Экономика

135762 «Злые языки говорят: ну, посмотрим теперь на Уралвагонзавод...»

Эксперт по региональной экономике Наталья Зубаревич в рамках лекции «Депрессия в региональном измерении» ответила на вопросы, связанные с нынешним кризисом. Конспект «Новой газеты».

07.03.2016 Теги: кризис, прогнозы


Наталья Зубаревич. Фото: ТАСС

Три предыдущих кризиса России

1993. Самый тяжелый наш кризис, первый — трансформационный. Мы переходили от плановой экономики к кривому рынку. От промышленности тогда осталось 52%, доходы населения сократились на 48-46%, уровень безработицы превышал 9%. Страна очень обеднела. Кризис расчищал экономику от неконкурентоспособных ее кусков. Проверку рынком не выдержали целые пласты российской экономики. Больше всех пострадали регионы, связанные с промышленностью, машиностроением и слаборазвитые республики. Но выжили главные нефтегазовые регионы. Тогда нефть уже продавали, оставалось только встроиться в глобальный рынок. Чуть позже в 1994-1995 годах оказались рыночными металлургические регионы. В Советском Союзе металлургия работала в основном на оборонку, на бесконечные станки, а потом дешевый металлургический продукт пошел на глобальный рынок.

Второй и третий кризис 1998, 2008-2009 годов, были нашими только отчасти.

В 1998 году во всем мире шел азиатский кризис, который только затронул Россию. Внутренний кризис был финансовым, мы накопили гигантские долги. Еще не умели тратить столько, сколько имеем, не влезая в долги. Полетели банки, санация была жесткой. Это был очистительный кризис. Доходы упали еще больше, чем на четверть. Тогда начала реально проявляться безработица. Рынок начал отстраиваться. Кризис почти не затронул промышленное производство.

Кризис 2009 года — глобальный, и задел нас основательно. Он был быстрый, динамика доходов населения была в плюсе, что предотвратило обеднение населения. Прежде всего пострадала промышленность.  Безработица росла умеренно, потому что были запреты на увольнения, также начали осваивать европейские меры регулирования рынка. Первыми в этот кризис полетели металлургические регионы, потом машиностроение. Кризиса не заметили дотационные республики и Дальний Восток. Все, что на Дальнем Востоке было не жизнеспособным, кризис в 90-е порубил гораздо жестче, чем в европейской России.

 

«Самое страшное слово, которое я научилась произносить: новый кризис — длинный»

И вот новый кризис, который начался в 2013 году. Перестала существовать сырьевая модель экономики. Если объяснять просто, представьте: цена на нефть постоянно растет, в экономике больше и больше денег, параллельно у вас, мягко говоря, не улучшаются институты, барьеров для бизнеса все больше, силовики все больше хотят кушать, государство все больше хочет регулировать, госкорпорации делают все больше неэффективных инвестиций. Но пока растет цена на нефть — экономика балансируется. Как только цена на нефть встала даже на 110 долларах за баррель, а барьеры продолжают расти, — все, экономика останавливается. Мы встали в росте где-то в конце 2012 года. Встали показатели промышленности, доходы росли еле-еле.

Этот кризис по генезису совсем другой. Он начинался со стагнации, а в минус мы пошли, когда добавились внешние факторы. Крым, санкции, на разгон инфляции повлияли антисанкции, цена на нефть — это важнейший фактор. И с 2015 года столь же активно падали цены на алюминий, медь, никель, железную руду, уголь — все основные продукты нашего экспорта. Новый кризис начинался как внутренний. Самое страшное слово, которое я научилась произносить: этот кризис длинный.  Мы не понимаем, какие драйверы роста.

Кризис пока не сильно отразился на промышленности, он больше повлиял на доходы, их рост затормозился еще в 2012 году. Надо понимать, что не Крым все это создал, Крым ускорил деградацию.

 

Кризис в регионах

Кризис довольно сильно ударил по тем регионам, в которых были модернизированные отрасли производства. Прежде всего, автопром. Там спад около 30%. Самое тяжелое положение в отраслях, которые обеспечивали российский экспорт. Например, производство вагонов сократилось более, чем в два раза (60% спад).

Злые языки говорят: «Ну, посмотрим теперь на Уралвагонзавод». Незнающие говорят: «Там же танки». Танков там от силы 20% от объема производства, 80% были вагоны, гражданка была. Сейчас им очень не здорово. Сейчас у них большая проверка на патриотизм.

Следом идут полудепрессивные регионы: Кострома, Курган, Псков, Калужская область. Регионы, которые подкашиваются в любой кризис.

Кризиса не почувствовали три группы регионов. Новые регионы добычи нефти и газа: Сахалин, Якутия, Красноярский край, Ненецкий автономный округ. Там все показатели идут вверх. Аграрный юг и регионы Центрального Черноземья, потому что антисанкции расчистили рынок от конкурентов, и рост валюты развернул россиян к отечественным продуктам. Третий счастливчик этого кризиса совершенно уникальный — это регионы военно-промышленного комплекса. Они растут почти быстрее всех.

В 2013 году трансферты регионам были сокращены на 3%. На регионах власть больше экономит. Третий год подряд регионы сидят в дефиците, растут долги. Как меняется поведение регионов? Очень просто – они начинают отчаянно экономить. Они понимают, что надо выкручиваться самим. Год-два они пытались экономить на нацэкономике — это поддержка сельского хозяйства, дорожное строительство, транспорт. Сжимали, сжимали, уменьшали. А все, уже ресурсов нет. И вот, итог 2015 года — сокращение ЖКХ (-5%) в 51 регионе. Это означает, что нам с вами придут платежки с гораздо большими цифрами. 48 регионов сократили образование, 32 региона порубили общий госвопрос.

 

«В 2016 году мы начнем рубить оборонные расходы»


Уралвагонзавод модернизирует танки. Фото: ТАСС

2015-й — первый год, в который я могу показать, что кризис стукнул и федеральный бюджет. До конца 2014 все было в шоколаде, нефтяные деньги давали очень большую подушку безопасности. По итогам 2015 года дефицит бюджета составил 2 трлн рублей. Доходы сократились на 4%, а расходы выросли на 5%.

Больше всего выросли расходы на нацоборону — 28%. Впервые в 2015 году была проавансирована часть гособоронзаказа. Мы надрываемся на расходах на оборону. Второй проблемный пункт в бюджете — рост расходов на социальную политику (24%). В этих расходах почти 2/3 — это трансфер пенсионному фонду. Третий пункт — общегосударственные расходы (траты на аппарат, администрацию и бюрократию). Рост на 19%.

Расходы на СМИ в 2015 году выросли до 10%. Скажу так, пропаганда, чтобы быть эффективной, должна быть талантливой и хорошо оплачиваемой. Посыпались: здравоохранение (-4%), образование (-5%) и культура (-8%).

Для меня знаковая картинка — сокращение расходов на нацбезопасность (полиция, прокуратура, Следственный комитет, МЧС) — минус 6%. Значит, уже прижало. В 2016 году мы начнем рубить оборонные расходы. Это признак вменяемости власти, значит она понимает, что риски становятся чудовищными.

Треть бюджета тратятся на оборону и нацбезопасность.

 

«Увольнения в России сейчас идут очень медленно»

Ситуация с безработицей ухудшилась, но не катастрофично. Увольнения в России сейчас идут очень медленными дозами. Есть другие инструменты и факторы, которые влияют на рынок труда. Например, неполная занятость, простои, административные отпуска. Это консенсус — базовый способ, чтобы смягчить кризисных рисков для всех. Бизнесу все равно, что уволить, что снизить зарплату, главное — результат. Для власти — люди не уволены, протестов нет, они работают. Люди — ну да, зарплата сократилась, но я же работаю. Консенсус.

Сейчас на рынок труда выходит поколение 90-х, оно на треть меньше предыдущего, а уходит с рынка труда поколение 50-х годов. При любом раскладе у нас будет падение численности населения в трудоспособном возрасте на 600-800 тысяч человек в год. В отдельные года будет до миллиона.

Нам нужен большой поток миграции. Когда мы начнем отряхиваться от кризиса, кто у нас работать будет?

 

Прогнозы

Будут дальше падать регионы с неконкурентной экономикой, промышленность и бизнес будут вяло адаптироваться к условиям. По моему прогнозу, не будет обвала, будет вязкое сползание с остановками на стагнацию. И где будет последний низкий уровень — никто не знает. Откуда мы начнем отползать вверх. Потому что кто мне покажет, по какой причине мы начнем это делать? Я бы хотела увидеть драйверы, пока их не видят очень многие.

Сильнее кризис ударит по крупным городам. Впервые у нас падает занятость и в рыночных услугах, и в бюджетных. Жители крупных городов — жители городов с экономикой услуг. По услугам кризис бьет прилично. У государства нет инструментов помощи жителям крупных городов.

Протестных движений нет, потому что у россиян нет линейной связи между динамикой экономики и социокультурным восприятием людей. Люди приспосабливаются к тяжелым условиям и ужимают свои бюджеты. И вот сейчас вся страна тихо и мирно движется в режиме понижательной адаптации. Как вы знаете, она приводит к деградации. Для меня сейчас это самый адский риск — деградация.

Лекция организована Фондом Егора Гайдара и Открытым гражданским лекторием Сахаровский центр



96 комментариев

60
5kopeek FreukenBok , 7 марта 2016 в 20:36
Знакомый был на Камчатке. Уехал на месяц, а вернулся через неделю. Уж не знаю, к какой категории относится этот регион, но по рассказу знакомого - это полная ....безнадёга. Если отбросить красоты природы, то в остатке -унылая бедность, какое-то жуткое воровство в ЖКХ, на дома смотреть страшно, зарплаты низкие, цены высокие, проблемы с занятостью. Хорошо себя чувствуют только местные власти и браконьеры. И это навсегда.
79
Саша Чёрный , 7 марта 2016 в 21:53
Толковая статья. Приятно видеть суждения профессионала. Пара дополнений.
Насколько долго мы будем погружаться на дно и начнем ли отползать вверх, опустившись на нижнюю точку кризиса, зависит прежде всего от сырьевой конъюнктуры. Потому что экономики нет и драйверам роста неоткуда взяться.
Расходы на оборону собирались сокращать еще в 2015 году. Однако вместо обещанных сокращений был рост 28-30%. Вряд ли оборонные расходы буду секвестировать. Возможно даже немного увеличат. Недаром в прошлом году прошел закон о засекречивании части бюджетных расходов. Армия - главный и самый мощный козырь Путина на международной арене.
Может показаться, что сокращение численности населения трудоспособного возраста, в связи с выходом на арену поколения 90-х и уходом поколения 50-х, принесет огромные издержки. Однако это не так. Подавляющее большинство "рабочих" мест в России создают отрицательную прибавочную стоимость и поддерживаются только за счет вливания нефтегазовых доходов. Рабочие места должен создавать РЫНОК. В России же, в создании львиной доли "рабочих" мест, прямо или опосредованно участвует государство. По количеству подрастающего молодняка и уходящих на пенсию, не нужно будет создавать новые места и даже можно сократить часть старых, что поможет сэкономить немало бюджетных денег.
В нынешнем кризисе я бы не стал винить только власть. Мы имеем такую власть именно потому что в среде широких народных масс есть запрос на иждивенчество, мракобесие и диктатуру. Поднимать в России нечего. Экономику надо создавать с нуля. Это может сделать только бизнес. Но мне жалко того бедолагу, кто рискнет начать в России дело. Ибо в нашей стране есть три основные силы, которые гарантированно и неизбежно задушат ЛЮБОЙ бизнес: менты, чиновники и бандиты. Хотя это один Змий о трех головах. Только от политического мейнстрима зависит какая голова будет дремать, а какая будет главная.
88
Саша Чёрный , 7 марта 2016 в 22:17
Сильно обломаются те, кто думает что эта гидра загнется вместе с режимом Путина.
Ибо это не рукотворная конструкция, а менталитет большинства российских граждан.Той формации, которая выросла в результате века отрицательной селекции, когда большевики истребляли под корень производящий и образованный класс, а пестовали паразитизм,т упость, холуйство и подлость.
Если моя память мне ни с кем не изменяет, то на 2 молодых человека, желающих заниматься бизнесом, приходится 8, кто хочет быть чиновниками, полицейскими или работать в госкорпорациях (в офисах, разумеется).
С русского на русский это переводится как отношение тех, кто хочет производить к тем, кто желает жить за чужой счет. 8 больше чем 2.
С крахом российско распределительной системы и демонтажем колосса государственного монополизма, никуда не исчезнет несколько десятков миллионов людей с мышиными умственными способностями, холуйским нутром, сильнейшим желанием сидеть на чужой шее и привыкшие к подачкам. В рыночных условиях они окажутся совершенно НЕ конкурентноспособны.
Поэтому те, кто помоложе собьются в банды или пойдут на панель, кто постарше - будут бомжевать или калдырить. Будет гораздо жестче чем в 90-е. Ибо тогда был весьма существенный пласт инициативных, образованных или просто оборотистых людей, кого совок здорово научил выживать.
Но наш народ непобедим и за 20 лет воинствующий люмпен, который сменил спортивные костюмы на чиновничьи портфели и ментовские погоны, закатал в асфальт почти всю деловую активность.
В понимании западных экономических школ в России кризис. А это наше естественное состояние, просто нефтегазовые сверхдоходы позволили десяток лет покутить.
25
Юрий Никольский , 7 марта 2016 в 22:35
САША ЧЁРНЫЙ,
отличное добавление к сказанному Зубаревич!
19
Саша Чёрный , 7 марта 2016 в 22:44
ЮРИЙ НИКОЛЬСКИЙ
Большое спасибо!!!!!
16
Michael Grab , 9 марта 2016 в 13:45
Наталья Зубаревич: И вот сейчас вся страна тихо и мирно движется в режиме понижательной адаптации. Как вы знаете, она приводит к деградации. Для меня сейчас это самый адский риск — деградация.
---
Позволю себе не согласится с уважаемым автором.
Деградация давно идет. И мало зависит от состояния экономики.

21 век - век не энергоресурсов, а знаний и образования.
Чтоб называться развитой в 21 веке стране необходимы многие тысячи хорошо образованых инженеров, врачей, ученых. И это на фоне практически разрушенной системы образования!?!

Сутуация по-сути не обратима - потерян преподавательский корпус как в высшей школе, так и в средней. Восполнить его нечем и по-крайней мере невозможно сделать это быстро. Еще 5-8 лет и уйдут те, кто получил образование в СССР. Кто останутся? Недоучки с купленными дипломами? Школьники, кое-как списавшие ЕГЭ? Большинство тех, кто все-таки что-то мог на Западе, в Израиле.

Это и есть деградация страны. И я не вижу что может ее остановить.:(
10
Валерій Сакун , 9 марта 2016 в 14:57
А если другими словами?
Деградация ускорилась с 1917 года. Замкнутая система - социальная (биологическая) в условиях самоизоляции вырождается - это аксиома. Вырождение проявляется острее всего в "страте" управляющих. Эти управляющие заимствовали у Запада техническое и научное знание в 20-40 годах прошлого столетия. И память об этих заимствованиях- убийствах, предполагаю, на Западе сохранилась. Без изменения политической системы Россия, как государство превратится в отстой северо-корейского розлива, с мощнейшей социально-экономической изоляцией от современной цивилизации. Страны Запада выстроят пограничный "забор-занавес". Это будет социальный кордон вокруг зоны распространения пандемии социальной заразы - большевистско-коммунячного психоза с агрессивным имперским шовинизмом. Гитлеровский нацизм покажется раем по сравнению с этой территорией социального эксперимента по выведению и "перековке" мутантов-дилетантов с манией мирового величия - "ума-чести-совести "православнутых" людоедов всея Земли".
8
Саша Чёрный , 9 марта 2016 в 21:52
MICHAEL GRAB
Очень верное дополнение.Потерян не только преподавательский корпус,но и российская и советская научные школы.
Утрачен класс профессиональных рабочих/ремесленников.Почти полностью искоренено крестьянство.
Можно ли остановить деградацию и восстановить утраченный потенциал?
Сомневаюсь.
Это как пришить отрезанную конечность-возможно только в том случае,пока не начался некроз.
А у нас давно все разложилось.
2
Саша Чёрный , 9 марта 2016 в 21:55
Господин Константин Поляков,лженаука есть прямое порождение господствующего коллективного дурака.
0
al bak , 10 марта 2016 в 14:20
Потерян не только преподавательский корпус,но и российская и советская научные школы__ В 90 годы эта " научная школа" оказалась никому не нужна, работу получили только самоучки, которыене не трясли никчёмным совковым дипломом, а заново переучились под современные стандарты.
2
Саша Чёрный , 10 марта 2016 в 21:38
AL BAK
В 90-е оказалось ненужным все что нельзя было разворовать прямо сейчас.
Нельзя ли пояснить о каких стандартах Вы говорите?
Я знаю только один вид "самоучек" переучившихся на новые стандарты.Это которые при помощи бейсбольных бит "решали вопросы"..........
2
al bak , 11 марта 2016 в 12:49
Самоучки - это те кто поднял свойуровень до мировых стандартов. В 90 годах в Москве открылись конторы по разработке техники на заказ. Инженерам и программистам неплохо платили, если они соответствовали западным требованиям. И тут выяснилось, что стандарты образования совковых инженеров не годятся никуда .
Кто сам поднял свой уровень образования, тот неплохо получал без всяких бейсбольных бит.
4
al bak , 10 марта 2016 в 14:16
__ стране необходимы многие тысячи хорошо образованых инженеров, врачей, ученых. __ И как вы убедите самых лучших, чтоб они не уезжали из страны? А худшие всё равно останутся, им деваться некуда.
4
Константин Поляков , 9 марта 2016 в 11:06
Господин Чёрный, для дилетантов Ваши эмоции - хороши, но наука, а не лженаука, эмоции даже не рассматривает, так как анализ и экспертная оценка делается на основании закономерностей (как и оппонирование). Но Вы, увы, с закономерностями не знакомы. Несколько лет назад председатель комиссии по борьбе с лженаукой в России признал, что в России господствует лженаука, которую сегодня не победить. А отсюда и все российские "бяки", которыми болеет и г-н Путин со своими "окруженцами" - ну, не знают они даже базовых основ правильных действий, как и не хотят выполнять свои конституционные обязательства перед гражданами России, так как они конституционно безграмотны. Поэтому Ваше описание следствия их недееспособности не изменит ситуации в России.
2
Егор Киселев , 10 марта 2016 в 19:32
Этот ваш пост нужно просто сохранить, вы в 2х словах подытожили наше состояние. Лучше и не сформулируешь.
1
Михаил М , 11 марта 2016 в 12:56
Блошевики - ленинцы старательно растили новую общность - советский народ.
Но цивилизация сделала свой выбор и агрессивная совдеповская серость
цивилизации и будующему не нужна. Теперь россии предстоит рассчитаться
за производство бездарей, тупиц и захребетников.
Картина маслом еще впереди...
33
Tim Krauzer , 8 марта 2016 в 00:14
РУССКИЙ МИР. Русские впали в депрессию, их охватила злоба, зависть и ненависть.По данным чекистского Левада-Центр, началась настоящая эпидемия депрессии, злобы и зависти: в людях проявляются и крепнут агрессия, ожесточение, страх и обида по отношению к окружающему миру, а также астения, усталость, растерянность, отчаяние и одиночество.
2
Cын советскоподданного , 9 марта 2016 в 09:48
Прокрастинация, паранояльная шизофрения, некрофилия и любовь к начальству. Может, в "Леваде" что-нибудь поправить?
0
Александр Логвинов , 19 марта 2016 в 20:25
И вдруг, бряк! "чекистская Левада" Пост ради этого?
10
Дмитрий Дмитрий , 9 марта 2016 в 10:01
"Мы имеем такую власть именно потому что в среде широких народных масс есть запрос на иждивенчество, мракобесие и диктатуру. Поднимать в России нечего. Экономику надо создавать с нуля. Это может сделать только бизнес."

согласен...давно понял, что рабам нужна какая-никакая пайка, дешевое бухло и развлекалово, именно это дает сейчас нашим гражданам наша власть - не нужно развиваться, не нужно думать, просто смотрите дебелизор и слушайте, что говорит мудрый вождь...похрен, что сами без штанов с голым задом, зато искренне негодуем по поводу доминирования Америки, по поводу Майдана и бесчинств бандеровской хунты, переживаем по поводу Сирии и фейкового изнасилования девочки Лизы
3
Геннадий Несов , 11 марта 2016 в 11:24
++++++++++++++
А без ошейника - шея чего доброго замерзнет
1
Георгий Ведерников , 10 марта 2016 в 15:51
Согласен что бизнесс задушат если не будет крыши.Когда начнут душить пусть крыша включает свои рычаги иначе зачем такая крыша.Самая продажная и поганая крыша это менты прокуратура суды.С бандюгами проще плати и работай.Наш (удалено модератором) сам из Питерской братвы и если что плати и работай.С понятиями Пахан.
2
Юрий Сагайдачный , 12 марта 2016 в 12:20
<< По количеству подрастающего молодняка и уходящих на пенсию, не нужно будет создавать новые места и даже можно сократить часть старых, что поможет сэкономить немало бюджетных денег. >>
А как на счёт пенсий, ведь их назначает и платит государство. Работающих станет меньше, следовательно поступлений в бюджет будет меньше, а пенсионеров будет больше, но пенсии то платить нужно, если уменьшить размер пенсии, то за чертой бедности окажется уже не 70% пенсионеров и инвалидов, а 90%. Прибавьте к пенсионерам и инвалидам бюджетников ( учителя, врачи и т.д. ), которым то же придётся снижать з\пл из-за увеличения количества пенсионеров и инвалидов, размера пенсионного фонда. Безработным так же нужно платить пособие, а где деньги Зин? Кризис расставит всё и всех на свои места и раздаст всем сёстрам по серьгам, то есть всем, кто заслужил надаёт по мордасам, а наш народ очень многого заслужил, в том числе и звонкой пощёчины, уж не говорю о представителях власти разных уровней, но главный виновник - население России!
2
Вера Надеждина , 11 марта 2016 в 10:25
Была впервые на Камчатке лет семь назад. Такое же впечатление , какое и у вашего знакомого. Думала, может что-то изменилось ...увы
69
Павел Ч , 7 марта 2016 в 20:43
К сожалению народ не связывает этот кризис с его автором, а автор его Путин и только он, а не какие то мифические силы из Америки и Европы. Бездарность вождя привела страну к этому кризису. Дай Бог людям быстрее осознать это.
72
Lenty Vini , 7 марта 2016 в 21:30
забавно , что ни один записной эксперт не смеет сказать о гигантских расходах на содержание Крыма , Чечни , ДНР , ЛНР , Абхазии , Приднестровья , Ингушетии , Асада , всяких Осетий , на войну в Сирии....никто из экспертов не говорит о размерах ежегодных выплат государственного и корпоративного долгов России - только в этом году 85 млрд долларов....пишут вилами по воде ,- а про главное то - молчат ,- кто именно и как устроил эту жопу и куда делись триллионы нефтегазовых долларов за десятилетие высоких цен на газ и нефть....каковы потери российской экономики из за санкций....
-27
RUSSEL CHE , 7 марта 2016 в 22:06
--- содержание Крыма , Чечни , ДНР ,
ЛНР , Абхазии , Приднестровья ,
Ингушетии , Асада , всяких Осетий
, на войну в Сирии....никто из
экспертов не говорит о размерах
ежегодных выплат----
------------------------------- --
Еще более интересно, что никто из "экспертов" , вроде Вас, не говорит о том, сколько нефти из Чечни и Ингушетии откачивала Роснефть. Причем, когда нефть стоила дороже всего за историю ее добычи. Что "дотациями" в Чечню возвращалось в течение пяти лет столько, насколько Роснефть откачивала за год. Эту статистику подсчитать не хочет никто, интереснее же выглядеть страдающим из за того, что приходится "кормить Кавказ" .
-А, со всем остальным трудно не согласиться.
53
Lenty Vini , 7 марта 2016 в 22:38
на Кавказе нефтедобыча процветает только у Азербайджана , нефтяные запасы Чечни давно истощены ,- еще при Союзе ...Чечня и Ингушетия - получают от России огромные деньги за лояльность режиму Путина. В Ингушетии нефти добывается несколько сотен тысяч тонн в ГОД ,- это копейки по сравнению с многомиллиардными поступлениями от России...по Чечне - за прошлый год стоимость добытой в Чечне ВСЕЙ нефти - составила около 20 млрд рублей , транши в бюджет Чечни - свыше 60 млрд рублей...вот и считайте - нефть , добытая в Чечне обогащает нефтяных олигархов России , а население России за это втрое больше передает денег джигитам - для безбедной счастливой жизни...
27
Jade . , 7 марта 2016 в 22:58
не счастливая там жизнь.
столько онкологии , как сейчас, в истории никогда не было.
богатая? к джигитам домой приходят и говорят: ты должен за коммуналку, вот смотри, у нас тут все заново пересчитано и написано сколько ты должен.
у тебя нечем заплатить? ок, ты не будешь допущен на работу там, где работаешь. дети есть? кто не школьник из них , не будут допущены к учебе, если учатся.
пока не заплатишь.а счета такие, под сто тысяч.
я понимаю, что если смотреть на дикую позолоту дома рамзана и майбахи его мальчиков на подхвате, то создается впечатление что так все живут, или по крайней мере многие.
но нет. простым сейчас крайне сложно, и работы никакой нет.
-14
RUSSEL CHE , 8 марта 2016 в 00:16
Цифры интересные, конечно. Чечня была на девятнадцатом месте в списке дотационных , получая в лучшие годы 16 миллиардов , в худший, оказалось, получила 60 . Чечня дает 2 миллиона тонн , это, примерно , 12 миллионов баррелей,, даже по сто долларов, это посчитать можете, сколько в долларах, и сколько в рублях. Причем, это официальные цифры, сколько там на самом деле добывают, и сколько в Чечню приходит-большой вопрос. И в Чечне, хотя бы видно, что, кроме безбедной жизни кое для кого, видно, что хоть что-то строится в отличие от остальных дотационных регионов.
-14
RUSSEL CHE , 8 марта 2016 в 00:46

И почему это чеченская нефть обогащает олигархов (Роснефть, вроде, госкорпорация? ) , а ваша нефть-чеченцев?
4
RUSSEL CHE , 9 марта 2016 в 13:52
-По тому, как ставят плюсы и минусы, видно, что русский народ готов тебя пожалеть, если ты бедненький, жалкий, просяший сочувствия, признающий, что тебя "кормють" , только, не задавай неудобных вопросов. Ведь, куда удобнее считать, что ты плохо живешь, потому что кормишь Чечню , которая и так могла бы себя прокормить , чем спросить ответа у власти : куда девались триллионы долларов, накопленных за это время.
2
Геннадий Несов , 11 марта 2016 в 11:30
Тандемохерийцы не умеют считать деньги и не дорожат ими потому, что они им достались "от балды". Кто не умеет зарабатывать деньги честным трудом для себя, бездарно их проматывает на разные авантюры и безответственно относится к заработанному окружающими.
1
Юрий Сагайдачный , 12 марта 2016 в 12:39
Чечня и Ингушетия - неотъемлемые части РФ и наше государство обязано нести расходы на их содержание. Другое дело Крым, Приднестровье, Абхазия, Ю. Осетия, ДНР/ЛНР. И к ним - Белоруссия, Армения, которые кушают гораздо больше из российского бюджета, чем многие регионы самой РФ. А для чего нам эта головная боль? Сами без портков.
-18
Vicktor Ento , 7 марта 2016 в 23:25
мифические!?!?! ...бездарность!?!? блаженный!
-20
Vicktor Ento , 8 марта 2016 в 00:35
бездарность комментатора его сожаления сводит к нулю!
1
Валерій Сакун , 9 марта 2016 в 15:05
Все сто лет эти "люди " осознают "это"...
"Это" - люди, но из другого времени - древнегреческой Спарты, позднего Египта. Да и сами чего нибудь подберёте... И боги у них разные языческие. То мамоне, то "коммунизему" поклоняются, а то и по "ацтеко-инкскому" кровищу проливать начинают - чтобы солнце вставало...
58
Василий Семеныч , 7 марта 2016 в 21:03
Какая оборона??От кого??Необходимо вещи называть своими именами- на агрессию и на подавление инакомыслия.Это треть бюджета!!!А еще на пропаганду!!
А на науку,образование,медицыну-а вообще,зачем это надо России,точнее режиму??
Народ пускай выживает-ведь вся власть от бога.Так вещает РПЦ.
Может,скоро дно появится-а может появится через год .
54
Александр Шацукевич , 7 марта 2016 в 21:43
Какая оборона?- отличный вопрос! А на самом деле, от кого? От китая с его армией превышеющей по численности все наше население? От нато? Тоже даже не смешно. Так от кого же мы так тщательно готовимся обороняться? Даже если и предположить, что все-таки под обороной подразумевается нападение, то тот же вопрос-а на кого? Прибалтика? Казахстан с беларусью? Монголия? А зачем вообще? И момент внезапности явно упущен. И где эта вся наша великая-непобедимая? Ее кто нибудь видел? Она вообще существует? То, что вижу я, это явно не то, на что тратится треть бюджета... Очередная афера по распилу оставшихся бабок.
-42
Vicktor Ento , 7 марта 2016 в 23:55
Россия, ядерная держава. если на нашу страну будет произведена атака атомным оружием, противник будет будет уничтожен даже в этом случае!!!
15
Lenty Vini , 7 марта 2016 в 23:57
а как же !
-38
Vicktor Ento , 8 марта 2016 в 00:31
смех смехом. но система в полной готовности! тролям не понять....
3
Сергей Дончанин , 9 марта 2016 в 13:25
так система готова и работает? тогда зачем еще тратить деньги? может, все же для агрессии собственной? на всякие Новоросии, Руцкие Миры?!
2
Геннадий Несов , 11 марта 2016 в 11:33
Если такое произойдёт, то какая Вам разница, что будет с противником. Неужели это не понятно?
2
Руслан Шевченко , 11 марта 2016 в 12:18
Вот так сидела по кухням украинская интеллигенция и рассуждала об обороне. Их рассуждения нашли широкий отклик в сердцах Киевских руководителей, которым это послужило хорошим способом не только сэкономить, но и хорошо погреть руки при продаже того, что осталось в ВСУ со времен СССР. А тут вдруг оказалось, что обороняться все же нужно было.
12
Федор Паровозов , 7 марта 2016 в 21:48
Дно как раз нам не нужно, а то небесная твердь об него расплющит.
47
Саша Чёрный , 7 марта 2016 в 22:39
ВАСИЛИЙ СЕМЕНЫЧ
Круто мыслите.
Наука российской властью воспринимается только как возможность украсть бюджетные деньги. НИОКР - дорого и малопродуктивно в плане воровства. Разработаем как мы черно-белый планшет, да пополним группировку спутников на дне Тихого Океана. Реальная маза, бабла - хоть лопатой греби.
Образование - мало того, что дорого, так еще и очень опасно. Из сотни детей: 50 дебилы, 30 так-сяк,15 можно чему-то научить, а могут 5 научиться думать. Для режима это как серпом по яйцАм. Намерекают там себе чего-то крамольного, экстремистского да антигосударственного, еще и прав со свободами начнут требовать.......... Борзота, понимаешь.
Медицина - из той же серии. Нормальная медицина - одни расходы. А как конвейер по выкачиванию взяток и распилу многочисленных траншей - самый цимес.
А вот вооружаться - козырная тема. Всегда можно шантажировать военно и политически слабые, но очень богатые страны Европы. А не дадут, ток можно и разграбить, отбиваться им все равно нечем. Если только разродятся очередным меморандумом.
Пропаганда тоже суперэффективна. "Вокруг враги, сплотимся вокруг вождя...... особая духовность........ загнивающий Запад...... каля-маля...."
Можно спокойно проводить в жизнь любую пакость и тоненькие голоса недовольства задавит уже сама бурлящая быдломасса, которая сбившись в стаю почувствовала вожака и силу. Громадный КПД и стоит дешево. Плохо что ли?
29
Big Sur , 8 марта 2016 в 00:40
Саша Чёрный , 7 марта 2016 в 22:39
А вот вооружаться - козырная тема. Всегда можно шантажировать военно и политически слабые, но очень богатые страны Европы. А не дадут, ток можно и разграбить, отбиваться им все равно нечем. Если только разродятся очередным меморандумом.
-------------
Т.е. Вы всерьез считаете, что Путин рано или поздно решит испытать НАТО на вшивость? Один такой тест уже был, и... ничего, бессмысленное тявканье и анти-турецкие санкции не в счет. Плюс ввязался в заведомо проигрышную гонку вооружений со всем блоком.
5
al bak , 10 марта 2016 в 14:33
Вы всерьез считаете, что Путин рано или поздно решит испытать НАТО на вшивость_Один такой тест уже был__ Будет и второй, и третий. Путин хочет знать - а чего реально стоят все эт громадные вложения в ВПК.
Понятно, что начальники российского ВПК поют соловьями: у нас всё супер! Но власть хочет получить реальную оценку своего ВПК против серьёзного противника.
Будущее зависит только от этого: каково российское оружие в серьёзном деле. Если всё будет плохо, то и в политике будут перемены. Если всё хорошо, то никаких перемен не будет.
29
Володимир С , 7 марта 2016 в 23:28
ВАСИЛИЙ СЕМЕНЫЧ , 7 марта 2016 в 21:03
Какая оборона??От кого??Необходимо вещи называть своими именами- на агрессию и на подавление инакомыслия.

Оборона кремлёвских от народа России.
1
Юрий Сагайдачный , 12 марта 2016 в 12:42
Осталось только выяснить, дно чего - ямы, оврага или пропасти, которая может оказаться и вовсе бездонной.
-15
Алексей Р , 7 марта 2016 в 21:04
мир дверь мяч
29
Salo Spec , 7 марта 2016 в 21:51
Северный зверек писец уже не крадется незаметно, а весело бежит по городам и деревням России! Вперед пушистый! Путин любит и ждет тебя!
-13
виктор красиков , 7 марта 2016 в 21:08
И вот сейчас вся страна тихо и мирно движется в режиме понижательной адаптации. Как вы знаете, она приводит к деградации. Для меня сейчас это самый адский риск — деградация Предлагаю Автору и читающим посмотреть мой сайт (удалено модератором) или старый (удалено модератором) Там теория формаций и её следствия для Союза-России. Одним словом - криминальный феодализм обречен законами истории, это выродок созданный особыми обстоятельствами, он нежизнеспособен. Во что он трансформируется и как - неясно, слишком оригинальна эта дорожка. Однако его конец неизбежен и достаточно быстро. Поэтому деградация абсолютно естественна и даже обязательна. Не надо паники - идем ко дну! (водолаз).
38
Беня Крик , 7 марта 2016 в 22:29
Вспоминается старый анекдот.
Приходит мужик к урологу.
- Доктор,у меня в последнее время что-то не то с яйцами! Они синие, и запах странный.
- Снимайте штаны. Тааак... Будем ампутировать.
- Вы с ума сошли?! Как ампутировать?! Может быть терапия? Уколы, таблетки?
- К сожалению поздно. Только ампутация.
Мужик в панике бежит к профессору, светилу. Жалуется на первого врача, умоляет спасти свое хозяйство. Профессор внимательно осматривает проблемную зону:
- Вы,батенька, не волнуйтесь. Знаю я этого коновала. Его хлебом не корми, лишь бы резать. Мы обойдемся без всякой ампутации.
Мужик задышал, начал оживать.
- Встаньте на стул, батенька. А теперь спрыгните на пол... Ну вот, видите? Сами отвалились....
То же в скорости произойдет и с нашей " бабушкой", то есть экономикой, так и не ставшей " дедушкой". Цветет и пахнет у бабули уже лет 20.
3
Lenty Vini , 8 марта 2016 в 00:00
все мы психи...в психушке - те кто спалился....
2
Lenty Vini , 8 марта 2016 в 00:00
нормально...
23
Grahor Rootless , 7 марта 2016 в 21:13
Доходы населения будут сокращаться, но население еще реально очень "богатое" (по соотношению запросы-возможности), так что там подушка достаточная. Единственно власть должна придержать рост цен ЖКХ для предотвращения недовольства. А так - денег на куртку нет - походим в старой, мандарины не купить - на тебе печеньку, помидоры по 300 рубликов за кило - картошкой обойдемся...
35
Мюнхаузен Барон , 7 марта 2016 в 21:13
Странно, но даже при таком безбашенном кремлевском руководстве страна до сих пор держится. При этом люди, реально, настолько деградировали: даже понимая очевидный факт, что Кремль бросил всех в стране на произвол судьбы, они просто приспособились к отсутствию условий для их существования.
А за уралвагонзавод верно сказано: в России абсолютно дохлое машиностроение. Нет своих нормальных современных станков, всё завозится из-за бугра или завозятся импортные комплектующие и собираются тут. Похожая ситуация с инструментом. Не говоря уже о разваленном образовании и науке. В итоге, УВЗ сейчас барахтается с модернизацией древних Т-72. Т-90 оказались никому не нужны, по факту. "Армату", при таких темпах, допилят лет через десять. И стоить она будет, как половина яхты Абрамовича.
26
Grahor Rootless , 7 марта 2016 в 21:23
А главное, никомушеньки Армата не будет нужна. Ну то есть вообще.

Чем хороши советские-российские танки? Двумя вещами: 1) дешево 2) могут надежно работать под управлением полуобученных танкистов и полуобученных механиков.

Отними у танков два этих плюса - и кто ж их купит-то? По всем остальным характеристикам они просто отстают.
4
Gabdulla Isakaev , 9 марта 2016 в 13:09
Дёшево и надёжно в отношении танков - незлободневно уже около полвека. Воевать-то ими против кого? Против тех, кто оружие себе добывает в ходе боёв? Возможно. Как это происходит в Сирии. А реально: `Буря в пустыне` - наглядно показала, что эти игрушки существуют только для абсолютно бездарных и тупых агрессивных вождей и таких же их военноначальников. Те, кто отягощён знаниями о современных вооружениях, не может всерьёз восприинимать уралвагонзаводы и их начальников.
3
Grahor Rootless , 10 марта 2016 в 21:16
"Воевать-то ими против кого?"

Против своего же народа, разумеется, и против таких же диких соседей. Тут равных нет.
-2
Руслан Шевченко , 11 марта 2016 в 12:21
А слабо провести анализ эффективности ведения американцами боевых действий с применением танков???
3
al bak , 11 марта 2016 в 13:02
На западе танки с 40 годов - это пушки самоходные, вспомогательное снаряжение, не более того. Если нет превосходства в воздухе и нет превосходства в управляемых ракетах, то с воздуха и ракетами сожгут любые танки. Нельзя защитить крышку верхнего люка в танке. Нельзя защитить танк от подрыва мощной управляемой бомбы рядом с танком.
2
sova sova , 11 марта 2016 в 13:06
Руслан Шевченко , 11 марта 2016 в 12:21
А слабо провести анализ эффективности ведения американцами боевых действий с применением танков???
*************
Руслан. Вы вбрасываете на вентилятор кусок дерьма и потом за него не отвечаете. Я правильно делаю вывод - вам на вопросы отвечать слабо?
Я спрашивала:
1. Где у Моторыла, у Гиркина и прочих ерофеевых с подельниками "дом родной", который они "защищают"?
2. За 5 лет американцы "выкрали" пятерых россиян, вывезли их в Америку и там не то пытают (пончиками?)), не то просто над ними издеваются. Перечислите пожалуйста поименно, кого именно они "выкрали"?
35
Big Sur , 7 марта 2016 в 21:38
Наталья Зубаревич
В 2016 году мы начнем рубить оборонные расходы. Это признак вменяемости власти, значит она понимает, что риски становятся чудовищными.
--------
Это признак не столько вменяемости власти, сколько запоздалое пробуждение у этой самой власти некоего подобия инстикта самосохранения. Вменяемая власть является как правило подотчетной и сменяемой, что собственно обеспечивает вменяемость, и ведет она себя намного более рационально.
35
Berty V , 7 марта 2016 в 21:43
Наталью Зубаревич всегда приятно читать и слушать.
Она точно ухватила итог этого кризиса - деградация.
А я скажу, что это была и есть сокровенная цель ПЖиВ. Именно этого они 16 лет добиваются, планомерно выталкивая лучших, убивая тех из них, кто не желает уезжать, маргинализируя оставшихся.
Успехи их вполне неплохие: 9/10 как звери готовы уничтожить сильную женщину в тюрьме за то, что отказалась сдавать родину врагу; 3/4 любят диктатора и мечтают о Гулаге, где вертухаями будут именно они.
-37
Анатолий Беднов , 7 марта 2016 в 22:15
мандарины не купить - на тебе печеньку,
-------------

Кто-то упорно мечтает о печеньках. Импортных, гуманитарных, которых на площади раздавать будут...
2
al bak , 11 марта 2016 в 13:04
Ну да, сейчас прям побежим печь отечественные печеньки, что будут стоить как импортные торты.
2
sova sova , 11 марта 2016 в 15:15
Анатолий Беднов , 7 марта 2016 в 22:15
... Кто-то упорно мечтает о печеньках. Импортных, гуманитарных, которых на площади раздавать будут...
************
)) На настоящем, наконец-то, масле! Не пальмовом!))
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама