Политика / Выпуск № 135 от 1 декабря 2014

86125 Как бы чего не вылетело

Россия целиком перезапускает систему управления ядерным оружием. Тревожит многое: спешка, санкции, последние проблемы со спутниками и новые интернет-вирусы

29.11.2014

PhotoXPress

1 декабря министр обороны Сергей Шойгу должен официально доложить президенту Владимиру Путину о создании и полноценном функционировании Национального центра управления обороной государства (НЦУОГ) на Фрунзенской набережной — в комплексе зданий, где раньше много лет был главкомат Сухопутных войск.

Компьютерная сеть НЦУОГ должна суммировать и оперативно отображать военно-политическую информацию из всевозможных источников, и прежде всего из Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), для принятия решения о возможном ответном ядерном ударе. Компьютерная сеть должна также передать боевой приказ об ответном пуске ракет по различным каналам непосредственно в войска. В прежние годы эту задачу выполнял Центральный командный пункт (ЦКП) Генштаба и его дежурная смена в здании Генштаба на ул. Знаменка (Арбатская площадь), подчиненная Главному оперативному управлению (ГОУ) Генштаба.

С апреля НЦУОГ — более тысячи офицеров и специалистов, три основные и одна резервная дежурная смена — работает на Фрунзенской в круглосуточном режиме «опытного боевого дежурства» через два дня на третий. В прошлом апреле ЦКП Генштаба был организационно ликвидирован, но в реальности продолжил свою работу на Знаменке: два центра боевого управления, старый и новый, работали параллельно на всякий случай. Теперь должна начаться финальная часть переноса на Фрунзенскую всех функциональных задач ЦКП, а опытно-боевое дежурство должно превратиться в полноценное. Процесс полноценного запуска НЦУОГ может по меньшей мере продлиться до Нового года.

На Фрунзенскую также должны перебраться министр обороны со своим аппаратом и весь Генштаб со своими управлениями, а на Знаменку въедут разные учреждения МО, включая главкоматы ВВС и Сухопутных войск. Комплекс на Фрунзенской станет самым охраняемым после Кремля объектом в городе, с бункерами, вертолетными площадками для срочной эвакуации и т.п. С набережной убрали ресторанные дебаркадеры и прочие коммерческие объекты. Говорят, будет также обеспечена возможность скоростной эвакуации по Москве-реке. В НЦУОГ соорудили несколько роскошных «операционных» залов с громадными плазменными панелями по стенам, множеством рабочих мест и галереей для прессы. Точную стоимость всего этого оценить сложно, но, очевидно, речь идет о многих миллиардах долларов.

Создан новый, как утверждает руководство Генштаба, мощный, суперсовременный и целиком отечественный «программно-аппаратный комплекс». В старом, изрядно обшарпанном ЦКП в системе управления были древние «большие» компьютеры — советские клоны продукции IBM семидесятых годов. Программы, написанные на древней версии FORTRAN, исходно вводили пакетами перфокарт. Компьютерная сеть управления ядерным оружием ЦКП стала полностью функциональной в восьмидесятые, и теперь ее меняют целиком, что чревато сбоями, ошибками и накладками, особенно если действительно использовали лишь отечественные компоненты. Долгий переходный период «опытного боевого дежурства» нового «программно-аппаратного комплекса» НЦУОГ параллельно со старым ЦКП — очевидный показатель серьезных опасений.

Особо важные и секретные компьютерные сети строят, конечно, отдельно от интернета, но это не дает абсолютной защиты от вредоносных программ-вирусов, что доказал компьютерный червь Stuxnet, который скрытно, через зараженную USB-флешку, сумел заразить систему управления и физически разрушить до 20% иранских урановых ультрацентрифуг в Натанзе. В России устройства и флешки принято подключать не задумываясь, куда угодно. В «большие» компьютеры старого ЦКП невозможно было ввести никакой вирус, но и работать бесконечно они не могли.

Космический эшелон прежней СПРН («Око-1») вконец развалился, и Сергей Шойгу объявил, что его заменит Единая космическая система (ЕКС), которая должна не только точно оценивать число, направление и цели ракетных пусков, но также передавать боевые приказы собственным ядерным силам. Первый спутник ЕКС должен быть запущен до Нового года, но космические аппараты в последнее время часто теряют. Поскольку собирают спутники из западных компонентов и часто на французских платформах, создать функциональную ЕКС в условиях санкций будет дорого и сложно, если вообще возможно. Сегодня надежную информацию о ракетном нападении могут дать только наземные радары СПРН, когда боеголовки окажутся в их поле зрения, что оставляет на принятие решения о встречно-ответном ударе и эвакуацию начальства немного минут — где-то на полчаса меньше, чем американцам.

Последние 20 с лишним лет все это казалось не особо важным, так как ядерная война по сценарию тотального гарантированного взаимоуничтожения США и РФ была совершенно немыслимой. Никакие возможные ошибки СПРН или иные компьютерные накладки не могли привести к Судному дню — никто бы в них не поверил, ни одна дежурная смена и ни один политический лидер. В этом году все переменилось в связи с Крымом и Украиной: в условиях нарастающей конфронтации и тотального недоверия любой сбой может стать предпосылкой Судного дня, а тут еще запускают новую, недообкатанную систему, причем известно, что надежность продукции современного ВПК несравнима с советским, как и подготовка специалистов.

В первом фильме Terminator американская компьютерная сеть Skynet провоцирует Судный день — обмен ядерными ударами с Россией (СССР) — в августе 1997-го, что для фильма производства 1984 года казалось вполне вероятным событием. Конечно, этот Судный день не состоялся, а СССР и холодная война — кончились. Франшиза Terminator, впрочем, продолжилась, а Судный день пришлось смещать все дальше к нашему времени, превращая Skynet в невозможный всемирный супервирус, который пролез в каждую кофеварку с чипом и устраивает восстание машин. Теперь, похоже, старую франшизу можно вернуть в более реальный мир…



141 комментарий

8
constantin akentiev , 29 ноября 2014 в 20:12
Вот это уже хуже.
18
Анатолий Зиновьев , 29 ноября 2014 в 20:27
При таком нервном,находящемся в параллельном мире руководстве,всякий сбой становится слишком чреватым последствиями.а тут еще распространяемый сверху милитариско-националистический угар.Совсем ,совсем плохо.Только молиться.Может для этого церковь пихают всюду,чтобы свое слабоумие как-то сбалансировать.
35
Vladimir -Kiev , 30 ноября 2014 в 00:09
Любой специалист, который был достаточно долго связан с оборонкой (имеется в виду постсоветская) отлично понимает абсолютную несовместимость терминов "суперсовременный" и "целиком отечественный" применительно к программно-аппаратному комплексу.
15
Vladimir -Kiev , 30 ноября 2014 в 10:31
Особенно, если за разработку возьмется Российский союз инженеров.
9
КРАЙ *** , 30 ноября 2014 в 11:07
Да, там по мордам видно, что лучше не надо.
2
Salo Spec , 2 декабря 2014 в 17:50
Постоянный читатель: Vladimir -Kiev , 30 ноября 2014 в 00:09
-В России наконец то произведен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава"...
-Срочно создана правительственная комиссия по выяснению причин пуска...
11
Salo Spec , 30 ноября 2014 в 16:58
Для спасения, у народа России, только один выход, вырвать "красную кнопку" из этих потных, трясущихся от нервного возбуждения и полной бесконтрольности ручёнок... Репутация и экономика России уже убиты, остался только народ...
4
constantin akentiev , 29 ноября 2014 в 20:37
Рекомендация думакам: к призывам и разжиганию надо добавить подстрекательство.
30
сергей валитов , 29 ноября 2014 в 20:47
а я не верю шойгу ,у нас толком ничего не работает, могут только пушечное мясо в Украину в тихаря послать ....
4
Кузнецов Андрей , 30 ноября 2014 в 17:42
Боюсь показаться старомодным, но до сих пор уверен, что войну выигрывает простой солдат с автоматом наперевес и с верой в справедливость. Но с неизбежными большими потерями в живой силе. Бряцанье ядерным оружием еще ни разу не помогло решить конфликт ни одной стране-обладательнице такового. Ресурс на разработку, производство и содержание этого опасного и дорого арсенала - деньги на ветер. Не считая кол-ва жертв в мирное время. Взять хотя бы истории с АПЛ Курск, Комсомолец и КАКЕЁТАМ (а которой было было ложное срабатывание пожсигнализации с кучей трупов во Владике). В наше время война - это вообще абсурд. В качестве теста иногда предлагаю своим друзьям загадку: Что будет, если США вдруг завоюет Россию и мы станем 51-м штатом со звезднополосатым на флагштоке "Белого дома" (на Пресне). Задумываются и говорят: да наверное ничего. Вмето рублей станут доллары и все. И лишь один (кстати профессор) сказал: всех русских закуют в кандалы иотправят в Сибирь добывать полезные ископаемые. После этого прочел мне лекцию (очень содержательную и интересную, все-таки профессор и очень уважаемый в технической среде) о массонах, саентологах (!!!), Вандербильтах и англосаксах, мечтающих весь мир превратить в рабов.
1
Snezny Chelovek , 2 декабря 2014 в 13:47
- Вас пошлют в Сибирь, Маргадон, убирать снег
- что? весь?
- да, весь
1
Коля Ишаков , 29 ноября 2014 в 20:56
/"советские клоны продукции IBM семидесятых годов. Программы, написанные на древней версии FORTRAN, исходно вводили пакетами перфокарт/"

Что такое перфокарты? Я так понял на этом держался ядерный щит России.... интересно, что будет теперь?
8
Andrey Maltiz , 29 ноября 2014 в 20:59
Перфокарта, это как сейчас флешка- носитель информации.
6
Коля Ишаков , 29 ноября 2014 в 21:08
Это приблизительно ровесник ламповых телевизоров "Электрон 703", верно ведь.
Спасибо.
1
Юрий Коваленко , 30 ноября 2014 в 00:30
Первые перфокарты появились в ХIХв:)
0
Древний Олег , 2 декабря 2014 в 23:55
Раньше на муз инструментах типа шарманка.
0
Юрий Коваленко , 4 декабря 2014 в 18:26
Да нет, на серьёзных машинах, считающих, можно сказать, арифмометрах. И др. В ткацком производстве. Ну и в "шарманках" тоже.
0
Юрий Морозов , 30 ноября 2014 в 09:40
Скорее "КВН", если говорить о телевизорах...
0
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 15:23
1 это кусочек картона. разбит на строки и колонки как игра в "морской бой". в ячейках таблицы - дырочка (перфорация). есть дырочка = 1. нет дырочки = 0
2 нет, не ровесник. перфокарты появились значительно раньше.
3
Юрий Дрозд , 2 декабря 2014 в 17:59
Замечательное дело. Я еще помню, как при сбое программы находили неправильности в перфокартах и вручную продырявливали недостающие и закоеивали лишние дырки.
2
Олег Ахмедов , 29 ноября 2014 в 21:25
Потом была перфолента.
2
Галина Ковалева , 29 ноября 2014 в 23:52
А вот и нет. Сначала была перфолента, а потом перфокарта. Это так, для ясности.
1
Гриша Серосовин , 30 ноября 2014 в 17:01
Правильно. В середине 70-ых нас, студентов, учили программировать на перфокартах. Перфолентами уже не пользовались.
1
rness R , 1 декабря 2014 в 11:40
Постоянный читатель: ГРИША СЕРОСОВИН ,
=В середине 70-ых нас, студентов, учили программировать на перфокартах.=
это сильно. А самое главное свежо.
3
Alex Kolchakov , 29 ноября 2014 в 23:35
Остроумный ответ.
Одна карта - 128 Байт? кто помнит?
0
Владимир Коновалов , 30 ноября 2014 в 01:01
По-моему, порядка 80 байт.
Их них около 10 - служебные. как помнится
2
Владимир Коновалов , 30 ноября 2014 в 01:01
10 быть не может - 8!
2
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 15:32
вот она лежит передо мной, родимая!. чистая, без дырочек. специально нашел. VI - 1987г ТУ 57.28. 107-86. фабрика № 9 ПТНИ
10 строк. 80 колонок
0
Александр Митюшкин , 30 ноября 2014 в 12:06
Только картонная, прямоугольная и с дырочками.
2
Кузнецов Андрей , 30 ноября 2014 в 17:48
С прямоугольными отверстиями.
8
Владимир Коновалов , 29 ноября 2014 в 22:34
Алгол, Фортран, Ассемблер - языки программирования 70-х.
Еще машины были БЭСМ-6, Минск -32, а одна из первых, по-моему НАИРИ.
Ну и, конечно, перфокарты. Как без них -)))
Кодирование в двоично-десятичной системе счисления.
Закладываешь пачку в приемник, сверху груз.
Золотые годы были, кто помнит-)))
11
Natalia Rostovskaya , 29 ноября 2014 в 23:33
Я помню и машинный зал, рамером 50 Х 50, и машинное гудение, и маленький
телевизор.
7
Владимир Коновалов , 30 ноября 2014 в 00:05
В машинном была особая атмосфера. Свой запах и звук.
А кто помнит "читалки" для перфокарт?
4
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 15:45
у нас на одной из машин резиновая кияночка лежала. а на шкафу метка карандашная по которой стукнуть надо легонько. иначе змеюга не работала. и никто причину найти не мог !!!!!
6
Галина Ковалева , 29 ноября 2014 в 23:57
А Урал-2? Программу писали в кодах. Наири это уже был шаг вперед. Двухадресная машина. До нее была одноадресная Проминь. Я лично работала на всех. А в 1985 у нас в Одессе появились персоналки без жестских дисков. Ну а потом понеслось.
2
olegsimple _ , 30 ноября 2014 в 12:50
А ещё круче, в 88 из дружественного Тайваня завезли партию 286. Когда ребята устали играть, выяснилось, что неплохо они считают всякие ваши уравнения в частных производных. Боль ниже спины осталась
0
Кузнецов Андрей , 30 ноября 2014 в 23:47
Вы, наверное, разбираетесь в этом вопросе.
А сколько камазов перфокарт потребуется для хранения дистрибутива Виндоуз?
1
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 15:53
О! у меня лысины не хватит, чтоб так задуматься. кстати, первые персоналки "ес-ки" - операционка грузилась с гибкой дискеты 360 кб.. чемодан процессор, чемодан 2 дисковода, чемодан блок питания
3
Плюс Минус , 30 ноября 2014 в 11:49
1974 год.. Минск-32 работал и с перфокартами и с перфолентами.)) Перфокарта - вощёная прямоугольная карточка с обрезанным левым верхним уголком. Приносили с участка подготовки данных). Никогда не подводили, не зажевывались. А перфоленты рвались и мы их подклеивали дефицитным скотчем)). "Общение" с ВМ через ПМ Роботрон))...
0
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 15:59
у нас, для связи, сначала "консул"ы были. печатающая машинка на обычной бумажной ленте в рулоне.
4
Маркус Марцелий мл. , 30 ноября 2014 в 20:43
Владимир Коновалов, 29 ноября 2014 в 22:34: ==Закладываешь пачку в приемник, сверху груз.==
Да, было такое. После месяца ожидания доступа, два часа работы на машине воспринимались на ура и с восторгом.
==Золотые годы были, кто помнит==
Даже если они были не слишком сытыми и обустроенными. "Золотые годы" функция молодого восприятия. И это нормально.
0
Владимир Коновалов , 30 ноября 2014 в 21:26
Именно так все и воспринималось )))
И всем было хорошо !!!
1
Лука Шувалов , 1 декабря 2014 в 10:50
Можно в вечер воспоминаний?
Начал в 83 году с английских "Редифьюжн Компьютерс", как городской сумасшедший осваивал под двусмысленные комментарии сослуживцев "ввести файл, а Это что, большой он у тебя?".
Потом оказалась такая штука клёвая! Был замом по идеологии в партячейке газпромовского объединения, открытки во все места надо было рассылать на праздники, примерно триста штук.
Раньше начинал с Первого мая уговаривать секретуток/машинисток чтобы тексты печатали ко Дню газовика в сентябре, а теперь лафа:
Показали мне девки из АСУ как файлы копировать, и заменяй Прохиндей Прохиндеича на Сульфадимезин Абдулыча; в три дня укладывался!
Да ещё и начальство хвалило за шрифт принтера, не то, что "Ятрань" вшивая!
А вот сейчас бы Билла Гейтса повесил за яйца за "Word" это долбанный!
Уй, щас слезами "клаву" залью, козу устрою, расстрогали...
1
Юрий Дрозд , 2 декабря 2014 в 18:02
Кстати, БЭСМ-6 для своего времени был вполне на уровне. Но дали указ - свои разработки прекратить и копировать IBM. Вышла серия "ЕС" - куда хуже, чем БЭСМ по всем показателям. Заодно, поскольку разработки были свернуты, началось глобальное отставание.
3
Владимир Коновалов , 30 ноября 2014 в 01:05
Коля, БРАВО!
Какой же я старый, что все это помню....
4
Олег Ахмедов , 29 ноября 2014 в 21:08
Помню, в первый раз я увидел перфокарты в 1963 г., учась в 1-м классе. Кто-то припер целую кучу при сборе макулатуры.
1
Коля Ишаков , 29 ноября 2014 в 21:10
Они, эти перфокарты, бумажные?
4
Олег Ахмедов , 29 ноября 2014 в 21:23
Очень плотная бумага, просто так не сомнешь. Внешний вид, думаю, есть в "Википедии".
4
Alex Kolchakov , 29 ноября 2014 в 23:36
Хороша для книжных закладок. Недавно нашел одну
2
Константин Томилин , 30 ноября 2014 в 00:56
У меня несколько пачек с фортрановскими программами до сих пор хранятся. Сначала жаль было выкидывать, а теперь - раритет.
0
Михаил Никонов , 30 ноября 2014 в 10:00
Ещё от руки было написано что это.
6
Stanislaw Galizki , 29 ноября 2014 в 21:31
Я их читать умел, по роду деятельности. Просто так, визуально.
9
Евгений Ковальски , 29 ноября 2014 в 23:43
А я ремонтировал и настраивал эти аппараты, на которых печатали перфокарты. Это такая громадная печатная машинка, величиной с компьютерный стол, вся из металла, в которой масса различных двигателей, соленоидов и прорубателей отверстий. А еще были хард диски, величиной с большую сковородку, поверхность которых периодически чистили спиртом от пыли, чтобы было меньше ошибок, но емкость конечно была там очень небольшая по сегодняшним временам. Золотые были времена...
2
Alex Kolchakov , 29 ноября 2014 в 23:53
А Вы помните, что их (машины для вывода) называли "Бамалей" за то, что они страшно рычали
2
Alex Kolchakov , 29 ноября 2014 в 23:54
Бармалей
4
Галина Ковалева , 30 ноября 2014 в 00:00
Это для машин ЕС-1010, 1020,...,1060. Из дисков этих машин прекрасно делали ТВ антенны.
4
Artur Tonoyanz , 30 ноября 2014 в 01:45
Извините, конечно, что вмешиваюсь... Но ,если я правильно вас понял, то нынешний уровень нашей стратегической ядерной обороны, в плане управления и обработки данных далеко не ушёл ?..
1
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 16:04
да! у нас тоже
0
zmey-na-pensii . , 1 декабря 2014 в 16:05
это Галине Ковалевой,
2
КРАЙ *** , 30 ноября 2014 в 11:10
И емкости были маленькими и спирта на всех не хватало. Продолжаем ностальгировать.
3
Евгений Ковальски , 30 ноября 2014 в 13:18
Спирта было завались, вернее залейся. Всегда можно было подойти к начальнику и попросить. А он это делал не просто так, а за то, что программисты и ремонтники быстро устраняют возникшие неполадки во вне рабочее время или выходные.
Некоторые действительно этим спиртом злоупотребляли, но далеко не все. Хоть он и десятикратной очистки, но технический по сути и вреден для здоровья.
3
Владимир Коновалов , 30 ноября 2014 в 21:28
А почему бы и нет.
Одно из самых добрых обсуждений, и люди все больше порядочные, вменяемые и образованные
2
Alex Loukner , 30 ноября 2014 в 19:41
Я лично эти самые перфокарты набивал в 1989 году, будучи студентом Нижегородского университета. В комнате стояло пять аппаратов для пробивания дырок в перфокартах, и когда на всех одновременно работали люди, из коридора казалось, что внутри происходит интенсивная перестрелка)
3
a_lex Ch , 29 ноября 2014 в 21:16
Это я так понимаю, если хохляцкий, или госдеповский, или ещё чей Гиркин приедет на фрунзенскую, то ни одна ракете не запустится...?
3
Vladimir -Kiev , 30 ноября 2014 в 00:14
Хорошо, если не запустится, а если взлетит из-за сбоя?
1
Ярослав Деньщиков , 30 ноября 2014 в 08:02
Ничего из-за сбоя не взлетит. На все действия должно быть человеческое подтверждение. Сначала загорается лампочка, затем информируются минобороны (наш спасатель) и верхоком (наш гном), потом по цепочке передается приказ на запуск конкретных ракет.
https://ru.wikipedia.org/wiki/...
2
Artur Tonoyanz , 30 ноября 2014 в 01:52
Ему лучше приехать не на Фрунзенскую или на Знаменку, а в места складирования спецбоеприпасов, в любой дивизии такой есть, и, если учесть как ярко и часто они горят, то на пару хиросим всегда разжиться сможет.... А пожар потом всё спишет....
9
НАТАЛИЯ ВИНОГРАДОВА , 29 ноября 2014 в 21:18
Этот безумный, безумный мир...Всё для разрушения...
0
olegsimple _ , 30 ноября 2014 в 16:17
БезумеыНе надо сильно боятся, у нас защита от дурака встроена генетически
4
Артем Бульба , 29 ноября 2014 в 21:34
О наш больной безумный мир...Когда микрочипы есть в кроссовках, лампочках и бог его знает еще где... хотя про последний вирус вообще весело т.к. им телекоммуникационное оборудование GSM провайдеров оказалось заражено...Вот где будет весело когда связь накроется в один день...
16
Фотий Ту , 29 ноября 2014 в 21:42
А надо батюшку пригласить и эту всю халабуду святой водой окропить. И тогда ничего не взлетит и не вылетит. За скромное посильное пожертвование, естессна.
7
Vladimir -Kiev , 30 ноября 2014 в 00:16
Если гарантированно не взлетит - то стоит скинуться.
0
Владимир Высоцкий , 30 ноября 2014 в 21:16
На саван, однако.
Предыдущая страница 12345 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама