Политика / Выпуск № 146 от 27 декабря 2013

140278 Дошел до Берлина

Разговор поэта с гражданином для «Новой газеты». Теперь Дмитрий Быков надеется на встречу с Михаилом Ходорковским в Москве

27.12.2013 Теги: ходорковский

Reuters— Как вы понимаете, — сказал Ходорковский, — я свои первые интервью распределял с учетом своих долгов. «Новой газете» я многим обязан. Все уже приехали, а от нее никого. Сегодня собирался звонить Муратову — не обидел ли я вас чем.

— А тут он меня и прислал.

— Да. И в жизни вы примерно вдвое уже, чем на фотографиях.

— Спасибо, Михаил Борисович. Я и так к вам хорошо отношусь.


1

— Я давно хотел спросить, что вы думаете о Суркове?

— Я знаю его с ранней его — и моей — молодости.

— Да ладно, вы старше.

— На год.

— А мне казалось, лет на пять.

— Нет. Когда они с Александром Касьяненко пришли в «Менатеп», мне было двадцать четыре, а им, соответственно, года по двадцать три. И я с первых минут разговора определил, что это очень талантливые люди. Сурков — исключительно одаренный пиарщик, а я за талант могу простить все — ну, почти все. Это сегодня кажется: подумаешь, внедрить лейбл на циферблат часов в программе «Время». А тогда это была революция. Я жалел, когда мне пришлось с Сурковым расстаться, — но пришлось делать выбор, и я его сделал.

— Сурков, как видим, не пропал. Сильно ли он изменился, по-вашему?

— Он остается очень талантливым креативщиком.

— И называет Владимира Путина «белым рыцарем».

— Это логично. Он человек линейно порядочный — то есть предан корпорации, на которую работает. Большего почти ни от кого требовать нельзя.

— Неужели и «Наши» кажутся вам талантливым креативом?

— Разумеется. Это явление яркое, а значит, за ним стоит талант. Иной вопрос, что это за яркость, насколько она притягивает — или, скорей, отталкивает. Мы не всегда знаем, каковы задачи людей, работающих в крупных корпорациях (а сегодняшнее российское правительство и есть крупная корпорация). Иногда они озабочены тимбилдингом или моральным воспитанием молодежи. Иногда — освоением бюджета. А может быть, в их многоходовых комбинациях важно кого-то воспитать от противного, создать предельно отталкивающий образ.

— Вы допускаете, что «Наши» созданы как дурной пример? «Не делай так»?

— Я скорей допустил бы освоение бюджета.


2

— Очень многих разочаровало ваше заявление об отказе от политики.

— Я могу с уверенностью сказать только, что для меня закрыта тема бизнеса — и, соответственно, борьба за активы ЮКОСа — и что приоритетом для меня сейчас является борьба за освобождение моих друзей и коллег. Я не вижу себя в борьбе за власть — прежде всего потому, что во власти надо быть гением интриги, а в этом я понимаю очень мало. В промышленности — значительно больше. Это не значит, что во власти нет и не было профессионалов. Скажем, очень умным человеком я считаю Касьянова. Кудрина, хотя он скорее финансист, нежели промышленник. Естественно, я не жду для себя никаких предложений от нынешней власти — они меня и не интересуют. В остальном ни от какой работы зарекаться не стану.

— Меня не столько интересует вопрос, почему вас отпустили...

— Тем более что я уже много раз признался: у меня нет точного ответа.

— …сколько вопрос о том, почему вас десять лет назад посадили.

— Не знаю, поверите вы или нет, но у меня и тогда не было никаких властных амбиций. Я не видел себя премьером и не собирался бороться за премьерское кресло. Я не планировал никакого захвата парламента, в котором меня столько раз обвиняли. Я финансировал несколько политических партий, потому что парламент рисовался мне местом для политической борьбы. Мне представлялось, что с этой борьбой вполне может справиться профессиональный политик — например, Явлинский. Если бы в парламенте было тридцать процентов оппозиционеров, это была бы вполне адекватная Дума. Не знаю, насколько вы вообще меня представляете, но я во всяком случае не слабоумный, чтобы мечтать о политическом перевороте; и десять лет назад тоже не был слабоумным.

— Но говорили, что вы хотели отдать Западу контроль над российской нефтью...

— Это говорили не только вам, но прежде всего президенту. В аналитических справках, которые ложились ему на стол, эта мысль подчеркивалась. Я, напротив, в это время планировал сделку, которая позволила бы России вместе с Америкой — на чем наши связи заметно укрепились бы — контролировать огромные нефтяные запасы во всем мире. Эта сделка сорвалась из-за жадности или зависти некоторых недальновидных людей — я чувствовал тогда не столько злость, сколько действительно сильную обиду. Ни о какой передаче российской нефти под западный контроль речь не шла вообще. Поверьте мне, я стараюсь в жизни врать как можно меньше.


3

— Сегодня самый страшный жупел — развал страны. Неужели эта угроза реальна?

— В реальность распада СССР тоже никто не верил. Распад происходит не тогда, когда ослабевает вертикаль, — она и сегодня, в условиях, когда все боятся и переваливают ответственность, достаточно слаба. Распад происходит, когда у страны нет модели общего будущего — и тогда различные ее части начинают искать, где лучше. Страны притягиваются к центрам силы. В Краснокаменске я отчетливо видел, что восток России становится все более китайским — не потому, что Китай кого-то завоевывает, а потому, что влияет, заселяет, проникает туда, где слабеет влияние центра. В принципе у России вполне есть возможность продолжать сырьевое существование, хоть и не столь богатое, как в нулевые годы. Население будет беднеть — и все-таки ничего не понимать. Однако в один далеко не прекрасный момент выяснится, что Республика Саха, Дальний Восток или Поволжье существуют в значительной степени сами по себе. Я считаю угрозу распада самой реальной — и самой страшной. Если сохранится нынешняя модель — другой вариант трудно представить.

— Хорошо, каким вам видится место России в мире — кроме сырьевого придатка?

— Ну, есть еще торговля оружием — но это очень узкий сегмент. У России, мне кажется, другой путь. Экономика знаний — так его называют обычно.

— То есть ай-ти?

— Нет. Продавать софт, как выяснилось, невыгодно — он слишком легко воруется. Дело не в ай-ти, потому что мне кажется, что двадцать первый век вообще будет веком борьбы за индивидуальность, против тотального копирования. Вот на вас джинсовый костюм, мы все когда-то о таких мечтали, у людей были вообще унифицированные требования, и серийное производство восторжествовало во всем. Включая культуру. Сегодня модным стало что-то новое — завтра это носят все; сегодня модной стала книжка о мальчике-волшебнике или коде древней секты — завтра все это издают и пишут. Апофеозом этой цивилизации копирования стало появление 3D-принтера. В перспективе он позволит вам немедленно скопировать любую понравившуюся вещь, включая пистолет. Штамповка перестает быть ценной: в сегодняшнем мире платят не за понравившуюся игрушку, которая стоит доллар, а за игрушку, которой ни у кого больше нет. Она будет стоить десять. Начинается эра индивидуального дизайна в одежде — раньше этим занимались маргинальные модельеры, которые шили единственные экземпляры для звезд, а сегодня единственный экземпляр хочется каждому. Тотальное копирование дошло до того, что единственной дорогостоящей вещью становится штучность.

А Россия, как вы знаете, всегда была сильна не серийным, а штучным производством, не массовым, но авторским началом. И потому в идеале распределение населения мне рисуется так (я представляю, какие начнутся аргументы про утопичность, — но востребованность национальной утопии сегодня бесспорна, с антиутопиями можно уже на порог не пускать): десять процентов занято в сельском хозяйстве (до трех, как в Штатах, мы нескоро дойдем), двадцать — в добыче и обработке сырья, двадцать — в так называемом постиндустриальном секторе, то есть производстве услуг, двадцать — в промышленности, десять — в бюджетной сфере, образовании, здравоохранении, на военной службе. И еще двадцать — в той самой экономике знаний, для формирования которой я и вкладывал столько денег — это был безусловный приоритет, — в академию интернет-образования. Добивался от губернаторов, чтобы это появлялось на местах. Сейчас интернет и так развивается хорошими темпами — но надо, чтобы развивались не только социальные сети; чтобы он был главным средством обучения, транслировал лекции, формировал среду. Есть, строго говоря, два способа перетащить двадцать процентов населения страны в этот интеллектуальный, передовой сектор экономики. Первый — именно тотальный образовательный проект, на который брошены лучшие силы и максимальные средства. А второй — вероятно, не наш путь, потому что он слишком жесток. Урбанизация.

— В смысле — превращение двух третей страны в дикое поле? Был такой проект, кажется, в Минрегионе...

— В Канаде это превращение никого не погубило, напротив, привело к резкому росту. Есть полоса городов, и есть север, практически безлюдный: половина площади страны — 70 000 жителей. Канада нам климатически ближе всего, и вообще это не худший образец, — но не думаю, что концентрация населения в городах будет признана популярной мерой. Хотя эта мера спасительна: вам никогда не приходило в голову, почему русская интеллигенция после двадцатых перестала производить смыслы?

— Запугана была, вероятно.

— При Александре III не запугана, при красном терроре не запугана, а после чисток и высылок вдруг сразу запугалась? В стране было, насколько я помню, три главных интеллектуальных центра — беру количество учебных заведений, газет и издательств. Москва, Петербург и Поволжье, причем в Поволжье — Самара, развивавшаяся быстрей, чем Чикаго. Именно эти три центра были разогнаны. Интеллигенция осталась, но до шестидесятых годов (когда ее вновь стали собирать в центрах вроде Новосибирска, Дубны, интернате Колмогорова) смыслов не производила. Почему? А потому что идеи возникают в диалоге, взаимодействии, в высокой концентрации интеллекта. Я по себе знаю — мой случай особенно нагляден, и я этой черты не стыжусь: с умным собеседником умнею, с глупым — глупею. Концентрация населения в городах — залог того, что в этих городах будет биться мысль, будут сталкиваться концепции. Но не знаю, насколько страна готова к тому, что ее основой станет городская цивилизация. Этого здесь никогда не было.

— Подозреваю, что без авторитарных мер вы из болота никого не вытащите...

— Авторитарный лидер на несколько лет, на время создания институтов, — это, боюсь, неизбежно в стране, где по всем опросам две трети населения готовы препоручить власти право на любые решения. Иное дело, что первыми решениями такого лидера должно быть перераспределение колоссальных, избыточных сегодняшних полномочий президента и создание работающих институтов.

— То есть все-таки Ли Куан Ю.

— Почему обязательно? У руководства любой крупной корпорации есть подобный опыт.


4

— А разве не реформа пенитенциарной системы?

— Вот тут я плохой советчик. Я даю советы только там, где реально представляю выходы. А как изменить пенитенциарную систему России, я не знаю. Как справиться с преступностью, как организовать труд на зонах? Я могу подойти и негромко дать совет: нельзя ли все-таки, чтобы не били в ШИЗО? Но там, где сидел я, царил образцовый порядок. Его начинали наводить, как мне рассказывали, за месяц до моего появления. Приезжал генерал лично выбирать для меня рабочее место.

— Над которым висела камера.

— Да, а когда переводили меня — переносили ее.

— Но можно же сделать так, чтобы закон работал? Чтобы правосудие не было обвинительным? Чтобы оно не подменялось произволом?

— Вы не поверите, но закон работает.

— Изумительно слышать это от вас.

— Применительно к семидесяти, а то и восьмидесяти процентам населения. Не работает он — и заменяется произволом — в политических процессах и делах против крупного бизнеса. Они составляют никак не больше одной пятой. А остальное, основное — бытовые преступления, мелкая уголовка и наркомания. Вы знаете, что подавляющее большинство сидящих — наркоманы?

— Или те, кому подбросили...

— Подбрасывают в единичных случаях, если речь опять-таки не идет о политике или бизнесе. Или уж тогда, когда решить проблему законным путем невозможно. Вот вам пример: со мной сидел человек, совершивший порядка семисот квартирных краж. Поймать его ни на чем не могли. Профессионализма не хватало. Он был большим профессионалом, чем полиция. И тогда ему подбросили наркотики. Но остальные наркоманы — банальные любители дури, чрезвычайно распространенной в провинции.

— Что вы почувствовали, узнав, что у вас руки по локоть в крови?

— Я не удивился, удивляет скорей другое. Может, хоть вы мне объясните, почему эта дубинка — организация убийств — так и не была пущена в дело?

— Ну, моя-то версия проста: вас готовят в преемники, преемник может уходить от налогов, но убийцей быть не может.

— А если серьезно?

— Может, там все настолько рассыпалось?

— Рассыпалось там хорошо, потому что убийцы мэра Петухова, например, в процессе расследования поменялись. Были одни фамилии, стали другие. А где же прежние? Исчезли, они оказались не виноваты. На третьем процессе по делу Петухова его жена вдруг вспомнила, будто он ей накануне гибели говорил: «Миша на меня давит». А почему не вспоминала раньше? Боялась, говорит она. Я понимал, что если возникнет дело об убийствах — там могут нарисовать любую улику, любого свидетеля, который скажет что угодно, — тут это проще, чем щелкнуть пальцами. И только одного я не понимаю до сих пор: почему они так на это и не пошли?


5

— Вы допускаете, что вернетесь в Россию?

— Я назвал условие, оно очень простое. Отмена иска, который висит надо мной еще с первого дела. Иначе впустить-то впустят, ну а выпустить...

— С той же вероятностью они могут этот иск сначала отменить, а потом возобновить...

— Нет. Это публичный отказ от собственного решения, а Путин никогда не отыгрывает назад. С его точки зрения, это потеря лица.

— Вы успели соскучиться?

— Я вообще-то русак, как бы странно ни звучало это заявление. Климат, скажем, Карелии для меня оптимален, я люблю Русский Север, мне нравится жить в России. Одно там не нравится — всесилие спецслужб, силовиков вообще. Когда любой их представитель может к тебе вальяжно обратиться: але! предъяви документы! Я не против предъявить документы, но меня раздражает этот тон. Впрочем, и эта проблема разрешима.

— Думаю, если изменится атмосфера в стране...

— Атмосферы мало. Нужна децимация. Увольнение десятой части. Не поможет — еще раз.

— Они тут же пойдут в бандиты.

— Ну, положим, недалеко они уйдут...

— Хорошая интонация. Повеяло девяностыми.

— Кстати, об искоренении коррупции. Искоренить коррупцию невозможно. Но она не должна быть государствообразующим явлением. Тут такая тонкая разница... Одно дело — когда человек берет деньги и за это что-то делает, и совсем другое, когда он делает только то, за что может взять деньги.


6

— Сейчас, когда интернет дал слово каждой ж..., подвиг превратился в серьезную психологическую проблему. Его как бы не для кого совершать: упорствовать — смешно; защищать своих — мафиозно. Нет консенсусного мнения, понимаете, и нет морали, так что любой подвижник выглядит прежде всего шутом...

— Этой проблемы для меня нет. Мне радикально безразлично мнение людей, которых я ни во что не ставлю. Я умею от него абстрагироваться в принципе. И напротив — для меня радикально важно мнение людей, которые для меня что-то значат. Я знаю, что Ахеджаковой оборвали телефон после того, как я ее назвал в числе этих людей. Ну, пусть она меня простит.

— Вы не можете не понимать, что одна из драм здешней истории — соотношение между человеком и его социальной ролью. Иногда человек и не думает о политике, власти или моральном авторитете — а ниша втягивает его...

— Я это знаю. (Пауза.) Знаю.


7

И коротко от автора.

Встреча с Ходорковским не то чтобы вернула мне надежду — я ее не терял, — но многократно ее усилила. Я увидел человека, который знает, что делать, и способен наслаждаться самим процессом решения масштабной задачи.

Чем бы он ни занимался, этот дух азарта, знания и активности будет ему сопутствовать, и значит, всех этих вещей в нашей жизни прибавится.

«Смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою» — сказано у Бродского о русском героизме.

Полдела сделано: Ходорковский дошел до Берлина.

Осталось дождаться такой же встречи в Москве.



398 комментариев

0
Юдин Сергей , 27 декабря 2013 в 02:38
Да,оптимистично.
0
BeyondCrisisClub International , 27 декабря 2013 в 16:13
> Да,оптимистично.
Да, в интервью содержатся позитивные созидательные мысли Ходорковского.
Конечно, интервью глубоко адаптировано вопросами Быковым к советской модели - сравните с содержанием интервью BBC программа Hard Talk, мысль в общем та же, но не понятны жителям РФ (Я так думаю).
Экономика знаний - это гениальное решение, которое стоит того, чтобы сделали МБХ еще одну ходку (еще один срок). Оно настолько враждебно "путинцам" на генетическом уровне свой - враг, (ОНИ поймут его, экономика знаний - это однозначная смерть кодле и подельникам, присосавшимся), несмотря на предусмотрительное примечание Ходорковского - разделение по %%. Но на 80% ОНИ согласны не будут, таков ИХ принцип. Кто поймёт мою реплику - поймёт, а остальные не есть моя проблема.
"Послушай парень, ты берешь ненужный груз"
Помогать нужно, "дать удочку" - нужно, но остальное - воля к жизни самих людей. Нет воли - нет и предмета помощи. Самое простое и понятное для россиянина - это "ЖКХ", быт, дети, питание. Самостоятельность и ответственность за СЕБЯ - это основа основ экономики знаний, о чем я подробно пишу и ДЕЛАЮ http://samodom.netnotebook.net... , это один из путей "экономики знаний", в противовес экономике потребления и экономики "присасывания" (коррупции, попутничества, госслужбы - жалованья).

Во всей прелести с этой троицей "ЖКХ" благодаря замедленному развитию россияне еще не столкнулись, но оно неизбежно - столкновение - в "путинской России", в каких регионах - раньше, в каких позже. Это один из корней раздробления РФ - дикая неравномерность развития/деградации российского общества по регионам, о чём собственно говорит Ходорковский.

Очень хочу подробно написать про экономику знаний, обязательно напишу - но вопрос сил.... Если сам МБХ для российской аудитории затагивает вопрос - значит, время приходит.

Извините за длинную реплику :)
0
BeyondCrisisClub International , 28 декабря 2013 в 12:35
Г-н Ходорковский,
(г-н - не сов.ругательство)
наблюдаю, что есть интерес к Экономике знаний.
Из интервью и Вашей предшествующей деятельности, видно, что упоминание Экономики знаний вовсе неслучайно. Что Вы имеете в виду под экономикой знаний конкретно? Только "патентно-копирайтерство" или реализацию творческого потенциала людей или... ?
0
BeyondCrisisClub International , 3 января 2014 в 19:52
Очень хочу подробно написать про экономику знаний,
Отчитываюсь. Написал, но робот запрещает дать ссылку.
0
BeyondCrisisClub International, 03 январь 2014 в 19:52: спамеры, чтобы обойти этот наш барьер, вставляют звездочку и просят ее убрать)))
0
BeyondCrisisClub International , 13 января 2014 в 12:00
Спасибо за намек, буду в дальнейшем рекламировать москвичам лексусы :) Вот смешно :(
0
Alexander Soifer , 27 декабря 2013 в 23:09
Я ужасно разочаровал некоторыми мнениями М. Б. Ходорковского. Вот пример: "Это логично. Он (Сурков) человек линейно порядочный — то есть предан корпорации, на которую работает. Большего почти ни от кого требовать нельзя."
Так что же, все этакие "игроки в команде" порядочны, в независимости от команды: команды Готлера, команды Сталина, команды Путина?
Это "порядочность" Дона Корлеона из "Крёстного Отца" Марио Пьюзо.
0
точка над и , 28 декабря 2013 в 02:17
+++100500
Нажившись трудом простых нефтяников,т присвоив богатства российских недр, МБХ теперь "может не зарабатывать на жизнь" в отличие от тех, у кого теперь украли заработанные горбом пенсионные копейки.-
Kонечно, для него и его наследников "частная собственность эффективнее".
Для сравнения, пресс-конференция Нади и Маши:
http://www.gazeta.ru/social/20...
0
Евгений Ковальски , 28 декабря 2013 в 20:49
Молодцы. Они создали "...проект «Зона права» и он будет финансироваться за счет краудфандинга и займется сопровождением жалоб заключенных из всех регионов на условия содержания, труда и насилие или угрозы."
И правильно что подключают реальных оппозиционеров , таких как Навальный.
0
Михаил Квартерников , 31 декабря 2013 в 09:17
Совок уже показал себя и показывает себя сейчас в лице Путина и "его команды". Его модель страны-это такая большая ГДР, которая держится не на воле граждан, её, населяющих, а на принуждении к труду, единству, вере в светлое будущее, врагов,бога, причём последний сам не принуждает никого ни к чему.
0
ann rise , 28 декабря 2013 в 21:07
он многое не знает, но добрые люди просветят) "унылые, усталые признанья на крови. оставьте их тому, кто может вам поверит ..."
0
Вальтер Айгнер , 30 декабря 2013 в 00:09
Многие тут не поняли слов Ходорковского о " линейной порядочности Суркова", отбросив его уточнение относительно его преданности корпорации и заметив лишь "порядочность Суркова" А ведь в этом корень его высказывания. Он не говорит ведь о порядочности Суркова вообще. Таким же "линейно порядочным" может быть и член преступной банды, что означает лишь, что он, этот бандит, будет всегда предан делу банды или по-крайней мере её главарю, что выразится в том, что он не предаст его, не пойдёт против него как бы не изменилась ситуация и что бы ему не предложили за это в обмен на изменение его отношения к главарю. Антиподом "линейно порядочному" будет "нелинейно порядочный" человек, который будет предан своему начальнику или корпорации, т.е. выглядеть "порядочным", только до тех пор, пока
ситуация не изменится в худшую или лучшую для него сторону. Именно это, как мне кажется, и имел ввиду Ходорковский, называя Суркова "линейно порядочным".
0
Виталий Степанов , 1 января 2014 в 09:14
Alexander Soifer? вы отметили самую главную и, к сожалению, тревожную нотку в рассуждении Ходорковского в оценке цепного, беспринципного паса путинского - Суркова. Этот, присосавшись к Путину, или любого другого "правителя-пахана" будет землю грызть, по трупам пройдёт, лишь бы угодить хозяину. Верность Суркова Путину до копии походит на верность приближенных к команде Гитлера, команде Сталина, команде Путина. Это очень тревожный симптом...
0
Михаил Смирнов , 30 апреля 2014 в 10:20
В России, будет двухпартийная система. будет столица перенесена в Екатеринбург, будут построены сотни новых городов, миллионы километров дорог, будет прогрессивный налог на олигархов,Будет реформа суда и они действительно будут независимыми, будет в основном побеждена коррупция, будет реформа сельского хояйства, будут открыты крестьянские банки, два года без налогов малому бизнесу, реформа образования и культуры. Будет ликвидирована ситуация , когда недра принадлежащие народу эксплуатируется горсткой людей в собственных интерсах, з процента с недр и всех полезных ископаемых, нефти и газа каждому россиянину...Этика, мораль, уважения к личности, просто к человеку, станет во главу угла!!!!Человек . который находился в застенках десять лет и не жил полнокровной жизнью, Россия видится в руинах...Это взгляд человека, котолрый наполнен ненавистью, но сдерживающего себя, как актер играющий в достоинство и в миссию великого человека))))
0
Boris Arkhipov , 27 декабря 2013 в 02:44
Спасибо МБХ и Д.Быкову за отличное интервью. Вообще Михаил Ходорковский проявляет не дюжинную энергию по тиражированию своих взглядов и оценок, как на настоящее, так и на предстоящее. Как это значимо превосходит поток словоблудия ВВП при общении с различными стратами своих верноподанных! Уже это говорит об огромном потенциале МБХ в развитии гражданского общества России. Думаю, что это очевидно и для ЧК/КГБ/ФСБ клана, поэтому возможны всевозможные провокации для предъявления МБХ обвинений в плане широкого толкования национальной безопасности. Стратегия WIN-WIN может оказаться максимально эффективной в плане трансформации управления России. Успехов МБХ на новом поприще!!! СВОБОДУ ВСЕМ НЕПРАВЕДНО ОСУЖДЁННЫМ РОССИЯНАМ!!!!!!!!!!!
0
Валентин Бедеров , 27 декабря 2013 в 13:33
ППКС, Борис!
0
Леонид Петрович , 27 декабря 2013 в 04:16
теперь ждем шабаша троллей. Когда вышла статья об освобождении Ходорковского, их столько налетело, что стало ясно: получен приказ! И всякая портянка, которая хоть раз троллила в Новой, не поленилась отметиться. Ну-с, портянки-с, вперде!
0
V Gorin , 27 декабря 2013 в 16:38
"Портянки" подчиняются Хозяину, а хозяин выпустил на волю Ходорковского... Так что - не бойтесь наплыва "портяночной волны". А если что, выпейте успокоительного.
0
точка над и , 28 декабря 2013 в 02:55
"Хозяина" закулисные кукловоды ЗАСТАВИЛИ выпустить Ходора, для каких-то своих целей -- эти ребята за просто так ничего не делают.
портянки будут проинструктированы соответственно.

Собственно, Ходора теперь могут использовать как портянку высокого ранга "с человеческим лицом". Ещё бы, отсидел 10 лет, теперь каждое его слово - якобы кладезь мудрости...
0
Модератор: Сергей Золовкин , 28 декабря 2013 в 03:19
точка над и, 28 декабрь 2013 в 02:55: (В задумчивом воспоминании) Знавал я в Сан-Диего одного Independent Internet Professional. И знал одного свире-епого модера. И вот пока этот уважаемый Independent пусть и очень активно, но умно копипастил, забивая ресурс того зверюги-модера сотнями ссылок на разные издания, все еще как-то сходило с рук. Но когда принялся оскорблять конкретных людей самостоятельно и бездоказательно... Концовку сами придумаете или Вам показать?
0
Виталий Степанов , 1 января 2014 в 09:46
Ну что, обосрал ещё раз человека и получил кайф? На окладе или на сдельщине работаешь?
0
Леонид Петрович , 28 декабря 2013 в 05:47
Целью моего комента было вызвать изжогу у троллей. Что и было достигнуто. :)
0
V Gorin , 28 декабря 2013 в 08:35
Сомневаюсь, что изжога в состоянии менять политику...
0
Леонид Петрович , 28 декабря 2013 в 10:51
тогда выпейте соды.
0
Виталий Степанов , 1 января 2014 в 09:24
Лёша, ты рваный вонючий носок из калоша! - хотя бы не показывал, что состоишь прилипалой на службе у сегодняшнего Фюрера. Сурков, этот звероглазый хомяк-переросток даст тебе причитающуюся премию. Не обожрись! Боитесь Ходорковского!? Подождите, скоро вокруг него сплотятся честные люди и путиновщина рухнет, как прогнивший картон.
0
Леонид Петрович , 27 декабря 2013 в 04:17
Оказывается, читать/слушать Ходорковского - невероятное удовольствие! Впечатляют как его футуристичность и масштабность, так и "комплименты". По-моему, "он человек линейно порядочный" вообще должно войти в русский язык.
0
Николай Павлов , 27 декабря 2013 в 13:43
Ходорковский в интервью разговаривает так, как будто 10 лет был президентом страны. Путин разговаривает так, как будто 10 лет мотал срок на зоне.
0
a_lex Ch , 27 декабря 2013 в 14:14
Сейчас Путин берёт пример с других людей. А раньше......!!!
++++
0
Vladimir Karakoulidis , 27 декабря 2013 в 17:37
+++++++
0
Anatoliy Egorov , 27 декабря 2013 в 14:43
МБХ и в зоне остался интеллигентом ,а ВВП и в президентском кресле б*******к
0
точка над и , 28 декабря 2013 в 02:56
Бывший комсомольский функционер-впоследствии новый русскоговорящий олигарх и в зоне остался им же.
0
sova sova , 28 декабря 2013 в 18:12
точка над и, 28 декабрь 2013 в 02:56
Бывший комсомольский функционер-впоследствии новый русскоговорящий олигарх и в зоне остался им же.
*************
)) Т.е. - человек не меняется? "Совок останется совком", хоть на Луну закинь? ))
0
Владимир Сверидов , 28 декабря 2013 в 20:09
sova sova
Человек может и меняется, а коммунист, а Ходорковский бывший член КПСС, и тем более из руководящих органов-нет. Сколько знаю коммунистов-коммуняк, то это стойкие борцы за своё бабло и хрен их изменишь. Коммунист это навсегда как бы они себя не называли и в какую бы партию потом не перешли. Это как чекисты- навечно чекист.. Они могут что-то не поделить друг с другом , но с народом они делить не будут ничего.
А ситуация с Ходорковским очень сильно мне напоминает ситуацию с Елициным начала 90-х. Тот же выход в народ и прочее.Не надо сново наступать на те же грабли. Ещё больнее будет.
0
sova sova , 28 декабря 2013 в 21:13
Владимир Сверидов, 28 декабрь 2013 в 20:09
sova sova
Человек может и меняется, а коммунист, а Ходорковский бывший член КПСС, и тем более из руководящих органов-нет.
****************
)) Ой, как не согласна! Человек меняется и очень сильно. Не меняется только тот, кто ТОГДА прекрасно был информирован и прекрасно понимал, что он делает и зачем. За какие коврижки держится и за что выслуживается. Люди же, которые искренне верили в сказки дедушки Ленина (а таких было не то что немало - все-таки думаю - подавляющее большинство) - вы не представляете, какая ломка происходила в их головах, когда хлынула в СССР литература "из столов". Когда самиздат и тамиздат стало возможно просто купить в магазине. Вот это было больно... И как раз это (и все, что происходило в то же время) - хорошая прививка от граблей.
0
Николай Камсков , 29 декабря 2013 в 17:13
sova sova, 28 декабрь 2013 в 21:13
--------------------------------------------------------
Абсолютно верно, уважаемая Sova Sova.
Вот за это и благодарю М.С. Горбачёва.
0
Светлана Овечкина , 27 декабря 2013 в 19:27
+500!!
0
Анна Шубкина , 28 декабря 2013 в 21:08
Точно подмечено
0
Сергей Смирнов , 24 января 2014 в 08:24
Николай Павлов, гениальное замечание! Хотя чего Вы ждали от питерского УРКИ? Он ведь не вышел из того возраста, он ИМ и остался! Только кафно никогда не меняется! МБХ же на зоне закалился душевно и умственно, это более чем заметно... Приятно будет услышать другие его соображения по многим схожим вопросам. Вот человек, который в НАШЕ время внушает уважение и веру в будущее страны. Ранее был только Навальный. Теперь - 1+1. УЖЕ БОЛЬШЕ!!!
0
Александр Логвинов , 28 декабря 2013 в 18:42
Леонид Петрович, 27 декабрь 2013 в 04:17
Николай Павлов, 27 декабрь 2013 в 13:43
+++++++++
0
Кирилл Савельев , 27 декабря 2013 в 04:19
Хорошее интервью, лучше трудно желать, хотя и хотелось бы. По моему личному мнению (поскольку некоторые вопросы Дмитрия содержали имплицитный ответ, - профессиональный прием, которым в данном случае можно было пожертвовать из-за уникальной ситуации), общий счет складывается примерно 5:1 в пользу Ходорковского. И этому нельзя не радоваться, как и разрыву шаблона в интервью Альбац для NT, когда он сказал, что весь мир давно завоеван, что Кавказ является исторической частью России, а он сам с винтовкой пойдет защищать ее рубежи (убрано из стенограммы). Мадам впала в ступор, а хомяки разразились воплями "Как же так, я за него на митинг ходил! Отдайте мое белье/чувства/ничтожно прожитые годы!" Так что Ходорковский - действительно большой человек. Честь ему и хвала, ну и автору спасибо.
0
Геннадий Курочкин , 27 декабря 2013 в 04:43
И Плигин В.Н. 10 лет назад по телеку говорил про угрозу развала страны на три части (на восток) из-за роста транспортных цен для населения. А воз и ныне там.
Дыру пытаются залатать уголовным законом от Зюганова.
0
gvatemala kontur , 27 декабря 2013 в 05:03
"Когда он сказал, что весь мир давно завоеван, что Кавказ является исторической частью России, а он сам с винтовкой пойдет защищать ее рубежи (убрано из стенограммы)"
Я очень расстроился из-за этого высказывания Михаила Борисовича. Кстати, совсем недавно приобрел книгу "Дневник Жеребцовой Полины" Изд.Детектив Прогресс ,Москва,2011 г. Интервью Евгении Альбац и Дмитрию Быкову замечательные. Десять лет мы не слышали нормальных человеческих мыслей. Спасибо Михаил Борисович. (По моему возрасту мог бы сказать -Михаил, но 10 лет тюрьмы прибавляют к его возрасту еще 50 лет.)
0
Айгуль Бескемпирова , 27 декабря 2013 в 05:33
"с умным собеседником умнею, с глупым — глупею",- понравилось высказывание, как и в целом интервью. Приятно было наблюдать разговор двух умных людей .
И, может, наконец, до отдельных дойдет про "руки по локоть"...
0
ясень подокном , 27 декабря 2013 в 06:18
Не услышали мы в интервью "красивых" выражений про пыль,сортиры и другой словесной шелухи -уровень не тот!?
0
Андрей Шумов , 27 декабря 2013 в 06:18
Айгуль Бескемпирова, 27 декабрь 2013 в 05:33
"с умным собеседником умнею, с глупым — глупею"
--------------------------------------
Да, Айгуль... В этом и проблема Ходорковского...
Он научился Понимать Разницу Между Национализмом и Национал-Социализмом, Интернационализмом... Но вот какое Право, и Ради чего Славят в нынешней "православной" России, он, как и патриарх объяснить не сможет...
Как и не может понять разницу между Федерализмом и Унитарностью...
Высказыванием по Северному Кавказу, он, в Многонациональной РФ подписал себе Политический Смертный приговор... Как в свое Время Прохоров...
Если ЧЕЛОВЕК отсидел 10 лет... и не Понимает РУССКУЮ Мудрость... " Насильно Мил не будешь", то его Насильственная Попытка "удержать Кавказ" ГЛУПА изначально...
Таким как Ходорковский НАДО еще понять, как и МНОГИМ Москвичам, почему к примеру Туву Казаки знали с 1616 года, но ее не ТРОГАЛИ до 1914 года... Почти 300 лет, и даже когда она ЗАПРОСИЛАСЬ в Состав Империи в 1912 году, император почти 3 года тянул... Брать... Не Брать...
И может ли Тува, вошедшая в состав России, сперва Империи, потом СССР, в 2014 году будет 100 летие и 70 летия ее ДОБРОВОЛЬНОСТИ вхождения, и ВЫЙТИ Добровольно, через РЕФЕРЕНДУМ?
Так что по этому ГЛАВНОМУ, Федеративному Вопросу РАВНОПРАВИЯ Регионов РФ, не Вижу Разницы между Путиным и Ходорковским...
Надо не с "винтовками" бегать, а Создавать Все Условия, чтоб Основная Масса Населения не через Страх, а через Разум Видела ГЛУПОСТЬ Выхода из состава РФ...
Таким как Ходорковский еще предстоит ПОНЯТЬ, почему в Киеве, на Майдане, согласны хоть с ЧЕРТОМ, но только не с Москвой!
И считаю, что Ходорковский УЖЕ не сможет в РФ заниматься Политикой... Время Другое...
0
Айгуль Бескемпирова , 27 декабря 2013 в 07:29
думаю, что он поймет, что ошибался в этом вопросе. А политикой нашей стране ему нет смысла заниматься
0
Victor Ivanov , 27 декабря 2013 в 12:28
Да, читаем Ходорковского, смотрим Ходорковского. Сердце греет. И вдруг бац, что-то не то сказал, не этого мы ожидали, наш слух режет. Думали, что он наш Мандела, а нет - не Мандела. Надеялись, что он русский Гавел, а Альбац всё поломала. Вот и Быков к моей радости начал с Суркова. Ну противен мне "сурковский креатив", легко фантазировать, когда у тебя ресурсы безграничны в виде Ходорковского или Путина, а народ этот тупой креатив (оставим Творчество творческим) заглатывает, как пескарь крючок с красной ниткой вместо червя.
Я поймал себя на том, что сожалею, что Ходорковский... Что? Думает не так, как я? То есть он - не я? Однако...
Вот и отлично, что Ходорковский - это Ходорковский. И конечно Вы правы, Айгуль, что когда-то он поймёт, "что ошибался в этом вопросе", а может быть, поймём мы, что это мы ошибались. Нам надо учиться позволять людям думать не так, как мы. Как это ни странно, почти никто из нас не умеет этого делать.
0
Владимир Сверидов , 28 декабря 2013 в 19:37
Victor Ivanov, 27 декабрь 2013 в 12:28
" Надеялись, что он русский Гавел,,,"
__________________________________________________________________
Шутите или как? Ходорковский- был членом КАСС и освобождённым комсомольским секратём, т.е. партноменклатура. Затем очень богатый человек, получивший эти богатства где-то за 10 лет, что честно просто не может быть. Далее он не понял кто в доме хозяин -за что и сел, хотя формально сел за жульничество с налогами , что думаю имело место быть. Посадил его хозяин - так же бывший член КПСС , но чекист.
И этого человека Вы сравниваете с Гавелом, который никогда не был коммунистом, всю свою жизнь боролся с коммунизмом и никогда не прижилил ни одной марки? У Вас ничего не болит?
И ещё. Где-то прочитал , что один автор, глядя в глаза Ходорковскому, видит в нём будущего президента. Опять ищем хорошего царя? Ну, и обязательно из КПСС. По другому никак нельзя? Ельцина уже выбирали со слезами счастья на глазах прямо из ЦК и получился Путин из "озера" с "мочить в сортирах".
Ничему история не учит. Нельзя тех кто был в КПСС и близко подпускать к власти. Там их коммуняцкие корни всё равно вылезут , как их не прекрывай. Как говорится чёрного кобеля...
А Ходорковскому уважение , что сумел 10 лет продержаться за предоставленную " радость" от своего товарища по партии.
Только это ИХ разборки.
0
Геннадий Никитин , 27 декабря 2013 в 13:41
тяжело же наверно жить ограничив себя рамками, которые делаю мирок уютным...
человек просидел 10 лет и явно много думал, сказанное про территориальную целостность это не рефлексия хомяка, а суть миропонимания МБХ, смеритесь с этим, он не ваш герой и намного шире тех рамок, в которые его пытаются впихнуть.
0
V Gorin , 27 декабря 2013 в 16:41
Андрей Шумов. "Надо не с "винтовками" бегать, а Создавать Все Условия, чтоб Основная Масса Населения не через Страх, а через Разум Видела ГЛУПОСТЬ Выхода из состава РФ...
Именно! +++
0
Константин Томилин , 27 декабря 2013 в 17:39
Поддерживаю тезисы Андрея Шумова и V. Gorin'а по национальному вопросу. В Евросоюзе почему-то никто не собирается с оружием защищать "территориальную целостность" - хотите - входите, не хотите - скатертью дорога. Зачем же нам повторять путь Грузии и Сербии, где строились "национальные государства", что закономерно привело к распаду?
0
Виталий Степанов , 1 января 2014 в 09:55
Ну как с этой чечнёй обходиться, если...?
Известно заявление горцев русскому генералу Румянцеву: “Набеги и грабеж — наши занятия, как ваши хлебопашество и торговля”. ( А.Н САВЕЛЬЕВ «ЧЁРНАЯ КНИГА ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ (2000))
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона 1903 года, например, можно найти такую заметку: «В обыкновенное время идеал чеченцев – грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти по земле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, – любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сделать девушка молодому человеку, это сказать ему: «Убирайся, ты даже не способен угнать барана!».
Адрес: e-book.in.ua›…chernaya-kniga…voyny-savelev-an.html

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345678910...13 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама