Политика / Выпуск № 84 от 30 июля 2012

70927 Алексей НАВАЛЬНЫЙ: «Они поняли, что штурмовать Кремль никто не собирается, и решили задавить всех по беспределу»

30.07.2012


Фото: Евгений Фельдман — «Новая»

В четверг в своем блоге Алексей Навальный назвал главу Следственного комитета Александра Бастрыкина «иностранным агентом» и выложил документы, из которых сделал вывод: главный следователь страны числился учредителем чешской компании Law Bohemia, владел в Чехии недвижимостью и к тому же имел «вид на жительство» в этой стране.

История эта не нова — депутатский запрос по делу о недвижимости Бастрыкина в Чехии еще в 2008 году делал Александр Хинштейн. Однако тогда дело ограничилось только запросом. Сейчас Навальный и его сторонники направили свои вопросы в МИД Чехии и регистрационную палату и нашли, как они уверяют, подтверждение тому, что у главного следователя страны — в те времена, когда он занимал должность зама генпрокурора РФ, — был бизнес в Чехии (недвижимость в этой стране могут приобрести только юридические лица), а также — вид на жительство. Навальный утверждает, что при оформлении необходимых документов был подделан ряд доверенностей на ведение бизнеса, а сам Бастрыкин не уведомил власти Чехии о том, что продал свою долю бизнеса в 2008 году. МИД Чехии подтвердил подлинность документов, выложенных Алексеем Навальным, подтвердил данные о виде на жительство и пообещал провести собственное расследование.

Главе СК РФ пришлось оправдываться. В интервью, опубликованном в пятницу в газете «Известия», он признал, что у него действительно была фирма в Чехии, но она была учреждена не для ведения коммерческой деятельности, а для получения долгосрочной визы. И пообещал уйти в отставку, «если у него найдут хоть один евро прибыли от его чешской фирмы».

Наличие пражской квартиры генерал Бастрыкин объяснил тем, что купил ее еще в то время, когда был директором Северо-Западного филиала Российской правовой академии и планировал продолжить профессорскую карьеру в Европе. Но затем передал квартиру своей первой жене.

В тот же день, когда было опубликовано интервью Бастрыкина, блогосфера бурно обсуждала перспективы уголовного дела в отношении самого Навального. Журнал TheNewsTitmesсо ссылкой на свои источники в правоохранительных органах сообщил, что известна дата ареста оппозиционера — понедельник, 30 июля. Формальный повод — расследование в рамках истории с «Кировлесом».

С вопроса об этом я начал разговор с Алексеем Навальным.

— Говорят, в понедельник арестуют?

— Кто говорит? Я не говорю.

— Но ты готов к аресту?

— Я уже много лет готов к такому развитию событий. Я же прекрасно понимаю, чем я занимаюсь и с какими людьми имею дело. Арестовывать меня не за что. Но я понимаю, что в нашей стране арестовать могут любого человека. И тебе это отлично известно. 100% к этому готовым быть нельзя, но тем не менее…

— А семья? Жена, дети?

— Они тоже живут в такой ситуации достаточно давно. Олимпийского спокойствия, конечно, нет, но есть понимание, что в любой день меня могут лишить свободы.

— Нет желания переправить семью в более безопасное и спокойное место?

— Мы живем жизнью обычных людей, и всегда так жили, и продолжаем жить. У нас нет ни желания, ни возможности жить какой-то другой жизнью.

— И недвижимости за пределами России нет?

— Точно!

— А в твоем расследовании о заграничной недвижимости и виде на жительство Бастрыкина есть «личный зуб»?

— Там есть и личное, и общественное. У любого нормального человека в нашей стране, тем более занимающегося политикой и хоть раз столкнувшегося с произволом силовиков, есть свой «личный зуб» на Бастрыкина. Мне не понравилось, что творили его люди во время обыска у меня дома. Мне не нравится, что сейчас творится с уголовным делом по Болотной площади. Мне не понравилась история с «Новой газетой» и ее развязка… Поэтому, да, признаюсь, это — целенаправленная кампания.

— А будет продолжение чешской истории вне юрисдикции России?

— Да, у нас направлены заявления и есть «квиточки», что они приняли это обращение. Чешские СМИ и The Financial Times пишут, что чешская полиция уже заявила, что считает противозаконными действия Бастрыкина, когда он не уведомил своевременно власти о том, что продал свой бизнес, а, следовательно, какое-то время незаконно имел вид на жительство, и это будет расследоваться.

— Когда еще это будет… А вот в отношении тебя расследование уже завершено. Аресты по «уголовному делу 6 мая» продолжаются. Стремительно приняты поправки в законодательство, которые серьезно ограничивают гражданские свободы. Что происходит?

— Это месть! Они очень сильно испугались в декабре, думали, сейчас что-то будет. Но быстро сообразили, что бить их никто не собирается, что большинство протестующих хочет мирного развития событий. Они поняли, что штурмовать Кремль никто не собирается, и весьма рационально выбрали линию поведения, чтобы в течение какого-то времени, которое им еще отмерено, задавить всех по беспределу.

— Получится?

— Думаю, что нет. Но в ходе процесса будут сложности и эксцессы.

— И будут уголовные дела, будут аресты.

— Я не понимаю логики действий власти. Это тоже одна из проблем власти. Когда люди занимают должности не из-за профессиональной пригодности, а по принципу личной преданности, лояльности. Ты можешь заваливать все что угодно, но если ты член корпорации и тебе доверяют, ты будешь там оставаться. Но при этом важнейшие вопросы: кого сажать, кого не сажать, что по «Пуси Райт», что по 6 мая, что по мне, — конечно же, принимает не следователь и даже не Бастрыкин. На уголовном деле «должен сидеть» такой человек, которому скажут:  «Выпускай», он выпустит, скажут:  «Сажай», он будет сажать. Он должен быть человеком, который будет делать все, что ему скажут. Потому что он всего лишь непосредственный участник цепочки телефонного права.

— Уголовное дело в отношении тебя по «Кировлесу» — из тех самых «телефонных»?

— Им нужно какое-то уголовное дело, чтобы оно длилось бесконечно. По «Кировлесу» девять месяцев искали криминал в отношении меня, ничего не нашли. А возобновили дело, когда я потребовал реабилитации. Мне пришли бумажки, что уголовное дело в отношении меня закрыто и что я имею право на реабилитацию. Но ничего не происходило. Никаких извинений. Я месяц подождал и обнародовал этот документ. Уже на следующий день выступил Маркин (руководитель пресс-службы СК. — И. М.), заявил, что все отменяется. А в понедельник меня вызывают для предъявления обвинения. Девять месяцев искали, работая непосредственно в Кировской области, — ничего не нашли, а тут буквально за несколько недель, сидя в Москве, — и уже обвинительное заключение готово…

— А что будет осенью? Как думаешь, осенью произойдет всплеск социальной протестной активности? И наложение социальных протестов на протесты политические?

— Про наложение социальных протестов на политические все говорят уже года три. Но я не думаю, что это случится скоро и возникнет прямое сложение этих процессов. Социальные протесты и протесты политические — это все-таки разные вещи. Но сейчас ситуация стремительно меняется. Популярность власти будет падать, потому что экономическая ситуация не будет улучшаться. Это совершенно точно. Выбор очень ограниченный: или стагнация, или ухудшение. Это гарантирует только одно — ухудшение рейтингов. Как власти в целом, так и конкретных властных персон. Снижение рейтингов и потерю управляемости они попытаются компенсировать ужесточением, то есть закручиванием гаек. И это даст нарастание политического протеста. При этом я не жду, что бабушки, протестующие против роста тарифов на коммунальные услуги или обесценивания пенсий, будут выходить на митинги и требовать освобождения арестованных после майского марша протеста.

— Но бабушки бывают очень активными. Вспомни закон о монетизации льгот. Именно бунт бабушек заставил власть пересмотреть этот закон.

— Но в этом протесте не участвовали политические силы. И бабушки не выдвигали политические требования. Поэтому власти проще было пойти на попятную.

— Раз мы вспомнили митинг в защиту арестованных после майского протеста, почему не было твоего выступления на этом митинге?

— Меня не было в списке выступающих. К тому же я ехал с совета директоров «Аэрофлота» и не знал точного времени, когда приеду. Это было первое заседание совета, давно назначенное. У меня были сомнения, что я вообще успею на митинг.

— Аэрофлот — это уже экономика. Хочу спросить тебя, как члена совета директоров «Аэрофлота». Цены на нефть перестали уменьшаться, а рубль этого и не заметил, продолжает падать, вывоз капиталов из страны нарастает. С чем можно связать эти процессы?

— Я это связываю с тем, что сейчас никто не верит в перспективы российской экономики. Не верят, что она может расти, приносить дивиденды. Но самое главное, что люди здесь, в России, не верят в перспективы улучшения жизни, не верят в какие-то позитивные перемены, поэтому капиталы и бегут. Вся экономика, по меткому выражению Белковского, — это экономика РОЗта: распил, откат, занос. Экономика так и работает. Люди зарабатывают на каких-то примитивных вещах, как добыча сырья, и стремятся все вывезти из страны. Они не связывают свою дальнейшую жизнь, жизнь своих детей с Россией. Даже Бастрыкин не сильно связывает, приготовил «запасной аэродром» в виде квартиры в Чехии.

— А член совета директоров «Аэрофлота» Алексей Навальный связывает?

— Член совета директоров Навальный и гражданин Навальный верит в Россию. Поэтому и занимается тем, чем занимается. Я верю, что мы не обречены, что мы можем быть ничуть не хуже любой другой европейской страны. Поэтому я борюсь с этой властью. Да, очень большое количество людей считает, что побороть власть невозможно. А люди, связанные с властью, не связывают с Россией никаких надежд, они считают, что мы обречены. Они считают, что Путин будет долго. До 80 лет. Потом придумают таблетки молодости, и он будет жить и править до ста лет. И очень многим не хочется тратить свое время, свою жизнь на борьбу — они просто уезжают. А я не уеду.

 

От редакции

Готовы опубликовать ответ представителя Следственного комитета РФ.




96 комментариев

0
Геннадий Курочкин , 28 июля 2012 в 20:10
Таблетки молодости не изобретут, не надейтесь. Вот если зубы научатся выращивать как у акулы, да прямую кишку восстанавливать после "опытов со шваброй" - и за это западной науке было бы спасибо. "Они считают, что Путин будет долго. До 80 лет." --
мы не китайцы, чтобы подпрыгивать и орать "10000 лет товарищу Мао". Как говорят на Украине "Cьисты-то он сьист, та кто ж ему дасть?"
0
udarnik soctruda , 29 июля 2012 в 11:16
Советы сколько терпели? А Путина сколько терпим?
Мы не китайцы, да. Подпрыгивать и орать можем гораздо дольше.
0
Леонид Анцелович , 30 июля 2012 в 06:42
Ох, Лёха, Лёха, не делай Вовке плохо.
На сердце суматоха, а на душе тоска.
Ох, Лёха, Лёха, такая, блин, эпоха.
Осталось только охать, и верить в чудеса.
0
Alex Gord , 31 июля 2012 в 05:55
чей то в моем сознании г-н Навальный на пламенного борца не тянет. Каких то штришков не хватает, а может какие лишние есть, не знаю. Не могу точно сформулировать но есть ощущение что он до сих пор не имеет команды, может это и нормально для сетевых хомяков но для политика это просто провально
0
Андрей Моисеев , 31 июля 2012 в 12:48
Точно. Он непрофессионален. Но это даже приятно, даёт надежду, что он не агент каких-то тёмных сил. В книжке Mein Kampf, которую написал Гитлер, очень интересная глава про пропаганду и вообще про захват власти. Ему следовало бы прочитать (только одну главу, а то вдруг впечатлительный). Так вот там сказано, что нужно быть проще (не говорить про офшоры и виды на жит. в Чехии, это всё сложно), иметь одного врага (а не распыляться на Бастыркиных, Ткачёвых и абстрактную "коррупцию") и вообще побольше эмоций (после митингов он совсем потух). Все возможные ошибки допущены. Единственное, что националист (сыграл бы на нац. чувстве), да и тем не пользуется.
0
Павел Шумкин , 31 июля 2012 в 20:47
как в фильме "Председатель" сказали Ульянову: " Хороший ты мужик, Ваня! но не орел.."
0
Семен Кудинов , 28 июля 2012 в 20:18
Уважение Алексею Навальному и очень слабая надежда, чтобы с ним не приключилась, нет , не тюремная история, но история политическая, история Старка. Увы, политика - это такая сфера, что либо выталкивает, либо плавно так деформирует человека ею занимающегося. Так во всём мире. Отличие того мира, который принято называть западным, только в том, что для прессы и того, что называется официальной оппозицией, на порядки больше возможностей просвечивать тех политиков, которые у власти. Ну а у власти эти же возможности ограничены рамками закона так, чтобы она не могла бесконтрольно использовать адмресурс. Вот и всё отличие западной демократии от "сувенирной". Всё остальное как ни страно звучит для переживших "российскую демократию" 90-х, сложится автоматом, без каких то особенных экономпрограм политиков и даже без какой то особой национальной идеи. Получше ли, похуже - всяко может случиться. Здесь уже будет работать менталитет большинства обитателей страны. Хозяйским будет отношение к своей стране - получше, а не заладится - так похуже, пока не появится ХОЗЯЙСКОЕ.
0
a_lex Ch , 30 июля 2012 в 17:06
Это в Новгородской ренспублике. у каждой завалинки был хозяин. А теперь порядок, хозяин один, кааак вертикаль воткнёт, мало не покажется!!
А остальные нехозяева кто теперь....?
0
Семен Кудинов , 30 июля 2012 в 19:36
Вертикаль и, кстати, вертухаи появляются там и только там, где хозяев нет, а проживающие токуют что глухари: " вот барин приидет, да и разберётся".
0
Виктор киселев , 28 июля 2012 в 20:41
Я давно писал в комментариях,что для власти А.Навальный,вырастающий в серъезную оппозиционную фигуру,опасен и она будет делать все,чтобы его устранить.Методы расправ широко известны,а опыт СССР не исчез,а,наоборот,широко используется.Власть,стремясь защитить себя,совершает грубые преступления,да и просто ошибки:она наращивает врагов внутри государства,полагая,что выборочно сможет расправиться с противниками режима.Ничему не научилась и не желает учиться,ибо главное для властных фигур-любой ценой сохранить себя в ней,а власть определенных фигур ради власти,не допуская её смены...
0
a_lex Ch , 30 июля 2012 в 17:09
Если установит противополлонивую защиту в желудк, сносу ему не будет.
0
Галина Семенова , 28 июля 2012 в 21:20
Здоровья и терпения тебе Алексей и твоей жене.Так жить, как ты, не каждый выдержит. Но ты нас не бросай.
0
Hanss , 30 июля 2012 в 16:13
Галина Семенова, 28 июль 2012 в 21:20: "Но ты нас не бросай."
Вот, ведь, чудеса. Человека за активную позицию в тюрьму сажать собираются, а вы ему "Но ты нас не бросай."
А, вы подумали, что он в нас больше сейчас нуждается?
0
Лилия Новикова , 28 июля 2012 в 21:44
Зря так про бабушек. Если с ними пообщаться, то можно услышать, что они смотрят ТВ только до момента показа знаменитых двух рож. Они их ненавидят. Посмотрите, как власть боится общаться при своих выездах с местным населением. Они ведь высказывают все, что думают об этой власти, не выбирая выражений! Вспомните пожары в Нижегородской области и приезд туда Путина! Он пожалел, что вышел на такое общение.
0
Reggie Gabr , 30 июля 2012 в 18:39
Лилия, дeлo нe в тoм чтo `бaбушки нe мoгут пoд вoздeйcтвиeм яpocти блaгopoднoй` взбуxнуть и выcтупить...дeлo в тoм чтo `бaбушки, дeдушки и им пoдoбныe` нe cвяжут эти cвoи paзpoзнeнныe `тpeбoвaния дня` c cущecтвующим peжимoм, и в пoлитичecкиe выcтуплeния этo нe пepeйдeт...
Зaвтpa cкaжeм вoдитeли гop. тpaнcпopтa нaчнут взбуxaть...этo ужe нe `бaбушки` ну и чтo? Пoкa будут oтдeльныe выcтуплeния вызвaнныe нeдoвoльcтвoм oтдeльныx cлoeв oбщecтвa, будeт мaлo тoлку и тoлькo удoвлeтвopит влacть, вoт люди выcкaзaлиcь a мы иx уcлышaли, `мы peшили пoйти нa вcтpeчу пpocьбaм тpудящиxcя т.к. cчитaeм иx зaкoнными...`и т.п.
0
Хочу ещё добавить, что для большинства бабушек Путин - царь-заступник. Они ему жалуются на "злых бояр", и уверены, что он просто недоглядел за чиновниками нерадивыми. Понять, что вся система порочна, что её цель обагащение группы лиц в ущерб стране они не могут. Масштаб этого "вераломства" вне их сознания.
0
Лилия Новикова , 30 июля 2012 в 23:14
Смотря какие бабушки. Не все бабушки - это бывшие доярки из глухих деревень. Бабушки с высшим образованием как раз все очень хорошо "связывают". И когда путин первый раз сделал им повышение пенсий, именно бабушки ЦАО г. Москвы отправили свою прибавку к пенсии обратно путину, связав такое повышение с оскорблением. И для таких бабушек и дедушек эти две физиономии по ТВ - огромный раздражитель. И поэтому они выходят на Сахарова, на прогулки с писателем и т.п. А остальным бабушкам и дедушкам, не имеющим такой доступ к информации, надо объяснять, надо доставлять правдивую инфо о "царе-заступнике" и его приспешниках.Изменить ситуацию в ваших руках Общайтесь, доводите, убеждайте.
0
Алекс Кейси , 28 июля 2012 в 22:08
самый большой подарок Путину (в денежном эквиваленте) будет сделан осенью 2012.. есть такое мнение :(
0
aleksejj katenkov , 28 июля 2012 в 22:53
Алексей, здоровья Вам на долгие года. Вы просто молодец. Вас есть за что уважать.
0
Анна Шубкина , 29 июля 2012 в 18:09
Поддерживаю. Г-н Навальный, Вы заставили меня уважать Вас. Но, плиз, будьте бдительны: число возможных провокаций команды, находящейся при власти, вряд ли возможно сосчитать.
0
Борис Лейтман , 30 июля 2012 в 22:01
Да, Алексей - однозначный молодец. А за что конкретно вы его уважаете, давайте делиться?
0
Сэмуэль Ли , 28 июля 2012 в 23:24
Я понимаю, почему власть нацелена на Навльного. Одни считают, что простой обиженный юрист не может так складно придумывать "палки в колеса", стало быть это засланец госдеповский. Другие просто видят в нем самого сильного и будут бить по нему, чтоб напугать других. Испугаются ли другие активисты, смогут ли так же жестко и серьезно бить власть? Вопрос, на который однозначно ни кто пока не может ответить. "Да, я готов сесть за свои убеждения" - много таких можно найти людей в стране? А сколько из них добьются публичности, прежде чем сядут?
0
Юрий Морозов , 30 июля 2012 в 10:52
>>...простой обиженный юрист не может...
"Простой обиженный" - не может, но "простой ДУМАЮЩИЙ" - легко, как видите!
0
Борис Лейтман , 30 июля 2012 в 22:05
За убеждения его еще никто не сажает. Пока только за нарушение УК, в чем собственно ничего удивительного.
0
Вы инопланетянин незнакомый с российской судебной практикой? Или любитель позубоскалить ни о чём?
0
Владимир Киселев , 31 июля 2012 в 11:44
есть еще просто подполковник..)
0
kliver малинка , 29 июля 2012 в 00:34
В Советской армии говорили:" Наказываем за то,что ПОПАЛСЯ."
Быстрыкину,дважды за месяч, приходиться ОПРАВДЫВАТЬСЯ перед
всей страной. ПОЗОР !!! ПОЗОР !!! ПОЗОР !!!
Путин,скажи кто твой друг, и мы узнаем кто ты.
Путин,скажи кто твой ВРАГ ???
Твой враг НАВАЛЬНЫЙ +53% всей страны.
Жить тебе в ЧЕЧНЕ ,там тебя любят.
ЛЁША,30 НЕ ХОДИ крим. Мы поймём.
0
Навальный - молодец! Лёха, держись!
Власть не знает, что делать в будущем.
Настоящая женщина любит собак. Собаки легко дрессируются.
Настоящий мужчина любит кошек. Кошки делают то, что сами хотят. С ними надо уметь уживаться.
У Путина в доме третья собака появилась. Для мужика это развлечение, а для России это большая проблема.
Предыдущая страница 123456 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама