Расследования / Выпуск № 58 от 28 мая 2012

70683 Испытание «Нерпой»

По чьей вине погибли члены сдаточной команды подводной лодки и почему за это должны быть наказаны невиновные

26.05.2012

Петр Саруханов — «Новая» С конца октября 2008 года атомная подводная лодка «Нерпа» проходила заводские ходовые испытания в Японском море. На борту находились 73 члена экипажа, представители военной приемки и специалисты ВПК — всего более 200 человек.

8 ноября в 15.00 в соответствии с суточным планом флота и планом проведения испытаний «Нерпа» погрузилась на перископную глубину для настройки комплекса радиоразведки «Ирбис».

В 17.50 объявлена боевая готовность, лодка готовится лечь на обратный курс, должна заступить на вахту вторая смена.

В 17 часов 54 минут 10 секунд во втором отсеке прозвучал ревун (сигнальное устройство с характерным тембром звучания), а через несколько секунд из распылителей противопожарной системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) во 2-й отсек начал поступать ядовитый огнегаситель.

фото РИА Новости

Авария.

Как они спасались

…Все находившиеся во втором отсеке мгновенно почувствовали резкий едкий запах. Под воздействием испаряющейся жидкости люди теряли сознание после нескольких вздохов. По словам очевидцев, огнегаситель разъедал пластмассу приборов и подошвы обуви. Впоследствии у пострадавших диагностированы различные формы отравления, в том числе токсическая кома. Через три дня после аварии химический анализ покажет, что резервуары ЛОХ были заправлены ЯДОВИТОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ — смесью, состоящей из 34% хладона и 66% тетрахлорэтилена.

Справочно. Физико-химическая экспертиза, проведенная Курчатовским институтом, рассчитала концентрацию поступившей в отсек смеси: по хладону — 1780 ПДК, по тетрахлорэтилену — 33 400 ПДК. Эта же экспертиза определила динамику заполнения отсека парами компонентов смеси: пары малотоксичного хладона сконцентрировались вблизи пола отсека, тогда как на высоте человеческого роста (1,7—1,8 метра) отсек оказался заполнен преимущественно парами тетрахлорэтилена. За несколько минут на высоте 20—40 см от поверхности испарения жидкой смеси содержание кислорода снизилось в воздухе с 21% до пороговых 12%. Специалисты Курчатовского института пришли к выводу: надышавшись токсичными парами тетрахлорэтилена, люди падали без сознания и умирали от нехватки кислорода (удушья).

Нештатная ситуация осложнялась тем, что второй отсек — жилой, на момент аварии в нем находились 116 человек. Более того, в этом отсеке расположен главный командный пункт корабля.

Командир Дмитрий Лаврентьев голосом объявил аварийную тревогу, дал команду на всплытие и сконцентрировался на пультах управления. Сложнейший маневр «Нерпа» выполнила за три минуты. Только после этого Лаврентьев, почувствовав головокружение, включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат). С момента объявления аварийной тревоги (и даже раньше — как только огнегаситель пошел в отсек) экипаж «Нерпы» начал действовать в соответствии с корабельным расписанием по борьбе за живучесть. Но во 2-м отсеке находилось много гражданских специалистов. Они не обладали навыками экипажа, доведенными до автоматизма. Не у всех были на себе ПДА (портативный дыхательный аппарат), а у многих они были неисправны. Именно поэтому 17 из 20 погибших — гражданские.

После всплытия командир Лаврентьев отправляет донесение на командный пункт ТОФа, формирует из членов экипажа аварийные партии в составе 2—3 человек и организует эвакуационный поток. Начальник медицинской службы капитан м/с Иванов развернул пост медицинской помощи. Перемещаясь по всем палубам 2-го отсека, он включал людей в ПДА и помогал эвакуировать находящихся в бессознательном состоянии. Сам потерял сознание, очнулся в 3-м отсеке, вернулся во 2-й, продолжил оказывать медицинскую помощь, в том числе сердечно-легочную реанимацию… Весь экипаж Лаврентьева безукоризненно выполнил все требования по борьбе за живучесть и предотвратил массовую гибель людей и корабля. 17 подводников впоследствии будут награждены государственными наградами. Трое — посмертно.

 

Почему именно Гробов

9 ноября «Нерпа» вернулась в основной пункт базирования. На берегу в числе встречающих находились сотрудники ФСБ — Морозов и Балябис. Двух членов экипажа — матроса-контрактника Гробова и командира трюмного отделения Васильева — задержали, отобрали документы со словами: «В тюрьме они вам больше не понадобятся» и увезли в неизвестном направлении. Через сутки Васильева отпустили. Ну а матрос Гробов подписал признательные показания (1).

Командир Дмитрий Лаврентьев и матрос Дмитрий Гробов после суда/ фото РИА Новости

Тут надо объяснить, почему именно Гробов и Васильев.

За всю историю ВМФ не зафиксировано НИ ОДНОГО случая несанкционированного срабатывания противопожарной системы ЛОХ. И только в 2008-м однотипные нештатные ситуации с ЛОХ происходят сразу на двух лодках — на АПЛ «Юрий Долгорукий» и на «Нерпе».

Именно на этих лодках была установлена новая компьютеризированная система управления общекорабельными системами СУ ОКС «Молибден».

«Молибден» представляет собой компьютер, состоящий из двух центральных стоек в главном командном пункте корабля. Они соединены с несколькими выносными компьютерами — отсечными стойками, находящимися, соответственно, в каждом отсеке. Со всех этих стоек оператор может ввести команду на запуск какого-либо устройства или механизма и отследить его состояние. Для этого на каждой стойке имеется клавиатура и монитор.

На обеих центральных стойках «Молибдена» имеются регистраторы событий, фиксирующие введенные в систему команды.

…9 ноября на АПЛ «Нерпа» поднялись сотрудники ФСБ, военные следователи и представители промышленности — специалисты НПО «Аврора» (предприятие—разработчик программного обеспечения «Молибдена»). Следователи совместно со специалистами «Авроры» Луковым и Блиновым изъяли регистратор почему-то только с одной из двух центральных стоек. Сотрудники НПО «Аврора» скопировали информацию с этого регистратора, обработали ее и представили в виде распечатки следствию. Из этой распечатки следовало, что команда на активацию ЛОХ была подана 8 ноября в 17.54 с отсечной стойки 7МО2-21 системы «Молибден», расположенной на 2-й палубе 2-го отсека. Именно в этот момент на 2-й палубе 2-го отсека командир трюмного отделения Васильев принимал вахту у матроса Гробова.

Я хочу акцентировать: следствие вышло на подводников Гробова и Васильева с помощью специалистов НПО «Аврора». Но очевидно, что именно НПО «Аврора» было заинтересовано, чтобы причиной аварии на «Нерпе» оказался «человеческий фактор». 9 ноября сотрудники НПО «Аврора», возможно, единственные, знали о том, что на АПЛ «Юрий Долгорукий» несанкционированно (то есть при отсутствии человеческого фактора) и абсолютно аналогичным образом, по одному алгоритму (подача огнегасителя из резервуаров трех отсеков в один), сработала система ЛОХ. Сработала не один раз. Трижды!

На «Юрии Долгоруком» фактической подачи огнегасителя в отсек не произошло по чистой случайности: в связи с ремонтно-наладочными работами были закрыты все ручные клапаны. Причины несанкционированного срабатывания ЛОХ не известны до сих пор, но специалисты НПО «Аврора» установили так называемые «программные ловушки». После чего нештатные ситуации не повторялись.

ВАЖНО. Ни проектант-разработчик «Молибдена» (санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), ни НПО «Аврора» не проверили надежность и не установили «программные ловушки» на другом своем заказе — АПЛ «Нерпа». Завод-изготовитель «Нерпы», представители флота, экипаж лодки и непосредственно следствие узнали об истории с АПЛ «Юрий Долгорукий» спустя три дня после трагедии 8 ноября.

К тому моменту сотрудники ФСБ уже получили от матроса Гробова показания: «…будучи необученным и не обладая знаниями… путем произвольного нажатия на клавиши отсечного пульта управления общекорабельными системами 7МО2-21, расположенного на 2-й палубе 2-го отсека подводной лодки, сформировал и активировал команду на срабатывание системы аварийного пожаротушения ЛОХ...»

 

Алгоритм команды

…Вообще-то на момент аварии старшина 2-го класса Дмитрий Михайлович Гробов являлся профессиональным подводником с шестилетним стажем, нареканий по службе не имел. Судя по его секретной тетради (ведутся членами экипажа при испытании нового вооружения и военной техники), Гробов прекрасно понимал назначение отсечного пульта управления 7МО2-21 и знал, что с него можно запустить ЛОХ. Но код команды не знал и практических навыков по эксплуатации 7МО2-21 не имел. Более того, командир Лаврентьев утвердил инструкцию, по сути, запрещающую использовать отсечные пульты для активации системы пожаротушения. Подать огнегаситель в отсеки на «Нерпе» разрешалось только «по старинке»: с центрального отсека и вручную. Последнему способу были обучены все члены экипажа. Это — азы Руководства по борьбе за живучесть.

Алгоритм команды на подачу огнегасителя состоял из 12 знаков. То есть, по версии следствия, матрос Гробов случайно нажал 12 клавиш в правильной последовательности? Тот факт, что Гробов не мог активировать ЛОХ, докажет и следственный эксперимент. Цитирую протокол проверки показаний на месте от 14.11.2008: «…По пояснению Гробова Д.М., после того как он <ввел команду и> нажал кнопку «Интер» («Enter». — Е. М.), он услышал звук ревуна… Специалисту предложено сделать свое суждение относительно выполненных Гробовым манипуляций...  Специалист пояснил, что произведенные Гробовым манипуляции на клавиатуре отсечного прибора управления ОКС «Молибден» к подаче огнегасителя во второй отсек из трех станций системы «ЛОХ» привести не могли… Команда на подачу огнегасителя в отсек подается кнопкой «Плюс» и нажатием иных кнопок команда на подачу огнегасителя не выполняется…»

В уголовном деле по «Нерпе» есть принудительная судебно-психиатрическая экспертиза, констатировавшая вменяемость матроса Гробова. Но в этом деле нет экспертизы по отпечаткам пальцев с клавиатуры отсечной стойки управления.

И еще. Рядом с отсечной стойкой 7МО2-21 находятся два из трех туалетов на лодке. В силу многочисленности сдаточной команды, около туалетов ВСЕГДА были люди. Следствие легко нашло десяток свидетелей. Непосредственно перед аварией свидетель Юрин находился на 3-й палубе 2-го отсека и видел Дмитрия Гробова, стоящего у шахты выдвижных устройств, а не у стойки 7МО2-21. Непосредственно перед аварией свидетель Куренько наблюдал в перископ и, услышав звук ревуна, посмотрел вниз, полагая, что перекрутился кабель. Он никого не увидел у стойки 7МО2-21. Свидетель Рогозин находился в каюте, дверь которой расположена непосредственно рядом с отсечной стойкой. В каюту он пришел буквально за 2 минуты до начала аварии. Услышал звук ревуна, вышел из каюты — никого не увидел. На суде представитель обвинения заявит, что ревун срабатывает через 4 секунды после запуска системы пожаротушения. Это не так. Ревун срабатывает моментально. В момент срабатывания ревуна у стойки 7МО2-21 непременно стоял бы человек, запустивший ЛОХ. Если, конечно, это вообще был человек…

 

Нечеловеческий фактор

История проекта «Нерпы» — это история ужасающего бардака и коррупции. К 2004 году стало окончательно понятно, что в сроки контракта с индийскими ВМС (2) российская сторона явно не укладывается. Поэтому руководством российского агентства по судостроению и управлением кораблестроения ВМФ было принято совместное решение № 702.2.1069 от 19 мая 2004 года. Этим решением целому ряду опытных (то есть не имеющих аналогов) технических систем, установленных на «Нерпе» (3), была присвоена литера «01» (серийный). В том числе литера «01» была присвоена и СУ ОКС «Молибден». Именно по этой причине «Молибден» НЕ ПРОХОДИЛА межведомственных испытаний, на которых выявляют и устраняют недоработки опытных образцов.

фото РИА Новости

В 2005 году командиром экипажа строящейся «Нерпы» назначен военный педант Дмитрий Лаврентьев. Он полностью укомплектовывает экипаж и гоняет его нещадно. В конце сентября 2006 года «Нерпу» отбуксировали в транспортном спусковом доке на завод судового оборудования «Восток» в г. Большой Камень. Своим ходом лодка идти не может, ее достраивают буквально на ходу. Весь последующий год на «Востоке» идут монтажные раб оты, приказ о формировании сдаточной команды и начале первых (швартовых) испытаний подпишут лишь в декабре 2007 года. Сроки контракта окончательно сорваны, средств на строительство АПЛ катастрофически не хватает. Швартовые испытания проходят по июль 2008 года. Швартовое удостоверение по системе ЛОХ будет закрыто формально, поскольку не отвечает требованиям методики испытаний. Так, например, впервые за всю историю отечественного судостроения механизмы системы ЛОХ не имеют «защиты от дураков» (4), а в инструкции по эксплуатации СУ ОКС «Молдибден-И» в части системы ЛОХ полностью отсутствует раздел «Обеспечение безопасности».

 

Программная ловушка

Но самые большие проблемы связаны с некачественным программным обеспечением компьютеризированной системы управления кораблем «Молидбен-И». Уже после закрытия швартовых испытаний — 10 и 18 сентября 2008-го — на «Нерпе» произойдут серьезные сбои в работе «Молибдена». Старший инженер-механик Сазонов напишет руководителю СПМБМ «Малахит» Александрову письмо.

«Мои предложения: исключить дальнейшее использование системы «Молибден-И» данного вида (компьютеризированного) на ВОЕННЫХ ПОДВОДНЫХ лодках (на ДЕЙСТВУЮЩИХ), по причине недоработок… и наличия всех «болезней», присущих компьютеру: способность к «зависанию» при перезагрузках, вводе в работу (долгая «загрузка») и прочее…»

Это письмо поступило в отдел испытаний СПМБМ «Малахит» 27 сентября, а 1 октября Дмитрий Лаврентьев назначен командиром сдаточной команды для проведения заводских ходовых испытаний. На момент начала заводских ходовых испытаний журнал замечаний по системе «Молибден» (5), в который вносились сведения о неисправностях системы, выявленных во время швартовых испытаний (в том числе и о фактах запуска устройств и механизмов корабля БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА), содержал более 50 записей…

 

Как покрывают диверсию

…21 октября 2008 года «Нерпа» выходит в море и… возвращается обратно для починки выявленных неисправностей. 29 октября «Нерпа» снова пытается выйти на испытания и опять вынуждена вернуться на базу: отказали оба компрессора вакуумирования 4-го отсека. Третья попытка закончилась трагедией: 8 ноября произошло несанкционированное срабатывание арматуры системы ЛОХ — точно как на АПЛ «Юрий Долгорукий». Вот только на «Нерпе», помимо всего, резервуары ЛОХ были заправлены некондиционным огнегасителем.

Вообще-то строящаяся по заказу ВМС Индии атомная подводная лодка «Нерпа» — стратегический военный объект. То есть — непосредственная зона ответственности начальника отдела ФСБ России в/ч 36048 (72-я бригада строящихся и ремонтирующихся подводных лодок и непосредственно завод «Восток», на котором заправили ядовитой дрянью резервуары «Нерпы»).

Сотрудник ФСБ, добившийся от матроса Гробова «признательных показаний», и начальник отдела ФСБ в/ч 36048 — это один и тот же человек, капитан 3-го ранга М.Н. Балябис.

…По факту поставки некондиционного огнегасителя уголовное дело выделено в отдельное производство и передано на расследование в ГУВД Комсомольска-на-Амуре. Там оно и похоронено.

фото РИА Новости

Впервые в истории России дело о военной катастрофе на море рассматривал суд присяжных. 14 октября прошлого года присяжные заседатели большинством голосов оправдали матроса Гробова и командира Лаврентьева. Оправдательный приговор похоронил версию о «человеческом факторе» и акцентировал техногенный характер аварии. Что, по большому счету, было понятно всем спецам изначально. Но Индия не отказалась от «Нерпы». Индийцы только потребовали, чтобы именно командир Лаврентьев и его экипаж довели испытания корабля и обучение индийского экипажа до конца.

В начале этого года лодка благополучно совершила переход через два океана и была принята в состав индийских ВМС. На всякий случай система ЛОХ и на «Нерпе», и на всех лодках, на которых установлена СУ ОКС «Молибден», переведена в ручной режим эксплуатации. 

 

Ровно на следующий день после выборов президента России — 5 марта 2012 года — военная прокуратура подала развернутую кассационную жалобу. Автор кассации, прокурор Ф. Мамот, заявил буквально следующее: «Виновных в аварии только двое — Лаврентьев и Гробов. Они ответственны за гибель людей. Решение суда будет обжаловано и будет рассматриваться до тех пор, пока по делу не будет вынесен обвинительный вердикт».

 

P.S. 3 мая военная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор в отношении Гробова и Лаврентьева. Дело направлено на новое рассмотрение, а значит — продолжение следует.

 

 

(1) От этих показаний Гробов отказался, когда сослуживцы и российская флотская общественность нашли матросу деньги на адвоката.

(2) «Нерпу» строили в 10-летний лизинг для Индийского флота.

(3) На лодке установлено 14 опытно-штатных образцов вооружения и военной техники, новейшее ракетное и торпедное оружие. Таким образом, АПЛ К-152 не является серийной, и  аналогичных «Нерпе» лодок в составе российского ВМФ нет.

(4) Пусковые кнопки приборов 7М02  на «Нерпе» были оборудованы прозрачными опломбированными крышками только после трагедии.

(5) Журнал был изъят следователем в качестве вещдока, осмотрен без описания содержащихся в нем записей и в последствии исчез из материалов уголовного дела.  



821 комментарий

0
Николай Павлов , 26 мая 2012 в 21:49
Вот здесь без ЦРУ точно не обошлось.
0
Владимир Углев , 27 мая 2012 в 09:23
Да, ЦРУ под кодовым индексом ФСБ
0
Мужик Из_Питера , 28 мая 2012 в 14:49
Дело "Нерпы" настолько простое, что домохозяйки, бывшие присяжными, спокойно разобрались в этом деле и вынесли безукоризненный вердикт.

Итак, штатный огнегаситель системы ЛОХ - особый хладон чистотой 99,5%. Этот хладон обладает наркотическим действием. Огнетушащая его концентрация в отсеке *не является смертельной*. Если разрядить в отсек его родную станцию ЛОХ, в отсеке никто не умрёт, если там нет пожара. Люди, по какой-то причине не включившиеся в изолирующие противогазы, через некоторое время потеряют сознание, заснув наркотическим сном. Хладон не вытесняет кислород, а только добавляется к воздуху, немного повышая его давление в отсеке. Огнетушащие свойства хладона основаны на его *химическом* действии в точках горения - он является ингибитором горения, антикатализатором.

На "Нерпе" злоумышленники из промышленности заправили систему ЛОХ фальшивым огнегасителем, который на две трети состоял из тетрахлорэтилена, не имеющего к пожаротушению ни малейшего отношения. В те полпроцента допустимых примесей в хладоне тетрахлорэтилен (ядовитый растворитель химчистки) не входит вообще. Его там не должно быть ни грамма.
Оставшуюся треть объёма фальшивого огнегасителя составлял хладон.
0
Мужик Из_Питера , 28 мая 2012 в 14:49
Поскольку хладона в составе фальшивого огнегасителя было бы мало для тушения фактического пожара, возникни он, злоумышленники настроили систему на автоматическую подачу в один отсек адской смеси из трёх станций - из родной станции отсека и из двух станций смежных отсеков.

Расчёт был прост. Если бы случился пожар, никто не стал бы разбираться, от чего именно погибли люди в отсеке. От смертельно ядовитых продуктов горения, от ядовитых продуктов термического разложения хладона, от ядовитого тетрахлорэтилена и ядовитых продуктов его термического разложения или просто мгновенно сгорели заживо.

Людей просто похоронили бы, если бы нашли, а анализы никто не стал бы делать. Зачем? Сгорит дом, кто-нибудь делает анализы, от чего погибли люди в доме?

Анализы стали делать только потому, что люди погибли в отсеке, в котором не было пожара. Погибли тогда, когда все должны были остаться живы.

Если бы в системе был чистый хладон, никто никогда не узнал бы, что система ЛОХ на "Нерпе" самопроизвольно запустилась на тушение пожара, когда пожара не было.

Подобный случай был на К-77, дизельной лодке, когда на неё установили систему ЛОХ, но завод перепутал маркировку клапанов. Тогда пожар был, но из-за ошибочной маркировки ЛОХ запустили на соседний отсек. В этом отсеке все, кто был под воздействием хладона, остались живы, потеряв сознание. И погибли только двое, те, кто в ходе включения в изолирующие аппараты, потеряв сознание, не успели открыть клапана баллонов.

Ни Гробов, ни Лаврентьев абсолютно не виновны и не были бы виновны, даже если бы вдвоём сами в четыре руки запустили тот злосчастный ЛОХ на "Нерпе".
0
Мужик Из_Питера , 28 мая 2012 в 18:31
Действительно, предположим, что сбойная система *НЕ* заправлена огнегасителем и она самопроизвольно сработала. Что произойдёт в отсеке? Раздастся хлопок лопнувших мембран и затем шипение сжатого воздуха, выходящего из форсунок в отсек. Умрут люди в отсеке? Нет, не умрут. А в отсеке немного повысится давление и, может быть, кому-то заложит уши.

Предположим теперь, что сбойная система заправлена штатным огнегасителем и она самопроизвольно сработала. Что произойдёт в отсеке? Хлопнут мембраны, и в отсек с шипением начнёт распыляться легкокипящий хладон, переходящий в газообразное состояние. Умрут люди в отсеке? Нет не умрут, так как промышленность уже поставила такой опыт на живых людях, перепутав маркировку клапанов на подводной лодке К-77 проекта 651. Вынесенные на свежий воздух люди проснулись и пришли в себя.

Предположим теперь, что ситема *НЕ* сбойная, заправлена штатным огнегасителем, но её включает кто-то неосторожный. Умрут люди в отсеке?
Нет, так как свойства огнегасителя не меняются от того, что клапана открыл человек, а не автомат.

Предположим теперь, что систему, заправленную штатным огнегасителем, включили злодеи Гробов и Лаврентьев, сговорившись и нажав правильно все кнопки и введя коды. Умрут люди в отсеке? Нет, не умрут, так как свойства огнегасителя не зависят от степени злодейства операторов.

Предположим теперь, что систему заправили ядом вместо штатного огнегасителя. Умрут люди в отсеке? Да, люди умерли.

От чего умерли люди? От недостатков ситемы? Нет, конечно.
Они умерли от фальшивого огнегасителя.

Вот элементарная логика безоговорочного оправдания и Гробова, и Лаврентьева.
0
Амвросий Ромуальдыч , 28 мая 2012 в 21:14
Отличный анализ.
Как вы полагаете, а чего ради в "особый" хладон был добавлен CCl4? Имеются упоминания, что это вещество тоже используется в огнетушителях (правда, переносных) в качестве агента.
Перепутали агенты при заправке системы ЛОХ? А потом решили не сливать CCl4, а просто долить "особый" хладон по-тихому?
Или диверсия?
0
Амвросий Ромуальдыч , 28 мая 2012 в 21:52
Покровский рассказал. Стоимость - вот причина... Сэкономить решили, наверное.
0
Амвросий Ромуальдыч , 28 мая 2012 в 21:26
Что-то я наврал. Не CCl4 - этот как раз весьма ядовит, а С2Cl4. А этот - жидкий (температура кипения - 121 градус), и вроде не очень ядовитый - гораздо меньше, чем CCl4.
И вообще тогда непонятно - они заливали жидкий растворитель для химчистки в систему пожаротушения...
0
Мужик Из_Питера , 28 мая 2012 в 22:47
CCl4 - это четырёххлористый углерод, растворитель, жидкость с температурой кипения около 80 градусов. Применяется на надводных кораблях в качестве огнетушащего агента, ингибитор горения, значительно дешевле лодочного хладона, ядовит.
На надводных кораблях система пожаротушения с четырёххлористым углеродом так и называется называется -"ингибиторная система".

C2Cl4 - это тетрахлорэтилен, растворитель, жидкость с температурой кипения около 120 градусов, ядовит. Как огнетушащее средство не применяется. Дёшев. Класс опасности 2 или 3 по разным источникам.

C2Br2F4 - это лодочный хладон, тетрафтордибромэтан, высокоэффективный ингибитор объёмного горения, весьма дорогая жидкость с температурой кипения что-то около 40-50 градусов. Имеет 4 класс опасности, самый низкий, как у бензина.
Применяется почти исключительно как огнетушащий агент, но иногда и как растворитель в производстве радиоэлектронных компонентов. Я сказал "особый" хладон просто потому, что хладоны - это целый класс различных веществ.

Лодочный фреон и лодочный хладон - это синонимы. Вещество одно и то же, тетрафтордибромэтан. В Сети полно информации о нём.

Если бы в систему ЛОХ заправили смесь четырёххлористого углерода и хладона, такую манипуляцию можно было бы хоть как-то объяснить с пожарно-технической точки зрения.

Но замена двух третей хладона на тетрахлорэтилен, тяжелокипящий ядовитый растворитель, не применяемый в пожаротушении, не лезет ни в какие ворота.

Чистая нажива без оглядки на возможные последствия.
0
Мужик Из_Питера , 28 мая 2012 в 23:46
Тетрахлорэтилен изредка применяется в медицине в микродозах как глистогонное средство под названием "четырёххлористый этилен".

Техника безопасности его применения считается сложной, а риск смертельным.

Принимают его или в герметичных капсулах, или обязательно смешав с водой, чтобы полностью исключить попадание даже мелких его капелек в дыхательные пути.

Капельно-жидкий тетрахлорэтилен, попавший в дыхательные пути в микродозах, вызывает коллапс и, если не принять немедленные меры, смерть больного.

А на "Нерпе" эта тяжелокипящая жидкость сотнями килограммов распылялась через форсунки в атмосферу отсека.

Насыщенные пары тетрахлорэтилена, жидкая фаза в виде аэрозолей, вдыхавшихся людьми, и потоки жидкого тетрахлорэтилена по переборкам, так как ему уже некуда было испаряться.

Все эти программные заморочки с Молибденом - это одно.

Но то, что Молибден был настроен на подачу фальшивого огнегасителя из трёх станций в один отсек - это несколько другое.

Только выдавив три станции в один горящий отсек, можно было бы *формально* создать в отсеке одну огнетушащую концентрацию хладона.

Никто же не знает, как поведёт себя легкокипящий хладон в такой бедной смеси с высококипящим тетрахлорэтиленом.

Мне почему-то кажется, что хладон просто остался бы растворённым в холодном тетрахлорэтилене, полностью потеряв
свои огнетушащие свойства.

Это нужно проверять.
0
Мужик Из_Питера , 29 мая 2012 в 12:37
Эта проверка может только усугубить вину тех, кто изготовил, принял и заправил в систему фальшивый огнегаситель, принял заправленную систему и подписал удостоверение (построечное, видимо).

И, безусловно, следует тщательнейшим образом расследовать факт тройного автоматического расхода фальшивого огнегасителя на один отсек.

Как говорится, и дураку понятно, что хладон, разбавленный втрое, лучше тушить пожар не будет.

А то, что именно разбавитель погубил людей, уже доказано в суде.
0
Александр _Покровский , 29 мая 2012 в 14:14
Тут, честно говоря, давно пахнет диверсией. Мне по большому секрету сказали, что "Нерпа" предназначалась Китаю, а потом Индия перебила. И второй корпус "Нерпы" тоже должен был отйти Китаю, и опять Индия перебила. А потом и совсем начали говорить, что фалльшивый фреон через сеть подставных фирм поставили из Китая. Даже не знаю что и думать.
Конечно, наш бардак никакому Китаю и не снился, но...
где-то у нас, помнится, была еще контрразведка.
Интересно было бы услышать их мнение
0
Мужик Из_Питера , 29 мая 2012 в 15:07
>фалльшивый фреон

О фальшивом *фреоне* впервые слышу.

Или уже есть анализ образцов фреона, который потом пошёл на изготовление фальшивого огнегасителя?

То есть, в фальшивом огнегасителе ещё и сам фреон был фальшивым, так что ли?

Что касается Китая, Индии, США, Израиля, Франции, Великобритании, Украины, Турции, Ирана, Ирака, разведки и контрразведки, то эта область дела действительно является совсекретной без всяких натяжек...

Так что я не стал бы проявлять к ней никакого интереса при полной очевидности дела Гробова и Лаврентьева.

Эти мужики не виноваты в смерти людей на "Нерпе".
Мне этого достаточно.

А прокуратура могла обжаловать приговор только из-за того, что по результатам суда не было, насколько мне известно, никаких частных определений.

Может быть, повторный суд как раз и доведёт дело до конца в этой части.

Иначе фальшивый огнегаситель, обнаруженный на атомной подводной лодке, построенной в России, повиснет не на злодеях, а на России.

Трудно заподозрить, что российское руководство желает именно этого.
0
Александр _Покровский , 29 мая 2012 в 17:56
Под "фальшивым фреоном" я понимю смесь 34% фореона и 66% тетрахлоэтилена. Надо было написать в кавычках.
Вы правы, именно на России этот фреон и должен был повиснуть. Но - похоже Лаврентьев помешал кому-то. Иначе этот приступ зоологической к нему ненависти со стороны прокуратуры трудно объяснить.
0
Мужик Из_Питера , 29 мая 2012 в 14:25
Я уже упоминал, что лодочный хладон имеет наркотические свойства,

И я даже слышал, что ушлые судостроители якобы ухитрялись им как-то опохмеляться. В Советском Союзе.

Баллоны станций ЛОХ, будто бы, имеют двойные стенки на тот случай, чтобы, просверлив первую стенку, дилетант подумал, что баллон пустой, и не портил бы дальше противопожарное оборудование.

Так ли это на самом деле, не знаю. Но слышал я этот рассказ именно от заведующего системой ЛОХ на нашей лодке. Я прослужил на атомных подводных лодках восемь лет, если кого-то интересует моя биография в этой части. С 1969 по 1977 год. В офицерских должностях.

В те годы моему однокласснику повезло оказаться прямо под форсункой ЛОХ при даче хладона в отсек. Он стряхнул со своей подмоченной замёрзшей плеши капли хладона, включился в ПДУ и здравствует до сих пор.
0
Валерий КОРОЛЮК , 1 июня 2012 в 06:10
«Прогресс Приморья», № 13 (126) от 07.04.2011 г.:

"Нерпой" — по "Чакре"!
Военная прокуратура сдержанно рапортовала на прошлой неделе о нахождении виновников недавней трагедии АПЛ "Нерпа" (см. стр. 9). Можно бы теперь сложить руки и успокоиться... да вот как-то подрастеряли наши правоохранители доверие за последние годы. А что, если не все в этой истории — случайность? Представьте хотя бы на мгновение, что в ноябре 2008-го ЧП не случилось — и что произошло бы далее?
Скорее всего, до конца года завод сумел бы ударно сдать лодку, по весне ее радостно передали бы индийцам, и уже в мае-июне 2009-го они ушли бы на ней в свой, Индийский океан... Однако неизрасходованный 8 ноября тетрахлорэтилен (вместо фреона) в баллонах остался бы тем же, автоматический комплекс "Молибден-И" — запрограммирован так же, а индийский матрос отличается от нашего только тем, что верит в реинкарнацию... Да и в матросе ли дело?
И вот, не позже августа (вечно у нас в этом месяце все случается) 2009 г. мир потрясает известие почище "Курска": из рядового похода не вернулась полученная от РФ в аренду на 10 лет ПЛА "Чакра-2", со 150 индийцами на борту (73 — основной экипаж + "отрабатывающиеся" на ней дублеры и представители штаба). Лодка не вышла вовремя на связь, и точное местонахождение ее (а также причины ЧП) теперь никогда и никому (!) не станут известны... Вероятность именно такого развития событий (при наличии исходных условий) — все 98% (2% здесь — не более, чем "поправка на ветер").
Попробуйте угадать: как в этой ситуации будут выглядеть Россия и ее доблестный ВПК? И какова дальнейшая судьба прочих российско-индийских контрактов (при том, что Индия теперь, после потери Ливии, является самым крупным покупателем нашего оружия)?
А самое главное, уж простите вы мне мою застарелую паранойю — кто опять нагрел на этом руки или проколол себе дырку для ордена?
0
Валерий КОРОЛЮК , 1 июня 2012 в 06:11
Возможно, случайно произошло именно в тот момент в Японском море включение ЛОХ, случайным было такое скопление людей в одном отсеке, случайно спасли корабль и т.д., и т.п. Но! НЕ случайна уникальная модификация "И" системы "Молибден" ("индийцы настояли"?). НЕ случаен состав газа, закачанного в баллоны ЛОХ вместо давно не выпускаемого нашей страной штатного фреона (какой же страной он выпущен?). НЕ случайна и подача газа во 2-й отсек (самый "густонаселенный" и, к тому же, включающий в себя ГКП) сразу из трех точек, с тройной "гарантией". НЕ случайно даже то, что индийцы несколько лет до этого трубили о "Чакре", а наши военные эту "информацию не подтверждали" и всячески открещивались от привязки российско-индийского контракта к конкретной лодке.
И как все это стыкуется с нашей дальней перспективой? С позиций развития (точнее — разрушения) российско-индийских отношений? Ведь тогда получается, что и изначально все было направлено... против индийских (на лодке Индией предполагается отрабатывать экипажи для строящихся атомоходов), а не наших подводников (они просто раньше времени под руку подвернулись, именно — случайно)?
И "Чакра" тогда — это несостоявшийся индийский гибрид "Вильгельма Густлофа" и "Наутилуса"?
0
Александр _Покровский , 1 июня 2012 в 10:04
Верно, уморили бы индусов.
0
Михаил Горшенин , 12 августа 2012 в 17:27
До сих пор специалисты форума не назвали правильное название не хладона (это в СКВ ПЛ), а огнегасящего вещества.
0
Мужик Из_Питера , 14 августа 2012 в 00:05
>не назвали правильное название...

Так назовите сами, в чём проблема?

Штатное огнегасящее вещество системы ЛОХ - хладон 114B2, он же фреон 114B2, он же тетрафтордибромэтан, он же дибромтетрафторэтан, он же галон 2402, он же хладон R114B2.

Это всё разные названия одного и того же вещества, которое идёт чистотой не хуже 99,5%, если свежее, а не регенерированное. В нём допускаются примеси только фтор- и бромсодержащих веществ, но не хлорсодержащих.
0
Игорь Курдин , 28 мая 2012 в 18:20
И еще без МОССАДА, РУМЫНСКОЙ СИГУРАНЦЫ и т.д.....
0
Мужик Из_Питера , 2 июня 2012 в 11:58
ЦРУ сейчас сидит на своей заднице ровно, извините, и с интересом смотрит, как СМИ всё глубже вязнут в ГОСТах, пытаясь на ходу разобраться в литерах П, Э, Т, О, О1, О2, А, Б, присваиваемых конструкторской документации в соответствии, например, с документом http://www.vashdom.ru/gost/2_1...

Люди на "Нерпе" погибли не от литер, не от сбоев, не от разгильдяйства, не от нажатия каких-то кнопок, не от бардака в стране, не от ... ещё всяких других причин,
а, просто-напросто, от воздействия фальшивого огнегасителя.

Молибден, его сбои и программные заглушки, система разработки и постановки на производство, приёмо-сдаточные испытания, нарушения требований документов по отработке задач боевой подготовки - всё это предмет для частных определений, которые должны были быть вынесены судом.

8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа" не было события преступления, приведшего к гибели 20 испытателей. Это преступление совершено значительно раньше и без участия моряков экипажа Лаврентьева и самого Лаврентьева. Это преступление - подмена штатного огнегасителя фальшивым ядовитым, неспособным тушить пожар.

У Лаврентьева и Гробова абсолютное алиби по названному преступлению.
0
Мужик Из_Питера , 2 июня 2012 в 12:33
Названное преступление тоже расследуется, его расследование было выделено в отдельное производство и передано милиции Комсомольска-на-Амуре, которая за это время успела стать полицией.

Без частного определения суда по делу Гробова и Лаврентьева трудно ожидать, что дело о хищении хладона как-то переквалифицируют и вернут по подследственности ФСБ.

Ценой жизни 20 испытателей, на атомной подводной лодке, построенной в России для передачи в лизинг Индии, в системе пожаротушения обнаружен
фальшивый ядовитый огнегаситель, неспособный тушить пожар.

Шутки шутим, господа хорошие?

Гробов и Лаврентьев присяжными оправданы. Но присяжным никто не задавал вопрос о направлениях дальнейшего поиска виновных в трагедии. Эти направления должны были быть обозначены судом в частных определениях.

Естественно, прокуратура в секретном порядке опротестовала приговор.

Мы же не знаем, что именно написано в секретном документе, каковы действительные мотивы прокуратуры. А прокурор Коломиец не имеет права разглашать секретный документ даже намёками.

Поэтому я бы посоветовал без истерик дождаться повторного суда и дать суду возможность спокойно повторно оправдать моряков и принять все недостающие решения по делу Гробова и Лаврентьева.
0
Александр _Покровский , 3 июня 2012 в 19:26
Думаю, дождемся второго суда. Вот только дело с "фальшивым фреоном", похоже, развалили - концов нет. Никого никто найти не может.
Ищут ли? Говорят, что весьма неохотно.
0
Andrey Kuznetsov , 9 июня 2012 в 09:32
"Люди на "Нерпе" погибли ... не от разгильдяйства, не от бардака в стране ..."
Уважаемый Офицер-подводник (после прочтения Ваших текстов, "рука" не поворачивается обратиться к Вам "Мужик ..."), позвольте считать Ваше "вышеприведенное" мнение о возможных причинах трагедии опечаткой: ни за что не поверю, что человек с Вашей рассудительностью не понимает, что ПРИЧИНОЙ "сбоев", "разгильдяйства", "нажатия каких-то кнопок", а также (добавлю от себя) диверсий, является именно "бардак в стране"! Без ЭТОГО бардака " ... подмена штатного огнегасителя фальшивым ядовитым ..." НЕВОЗМОЖНА!
0
Vadim Kirov , 13 июня 2012 в 15:19
Ув. Александр Покровский...
Статья, без сомнения, написана толково, со знанием дела...НО, я бы не согласился с утверждением, что командир корабля Дмитрий Лаврентьев так уж и не виноват ( матроса Гробова, скорей всего, оправдают, т.к. доказательств его вины нет)...
Так вот, я бы не согласился, что командир Лаврентьев не виноват в происшедшей трагедии со смертельным исходом для 20 членов экипажа корабля...и вот почему...
Зная не по наслышке процесс испытания АПЛ и даже подобного проекта, участвуя сам непосредственно, скажу со всей ответственностью...просто так на борт корабля фальшивый "хладон" никогда бы не попал...от поступления на склад завода и до заполнения системы ЛОХ корабля, хладон проходит множество ступеней контроля и всегда с предьявлением лабораторного анализа...это аксиома...При любом развале производства, я уверен, никто не возьмёт на себя ответственность за некондиционный хладон...начиная от работника отдела снабжения и кончая военпредом...
Далее, в процессе испытаний корабля...при смотре корабля бригадой перед выходом в море: лабораторные анализы, в том числе бак-анализ, гидравлики, ЛОХ - на стол... смотр корабля аварийно-спасательной службой Флота перед выходом в море - анализы на стол, это первейшее... роспись пункта журнала подготовки корабля к выходу в море - анализы предьявляют сдаточный механик и начальник испытательной партии, пункт расписывает командир БЧ-5...заметьте, представитель Флота...И всё тихо и спокойно, корабль без замечаний допускается к выходу в море...а потом оказывается, что система ЛОХ заполнена ядовитым, некондиционным хладоном...
0
Михаил Иванов , 22 августа 2012 в 00:57
Ув.Vadim Kirov.Если такой фреон кто то провез из за границы (а поставки на АПЛ контролируются ФСБ) , то экипаж с береговой лаборатории получил все анализы с "нужными " цифрами и проверить самостоятельно не мог.Или вы не служили ,или у вас у самого рыльце в пушку........Во всей этой истории роль ФСБ очевидна.
0
Александр Степаненко , 26 мая 2012 в 22:51
судить, сажать, стрелять блядей надо!!!
Всех, кто принимал участие в так называемом расследовании, кто "потерял" вещьдоки, кто разрешил ставить ЛОХа на подлотку и т/д. ....
Главнокомандующий, сука, просрал, проебал! ВМФ!, ВВС! всю оборонку! Блядина! Хуже Сталина!
0
Сергей Золовкин , 27 мая 2012 в 00:58
Ув. Александр Степаненко, градус эмоций иных Ваших высказываний перехлестывает все дозволенные в приличном обществе нормы. Хочется верить, что это от возбудимости неравнодушной натуры, а не в провокативных целях. Ибо, немалое число Ваших высказываний подставляет не только Вас (хотя, судя по всему, уже почти три сотни Ваших комментов отправлено из-за границы РФ), но и издание, позволяющее столь яростные, а то и нецензурные проклятия обнародовать. Модератор.
0
Vladimir Karakoulidis , 27 мая 2012 в 19:08
"...говорят, что в Ейске уже по-европейски- свобода слова, если это мат..." -В.Высоцкий
0
Игорь Курдин , 28 мая 2012 в 01:12
Даже я не ожидал от Елены такого толковго и внятного расследования. Просто МОЛОДЕЦ!!!
И еще. Мы перенаправили эту статью куда только можно - пусь ее прочитют ВСЕ. И те,кто будет ПРИСЯЖНЫМИ на следующем суде! А господину МОДЕРАТОРУ пора и власть употребить убрав отсюда всех нервных и провокаторов
0
Олег Дамаскин , 28 мая 2012 в 05:31
5 апреля 2012 Елену Милашину избили в подмосковной Балашихе.
0
Сергей Золовкин , 28 мая 2012 в 10:33
Ув. Игорь Курдин, чуть ли не ежедневно вынуждены банить и провокаторов, и ксенофобов, и просто толстых троллей... Но, как правило, после предупреждений. Исчерпав менее радикальные средства. Так что, процесс идет, не волнуйтесь)))) Модератор.
0
Федор Никитин , 28 мая 2012 в 11:12
Сергей, а Вы не можете разработать, систему комментариев как например в газете "Ведомости", чтобы читатели могли знаками + и - выражать своё отношение к комментариям??
0
Сергей Золовкин , 28 мая 2012 в 11:56
Интересное предложение, ув. Федор. Спасибо! Передам разработчикам.
0
Ирина Стрекоза , 28 мая 2012 в 15:00
Сергей, и уж если Вы принимаете предложения для разработчиков.
А можно ли было бы создать некий профиль пользователя? Чтобы было видно, когда зарегистрировал аккаунт, сколько у него комментов.
Например, если пользователь зарегистрирован 15 мин. назад, у него единственный комментарий, и весь исходит злобой - так ведь ясно кто это))))
0
Сергей Золовкин , 28 мая 2012 в 15:05
Это есть, уважаемая Ирина. И не только это. Ориентируемся на подобные входящие непременно.
0
Ирина Стрекоза , 28 мая 2012 в 15:22
Так я про нас! Чтобы нам тоже видно было!
0
Сергей Якушев , 14 декабря 2012 в 10:05
Вот только про Сталина не надо. Он создал самый сильный, мобильный и многочисленный подводный флот в мире. И это не я сказал, а офицер разведки штаба флота Её Величества в 39-ом году. Сегодня США ПЫТАЕТСЯ выйти на этот уровень! И ФСБ ругать не надо и ВМФ, милицию, прокуратуру, уголовный розыск. Это наши "выродки" их спасать и лечить надо, ради нас самих-же.
0
андрей матвеев , 26 мая 2012 в 22:57
точняк госдеп подстроил
0
Reggie Gabr , 28 мая 2012 в 06:22
Да, точно..у нас все замыслили...ну а Дискавери и все другие трагедии НАСА это наверное СовДеп ...а может вы и в самом деле прикалываетесь...тогда в точку
0
Александр Степаненко , 26 мая 2012 в 23:14
Вы знаете, как я вас уважаю, дорогой модератор... Не нашел я в нашем богатом русском языке других слов... и потом, лопату называют лопатой..
Статья 11
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
Вот только не надо путать Закон и Беззаконие, у нас не суды, а узаконенная бандгруппировка
цитата:... Тридцать лет с лишним — без выходных, каникул и праздников — они изо дня в день существовали удивительной жизнью, которая полностью, всецело, тотально состояла из лжи, вероломства, обмана, интриг, корыстного доносительства, всеобщего предательства, обязательного лицемерия, льстивого криводушия, лакейской униженности и палаческой безжалостности. И усвоили, как «Отче наш»: любой человеческий поступок, любое нормальное душевное проявление караются тюрьмой и смертью.....
братья Вайнеры
0
Михаил Михайлов , 27 мая 2012 в 00:06
Очень бы хотелось услышать мнение о написанном в статье специалиста - г-на Покровского, тем более что он, если мне не изменяет память, некоторым образом химик. Однако, пока его нет, я осмелюсь сделать два дилетантских замечания. Первое - автору статьи. Автор пишет:"Через три дня после аварии химический анализ покажет, что резервуары ЛОХ были заправлены ЯДОВИТОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ — смесью, состоящей из 34% хладона и 66% тетрахлорэтилена." Вопрос автору: Какой смесью должны были быть заправлены резервуары ЛОХ? Второе замечание. Автор пишет:"В 2005 году командиром экипажа строящейся «Нерпы» назначен военный педант Дмитрий Лаврентьев." Я не ослышался? Именно - педант? Так как же в таком случае можно объяснить вот это:"Не у всех были на себе ПДА (портативный дыхательный аппарат), а у многих они были неисправны." Насколько я наслышан - именно капитан в конечном итоге отвечает за экипаж, лодку и всё на ней происходящее. То есть, за обеспечением ВСЕХ находящихся на борту ПДА и индивидуальными средствами защиты и спасения отвечает офицер, который наделён такими обязанностями, но в конечном итоге - за всё в ответе капитан. Г-н Лаврентьев не новичок на флоте и прекрасно это знает. И именно это является для него "ахиллесовой пятой" в судебном рассмотрении дела. Другое дело, что царящий в сегодняшних вооружённых силах преступный бардак может скрутить в бараний рог любого педанта. Поэтому на его незавидном месте я бы рассказал всю ужасную правду, не обращая внимания на высокие должности, чины и награды.
0
olegsimple _ , 27 мая 2012 в 07:06
Согласен с Вами, что мнение подводника, не только Покровского, любого, ценно в этом деле. Есть параграф и есть жизнь.
Но в одном автор точно прав, здесь виден только кончик ниточки большой верёвочки.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 18:37
Милашина молодец. Статья понравилась. Работа проведена большая. Интересное место в статье "Это письмо поступило в отдел испытаний СПМБМ «Малахит» 27 сентября, а 1 октября Дмитрий Лаврентьев назначен командиром сдаточной команды для проведения заводских ходовых испытаний".
Вообще-то, назначать командира корабля командиром сдаточной команды припроведениизаводских ходовых испытаний - это нонсес. Если в этом случае ничего не перепутано, конечно. Они на то и заводские, что их проводит завод в присутствии представителей флота, а не наоборот. это само по себе уже преступление. На заводских испытаниях отвечает за все отвественный сдатчик. Корабль принадлежит промышленности, а не флоту.
На государственных испытаниях - другое дело. Но на заводских - нет.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 18:42
Вот еще интересное место: "Этим решением целому ряду опытных (то есть не имеющих аналогов) технических систем, установленных на «Нерпе» (3), была присвоена литера «01» (серийный). В том числе литера «01» была присвоена и СУ ОКС «Молибден». Именно по этой причине «Молибден» НЕ ПРОХОДИЛА межведомственных испытаний, на которых выявляют и устраняют недоработки опытных образцов".
Это то, что называется "обалдеть". Я участвовал в испытаниях новой техники. Без приема МВК - межведомствннной комиссией допуск техники на лодку запрещен. А тут даже МВИ не проводились - это преступление.
0
Подводник ВМФ , 27 мая 2012 в 21:10
Вы не правы. Командир ПЛ в море всегда является командиром сдаточной команды.Он управляет ПЛ, он командует ВСЕМИ. В штате заводов никогда не было командиров и расчётов ЦП, штурманов и пр. Лодкой в море всегда управляли военные моряки. А гражданские спецы только налаживали системы и механизмы, следили совместно с военными за их работой, передавали знания о механизмах, их эксплуатации морякам. А моряки и военпреды принимали у них работу систем и механизмов.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 21:30
Да, но есть ответсвенный сдатчик. Я принимал технику, знаю кто и за что и когда отвечает. Тут дело в отвественности. На заводских испытаниях за технику отвечает завод. Лодка не передана ВМФ.
На государственных - да, там есть свои выкрутасы - приказы по заводу и все такое прочее, но на заводских - нет.
Мы по этому поводу у себя уже отспорили.
Тут приступное совмещение заводских и государственных.
Есть документы в ГШ ВМФ. Так что вина за "Нерпу" и на них.
0
Валерий КОРОЛЮК , 1 июня 2012 в 06:35
поддерживаю Александра Михалыча
свидетельствую на собственном опыте: старшим на борту (до приема лодки в ВМФ) является отнюдь не военный командир... почему-то этот вопрос также не рассматривался в суде :(
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:04
Обычно стстема ЛОХ заправляется фреоном 114В2. В данном случае заправили отравой. Всем, кроме следователей, понятно, что виновных в трагедии два: разработчик автоматики и поставщик липового френа. Но! Поставщики липового фреона до сих пор не установлены, а разработчики автоматики сделали вид, что они ни при чем. Вот и свалили все на Гробова и Лаврентьева. В заведовании Гробова находится злосчастная отсечная станция Лох - значит он и нажимал. Вот такая логика. На лодке сумасшедших нет. А тут господа прокуроры пытаются доказать, что они есть. Они ни разу в море не выходили, но знают как и что должно работать.
А Лаврентьев попал в это дело потому, что командир за все в ответе.
Тут еще один момент странный "заводские испытания с элементами государственных". Абракадабра. Могут быть или заводские - отвечает ответсвенный сдатчик, или государственные - ответсвенный командир корабля.
А тут все плодведено под отвественность флота - это немыслимо.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:23
И еще меня смутило в тексте вот что "За несколько минут на высоте 20—40 см от поверхности испарения жидкой смеси содержание кислорода снизилось в воздухе с 21% до пороговых 12%".
Фреон 114В2 является ингибитором. Он не снижает содержание кислорода с 21% до пороговых 12%.
Он ТОРМОЗИТ горение, а не вытесняет кислород.
Обратимся к документу под названием КОРАБЕЛЬНАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ, в одном из разделов которой, сказано (помню почти наизусть): «Сущность прекращения горения химическим торможением реакции горения заключается в том, что в воздух горящего помещения или непосредственно в зону горения вводятся такие огнетушащие вещества, которые вступают во взаимодействие с активными центрами реакции окисления, образуют с ними либо негорючие, либо менее активные соединения, обрывая (ОБРЫВАЯ, а не вытесняя) тем самым цепную реакцию горения».
Специально для господ прокуроров: хладоны ОБРЫВАЮТ реакцию горения. Причем (продолжаем цитировать документ) «прекращение горения достигается именно химическим путем (в точке горения создаются НЕГОРЮЧИЕ химические вещества, повторим), что подтверждено опытами. При тушении фреоном (внимание!) концентрация кислорода остается (ОСТАЕТСЯ!) в пределах 20-20,6%, что явно достаточно для протекания реакции окисления (читай, для дыхания)».
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:25
Кроме того, приведу небольшой расчет.
В трех баллонах, содержимое которых оказалось в одном отсеке, было 390 литров смеси. В 390 литрах содержание тетрахлоэтилена - 58-60%, а это 226-234 литра. Плотность тетрахлоэтилена - 1.62г/мл. Умножаем на 1000 и на 1.62 - получаем -366120-379080 граммов – вот столько этого вещества в граммах попало в отсек.
Делим эту цифру на 1500 кубов свободного объема отсека и получаем - 244-252 г/м3.
Вот такая была концентрация тетрахлоэтилена в отсеке.
Превышение над смертельной в 100 раз!
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:28
И еще, специально для господ прокуроров: если человека полить сверху тетрахлоэтиленом концентрацией, в 100 раз превышающей смертельную, у него наступит остановка дыхания. Об этом знают все медики. Остановка дыхания в данном случае – это защитная реакция организма. Организм у нас очень мудрый. Он останавливает дыхание, чтоб орава не прошла внутрь организма. Человек теряет сознание от одного вдоха. Даже от полувдоха – спазм, человек падает, и если его в этот момент вынести из очага поражения на свежий воздух и сделать ему искусственное дыхание (а лучше оксигенобаротерапию), то он придет в себя. Если же его не успеть вынести (время на минуты) или просто не смогли вынести, то он умрет. От удушья. Организм сам себя удушит. Это у него такая защитная реакция на смертельную отраву.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:33
И еще насчет «пороговых» 12% по кислороду.
В свое время ВМА (в советское время) проводили эксперимент на курсантах-медиках.
Они крутили педали велосипеда целый час при 10% кислорода – никакого кислородного голодания, только учащенное дыхание. Исследовались условия высокогорья. 10% кислорода - это высота в горах 5000 метров.
На всякий случай, не так давно в Боливии готовились проводить встречу по футболу на высоте 3500 метров. Содержание кислорода там на уровне 12-13%. Встречу, помниться, отменили, но сам президент Боливии приехал туда и сыграл в футбол на этой высоте, чтоб доказать всем – никакой опасности для здоровья нет.

Кроме того, в современных средства пожаротушения (ЦКБ «Рубин») содержание кислорода в аварийном отсеке при пожаре специально снижается с 21% до 10-12% подачей в отсек азота. При этом давление повышается на 0,5 атмосферы. Люди при этом в отсеке находятся без средств защиты и все остаются живы. Есть исследования, о существовании которых господин прокурор пока не догадывается. Но надо всего лишь обратиться за консультацией в ЦКБ «Рубин», специалисты которого с удовольствием познакомят следствие с этими материалами.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:37
Когда-то я очень интересовался именно "пороговыми значениями кислорода". Лодочные приборы расчитаны на 15%, и если у тебя кислород ниже 15-ти, то замерить его можно только расчетным путем. Или так - зажигается спичка - 15%, не зажигается - 12.
Как-то в автономке я захотел замерить содержание кислорода в курилке, где некоторые курильщики на лодке сидели просто часами. Так вот я установился, что прибор не брал - меньше 15%, и спичка не зажигалась - меньше 12%. И никто не умирал.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:41
И еще небольшая справка (для прокурорских работников).
20,9% кислорода объемных - это на уровне моря.
1000 метров над уровнем моря - 18,5%
3000 метров - 14%
5000 метров - 10%
8000 метров - 7,3%.
Вот при 7,3% можно потерять сознание. А при 10% люди могут еще велосипед целый час крутить, как показали эксперименты.
У меня в этих экспериментах приятель участвовал. Все участники до сих пор живы.
0
Владимир Раменский , 27 мая 2012 в 15:57
Можно подумать, что прокуроров эта наука интересует. У них другое задание: отмазать ФСБ и многих других, пиливших, откатывавших и заносивших и, главное, тех, кому заносили.
0
Лена Карева , 27 мая 2012 в 17:34
+100
0
Reggie Gabr , 28 мая 2012 в 06:32
И почемчу же у меня подобные вашим еретические мысли ...да и вот еще-заметили ли, как только в прокуратуре узнали ВВП президент, то тут же решили наша взяла...можно опять забить на правду, право, честь...
0
Anton Maydykovski , 29 мая 2012 в 22:19
Обратитесь к фридайверам, у них большой опыт нахождения на задержке дыхания. Для справки, у человека в организме нет датчика концентрации кислорода в крови, а есть датчик повышенного содержани углекислого газа. Повышенное содержание углекислого газа в крови проявляется в позыве на вдох.
Обычно, потеря сознания наступает при падении концентрации килорода в воздухе ниже 10%.
0
Александр _Покровский , 30 мая 2012 в 21:53
Считается, что при 7,5%. На 10%, как я уже писал, еще педали крутят. А вот 7,5% - падает народ. Что происходит при 9%? Спрошу у медиков.
0
Игорь Ткаченя , 31 мая 2012 в 22:30
Ответ будет уклончивым. Многое зависит от тренированности организма. Вышеупомянутые фридайверы могут задерживать дыхание до 5 минут. Сам я тоже в молодости мог. А сейчас - 1 минута предел. Так что единого показателя для всех не существует..
0
Vasily Chertishchev , 15 июня 2012 в 22:07
Уважаемый Александр Покровский, по Вашим данным на высоте 8000 метров кислорода объемных 7,3%. Тогда остальные 94% приходятся на азот (полагаю, существенного роста концентрации аргона и углекислоты с высотой ждать нет оснований)?
0
Vasily Chertishchev , 15 июня 2012 в 22:02
Уважаемый Александр Покровский, Вы считаете, что, испаряясь, фреон не вытесняет воздух вверх и не разбавляет его в процессе диффузии? И далее - пары фреона и тетрахлорэтилена сразу равномерно распределяются по всему объему отсека?
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 15:57
Кстати, о Гробове. С местного поста можно подать ЛОХ только с двух отсеков в один отсек, А тут подалось с трех в один. Это только с центрального возможно. А одновременно - это еще исхитрится надо.
Знают ли об этом прокурорские работники? Знают, но у них все равно виноват Гробов.
0
Михаил Михайлов , 27 мая 2012 в 20:47
Г-ну Покровскому - браво! Ну вот! Что я вам говорил? Профессионал, одно слово! В таких случаях военные моряки говорят: Залпы орудий главного калибра перемешали живую силу противника с землёй и навозом. Все эти разъяснения являются весомым обвинением прокурорского произвола! Дело шито белыми нитками! Однако, действительно - радоваться пока рано. Спасибо автору и "Новой", что подняли дело! Может эта публикация поможет защите огульно обвиняемых.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 21:37
Спасибо, но радоваться вообще рано. Я помогаю ребятам по "Нерпе" с 2008 года. Все эти расчеты сделал не только я. Тут работали многие флотские химики. Цифры по тетрахлорэтилену разнились. Как вы заметили, мы указали 60%, у Милашиной уточненные данные - 66%. Тут работали и химики, и токсикологи, и медики. Честные люди есть.
Спасибо им огромное. Мы не собраемся сдавать экипаж. Вопрос так и стоял. Защищаем экипаж. От командира до матроса.
Очень помог бывший теперь главком Высоцкий. Он не сдал людей.
Обычно главкомы сдавали. А этот - нет. Кому-то Высоцкий нравится, кому-то нет. НО тут - молодец.
0
Oy Mu , 28 мая 2012 в 04:16
казалось бы что ключевая проблема - дефект софта. это наверное можно доказать. а может и нет - завод не даст там ковыряться посторонним а сам вину не признает. касательно чем они там заправили - так от фреона они бы тоже умерли наверное
0
Reggie Gabr , 28 мая 2012 в 06:39
Ув. Покровский, мне кажется вы не просто не хотите `здавать экипаж`..это наверное и борьба за правду-не хотите `сдать правду` ведь если б это была вина экипажа то и вы бы действовали по другому...жалко всех этих ребят...в Баку где я когда то жил, многие из сегодняшних кап-ов 1,2, 3 рангов учились в те временя в училище на Зыхе...у меня были друзья и знакомые среди них
0
Александр _Покровский , 28 мая 2012 в 07:53
Ваша правда. Наверное так и есть: Не хочу сдавать правду. Я человек очень жесткий - отца родного не пожалею. Во всяком случае, так обо мне говорят. Там, где виноват экипаж, я скажу, что виноват экипаж. Но вот только есть одна оговорка: люди в стрессовой ситуации должны действовать должным образом. Это очень сложно и надо отдать должное тем, кто действует четко.
Экипаж "Нерпы" действовал безукоризненно. По идее они все должны были погибнуть от этой отравы, а погибло только 3 человека. И начхим погиб. Он отдал, как мне сказали, свое ПДА. И он и врач, да и весь экипаж - настоящие герои. И этими героями руководил преступник? Это как?
0
Александр _Покровский , 28 мая 2012 в 07:55
Небольшое уточнение: когда я сказал 3 человека, то имел ввиду экипаж. Остальные погибшие - 17 таких же бесценных жизней - это сдаточная команда. В основном это люди уже в возрасте. Некоторым по 70 и более лет. Реакция не та. Включаться в ПДА нужно мгновенно.
Вечная им память.
0
vladimir voenniy , 6 июня 2012 в 15:44
А чего их искать?... Виновные на поверхности... везде их подписи стоят. В процессе военной приёмки станции военпред должен был получить сертификат на фреон от ЗАВОДА! А завод должен был перед закачкой фреона произвести его анализ. Если этого сделано не было - вот вам и виновные ... как минимум, в халатном исполнении своих обязанностей.
0
Олег Макаров , 27 мая 2012 в 23:24
Как бывший подводник, поддерживаю ваши сомнения в вопросе "педантизма" командира, у которого одни люди не имеют при себе ПДА, а другие не умеют в него включаться.
Не знаю, как сейчас, когда я служил (до 1993) в ЛОХ использовался хладон и он был тогда высокотоксичной дрянью и то, что при включении ЛОХ нужно быть в ПДА - это было не знание, а автоматический навык.
Ну а насчёт 12-значного кода, введённого наугад... для российского суда, думаю, это вполне приемлемая версия. По крайней мере, на фоне остального, происходящего в российских судах это совсем не удивляет.
0
Олег Дамаскин , 28 мая 2012 в 05:36
"одни люди не имеют при себе ПДА, а другие не умеют в него включаться."
Я так понял, что это относится в первую очередь к гражданским лицам, которые были на лодке. Не уверен, что они подчинялись командиру лодки и что он несёт за них ответственность.
0
Александр _Покровский , 28 мая 2012 в 08:02
Гражданские в данном случае подчиняются военным. В вопросах эксплуатации техники - они старшие на борту. В вопросах безопасности, живучести - старшие военные.
0
Александр _Покровский , 28 мая 2012 в 08:00
Все говорит о спешке в деле сдачи "Нерпы". На 200 человек 73 экипаж - это много. Не за каждым заводчанином поставишь военного. Военных просто не хватает. И потом - на таких выходах люди измотаны. Негде спать.
Конечно, заводчане особой дисциплиной не отличаются. Сам видел, выходил с ними в море, знаю. И ПДА их не заставить носить - сам заставлял, буквально носил за ними ПДА - бесполезно.
Полагаю, к педантизму Лаврентьева это относится слабо.
0
Михаил Михайлов , 28 мая 2012 в 10:33
Я и говорю - существующий бардак есть мощная разрушающая сила! И если пренебрежительное отношение гражданских к технике безопасности некоторым образом снимает сомнения в педантизме капитана, то как на счёт ПДА, которые экспертиза установила неисправными? Я так и не получил ответа - какой офицер отвечает на лодке за ПДА? Старпом? Педант-капитан должен быть убеждён, что все находящиеся на судне лица обеспечены проверенными и работающими средствами индивидуальной защиты. А значит, прежде всего, он должен быть уверен в офицере, за это отвечающего. И никогда педант не станет работать вместе с разгильдяем, иначе весь его педантизм сведётся к чистоте собственных носовых платков. Настоящих педантов недолюбливают и работать с ними непросто.Другое дело, что, возможно, проверяющая и сертифицирующая ПДА береговая организация отнеслась к своим обязанностям преступно формально - таких фактов тоже немало. Ясно одно, главный виновник этой трагедии - это буквально существующий и бесконечный хаос, обусловленный в большой степени кумовством, воровством и круговой порукой.
0
Александр _Покровский , 29 мая 2012 в 08:31
За ПДА на лодке отвечает начхим, потом - старпом, потом - командир. Такая последовательность. Но исправность или неисправность ПДА - это вопрос к береговым службам. В данном случае, к заводу. Лодка не передана ВМФ. Отвечает завод. Его лаборатории ждолжны проверить ПДА, выдать заключение о его годности и поставить его на лодку.
Педантизм командира, в данном случае, заключается в том, что он спрашивает у командиров БЧ о готовности к выходу в море.
Начхим, как командир БЧ, докладывает: готов. Матчасть (ПДА в данном случае) начхим лично не проверяет - только внешний осмотр. Годность ПДА подтверждается документом, выдаваемым заводом.
0
Михаил Иванов , 22 августа 2012 в 01:23
Какой фреон должен быть в системе уже ответили другие .Я хочу рассказать о сдаточной команде.Заставить носить их ПДУ(портативное дыхательное устройство),крайне тяжело.Это мой 2х-годичный опыт работы с этой братией.Поэтому их погибло 17 ,а с экипажа только 3 (и те,уверен, отдали свой ПДУ гражданским).А то что у кого то ПДУ не было - бред.
0
брат по разуму , 27 мая 2012 в 00:47
>>>Мы утверждаем, что в этой трагедии нет вины экипажа. Катастрофу готовили на берегу.>>>

Журналистам Новой газеты следует научить жить и работать, как в цивилизованных странах, не подменять собой суд.

Уверен, что если журналистам кто-то начнет говорить, как им следует писать - то они возмутятся!

При этом сами они - не стесняются решать вместо суда.
0
Владимир Углев , 27 мая 2012 в 09:29
Так начиная с Главного Шеф-вора России и по совместительству ещё и президента РФ, все решения принимаются задолго до решения суда (дело МБХ....) Да и есть ли в РФ суд, если только на небесах.
0
Игорь Краюшкин , 27 мая 2012 в 10:33
В нашей стране существует пока только одна разновидность судов, хоть сколько-то соответствующая этому названию - это суды присяжных. Всё остальное, в обобщённом представлении - это не суды, это судилища.
А посему журналисты ничего и ни за кого не решили. Ведь именно суд присяжных оправдал моряков. И такому решению я готов верить, ибо незаконно повлиять на решение присяжных моряки, в отличие от ФСБ, прокуратуры и СКР, уж точно не могли.
А кто отменял решение присяжных? Другие присяжные? Как бы не так! Тройка профессиональных судей. Как судят профессиональные судьи по делам, представляющим хоть какой-то интерес для власти - не знает только слепой и глухой. С судами присяжных и их приговорами - всё ещё сложнее. "мины", которыми можно подорвать любой не устраивающий власть вердикт присяжных, закладываются ещё до суда, когда формируется жюри присяжных. Если вердикт устраивает власть - всё засиливается, а если не устраивает - тут же находят нарушения при формировании жюри присяжных, или ещё что-либо формальное - и вердикт летит, и всё начинается с начала. Так что, слова прокурора о том, что они намерены рассматривать это дело до победного конца сколько угодно раз я воспринимаю буквально.
0
Таня См , 27 мая 2012 в 15:59
"... Автор кассации, прокурор Ф. Мамот, заявил буквально следующее: «Виновных в аварии только двое — Лаврентьев и Гробов. Они ответственны за гибель людей. Решение суда будет обжаловано и будет рассматриваться до тех пор, пока по делу не будет вынесен обвинительный вердикт» "
Без комментариев.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 21:40
Со следуюшего года готовятся отменить суд присяжных по этой статье. То есть, если сейчас будет еще один суд, и он будет судом присяжных, а потом его решение опять обжалует прокуратура - так можно протянуть и до следующего года, а дальше - обойдутся без присяжных. И хорошо, что "Новая" дает фамилии прокуроров. Страна должна знать своих героев.
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 18:45
А тут с решением суда все в полном порядке. Решение суда - невиновны. А вот потом уже - да, ВС вмешался. И он даже не выслушал стороны - только обвинение.
У нас скоро будут судить военно-полевые суды?
0
Подводник ВМФ , 27 мая 2012 в 21:21
Очнитесь, СУД решил. Он ОПРАВДАЛ подозреваемых. Или вам хочется научить журналистов о чём писать и как?
0
Александр _Покровский , 27 мая 2012 в 21:42
Если это выпад в мою сторону, то я Вас не понял.
0
Виктор Бражников , 28 мая 2012 в 02:09
Думаю, что это был ответ на комментарий "брата по разуму". А Вам - за анализ ситуации - большое спасибо, было очень интересно прочитать.
0
Александр _Покровский , 29 мая 2012 в 14:49
Кстати, о суде. То, что анулировало приговор суда, назвается: Главный военный суд, он рассматривал дело в кассации. На определение кассационной инстанции может подать жалобу в порядке надзора в президиум ВС РФ.
Что тут и как правильно звучит - не знаю. Это мне адвокаты скинули.
0
Владимир Василевский , 27 мая 2012 в 02:49
Страшная статья. Нормальному человеку трудно спокойно это читать, смотреть на фотографии гробов, помня, что их 20. Кулаки сжимаются.
Елене Милашиной: Вы умеете писать. Очень сильные эмоции.
0
Felix Gansovsky , 27 мая 2012 в 02:53
Кроме криворуких разработчиков, нужно судить и строго судить всю эту чекисткую шваль, которая подделывала доказательства и вмешивалась в судебный процесс.
ФСБ и прочая чекисткая мразь - это раковая опухоль России.
0
bambulan bambulov , 27 мая 2012 в 07:15
С чекисткой швали следует начинать. Криворукие разработчики - следствие происходящего в стране...
0
Reggie Gabr , 28 мая 2012 в 06:48
Ну да, с приходом ВВП ждать опять придется...если его власть продлится еще лет 5-10 то все это настолько станет хуже...хотя иногда читая что НГ и ее читатели кот. живут сейчас в России мне кажется что хуже быть уже не может
0
Геннадий Курочкин , 27 мая 2012 в 04:30
Про противогазы на всех. Это подлодка и каждый кубический дециметр на учёте.
В нём можно только спасаться , а работать когда и как, если аварии маловероятны и идёт сдача объекта? А вот к людям из ФСБ и Прокуратуры, причастным к делу по "Нерпе" и ЛОХ, следует присмотреться повнимательнее. Ведь дело не в том, что ударили кнутом, а как подкрались!
0
Филип Дик , 27 мая 2012 в 07:00
Официальная версия и вина матроса действительно вызывают сомнения. Обычно "неподготовленные" люди как огня боятся всех этих программно-управляемых комплексов, и лишний раз стараются не вмешиваться в их работу. А вот чем может обернуться "сырость" управляющей программы - понятно без слов. Я так понимаю, что протестировать программное обеспечение никто не даст.
0
Игорь Краюшкин , 27 мая 2012 в 10:40
Согласен с Вами. Следствие представило этого матроса в виде этакой обезьяны с гранатой - типа из любопытства тыкал по кнопкам, авось что-то заработает.
За всю свою жизнь я почти не встречал таких людей. Думаю, среди подводников их точно нет. Совсем. Не располагает эта профессия к авантюризму. Любого авантюриста экипаж вычислит, изолирует и сошлёт на берег за месяц-два плавания. Это вопрос выживания. А это матрос с шестилетним стажем. Он физически не мог быть авантюристом, наугад тыкающим в незнакомые кнопки.
0
Après Rafael , 27 мая 2012 в 22:14
Согласен с Вами. Прослужил до пенсии в РВСН. Нес боевое дежурство в составе боевых расчетов. Многое из технических средств - аналоги флотских. Невозможно представить номеров расчетов допущенных к эксплуатации и тыкающих наугад кнопки. Скорее не нажмут когда необходимо, от страха... А возможность катастрофических последствий при неправильных действий операторам вдалбливается почти до генетического уровня.
0
Игорь Игорь , 29 мая 2012 в 09:56
ага ,мож ещё захотите взглянуть чьи там чипы стоят. :)

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345678910...32 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

224
Кот Сибирский: Artem F , 25 мая 2016 в 19:23 нет не правильно! корреспондентов жаль!...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама