Расследования / Выпуск № 4 от 18 января 2016

22220 Крест и нолики

РПЦ становится активным игроком на рынке лоббизма

17.01.2016 Теги: рпц, фас

Иерархи и спикеры РПЦ давно стали в России частью политического ландшафта, но в последние годы, прошедшие под сенью «духовных скреп», они, очевидно, стали осваивать новые рынки. Например, рынок лоббизма — бизнеса, который в России, с одной стороны, никак не запрещен, а с другой — никак и не регулируется. С этой точки зрения конституционный принцип разделения церковной и светской властей представляет собой конкурентное преимущество: можно открыто критиковать государственную политику и федеральные власти, не рискуя при этом получить клеймо «пятой колонны» или «иностранного агента».

 

В ноябре прошлого года на закрытом аукционе так называемой «Биржи информации», принадлежащей «Анонимному интернационалу» (группа хакеров, в чьем послужном списке взломы электронной почты высокопоставленных работников правительства и администрации президента), был выставлен необычный лот: «личная переписка бывшего работника ФАС РФ Алексея Ульянова». 

Лот не нашел своего покупателя, однако неожиданно вызвал активную реакцию портала «За антимонопольную реформу». Его авторы и источники справились с задачей, над которой безуспешно ломали голову многие искушенные политологи — вычислили людей, на которых работают анонимные хакеры.

По мнению «реформаторов», в их числе оказались руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев и его заместитель Александр Кинев, ответственный в ведомстве за борьбу с картельными сговорами.

Артемьев и Кинев — фигуры публичные, Ульянов — менеджер среднего звена, вести против него публичную кампанию, да еще и с использованием раскрученных хакеров — странное решение. Мы попытались выяснить, кто мог входить в число его деловых партнеров и в чем могло состоять существо их конфликта с ключевыми фигурами федерального ведомства.

Сразу отметим: в случае анонимного взлома электронной почты достоверность ее данных не может не вызывать обоснованных сомнений, в связи с чем мы направили письмо Алексею Ульянову с просьбой подтвердить или опровергнуть подлинность попавшей в интернет переписки. Ответное письмо, изобилующее перечислением разнообразных уголовно-правовых последствий обнародования данных, полученных незаконным путем, мы расцениваем как некое частичное косвенное подтверждение их подлинности. Алексей Ульянов сообщил, что «в случае появления публикации автор и редакция могут быть привлечены как соучастники уголовного преступления (ст. 138 УК РФ — нарушение тайны переписки)».

Мы, однако, не взламывали чужую почту, а изучали выложенную в открытом доступе переписку, имеющую общественную значимость. Ведь ФАС — один из ключевых органов, регулирующих экономическую жизнь страны, и критика ее руководства в публичном пространстве может сказаться на проводимой государством политике.

Впрочем, добавил Ульянов, «выложенные хакерами данные были в значительной степени сфальсифицированы, в связи с чем я направил соответствующее заявление в правоохранительные органы».

Алексей Ульянов, судя по материалам его переписки, до 2010 года трудился в ФАС, но вскоре поменял госслужбу на работу в частном секторе. Он представлял интересы Объединенной строительной компании, руководимой Романом Троценко, и занимал управленческие должности в общественных объединениях.

Последним местом его работы стала Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) — организация, учрежденная в 2012 году «Деловой Россией» и ЗАО «Группа «Эксперт».

Именно она, как следует из архивов переписки Ульянова, якобы курирует сайт «За антимонопольную реформу», который выдвинул публичные обвинения против руководства ФАС.

Любопытно, что НАИЗ возглавляет исполнительный директор фонда Серафима Саровского Сергей Габестро. «Новой» удалось установить, что, согласно данным ЕГРЮЛ, он не только единомышленник, но и деловой партнер Ульянова: в частности, они выступают соучредителями консалтинговой компании — ООО «Фабрикант.ру».

В целом стоит отметить, что немало работ НАИЗ носят программный характер: длительное время организация и подотчетные ей лица ведут тщательный мониторинг сомнительных решений ФАС, выразившихся в привлечении к ответственности за нарушения конкуренции субъектов малого и среднего предпринимательства, а также публично аргументируют необходимость внесения поправок в антимонопольное законодательство, сокращающих полномочия ведомства в части «антимонопольного надзора».

Однако преуспела НАИЗ, при условии достоверности архива переписки, в том числе и в деструктивной работе против руководства ФАС и поддержании отдельных финансово-промышленных групп, влияющих на регулирование рынка алкоголя в России.

В 2015 году в Москве Центром отраслевых исследований Института США и Канады РАН был издан доклад «Защита конкуренции и ценовой стабильности в России», в котором были подвергнуты критике методы работы ФАС в последние годы. Вдохновителем доклада мог быть Алексей Ульянов, если верить его переписке с главой рабочей группы по подготовке доклада Алексеем Реем. «Самое главное, на мой взгляд, в докладе — его четкая антифасовская  направленность. Если он будет как две капли воды повторять ваши предыдущие публикации и активность в интернете, его не будут воспринимать как независимое подтверждение того, что ФАС нужно переформатировать. По антимонопольщикам надо наносить удары непрерывно и с разных сторон, чтобы они не успевали привыкнуть к коротким джебам. В данном случае доклад есть хук слева, пусть главное лицо, принимающее решения, видит неадекватность нынешнего руководства ФАС», — якобы писал Ульянову в марте 2015 года Рей. Связаться с г-ном Реем не удалось.

Этот доклад стал венцом многолетней борьбы НАИЗ против руководства ведомства, а его вдохновители и исполнители, очевидно, рассчитывали на «главное лицо», которое должно было принять серьезное кадровое решение в отношении главы антимонопольного ведомства.

Читайте также:

Церковь и власть: новая доктрина отношений?

Но предшествовала этому «талмуду» мелкая, но весьма эффективная работа по дискредитации идейных противников.

Так, по инициативе Алексея Ульянова на сайте «За антимонопольную реформу» проводилась викторина «Самое абсурдное дело ФАС» (организатор акции даже решил простимулировать общественность призом), выпускалась красочная брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», которую украшали карикатуры на Игоря Артемьева, и даже продвигался в социальные сети инцидент с автомобилем главы ФАС, столкнувшимся с мотоциклистом (из чего, с легкой руки устроителей пиар-кампании, в топ записей твиттера был выведен хэштег #наезд_ФАС).

Порой случались и передержки — однажды, следует из массива переписки, Ульянов якобы выговаривал контрагенту: «За последний год вы, к сожалению, неоднократно нарушали договоренности. Статья — это политическая и положительная оценка деятельности ФАС, и это нож в спину».

Все это — вроде бы обычные элементы информационной борьбы, но порой они наполнялись весьма специфическим православным контентом (как тут не вспомнить о сотрудничестве с исполнительным директором фонда Серафима Саровского). Ульянов, судя по переписке, активно продвигал новость о том, что ФАС привлекла к ответственности один из магазинов Рязанской области за намерение последнего предоставлять скидку православным покупателям.

ФАС, кстати, действительно запретила давать преференции по национальному и религиозному признаку. Это вполне соответствует требованиям законодательства, но не вполне — духу времени.

Можно было бы предположить, что защитники рязанского магазина — истинные поборники православной веры, однако самая интересная часть переписки, содержащая религиозные контуры, касается вполне себе мирской темы — борьбы с так называемой полиэтилентерефталатовой упаковкой (ПЭТ-упаковка), или пластиковыми бутылками, используемыми в России для розлива пивной продукции.

В 2013 году НАИЗ провела целый ряд пресс-конференций, посвященных обоснованию тлетворного влияния ПЭТ-тары на человеческий организм, а фронтменом организации (и, если верить переписке, соратником Ульянова) оказался заведующий информационно-издательским сектором отдела по делам молодежи РПЦ, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Дмитрий (Першин).

Так, священнослужитель в марте 2013 года, когда в государственных кабинетах и стенах парламента шло обсуждение целесообразности применения ПЭТ-упаковки, созывал региональных чиновников на пресс-конференцию на тему: «Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?»

Причем вопрос «из чего» на них был центральным, хотя вполне очевидно, что в алкоголизации населения, с которой вполне естественно борется РПЦ, виновна не тара, а ее содержимое.

Содержимое же пиар-кампании стало бы куда более крепким, если бы к ней удалось привлечь политических тяжеловесов. Например, архимандрита о. Тихона (Шевкунова), известного в качестве духовника президента.

Иеромонах Дмитрий, если верить переписке, всерьез рассчитывал на его покровительство (из письма Першина одному из сотрудников НАИЗ): «Звонили от о. Тихона (Шевкунова). Он отказался встречаться — типа мы с Лешей [Ульяновым] слегка навредили, что, наехав на ПЭТ, подняли шум, они там сами разберутся, у них идет работа в ГД <…> О. Тихон  был на совещании на днях, но в будущем они привлекут нас к рекламно-информационной компании. И еще о. Т.Ш. очень сильно занят, его завалили подобными просьбами о встрече. <…> Я ответил, что рад этому звонку, что буду ждать привлечения, но те, кто работают по данной проблеме, причем, на весьма серьезном уровне, будут это делать и без встречи с о. Тихоном. И тогда уже нельзя будет сказать, что мы не пытались сверить часы и договориться о координации» (орфография и пунктуация оригинала сохранена).

Не получив поддержки от «коллеги», иеромонах Дмитрий от имени Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы направлял письма Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, в которых описывал пагубность использования ПЭТ-упаковки алкогольной продукции. «Проанализировав международный опыт (во многих странах ПЭТ-тара для алкоголя запрещена либо существенно ограничена), Совет предложил руководству страны ввести запрет на эту упаковку.  При этом два года назад был разработан проект технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, в котором содержится запрет на ПЭТ-упаковку, а Казахстан законодательно запретил ПЭТ еще в 2004 году. Таким образом, необходимо скорейшее принятие указанного технического регламента, запрещающего использование пластиковой упаковки для алкогольных напитков, включая пиво», — следовало из письма иеромонаха.

Можно было бы удивиться глубокому погружению иеромонаха в светские узкоспециальные проблемы, если бы не тот факт, что именно ФАС была ключевым ведомством, которое и помешало введению запрета на ПЭТ-упаковку.

Кстати, иеромонаха Дмитрия волновала не только проблема алкоголизации населения, но и состояние малого бизнеса в стране. Причем, судя по его публичной активности, главным источником проблем в этом секторе стало то же ведомство, с которым активно боролся Алексей Ульянов сотоварищи, — ФАС. Иеромонах, если верить переписке, «был поражен информацией, что 65% монополистов в России являются субъектами малого и среднего бизнеса» и возмущался инициативе ведомства принять «четвертый антимонопольный пакет», который, по мнению священнослужителя, мог «еще больше ухудшить положение малого и среднего бизнеса, ударить по обладателям патентов и планам по созданию совместных предприятий». (В синодальном информационном отделе РПЦ на наш запрос не ответили.)

Впрочем, иеромонах был не единственным публичным лицом, задействованным в борьбе с ФАС и защитниками ПЭТ-упаковки. Немалые усилия к этому приложил глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, в 2014 году направлявший руководству страны письма с требованием принять меры в отношении Союза российских пивоваров, руководимого гражданами иностранных государств (глав таких компаний, как Heineken, Efes. Carlsberg и др.). «В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях»  Союз российских пивоваров еще в 2012 году был обязан подать заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», — настаивал, если верить переписке, Шапкин. На наш запрос Павел Шапкин не ответил, порекомендовав почитать все ту же ст. 138 УК РФ. К слову, Алексей Ульянов является сопредседателем Национального союза защиты прав потребителей.

Но наиболее любопытным противником ПЭТ-упаковки, замеченным в переписке с Алексеем Ульяновым, нам показался все-таки не Шапкин и иеромонах Дмитрий, а некий Игорь Филиппов. Его участие, возможно, раскрывает мотивы всей НАИЗ в борьбе за запрет пластиковой бутылки как допустимой тары для розлива пивной продукции. Данные указанного лица полностью совпадают с данными советника руководителя Дирекции по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОК «РУСАЛ» — основного поставщика сырья для алюминиевой тары. Филиппов, в частности, якобы направлял Ульянову справку, в которой приводилось обоснование запрета на использование пивоваренными компаниями ПЭТ-упаковки. По времени возможная переписка Ульянова и Филиппова совпала с публичными выступлениями в Госдуме депутата от «Единой России» Михаила Тарасенко, призвавшего правительство полностью заменить пластиковую упаковку на алюминиевые банки.

В пресс-службе ОК «РУСАЛ» сообщили, что ресурс «Анонимный интернационал» им «не известен, публикации там мы соответственно не видели и никаких материалов по указанным темам сотрудники компании, включая И. Филиппова (отметим, что данные имя и фамилия являются весьма распространенными), никому не направляли».



18 комментариев

1
николай р. , 17 января 2016 в 13:50
с каких пор пивоварня является некоммерческой организацией? и попадает под закон об иностранных агентах? для меня - это коммерческоe предприятие. а так никогда нам инвесторов и не дождаться.
3
Lev Rozin , 17 января 2016 в 19:46
ФАС в центре и на местах открыто лоббирует определенные структуры. Я обращался в Брянское отделение ФАС и лично к г.Артемьеву по поводу размещения рекламы на платежках за электроэнергию. Ответ всё правильно. Оно понятно где МРСК и где простой гражданин. Сейчас Брянское отделение ФАС 5 мес. мусолит дело вмешиваясь в определение цены при размещении оборудования оператора кабельного телевидения в доме принадлежащем ТСЖ. Требуют все документы вплоть до сумм расходуемых ТСЖ со своего счета.
1
владимир рихтер , 17 января 2016 в 20:13
Почему-то церковная власть своим "конкурентным преимуществом" не пользуется. Во всяком случае внешне это никак не проявляется, если иметь в виду критику "государственной политики и федеральной власти". Может быть, церковная власть на самом деле и не совсем церковная.
4
yaga911 . , 17 января 2016 в 22:44
...И всё-таки самое интересное: как в сознании наших "батюшек" так мирно уживаются крест и золотой телец?
1
Константин Поляков , 18 января 2016 в 09:43
Вопрос к РПЦ только один: богу деньги нужны? На этот вопрос церковь коптов ответила (200 лет до н. э.), что деньги нужны и они стоят на первом месте (главное форма, а не содержание). Но деньги приведут к краху "веры" (не в деньги).
-4
Дмитрий Владимиров , 18 января 2016 в 11:12
Статья высосана из пальца, такое чувство, что данный материал проплачен пивоварами. Честно, не ожидал от Новой...
1
Георгий Павлов , 18 января 2016 в 11:40
Посмотрел сайт "Реформа ФАС" (http://reformafas.ru/), по-моему ребята правду про ФАС пишут. Карикатуры прикольные у них - http://reformafas.ru/materials...
-4
Николай Шульчишин , 18 января 2016 в 13:43
С ПЭТ-упаковкой действительно надо что-то делать. Вы где-нибудь в Европе видели, чтобы пиво продавалось в больших пластиковых бутылках? Про разницу качества я уже молчу. Иностранцы скупили всю нашу пивную отрасль, но позволяют себе то, что запрещено у них на родине. Вот уже почту взламывают и заказные статьи проплачивают...
5
Мария Чуева , 18 января 2016 в 16:35
кхем, вы в Европе были вообще? Там в пластиковых бутылях продается все, что угодно, они ж на экологии помешаны а ПЭТ одна из самых экологичных на сегодняшний момент видов тары ( с учетом простоты переработки). Да и про разницу качества... не сказала бы. Знаете, есть такие фокусы восприятия, когда, уверив себя, что заграничное - это круто, человек начинает неосознанно подгонять восприятие вкуса под эти свои представления? Слепые тесты это убедительно показывают. Если под гадкими иностранцами вы подразумеваете транснациональные компании типа Карлсберга-Балтики, то они ж на самом деле гордятся тем, что у них качество пива не зависит от географии. И мой опыт заграничного пивопития показывает - действительно, не зависит.
Ну а концовка ваша отдельно порадовала. У вас есть конкретные причины полагать, что Новая размещает заказные статьи? Так откройте тайну, какие конкретные улики вас натолкнули на эту мысль, обсудим. Или вы действуете по принципу " с чем я не согласен, то - проплаченная заказуха"?
0
Николай Шульчишин , 18 января 2016 в 20:46
Дорогая Мария! Конечно в Европе был и хочу сказать, что как раз Вы не правы, там алкоголь производят в алюминиевых или стеклянных тарах небольших объемов. Во-вторых, согласен с вами, что европейцы помешаны на экологии, но и только. Так вот ПЭТ-тара, это химия, которая очень долго разлагается и при этом отравляет почву, так еще и пить из нее тем более спиртосодержащее для здоровья вредно, об этом имеется много исследований. Что соответственно не согласуется с Вашим заявлением. На счет качества европейского пива и нашего тоже хочу сказать, пробовал и отличие разительное. Но тут могут быть вкусовое рецепторы по-разному воспринимают, поэтому Вам могло показаться что одинаковое.
На счет Ваших вопросов относительно заказных статей. Я общался с одним своим другом и он мне рассказал, что в Новой газете самые дешевые заказные статьи. Стоит задуматься. А может Вы сами из пивоваров? :)
3
Николай Шульчишин , 18 января 2016 в 20:46: "... Я общался с одним своим другом и он мне рассказал, что в Новой газете самые дешевые заказные статьи. Стоит задуматься... "

Задумались. И, не полагаясь на ОБС, с помощью бесстрастного компьютера определили: т.н. Николай Шульчишин, он же Дмитрий Владимиров, он же Георгий Павлов и др, имитирует многоголосие и осведомленность, а на самом деле распространяет бездоказательные слухи с одного дивана на улице Кр-ской в городе М. )))
2
Георг Х , 18 января 2016 в 14:11
РПЦ против тренда дауншифтинга.
0
Петр Попов , 18 января 2016 в 14:42
Десятину жмут православные, вот и приходится выкручиваться.
Всегда было, всегда будет.
Апостолу Павлу, вон, и то приходилось палатки делать. А нынешние приемники - вот так.
Как говорится – кто на что учился!
А вот поводу всё более исчезающей возможности ведения конфиденциальных переговоров и, в целом, развития технических возможностей для нарушения неприкосновенности вторжения в частную жизнь, уже серьёзнее - Big Brother is watching you!!!
И Сноуден – ученик его.
Петр Попов , 18 января 2016 в 14:57
Комментарий удален
От модератора: В каком это абзаце, ув. Петр?
0
Петр Попов , 18 января 2016 в 16:00
Десятину жмут православные, вот и приходится выкручиваться.
Всегда было, всегда будет.
Апостолу Павлу, вон, и то приходилось палатки делать. А нынешние приемники - вот так. Как говорится – кто на что учился.
А вот поводу всё более исчезающей возможности ведения конфиденциальных переговоров и, в целом, развития технических возможностей для нарушения неприкосновенности частной жизни, уже серьёзнее - Big Brother is watching you!!!
И Сноуден – ученик его.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Группы смерти (18+)

814
Юлия Михайлова: Ну, плевались, матерились и бегали за мальчиками всегда. Моя мысль...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама