Политика / Выпуск № 01 от 11 января 2012

38524 В Конституции не должно быть места для вождя

Дискуссии о Конституции, развернувшиеся в интернете, ведут людей от лозунга честных выборов к лозунгу «Долой самодержавие»!

Петр Саруханов — «Новая»Люди, вышедшие в декабре на площади российских городов, протестовали против навязанной властью игры без правил. Против моральной и правовой деградации, на которую власть эта вместе с собой обрекала общество. Лозунг честных выборов – лозунг игры по правилам, объединивший тех, кто надеется получить эти правила в России, а не в дальнем зарубежье. Тех, кто остро ощущает их дефицит не только на выборах, но и в повседневной жизни, постоянно сталкиваясь с унижающим произволом чиновника.

Но уже после митинга 10 декабря стало ясно: его беспрецедентная для путинской России многолюдность не заставит власть признать состоявшиеся парламентские «выборы» недействительными и назначить  новые. Не отступила она и после протестной акции, еще более массовой,  на проспекте Сахарова.

Зато не без удовольствия, наверное, власть наблюдает за тем, как ее оппоненты  публично выясняют отношения относительно формата предвкушаемых  переговоров с Кремлем, как суетливо некоторые из них спешат присвоить себе статус главных переговорщиков.

Разрешив митинги и проигнорировав их резолюции, власть как бы сказала митингующим: у вас есть право требовать перевыборов, а у нас есть право  отказывать, любые переговоры на сей счет считая заведомо беспредметными.  У вас есть право выступать против третьего пришествия Путина в Кремль, а у нас есть право этого пришествия добиваться. И вы нас не одолеете, потому что возведенная нами государственная конструкция обеспечивает нам контроль над всеми  ресурсами, причем контроль узаконенный. Наше право сильнее, потому что оно охраняется российской Конституцией, дающей нам монополию на власть. И что сможет этой монополии противопоставить, собираясь на площадях, аполитичная публика, которая революции боится еще больше, чем нас?

Понятно, что вслух ничего такого не произносится. Но подразумевается наверняка. И что же отсюда следует? Отсюда следует, что фальсификации выборов – лишь одно из проявлений узаконенной монополии на власть, а противодействие фальсификациям не есть еще противодействие самой монополии.

Но на нее-то резолюции митингов не покушаются, сосредоточившись  на фигуре Путина как ее персонификатора. Не наблюдаем мы и желания демонтировать эту монополию среди других политических лидеров. Ни среди системных, ни среди несистемных. Последние могут говорить о том, что «систему надо менять»,  даже не упоминая об изменении Конституции, эту систему узаконившей.

Но если все ведущие политики на сей счет отмалчиваются, то в умонастроениях общества наметились, похоже, существенные сдвиги. Причем наметились именно после 10 декабря.

 

Монополия на власть и честные выборы

Власть, отказав митингующим в их требованиях и отослав обманутых избирателей выяснять их отношения с избиркомами в прославленные своей независимостью российские суды, заставила многих людей задаться вопросами, которыми они до этого не задавались. И едва ли не главным среди них стал такой: если она, власть, имеет возможность вести свою игру без правил, то, может быть, дело вообще не в Путине, Медведеве, Чурове или ком-то еще, а в самом государственном устройстве, такую возможность предоставляющем? А за вопросом, как водится, последовали и ответы. И в ответах этих рядом со словами «монополия на власть» появилось слово «конституция».

Раньше такого не наблюдалось. Осенью 2011 года социолог Георгий Любарский, используя разработанную им методику, по заказу Фонда «Либеральная миссия» провел исследование мнений интернет-аудитории. Инициаторам исследования хотелось узнать, как люди понимают «монополию на власть». Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев имеется в виду власть «Единой России», сравнивавшейся с КПСС, и лично Путина. О Конституции, наделяющей президента почти неограниченными полномочиями, речи не было вообще. Не было никакой содержательной реакции и на осенние выступления в печати Михаила Горбачева и Михаила Ходорковского, призывавших к изменению Основного Закона. Преодоление монополии большинству блоггеров виделось в «честных выборах», что и вывело их в декабре на улицы.

А потом им было наглядно продемонстрировано, что их протест и их требования власть может позволить себе не слышать. И тогда среди них стало стремительно нарастать число желающих размышлять о российском государственном устройстве и узаконивающей его Конституции. Прислушайтесь, господа политики, к этой развернувшейся в интернете дискуссии, и вы увидите, что от многих своих потенциальных избирателей вы уже безнадежно отстаете.

Разумеется, требование честных выборов и консолидация вокруг него общества чрезвычайно важны. Потому что очень важно дать понять властям, что они имеют дело с гражданами, а не со стадом баранов. Но давайте не будем все же друг друга обманывать. И насчет возможности честных выборов в нашей государственной системе, и насчет их возможности сколько-нибудь существенно – при сохраняющейся узаконенной властной монополии - эту систему изменить. Могут ли, скажем, даже сверхчестные думские выборы существенно повлиять на экономический и политический курс? Ответ: не могут. Потому что парламентские выборы и их результаты в нашей конституционной конструкции такого влияния не предусматривают. В данном отношении они, строго говоря, вообще лишены какого-либо политического смысла.

Во-первых, Государственная дума не имеет почти никаких рычагов воздействия на правительство – ни на его формирование, ни на его деятельность, ни на его отставку. Во-вторых, курс внутренней и внешней политики, согласно действующей Конституции, определяет президент. И он может проводить его даже при оппозиционном парламенте, так как именно в его руках находится судьба правительства.

Вот почему чрезвычайно наивной выглядит позиция тех, кто  видит выход из обозначившегося политического тупика в юридических границах действующей Конституции.  Достаточно, мол, добросовестно следовать ее букве и духу, чтобы обеспечить свободную политическую конкуренцию и сменяемость власти в соответствии с народным волеизъявлением. Да невозможна же она, такая конкуренция, при нашем Основном Законе! И реальное политическое представительство разных социальных групп невозможно тоже. Если основные направления политики определяет президент, то соперничество партий на парламентских выборах, пусть и честных, может быть лишь конкуренцией в борьбе за думские кресла и привилегии, а не за возможность проводить в жизнь свои программы. За думский статус, но не за политическое влияние.

Нам, конечно, возразят, что президент, согласно Конституции, тоже избирается населением. А раз так, то при честных выборах оно будет якобы реально участвовать в определении экономического и политического курса. Но и это иллюзия. Потому что при тех полномочиях, которыми наделен Конституцией глава государства, его политика будет представлять собой не результат компромисса разных политических сил и стоящих за ними слоев населения, а монопольно навязываемую партийную политику, которая будет определяться окружающими президента «референтными группами», т.е. высшей бюрократией. Именно такую партийную политику и проводили все три наших президента, хотя формально они были беспартийными, а при Ельцине партия бюрократии организационно и политически еще даже не оформилась. Тогда, в 90-е годы, мы могли наблюдать, как безвластный парламент при доминировании в нем оппозиции может президенту мешать. Однако изменить политику ему было не по силам.

А теперь задумаемся о том, может ли партийный политик быть надежным хранителем конституционного строя («гарантом Конституции»), как ему предписано Основным Законом. Это ведь примерно то же самое, как если бы арбитр на поле играл за одну из команд. Что было бы? Правильно, была бы игра без правил.

Разумеется, президенту интереснее быть политиком, нежели гарантом. И он не хочет, чтобы ему мешали. И потому, кто бы им ни был, будет стремиться к подавлению идеологических и политических оппонентов. К встраиванию всех институтов, включая парламент, в бюрократическую вертикаль своей власти. У одних президентов, как у утратившего популярность Б.Ельцина, это получается хуже, у других, как у В.Путина, лучше. Но мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что выстраивание Путиным тотального контроля над всем и вся – это страшный, но совершенно естественный в нашей конституционной конструкции ход событий.

Закономерно в этой конструкции и неудержимое стремление президентской власти к постоянному расширению своих полномочий. По данным исследования одного из авторов этой статьи, с момента принятия в 1993 году нынешней Конституции три российских президента получили 502 новых полномочия: 165 получил Ельцин, 226 – Путин и 111 – Медведев. Причем среди них, с конституционной точки зрения, много сомнительных, а то и просто не соответствующих Конституции. На время  правления  Ельцина таких приходится 41, Путина – 108,  Медведева – 51. Закрепленная в Основном законе монопольная власть тяготеет к экспансии, которую некому остановить. Но самое печальное в том, что ни от кого из политиков, претендовавших  в разное время на президентский пост, мы  не слышали заявлений о готовности от этих полномочий отказаться. Равно как и  обязательств, в случае победы, инициировать изменение самой Конституции. Судя по всему, не услышим и во время нынешней президентской выборной компании. Но сегодня это, повторим, будет означать, что от быстро меняющихся общественных настроений политики уже отстают.

Дискуссии о Конституции, развернувшиеся в интернете, ведут людей от лозунга честных выборов к лозунгу «Долой самодержавие»! Это уже не только против «Единой России» и Путина. Это – против закрепленной в Конституции институциональной системы, сделавшей возможным феномен Путина и не содержащей механизмов противодействия тому, что в очередной раз произошло 4 декабря.

Что же предлагается вместо «самодержавия»? Что и как предлагается изменить в конституционной конструкции?

 

О парламентской республике и Учредительном собрании

Не будем останавливаться на предложениях, касающихся возвращения к четырехлетнему циклу президентства или изъятия из Основного Закона словечка «подряд», благодаря которому у Путина есть  возможность вернуться в Кремль. Принципиально такие коррекции ничего не изменят. Могут они воспрепятствовать назначению новых «преемников»? Нет, не могут. Но, даже предположив, что очередной «преемник» на честных выборах будет избирателями отвергнут, и избран кто-то другой, мы получим ту же монополию в исполнении победителя.

Похоже, что в мыслящей части общества недостаточность такого рода косметических реформ уже осознается. Свидетельством тому все громче звучащие голоса в пользу перехода к парламентской республике, которая позволит воспрепятствовать, наконец, возрождению российского единовластия. Для этого, в свою очередь, рекомендуется созыв Учредительного собрания. Что можно сказать по данному поводу?

Начнем с идеи Учредительного собрания. Ее, разумеется, надо обсуждать, но не скрывая при этом, что она означает революционный разрыв правовой преемственности. В том числе, и от тех, кто выходит сегодня на площади с надеждой на мирные перемены без   революционных потрясений. Идея Учредительного собрания, предполагающая полную отмену действующей конституционной законности и очередное начало российской государственной истории с нулевой отметки, от таких потрясений не гарантирует. Попутно скажем, что даже для полномасштабной замены действующей Конституции разрыв правовой преемственности и созыв Учредительного собрания вовсе не требуются. По той простой причине, что инструмент для такой замены этой Конституцией предусмотрен. Просто называется он иначе – Конституционным собранием. Оно может выработать и принять новую конституцию либо вынести ее проект на референдум. Да, пока неизвестно, кто и как его может созвать, и как будет формироваться его состав, ибо соответствующий закон отсутствует. Но, повторим, сам учредительный институт предусмотрен. Вопрос лишь в том, надо ли  использовать его для преобразования существующей формы правления в парламентскую республику.

О том, что парламентская форма правления более плюралистична и устойчива, чем президентская (или полупрезидентская, как у нас), известно давно. И о том, что она надежнее застрахована от авторитарного перерождения, известно тоже. Но сегодня, как и 20 лет назад, переход в России к парламентской республике несет в себе, на наш взгляд, опасность дезорганизации всего государственного механизма.

Парламентская форма правления эффективна лишь в тех странах, где сложились сильные партии и где укоренились демократическая политическая культура и конституционное правосознание. Но в постсоветской России возникшие партии не столько укреплялись, сколько разлагались. И это естественно, так как ни одна из них не имела возможности взять на себя реальную политическую ответственность. Какая может быть ответственность при отстраненности от формирования и осуществления политического курса? Это касается и «Единой России» - как бы она ни пыжилась, она представляет собой не политическую партию, а клуб сторонников Путина, приводной «парламентский» ремень между ним и бюрократией. Что касается политической культуры, то мы пока не изжили принцип «игры с нулевой суммой». В головах и политиков, и большинства общества она предстает как игра «Царь горы»: если я (мы) наверху, то все остальные внизу и должны только подчиняться.

Но по этой же причине России не подходит и вариант республики президентской, существующей в США и многих странах Латинской Америки. Вариант, при котором президент непосредственно возглавляет исполнительную власть. При неразвитой демократическо-правой политической культуре данная модель ведет к конфронтации между ветвями власти, так как в ней ни президент не может распустить парламент (нижнюю палату), ни парламент не вправе выразить недоверие президенту и его администрации. И вовсе не случайно в странах Латинской Америки столь часты были военные перевороты, когда  конфликты, не разрешимые политическими средствами, устраняются силой.

Мы должны считаться с наличным уровнем культуры российского общества. С тем, что принято называть ментальностью. Учреждение форм правления, заведомо с ней не совместимых, ни к чему хорошему страну не приведет. Но и фетишизировать эту ментальность, якобы и в ХХI веке обрекающую нас на  примирение с самодержавием, нам не пристало. Да, наш стиль взаимоотношений друг с другом, наше отношение к власти, как и ее отношение к нам, не очень-то соответствуют современному пониманию правового государства. И что же – ждать, пока мы до него «дорастем»? Но на основе чего будем «дорастать»? Что нас будет к этому подталкивать? Да и общество, как свидетельствуют о том последние события, ждать, загнивая под сенью самодержавия, не очень-то расположено. Разве проявившееся на декабрьских митингах отторжение «вождизма» не свидетельствует о стихийном запросе на иной, чем самодержавие, государственный строй? Разве призывы к изменению Конституции, с которыми солидаризируется все большее число людей, не свидетельствуют о том же?

Но от призывов пора уже переходить к обсуждению конкретных конституционных проектов.

 

Арбитра надо отделить от игроков

Исходить, на наш взгляд, нужно из того, что ничего лучше полупрезидентской модели мы для России не придумаем.

Как показывает государственный опыт Франции, Португалии, Финляндии, Польши, Болгарии, Румынии, Словакии, Словении и других стран, модель эта вполне жизнеспособна. И не во всех них в пору ее утверждения население обладало высоким уровнем политической культуры и конституционным правосознанием. Почему же ни в одной из них нет персоналистского («самодержавного») режима, а у нас он есть? Почему ни в одной из них она не ведет, как у нас, к деградации этой культуры и этого правосознания, а ведет, наоборот, к повышению их качества? Да именно потому, что в этих странах полномочия всенародно избираемых президентов сбалансированы с полномочиями парламентов. Вот этого нам и предстоит добиться, изменив соответствующим образом российскую Конституцию.

Предлагаем для обсуждения следующие поправки (их принятие, кстати, созыва Конституционного собрания не требует), которые целесообразно было бы в нее внести:

  1. Президенту должна быть отведена роль главного хранителя конституционного строя, гаранта честных правил политической жизни. Роли партийного игрока его нужно лишить. Для этого у него следует отнять такие функции, как определение основных направлений внутренней и внешней политики и обеспечение «согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». Вторая функция, кстати, настолько туманна и размыта, что фактически представляет собой мандат на вмешательство в деятельность любых государственных институтов. В то же время  роль президента как гаранта нужно усилить. Скажем, предоставить ему право самому назначать Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека, наделив последнего более существенными, чем сейчас, полномочиями. Кроме того, целесообразно передать под непосредственное президентское командование Внутренние войска МВД, трансформировав их в Национальную гвардию.
  2. Конституционная конструкция должна предполагать формирование правительства, прежде всего, Государственной думой. Для этого нужно, чтобы правительство слагало с себя полномочия не перед вновь избранным президентом, а перед вновь избранной Думой. Она же должна предлагать президенту для назначения кандидатуру премьера, а не наоборот, как сейчас. И только если расклад сил в нижней палате не позволяет фракциям об этой кандидатуре договориться, президент должен быть вправе сформировать свое правительство, которому через год Дума выразит доверие либо недоверие.
  3. Вотум недоверия правительству должен вести за собой неизбежную его отставку. Сегодня, напомним, президенту  представлено право выбора: он может или правительство отправить в отставку, или распустить Думу. Нетрудно догадаться, что при таком развитии событий он, скорее, выберет второй вариант. Не случайно же наши думцы,  осмелившись за время действия нынешней Конституции несколько раз грозить правительству вотумом недоверия, никаким результатом свои угрозы ни разу не увенчали.
  4. Президент должен быть лишен права в любой момент по собственному хотению отправлять правительство в отставку.

Мы перечислили лишь главные поправки, которые необходимо внести в Конституцию. Поправки, без которых из самодержавной колеи выбраться, на наш взгляд, невозможно. Честные выборы в данном отношении ничего не изменят, так как при сохраняющемся в Основном Законе месте для вождя они всего лишь воспроизведут  существующую систему, которая, в силу своей природы, будет тяготеть к их превращению в нечестные.

Остается, однако, открытым вопрос о том, кто и как может осуществить назревшую системную трансформацию – по сути своей революционную, но по методам эволюционную, предполагающую сохранение правовой преемственности.

О субъекте перемен

Есть мировой опыт таких трансформаций, и в нем, при всем его многообразии, есть нечто общее. Они происходят тогда, когда запрос на системные изменения созревает в обществе. Когда оно перестает молчаливо примиряться с подавлением своей моральной и гражданской субъектности. Когда его наиболее образованные и инициативные слои отказываются признавать действующую тоталитарную или авторитарную власть легитимной, но настроены при этом не просто на замену одних властвующих персон и групп другими, а на смену государственной системы. А смена государственной системы – это не только легитимация власти на честных выборах (сами по себе они могут привести лишь к приватизации системы иными людьми), но и изменение конституционного строя страны.

Все успешные системные трансформации последних десятилетий именно потому и состоялись, что при их осуществлении признание действующей власти нелегитимной, требование честных свободных выборов и установка на изменение конституционных правил игры сочетались в одном пакете. Сочетались, консолидируя все оппозиционные силы. Там же, где эти условия обеспечены не были, происходили откаты к прежней системе при старых или новых правителях. Что же мы видим в сегодняшней митингующей России?

Мы видим, что в оппозиционном лагере нет единства даже относительно легитимности нынешней власти. Ведь если политик соглашается участвовать в проводимых этой властью выборах, то он ее легитимирует. И если требует от нее честных выборов, не требуя конституционной реформы, легитимирует тоже. Потому что тем самым подпитывает иллюзию, что честные выборы (и отмена результатов выборов нечестных) возможны и при сохранении системного статус-кво.

Речь идет вовсе не о том, допустимо или нет договариваться с действующей властью о новых правилах игры. Примеры Испании, Польши и других стран свидетельствуют о том, что такой вариант системной трансформации не только возможен, но и является наиболее безболезненным. Да, трансформация в данном случае начинается с законодательных норм, принимаемых существующей  властью, которую оппонирующая сторона не считает легитимной. Но если эти нормы выводят из изжившей себя системы, существующей властью олицетворяемой, то такой прагматизм уместен. А вот готовность некоторых наших оппозиционных политиков признать за нынешней Государственной думой, объявленной ими нелегитимной, право принять отдельные «полезные» законы вызывает недоумение. Потому что дело касается законов, которые при сохранении персоналистской конструкции власти к выходу в новое системное качество не ведут.

В этом отношении, повторим еще раз, мыслящая часть общества, осознавшая необходимость конституционной реформы, оказывается впереди политиков. И не потому ли, кстати, самоорганизующееся интернет-сообщество остерегается признавать за ними лидерство,  что ни в ком из них в отдельности и во всех вместе не находит олицетворения системной альтернативы?

Не потому ли предпочитает подчеркивать свою аполитичность и гражданский характер своего протеста? И не проявляется ли в этом подчеркивании неосознанный запрос не только на новое качество государственной системы, но и на соответствующий ему новый, не «вождистский» тип политического лидерства?

Возможно, что мы ошибаемся. Но если все же такой двойной запрос наличествует, а озвучиваться не будет, если политики будут по-прежнему демонстрировать свои сектантские амбиции, то волна протеста неизбежно пойдет на спад. Не могут люди бесконечно голосовать за резолюции с требованием перевыборов, осознав его недостаточность и именно потому – принципиальную нереализуемость. А других резолюций, отвечающих их быстро меняющимся после 10 декабря умонастроениям, им не предлагают. И может так получиться, что запрос на системную альтернативу и новый тип лидерства будет вытесняться запросом на альтернативный «вождизм», противостоящий не только власти, но и всем разрозненным оппозиционерам. Симптомы этого уже просматриваются.

Как бы то ни было, когда стратегия растворяется в тактике, серьезных успехов ждать не приходится. Не только быстрых, но и небыстрых.  Лозунг честных выборов, адресованный российским властям, - это тактика. Лозунг «ни одного голоса Путину!» -  тактика тоже. Но ради чего она, такая тактика, ради какой цели? Ради того, чтобы слегка обновить состав безвластной Думы и привести к власти другого монополиста? Вот уже и голоса слышатся из оппозиционного стана: в случае выхода во второй тур Путина и Зюганова будем призывать голосовать за Зюганова. С тем, чтобы потом с ним бороться. За что? Снова за честные выборы ради победы на них нового претендента на все ту же узаконенную в Конституции президентскую монополию?

Мы полагаем, что сегодня желательно другое.

Желательно наметившийся сдвиг в общественном сознании в пользу конституционной реформы перевести в политическую повестку дня. Сделать его стратегической опорой оппозиции. Опорой, сохранение и укрепление которой много важнее исхода предстоящих президентских выборов.

Опорой, которая будет иметь решающее значение и после выборов, каков бы ни был их объявленный результат.

Быстрых успехов и этот путь, скорее всего,  не сулит. Но в нем есть перспектива, а в том, что пока предлагается, таковая отсутствует. Перспектива мобилизует, ее отсутствие деморализует. И чем скорее это будет  осознано, тем лучше.


Рекомендую

105 комментариев

0
Богдан Литвин, 9 января 2012 в 20:50
Согласен полностью. Нам нужна именна такая реформа)

Но хочу заметить, что эти идеи высказывались в современной России еще до Ходорковского (он, кстати, об этом говорит с начала нулевых). Эта идея заложена в Демократическом Манифесте партии Яблоко.
0
маша потапенко, 10 января 2012 в 23:50
В Конституции не должно быть места для вождя.
Когда в головах россиян не будет место для вождя
тогда его не будет и в конституции.
0
Vlad Shnair, 11 января 2012 в 12:57
Маша, Вашими комментами глаголет истина.

Кроме Вас я уважаю ещё одну очень умную женщину Юлию Латынину.

Маша, почему Русским обязательно надо изобретать свою доморощенную конституцию. Чем их не устраивает Американская? Япония позаимствовала и их экономика в прекрасном состоянии. Отцы законодатели долго и тщательно отрабатывали все её статьи. Когда то Гитлер назвал теорию относительности еврейской физикой. Может быть Американская Конституция воспринимается русскими патриотами как Гитлер воспринимал теорию относительности?
А действительно зачем Русским еврейская физика и Американская Конституция.
Своё нижегородское изобретём.
Маша, я согласен с Вами что Ходорковский далеко не ангел с крылышками. Однако на заре капитализма первоначальное накопление никогда не было идеально честным. По крайней мере Ходорковский действовал в рамках существовавших на тот период законов и получив в управление нефтяные компании в очень плохом состоянии он сумел трансформировать их в одну из лучших нефтяных компаний в мире. Талантливые или даже гениальные люди типа Ходорковского вряд ли боятся конкуренции. Их начальный капитал их мозги. Так что поступив неглупо, скупив на залоговых аукционах, он пошёл дальше и превратил Г в конфетку. Ходорковский пошёл в политику и стал политическим противником Путина понимая что это связано со смертельным риском. Уверяю Вас что Американские Отцы Законодатели создавая конституцию не руководствовались Моральными принципами да и сами не были очень моральными.
Создавая Конституцию они прежде всего принимали в расчёт моральные несовершенства природы человека и думали о том как разумным законодательством превратить присущую всем людям жадность в достоинство. И то что они создавали государственную машину для из реальных людей и для реальных людей а не для ангелов с крылышками секрет их успеха.
0
Виктор киселев, 11 января 2012 в 13:58
Замечательный комментарий,ув.Vlad Shnair !Добавлю-в "Новой..." не так давно была статья о налоговой системе в Китае,которую китайцы прямо позаимствовали из США.И эта система прекрасно работает.
0
Vlad Shnair, 11 января 2012 в 19:47
Cпасибо Виктор, приятно встретить умного человека и обменяться мнениями. Я вообще считаю что государство должно функционировать так же как и любой бизнес. Я имею в виду что цель управления должна быть такая же как и любого другого бизнеса то есть максимально возможная прибыль. А поскольку прибыль гос-ва это налоги на граждан то государство будет тем богаче и мощнее чем богаче население. Кроме того сытое население менее склонно к организации бунтов.
В Китае нет демократии однако когда к власти пришёл умный и грамотный менеджер Дэн-Сяо-Пин за 20-ть лет Китай сделал гигантский скачок в экономике. при этом Дэн только упрочил власть коммунистов в стране. В конце концов людям прежде всего нужна пища и крыша над головой. Коммунистический режим в Китае не запрещает своим гражданам свободно перемещаться по всему Миру и я уверен что при этом светлые и творческие люди не покидают страну. Гос-во способное защитить их интересы обречено на процветание. Это и есть подлинная свобода.
0
Vlad Shnair, 11 января 2012 в 20:07
Дело не в налоговой системе а в том чтобы механизм гос-ва был способен:

1. Защитить интересы изобретателя. Марк Твен сказал "Гос-во неспособное защитить интересы изобретателя может двигаться как рак либо в бок либо назад"
2. Защитить производителя материальных благ от рэкета и произвола гос. чиновников. Макро-экономическим регулированием способствовать честной конкурентной борьбе между производителями. Что касается налогов то слишком большие налоги могут разорить малые и средние бизнесы что может снизить доходы казны, слишком малые позволяют производителям расслабиться что топит инфляцию и также снижают доходы казны.
0
Одно только прямое заимствование ничего не даёт в условиях, когда строгость законов традиционно компенсируется их неисполнением. Если уж брать пример Японии, то не следует забывать, что некоторое время рядом с японским судьёй сидел американский, в процесс не вмешивался, но присматривал, и утверждал приговор. Происходило обучение. А кто наших будет учить?
Все законодательные механизмы реализуются через суд. Суд - ветвь власти. И если уж говорить о смене власти, то конституционные перемены должны касаться и судов не в последнюю очередь. Сейчас судей назначает президент, а отправить судью в отставку не может никто. Этот вопрос они решают кулуарно, и монопольно отбирают кандидатов в свои ряды. Спрашивается, с какого боку в этой схеме народ - носитель власти?
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 10:41
Игорь, прежде чем что либо категорически утверждать надо основательно изучить вопрос. Президент США не назначает судей верховного суда он лишь рекомендует кандидатуры конгрессу и сенату. Не редки случаи когда предложение Президента было заблокировано в парламенте. Это рассматривается как крупное поражение для президента поэтому Президент очень осторожен в своих рекомендациях.
Судьи других уровней избираются прямым голосованием и избираются они пожизненно. Однако это не значит что если судья сам попался на неблаговидных действиях то он не может быть смещён или даже угодить за решётку. Судьи в США высоко оплаченные чиновники плюс пожизненный срок избрания побуждают судей не рисковать. Поэтому случаи брания взяток судьями крайне редки редки.

Вы утверждаете "что некоторое время рядом с японским судьёй сидел американский". Мою информацию легко проверить используя ГУГЛ, а вот Вашу вряд ли. Если Вы можете дать ссылку на источник Вашей информации я готов принести Вам свои извинения. Население Америки также как и население всех других стран часто падают на популистские лозунги борющихся за власть в Белом Доме политических элит и как результат "Американского народовластия" в кресле Президента оказывается не лучший кандидат. Когда, одураченное популистом, Американское общество понимает что их избранник обещания не способен выполнить и своми действиями вредит экономике и политике страны то его шансы быть избранным на второй срок практически равны нулю. Президентов одной каденции было достаточно много в Американской Истории. Яркий пример самого плохого президента США является Картер а вот теперь наверняка будет Обама с его попытками привить социализм Америке. Сделав ошибку Американцы имеют возможность сравнительно быстро её исправить.
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 11:01
Власть Президента Америки огромна но в значительной степени ограничена законами и парламентом. Действия Президента могут влиять на состояние элономики Америки в лучшую или в худшую сторону однако в незначительной степени. В большей степени Американская Экономика(как все очень инерционные системы) следует естественным экономическим циклам. Часто если Президенство приходится на цикл экономического подъёма(Президенство Клинтона например) то можно считать что Президенту крупно повезло и его шансы на переизбрание на второй срок очень велики. Учись мой друг, ученье сокращает нам опыты быстро текущей жизни.
0
Михаил Борисов, 11 января 2012 в 22:06
Согласен с необходимостью сокращения полномочий президента и изменения конституции. Но авторы не уделили внимания судебной власти. Считаю это принципиальной ошибкой. Без сильной судебной власти как третьей силы и независимого арбитра невозможно будет решить неизбежные конфликты между сильным парламентом и президентом. Подробная критика статьи в моем ЖЖ
http://moborisov.livejournal.c...
0
Дмитрий Павлов, 12 января 2012 в 12:34
Очень правильно подмечено, что Конституция (хоть и писанная под ЕБН) не девка и не дышло, чтобы рулить ей куда кому бы вышло.
Толкование может дать и Председатель КС РФ Зорькин и прославиться тем самым в современном демократическом мире, получив затем международную премию и политическое убежище в качестве компенсации и международных гарантий..
Например, толкование не более "двух раз подряд" может быть ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫМ, т.е. по принципу "разрешено только то, что прямо предписано законом" два раза подряд в отношении одной персоны.
А это значит, что любой гражданин России, соблюдая порядок и требования законов может быть избран Президентом России в установленном порядке, НО не более двух раз подряд в течение времени его жизни.
Значит не до свиданьице ВВП, о прощайте навсегда!!!
0
Юра Яц, 9 января 2012 в 21:12
Согласен.Срочно на широкое обсуждение главный тезис этой идеи.
0
маша потапенко, 11 января 2012 в 00:16
Коснтитуция это хорошо но пока у соотечественников колбаса не закончилась(с водярой разумеется) все благие порывы едва ли реализуются. Потому что у нас загадочная душа и особый путь.Это чтобы не употреблять нецензурщину. А потом опять по знакомой колее но с обработкой в духе времени, на новый виток истории ,ну в общем на старые грабли. Широкое обсуждение прекрасно, но только у соотечественников большим спросом пользуется обсуждение проекта дом 2.
Поверьте за МКАДом жизни нет.
0
Vlad Shnair, 11 января 2012 в 13:00
Маша, Вашими комментами глаголет истина.

Кроме Вас я уважаю ещё одну очень умную женщину Юлию Латынину.

Маша, почему Русским обязательно надо изобретать свою доморощенную конституцию. Чем их не устраивает Американская? Япония позаимствовала и их экономика в прекрасном состоянии. Отцы законодатели долго и тщательно отрабатывали все её статьи. Когда то Гитлер назвал теорию относительности еврейской физикой. Может быть Американская Конституция воспринимается русскими патриотами как Гитлер воспринимал теорию относительности?
А действительно зачем Русским еврейская физика и Американская Конституция.
Своё нижегородское изобретём.
Маша, я согласен с Вами что Ходорковский далеко не ангел с крылышками. Однако на заре капитализма первоначальное накопление никогда не было идеально честным. По крайней мере Ходорковский действовал в рамках существовавших на тот период законов и получив в управление нефтяные компании в очень плохом состоянии он сумел трансформировать их в одну из лучших нефтяных компаний в мире. Талантливые или даже гениальные люди типа Ходорковского вряд ли боятся конкуренции. Их начальный капитал их мозги. Так что поступив неглупо, скупив на залоговых аукционах, он пошёл дальше и превратил Г в конфетку. Ходорковский пошёл в политику и стал политическим противником Путина понимая что это связано со смертельным риском. Уверяю Вас что Американские Отцы Законодатели создавая конституцию не руководствовались Моральными принципами да и сами не были очень моральными.
Создавая Конституцию они прежде всего принимали в расчёт моральные несовершенства природы человека и думали о том как разумным законодательством превратить присущую всем людям жадность в достоинство. И то что они создавали государственную машину для из реальных людей и для реальных людей а не для ангелов с крылышками секрет их успеха.
0
Артур Ахмедов, 11 января 2012 в 20:49
Ничего не имею против американской Конституции, но ее, насколько знаю, неоднократно пытались копировать. Положительных примеров нет. Германия и Япония после войны американской Конституции не копировали, потому и процветают по-своему.
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 00:41
Прежде чем что то категорично утверждать надо иметь точные знания и скрупулезно исследовать вопрос сконцентрировав внимание на главном а не на частностях и незначительных различиях чего Вы очевидно не сделали. Я не намерен заниматься здесь Вашим просвещением однако сама 300-летняя история США и впечатляющие результаты достигнутые этой страной лучше всех теорий говорят о продуктивности и эффективности её законодательной базы. Кстати Американскую конституцию и эуономическую модель Японии навязал Американский генерал Маккартур во время кратковременной оккупации Японии после капитуляции Японии. Правда США сохранили Японскую национальную специфику(Император) и культуру. Это помогло быстрому экономическому послевоенному возрождению Японии. План Маршалла также содействовал быстрому возрождению стран Западной Европы на основе щедрой американской экономической помощи и внедрению, не точной копии, политической и экономической систем близких в основных концепциях Американским. Мой друг научись видеть лес за деревьями.
0
Насчёт отсутствия жизни за МКАДом - это вы зря (поддамся я на провокацию).
Да, возможно, реальная активность людей (в смысле выступлений на улице) в Москве гораздо больше, и в этом отношении Москва и в самом деле впереди. Но утверждение, что за МКАДом правит бал колбаса и водка - это правда позавчерашнего дня. Поверьте, что и в областных городах, и в райцентрах, да и во многих сёлах мозги потихоньку подходят к точке кипения. Не закипели ещё, но подходят. Скажем так, политические темы и происходящие процессы активно обсуждаются практически в каждом месте, где люди так или иначе собираются вместе - в очередях, на планёрках, на посиделках, и т.п. И поверьте, люди (я оставляю за скобками явно маргинальную их часть) - не бараны, они следят за тем, кто и что предлагает, и они думают, за кем идти. Давайте им идеи, правильные идеи, и показывайте пример, Москвичи, раз вы по факту самые активные и передовые. И не думайте, что вы такие одни. Нас много.
0
BeyondCrisisClub International, 9 января 2012 в 21:34
Умно. Масштабно. Невыполнимо.
Вот лет через 50, в процессе объединения Тульской губернии с Татар-башорт-станом, с согласия Сибирского хана под чутким руководством куратора из ЦК КПК...
А чем чёрт не шутит, пока разбежаласть под коврам грызться?
Слав-те многоконфесс.боги, Россия - страна отсталая, вот этой глобализацией http://netnotebook.net/reply.p... сильно не пораженная...

Что, нужен референдум?
"Эт-т мы ща!"
0
BeyondCrisisClub International, 9 января 2012 в 21:38
попровка:

А чем чёрт не шутит, пока разбежаласть под коврам грызться?

А чем чёрт не шутит, пока власть разбежаласть под коврам грызться?
0
Николай Щербаков, 9 января 2012 в 22:03
Блестящая статья. Все тезисы и предложения -- на злобу дня и полностью отвечают запросам общества.
0
chaika chaika, 9 января 2012 в 23:01
все в точку, даже комментировать нечего. Нужно распространять.
0
Виктор киселев, 9 января 2012 в 23:34
Прекрасная статья.Но...Нынешняя политическая система статична,как статична смерть.И никакие изменения деталей не искажают сути автократии.Что заставит ее меняться,каковы внутренние импульсы для конституционных изменений?Только недовольство волевого ядра народа,а пока этого не видно.Не обольщайтесь.Да и сама Лилия Федоровна признает это в начале статьи."Там,в полях,на погосте,/В роще старых берез,/Не могилы,не кости-/Царство радостных грез"(И.А.Бунин)Борьба нужна,но результат можно достичь не скоро.
0
Марина Хлынина, 10 января 2012 в 11:44
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Может оно и к лучшему. Хватит уже революций.
"Похоже, что в мыслящей части общества недостаточность такого рода косметических реформ уже осознается" - мыслящая часть общества, это что, не волевое ядро народа?
Авторам - моё восхищение и продолжительные аплодисменты!
0
Виктор киселев, 11 января 2012 в 10:24
Мыслить и проявить волю не одно и то же,ув.Марина.Да и сотня тысяч митингующих в столице далеко не волевое ядро народа,который в массе дремлет.
0
А под лежачий камень вода не течёт.
А ещё вода камень точит.
Это к слову о народной мудрости.
Будем сидеть и молчать - ничего не будет, ни у нас, ни у детей наших. Кто сможет - разъедутся по миру, кто не сможет - так и сдохнет здесь от жизни собачей.
0
Сергей Возчиков, 10 января 2012 в 01:33
Так или иначе, кампания по выборам президента идёт. Надо требовать от кандидатов в президенты - именно конституционной реформы. И поддерживать того, кто представит лучший проект такой реформ, обязуясь его реализовать.

При этом продолжая как давление на власть и думу общественными акциями, так и переговоры в разных форматах. И, конечно же, широкое обсуждение всего круга вопросов.
0
BeyondCrisisClub International, 10 января 2012 в 12:10
"кампания по выборам президента идёт."

Товайищ, а вам не приснилось?
Кто куда идёт? Нетвижу никого!

Пусть себе. Без меня.
Пусть побегают хорошенько за мной, чтобы дуриком затащить на избир.участок. А там - посмотрю, Я посмотрю, НЕ они.

А референдум нужен.
Только никто из ОП-ПАзиции (а руки - вот они) почему-то подписи за референдум не собирает.
0
roman roman, 10 января 2012 в 17:36
"...А референдум нужен. Только никто из ОП-ПАзиции (а руки - вот они) почему-то подписи за референдум не собирает."
Если Вы заглянете в закон о референдумах, скорректированный в путинское правление, то увидите, что у оппозиции в этом процессе нет никакой роли.
ТщательнЕЕ надо, товарищ.
0
Леонид Анцелович, 10 января 2012 в 14:43
Пишет Сергей Возчиков: "Надо требовать от кандидатов в президенты - именно конституционной реформы".
Ответ: О каких кандидатах идет речь? Уж не о Зюганове с Жириновским? Да они основные сторонники Путина и идут на очередные выборы исключительно с целью поддержки Путина. Споллеры.
0
Alex Gord, 10 января 2012 в 03:25
Oтличная статья и к сожалению редкая (вполне закономерно на фоне поразительного отсутствия конструктивизма у оппозиции). Лилию Шевцову - беречь, холитъ и лелеитъ!

Абсолютно согласен с концовкой но хочу добавить что единственным инструментом для осуществления этой стратегии является мощная оппозиционная партия. Создавать ASAP, не откладывая ни одного дня, лозунг "Даешь Партию" звучит созидательно и в конце концов это то чегo так не хватает России.
0
Артур Ахмедов, 11 января 2012 в 20:40
А чем Вам существующие партии не нравятся? КПРФ, СР, Яблоко, Другая Россия, нацболы, Левый фронт - выбирай любую. Конечно, если создавать идеал по методе Агафьи Тихоновны - от одной партии мощность, от другой - интеллект и т.д., то можно долго возится, но вряд-ли плодотворно.
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 01:10
Тут я с вами согласен , Зачем изобретать велосипеды?
0
free_person JMW, 10 января 2012 в 06:03
О достоинствах этой публикации ничего писать не буду - они разные и их много. А вот о недоработках на-пишу кратко. Формат комментария ограничивает его размер.
1. Вообще-то современное и цивилизованное человеческое общество (и государство на основе такого общества), в принципе, может успешно и длительно (по крайней мере, в той или иной степени) функциони-ровать и существовать при самых разных системах и законодательной и исполнительной власти. Но без су-дебной системы - не может, так как только она является, причем единственно возможным, мирным арбит-ром в любых конфликтах человеческого общежития. И эта система власти должна: а) функционировать безупречно; б) быть полностью независимой и от исполнительной и от законодательной ветвей власти; в) быть прозрачной, открытой и понятной и для СМИ и для населения, а не только для законодателей или ис-полнительной власти; г) решения, принимаемые судами, должны пользоваться безусловным авторитетом и у власти и у народа. В то же время автор ничего не пишет о пороках существующей судебной системы и о конституционной реформе судебной системы России и не предлагает никаких поправок в существующую судебную систему.
0
free_person JMW, 10 января 2012 в 06:03
2. Необходимо переработать саму структуру Конституции. Это более тонкий вопрос. И он, сам по себе, может быть предметом отдельных статей, причем написанных не одним автором, а многими (юристами, го-сударствоведами и др.). Поэтому обозначу сей предмет лишь пунктирно, отдельными штрихами. Я здесь бу-ду иметь в качестве одного из возможных образцов для подражания структуру Конституции США, появив-шейся в конце 18 века и успешно существующей уже более 200 лет. Такую долговечность и устойчивость этому документу придала, в том числе, с одной стороны, логически стройная и безукоризненная и, отчасти, иерархически организованная структура Конституции США с четко и однозначно обозначенными безуслов-ными и фундаментальными понятиями устройства государства и общества, а, с другой стороны, открытая для внесения поправок и усовершенствований, не нарушающих самих основ Конституции, но неизбежных в жизни и эволюции любого общества и любого государства за длительное время.
0
брат по разуму, 11 января 2012 в 04:23
Вам - чего, Конституция России мешает жить, что ли???

И чем это Конституция нашей страны мешает Вам САМОМУ строить Вашу жизнь?
0
Какой ты "брат по разуму"???
Ты брат тому, у кого его (разума) нет... ))
0
Артур Ахмедов, 11 января 2012 в 20:29
Да хотя бы тем что порождает коррупцию и беззаконие. Как САМОМУ строить свою жизнь, если нет общих для всех законов, и любой кто сильнее может отнять твое имущество, а тебя самого засадить в тюрьму?
0
Артур Ахмедов, 11 января 2012 в 20:45
А Вы не обратили внимание, что почти любой закон, заимствованный из США или Европы, получает в России новое и обычно извращенное исполнение? Ту же Конституцию США, насколько знаю, неоднократно пытались копировать. Удачных примеров нет.
0
Алекс Степанов, 11 января 2012 в 23:09
Артур,если у нас,русских,нет своих мозгов,значит приходится копировать.Быдло мы,быдло...
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 00:57
Вы абсолютно правы. Тем более что Артур ничего не знает из того о чём он так уверено судит. Тут много умников занимающихся законотворчеством и изобретающих собственные конституции. Если они остановят свой выбор на конституции США то они будут ограничены в свободе творчества а этого они не хотят. Лично я за свободу умников умничать. Пусть развлекаются и тренируют мозги играя в игру "Изобрети Конституцию"
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 00:44
Прежде чем что то категорично утверждать надо иметь точные знания и скрупулезно исследовать вопрос сконцентрировав внимание на главном а не на частностях и незначительных различиях чего Вы очевидно не сделали. Я не намерен заниматься здесь Вашим просвещением однако сама 300-летняя история США и впечатляющие результаты достигнутые этой страной лучше всех теорий говорят о продуктивности и эффективности её законодательной базы. Кстати Американскую конституцию и эуономическую модель Японии навязал Американский генерал Маккартур во время кратковременной оккупации Японии после капитуляции Японии. Правда США сохранили Японскую национальную специфику(Император) и культуру. Это помогло быстрому экономическому послевоенному возрождению Японии. План Маршалла также содействовал быстрому возрождению стран Западной Европы на основе щедрой американской экономической помощи и внедрению, не точной копии, политической и экономической систем близких в основных концепциях Американским. Мой друг научись видеть лес за деревьями.
0
Vlad Shnair, 12 января 2012 в 11:46
Прежде чем что то категорично утверждать надо иметь точные знания и скрупулезно исследовать вопрос сконцентрировав внимание на главном а не на частностях и незначительных различиях чего Вы очевидно не сделали. Я не намерен заниматься здесь Вашим просвещением однако сама 300-летняя история США и впечатляющие результаты достигнутые этой страной лучше всех теорий говорят о продуктивности и эффективности её законодательной базы. Кстати Американскую конституцию и эуономическую модель Японии навязал Американский генерал Маккартур во время кратковременной оккупации Японии после капитуляции Японии. Правда США сохранили Японскую национальную специфику(Император) и культуру. Это помогло быстрому экономическому послевоенному возрождению Японии. План Маршалла также содействовал быстрому возрождению стран Западной Европы на основе щедрой американской экономической помощи и внедрению, не точной копии, политической и экономической систем близких в основных концепциях Американским. Мой друг научись видеть лес за деревьями.
Предыдущая страница 123456 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Опрос

Опасения стран Балтии по поводу угрозы независимости со стороны России представляются вам:

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2015@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Новости

3 мая
2 мая

Реклама

Партнеры

Тви-новости

Реклама

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама