Политика / Выпуск № 109 от 29 сентября 2014

157248 Осадная ошибка

Не надо иметь много ума, чтобы обвинять Путина. Гораздо больше усилий требуется, чтобы вникнуть в логику его действий

29.09.2014

К политической катастрофе, как правило, приводит безукоризненная цепочка логически выверенных и беспристрастно просчитанных шагов безупречно компетентных людей…

Однако доминирующими тенденциями в интерпретации нового курса Кремля стали психологизм и мистицизм. В той или иной форме большинство критически настроенных граждан склоняется к гипотезе о войне как об «иррациональном выборе» российский власти — не обусловленном никакими объективными причинами волюнтаристском решении, объяснение которого находится скорее в области психоанализа, чем анализа экономического или политического. Расхождения возникают лишь в вопросе о том, как много человек «сошло с ума» — один, целая группа или вся страна.

Однако у войны с Западом есть не только субъективные (о чем много говорят), но и объективные причины. Она возникла из клубка экономических и политических противоречий в отношениях России и Запада, которые накапливались десятилетиями, не находя своего разрешения, и которые прижатый давлением Запада к кремлевской стенке Путин решил разрубить «новороссийским мечом», как гордиев узел.


Нужно ли убивать ракового больного?

Спасать Россию — все равно что лечить лихорадку Эбола в Центральной Африке: не так страшен вирус, как невежество. Отношение к украинской войне раскололо общество. Публичные дебаты все больше напоминают кафкианскую дискуссию у постели ракового больного: «прогрессивные» доктора предлагают немедленно убить пациента, чтобы уничтожить опухоль, а деревенские родственники не пускают их к постели умирающего, говоря, что гордятся «самой лучшей на свете опухолью». Россия тем временем лежит, распростертая между либералами и националистами, как больной на полотнах Гойи.

Хорошей новостью для русских националистов является то, что Россия вовсе не сошла с ума, как это кажется многим порядочным людям, а пытается таким весьма спорным и диким образом защитить свои национальные интересы. И в этом, а не только и не столько в эффекте от деятельности контролируемых властью средств массовой информации, кроется разгадка тайны пресловутых «86 процентов», голосующих за войну, за власть и «за все хорошее против всего плохого». Списывать сегодняшние общественные настроения исключительно на пропаганду — значит заниматься успокоительным и бесполезным либеральным самообманом. Плохая новость для националистов, однако, состоит в том, что затеянная ради национальных интересов война на Украине — это самый неудачный и практически самоубийственный способ их защиты.

Негативное отношение к существующему в России политическому режиму (разумеется, у тех, кто к нему относится негативно) не должно заслонять видение того, что Россия, как и любое другое государство в мире, имеет определенные экономические, геополитические (в том числе военные) интересы, которые не совпадают с интересами других государств, и, соответственно, имеет право предпринимать активные усилия по их защите.

Представления о том, в чем в данный конкретный момент времени состоят национальные интересы России, о возможных и допустимых способах их защиты, а также об их сравнительной эффективности, могут существенно различаться. Но это не значит, что сами по себе национальные интересы России могут быть проигнорированы в рамках общественной дискуссии как нечто второстепенное и несущественное. А именно это сегодня происходит. Чтобы дискуссия была продуктивной, надо начинать разговор с вопроса о национальных интересах России, а не заканчивать им. Только в этом случае у «докторов» и «родственников» появится шанс услышать друг друга.


Удар по солнечному сплетению

Просматривая книги на стенде крупнейшего лондонского магазина Waterstonе, я наткнулся на интересную брошюрку по истории Великобритании. Автор перечислял события, которые стали краеугольным камнем формирования национального самосознания современных британцев, — кстати, этих событий оказалось не так много, как мы могли себе бы вообразить. Разумеется, все начиналось с Билля о правах. Но было там и создание национальной системы здравоохранения после Второй мировой войны (большевики создали ее в России за несколько десятилетий до этого).

Последним пунктом значилась победа в войне с Аргентиной за удержание под британским контролем далеких Фолклендских островов. Это было для меня несколько неожиданно.

Украина является крайне чувствительной, можно сказать — критически важной зоной сосредоточения российских экономических, политических и военных интересов, и имперский синдром, хотя и присутствует в поведении Кремля, отнюдь не является единственным и даже доминирующим мотивом его поведения. Украина так же важна для России, как Ближний Восток для США, и куда важнее, чем уже упомянутые выше Фолклендские острова для Британии. Можно сколько угодно не любить Путина, но трудно оспорить тот факт, что любое, даже самое либеральное и демократическое русское правительство, будучи поставлено перед фактом присоединения Украины к экономической системе Европейского союза, оказалось бы в весьма затруднительном положении.

Россия и Украина во многом продолжают оставаться частью единой экономической системы (хотя формально их экономики независимы). Дело в том, что разделение советских экономических «сиамских близнецов» на практике так окончательно и не произошло. Поэтому все, что происходит с экономикой Украины, способно очень болезненно сказаться на состоянии экономики России — и наоборот, кстати, тоже. Подключение Украины, пусть даже только частичное, к экономике Евросоюза действительно создает головную боль для России. Это реальная проблема, а не «отмазка».

Нет ничего удивительного в том, что Кремль в этих условиях поделился «своей болью» с другими.

Конечно, вызывает возмущение, что Москва использовала это обстоятельство как предлог для военной агрессии и произвела под этим предлогом аннексию Крымского полуострова. Но это не значит, что само по себе это обстоятельство теперь должно замалчиваться. Как не должно замалчиваться и то, что потенциальная угроза размещения военных баз НАТО на территории Украины ни одним политическим руководством России (будь то Путин или Ходорковский) проигнорирована быть не может. НАТО перестанет быть проблемой для России только в одном случае — если Россия в НАТО вступит. Но об этом речи пока не идет.

Украина — это не просто зона повышенного внимания со стороны России. Это солнечное сплетение российских национальных интересов. Так или иначе, но в нынешнем формате Россия без Украины существовать не может. Было серьезным упущением со стороны США и Евросоюза (и тем более самой Украины) предположить, что Россия отреагирует на смену Украиной своей политической ориентации в том же ключе, как она отреагировала на действия Запада на Балканах или на Ближнем Востоке. В принципе, реакцию России можно было просчитать, но этого сделано не было, потому что на Западе сложилось весьма стереотипное представление о России как о заурядной автократии.

 

Слабые начинают и проигрывают

На протяжении всех двадцати пяти лет посткоммунизма Запад медленно, но последовательно «отжимал» Россию от участия в решении крупных международных проблем, в том числе тех, где Россия имела свой собственный существенный интерес. Ни на Балканах, ни в Ираке, ни в Ливии, ни в Сирии российская точка зрения не была принята во внимание. Я не затрагиваю здесь вопрос о том, была ли эта точка зрения правильной или даже просто адекватной, — я лишь констатирую неоспоримый факт, что ею пренебрегли.

Выяснилось, что гораздо легче сломать «железный занавес», чем научиться жить без него. Россия оказалась неконкурентоспособной по отношении к Западу в условиях свободного рынка. Существует точка зрения, и она не лишена оснований, что война России с Украиной есть реакция на украинскую революцию. Это и так, и не так одновременно. Революция была лишь поводом к войне. Украинский блицкриг Запада стал последней каплей, упавшей в море русских обид, после которой оно вышло из берегов. Настоящей причиной войны является хронический конфликт России и Запада, суть которого сводится к тому, что Россия, экономически и политически давно пересевшая из первых рядов партера в амфитеатр мировой политики, считает, что находится не на своем месте, а Запад не видит уважительных причин, по которым он должен продолжать держать в партере государство, неспособное оплатить полную стоимость билета.

Война началась не столько от избытка сил, сколько от их недостатка. Это отчаянный демарш слабого против сильного. В формате открытой экономики Россия просто не в состоянии эффективно защитить свои экономические и политические интересы в Украине. Если Украина действительно станет свободной экономической площадкой, Россия, скорее всего, в течение нескольких лет будет из Украины вытеснена. При определенных условиях Украина может даже превратиться в плацдарм экономической экспансии ЕС на внутренний российский рынок, о чем политическое руководство России не устает повторять. Кроме того, России станет гораздо труднее вести с Украиной традиционный спор о ценах на энергоносители. Украина и раньше пыталась использовать свое уникальное положение страны-транзитера для того, чтобы получить газ с дисконтом. В одной связке с ЕС она, безусловно, будет делать это эффективнее.

Украинская революция лишила Путина комфортной возможности и дальше ничего не предпринимать. Перед ним возникла дилемма: либо сделать Россию действительно сильной, то есть конкурентоспособной, проведя глубокие экономические и политические реформы, либо, ничего не меняя внутри страны, отбросить Запад от русских границ при помощи военной силы и спрятаться за «китайской стеной». Кремлевские войны — это имитация ответа на исторический вызов, способ уйти от решения насущных вопросов внутренней политики. Ирония истории состоит в том, что Путину оказалось намного проще начать «горячую» войну, чем войну с кооперативом «Озеро».

 

Либерализм и национальные интересы

Не надо иметь много ума, чтобы беспрестанно обвинять Путина. Гораздо больше усилий требуется, чтобы вникнуть в логику его действий. Он понял и принял исторический вызов Запада, но дал на него неправильный ответ. Вместо того чтобы осуществить глубокую модернизацию России и повысить ее реальную конкурентоспособность, он решил остановить историческое время и отгородиться от Запада «вежливыми людьми». Россия стала похожа на рыбу-черта — в целом довольно мелкого и не очень опасного хищника, — которая легла на дно и устрашающе раздулась. Она отчаянно жжет авиационный керосин, посылая к далеким берегам свои бомбардировщики, чтобы отпугнуть «стервятников» от своих границ. Но никто не пугается. Воевать с Россией и так никто не будет — будут ждать, пока кончится керосин.

Путин — не Сталин. Войны, которые вел Сталин, были частью его жестокой программы модернизации России, а войны, которые ведет Путин, являются их заменой. У Путина пока нет ни сталинского замаха, ни сталинской одержимости, ни сталинской идеологической и психологической базы. Путин не великий инквизитор, а великий имитатор, который создает иллюзию исторической жизни в зацветшем болоте. Он проводит спиритические сеансы, взывая к духам умерших эпох (причем всех сразу — Московии, Империи и СССР), в надежде получить помощь из загробного исторического мира. Но духи прошлого не умеют делать микрочипы, необходимые для современного оружия.

Война может вывести Россию на непродолжительное время на плато стабильности. Но в долгосрочной перспективе шансов удержаться на этом плато без технологического рывка у России нет. А технологический рывок без эффективно работающих государственных институтов невозможен. Конечно, чисто теоретически Путин мог бы стать «великим инквизитором», но для этого он должен вслед за Ли Кван Ю посадить за решетку всех своих ближайших друзей. Причем поскольку Россия — не Сингапур, то их вряд ли будет всего двадцать шесть. Если это случится, то это будет уже совсем другая история. Но пока это также выглядит маловероятным.

Путин выбрал вариант ответа на вызов, выгодный не столько России, сколько правящему режиму. При этом он сумел убедить большинство населения в том, что интересы России и интересы режима полностью совпадают, обеспечив себе таким образом беспрецедентную общественную поддержку. Как это ни парадоксально звучит, но сделать это ему не составило никакого труда. И причина вовсе не в гениальности Путина, а в недальновидности, эгоистичности и догматичности либеральной оппозиции, продолжающей дискутировать на тему об отношении к русскому национализму, вместо того чтобы встать во главе национального движения.

Либеральная оппозиция настолько увлеклась борьбой с Путиным, что в пылу борьбы вообще выпустила из поля зрения тему национальных интересов России, оставив их защиту «ненавистному режиму». Она не просто отрицает выбранный Путиным вариант ответа на вызов (в чем с нею можно согласиться), но ведет себя так, как будто никакого вызова вовсе не существует.

В России господствует целомудренный либерализм, для которого Россия существует в экономическом и политическом вакууме, наполненном флюидами любви и взаимопомощи (но это невозможно не только в мире реальной политики, но и согласно законам физики). А реальный мир с его жесткой конкуренцией и борьбой за рынки, ресурсы и влияние полностью выпал из либерального дискурса.

В результате Путин оказался на уступленном ему без боя политическом поле практически вне конкуренции (все нелиберальные оппозиционные группы к нему в данный момент примкнули). В то время как Кремль под предлогом войны произвел экстренную социальную мобилизацию русского общества, либеральная оппозиция продолжает настаивать на его немедленной «демобилизации». Нет ничего удивительного в том, что она остается не понятой своим народом. Население инстинктивно чувствует угрозу и инстинктивно предпочитает того, кто предлагает ошибочную стратегию защиты, тому, кто не предлагает ничего.

Абстрактные рассуждения о свободе при этом мало что дают. Идеологи «русского либерализма» ведут себя сегодня так, как будто не было никаких «90-х» с их поддержанной Западом варварской приватизацией, с развалом экономики и государственно-правовых институтов, криминализацией общественной и государственной жизни, разгромом систем образования и здравоохранения. Но они были, и все вышеперечисленное было сделано именно под лозунгом строительства демократии и свободного рынка. Глупо и недальновидно рассчитывать на то, что у общества память такая же короткая, как у «креативного класса».

Все «миротворческие» усилия будут утекать в песок до тех пор, пока объективные причины, приведшие Россию к войне с Западом (на данный момент — в «украинском формате»), не будут проанализированы беспристрастно и честно во всей их сложной неоднозначности. Когда рушится мир, будь то в семье или на планете, не бывает одной виноватой стороны. Клин клином выбивают — либеральная оппозиция либо должна предложить свою программу национальной мобилизации, альтернативную путинской, либо будет вынуждена навсегда сойти с исторической сцены.



451 комментарий

11
Александр Андреев , 29 сентября 2014 в 09:28
Есть ещё вариант Нигерии, Зимбабве и Пакистана !
22
Константин Яковлев , 29 сентября 2014 в 12:34
1) отвратительная и статья и точка зрения,
читателям предлагается ответить на вопрос:
"а чтобы вы сделали на месте Путина?"
2) но точно также можно предложить такой вариант:
"представьте себя на месте Гитлера, чтобы вы сделали?"
(напр., на месте Гитлера в сентябре 1939 года? попробовали? а теперь на на месте Гитлера в апреле 1945 года?)
3) и мне кажется, что приличный человек просто не будет представлять себя на "таких местах" (что Путина, что Гитлера - без разницы...)
30
Инна Шифанова , 29 сентября 2014 в 13:22
г. Пастухов, есть возражения:
Какие именно противоречия, тем более десятилетиями? Возможно и столетиями, если вспомнить Петра. По –моему это противоречие между цивилизацией и варварством, а ваша версия? Причем, мы всегда шли путем войны с соседями или со своим народом.
Думаю, что Ходорковскому в голову бы не пришло воевать с НАТО, и почему бы не вступить во все зап. Союзы? С этого начали в 91 году (почему-то вам ненавистном), и быстро отстроились, как отстроилась Германия после войны.
23
Инна Шифанова , 29 сентября 2014 в 13:22
Поворот с пути либеральных, пусть и не совсем правильных, реформ, на 180 град. Никто не мог просчитать, вы тоже. Ошибка либеральных реформ была лишь в отсутствии суда и люстрации, что позволило КГБ и всем зюзю и жирикам, вернуть ничего не понявший в 91 году народ на путь краха. НАРОД БЫЛ ГОТОВ К АВТОКРАТИИ, которая называлась «социализм с человеческим лицом», никто понятия не имел о ценностях дем. устройства, и вообще о демократии. Нет правого сознания, а это уже автократия в мозгах.

«Запад медленно, но последовательно «отжимал» Россию от участия в решении крупных международных проблем» и «Выяснилось, что гораздо легче сломать «железный занавес», чем научиться жить без него». Так, простите, когда мы тыкались, как слепой котенок в поисках консенсуса с фашиствующей думой (а демократов там ВСЕГДА было меньшинство), запад, оказывается должен был слушать бред зюзю и жирика? Запад помогал, как мог и «лучше выдумать не смог», простите. Мы, помнится, бесплатную колбасу в банках получали (я уж умолчу о кредитах, которые в бытность Горбачева уходили в песок, рынка не предвиделось, а экономика рухнула).

«Не надо иметь много ума, чтобы беспрестанно обвинять Путина» - конечно, но у либералов есть реальная программа, а путина только «план путина».

«Когда рушится мир, будь то в семье или на планете, не бывает одной виноватой стороны».
Действительно, не бывает. Запад грешит теми же идеями, которые привели к краху Россию. Призрак вечно бродит по Европе.
2
Юрий Гут (Шадрин) , 30 сентября 2014 в 16:02
Инне Шифановой. Я согласен с вашими высказываниями целиком и полностью и добавлю пару строк.
Когда страной управляет Криминально-уголовно-преступная банда созданная в недрах спецслужб, именуемая военная Хунта, и иже с ней ПЖиВ, то что можно ждать от таких горе правителей, только разрушение государства Российского и разворовывание территорий.

С уважением, Buntar96.

Омск.
1
Модератор: Сергей Золовкин , 30 сентября 2014 в 16:18
Юрий Гут (Шадрин), 30 сентября 2014 в 16:02: на "хунта" табу как применительно к украинской, так и российской стороне. Давайте в дальнейшем не будем! Модератор
-23
Игорь Иванов , 29 сентября 2014 в 14:40
В Украине все пошло по Вашему сценарию, там Путина нет. Хоть один завод нормальный построили?
9
Михаил Никонов , 29 сентября 2014 в 19:15
Игорь Иванов, Вы много построили с 07.06.14?
15
leon_stat 1 , 29 сентября 2014 в 21:51
Браво! Согласна! г-н Пастухов, сидя в Оксфорде, глядя из благополучного далека на нас, грешных, ужо который раз вещщает невпопад. За 15 лет наша моль умудрилась угробить все ростки и все начинания зарождающегося самосознания, погрузить страну опять в безразличную и гундявую спячку, уничтожить и изгнать из страны все живое, творческое, работающее на общее благо. Да- ошибались, да-бандиты, да- чертте что! НО мы учились ходить! Появлялось в людях, зарабатывающих своим умом и делом, достоинство! Вспомните первые суды присяжных - показательно! Но зато каким пышным цветом расцвело при моли хамство, воровство, наплевательство, чванство, рабство, тупость, подлость, глупость, безответственность и ... СТРАХ - снова с т р а х
22
Gin Old Tom , 29 сентября 2014 в 22:21
Лукавит г-н Пастухов, как и обычно, передергивает под скатертью причины со следствиями. Примерно то же озвучивает и Лавров: Запад последовательно отжимал, предотвратить подползание НАТО к границам...

Не надо быть угрозой соседям - и не будет у них желания прятаться под зонтик НАТО. Но такая простая мысль в патриотичские умы не приходит.
2
Наталья Михальченко , 30 сентября 2014 в 16:08
России со своими ресурсами не надо ни с кем соединяться, надо навести порядок в Доме и всё.
-5
Владимир Смирнов , 29 сентября 2014 в 17:38
Статья очень интересная. Всё не так просто, как нам показывают по ТВ, не так просто, как пишет большинство авторов "Новой газеты".
12
Артем Смирнов , 29 сентября 2014 в 22:29
Странно, но я не увидел, что мне предлагают ответить на какой-то вопрос. Наоборот, все абсолютно отстраненно-описательно.

Другое дело, что бы я делал, находясь на месте либеральной оппозиции. Стал бы я бороться против всего мира за интересы России? Уж точно нет. Я бы постарался сделать Россию такой, чтобы с ней было интересно посидеть в партере.
4
Александр К , 30 сентября 2014 в 18:43
Соглашусь с вами частично - отвратительная точка зрения. Автор предлагает читателям понять психологию насильника, изнасиловавшего женщину: "ну, понимаете ли, она была так вызывающе одета; во-вторых, она его бывшая жена. Мы же должны непредвзято рассмотреть ситуацию". Однако, любой приличный человек ОТКАЖЕТСЯ
5
Александр К , 30 сентября 2014 в 18:48
... понимать насильника, ЧТОБЫ его оправдать. Так и здесь нужно отказываться "понимать" ТАКУЮ психологию Путина.
...Похоже, г.Пастухов встал на сторону той части западного истеблишмента, которая перед угрозой замаячившей ядерной войны готова даже поступиться принципами - демократией, правовым государством и т.д. Если это так, то он совершает ту же ошибку, что и Путин в статье. Почему? Потому что НЕ ПОМОЖЕТ.
3
Антон САВИН , 1 октября 2014 в 01:34
Очень ёмко и по существу высказался уважаемый коллега Константин Яковлев :

у Пастухова совершенно извращённая логика:

с каких это пор при формулировании обществом моральной и политической оценки открытой и наглой вооружённой агрессии, дикого попрания норм международного права вместо осуждения бандитско-воровской агрессии стало ВАЖНЕЕ не осуждение шовинистических имперских подонков, творящих международный разбой, а "вникание в логику действий" их Верховного Пахана ?

Последний раз в бандитскую логику европейские страны "вникли" в 1939 году : это "вникание" закончилось ужасающей 6-летней войной, в которой были убиты 50 миллионов человек.

С 1946 года, с момента вынесения приговора на Нюрнбергском процессе стало принято НЕ вникать в логику агрессора, а просто отправлять агрессоров за развязывание кровавой войны прямиком на виселицу...
0
Статья вовсе не об этом. А о том, что либеральная оппозиция не способна сформулировать актуальную повестку дня, главнейшая из которых: формировании нации.
20
Константин Яковлев , 29 сентября 2014 в 12:57
посылка автора статьи:
"национальные интересы" российского "нацлидера" (Путина) - это и есть интересы России в настоящий момент;
на мой взгляд, это тоже самое, что и сказать:
"национальные интересы" немецкого "нацлидера" (Гитлера) - это и есть интересы Германии (что в 1933 году, что в 1937 или 1939-м - без разницы)
4
Alexey Gennik , 29 сентября 2014 в 17:51
А статью Вы читали? Или только предыдущие комментарии? Пастухов как раз говорит, что Путин предпочел интересы режима интересам страны - и никто не предложил альтернативной программы. В том числе - добиваться полноправного партнерства с НАТО, паритетных торговых отношений с Западом, но для этого необходимо привести РФ в состояние, сопоставимое с Западом по правовым, экономическим и политическим критериям. Или мы разные статьи читали?
14
Юрий Морозов , 29 сентября 2014 в 19:54
> ...и никто не предложил альтернативной программы...
Поэтому путина не нужно ругать... а что? "понять и простить"???

Писали бы сразу "и никто не предложил альтернативной программы, которая ему бы понравилась"!
4
Константин Яковлев , 30 сентября 2014 в 13:46
1) г-н Пастухов неоднократно пытается реабилитировать политику Путина в глазах читающей (а не смотрящей телевизор) публики;

2) чтобы "легитимизировать" политику Путина автор статьи пытается придать ей видимость рациональной деятельности,
на мой личный взгляд, это попытка выдать бред за здравый смысл;

3) в итоге - в тексте совершаются риторические кульбиты, которые при рассмотрении создают впечатление - что автор пишет и вашим и нашим
т.е. попытки г-на Пастухова обелить Путина можно охарактеризовать так:
"Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод".

4) на Ваш вопрос о якобы "отсутствующей альтернативе" отвечаю:
Россия уже
а) имела успешное (полноправное) партнерство в формате "НАТО + Россия" (напр., в Афганистане и не только там);
б) вошла в ВТО - т.е. "паритетные торговые отношения с Западом";
в) на правовом уровне - входила в ПАСЕ, ОБСЕ и главное - в Конституции РФ признается приоритет прав человека на территории России (глава 2),
напр. Глава 2, ст. 17:
" В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

и поэтому возникает сомнение: так о чем Ваш вопрос? какие разные статьи мы читали, по Вашему мнению?
6
Константин Яковлев , 30 сентября 2014 в 13:51
и вот все эти успехи демократии в России
(то, что мы рассматривали в пункте 4)
нынешний режим Путина пытается разрушить,
а г-н Пастухов пытается этот "демонтаж" демократии оправдать какими-то ему (Пастухову) видимыми рациональными требования защиты национальных интересов России (как их видит себе Путин)
4
Владимир Сверидов , 30 сентября 2014 в 17:48
Константин Яковлев, 29 сентября 2014 в 12:57
Посылка автора статьи вообще элементарна.Это типа Путин человек хороший, но у него было трудное детство, да и страна с причудным населением. Надо войти в его положение , а не обвинять человека.
P.S. Что-то Пастухов заговорил совсем иным тоном. Не в Россию ли собрался? По берёзам настольгия ? Так вместо берёз живо состряпают двушечку. Тогда и затаскуется.
5
Михаил М , 30 сентября 2014 в 17:48
"Подключение Украины, пусть даже только частичное, к экономике Евросоюза действительно создает головную боль для России. Это реальная проблема, а не «отмазка». "
Как всегда без конкретики. Дорогие россияне, ищите конкретику, спрашивайте цифры, спрашивайте реальные факты! Реальную а не мифическую страну без цифр не построишь! Экономика это цифры в первую очередь. Вот этот господин утверждает, что совместные украино-европейские проекты и совместный с европейцами бизнес создает проблему для украино-российских экономических связей. Но при этом не потрудился назвать НИ ОДНОГО (!!!) украино-российского проекта, которому свободная торговля Украины с Европой создала бы реальные трудности. НИ ОДНОГО! Россияне, вас разводят как котят. Повышайте любознательность, интересуйтесь конкретикой!
13
aleks kust , 29 сентября 2014 в 09:56
главный национальный интерес России - вернуться к здравому смыслу: как можно вообще рассуждать о каком то великорусском шовинизме, имея в составе федерации субъекты искусственно сформированные коммунистами по национальному признаку? Вот и мечется русский народ в разные стороны, так как не может понять, а где же ЕГО земля?
6
Михаил М , 30 сентября 2014 в 17:54
У нас на Майдане был плакат "Наша земля". Украинская земля - наша, и мы с нее не уйдем. Нам некуда отступать. Нас нигде не ждут, кроме как на нашей многострадальной растерзанной Родине - Украине. Я рад, что и в России появились люди, которые думают примерно также. И, как патриоту Украины, мне глубоко жаль того потенциала, тех возможностей, которые открылись бы перед нами от сотрудничества со светлой, умной, доброй и честной Россией. Всегда с уважением относился к русской культуре, к вашим традициям, но увы. Не может быть искреннего, полноценного, настоящего сотрудничества между вором и тем, кого этот вор ограбил. Не могу сотрудничать с теми, кто пролил кровь моего народа.
11
Ия Гурова , 29 сентября 2014 в 10:01
"навсегда сойти с исторической сцены." - слишком сильно сказано, чтобы быть правдой, и слегка рушит довольно чёткую композицию всей статьи. Автору спасибо за интересную статью. "Путин не великий инквизитор, а великий имитатор..."- согласна полностью. И для утешения - слова французского политического деятеля Эдгара Фора (1908-1988): «Вечность в политике длится не более 20 лет».
27
Константин Яковлев , 29 сентября 2014 в 13:04
"Путин - великий имитатор, а не инквизитор..."
а какая разница? если гибнут настоящие люди?
погибшие на Украине, все эти Магнитские в России...
а те поколения, которые будут расхлебывать ту "баланду", которые Путин и его люди варят для всех уже второй десяток лет...
-10
Александр Вейнгард , 29 сентября 2014 в 10:14
А, между прочим, самая объективная статья за последнее время! А то и я стал задумываться : а почему мои образованные родители жены на стороне Путина?
А потому что нет чёткой альтернативы! и т . д. и т.п.
4
Кузнецов Андрей , 29 сентября 2014 в 14:15
Вопрос "на стороне или не на стороне" поставил бы по другому.
Что для человека важнее: законность или справедливость? Я сторонник законности!
Путин (кстати, Гарант - тудыть его в ...) пренебрег Конституцией.
Фальсифицировал выборы и рулит 4-й срок подряд (срок Димона - фикция).
Посему, с моей точки зрения он у власти не законно и все его решения туда же.
С позиции справедливости - его действия вполне логичны и адекватны.
Удивляет другое - количество холуев-хамелеонов, многие из которых появились из ниоткуда благодаря демократическим процессам 90-х.
20
Евгений Скоробогатько , 29 сентября 2014 в 14:53
Интересно, с какого это перепугу его действия стали "справедливыми"? И самый важный вопрос - а что, так сложно такой "справедливости" добиться законными методами?
20
Евгений Скоробогатько , 29 сентября 2014 в 14:51
Более простое объяснение - образование не всем помогает, особенно в отсутствие правдивой информации. А насчёт альтернативы - это и есть один из мифов гос. пропаганды, который поддерживается запретом открытой политической борьбы. Не понимаю, какой уровень образования помогает верить в то, что в 140-милионной России нет альтернативы.
5
Василий Бушнев , 29 сентября 2014 в 15:52
А дают ли озвучить эту альтернативу?
-4
olegsimple _ , 29 сентября 2014 в 19:39
Я попытаюсь ответить. Я, никогда не поддерживал Путина, но в сегодняшней ситуации никто не оказывает ему большую поддержку чем ЕС и США. Нация пытается сплотиться, после угроз наказать Россию, как можно сильней. Это внешняя угроза. Здесь, как всегда и бывало это раньше, перед лицом внешнего врага старые противники могут объединиться. А мою позицию более точно определил Вильям, наш -
МЕРКУЦИО:
Чума, чума на оба ваши дома...
5
Petr Pupkin , 29 сентября 2014 в 21:41
olegsimple _, 29 сентября 2014 в 19:39 ......но в сегодняшней ситуации никто не оказывает ему большую поддержку чем ЕС и США
==============================================================
Вторая мировая в разгаре.Подводники Деница пускают ко дну транспорты союзников в океанах.Что никому не мешает за золото продавать гироскопы и др. стратегические вещи фашистам.Ведь деньги не пахнут? Эта маленькая иллюстрация того, что деньги, а особенно огромные деньги клана Путина держат его в безопасности.А что санкции Запада- так это ж для нас: цены на продовольствие, вещи поперли. Как в анекдоте: папа, теперь ты будешь меньше пить? - нет, сынок, это ты будешь меньше есть.
-3
Кузнецов Андрей , 29 сентября 2014 в 21:53
@ ... старые противники могут объединиться
*ириновский-умен, изворотлив. ВВП его придавил ногтем-более не высовывается.
*юганов-прихвостень, демагог. Добавить нечего.
*иронов - холуй и дурак. Вся его заслуга - увел голоса у ЛДПР.
Эти что ли противники?
Из тусующихся на ТВ-шабашах уважение вызывает лишь Проханов А.А.
Но от навязчивой Идеи Русского Мира у него потеря реальности. Увы.
3
Юрий Морозов , 29 сентября 2014 в 19:57
Тогда объясните, пожалуйста -вот "нет чёткой альтернативы", а некоторые (Вы?) НЕ НА СТОРОНЕ ПУТИНА!
Оотсутствие образования? )) или еще что-то?
13
Михаил Чернин , 29 сентября 2014 в 21:02
А почему нет собственной альтернативы, Вы знаете? Потому что, прежде всего, из-за того, что путинские силовики закатали под асфальт почти всех, кто им противостоит, не допуская, в частности, к выборам через так называемые муниципальные фильтры, к телеканалам ( они сами признают, те, кто владеет информацией, тот владеет миром) и т.д. Вот потому родители Вашей жены на стороне Путина, как при Сталине почти все население СССР не только было на его стороне, но и не предсталяло, что будет со страной после его смерти.
11
leon_stat 1 , 29 сентября 2014 в 22:06
Да бред это, а не статья! Уже 3й раз Пастухов ахинею в НГ несет. Он не знает реальной жизни в стране, не в курсе происходящего, он витийствует и размышляет отвлеченно! Ах Запад, ах интересы, ах альтернативы... Какой Российский рынок!? Российский рынок уже целиком заполнен кем угодно - МЫ САМИ НИЧЕГО НЕ ПРОИЗВОДИМ! У нас главная угроза - Китай, а моль на Запад напрыгивает растопырившись с голой жопой! Уже пол страны под китайцами, а мы все в "дружбу" играем... Почитайте китайских мудрецов и их хитрожопые мудрости про двух тигров и т.д. Их 2 миллиарда, они плодятся, они вечно голодные и очень воинственные робята, но вползающие тихой сапой
0
Одна из не многих здравых статей о политической импотенции российских либералов, которые давно уже считают себя гражданами мира и предлагают всем остальным сделать тоже. А народ их никак не поймет. Какой глупый народ, какой замечательный креативный класс.
38
Vladimir Karakoulidis , 29 сентября 2014 в 10:37
Нельзя не согласиться с автором. Конечно, у России не может не быть своих национальных интересов. И политических и экономических. Но чтобы отстаивать эти интересы в глобальном мире сегодня нужны прежде всего мозги в головах, а не "калашниковы". Тем более, когда "калашниковы" это уже не аргумент для Запада. Почему китайцы, никому не угрожая, не бряцая оружием, спокойно решают свои политические и экономические интересы? Почему шведы успешно это делают? Или у них меньше чем у России собственных интересов в глобальном мире? Выходит, что все упирается в мозги: если эти мозги умеют работать, тогда и интересы государств учитываются в мире. В.Пастухов изложил свое видение на российские политические и экономические интересы, обозначившиеся в глобальном мире уже как следствие мыслительной деятельности президента с его помощниками. И тут сразу возникает вопрос: так что же это за уровень мыслительной деятельности кремлевских правителей, если они, как самый слабоумный бродячий алкаш, чуть что не так хватаются за нож. Другие аргументы не под силу их умственным способностям? Да ладно бы таким образом они отстаивали национальные интересы в отношении Запада или Украины с Грузией! А то ведь они свои собственные интересы в самой России и на Западе отстаивают точно таким образом. Тот же Беслан, Норд-Ост. Те же теракты в мире. Значит все упирается в мозги? Если с ними проблема у кремлевских деятелей, тогда в ход идут аргументы вроде ножа слабоумного алкаша. Так что В.Пастухову неплохо было бы исследовать поднятый им вопрос поглубже и не пытаться обвинить оппозицию в нелюбви к национальным интересам России. Слишком разный подход к ним власти кремлевской и нормально мыслящих людей в той же самой оппозиции. Иначе на этих самых национальных интересах можно голову потерять как это произошло у коммунистов и многих других критически ранее относившихся к кремлевской власти.
6
Михаил Елшин , 29 сентября 2014 в 11:14
А чего исследовать мозги, если их нет. Мозги не заменишь нынешним правителям.
Более того, я в одном из своих комментариев высказал мнение, что отсутствием мозгов, позволяющих решать государственные и межгосударственные проблемы на высоком уровне (обеспечивающем прогресс во всех сферах жизни человечества), страдает подавляющее большинство лидеров европейской цивилизации.
Это - мировая проблема, а не только проблема Путина.
Что происходит с генофондом (в частности , в России), способным или уже не способным генерировать гения в политике - вот предмет исследований для Пастухова.
17
Михаил Чернин , 29 сентября 2014 в 14:14
Нет смысла исследовать мозги наших правителей. Они у них на месте, только направлены в сторону собственного обогащения и недопущения других к власти и пирогу. И как мы видим, до сих пор им хорошо удается засерать мозги россиянам, которые в бешеном восторге от всей этой путиниады. Что касается большинсва европейских лидеров, то их ошибки не перерастают в преступления, так как в их странах господствует право, когда законодатели имеют большой вес в стране, суды и СМИ в своем большинстве не подкупны и независимы от власти, А с генофондом происходит то, что он с каждым годом мельчает, а остается лишь тонкий ее слой. Росию покидают ее мозги, которые делают погоду на Западе, а остаются в ней алкаши, к счастью, не одни они.
7
Артур Грановский , 29 сентября 2014 в 14:24
На счет мозгов. Вот недавно простили Кубе 30 млрд долларов. Мозги подсказывают: раз нечем отдавать долги, хорошо, отдавай тем, что имеешь в собственности, т.е. участком земли, например. Как вам кусок кубинской территории за долги? Скажете власть придержащие до этого не додумались? Уверен, что это не самый сложный вопрос для власти. А я вот уверен мозги у них как раз в порядке. И дело, думаю, состоит не в отсутствии мозгов, не надо принижать умственные способности властителей, ведь к сожалению, вероятно всё значительно хуже. Сдается мне, что долги "простили" за откат, в 10-15 процентов от суммы долга, рассуждая своими мозгами примерно так: "Территория что? Она для всех. А откат он вот, родименький, только для себя, в кармашек. И наплевать на национальные интересы."
1
Юрий Морозов , 29 сентября 2014 в 20:00
Почему не предположить, что "кусок" ВЗЯЛИ?
Просто нам не сказали...
2
Андрей Беляев , 29 сентября 2014 в 20:51
Кубинцы не торгуют своей территорией! Тем более, лозунги борьбы за свободу и независимость Кубы от "американского империализма" были лозунгами кубинской революции. Сегодня они не потерпят и "российского империализма".
1
Сергей М , 29 сентября 2014 в 14:37
Постоянный читатель: Vladimir Karakoulidis , 29 сентября 2014 в 10:37
.. Конечно, у России не может не быть своих национальных интересов. И политических и экономических. Но чтобы отстаивать эти интересы в глобальном мире сегодня нужны прежде всего мозги в головах, а не "калашниковы".
****************

Тут дело такое: в чем чувствуют преимущество, тем и отстаивают свои интересы.
Нет достойной ПВО - будут Вас самолетами бомбить и ракетами хреначить.
Есть чем защититься - будут в разные соглашения-сговоры вступать да повстанцев тренировать и к Вам засылать.
Бывает (всегда), что повстанцы из под контроля выходят, и тогда уже их самих бомбят.
28
Краев Валерий , 29 сентября 2014 в 15:45
Vladimir Karakoulidis Присоединюсь.
Не ожидал от Пастухова такой серии натяжек и передергиваний.
Во-первых : Это не США, НАТО или ЕС ведут наступление на Россию. Ведет наступление западная идея с западными же ценностями. Это идеи , а не войска захватывают умы.Поэтому микрочипы там же, где и свобода. А Путин, там же , где и "Озеро".

Во-вторых : либеральной оппозиции, которую во всех грехах обвиняет Пастухов, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ее нет в телевизоре, она не является участником ПУБЛИЧНОЙ дискуссии о развитии страны,сайты ее заблокированы и т.п. Это все с больной головы на здоровую.

И в-третьих : Путин никогда не изменится. Покажите мне человека, который под старость кардинально бы изменился.Никакой он не великий стратег или тактик. С масштабом его личности Березовский не ошибся. Так вот, этот нестратег железной рукой ведет Россию к катастрофе. Что послужит толчком, падение цен на нефть, исход Путина с заменой на условного Стрелкова, или еще что-то - вопрос технический. И Крым нам еще аукнется. И оправдывать действия Путина хоть отчасти, недостойно такого автора. В общем, странная статья.
23
Inga Svetlova , 29 сентября 2014 в 16:27
Так много слов написал многоуважаемый г-н Пастухов, а суть сводится к одному: "Путин ведет себя неправильно, но виноват не он , а либеральная оппозиция"
4
Герцогиня Кентуккская , 29 сентября 2014 в 19:55
:))))))
Инга, чтобы не оставлять свой плюс анонимным, вот вам еще ++++++++++++
0
Юрий Холодный , 30 сентября 2014 в 16:55
Я бы заменил эпитет: премногомалоуважаемый г-н Пастухов
3
Petr Pupkin , 29 сентября 2014 в 21:15
Cогласен с вами, странная.Не ожидал, автора всегда первым читал.
Альтернатива, боже мой...Все в асфальт закатано, черносотенцы, православный фашизм,травля, ненависть, подконтрольные СМИ и чека, вата 86% плотности.
Россию как ту кобылу в пургу седок хлещет кнутом и дергает возжи в разные стороны, Ни зги, лошадка бы сама, чутьем нашла хуторок, так дурень сбивает...а обрыв то рядом.
0
Николай Камсков , 30 сентября 2014 в 10:35
Краев Валерий, 29 сентября 2014 в 15:45
-----------------------------------------------------------
++++++
---------------------
Я согласен с Пастуховым, что нужно бы пересажать кооператив "Озеро", но во главе с Путиным, не иначе. А в отношении либеральной оппозиции, согласен с Вами полностью, Краев Валерий. Хотел отдельно написать, но Вы опередили.
8
All V , 30 сентября 2014 в 12:35
Натяжки и передергивание это еще мягко сказано. Сравнивать конфликт Англии из-за английских островов на которые напала Аргентина с нападением России на Украину некорректно. Автор деликатно забыл, что Украина, в отличие от Фолклендов независимое государство, член ООН аж с 1945 года, бывшая ядерная держава 3-4 места в мире, отказавшаяся от него взамен обязательства соблюдать ее территориальную целостность. И вот страна–гарант, захватывает и аннексирует одну часть ее территории, помогает сепаратистам на другой части и после их поражения вводит туда свои войска. Подтираясь т.о. своими обязательствами и плюя в лицо партнерам по соглашению США и Великобритании, мол мы заключали договор не с этой плохой Украиной, а с другой, которую мы еще как-то терпели. А вы уж как хотите. На достаточно хрупкий мировой порядок ядерной эпохи России начхать, соглашения ничего не стоят. Параллельно оголтелая пропаганда про фашистскую хунту, распятого мальчика, террористах-героях и радиоактивный пепел для своих граждан а также более мягкая но не менее эффективная для запада через очень очень недешевый для бюджета RT.
Страна скатилась к идее чучхе: мы Дартаньяны а все плохие, обойдемся без вас, а за идею потерпим. А кто не согласен – обьясним. Доходчиво. Развивать хлипкую экономику нет ни сил не желания, в КГБ этому не учили, заниматься будем тем что хорошо умеем -показывать миру кузькину мать. Имеет ли смысл в данной ситуации углубляться в тонкости психологии Путина, может медицина тут бессильна?
2
Татьяна Ежова , 30 сентября 2014 в 14:01
Краев Валерий, 29 сентября 2014 в 15:45 - замечательно сказали,суть четкая,браво.
8
Rudolf Zakirov , 29 сентября 2014 в 16:06
Постоянный читатель: Vladimir Karakoulidis , 29 сентября 2014 в 10:37

Иначе на этих самых национальных интересах можно голову потерять как это произошло у коммунистов и многих других критически ранее относившихся к кремлевской власти.

Вот именно. Эти пресловутые "национальные интересы" - один из крючков, на которые ловятся, судя по статье, даже образованные, но не очень твердые в своих убеждениях люди. А еще есть "справедливость" и - самый главный! (О, ужас!!!) - ПАТРИОТИЗМ! Так и видишь накачанное быдло в наколках, цедящее сквозь зубы: -Ты что, гад, родину не любишь?! - Поигрывая мышцами и помахивая дубинкой. И оппоненту уже нечего сказать. Именно когда чьи-то интересы (от одного человека до целого народа) ставятся превыше всего, этот человек (группа, народ) встают на путь преступлений. А помощником им служит древнеримский еще принцип - "Цель оправдывает средства" - давно уже опровергнутый, но втихомолку кое-кем все еще исповедуемый.
Прав Кузнецов Андрей, 29 сентября 2014 в 14:15, главное - законность!
16
Татьяна Рокова , 29 сентября 2014 в 17:10
Постоянный читатель: Vladimir Karakoulidis, Ну что Вы, право! Разве не знаете, кто там сидит? Там у власти чекисткая банда. А чему там их учили? Правильно! - везде искать врагов, и воевать с ними. Это их конек! И мне кажется, что именно сейчас путин получает огромное удовольствие, вплоть до оргазма. Он сейчас оседлал своего конька, и не надо притворяться, погружать свой мозг во всякие там экономические проблемы, что он в них понимает то? И окружен он только такими же чекистами. Остальные давно уже к телу не допущены. Так что, мозги у них есть - чекисткие, и заточены не под то, чтобы реформировать, модернизировать и пр.пр.
20
Антон САВИН , 29 сентября 2014 в 19:25
Глубокий и тщательно изложенный на превосходном публицистическом языке, безупречный в логическом плане комментарий ув. Vladimirа Karakoulidisа намного лучше, яснее и объективнее разъясняет сложнейшие проблемы России, нежели статья В.Пастухова :

статья вся какая-то путаная, двусмысленная и сомнительная в плане гражданской и нравственной позиции. У всех влиятельных высокоразвитых стран типа современной Японии, Франции, Германии тоже есть свои "национальные интересы" :

однако, Япония в сентябре-октябре 1993 года, когда в России был острейший кризис власти, когда в Москве разразилась кртаковременная кровавая гражданская война с использованием танков, БТР, войск ВДВ и гвардейских дивизий, почему-то не стала захватывать и присоединять исподтишка острова Курильской гряды, которые по всем нормам международного права являются бесспорно японской национальной территорией.
Япония - это страна, которая цивилизованно отстаивает свои национальные интересы, потому что в этой стране при решении сложных политических проблем использует мозги, а не танки и системы "ГРАД"...

Это называется цивилизованной поведение
0
сергей федоров , 30 сентября 2014 в 21:59
Антон Савин : Япония почему-то не стала захватывать Курилы.
Это цивилизованное поведение.
=============
Если бы в 93 году захватила, то ракета случайно прилетела не полигон Кура,
а на Хоккайдо. Абсолютно случайно и никак иначе.
Это было бы нецивилизованное поведение, но через день ,тоже случайно,
вернули бы Курилы обратно.
Какая-то цепь случайностей получается, ума не приложу, где тут найти цивилизацию.
0
leon_stat 1 , 29 сентября 2014 в 22:07
БРАВО!
3
Gin Old Tom , 29 сентября 2014 в 23:01
Неплохо бы эти интересы сформулировать -тогда и понятно будет, что к чему. Но только честно. Например, так: "мы хотим, чтобы нас боялись, и наплевать, какой ценой". Тогда Путин блестяще реализует эти интересы имеющимися возможностями.
-6
AS Cifer , 30 сентября 2014 в 00:21
Речь, по-моему, не идёт о нелюбви оппозиции к нац. интересам России. Автор пишет, что оппозиция не обращает на них внимания, акцентировав все свои усилия на борьбе с лично Путиным. Я не вхожу в пресловутые 86%, но должен согласиться, что именно Путин, пусть неправильно, через ж...абры, но пытается хотя бы имитировать защиту этих самых интересов. А оппозиция, как бы я ни уважал многих её представителей, ничего конкретного, кроме "Путина долой", не предлагает. В том числе и поэтому они/мы до сих пор далеки от решения наших национальных проблем.
1
Олег Негрешны , 30 сентября 2014 в 22:08
Да ладно бы таким образом они отстаивали национальные интересы собственные интересы в самой России ! А то ведь они свои интересы в отношении Запада или Украины с Грузией отстаивают точно таким образом
-8
Павел Шумкин , 29 сентября 2014 в 10:38
Замечательная статья. Про спиритические сеансы вообще блеск
-7
A H , 29 сентября 2014 в 10:39
Классня статья, НГ - респект !
-9
Victor Pidorich , 29 сентября 2014 в 13:03
Статья - блеск. Пастухову благодарность. Но кооператорам из Озера бежать некуда.
30
Леонид Анцелович , 29 сентября 2014 в 10:54
Согласен с Vladimir Karakoulidis . Основной смысл статьи автора заключается в словах: "Подключение Украины, пусть даже только частичное, к экономике Евросоюза действительно создает головную боль для России». Это напоминает позицию отвергнутого мужа, типа Васисуалия Лоханкина" - которому уход жены к инженеру Птибурдукову создает головную боль. Но, как в семейной жизни, так и в отношениях государств существует закон, согласно которому можно мирно разойтись и разделить имущество как это сделали чехи со словаками, оставшись добрыми соседями. Недавний референдумов в Англии - яркий тому пример, но учитывая состояние нашей избирательной системы, ни какой референдум не решит проблемы территорий. Поэтому, сначала необходимо навести порядок в собственной стране, чтобы соседи к нам сами стремились, как это случилось с Восточной Германией, а в противном случае - это агрессия, чреватая изоляцией от цивилизованного мира.
А на замечание насчет альтернативы Путину - ответил Булгаков: "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого".
-2
olegsimple _ , 29 сентября 2014 в 20:12
Уважаемый Леонид, Вы, наверно, живёте в социуме, в котором мнение соседей не так важно. В других отличных социумах, мнение соседа, даже не любимого, важней всех обязательств России перед МВФ. МВФ он где? А сосед рядом, надо сделать что-то такое, чтобы он не был против Вашего желания возвести всякую понравившуюся Вам хрень возле его забора.
Извините за стиль, мне показалось, что в Вас неожиданно взыграл юношеский инфантилизм.
-12
Михаил Елшин , 29 сентября 2014 в 11:04
Согласен, как ни прискорбно это звучит, альтернативы Путинскому режиму сегодня нет.
Можно сколько угодно ссылаться, что российское оппозиционное поле выжжено, что одни убиты, другие высланы, третьи прикормлены, но реальной оппозиции, на интеллектуальном, мировоззренческом и идейном уровне способной противопоставить себя воинственному политическому ничтожеству нынешней власти, нет.
Самый главный национальный интерес России - в создании конкурентоспособной экономики на базе эффективно действующих государственных и гражданских институтов. И здесь с Пастуховым нельзя не согласиться.
Не противостояние Западу, а интеграция с Западом - вот ключ к решению многих внутренних проблем современной России. Путин, конечно, в силу своего примитивно устроенного сознания, воспитания и отношения к реальной действительности, не может адекватно реагировать на вызовы времени. И Украина, бесспорно, стала для него палочкой выручалочкой как для собственного политического выживания, так и реализации своих неуёмных политических амбиций.
И все же я склоняюсь к психологической обусловленности доминирующих в России политических процессов, которые захватили сегодня Путина и не отпускают его.
Снять эти психокомлексы с него, значит, решить многие проблемы. И как ни странно, это может сделать не психиатр и не их консилиум, а вся та же разбитая по осколкам оппозиция, которая должна родиться на пустом месте (начать с нуля), не дожидаясь очередного дворцового переворота.
8
Gin Old Tom , 29 сентября 2014 в 23:08
"Самый главный национальный интерес России - в создании конкурентоспособной экономики на базе эффективно действующих государственных и гражданских институтов. " --
Так нет их - ни гражданского общества, ни реальных выборов, ни законности, а вместо госинститутов - имитация и кормушка для чиновников. И в этом огромная заслуга Того, Которому Нет Альтернативы. А значит всего этого и не будет. Следовательно, не будет и этой самой экономики.
5
larisa paryeva , 30 сентября 2014 в 00:41
Ничего кроме лозунгов, меняющихся как в калейдоскопе, путинский режим не предлагает. И альтернативой ему может быть что угодно. Хуже, противнее, безысходнее, глупее и т.д. придумать трудно. И не собирается этот режим консолидироваться с кем-то, все это фикция. Никакой психиатр уже не поможет. Вылечить можно того, кто хочет лечиться. Научить - того, кто хочет учиться. А пока единственное желание - захапать себе все, что плохо лежит. А на любую критику отвечать - сам дурак, и вообще у меня характер испортился, т.к. меня никто не любит, а я о своей стране забочусь, прям только её заботами и живу, потому и срываюсь иногда, а вы понять не хотите, помочь не хотите, только ругаетесь - какой от вас толк.
И как с такими "психокомплексами" бороться? Как в русских сказках с непослушными детьми?
26
Михаил Дмитриев , 29 сентября 2014 в 11:10
Статья в целом очень неплохая. Безусловно, интересы Запада и России далеко не во всем совпадают, "любовные флюиды" в международных отношениях практически не встречаются и т.п. Но вот главный постулат - что на Украине затронуты национальные экономические интересы России - практически не раскрыт. Сказано "Поэтому все, что происходит с экономикой Украины, способно очень болезненно сказаться на состоянии экономики России — и наоборот, кстати, тоже. Подключение Украины, пусть даже только частичное, к экономике Евросоюза действительно создает головную боль для России. Это реальная проблема, а не «отмазка»." И все.

Не мог бы уважаемый автор пояснить, в чем именно реальная проблема? Если Украина "подключится" к экономике ЕС - она что, перестанет потреблять и прокачивать российский газ? Или для продукции ее машиностроения, не бог весть какого уровня, найдется другой рынок сбыта, кроме России? В общем, хотелось бы деталей.
1
zmey-na-pensii . , 29 сентября 2014 в 12:26
Михаил Дмитриев, статьи, в основном, пишутся для того, что бы читатель сам мог подумать и сделать выводы. согласиться-не согласиться. найти-предложить другие решения. "а вы что? и пальцы за меня загибать будете?" ((с) м\ф "двое из ларца")
2
Gin Old Tom , 29 сентября 2014 в 23:12
Бывает и так. Но в целом разные статьи пишутся с разными целями. К сожалению, на русском языке чаще встречаются такие, которые желают скорее запудрить извилины и подвигнуть к известному выводу, что альтернативы нет.
22
Михаил Чернин , 29 сентября 2014 в 14:23
Украина, подключенная к экономике ЕС, могла бы вполне оставаться и в сфере российских интересов хотя бы потому, что обе наши экономики неразрывно связаны друг с другом. Но для этого необходимо одно, чтобы это сотрудничество было равноправным, чтобы не было старшего и младшего брата. А произошло то, что старший напал на младшего, чтобы не только оттяпать у него Крым, но и так называемую Новороссию. А ведь можно было вполне договориться с новыми властями Украины по тому же Крыму, заплатив за него газом - простив ей долги и установить нормальные цены на поставку газа - по той же цене, что другим европейским странам. Так нет, мы простили многомиллиардные долги другим странам, а брата взяли за горло, пойдя на него войной.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345678910...13 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Здесь русский клуб. Что делают в Лондоне богатые россияне. Репортаж Ильи Жегулева

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»