Расследования / Выпуск № 131 от 22 ноября 2013

42173 Откуда прилетел «Боинг»

Исследуя историю разбившегося под Казанью самолета, «Новая» обнаружила болгарские группировки и родственников влиятельных российских чиновников

В воскресенье в Казани разбился «Боинг» авиакомпании «Татарстан». В катастрофе погибли 50 человек, включая сына президента Татарстана Ирека Минниханова и руководителя республиканского УФСБ Александра Антонова. По факту крушения самолета СК России возбудил уголовное дело, а в авиакомпании «Татарстан», как сообщали РИА Новости, прошла выемка документов: следователи выясняют, каким образом эксплуатировался и обслуживался самолет и как он попал в татарскую авиакомпанию.

В понедельник болгарский центр журналистов-расследователей Bivol сообщил, что упавший в Казани «Боинг» был связан со структурами одной из самых влиятельных группировок Болгарии, которые к тому же являлись и совладельцами авиакомпании «Татарстан». «Новая газета» совместно с Международным центром по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP) решили проверить историю и владельцев упавшего самолета.

 

Откуда самолет

Авиакомпания «Татарстан» начала эксплуатацию «Боингов» в 2008 году на условиях операционного лизинга. Как говорится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности авиакомпании за 2008 год, договоры операционного лизинга были заключены с болгарской Bulgaria Air. Лизинг самолетов был началом масштабного сотрудничества болгарских инвесторов с татарским авиаперевозчиком.

Иво Каменов

В конце марта 2008 года исполнительный директор болгарского холдинга «Химимпорт» (куда входит Bulgaria Air) Иво Каменов встретился с президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым. По окончании встречи Каменов сообщил СМИ, что достигнута договоренность об инвестициях в 70 млн долларов со стороны болгарского холдинга в реконструкцию аэропорта «Казань» и обновление парка самолетов авиакомпании «Татарстан». «В части авиакомпании наши обязательства состоят в том, чтобы за один год поменять старую советскую технику на новую. Минимум десять самолетов Boeing за один год», — сказал Иво Каменов (цитата по журналу «Эксперт»).

Однако вместо новой техники авиакомпания «Татарстан» получила от болгарских инвесторов «Боинги», эксплуатировавшиеся уже много лет (разбившемуся в Казани самолету было 23 года).

Поставленные «Боинги» почти сразу стали причиной недовольства профсоюзов авиакомпании «Татарстан». В марте 2009 года деловая электронная газета Татарстана «Бизнес Online» опубликовала открытое письмо профсоюзов к президенту республики Минтимеру Шаймиеву, в котором описывались проблемы авиакомпании. «Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании «Химимпорт» самолеты «Боинг-737». По условиям договора плата составляет порядка $150–160 тыс. в месяц и порядка $100 тыс. за запчасти. То есть для того, чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц», — говорилось в письме.

Примерные цифры, озвученные профсоюзами, подтверждаются отчетностью болгарского холдинга «Химимпорт»: по данным на 2009 год, лизинг упавшего в Казани самолета обходился авиакомпании «Татарстан» в 140 тыс. долларов в месяц. Однако срок действия договора лизинга, согласно отчетности «Химимпорта», истекал в марте 2013 года. В авиакомпании «Татарстан» «Новой газете» подтвердили, что отношения с Bulgaria Air были прекращены в марте 2013 года, однако назвать нового лизингодателя отказались.

Представитель Bulgaria Air Румяна Желева также сообщила «Новой газете», что договор лизинга истек в марте 2013 года, и предположила, что новым лизингодателем по договору с авиакомпанией «Татарстан» могла стать компания Ansett Worldwide Aviation Ireland Ltd (британский офшор — изначальный владелец самолета).

На протяжении нескольких лет структуры, связанные с холдингом «Химимпорт», оставались и совладельцами авиакомпании «Татарстан». Компании болгарского холдинга контролировали 50% в ЗАО «Тат-Аэро», которое, в свою очередь, владело авиакомпанией «Татарстан». Однако в декабре 2012 года авиакомпания «Татарстан» выкупила долю болгарских инвесторов в ЗАО «Тат-Аэро» за 363 млн рублей (данные из отчетности авиакомпании за 2012 год).

Румяна Желева также сообщила «Новой», что с декабря 2011 года «управление предприятием эффективно перешло в руки нового руководства, определенного со стороны Республики Татарстан, и будущего местного акционера». Желева заметила, что упавший в Казани «Боинг» эксплуатировался в Болгарии около восьми месяцев в 2008 году, и проблем с данным самолетом не было. «Здесь, в Болгарии, все мы — авиаспециалисты — шокированы случившимся и глубоко соболезнуем родным и близким погибших в авиакатастрофе; чувствуем себя сопричастными горю наших коллег и друзей», — говорит Желева.

 

Иво Каменов и «Химимпорт»

Иво Каменов, ключевой совладелец холдинга «Химимпорт», — достаточно известный человек не только в Болгарии, но и в мире. О бизнесе Каменова и его партнеров подробно писали не только болгарские СМИ, но и американские дипломаты в секретных депешах, опубликованных WikiLeaks. «Восходящая звезда болгарской организованной преступности», — так называли американские дипломаты основанную в Варне группировку «ТИМ», которая, как писали дипломаты, получила свое название по именам трех лидеров: Тихомира Иванова, Иво Каменова и Марина Великова.

«Как считается, группировка была основана в Варне в 1993 году примерно десятью бывшими морпехами, которые служили в элитном военном подразделении, до того как их распустили в начале 90-х... Как организованная преступная группа, «ТИМ» вовлечена во множество видов криминальной деятельности: похищения и вымогательства, организация проституции, игорного бизнеса, трафика наркотиков и угнанных автомобилей», — говорилось в депешах, опубликованных WikiLeaks.

По данным американских дипломатов, «ТИМ» якобы начинала свою деятельность с выбивания долгов и предоставления охранных услуг в Варне, где проживает много русскоязычного населения, поэтому у «ТИМ» были налажены хорошие связи и с представителями российской организованной преступности.

Бизнес постепенно рос, и вскоре Каменов и партнеры стали совладельцами множества активов в Болгарии и других странах. «Через свою торговую компанию «Химимпорт» группировка имеет значительную долю на рынке производства и торговли удобрениями, нефтепродуктами и химическими веществами. Покупка «ТИМ» Центрального кооперативного банка (ЦКБ), наиболее крупного приобретения группы на сегодняшний день, также осуществлялась через «Химимпорт», — говорилось в депешах WikiLeaks.

В холдинге «Химимпорт» эти сообщения предпочли не комментировать. Румяна Желева лишь сообщила «Новой газете»: «С учетом серьезности причин нашего общения и относясь с уважением к вашему изданию, мы предпочитаем воздержаться от обсуждения некоторых свободных публикаций в интернет-пространстве».  

 

Связи в России

У авторитетного болгарского бизнесмена Иво Каменова, похоже, есть влиятельные партнеры в России. Как сообщил болгарский центр журналистов-расследователей Bivol, Иво Каменов якобы находится в дружеских отношениях с зампредом правительства России, бывшим министром природных ресурсов и помощником президента России Юрием Трутневым. Трутнев, как и Каменов, увлекается боевыми искусствами: Трутнев возглавляет президентский совет Ассоциации кёкусинкай России, а Каменов — болгарскую федерацию кёкусинкай карате. Однако помимо спортивных, их семьи могут связывать и совместные бизнес-интересы. В частности, сын зампреда правительства Дмитрий Трутнев представлен во многих компаниях, принадлежащих холдингу «Химимпорт».

С 2007 года по настоящее время Дмитрий Трутнев трудится финансовым советником в болгарском Центральном кооперативном банке (о нем, как о самом крупном приобретении «группы «ТИМ», писали американские дипломаты), конечными владельцами которого через промежуточные структуры являются Иво Каменов и его компания «Химимпорт».

Болгарский Центральный кооперативный банк, в свою очередь, владеет 56% в казанском ТатИнвестБанке, где Дмитрий Трутнев входит в совет директоров.

Помимо этого, у болгарского холдинга «Химимпорт» есть другой важный актив в Татарстане — страховая компания «Итиль», в которой Трутнев-младший также состоит в совете директоров.

Дмитрий Трутнев пока не ответил на вопросы «Новой газеты», переданные через сотрудников ТатИнвестБанка.

P.S. «Новая газета» готова предоставить всем затронутым в публикации бизнес-структурам и лицам возможность прокомментировать публикацию в дальнейшем.



31 комментарий

0
Геннадий Курочкин , 21 ноября 2013 в 20:56
А какие связи в России, ай-ай-ай! И ДВ под Трутневым ?
Так и предполоагалось что Минтимер замешан, а как он бледно выглядел в дебатах с Болдыревым, сложилось впечатление, Юрий пожалел старшего товарища-оппонета.
0
BeyondCrisisClub International , 21 ноября 2013 в 21:02
:)
И что, во всём виноваты болгарские деятели? Укол болгарским КГБ зонтиком в Париже? Но почему, если рыбак рыбака, то в самой Болгарии (тьфу-тьфу) самолеты не падают? КГБ закинулось ветошью и не отсвечивает?
А пароход "Булгария" - это тоже они?
А самолет Сибири из Израиля (который ракетой шмальнули) по первоначальным сообщениям садился в Бургасе (Болгария) - и это тоже? :)
С приветом из Болгарии.
0
Иван Бездомный , 21 ноября 2013 в 21:43
И часовню тоже, без сомнения, они.
0
rudenko01 Руденко , 23 ноября 2013 в 09:19
Падают, но Болгария маленькая и на её территорию попасть трудно.
0
BeyondCrisisClub International , 23 ноября 2013 в 11:28
600 км - мало? :)
А Татария много больше?
0
Валентин Бедеров , 21 ноября 2013 в 21:04
Российско-болгарское жульё орудует вовсю...
0
полярный волк , 22 ноября 2013 в 09:21
А Филя не состоит в этом сообществе, или он только при алке с галкой?
0
Alexander Alexandrin , 22 ноября 2013 в 12:07
Бедросович - не нужен!
0
Евгений Ковальски , 21 ноября 2013 в 22:01
Если так, то пассажиры "Боинга" рейса №363 были обречены. Вообще символично что власть, соединяясь с преступными группировками и нарушая правила и законы, в конце концов страдает сама (погиб сын президента Татарстана, глава УФСБ по Татарстану). Природа не терпит пустоты, так же как человек не терпит самообмана, в конце концов самообман возвращается в искажённой, страшной форме. Поворачивается к ним лицом и показывает их настоящую сущность, без маски.
К сожалению они подставляют не только себя, но и нас.
Дума сейчас хочет запретить б\у самолёты. Но вся система остаётся целой и невредимой. Казна разворовывается, крупным ворам, фактически совершившим гос. преступление дают должности и свободу, преступные группировки владеют авиакомпаниями. Обман продолжается.
0
Авак Бастаджан , 22 ноября 2013 в 12:38
Очень может быть, что сын президента и глава УФСБ и были причиной крушения - то есть мишенью. Остальные оказались не в том месте и не в то время.
Вспомним сколько в России катастроф вертолетов с высокими чинами : Федоров, Лебедев, Боровик. И во всех случаях были или ошибки пилотажа или погода или еще что-нибудь. Это говорит лишь о том, что спецслужбы научились "работать" так чисто, что никто не может подкопаться. Тем более, что они сами же и расследуют.
0
BeyondCrisisClub International , 22 ноября 2013 в 13:05
Список можно продолжить многократно:
Башкортостанские Дети-ВИПы над Австрией;
Генерал Лебедь;
Президент Польши (Брянск)
....
Примечательный список получится.
Гипотезы:
а) простосмертные пользуются авиацией намного реже;
б) риск ВИПов на самолетах аномально высок в приземном воздушном пространстве РФ.

Со времен кончины СССР помню такую фразу: "ЗИЛ - боевая машина ГРУ"
ЗИЛ - скоростной легкий грузовик с гидроусилителем руля и коробкой, лучше чем на жигулях
ГРУ - главное разведывательное управление.
0
Авак Бастаджан , 22 ноября 2013 в 13:17
Я ошибся - не Лебедев а Лебедь, но от этого смысл не меняется. Просто скажу для справедливости, что через много лет после смерти принцессы Дианы мир узнал, что это было все-аки убийство. Я имею в виду, что спецслужбы всех без исключения стран дружат с Дьяволом.
0
Подводник ВМФ , 22 ноября 2013 в 19:16
Весь мир узнал об убийстве принцессы от кого? От всяких извращенцев от жёлтой прессы? Не уподобляйтесь им. Вот и эта статья ищет причины катастрофы в мафии, а причина очень проста и была ясна на следующий день, за штурвалом сидели штурман и бортинженер, которые уйдя на пенсию в 45 лет, быстренько переучились в пилоты, т.к. из за низкой зарплаты в этой компании, нормальные пилоты все ушли. Кто их учил и кто двоих, не профессиональных пилотов посадил в ОДИН САМОЛЁТ. Наверное Болгары или Шаймиев?
0
Евгений Ковальски , 22 ноября 2013 в 20:02
Подводник, именно болгары, Шаймиев и сегодняшний президент Татарстана и посадили двоих, не профессиональных пилотов в ОДИН САМОЛЁТ.
Вы что до сих пор ничего не поняли? Научитесь строить элементарные взаимосвязи. Эти взаимосвязи переплетаются с зарплатами, болгарами, не проф. пилотами, мафией.
Перечитайте статьи по новому. А почему ушли нормальные пилоты? Кто им платил? И т. д.
И когда вы вдумчиво перечитаете статьи на эту тему, свяжете экономику с зарплатами, семьями пилотов, продажными профсоюзами, орг. преступностью и вашим патриотизмом, то в вашей голове возникнет стройная политико-экономическая зависимость.
0
ded nichipor , 22 ноября 2013 в 23:40
дело не в болгарах или Шаймиеве. дело в Системе.Системе коррупции, взяточничества, продажности, которая приводит в конечном итоге не только к покупке б/у самолетов, но и в оттоке нормальных людей, профессионалов. Поэтому дыры затыкают как могут. Но непрофессионалы за рулем или штурвалом - это не причина. Это уже следствие! Причина много глубже и сложнее. Не было бы этиих мафиозных дел -в компании работали бы летчики-профессионалы, которые ушли из-за этого. Ну и т.д.
0
Авак Бастаджан , 23 ноября 2013 в 10:32
не от желтой прессы. Там есть свидетель и соучастник преступления а также ее смерть ну ж больно была выгодна короне.
Возвращаясь к катастрофе - если там замешана мафия, то неизбежно замешаны и спецслужбы. Ни одна мафия не может существовать без поддержки силовых структур. И вот какие там цели и мишени не знает никто. Да и не узнает при такой степени продажности всего и вся в России.
0
rudenko01 Руденко , 23 ноября 2013 в 09:22
И ещё бывший генсек ООН Даг Хаммаршельд. Спецслужбы - они хорошо работают!
0
Авак Бастаджан , 23 ноября 2013 в 10:45
В Эмиратах взорвали президента Чечни. Но там исполнители попались на дип. даче и они сознались что они работники ФСБ России. А сколько еще случаев, о которых мы не знаем.
0
Авак Бастаджан , 23 ноября 2013 в 10:52
А смерть Литвиненко, да и самого Березовского?
0
Авак Бастаджан , 23 ноября 2013 в 11:16
Думаю, что их смерть на совести тех же, кто отравил Арафата полонием.
0
Борис Шашков , 21 ноября 2013 в 22:38
Дожили. Теперь у нас еще и болгарская мафия начинает рулить...
0
hunnoturk . , 22 ноября 2013 в 01:23
Все, что касается развития региональных компаний, Москва сопрягала и сопрягает с ЛЮБОЙ мафией из любой страны... лишь бы эта мафия была послушна именно Москве.
0
Наум Иванов , 22 ноября 2013 в 00:32
Уважаемый Роман, на самом деле данная история не имеет прямого отношения к катастрофе самолета. Это история бизнес отношений. Любопытным моментом являются лизинговые платежи. Они находятся в пределах допустимого, хотя плата за лизинг (за каждый летный час) такого самолета по возрасту несколько завышена (экспертная оценка). Хотя налет часов 240-250 часов в месяц, или около 3000 в год, хороший, но не предельный. Для сравнения, налет часов на А-320 в AirArabia около 4000 часов в год.
Роман, я тоже считаю, что дети чиновников, ничего не понимающие в бизнесе, выполняют роль смотрящих. Но эта катастрофа, еще раз, не имеет к этому отношения. Это трагедия командира и экипажа, пассажиров, родственников и авиакомпании.
Не имеет отношение к случившемуся и решение командира об уходе на второй круг (абсолютно штатная ситуация). И не имеет решающего значения кем был пилот до своей летной деятельности. Главное у него есть допуск полетам, и документально это подтверждено.
Слишком много других вопросов.
Что имел ввиду экипаж говоря о "не посадочном положении самолета", какое отклонение он имел ввиду?
Почему с высоты примерно 600 - 700 метров, в течение почти 40 - 50 секунд, экипаж не смог убрать тангаж, что приводит к потере скорости и сваливанию самолета?
А было ли они - , завышенный тангаж, падение скорости и сваливание?
Первая информация о расшифровке говорит, что тангаж был 25 градусов, великоват, но в принципе допустимо.
И еще.
"От момента начала уход на второй круг до окончания записи прошло около 45 сек, снижение заняло около 20 сек".
Значит что-то другое.
Почему не было зафиксировано ни одного реального движения штурвалом?
Почему молчал экипаж?
За 30 - 40 секунд полета и падения, в конце концов можно было просто выругаться в эфир.
И еще есть десяток вопрос. Подождем результатов расшифровок. Хотя МАКу особого доверия нет. Кто платит, тот и музыку заказывает.
0
hunnoturk . , 22 ноября 2013 в 01:21
Это был финальный аккорд уничтожения татарстанской гражданской авиации (ту-334), когда местная авиакомпания - Татарстан, как и вся Россия, остались без российских самолетов. Я напомню: именно в середине 2000-ных годов Путин с подачи манагера Сухого Суперджета - Погосяна, зарезал готовый самолет ту-334. Ту-334 был не идеален, с точки зрения компоновки, но это был уже сертифицированный самолет. Лет 10 этот проект мог летать по всей стране...- до следующего лучшего проекта.
Шаймиев НИЧЕГО не решал в межгосударственных вопросах : Ему, Шаймиеву, рекомендовала Москва, с кем иметь дело. И выделяла кураторов. И этим обстоятельством ВСЁ СКАЗАНО.
0
foxbit17 foxbit17 , 22 ноября 2013 в 05:46
Государства как выразителя интересов населяющих его народов нет , совсем нет..... воры , холуи и идиоты рулят...... как пример вот сходил на почту недавно ,почту год назад отремонтировали так сказать , т.е. переделали , но больше года на прилегающей к ней территории все это время отсутствовал большой кусок асфальта , яма т.е. была и что же я вижу , засыпали яму не гравием , не заделали асфальтом а насыпали большую кучу земли (глины )на этом месте , там где всегда был и должен быть асфальт , кстати при Союзе он там точно был , насыпали то что там никогда быть не должно.....так и со страной не должно так как сейчас происходит быть....неправильно это..
0
hunnoturk . , 22 ноября 2013 в 13:50
Кстати, Татарстан выкупил в свое время украинский завод по переработке тяжелой нефти в Кременчуге именно с подачи Москвы. Украинцы тут же приватизировали это предприятие, а попросту говоря - ОТНЯЛИ.
Вот вам уровень бандитский, когда уворовываются 4-5 миллиардов долларов!
Кто защитит наши российские компании в Украине???
Москва - не защитница. Москва - пособница грабежа и соучастница.
0
Нина Иванова , 22 ноября 2013 в 14:05
Информация на сайте Межгосударственного авиационного комитета:
22.11.2013
“В связи с появившимися в средствах массовой информации вопросами о причинах и версиях катастрофы Боинг-737-500 авиакомпании «Татарстан», Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) информирует:
по данным бортовых средств объективного контроля отказов систем, агрегатов и органов управления самолетом, включая канал руля высоты, не зафиксировано. Двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей.
МАК неоднократно разъяснял, что стандартов ИКАО по, так называемым, «старым» и «новым» самолетам не существует. Главное для безопасности – летная годность самолета, а не его возраст. Прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет. За последние пять лет количество катастроф в мире, включая Россию, с воздушными судами пассажировместимостью более 50 мест одинаковое для самолетов возраста до 5 лет и свыше 30 лет. По имеющейся информации средний возраст эксплуатируемых в США самолетов Боинг-737-500 20,4 года. В Европе – 20,3 года. В мире эксплуатируется более 7600 самолетов семейства Боинг. Их суммарный налет составляет 257,6 млн. летных часов. Коэффициент катастроф самолетов Боинг-737 на 100 тысяч летных часов составляет менее 0,05."
0
Владимир Марцинкевич , 22 ноября 2013 в 20:47
Реальный возраст самолета - это количество часов налета планера, а не узлов и агрегатов. В воздухе планер испытывает все виды нагрузок - растяжение, сжатие, скручивание, удары и все, что только можно придумать. Части планера как известно скрепляются заклепкам и пусть их даже 3 миллиона как в планере "Руслана", каждая заклепка может стать причиной разрушения планера. То есть одна заклепка ослабевает по каким-то причинам, соседние заклепки начинают испытывать дополнительные нагрузки и таким образом процесс, как говорится, пошел... А потом в воздухе происходит неожиданное разрушение планера и никто не может понять почему... Вот поэтому все ссылки на сертификаты летной годности при определенном возрасте планера бессмысленны. И американцы прекрасно это знают и не доводят свои самолеты до пенсионного возраста. Те же китайцы летают 9500 часов, а потом сбывают эту технику по-дешевке, потому что с 10000 часов начинаются основные регламентные работы... На те $200 000 000, которые наши компании ежемесячно тратят на закупку запчастей можно было бы купить и что-то новое. Тем более, что тот же Боинг-737-500 не выпускается уже с 1999 года!

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама