Политика / Выпуск № 11 от 4 февраля 2015

62003 Требуются контрактники. Срочно

Министерство обороны и Главная военная прокуратура обязаны проверить тревожные сигналы, поступающие от родственников военнослужащих и правозащитников

Вынуждают ли российских солдат-срочников переходить на контрактную службу, с тем чтобы потом перекинуть их на российско-украинскую границу? На эти вопросы пытаются ответить правозащитники, ссылаясь на то, что у них есть соответствующая информация. Официально ее никто не подтвердил, но и не опроверг. В связи с этим петербургские «Солдатские матери» настаивают: проверить тревожные сигналы должны Министерство обороны и Главная военная прокуратура. Однако оба ведомства пока молчат. А «матерям» продолжают писать и звонить взволнованные родственники военнослужащих…

 

«Нам сказали: ничего страшного…»

Справка «Новой»

138-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада в Каменке относится к сухопутным войскам. В ее составе три воинских части (№32087, 02511, 67661), расположенные в поселках Каменка и Саперное Выборгского района Ленинградской области, один батальон и еще несколько спецподразделений. Бригаде предписано выполнять миротворческие функции в горячих точках, из-за чего она находится в постоянной боевой готовности.

С одним из родственников — отцом солдата-срочника, служащего в воинской части в поселке Каменка (Ленинградская область), на условиях анонимности побеседовали корреспонденты «Новой».

— Вашего сына заставили подписать контракт?

— Его особо не заставляли. Просто к этому подвели. Он подписал, как и все остальные в части, ни во что не вникнув. Вышло так. В декабре они были в командировке, в Тверской области. Только вернулись, их в тот же день собрали в казарме. Всем раздали бумаги: рапорт на контракт, сам контракт и рапорт на увольнение в день окончания срочной службы. Командир сказал: «Надо подписать». Как ребятам объяснили, это нужно для того, чтобы отправить их на учения на три месяца. Мол, срочников надолго посылать куда-то нельзя, можно отправить на учения только на месяц, а их нужно — на три. Добавили, что учения будут где-то в полях, но точно место не назвали. Успокоили только: «Не волнуйтесь — с военными действиями это не связано». Отправка вроде должна состояться уже через 10 дней. Еще бойцам пообещали, что после учений контракты с ними расторгнут. И якобы они смогут уволиться и уехать домой в день окончания срочной службы. У моего сына срок заканчивается в июне.

— Откуда сведения о том, что контрактников из Каменки могут отправить в Ростовскую область, в Донбасс, туда, где идут боевые действия? Солдатам об этом сообщили?

— Насколько я в курсе, прямо и откровенно мальчишкам на эти вопросы не отвечают. Но в части ходят такие разговоры. Кроме того, по рассказам старослужащих, минувшей осенью отряды из Каменки уже ездили на три месяца на учения в Ростовскую область. По возвращении рассказывали молодым, что близко к границе они не подходили, в боевых действиях не участвовали.

— А многие в Каменке сейчас подписали контракты?

— По словам сына, их часть почти вся подписала. Почти сто процентов перевели на контракт — около 1000 человек. Много это или мало, судите сами, если вся бригада — это 3000 срочников и 500 офицеров. Лишь несколько человек из части отказались, буквально единицы. Их не били. Сначала уговаривали. Потом давили морально — угрожали более тяжелой работой, более сложной службой, если они останутся здесь.

Мой сын подписал контракт, не разобравшись. Он даже не знает, на какой срок. На три месяца или на три года? Просто сработало стадное чувство. Как сын мне сам говорил об этом: «Я подписал контракт. Все подписали. Нам сказали: ничего страшного…»

Теперь юристы мне объясняют, что спустя три месяца контракт могут и не расторгнуть. Все зависит от сроков и условий, которые в нем прописаны. Сейчас сын подал рапорт на расторжение контракта. Его вызвал командир, сказал, чтобы не переживал, но рапорт не рассмотрел…

 

Не верить не можем и проверить не можем

— С конца декабря на нашу «горячую линию» поступает много тревожных звонков. Звонящие представляются родственниками солдат-срочников. Они жалуются, что их сыновей заставляют подписывать контракты и, возможно, готовят к отправке на Украину. По словам людей, парням часто угрожают силой или уголовным преследованием, иногда обманывают их, что служба по контракту будет короче изначального срока призыва, — продолжает тему председатель правозащитной организации «Солдатские матери Петербурга» Элла Полякова.

Только за последний месяц петербургские «Солдатские матери» получили более 20 обращений от родственников военнослужащих из  Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Костромской и Курской областей. Из них пять письменных, остальные — устные.

— Свыше 20 за месяц — это много, — считает пресс-секретарь петербургских «Солдатских матерей» Александр Передрук. — К тому же все жалобы — однотипные, а еще в них фигурируют номера одних и тех же воинских частей. Со слов родителей военнослужащих, кого-то из ребят уговаривают, кому-то угрожают, но от всех требуют контракты. А срочники из воинской части №54096 в Мулино Нижегородской области (6-я отдельная танковая бригада) в своих жалобах вообще утверждают, что командование просто поставило их перед фактом: уведомило о том, что они явочным порядком переведены на контрактную службу.

— Сколько срочников — хотя бы в одном нашем регионе — на сегодняшний день подписали контракты, а сколько нет, нам неизвестно, — сетует Полякова. — Родители говорят, что не все соглашались. Проверить полученную информацию мы не можем. Звонящие боятся называть себя, а еще больше — имена своих родственников — рядовых срочной службы. Без этого же невозможно инициировать проверку прокуратуры.

— Не все обращения — анонимные, но в большинстве случаев люди раскрывают свои данные только нам, а дальше передавать эти сведения запрещают, — уточняет Передрук. — Однако на днях мы договорились с военной прокуратурой о том, что будем передавать им все сообщения, даже анонимные. Поэтому сейчас мы из заявлений буквально вымарываем имена и передаем информацию в надзорные органы.

 

Ждем ответа

Однако о каких-либо проверках, разбирательствах, расследованиях правозащитникам пока не известно. Не дождались они до сих пор и ответов на свои официальные обращения в Минобороны и ГВП, отправленные еще в январе. В обоих ведомствах уверяют, что «ничего не получали».

В конце января депутат петербургского заксобрания Борис Вишневский отправил запрос в военную прокуратуру ЗВО с просьбой проверить, действительно ли срочников принуждают подписывать контракты и есть ли вероятность того, что они попадут в зону боевых действий в Донбассе?

«По информации, полученной мной от «Солдатских матерей», в поселке Каменка срочников под сильным давлением заставляют подписывать контракты и могут направить на Украину, — пишет парламентарий. — При этом ближайшая отправка якобы планируется 9 февраля… Прошу Вас незамедлительно провести проверку указанной информации и принять меры как к недопущению принудительного подписания контрактов российскими военнослужащими срочной службы, так и к недопущению направления их для участия в боевых действиях на территории Украины».

Из окружной прокуратуры депутату тоже пока не ответили.

2 февраля «Солдатские матери Петербурга» обратились к уполномоченному по правам человека в России Элле Памфиловой с той же просьбой — проверить жалобы срочников на принуждение их к контрактной службе и возможную переброску новоиспеченных контрактников к российско-украинской границе. Омбудсмен пообещала помочь.

— Я уже запросила у НКО, занимающихся защитой прав военнослужащих, подробную информацию по жалобам. Пока у нас нет какой-либо фактуры, но как только получим обращения, будем разбираться и изучать, — сказала «Новой» Элла Памфилова.

 

* * *

В пресс-службе Министерства обороны «Новой» заявили, что «переброска сил и средств российской армии ведется в соответствии с планами боевой подготовки войск» и что «о фактах принуждения к заключению контрактов нам неизвестно».

В пресс-службе Западного военного округа только в официальном письменном виде согласились рассмотреть вопрос, действительно ли срочников 138-й бригады в Каменке принуждают к переходу на контрактную службу. Запрос отправили. Ждем ответа.

Командование 138-й бригады в Каменке от общения с журналистами наотрез отказалось.

 

От редакции

Вопросы, поднятые в публикации нашего корреспондента Нины Петляновой, тревожат российских матерей. И отцов тоже тревожат. Потому что речь — о детях. Надеемся, что Министерство обороны ответит на эти вопросы и тем самым подтвердит свою репутацию открытого для общества, не избегающего острых проблем государственного ведомства. 



57 комментариев

26
niknik Nik , 4 февраля 2015 в 09:09
Если мне не изменяет память - о необходимости перехода армии РФ
на контрактную основу первыми заговорили лет 20 назад как раз гражданские
активисты. И это правильно.
И власти сразу стали им отвечать - "Обязательно перейдем, но постепенно."
И это тоже правильно.
Формально отличить агитацию за контрактную службу от принуждения к подписанию контракта - непросто, как и отличить информацию от пропаганды.
Надо пусть не великие, но мозги иметь.
Поэтому ответ министерств гражданским активистам предсказуем.
А мой совет родителям - если вы не научили своих детей к 18 годам простым
истинам -
"Сыночек всегда читай и думай когда подписываешь любую бумажку."
"Если захочешь воевать за деньги где нибудь не дома - домой не приходи."
обижайтесь только на себя.
Я таким родителям могу только посочувствовать.
8
Val Bogan , 4 февраля 2015 в 15:03
"Думать, когда подписываешь бумажку" - совет, конечно, хороший. Но знаете, как это в армии бывает: не подписал, значит самый умный. Далее: "Взвод! Равняйсь! Смирно! Сегодня после ужина из-за самых умных бежим кросс 5 км..."
Долго вы выстоите в таком коллективе?
8
Андерсен Житомирский , 4 февраля 2015 в 16:45
"...и тут Швейк на ломаном немецком языке принялся рассказывать, что в одном полку у одного офицера был такой же послушный денщик. Он делал все, что ни пожелает его господин. Когда его спросили, сможет ли он по приказу своего офицера сожрать ложку его говна, он ответил: "Если господин лейтенант прикажет - я сожру, только чтобы в нем не попался волос. Я страшно брезглив, и я тут же блевану".
5
andez andez , 4 февраля 2015 в 17:37
Вопрос-то как раз не в том, сколько можно выстоять в таком коллективе, а в том, что бы привлечь наконец-то министерство обороны к ответственности. И не просто МО, а конкретных виновников. Пока пресловутый "Иванов" персонально не ответит за своё паскудство, с МО, как с глиста - дерьмо. А пацанов надо приучать в этой стране не подписывать ничего просто так. А если подписал - отвечать.
5
миг 25 калужский , 5 февраля 2015 в 17:21
Солдат в российской армии -никто И когда этого отличника уничтожат как оккупанта в Украине -а кадровиков украинцы как местные так и военные уже в плен не берут-их Россия отказывается менять а ликвидируют как это делал с российскими пленными Герой России Рамзан Кадыров А потом НИ ОДИН СУД даже в ГААГЕ не докажет что эта подпись в контракте -НЕ ЕГО Так что отцу как это было в Советские времена -ехать и ЛИЧНО КАК УГОДНО ЗАБИРАТЬ СЫНА и везти в военкомат И С ШУМОМ
0
valerii valerii , 4 февраля 2015 в 18:10
"Если захочешь воевать за деньги где нибудь не дома - домой не приходи."

Я бы добавил, что есть возможность вернуться с почестями и не пешком.
5
Юрий Берлин , 4 февраля 2015 в 19:56
В данном случае не пешком и БЕЗ ПОЧЕСТЕЙ
4
Alex Kolchakov , 4 февраля 2015 в 19:42
Совершенно не понятно: есть обязательная служба, а как альтернатива - контрактная. Альтернатива! А это какой-то гибрид, бред, взаимоисключающие вещи. Если человек и так служить обязан - какой тут для него контракт?
Ну это ладно, очередной идиотизм, а вот зачем это, какая разница для войны - кого туда посылают, контрактников, призывников, или призывников, подписавших какие-то бумажки?
Объяснение "по закону надо..." не проходит - в россии законы не соблюдаются.
Почему весь личный состав вооруженных сил россии "по зову сердца", как объяснил президент, не может отправится в Украину? Зачем этот фарс с контрактами?
Кстати, Новая, разглашаете гос-тайны в невероятном объеме!
Приедет грязненький свинолуп и укусит за бочек!
3
Georgiyi Semenov , 5 февраля 2015 в 19:28
Nik, я искренне желаю, чтобы твои сыновья или внуки, если они у тебя есть, обязательно попали по принудительному "контракту" в Ростов, а потом на Донбасс. Или ты их научил, что они у тебя умные читатели контрактов и не попадут под этот мотокаток? Злой ты!
1
niknik Nik , 6 февраля 2015 в 10:49
Georgiyi Semenov, 5 февраля 2015 в 19:28
"...Злой ты!"
---------------------------------------------------------------
Да. Особенно я зол на политические пляски на народных костях.
Поэтому про Украину стараюсь писать минимально.
34
es es , 4 февраля 2015 в 10:03
Всегда была ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА-ЕСТЬ СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА !
Задумка ,заложенная в Конституции-дача согласия на привлечение наших воинов за пределами России-ДИКОЕ БЕЗОБРАЗИЕ.
Валька Матвиенко легко дала такое согласие(благо для неё её сын воевать не пойдёт.) Да и СФ организация ни за что не отвечающая,собравшая бессовестных людей,легко распоряжается жизнями ЭЛИТЫ молодых парней ОТЦОВ БУДУЮЩЕГО РОССИИ.
На антивоенном шествии 1 марта надо потребовать проведения РЕФЕРЕДУМА
для исключения этого пункта из Конституции РФ.
Защита Отечества на Территории Отечества-остальное спекуляции.
Россия не должна быть Мировым жандармом.!!!
31
Salo Spec , 4 февраля 2015 в 10:48
Постоянный читатель: es es , 4 февраля 2015 в 10:03

На шествии 1 марта надо потребовать о немедленной отставке корня всей этой безумной вакханалии и роспуске его карманной Думы терпимости! Пока Россия будет молчать, это г... будет продолжать издеваться над Россией и еще больше пьянеть от чувства безнаказанности и вседозволенности! Слов оно не понимает!
5
Светлана однако , 4 февраля 2015 в 23:32
Salo Spec Как же вы мне нравитесь точностью формулировок, прямо с языка снимаете. Респект.
-16
Кто Там , 4 февраля 2015 в 13:26
конечно. оставим эту роль США....
11
Val Bogan , 4 февраля 2015 в 15:09
Чем конкретно Вам вредят США, выступая в роли мирового блюстителя порядка?
0
valery yeramianchuk , 5 февраля 2015 в 15:58
Val Bogan, 4 февраля 2015 в 15:09
Чем конкретно Вам вредят США, выступая в роли мирового блюстителя порядка?
*****************************************************************************
ПРАВДА, Уважаемый, ПРАВДА, ведь это самое страшное оружие против НЕ граждан и власти и боятся они его больше чем чёрт ладана.
8
Альберт Евлоев , 4 февраля 2015 в 16:07
Как бы предложить внести изменения в конституцию? Хочется предложить новую статью в конституцию. Например такого содержания: - "Решение о начале войны или вводе Россиийских войск на территорию других государств, может быть реализованно только после 100% мобилизационного призыва всех детей (призывного возраста) депутатов и сенаторов, проголосовавших за"!
2
Альберт Евлоев , 4 февраля 2015 в 16:08
Думаю такая статья сильно отбила бы желание повоевать, воинственно настроенным сенаторам и депутатам. И еще добавить: - "не зависимо от места их нахождения"!
0
Юрий Ковалев , 8 февраля 2015 в 23:10
Матвиенко должна закончить в международном трибунале вместе с Шойгу!!!
27
Levi Leviafan , 4 февраля 2015 в 10:31
Как можно так надругаться над своей молодежью, чтобы у нее возникло желание убивать и быть убитой? Когда эти твари, прохановы, киселевы, соловьевы ответят за разжиганние вражды по закону. Есть ли Закон в России? Или закон - это Свинолуп?
14
Salo Spec , 4 февраля 2015 в 10:43
"Петербургские «Солдатские матери» настаивают: проверить тревожные сигналы должны Министерство обороны и Главная военная прокуратура..."
Это шо получается, МО и его прокуратура должны проверить и выпороть сами себя?! МО РФ, что должно само оповестить весь мир о том, что оно организовало нелегальный поток солдат, наемников и военной техники в Украину, а прокуратура МО должна признаться ч том, что это все покрывала?! Ну-ну...
21
Андрей Филимонов , 4 февраля 2015 в 10:56
Вот эти, которые уговаривают (заставляют) наверняка с гордость называют себя офицерами. А в реальности не имеют не только офицерской чести, но и элементарной порядочности. Для них эти мальчишки-солдаты - расходный материал, ну, как пачка бумаги для принтера.
12
Gleg Киев , 4 февраля 2015 в 11:28
В стране беззакония офицеры такиеже как и правительство. Началось всё с большевиков. И всё что вы слышали раньше - красивая пропаганда.
6
gvatemala kontur , 4 февраля 2015 в 14:34
Вы высоко подняли планку этих офицеров. Надо писать как туалетная бумага.
3
миг 25 калужский , 5 февраля 2015 в 17:35
АНДРЕЙ -к сожалению в Российской армии офицеров -УЖЕ НЕТ Приведу пример-когда украинские войска погнали российский сброд из иловайска то российские войска пересекли границу и ударили им в спину Затем после переговоров дали коридор для выхода И когда украинские войска ВМЕСТЕ С ПЛЕННЫМИ РОССИЙСКИМИ СОЛДАТАМИ вышли в поле их ВСЕХ начали в упор расстреливать ТАК ЧТО ТЕПЕРЬ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ В ПЛЕН ПОЧЕМУ ТО НЕ БЕРУТ
19
Иван Василич , 4 февраля 2015 в 11:35
Видимо, объявленная Захарченко мобилизация, докатилась и до Каменки ))))
17
lex ukrop , 4 февраля 2015 в 11:57
При этом ближайшая отправка якобы планируется 9 февраля…
------------------------
Дата "добровольной" мобилизации ДНР и ЛНР? Ничего не путаю?
2
vlad celler , 4 февраля 2015 в 12:08
Постоянный читатель: Иван Василич , 4 февраля 2015 в 11:35
Видимо, объявленная Захарченко мобилизация, докатилась и до Каменки ))))
Постоянный читатель: lex ukrop , 4 февраля 2015 в 11:57
Дата "добровольной" мобилизации ДНР и ЛНР? Ничего не путаю?

Гм....Это на что Вы намекаете ...а !?
12
lex ukrop , 4 февраля 2015 в 13:20
Постоянный читатель: VLAD CELLER , 4 февраля 2015 в 12:08:
Гм....Это на что Вы намекаете ...а !?
----------------
Что Вы, что Вы! Никаких намёков. Любой намёк может оказаться государственной тайной.
3
viktor alex , 4 февраля 2015 в 12:25
*** Министерство обороны ответит на эти вопросы и тем самым подтвердит свою репутацию открытого для общества, не избегающего острых проблем государственного ведомства.***
Смеяться можно? Когда и у кого МО заработало столь лестную репутацию? Впрочем, как и все иные госаппараты, начиная с кремлевского.
В стране давно уже потеряна вера во все государственные институты, и результаты этого мы видим вокруг каждый божий день...
13
Павел --- , 4 февраля 2015 в 12:27
Всем матерям и отцам надо подыматься в защиту своих детей,а тех кто отправляет на братоубийственную войну привлечь к трибуналу. В такое время и устроить реки крови из молодых людей,за что гибнут парни? Подлый тот военно начальник и преступник,отдающий приказы на убийство.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Море снаружи. Это история про то, как летним днем может оборваться молодость или даже юность...

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

161
вольдемар александрович: День опричника это вещь,конечно,но Сорокин все же на большого...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама