Политика / Выпуск № 144 от 22 декабря 2014

90276 Наталья ЗУБАРЕВИЧ: Четыре России отменяются

Свалившаяся в контрмодернизацию страна уже была в кризисе. Только теперь его последствия не сглаживают высокие цены на нефть

20.12.2014


Фото: РИА Новости

Российская экономика, до конца не оправившаяся от потрясений 2008—2009 годов, коротко задержалась на полустанке «стагнация» и со свистом въехала в серьезный и, скорее всего, длительный кризис. Сошлось все худшее — и проматывание властью больших возможностей «тучных» лет для соскакивания с углеводородной иглы и создания экономики мозгов и знаний, и падение мировых цен на нефть, и исчерпание прежних ресурсов роста недореформированной отечественной экономики, и тяжелые санкционные последствия геополитической авантюры в Крыму и на юго-востоке Украины.

О проекции начавшегося кризиса на регионы России (а значит, в конечном итоге на всех нас) мы беседуем с профессором Натальей ЗУБАРЕВИЧблистательным социальным географом, честным и въедливым исследователем, автором, описавшим в самом конце 2011 года действие так называемой центро-периферийной модели в современной России.

Читайте также:

«Четыре России» на одной территории. О жизни страны за пределами Москвы, региональной стратегии, мегаломании власти и отделении граждан от государства

Напомним, что в соответствие с этой концепцией, Россия распадается на четыре России, каждая из которых имеет свой уровень и свою скорость социальной модернизации. Это центры — с наиболее активным, модернизированным населением (города-миллионники, а также города с населением свыше 500 тысяч), где преобладают ценности постиндустриального общества; полупериферия (менее крупные и средние города), где преобладают «советские» ценности; периферия с традиционалистским, пассивным, склонным к патернализму населением мелких городов, поселков и сельской местности. В каждой из этих трех Россий проживает примерно по трети населения. За исключением входящих в 4-ю Россию жителей республик Северного Кавказа, Тывы и Алтая (6% населения страны), для которых характерна высокая степень традиционализма и архаики и которые нуждаются в постоянной поддержке центра.

 

Что сегодня происходит с центро-периферийной моделью, которую вы так красочно описали три года назад? Она еще работает?

— Она временно умерла.

Нет ли ощущения, что в условиях нынешнего «патриотического» психоза вместо «четырех Россий», описанных вами, установилась одна?

— В принципе я с вами согласна. Вопрос: какой длительностью мы оперируем? Четыре России — это модель рационалистическая и долгоиграющая, но никто не отменял ситуаций особых мобилизаций, которые основаны на резкой активизации разных фобий и комплексов. Страну охватил классический постимперский синдром, который она не пережила полностью в 90-е годы. Отменить его невозможно, через это надо пройти. Роль образования, степени модернизированности ценностей и образа жизни людей может проявиться только в одном — кто-то будет немного быстрее из него выходить, а кто-то помедленнее. Вот и всё.

Пока же, начиная где-то с февраля-марта 2014 года, «четыре России» отменяются. Когда мы на эту кнопочку сможем опять надавить? Я полагаю, что в 2015—2016-м уже чуть-чуть получится.

А что позволит это сделать? С включением каких механизмов это может быть связано?

— С включением «рацио»...

— Начнет побеждать «партия холодильника»?

— Экономика вообще имеет свойство отрезвлять, так устроен мир. Я пока не понимаю, как долго все это можно будет списывать на врагов. Ведь это очень удобный формат: мы ни в чем не виноваты, мы замечательные, кругом враги, и потому нам сейчас сложно. В принципе это может продолжаться долго. Но когда все время кругом враги, а у тебя все меньше денег, — наступает момент, когда ты задаешь вопрос: «Ну а власть-то что делает? Что-то ведь она должна делать?»

Читайте также:

Пресс-конференция Владимира Путина (ХРОНИКА)

Самые главные тезисы, подробная трансляция, блиц-реакция политологов, политиков и редакции

Когда этот вопрос будет задан, сказать трудно. Ведь никто из нас не мог предугадать блестящего, высокопрофессионального уровня пропаганды, который демонстрируют наше доблестное телевидение и прочие к этому приставленные. Пропаганда точнейшим образом нашла все болевые точки и ударила по ним. Мы это недооценили. Теперь будем умнее. Мы уже знаем эти болевые точки: чувство ущербности, ощущение утраты того, что мы крутые и нас все боятся; комплекс неполноценности и одновременно ощущение, что мы самые лучшие. Кроме того, более десятка лет до нынешних событий оживлялся образ Великой Отечественной войны, и все слова, которые существовали на уровне подкорки, теперь активированы.

Нейролингвистическое программирование оказалось на высоте?

— Не будь базы, оно бы не сработало. А раз так, раз мы диагностировали заболевание, нам предстоит понять: а как долго можно из этого заболевания выходить? Я считаю, что без серьезнейших усилий социологов, социопсихологов было бы абсолютно безответственно назначать сроки выздоровления.

В Северной Корее это работает очень долго.

— Но там перекрыто все, страна очень бедна, много сельского населения, нет нормальной городской культуры, нет никакого информационного поля. У меня есть уверенность, что в Северную Корею мы не превратимся.

Ну а в Иран?

— Иран — точный пример трудностей и откатов модернизации. Я не историк, а социальный географ, но позволю себе более широкое суждение. Судя по всему, Россия еще долго будет шарахаться от модернизации к контрмодернизации. В 90-е годы попытались измениться, хлебнули лиха, потом все законсервировалось, а сейчас вылилось в контрмодернизацию. Она была неизбежна? Да. Она должна была принять такие формы? Нет. Здесь начинает работать роль личности в истории. Но то, что мы должны были пройти через контрмодернизацию, — это просто историческая закономерность. Не забывайте, что ксенофобские настроения стали проявляться у россиян с 1996 года, социологи это исследовали. Потом на волне роста энергетической сверхдержавы возник комплекс «вставания с колен». А теперь имеем то, что имеем. Это плохо, но закономерно.

Давайте с верхнего уровня вернемся в ваши любимые регионы. Как в условиях начавшейся рецессии, секвестра федерального бюджета и прочего негатива будут выживать регионы? Что с их бюджетами? Что с выполнением майских указов?

— Все говорят о тяжелых временах для федерального бюджета, которые наступят в следующем году, потому что пока он сводится за счет девальвации, а я-то уже два года наблюдаю тяжелые времена для бюджетов регионов. Пик проблем был в 2013 году, в этом году пока чуть легче. Пик был связан с сочетанием плохой экономической конъюнктуры, что вызвало сокращение налога на прибыль, и попыток Минфина сократить регионам трансферты. При этом расходы бюджетов росли из-за возросших социальных обязательств, пришлось выполнять указы Путина по повышению зарплат бюджетников. Регионы ответили ударно: ростом дефицита бюджета в три раза и ростом суммарного долга регионов и муниципалитетов до 2 триллионов рублей, что больше 30% собственных доходов их бюджетов.

В 2014 году центр поправил ситуацию, трансфертов добавили; чуть-чуть улучшилась ситуация в обрабатывающей промышленности, поэтому вырос и налог на прибыль. По итогам 8 месяцев регионы выглядят несколько лучше, чем в 2013 году. Не у 90% дефицит, а у двух третей. Долг с июля не растет, он законсервировался в тех объемах, которые были накоплены. Другое дело, что еще не вечер. Конец года всегда ухудшает бюджетную ситуацию в регионах, а в этом декабре проблем прибавилось.

Хотя уже очевидно, что «шустрость» в исполнении указов ослабла. Во-первых, корректируют методики расчета средней заработной платы — в сторону понижения. Во-вторых, основная часть повышений зарплат в самых многолюдных секторах (это образование и здравоохранение) уже прошла. В-третьих, перестала расти средняя зарплата по экономике, она даже сокращается. Пожалуй, можно считать, что президентские указы регионы как-то пережили.

Вопрос: что делать с накопленными долгами? Минфин обещал помочь регионам перевести часть долгов банкам (доля в накопленных долгах — почти 41%), у которых процентная ставка 8—9%, в бюджетные кредиты с гораздо более низкой ставкой и возможностью пролонгации выплат. Но для этого регионы должны свести текущий бюджет без дефицита. Напоминаю, что по полугодию у двух третей был дефицит. И второе условие — примерно на 10% сократить число занятых в госуправлении. Не все могут выполнить эти требования, но процесс сокращения занятости в госуправлении пошел.

А падение цен на нефть не отражается на регионах?

— Федеральный бюджет более чем на половину формируется доходами от нефти и газа. Эти доходы он получает в долларах, а расходы делает в рублях. По разным оценкам, удешевление на один доллар барреля нефти приводит к потерям федерального бюджета в размере 90—100 миллиардов рублей, но на каждое падение рубля к доллару на один рубль он получает дополнительно 180—200 миллиардов рублей. В рублях пока все балансируется, и федеральный бюджет, скорее всего, закончит этот год с профицитом. В бюджеты регионов нефтяные деньги поступают минимально, хотя снижение цен на нефть приведет к снижению прибыли добывающих компаний, а налог на прибыль идет в основном в регионы. Еще более существенно то, что трансферты регионам — это перераспределение нефтяной ренты, а она усохла.

Но девальвация чревата скатыванием из технической рецессии в серьезный кризис.

— Проблема острейшая, потому что в промышленности много импортного оборудования и комплектующих, а они в два раза подорожали. Это означает резкое удорожание многих российских промышленных и потребительских товаров вкупе со снижением платежеспособного спроса населения. С одной стороны, когда резко сокращается импорт, улучшается платежный баланс, но, с другой стороны, российские предприятия сильно зависят от импорта, поэтому в 2015 году неизбежен промышленный спад.

 
 

С каким кризисом нам сравнивать ситуацию, с 1998-м?

— Шестикратного падения курса рубля не будет. В отличие от 1998 года, девальвация слабо поможет промышленности: нет свободных мощностей и дешевой рабочей силы. Этот кризис не похож ни на 1998-й, ни на 2008—2009-й. Он отдельный. Конечно, рубль к доллару сильно упал, но промышленность за три квартала имела полтора процента роста за счет обрабатывающих отраслей. Хотя география разная, в трети регионов производство сократилось.

Главная проблема — инвестиции, в России они сокращаются второй год подряд. За три квартала 2014 года они снизились в трети регионов. Рост в основном показывают менее развитые регионы, у которых никогда больших инвестиций и не было, а у сильных проблемы, и они проявились еще в конце 2012 года. Мы все сейчас обращаем внимание на курс рубль/доллар, а проблемы намного глубже. Казалось бы, мы вышли из кризиса 2009 года, но рост инвестиций к 2013 г. был минимальным — только 2% по сравнению с докризисным 2008 годом. Более половины регионов так и не преодолели кризисный спад инвестиций 2009 года. Стагнация инвестиций, а затем их спад — это приговор. Без инвестиций импортозамещения не бывает.

Вторая важнейшая проблема — практически прекратился рост реальных доходов населения, за три квартала 2014 г он составил 0,9%, а в 40% регионов доходы сокращались. В целом за год будет еще хуже из-за роста инфляции. В кризисном 2009-м и более спокойном 2011 году доходы населения также почти не росли. При этом в 2011, 2012, 2013-м годах страна получила максимальные нефтяные доходы, но это не сопровождалось значительным ростом инвестиций и доходов населения.

Система входила в ступор еще до всех политических событий.

Очевидно, что платежеспособный спрос будет снижаться из-за сокращения доходов и резкого удорожания импорта. Поскольку на импорте в большей мере живут крупные города, «первая Россия» от этого кризиса теряет больше, за исключением чиновников. Им уже подняли зарплату двоекратно, они теперь потребляют отечественные услуги — отдых в Сочи и далее по списку. И машины у них казенные. В общем,

чиновничеству кризисный спад доходов демпфировалиДемпфировать — здесь в значении «смягчать последствия» по максимуму. А не зависящие от государства профессионалы столкнутся с большими проблемами.

А что с безработицей? Ведь она часто сопровождает кризисы.

— Думаю, что рост безработицы будет умеренным. Во-первых, значительно сокращается численность населения в трудоспособном возрасте — такова у нас демографическая пирамида. Это очень смягчает давление на рынок труда. Во-вторых,

сейчас очень низкий уровень безработицы — 5%, так мы не жили никогда. В большинстве регионов «вилка» от 4 до 6—7%, не больше. Ну кроме республик Северного Кавказа и Тывы.

В-третьих, за 2000-е годы уже произошло значительное сокращение занятости в крупных и средних предприятиях и организациях. Сначала сокращал и оптимизировал занятость бизнес, а сейчас и занятость в бюджетной сфере проходит эту стадию. Значительное количество трудоспособных переместилось в неформальную экономику, в виды занятости, которые плохо учитываются статистикой. Структура российских занятых такая: около 19 миллионов в бюджетном секторе (27% экономически активного населения), 17 миллионов — занятые на крупных и средних предприятиях и организациях бизнеса (23%), еще 10—11 миллионов заняты в компаниях малого бизнеса, а 5—6 млн — это индивидуальные предприниматели. Суммарно это 51—52 миллиона человек. Еще 4 миллиона — это безработные. А 17—19 миллионов — это…

«Серая» зона?

— Да, они при проведении обследований населения по проблемам занятости говорят, что работают.

А «серая» зона будет расти, да?

— Она растет с конца 2000-х, а занятость на крупных и средних предприятиях устойчиво сокращается. При этом доля занятых в промышленности снизилась до 19%. Власть способна отслеживать ситуацию в промышленных городах в случае существенного высвобождения работников, есть опыт использования активных мер по поддержке занятости, в первую очередь это общественные работы. Дополнительные средства на оплату этих мер не так критичны для бюджета, в 2009—2010 годах потребовалось менее 40 миллиардов рублей, а вместе с пособиями по безработице — около 80 миллиардов. Мне кажется, что ситуация будет под контролем, если кризис не затянется.

Особое внимание властей к промышленным городам понятно: там выше потенциал протеста в случае массовых увольнений.

Жители крупных городов, как и в прошлый кризис, будут искать работу самостоятельно, а село традиционно выживает «на земле».

— Но это опять контроль со стороны федерального центра, а люди живут в регионах. Может ли нынешний кризис быть стимулом для перехода к менее централизованной системе управления?

— В странах с нефтяной рентой она, как правило, централизуется, а потом перераспределяется. Перераспределение ренты способствует созданию большого государства. Это проблема России, и она надолго. Как выглядит централизация ренты? Возьмем за 100% все поступления налогов из регионов в федеральный бюджет (в основном это два налога — налог на добычу полезных ископаемых и НДС). 28% всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ, 16% (год назад было 18) — Москва, 10% — Ямало-Ненецкий автономный округ, 5% — Санкт-Петербург.

Итого: четыре субъекта Российской Федерации дают 60% всех поступлений налогов в федеральный бюджет — это сырьевая рента и рента столичного статуса. Вот так и живем.

— Так и будем жить?

— Это ловушка: нам нужна децентрализация, но попытки налоговой децентрализации приведут к тому, что самые богатые регионы будут еще богаче, а остальным мало что добавится. Территориальное распределение налоговой базы крайне неравномерно, и простого решения этой проблемы нет. Решение лежит в другой плоскости — распределения ренты: как ее распределяют, по каким критериям, прозрачны ли эти критерии?

Отвечаю на эти вопросы: распределяют крайне непрозрачно. До 2013 года доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая считается по формуле и поэтому прозрачна, составляла 24—26% всех трансфертов, поступающих в регионы. В 2013 году за счет сокращения трансфертов и по другим причинам доля дотации на выравнивание выросла до 30%. Она должна быть не менее половины, но федеральным властям хочется сохранить свободу рук… Поэтому первая проблема, которую нужно решать, — прозрачность перераспределения, раз уже мы живем на ренту.

Вторая проблема — сверхцентрализация полномочий и бюджетных ресурсов не только на федеральном уровне, но и внутри регионов. Все больше полномочий и ресурсов концентрируется в региональном бюджете. Даже муниципалитеты крупнейших городов, которые дают региону значительные налоговые поступления, почти наполовину дотационные. У них все жестче изымают налог на доходы физлиц, а это главный налог для муниципалитетов. В 2013 году доля НДФЛ, оставляемого муниципалитетам, снижена с 20 до 15% для городских округов и до 10% для муниципальных районов. Вот и развивайтесь на эту скромную долю.

Полномочия в социальной сфере также стягиваются на региональный уровень — в соцзащите, здравоохранении и образовании. В муниципалитетах остались коммунальные расходы на содержание школ, а зарплату учителям платит региональный бюджет. Муниципалитеты теперь отвечают только за внутренние дороги, вывоз мусора и детские площадки. Какое там местное самоуправление?!

Сверхконцентрация ухудшает территориальную доступность услуг, но более эффективна с отраслевой и фискальной точек зрения — она повышает эффективность и экономит расходы бюджета. Когда сверхцентрализация закончится (а это произойдет раньше или позже), как мы будем эту пирамиду, стоящую на голове, переворачивать вниз — большой вопрос.

Еще одна ловушка, которую нужно видеть.

 

  • О негативных последствиях отмены выборов мэров в российских городах;
  • о «сатрапизации» регионов;
  • об огромных расходах на Крым и его обреченности  быть дотационным регионом  и о многом другом интересном —

читайте в продолжении беседы с Натальей Зубаревич в следующем номере.



67 комментариев

10
Владимир Коновалов , 20 декабря 2014 в 17:01
//...федеральным властям хочется сохранить свободу рук…
Поэтому первая проблема, которую нужно решать, — прозрачность перераспределения, раз уже мы живем на ренту.//

"Везде, где дорожки ковровые,
есть тихие люди живучие -
то ветки сплетают лавровые,
то петлю завяжут при случае."
И.Губерман
0
Альмагий Голубов , 21 декабря 2014 в 23:20
Удивительно, что все без исключений комментаторы, говорят (применительно к путинским ли, или гитлеровским СМИ) только о зомбировании. Хотя в обоих случаях кроме прямого одурачивания отсталых слоев населения имеет место когнитивный диссонанс у более продвинутой части населения (имперский синдром собирания земель приходит в конфликт со стыдом перед малыми народами, оскорбленными силовым захватом спорных территорий). Только в гитлеровской Германии диссонанс был слаб (обиженные чехи и поляки не были народами, родственными немцам). В современной России после нападение на родственную Украину диссонанс необыкновенно силен. Чтобы заглушить нестерпимый стыд перед братьями-украинцами продвинутой (но зараженные имперским синдромом) части населения необходимо исполниться дикой ненавистью к бывшим братьям. Эта ненависть (возбуждаемая ящиком) несравнимо сильней нацистской. И она поможет построить то, что не удалось Гитлеру - Тысячелетнюю империю
4
Владимир Спиридонов , 20 декабря 2014 в 17:28
На дороге в конвульсиях билась корова.
Хозяин был уже не при чём,
А народ, помянув коровьего бога,
Успокаивал хозяина калачом.
21
Николай Сластников , 20 декабря 2014 в 18:01
Плохо то,что еще одно поколение оказалось отравлено совковой болезнью.Если сейчас зайти в мэрию любого небольшого городка,увидишь множество склонившихся к компьютерам людей,неизвестно чем и занятых.Если кого то из них спросить,чем же они заняты,то врятли получишь внятный ответ.Но каждый из них уверен что занят важным делом.Смогут ли эти люди в ближайшей перспективе изменить свои взгляды?Весьма и весьма сомнительно.Если среди них и найдутся люди решившиеся начать свой бизнес,то бизнес этот будет привязан,так или иначе к бюджетным деньгам,ничего другого создать они не смогут.Яд уже действует,для оздоровления нужны новейшие антидоты,которых не может создать нынешняя система.Очень долго нам придется оправляться от болезни...
12
Вячеслав Старцев , 20 декабря 2014 в 20:06
В сельских администрациях то же самое. Важности на миллион, пользы на копейку, ответственность вообще нулевая: "это не я, это наш экономический/юридический/земельный и пр. отдел виноваты". Нет общей цели, нет желания зарабатывать деньги - всегда проще выпилить финансирование из бюджета. Предложишь перевести на самоокупаемость некоторые проекты, денег заработать - а в ответ недоуменные взгляды: зачем, мы сейчас депутатов попросим, они поправки в бюджете примут, и будет финансирование сколько хочешь...
10
Николай Сластников , 20 декабря 2014 в 22:40
Картина конечно удручающая...В любой районной администрации сидят десятки человек в сельхозоттделе,а сельского хозяйства не существует...
18
Michael Grab , 20 декабря 2014 в 23:43
Боюсь поздно.
Страна вернулась в Совок. Однако с некоторыми важнейшими изьятиями.

В Совке была система массового образования, дававшая приемлемое образование в первую очередь по точным наукам. Она потеряна! Выросло целое безграмотное поколение. В том числе целое поколение малограмотных инженеров, врачей, зачастую с купленными дипломами. Хуже - это невосполнимо, т.к. по-сути потерян преподавательский корпус как средней так и высшей школы!?!

Боюсь, что горстки выпускников элитных школ и вузов абсолютно недостаточно для возраждения страны в 21 веке - веке знаний, а не нефти.
6
Владимир Коновалов , 21 декабря 2014 в 00:26
Согласен абсолютно!
Элиты много не бывает ни в какие времена.
Но общее среднее образование было гораздо выше нынешнего "среднего".
Более того, многие т.н. "кандидатские" сегодня намного слабее дипломных (!) работ моего времени.
Отдельные "точки роста" явно не вытянут ситуацию.
Образование - не только "голые" знания, но еще и мировоззрение и прочие цивилизационные аспекты.
0
Юрий Иунин , 21 декабря 2014 в 20:14
Да и много ли выпускников останется в стране?
0
Андрей Беляев , 8 февраля 2015 в 10:49
Но нельзя не признать, что "приемлемое" образование в сталинскую эпоху было мощным социальным лифтом для населения страны и подлинной культурной революцией для выходцев из рабочих и крестьян, большинство которых в 1917 было неграмотно. но, став став массовым, оно ужев 60-70 гг. стало заметно деградировать, особенно на уровне средней и высшей школы. и тогда дипломы "покупали", и липовые диссертации "защищали"... И качество изобретений и научных работ в массе своей было крайне низким, и главное, было востребовано не их качество, а количество,, Для рынка труда советское образование было плохо профессионально ориентированно, и даже избыточно. Знания большинства рабочих и инженеров в условиях советской экономики не могли быть востребованы. В то же время советская система образования заметно отставала от требований эпохи НТР. Уровень гуманитарных знаний вообще не выдерживат никакой критики(хотя свои идеологические и пропагандистские функции гуманитарное образование в советский период выполняло превосходно), за что мы сейчас расплачиваемся очень дорогой ценой...
4
Stanislaw Galizki , 20 декабря 2014 в 18:30
Будет плохо и долго. Как 1000 лет уже...
20
Михаил Чернин , 20 декабря 2014 в 18:41
"удешевление на один доллар барреля нефти приводит к потерям федерального бюджета в размере 90—100 миллиардов рублей, но на каждое падение рубля к доллару на один рубль он получает дополнительно 180—200 миллиардов рублей"
И это одна из ловушек, в который попала Россия.. Власти считают, что все более или менее в порядке, не нужно паниковать, в бюджете есть для выполнения обязательств деньги. А то, что они обесценились, что их покупательная способность снизилась более чем в полтора раза, отчего страдает бизнес и население - как бы не в счет.И первыми это почувствуют дотационные регионы с огромными долгами, где и без того была низкая зарплата, а медицина на допотопном уровне. Одним словом, на десятки лет Россия ко всему прочему из-за своей агрессивной внешней политики изолировавшая себя от цивилизованного мира, оказалась обречена оставаться отсталой страной.
19
Николай Сластников , 20 декабря 2014 в 19:01
Пророчили,что Путин окажется у разбитого корыта,но у разбитого корыта,как и всегда,оказались мы...
0
Alexandra N , 20 декабря 2014 в 23:26
Ага, слушайте больше самопальных пророков, и меньше думайте своей головой... Это я даже не вам говорю, а вообще всем, кто не думал в 2000-м-2003-м.
2
Андрей Дубровский , 21 декабря 2014 в 11:57
Я бы упомянул только 2003-й, когда Путин стал гнобить Ходорковского и сворачивать реформы Грефа. До этого еще было терпимо, а потом... все и понеслось, заскакало, запуржило, и теперь имеем, что имеем.
13
Герцогиня Кентуккская , 20 декабря 2014 в 19:09
Хорошая новость - взрыва не будет. Плохая - продолжится тихое гниение.
5
Максим Кочетов , 20 декабря 2014 в 19:33
Не уверен. Чем больше гнойник, тем "веселее" будет, когда он прорвется.
4
zmey-na-pensii . , 21 декабря 2014 в 13:20
к сожалению, пока он прорвется, может произойти заражение всего организма. не совместимое с жизнью.
15
Алексей Бульба , 20 декабря 2014 в 20:13
Да кто его знает, будет или не будет... Это ещё, как говорят, бабушка надвое сказала... Плохо то, что никакого внятного плана по выходу из кризиса ни у президента ни у кабинета министров, похоже нет. Судя по выступлению Пу, вся стратегия по выходу из кризиса основана на НАДЕЖДЕ, что нефть в ближайшем будущем снова подорожает, экономика как-то сама собой приспособится к новым условиям, а народ на волне патриотической истерии согласится "затянуть пояса" и не бунтовать. Вот, похоже, и весь план.
Оказалось, что российская власть - всего лишь кучка обывателей, строившая из себя профессионалов на высоких волнах жирной природной ренты. И теперь у этой "могучей кучки" на руках оказался набирающий обороты системный кризис, с которым неизвестно, что теперь делать. Ни спрогнозировать, ни хотя бы, подготовится к этому кризису, власть оказалась не в состоянии. А всё от отсутствия способности мыслить стратегически. Всё на что способны российские власти - это реагировать на уже сложившуюся ситуацию по принципу: "главное ввязаться в драку, а там посмотрим..." Но вся беда в том, что ввязаться в эту драку было очень легко, а вот мирно выйти, не потеряв при этом лица, практически невозможно. Санкции оказались совсем не такими смешными, каким казались ещё летом, и Великий и Ужасный Пу начал метаться со своей газовой трубой то в Китай, то в Турцию, то в Индию в поисках выхода, так до конца и не осознав, что выхода, который его устроил бы, больше нет! И хорошего политического выбора тоже больше не осталось. Остался выбор между плохим и очень плохим...
23
Сергей Сноп , 20 декабря 2014 в 19:23
Странным образом не наблюдаю больше разнообразных советов украинцам, как им обустроить свою горемычную жизнь. Даже насмешек и иронии уже не наблюдаю. Даже Лукашенко уже не веселит.
Куда ушла былая спесь, господа?
5
Elena Stulka , 20 декабря 2014 в 19:36
Вы нас с кем-то путаете.
Таких тут особо и не было.
2
Сергей Сноп , 20 декабря 2014 в 19:46
Елена. Не путаю, а исследую. Советы, они ведь ради их же, украинцев, блага были.
Не таких - а вот это да, особо не было.
0
Сергей Сноп , 20 декабря 2014 в 20:12
Александр. Я "в ту сторону" тоже исследую. Дальнобойщик, что тут скажешь. Бьёт далеко, стало быть.
18
Максим Кочетов , 20 декабря 2014 в 19:37
Ну, "господа" сейчас заняты поимкой представителей пятой колонны. Недавно, сразу после пресс-конференции путина имел "удовольствие" смотреть отвратительнейший шабаш на первом, с участием всех "метров" телевидения, на котором товарисчи кривлялись по поводу подъема рубля (только что неприличных жестов и частей тела не показывали). Это было что-то. Меня до сих пор не оставляет стойкое чувство гадливости от увиденного и стыда - вдруг кто-то в другой стране посмотрит и подумает, что мы все такие.
5
Сергей Сноп , 20 декабря 2014 в 20:34
Максим. Может так статься, что с Новым годом россиян по телевизору будет поздравлять кто-нибудь иной...
8
Максим Кочетов , 20 декабря 2014 в 21:47
Ох, Ваши бы слова, да сами знаете....
-9
Алина Лешукова , 20 декабря 2014 в 21:27
Недавно, сразу после пресс-конференции путина имел "удовольствие" смотреть
---------------------------
Объективности ради: вчера смотрела в ютубе какое-то американское шоу с шутками по поводу падения российского рубля......далее цитирую предыдущего автора "Это было что-то. Меня до сих пор не оставляет стойкое чувство гадливости от увиденного....."
Примитивность юмора зашкаливала. Как и недоумение по поводу востребованности подобного.
К чему пишу - не расстраивайтесь сильно, в "других странах" тоже всякое к столу подают.....похоже, хотя бы здесь мы движемся в общем русле. )
16
Максим Кочетов , 20 декабря 2014 в 21:50
Алина, в других странах, пускай хоть с голыми причиндалами ходят - мне по барабану. Меня заботит моя собственная. Ну и её порой неадекватное население, дорвавшееся до эфира.
Да, и еще один вопрос, вот почему некоторые люди в других странах подмечают только самое плохое. Мне кажется, что обращать нужно на самое хорошее и это перенимать. А с плохим, думается, там как-нибудь и без нас справятся.
-4
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 01:38
Да, и еще один вопрос, вот почему некоторые люди в других странах подмечают только самое плохое.
-----------------------------------
То, что часто замечается плохое, а прочее игнорируется, справедливо и в отношении говорящих о России. Универсальное человеческое свойство, не привязанное ни к какой конкретной стране.
-------------------------------
А с плохим, думается, там как-нибудь и без нас справятся.
---------------------------
Ну я, по крайней мере, помощь никому не предлагала.))) Лишь хотела сказать Вам, что часто люди испытывают беспокойство лишь потому, что какие-то вещи ошибочно кажутся им исключительными, происходящими только с ними.
14
Максим Кочетов , 20 декабря 2014 в 21:54
Да, и еще: одно дело шоу (оно на то и шоу), и совсем другое - программа на официальном государственном канале, заявленная, как аналитическая. (честно, в последнем слове оставил бы только первые несколько букв)
1
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 01:39
Да, и еще: одно дело шоу (оно на то и шоу), и совсем другое - программа на официальном государственном канале,
----------------------------
С этим согласна.
-3
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 14:32
..........Пришли дежурные минусовальщики...........как всё это достало уже.........временами нет никакого желания что-то здесь писать. Местное КГБ не дремлет. Зеркальное отражение внешнего мира.
-2
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 15:12
Сайт - это всего лишь сайт, ну, сколотили вы здесь большинство, сумели выработать общую тактику действий , позволяющую успешно гнобить несогласных с вами и полусогласных (отношу себя к этой категории), и что??? Повторюсь - это всего лишь сайт, в жизни всё гораздо сложнее и так просто (минусами) с чужим мнением не расправишься. И не проигнорируешь его наличие.
Играйтесь дальше............дуйте по очереди в одну дудку. Если именно такая однообразная музыка любезна вашему уху.
2
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 15:51
Сергей Алексеевич, у меня предложение к программистам сайта: нельзя ли предусмотреть возможность отключения системы оценивания (плюсы-минусы) отдельными пользователями? Так, чтобы на их экране она не отображалась? Я бы воспользовалась такой возможностью. Чтобы не отвлекаться на посторонние раздражители.
0
Юрий Коваленко , 21 декабря 2014 в 17:32
"(Пускай) преследуют хулы!
(Ловите) звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья." (с),почти.:))))))
0
Максим Кочетов , 22 декабря 2014 в 09:04
Алина, давайте я Вас "плюсану" :) Да, кстати, можно было бы оставить плюсы, а минусы убрать.
2
Атанас Тенев , 21 декабря 2014 в 20:32
Уважаемы Максим Кочетов , не безпокойтес, в других странах никто не думает что Вы граждани России "такие" ну скажем как по телевизору сейчас у вас показывают! У русских очень много друзей во всех странах ЕС ! Так сложилас моя жизнь что имел возможности разговариват с людми из разных стран, о России и русских и до сих пор русофоба не встречал ! Конечно никто не ожидал что ситуация у вас станет такой , имею ввиду во власти , остальное последствия ,и ето отразитсься не только вам, но и соседним странам также! А насчет телевизии , ее временно перестал смотрет! Болгария
6
Alexandr Netsterof , 20 декабря 2014 в 19:35
Навальному 15 января дадут по доброте Пятерочку , так что дворцов у Хунты нет .Они день и ночь думают о народе. Спасибо Зубаревич ,но все это мы более менее знаем. Врагов становится все больше и больше , деньги от медиков и учителей будут перераспределяться чекистам и правоохранителям. Поддержка режима ,сами должны понимать в столь сложное для страны время.Не будет хватать денег ,будем раскулачивать по одному корешей Путина ,их у него много, тут еще футбол корячится. А что народ, в деревне коровок и поросят снова заведут ,и себя кормить и внучков городе.
5
Алина Лешукова , 20 декабря 2014 в 21:33
Отказ от проведения чемпионата мира по футболу был бы здравым решением..........ведь, помнится, были же случаи отказа стран от проведения, например, "Евровидения" по экономическим соображениям.
-5
Alex Alexander , 21 декабря 2014 в 13:05
Алена, Вы просто не любите футбол или к нему равнодушны, поэтому так говорите. Для миллионов российских болельщиков это будет прекрасная возможность отключиться от серой повседневности , а победы российской сборной даже воодушевит (хотелось бы верить!). Только вместо Фабио нужно поставить у руля Карло или Жозе.
Олимпиада со всеми ее неимоверными затратами была замечательным событием. Наши спортсмены своими удачными выступлениями подарили немало радости людям. К сожалению ход дальнейших событий(Крым, Донбасс, санкции, кризис) свел на нет все положительные впечатления от Олимпиады.
Может быть удачное выступление нашей сборной на домашнем чемпионате мира даст толчок в развитии гражданского общества в стране. Такие примеры в мировой истории случались.
1
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 13:30
Alex Alexander, 21 декабря 2014 в 13:05
-------------------
Вы хотите, чтобы я испытывала удовольствие, наблюдая из окошка телевизора за пирующими во время чумы?
Заядлым болельщикам же предлагаю оторвать попу от телевизора и сходить погонять мяч на стадион...........полезнее во всех отношениях))) И, самое главное, при этом не будут стремительно худеть чужие кошельки.
1
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 13:33
простите..........попу от дивана. конечно..........))))
2
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 13:49
Да..........дополню: для смотрящих чемпионат по телевизору (большинство населения) место его проведения не должно иметь большого значения. Стадионы - везде стадионы, а большего через экран телевизора не увидишь. Игра - она везде игра...........и победа - она везде победа и повод для ликования (как и обратное). Отвлекайся себе от серых будней..........в кафе или дома....получай эмоции от зрелища.
Непосредственно же принять участие в событиях и насладиться от смогут лишь избранные, как и было с олимпиадой в Сочи. Мы, на местах, наблюдали за происходящим в телевизоре достаточно лениво и отстранённо, отчётливо понимая, что этот деликатес не для всех. Да, приятно, когда побеждают..............но жить надо по средствам и есть масса гораздо более насущных и требующих для своего решения материального наполнения проблем.
Какой смысл СЕЙЧАС в показухе??? Надо включать режим экономии не только в отношении выполнения социальных программ, иначе это выглядит просто издевательством на фоне гигантских трат на цели не первой необходимости.
3
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 15:20
к тому, кто заминусовал верхние посты:
Ну да............политика-политикой, а футбол - святое. Ничего, что в стране масса нуждающихся людей - в жилье, лечении.........это всё важно лишь до тех пор, пока не встаёт в противоречие с интересами футбольных болельщиков. Для того, чтобы доставить им (болельщикам) удовольствие, остальные просто обязаны туже затянуть пояса.
Господи..........теперь к прочим любителям залезть в народный карман (включая мой) ещё и футбольные фанаты добавились.........кто следующий???
-3
Alex Alexander , 21 декабря 2014 в 16:38
Уважаемая Алина! Боюсь, что в скором времени поводов для радости будет все меньше и меньше, поэтому не лишайте значительную часть мужского населения нашей страны хотя бы мирового футбольного чемпионата. Другой радости может и не быть.
3
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 16:50
Alex Alexander, 21 декабря 2014 в 16:38
----------------------------
"Мужская радость" в данном случае слишком затратна, не ко времени.
0
Alex Alexander , 21 декабря 2014 в 16:45
По-поводу того, что все равно, где проходит чемпионат, можно и по телевизору посмотреть.
Если б было так, то англичане не шли бы толпами на футбол, покупая абонементы на весь сезон. Мэдиссон Сквер Гарден заполнен до отказа, независимо от того, с кем играет Никс или Рейнджерс. А футбольные стадионы американских футбольных студенческих команд ломятся от болельщиков.
3
Алина Лешукова , 21 декабря 2014 в 17:02
Я не спорю с тем, что просмотр по телевизору и личное присутствие - не одно и тоже. Но для большинства альтернативы телевизору не будет (проезд, проживание и билеты просто не по карману. Тем более на фоне резкого снижения доходов.). Снимать последнюю рубашку и отрывать приличную сумму из и без того напряжённого семейного бюджета? Как женщина, я категорически против.).
А уж из телевизора что Сочи, что Лондон - мало разницы.
Из моих знакомых ТОЛЬКО ОДИН человек лично присутствовал на сочинской олимпиаде. Сумел найти возможность благодаря, наверное, очень неплохой зарплате на должности главного технолога крупного строительного комбината. Вы предлагаете мне сесть на диету ради того, чтобы доставить ему радость повторно??? Как-то нет особого желания..........в данном случае альтруизм не срабатывает.(
5
Павел Шумкин , 20 декабря 2014 в 19:40
(не здоровая конечно и давно физиология у страны--голова сильно перевешивает корпус).
Если "роль личности в истории" не отменяется Автором, остается точнее выяснить какой личности и для какой истории. В этом смысле не разделяю уверенность, что "контрмодернизация" была неизбежна. Все произошло как произошло, но у истории должно быть свойство "сослагательности", чтобы.понять ее реальные причины.
Потому что нынешнее состояние страны, имеет те же корни "неизбежности контрмодернизации", что и 25 лет назад.
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама