Политика / Выпуск № 139 от 7 декабря 2012

13637 Образование протеста

Почву для протеста образовательные власти готовили долго и со вкусом. И, кажется, добились своего

Еще с весны было понятно, что катящиеся снежным комом перемены в российском образовании рано или поздно приведут к тому, что разрозненные протесты против них обретут какое-то новое качество. Власть тем временем не дремала и исправно подливала масла в огонь. Кажется, добилась своего.

Почву для протеста образовательные власти готовили долго и со вкусом: тут вам и закон об НПФ — нормативно-подушевом финансировании школ, тут вам и попытки перекраивать школьную систему Москвы, объединяя школы, детсады, библиотеки в загадочные новообразования (разумеется, по просьбам родителей и педагогов). Тут и электронная запись в кружки, в ходе которой внезапно выяснилось, что записаться можно на четыре часа занятий в неделю и не больше. Родители начинают протестовать только тогда, когда лично их начинают прижимать: когда детей в школах и детсадах переводят на дорогое и невкусное привозное питание; когда в уютной обжитой школе вдруг увольняют директора, уходит половина педагогов, зато приходят дети из соседней школы и начинают колотить местных… Вот тут родители рисуют плакаты и выходят на пикеты. Минувшим летом московских родителей раскачали-таки до коллективных протестов, и многие школы от объединения отбились; теперь их задача — выжить при НПФ.

 

Объединиться с кем попало

Осенью до чтений в Госдуме добрался новый законопроект об образовании, в котором государство сняло с себя чуть не все обязательства и гарантии учить население бесплатно хоть чему-нибудь, кроме программы средней школы. Ее бы тоже отменили, наверное, но сперва надо отменить Конституцию. Зато в средней школе тоже пообещали платные услуги. Общественность забросала Госдуму письмами с требованием внести поправки в законопроект, вал обращений на несколько дней вывел из строя думскую электронную приемную, обсуждение сдвинули на 11 декабря… Ждем.

Введение НПФ, выгодного для крупных центров образования, и исключение из нового закона положения об особом статусе гимназий, лицеев и т.п. оказалось фатальным для малокомплектных школ. Перед ними встала дилемма: или срочно объединиться с кем придется (возможно, растеряв специфику и коллектив), или гордо разориться, или ввести платные услуги. Большинство малокомплектных школ — это те, что работают с особыми категориями учеников: от школ надомного обучения и коррекционных школ до гимназий и лицеев, входящих в московскую топ-десятку.

Новая модель, на которую стали принудительно переводить московские школы, имитирует инклюзивную модель, принятую, например, в Финляндии или Штатах: все дети с особыми потребностями должны получить возможность учиться по своим образовательным траекториям в крупных учебных центрах. Фокус, однако, в том, что в России сейчас действует принципиально иная модель работы с особыми потребностями: для каждой их категории — свои спецшколы. У этой модели есть свои плюсы (сильные физматшколы, например) и свои минусы (в основном в области коррекционного обучения).

Но отменить ее и в одночасье перевести страну на другую — это все равно что с завтрашнего утра ввести по всей России левостороннее движение. Старая модель развалится прямо сейчас, а заработает ли новая — еще неизвестно.

Поэтому несколько московских школ, гимназий и лицеев, работающих с одаренными детьми, написали петицию президенту и премьеру с требованием закрепить за школами, которые учат детей с любыми особыми потребностями, особый статус, разработать для них нормы финансирования и приостановить непродуманный эксперимент по слиянию и поглощению школ. Петицию за пару дней в начале декабря подписали три тысячи человек — от ученых, заинтересованных в молодых научных кадрах, до родителей детей-инвалидов. Петиция немедленно спровоцировала множество публичных дискуссий о критериях одаренности, методах ее выявления, механизмах контроля над спецшколами, о том, наконец, стоит ли вообще государству выделять деньги на одаренных детей: всем поровну — справедливее. По-хорошему, все эти дискуссии следовало вести до принятия судьбоносных решений, а не после, и решения принимать на основании серьезных исследований: какая модель работы с особыми потребностями оптимальна для страны и почему, как сочетать разные категории учеников в массовой школе, как организовать их грамотное сопровождение, какие ресурсы для этого нужны. Но единственное основание, на котором сейчас принимаются решения в российском образовании, — это максимальное урезание расходов, которое почему-то называют «эффективностью».

 

Об эффективности

В ноябре государство вылило в занимающийся костер массового возмущения еще несколько тонн горючего, опубликовав результаты мониторинга вузов: более четверти российских вузов и чуть не половина филиалов были объявлены «неэффективными». Вузовская общественность уже на следующий день, 2 ноября, собрала около трех тысяч подписей под требованием раскрыть критерии оценки; раскрытые критерии оказались максимально невменяемыми. Следом грянул скандал с сокращением мест на филфаке СпбГУ, тоже со сбором подписей; скандал потушил ректор вуза Кропачев, объявивший, что сокращения не будет.

Фото Ильи Епишкина

Тут же прибежал с ведром керосина министр Ливанов, который одним махом оскорбил практически весь профессорско-преподавательский состав высшей школы страны, фактически обвинив его в непрофессионализме или взяточничестве. И вот тут уже начало разгораться как следует. Профсоюз российских студентов предложил отправить министра в отставку. Инициативная группа Ассоциации преподавателей вузов России обратилась к коллегам с письмом, констатирующим: средние зарплаты преподавателей по стране не дотягивают до 18 тысяч, ректора получают в 15 раз больше преподавателей, в руководстве вузов непомерно раздуты штаты, в трудовых отношениях царит административный произвол. Преподаватели, подписавшиеся под этим письмом (сейчас — около тысячи человек из всех регионов страны), выразили недоверие министру, потребовали введения единой тарифной сетки, введения прозрачной и справедливой системы начисления зарплат и публичного контроля над действиями руководства; главный пафос письма — надеяться не на кого, надо самим объединяться и действовать.

 

Тянем-потянем

Теперь то в одном месте полыхнет, то в другом. Филфак МГУ выступил с жестким заявлением о разрушении гуманитарного образования в стране. Ассоциация выпускников СУНЦ МГУ нашла плагиат в кандидатской диссертации директора СУНЦ Андриянова; потянули за эту ниточку — размотали колоссальный коррупционный клубок: целую индустрию фальшивых диссертаций, о которой все всегда знали, да как-то никто всерьез за нее не брался. На днях Навальный написал об обнаруженных РосПилом махинациях с госзаказами в барабинском детдоме (Новосибирская область), петербургской школе восьмого вида и воронежском детсаду. Но огромный материк школьных госзаказов — от летних ремонтов до разработки электронного документооборота, от закупки интерактивных досок до готовых завтраков — еще ждет своего вдумчивого исследователя; трудно даже предположить, сколько малокомплектных школ можно содержать на бюджеты, которые тут пилятся.

Тем временем на родительские головы сыплются все новые радости. Декабрьская — запись в московские школы по месту регистрации родителей. Проверьте, не поленитесь, на сайте своего окружного департамента образования, какие школы входят в кластер для вашего микрорайона. Первоклассники из моего дома, например, теперь не смогут пойти в английскую школу под боком, семь минут по пешеходным дорожкам внутри квартала. Их можно отдать только в две школы попроще и подальше: пешком через сложный перекресток, потом автобусом. На сайты окружных департаментов уже посыпались первые жалобы; с 15 декабря начнется запись по всей Москве, родителей прижмет как следует; можно ждать новых протестов.

Декабрьский пейзаж безрадостен: система образования раскачана и нестабильна, а любовно выращенные на ней коррупционные механизмы того и гляди опрокинут ее совсем.

Минобрнауки и московские образовательные власти являют миру редкое сочетание хладнокровной решимости и некомпетентности (в соцсетях это называют «слабоумие и отвага»). Принимаемые решения, кажется, не продумываются даже на полшага вперед. Собственно, все это и вывело тлевшие там и тут робкие очаги протеста на новый уровень: ни на кого не надеяться, объединяться, заниматься независимой экспертной оценкой, останавливать бессмысленное разрушение работающего, распутывать общими силами схемы коррупции, предавать гласности, спасать то живое, что еще осталось в образовании. Сами не сделаем — никто не сделает, ждать уже нечего.

 

Полезные адреса:



15 комментариев

0
Людмила Шиян , 5 декабря 2012 в 17:35
Сами не сделаем — никто не сделает, ждать уже нечего.
Почему Вы все тоже так разобщены? Вот в этом и наша беда.См. выше-столько поборников,а на виду-пшик.Соберитесь на митинг, выйдите все сообща, к Вам все родители подтянутся.
0
kuliga vavilov , 5 декабря 2012 в 17:55
«…потянули за эту ниточку — размотали колоссальный коррупционный клубок: целую индустрию фальшивых диссертаций, о которой все всегда знали, да как-то никто всерьез за нее не брался».
Диссертационное шулерство – сегодня это устоявшаяся практика, становлению которой во многом способствовала попустительская позиция диссертационных советов и ВАК. О беспрецедентном случае группового диссертационного плагиата сообщалось в апреле 2012 г. на сайте Общества специалистов доказательной медицины (ОСДМ) osdm.org/blog/2012/04/14/392/ в заметке «Случай тяжкого плагиата?». На сайте приведено несколько таблиц сравнения, из которых следует, что в каждой из 4-х защищенных плагиаторских диссертаций (1 докторская и 3 кандидатских) большие разделы представляют собой дословно переписанные тексты из одного и того же источника - кандидатской диссертации сотрудницы НИИ скорой помощи им. Склифосовского Македонской Т.П. Из авторефератов, размещенных в интернете, следует, что все четверо обладателей ученых степеней защищали свои диссертации в диссертационном совете Д 208.041.02 при Московском медико-стоматологическом университете (МГМСУ). Похоже, что в сфере интеллектуальных услуг успешно функционирует фабрика по производству липовых кандидатов и докторов наук.
0
Егор Грысь , 5 декабря 2012 в 20:18
imho, дело вовсе не в "попустительской позиции диссертационных советов и ВАК", а в общем криминально-бюрократическом государственном укладе, когда главное - "корочки", а не практические умения и знания, когда соблюдение формальностей - это всё, а суть дела - ничего, когда деньги - мерило всего, - от оскорблённых религиозных чувств до занятия выборного государственного поста
а ВАКи - что? - всего лишь одна из мелких шестерёнок в механизме, работающем вразнос: застопорится - маховик заставит крутиться либо обломает
0
ясень подокном , 6 декабря 2012 в 18:28
"Зри в корень",а корень это мафиозное государство.Отсюда проблемы в любой сфере.Всё так.
0
Амир Залялютдинов , 8 декабря 2012 в 20:00
И каждый мафиози стремится получить ученую степень, потом ученое звание и, наконец, стать академиком академии коммунального хозяйства. Зачем? А просто эти "академии" доплачивают своим "академикам". По поводу академии коммунального хозяйства не шучу. Товарищ на работу принес рекламный плакат одного из кандидатов. Там так и написано был. Коммунальщик.
0
Амир Залялютдинов , 8 декабря 2012 в 19:56
Это возможно, благодаря тому, что все руководящие должности в таких институтах заняты "учеными", которые сами себе дтиссертации не пишут. В журнале "Наука и Жизнь", если не ошибаюсь, №4, подробно расприсаны плагиаторские технологии. К ним добавлю еще одну. Рашаривание докторских диссертаций на кандидатские. Из доктрской можно сделать несколько кандидатских. Защищается там, где исходную работу не видели. Ну и просто маразматические диссертации, в которых на каждой стр. по 10 ошибок. И все проходит отлично. Читал много таких. Шедевр - конспект учебника, который желали выдать за диссерацию. Впрочем была еще одна диссертация - сканирование и распознавание файн ридером отчетов о НИР. Формулы не распознаются, вместо них - абракадабра. Так и принес показывать. На вопрос, что это, вместо формул, молчал. В конце концов купил себе диссертацию и благополучно защитил в одном из продажных ДС. Тихо, никто даже не знал, что защищается.
0
Деревянный Стоматолог , 5 декабря 2012 в 19:33
да ну, протест себя изжил в той форме, в которой он есть. лидеры протухли, они унылы и неинтересны
0
Vladimir Kuchinskiy , 6 декабря 2012 в 11:30
Система управления и организации жизни в России не может быть реформирована. Эту систему можно разделить на более мелкие части с самостоятельными центрами управления и самоуправления. Россию целесообразно разделить на полностью самостоятельные федеральные регионы, которые сотрудничают на основе договоров и живут по собственным Конституциям. Такой план можно обосновать. Любой другой план реформирования обосновать честно не получится. Статус-кво выгоден сотням тысяч чиновников, полицейских, таможенников, прокурорских работников, служащих МЧС, высокопоставленным работникам Пенсионного фонда. Надеюсь, что интересы этих сотен тысяч россиян всем прозрачны. Добавим сюда госкомпании. Все это очень большая и сплоченная сила. Возможно, что многие из этих людей уже превратились в нелюдей. Сюда же относятся некоторые жителя кавказских республик, которые участвуют в "освоении бюджетных денег". Сопли и вопли уже не помогут.Митинги тоже являются детскими спектаклями. Россияне должны молить бога, чтобы упали цены на нефть. Тогда в экономике начнет таять коррупционная составляющая и уменьшится казнокрадство. И возникнет общий порыв в сторону более эффективного развития. Другое мне в голову не приходит.
0
Institute for Cultural Diplomacy , 6 декабря 2012 в 12:40
Образование крайне важно для здорового, развитого, современного общества. Другой вопрос, что с политическим протестным движением недовольство в сфере образования не связано напрямую. Это просто проявление гражданского общества как такового. Кроме того, высказывания связанные с эффективностью или коррупцией в сфере образования скорее "луч света", чем керосин. Но сама дискуссия как таковая - уже отличный знак о подвижках в политической культуре.
0
Vladimir Kuchinskiy , 6 декабря 2012 в 16:33
Уже лет 30 образование критически важно для любого общества на Земле. И эта истина давно уже должна была стать центром планирования в России. Не стала. нынешним чиновникам и их прислуге скорее нужны вообще не образованные граждане. Желательно, чтобы они не умели читать и писать. А все прочие мозгоблудия - от лукавого
0
Vadim Slutsky , 6 декабря 2012 в 17:16
Здравствуйте, Ирина! Хорошая статья.
Если интересно, почитайте - это тоже об образовании - но изнутри, а не снаружи:
http://narod.ru/disk/642502240...
0
Владимир Раменский , 6 декабря 2012 в 19:29
Глобальный вывод: думать надо прежде чем делать - трюизм.
В этом плане думать надо было году этак в 1989-90. Но где там. Ну и получили то, что хотели.
А о развале образования плакать поздно - оно уже развалилось. Плакать надо о стране пока ещё есть малые шансы на её выживание.
0
Геннадий Пересада , 7 декабря 2012 в 07:34
Иссякают источники пополнения государственного бюджета, а число желающих "попилить" неукоснительно растёт. Наши государственные мужи озабочены тем, чтобы не спугнуть воров (эту озабоченность недавно обнародовал глава президентской администрации г-н Иванов), поскольку оные, как я понимаю, теперь представляют главную опору нынешней власти. Вот и приходится изыскивать возможности для изъятия статей бюджетных расходов, чтобы пополнять подлежащую "распилу" часть бюджета. До какой степени цинизма дошли наши государственные мужи в деле воровства иллюстрирует прорвавшееся наружу дело по фактам коррупции в Минобороне. Если на оборону государства чиновникам глубоко плевать, то об интересах образования можно и не вспоминать...
0
Константин Белоусов , 7 декабря 2012 в 18:32
Студенчество должно действовать активнее. Во всех нормальных странах при попытке "наехать" на образование студенты отвечают всегда жестко - и с ними считаются, т.к. их много, они молодые и бояться им особо нечего. А уже к ним должны подтягиваться преподаватели, родители и т.д. Наше же студенчество какое-то аморфное.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Опрос

Принимали ли вы участие в определении суммы ежемесячных платежей за капремонт:

Самое обсуждаемое

Бумеранг БОРН

104
Artur Tonoyanz: ............. Ты хочешь отхватить или что, к чему ты?...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2015@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Партнеры

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама