. Например, компрессорная станция под «Южный поток» строилась как бы в рамках газификации регионов, на самом деле никакого отношения к этому не имела. Ежегодный прирост газификации регионов — где-то 0,1%. Чтобы «Газпром» вдруг передумал и начал инвестировать в невыгодное для себя дело? Нет, этого ожидать не приходится.



44 комментария

19
Володимир С , 27 января 2016 в 09:01
Напомню события декабря 2008 года.Россия отключила Украине газ по надуманным причинам. Балканы замерзали. Украинские спецы обеспечили реверсные поставки от газовых хранилищ на западе до Восточной Украины. И в самые лютые морозы Ющенко отдал распоряжение поставлять газ из украинских ПХГ на Запад, замерзающим Балканам. Вопрос: кто надёжный транзитёр, а кто ненадёжный поставщик?
12
Володимир С , 27 января 2016 в 09:09
Очень интересна статья :"Евросоюз не сможет закупать российский газ без одобрения Еврокомиссии — СМИ
Ни одна страна Евросоюза не сможет заключить межправительственное соглашение в энергетической сфере без одобрения Еврокомиссии."
http://glavred.info/ekonomika/...
Вырывают газовую дубинку из рук Москвы и превращают газ в обычный товар,продаваемый по всему миру.Но Россия остаётся с клеймом ненадёжного поставщика,страны агрессора,да ещё и возглавляемой человеком с очень запятнаной репутацией.

P.S.Ещё в 2014 году читал статью,что подлые США собираются создать всемирный рынок СПГ,доставляемый потребителю танкерами с целью уменьшения зависимости Европы от восточного соседа.
6
Наив Ный , 27 января 2016 в 10:24
"Газовая дубинка в руках" на наших глазах превращается в тазик с бетоном в ногах.
8
Владимир Воробьев , 27 января 2016 в 10:43
Из того факта, что каменный век закончился вовсе не следует, что человечество отказалось от камня или стало производить меньше щебня.
Из этого следует, что компании производящие и поставляющие щебень работают на минимальном уровне рентабельности. И мы не знаем ни одного миллиардера-щебеночника.
Гораздо большей рентабельностью обладают компании, строящие из этого щебня супер-современные небоскребы.
И максимальную прибыль и капитализацию имеют компании, базирующиеся в этих небоскребах и производящие интеллектуальный продукт.
То же и с углеводородами. Век нефти и газа кончился. Это не означает, что добывать их станут меньше. Это означает работу на пределе рентабельности. И это означает, что и здесь прибыль смещается в сторону интеллекта.
-1
Наив Ный , 27 января 2016 в 11:14
Я про конкретную страну, в которой на затратность никто не обращал внимания, а рынки сбыта для которой закрываются.
4
Владимир Воробьев , 27 января 2016 в 11:25
ХХ1 век - век интеллектуальных технологий.
Из этого не следует, что жизнь станет легче, жизнь станет веселей.
Из этого следует, что мир станет другим.
Девятнадцатый век- столетие безраздельного господства колониальных империй. Закончился он вовсе не 1 января 1900 года.
Крах этого века начался с началом Первой мировой войны.
У нас перед глазами начало конца двадцатого - индустриального века.
Крах его будет не менее грандиозен. Так же кровав? Мы не знаем, возможно.
Что послужит триггером?
Как один из вероятных вариантов развития событий - защита русского мира в одном из восточных государств, не будем показывать пальцем.
Где вежливые зеленые человечки встретятся с не менее вежливыми желтыми человечками. И в результате схлестнутся интересы двух великих атавистических держав двадцатого века - великой энергетической и великой индустриальной.
Так ли?
"Пожуем, увидим" - сказал тиранозавр спинозавру.
25
Анатолий Прокопьев , 27 января 2016 в 09:04
Газпром вел себя на рынке, как хамоватая базарная пьяная торговка, поэтому неудивительно, что эта торговля принесла такие печальные результаты.. Еще во время газовых войн с Украиной было понятно, что так себя продавцы не должны вести.. Если у клиента временные трудности, то можно входить в положение, давать рассрочку, делать скидки, т.е всевозможными способами входить в положение и сохранять клиента.. Наши же т.н. негоцианты повели себя, как шантажисты, что сильно повлияло на отношение к нам со стороны других клиентов.Все помнят, как Путин говорил - Что, они хотят у себя дровами топить? А Рогозин тоже схамил - Что, американцы хотят на батуте в космос летать?
Они что,не понимают, что такими словесами они стимулируют клиента искать другие способы решения своих проблем? Теперь вот США в скором времени свой многоразовый “батут” доведут до ума, Европа уже нашла способ, как протопить свои дома без шантажистов с Востока.. Что мы добились своим глупым поведением на рынке?
Плохо не то, что мы делаем ошибки, плохо то, что мы упорно не хотим их признавать.. Что лишний раз подтверждает отсутствие наличия разума в верхах.
3
Мои Пятькопеек , 27 января 2016 в 10:30
У верхов ментальность парижских таксистов... Или не стоит обижать таксистов сравнением?
2
pie air , 27 января 2016 в 10:58
Таксисты покупают лицензии за право называться такси.
А VTC стали оказывать эти услуги без лицензии, благодаря закону, принятому недавно молодым министром экономики Макроном. Поэтому, ессно, дешевле.
Вы бы возмущались, имея лицензию, что кто-то делает это без?
3
Мои Пятькопеек , 27 января 2016 в 16:40
Имею. Двадцать лет как имею. И делают. Уже лет пятнадцать как. Направо и налево. Только я не таксист... И из Америки... То, что времена меняются, устроившемуся бизнесу нравиться не может. Но бодаться с этим - значит не изыскивать новых возможностей. И очевидно бесполезно. Профессионал всегда имеет возможность опередить сомнительного конкурента, не о бизнесе внутри РФ сказано. Или он не профессионал. А в Париже, оставим на минутку таксистов, если магазин, и даже магазинчик закрывается, Вас не обслужат ни на секунду позже обозначенного времени работы. А буквально выставят за дверь без товара. Потому что цеховой закон таков, что за минутную просрочку штрафов не оберёшься. Что совершенно исключает человеческое отношение к покупателю. Всё запретить - не лучшая политика.
0
pie air , 28 января 2016 в 15:46
"...А в Париже, оставим на минутку таксистов, если магазин, и даже магазинчик закрывается, Вас не обслужат ни на секунду позже обозначенного времени работы...."

Справедливости ради нужно Вас огорчить, что это не так. Описанный Вами пример - не про Париж. Покупатели - это основной источник доходов магазинов. Все, кто зашли в магазин до закрытия могут соврешенно свободно продолжать выбирать товар и работники магазина будут Вас терпеливо ждать, но вот ЗАЙТИ в магазин после времение закрытия будет затруднительно. Не надо всех под одну гребёнку.
8
Евгений Ковальски , 27 января 2016 в 11:29
У верхов ментальность парижских таксистов..."

У верхов ментальность шариковых и обычного российского деревенского быдла, которое после 1917 года захватило власть, расплодилось и залезло со своим свиным рылом в калашный ряд.
3
Мои Пятькопеек , 27 января 2016 в 16:45
Если бы только у верхов!
3
рима гарайшина , 27 января 2016 в 11:54
Турагентства начали недобросовестную конкуренцию с такси лет за десять до этого закона. Свою нишу - туристы- набобы средней и выше средней руки, не знающие города или страны и нуждающиеся в авто с водителем, они превратили в крышу для самодеятельного "левака", перевозящего всех подряд. Надо полагать, что не за красивые глаза. "Леваков" легализовали, чтобы чуть поднять официальную занятость, но проблема недобросовестной конкуренции от этого не исчезла.
4
Nelena Nelena , 27 января 2016 в 16:06
Ну сказали "А", а где "Б"? Надо ОБЯЗАТЬ использовать термин "Национальное разорение", тем более это соответствует действительности...
5
Наив Ный , 27 января 2016 в 10:32
Да, кстати, роскосмос стремительно превращается в росбатут, так же как и многие другие отрасли экономики. На самом деле - ситуация безысходная. Назовите хоть одну отрасль экономики, которая может быть самодостаточной и приносить валютную прибыль. Даже металлургия может схлопнуться при удешевлении энергоносителей и модернизации у конкурентов (про модернизацию российских мощностей нигде не упоминается)
10
Вадим Нестеровский , 27 января 2016 в 11:16
Ни один нормальный предприниматель не будет проводить серьёзную модернизацию столь крупного производства, как металлургия, в условиях, когда твой бизнес в любой момент могут "отжать" в пользу "озёрных" "успешных предпринимателей" или членов их семей. Лично в своё время наблюдал, как надавали по рукам и отбили охоту модернизировать предприятия хозяину "Северстали" А.Мордашову. В итоге модернизация нашего "Коломенского Завода" была остановлена, а само предприятие было отжато небезизвестным владельцем шубохранилищ Аксёновым.
2
рима гарайшина , 28 января 2016 в 09:34
Фокус - не новый. В том же СССР какому-нибудь отчаянному энтузиасту давали ответственное партийное поручение руководить строительством завода в чистом поле, или отладить раздолбанное непрофессионалами производство, или отремонтировать до ослепительного блеска какое-нибудь старье, а потом назначали другого, кто будет всей этой красотой рулить.
4
Виктор Отман , 27 января 2016 в 13:04
Когда у руля хамы, никто не хочет иметь с ними дело.
5
Владимир Воробьев , 27 января 2016 в 13:05
//Они что,не понимают..?//

Это Вы про кого, про воспитанника Лени-самбиста?
Не понимают - не то слово.
Они УВЕРЕНЫ, что если хамство не возымело эффекта, то надо придушить и оттащить с татами.
Пока действует.
По крайней мере так кажется почтеннейшей 86%-ной публике, за реакцией которой герой-любовник внимательно наблюдает, делая вид, что медитирует.
8
Igor Karpov , 27 января 2016 в 17:16
Анатолий Прокопьев, 27 января 2016 в 09:04
"Газпром вел себя на рынке, как хамоватая базарная пьяная торговка..." - и это только на внешнем рынке. А на внутреннем ещё интереснее - кто не сталкивался с ценником этих торгашей за последние 10 метров газовой трубы, т.н. цена за подключение газа. Создается ощущуение что покупаешь не 10 метров тонкой стальной трубки а контрольный пакет предприятия.

"Награждают за дружбу, а не за экономический эффект от работы" - и ведь такое по всем отраслям, куда ни кинь взгляд - одно и то-же. Это не экономика а разворовывание всей страны.
12
AM D , 27 января 2016 в 09:39
Да уж, какой простор для справедливых злых комментариев – «какой народ, такое и достояние», «если видишь прилагательное «народный/национальный» - ищи подставу: «народный мэр» - стопроцентно бандит, «народный избранник» - палач сирот, «национальное достояние» - кормушка «для своих», плюющая на газификацию этого самого народа и развлекающая себя покупками дорогих игрушек типа футболистов Халков и хоккеистов Ковальчуков».
Ну и конечно можно добавить пару чёрных штрихов к прогнозам экономистов (http://www.novayagazeta.ru/eco... ): эти самые «локомотивы» «экономики величия» - наши замечательные госкомпании – будут только способствовать развитию кризиса. Ведь для преодоления кризиса важнейшей задачей является снижение издержек и повышение производительности труда, но госконторы будут сокращаться конечно по антиэкономическому принципу – бонусы руководству и раздутые центральные офисы (которые совершенно справедливо можно назвать ничего не делающими и даже вредящими паразитами) резать не будут – там же сидят «друзья, сыночки и дочечки», а сократят количество и уменьшат зарплату работягам на местах. Т.е. производительность труда упадёт ещё сильнее.
Да уж, когда то слова нацлидера о подлодке «Курск»: «Она утонула» казались неуместной злой шуткой, за которую Всевышнему стоило бы наказать говорящего. Ну вот наказание похоже и приходит – под мудрым руководством счастливо топнет и «нац достояние», и вся замечательная экономика РФ
13
Юрий Никольский , 27 января 2016 в 09:43
В теории бизнеса есть простое правило:
осваивать новую нишу, когда достиг высоты в освоенной ранее нише.
Успешный бизнес не вкладывает средства в освоенные рынки, если там произошло насыщение. На этом базируется инновационная деятельность.
А мы все о нефти и газе, как о достоянии, а не как о грубейших ошибках. Ошибках, которые стали причиной разразившегося экономического кризиса.
4
Мои Пятькопеек , 27 января 2016 в 16:51
Вот именно!
8
Pankrat Golovkin , 27 января 2016 в 10:17
Вся мерзость сытых рыл на фотографиях в одной фразе: Мы шестеро с нашим добром, чадами и домочадцами, это и есть российские национальные интересы.
7
Owod_ RUS , 27 января 2016 в 10:22
А "газпрём" никогда и не был "национальным достоянием" (в обычном смысле слова "нация"), даже во времена Рема Вяхирева. Ну разве что речь идёт об особой "нации" - "нации жуликов и воров"...

А конституция РФ (сознательно написал с маленькой буквы), согласно которой "богатства недр принадлежат народу", давным давно вылетела в трубу - в нефтяную ли, в газовую ли...
-18
Георг Х , 27 января 2016 в 10:23
Ведущий эксперт либо врет, либо просто не понимает роли Газпрома. Эффективность и рентабельность не самые главные задачи. Воровство и гигантское личное обогащение отдельных персонажей есть, но кроме этого есть и другие моменты.
1
Наив Ный , 27 января 2016 в 10:33
???
12
A H , 27 января 2016 в 10:36
Самая главная задача для производственной компании - эффективность и рентабельность. А для государственной компании - тем более. А если из компании сделали политический инструмент для показывания кузькиной матери то такая компания национальным достоянием считаться не может. Уронить капитализацию с 350 млрд до 45 млрд - это нужно в учебники по управлению вписать(как не нужно делать).
8
Маркус Марцелий мл. , 27 января 2016 в 12:10
Георг Х: Ведущий эксперт либо врет, либо просто не понимает роли Газпрома. Эффективность и рентабельность не самые главные задачи. Воровство и гигантское личное обогащение отдельных персонажей есть, но кроме этого есть и другие моменты.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
У хорошего преподавателя разбуженные ученики сами открывают теорему Пифагора (открывают ли в действительности или это только кажется, не столь существенно). Точно также и у М. Крутихина.
Достаточно того, что он аккуратно подвел вас к выводу: вселенское по масштабам воровство и обогащение отдельных персонажей - это и есть основная задача Газпрома. Или Крутихин вам руки выкручивал?
4
Виктор Отман , 27 января 2016 в 13:05
Другие моменты - секретные?
-1
Слесарь Сантехник , 27 января 2016 в 13:53
А разъясните мне, пожалуйста, убогому, а какая роль Газпрома. И какие есть другие моменты? Уж сделайте божескую милость.
3
Андрей Сорокин , 27 января 2016 в 12:33
Если торговать на условиях FCA граница РФ то и риски транзита исчезают.
1
Pavel Ivanov , 27 января 2016 в 12:56
действительно торговать газом с границ РФ, и пусть Украина уже перепродает газ в Европу. Вот сами себе "геморой" сделали с этим транзитом.
5
Ed 857 , 27 января 2016 в 13:53
Ну во-первых это разные цены. Крупные компании так и торгуют "добыча- доставка- розница" и зарабатывают на каждом этапе. Газпром пытался выдурить трубу у Украины, но методы были как у гопников - шантаж, ультиматумы и т.д.
Во-вторых следуя такой логике выгодней продать вообще в недрах. Китайцам например. Пусть сами сверлят, добывают, доставляют и на бонусы топ-менеджерам Газпрома не забывают перечислять. И ни какого геморроя.
5
Салават Латыпов , 27 января 2016 в 12:34
Создание огромных гос компаний вроде газпрома, а также многочисленных прикормленных учреждений(например, для помощи малому бизнесу) -это итог 16 правления Путина. Не просчитаны стратегические задачи развития мировой экономики. Потрачено несметное количество денег на постройку труб, инфраструктуры, подкуп зарубежных политиков и бизнесменов. Около этих гос корпорации как грибы выросли множество мелких фирм родственников и друзей высоких чиновников. И как все это изменить?
5
Rushan Zaripov , 27 января 2016 в 12:49
Пока наверху не научатся отделять политику от экономики, неповоротливые прожорливые госмонстры будут тянуть всю страну в пропасть коррупции и бестолковщины. А менеджмент "как бы" ни при чем, ибо выполняет волю царя и получает за это бонусы.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама