Политика / Выпуск № 10 от 31 января 2014

29871 Научная степень — пятно на репутации?

Попытка «Новой» сохранить лицо министра транспорта Максима Соколова не удалась

31.01.2014 Теги: гирин, плагиат, политика

«Диссернет» обнаружил масштабные заимствования в кандидатской диссертации министра транспорта России Максима Соколова. Совпадения с более ранними работами других авторов найдены на 108 страницах труда Соколова. Совпадения, выражаясь по-научному, не оформленные в соответствии с правилами цитирования. Идентичные отрывки иной раз отличаются лишь тем, что «века» заменены на «вв.», «годы» — на «гг.»…

Напомним, что в декабре Басманный суд оштрафовал «Новую» на 300 тысяч рублей за статью о совпадениях в диссертации судьи Мосгорсуда с трудом его научного руководителя. Теперь принято шутить, что вместо фактически запрещенных судом слов «плагиат» и «некорректные заимствования» следует использовать какие-либо нейтральные выражения. Блогеры предлагают брать первые попавшиеся, к примеру, «колбаса» или «Мосгорсуд». «В диссертации депутата М. был обнаружен масштабный Мосгорсуд». «Половина научной работы сенатора Ж. — чистой воды колбаса…» Но не хочется шутить над нашим новым героем. У нас не было причин подвергать сомнению репутацию Максима Соколова, он современный, контактный государственный служащий. И этими качествами отличался еще в комитетах администрации Санкт-Петербурга.

Но перед нами — факты. В 2008 году в Санкт-Петербургском государственном университете Максим Соколов защитил диссертацию «Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России (1870–1914 гг.)». Вот, к примеру, страница 30 этой работы:

«В этот период предпринимались попытки создания коллективно-корпоративных предприятий, закончившиеся неудачей. Акционерная политика в конце 1890-х 1900-х гг., как и вообще в царствование Николая II, по-прежнему строилась на сочетании незыблемых принципов с гибкой тактикой. <…> Русский исследователь конца XIX — начала XX вв. И. Слиозберг, рассуждая о действиях правительства, способствовавших подъему акционерного учредительства конца XIX в., писал…»

А вот страница 67 докторской диссертации «Акционерное предпринимательство в экономике России: исторические формы и теоретические концепции», 2002 год. Автор — Сергей Владимирович Лукин, выпускник того же СПбГУ.

«В этот период предпринимались попытки создания коллективно-корпоративных предприятий, закончившиеся неудачей. Акционерная политика в конце 1890-х — 1900-х годах, как и вообще в царствование Императора Николая II, по-прежнему строилась на сочетании незыблемых принципов с гибкой тактикой. <…> Русский исследователь конца XIX — начала XX веков И. Слиозберг, рассуждая о действиях правительства, способствовавших подъему акционерного учредительства в конце XIX века, писал…»

Объемные совпадения с работой Лукина найдены «Диссернетом» на 30 страницах труда Соколова. На оставшихся 78 страницах его работы, попавших под подозрение, есть совпадения с диссертацией Артема Валентиновича Смирнова «Государственное регулирование рынка частных ценных бумаг в России (1890–1914 гг.)». Она была защищена в 1999 году под руководством Геннадия Григорьевича Богомазова, который затем был и научруком Соколова. Признаки «заметания следов» — те же. «Пролонгирование» заменено на «продление», «текст» на «документ», «русских» на «российских», «облигационеры» на «владельцев облигаций», «неразрешимая задача» на «трудную»…

В общем, тратить на эти примеры место в газете попросту жалко. А вот рассматривать постраничную сравнительную таблицу на сайте «Диссернета» — увлекательно.

Диссертационные скандалы начались год назад, и случай с министром Соколовым далеко не самый веселый. Благодаря «Диссернету» мы многое повидали. Чего стоит один депутат Игошин, заменивший «шоколад» из чужой диссертации на «мясо» в своей. От стыда никто не умер.

Но известен и один (!) весьма достойный поступок. Руководитель департамента науки в московском правительстве Алексей Комиссаров попросил Высшую аттестационную комиссию аннулировать его ученую степень и разрешить повторное написание работы с публичной защитой. (После публикации «Диссернета» и обращения его сооснователя Сергея Пархоменко, конечно.) И заговорили о Комиссарове: белая ворона, современный, состоявшийся, адекватный чиновник…

Соколов в наших глазах тоже подавал надежды. «Мы знаем, что срок оспаривания научных степеней, полученных до 1 января 2014 года, составлял три года, — написали мы в аппарат Соколова. — Однако считаем, что подозрения в недобросовестно написанной диссертации недопустимы для имиджа министра».

Мы предположили, что небольшое интервью могло бы стать публичной формой преодоления возникшего «недоразумения». В конце концов, мы не можем утверждать, что Максим Соколов злонамеренно воспроизвел 108 страниц чужих текстов без ссылок на их авторов. И вообще — сделал ли это сам Максим Соколов? Всякое бывает…

Однако министр ответил нам:

«Моя диссертация прошла процедуру публичной защиты и была единогласно одобрена Диссертационным советом такого авторитетного вуза, как Санкт-Петербургский государственный университет. Диссертационный совет не нашел в ней никаких нарушений. В течение трех лет — срока, установленного законодательством для оспаривания ученых степеней, никаких претензий в адрес диссертации высказано не было».

Обескураживающий ответ министра, ни одного слова лжи. Но нет ни объяснения, ни согласия на наше предложение, ни отказа. Написал бы уж прямо: «Идите лесом! Не пойман — не вор».

«Других комментариев не будет», — уточнил пресс-секретарь Минтранса Тимур Хикматов.




52 комментария

0
Геннадий Курочкин , 31 января 2014 в 05:20
Научная степень — пятно на репутации?
-- Нет, конечно. Это украшение.
0
Геннадий Курочкин , 31 января 2014 в 07:33
Хорошо, что фотографию добавили, а то есть талантливый журналист Максим Соколов с неповторимым стилем, напоминающим о М.Е. Салтыкове-Щедрине, и который более известен, чем в статье вышеупомянутый госдеятель.
0
Виталий Степанов , 1 февраля 2014 в 11:24
По задумчивому личику министра Максима Соколова можно подумать, что он обдумывает небольшую такую афёрку с написанием новой докторской диссертации. Но у него, очевидно, сканер сломался, а вручную, тем более самому, писать "учёную" работёнку, в век технической революции, кто же будет опускаться до такого примитивизма. Вот починит сканер министр Максимка Соколов и сотворит научённный труд всем на диво. А извиняться перед обществом - вы что, с ума посошли!? Верный путиноид на такое унижение никогда не пойдёт! Ну а вообще-то Максимка Соколов, как мне кажется, порядочный мерзавец. Неужели у них, правоверных медведевцев, все такие "учёные"? Позор тебе, Максимка!
0
Виктор Светухин , 1 февраля 2014 в 20:20
Пятно на репутации - не украшение, а необходимое условие вхождения во властные структуры. На кой леший там нужны персоны с безупречной репутацией ? "Самый умный, да ?! Чистеньким хочешь остаться ?"
0
Георгий Дубровский , 31 января 2014 в 05:50
Одни профессора у власти, умные чорт.
0
Serge Sutulo , 31 января 2014 в 15:48
Если человек проявляет откровенное и наглое жульничество в таких вещах, то не является-ли он жуликом вообще? И как тогда он выполняет свои обязанности? Ну а о том, что почти все диссертации, "написанные" чиновниками, даже если они не являются прямыми копиями, суть не более, чем наукообразные симулякры (чудес-то ведь не бывает!), причём, как правило, скомпилированные другими людьми на заказ, можно и не говорить... Результат: российская система научной аттестации превратилась в фикцию, и все полученные в России после, скажем, 1991 года степени следует просто игнорировать.
0
Александр Бердников , 1 февраля 2014 в 02:34
Всё не так плохо. Иначе физ.-мат.-тех. диссертации наших аспирантов, принудительно выкладываемые в открытый доступ по новому требованию ВАК, не превращались бы потоком в патенты западных компаний. Интересно, сколько Запад заплатил нашему министру и министерству за столь удобное решение?
0
Сергей Медвед , 1 февраля 2014 в 04:00

// Александр Бердников: "Всё не так плохо. Иначе физ.-мат.-тех. диссертации наших аспирантов, принудительно выкладываемые в открытый доступ по новому требованию ВАК, не превращались бы потоком в патенты западных компаний"//

Что не плохо? Хотелось бы проникнуть в центр сути, точку проблемы... (с)

Видимо не суждено. Мысль отсутствует, есть голый меркантильный интерес (кю!!!): "...сколько Запад заплатил нашему министру и министерству...?"

Интерес такой острый, что Александр Бердников даже не озаботился технической стороной дела: как именно тлетворный Запад платил Министерству, юридическому лицу? переводил деньги на его счет? как?

Хозяева Ольгино! Какой резон держать у себя дураков? Гоните их в шею!
0
Сергей Возчиков , 1 февраля 2014 в 05:52
А не липоклюква ли это развесистая?
1. Все основные идеи дисертанта должны быть предварительно опубликованы в печатных работах оного диссертанта.
2. Содержание большинства физ-мат. диссертаций не может быть впрямую переведено в коммерческий патент. Они о другом.
3. Если автор технической диссертации не увидел патентоспособности своих разработок - кто виноват?
... список можно продолжить ещё на несколько пунктов.
0
olegsimple _ , 2 февраля 2014 в 17:46
Запад ничего не заплатил, пока есть идиоты, платим мы. Ну а дальше, если отстали больше чем на десять лет, то эти чурбаны учёные уже не помогут, они язык забыли, на котором обычно разговаривают. Радостно мне, что находится среди нас очередной бьющийся об сосну головой примат. Надо же, как разнообразна наша фауна.
0
Марлен Багаутдинов , 31 января 2014 в 16:01
исторические науки? не слышал...
0
Министр должен проводить самостоятельную политику в своей области. Что-то отстаивать, кого-то убеждать, т.е. быть в определённой степени независимым. С подмоченной репутацией это невозможно, и он это понимает. Он понимает, что будет страдать дело, но плюёт на это. К сожалению, в России таких чиновников большинство. Честь не в чести.
0
лешик кот , 31 января 2014 в 19:56
Вообще-то плагиат - уголовно наказуемое деяние во всем цивилизованном мире. А у нас ВАК даже втихую не лишает степеней, а уж ждать нормальной реакции чиновников , пойманных на воровстве (не важно, научном, литературном или денежном) это не в традициях феодальной путинской вертикали.
0
Николай Камсков , 31 января 2014 в 22:46
Навальный же правильно определение дал: жулики и воры. Воруют всё, что можно украсть, в том числе и диссертацию и, не стесняясь, взбираются на самый чердак.
0
Галина Ковалева , 31 января 2014 в 23:16
Просто мрак! И при эсэсэсэре было тоже самое в таких науках как экономика, история, философия и т.п. Особенно в докторских диссерах. Противно все это. Конец. Наука почила в бозе. Аминь.
0
Олег Белоусов , 31 января 2014 в 23:43
Нет, наука в России не почила. Она перерождается )) Теперь 20 - 30 ближайших лет новые ученые люди будут переводить науки на церковный лад.
Например, почему число "Пи" именно такое? Потому что на иконе такой-то в левом углу нарисованы три птички. И пойдут диссертация за диссертацией....
0
Кто Мы? 05.11.2017 , 1 февраля 2014 в 00:01
Ну что вы прям на самом деле... Ну мода такая была, у главного модельера-короля платье, все обзавидовались, тоже захотели. Ну нету у них своих способностей, пришлось кроить из того что удалось "достать". Ну не способны они уже видеть, что король-то голый!
0
sauliusb sauliusb , 1 февраля 2014 в 00:09
Извините за мой "французский, господин министр, но вы в дерьме. И не надо делать вид, что вам не пахнет. От вас воняет, да еще и как!
0
дедок жесткий , 1 февраля 2014 в 01:28
Как точно сказано, трудно что то добавить!!!!!!!!!!!!!!!
0
Владимир Раменский , 2 февраля 2014 в 23:47
и это верно

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама