Политика / Выпуск № 22 от 4 марта 2015

10515 Споем осанну, цена — договорная

Ежегодно власти Ростовской области тратят сотни миллионов рублей на самопиар, подкупая сми. Эта практика распространена по всей стране

25.02.2015

Фото: РИА Новости / Сергей Красноухов 

До сих пор в городах и селах Ростовской области заклинания вроде «По телевизору показывали!» или «В газете напечатано!» звучат как последний «убийственный» аргумент в споре, как подтверждение подлинности информации. Но зачастую аудитория не догадывается о подмене: статья, радиопередача или телесюжет зачастую — не итог журналистского труда, а реклама, утвержденная чиновниками и щедро оплаченная из бюджета.

«Погоду» на информационном поле региона делает примерно сотня сми — десяток телеканалов, десяток журналов, десяток интернет-ресурсов, пятерка радиостанций и примерно 70–75 газет. Это печатные сми с наибольшими тиражами, интернет-ресурсы с самым большим количеством посетителей в сутки, теле- и радиокомпании с наибольшей аудиторией. Именно эти медиа перечислены на сайте правительства Ростовской области. Именно они ежегодно получают финансовую помощь из региональной и муниципальной казны.

 

Полным-полна коробочка…

В бюджете каждого города и районного центра есть соответствующая статья расхода. Мягко говоря, не обремененные деньгами муниципалитеты помогают только тем сми, в которых власть (администрации городов и представительные органы) выступает в качестве одного из учредителей. Помощь эта выражается в оплате труда сотрудников редакций, аренды помещений, обеспечении технических условий для выпуска теле- и радиопередач, покрытии типографских услуг и т.д.

В расходной части областного бюджета тоже есть аналогичная статья, она так и называется — «Средства массовой информации» и переходит из года в год под одним и тем же 12-м кодом. В прошлом году траты по этой статье составили почти 400 млн рублей. Более 24 миллионов в виде субсидий ушло на компенсацию производственных затрат организациям, включенным в так называемый областной реестр сми. Это перечень из 50 газет — две областные («Наше время» и «Молот», где правительство выступает учредителем) и 48 муниципальных газет (учредители — муниципалитеты). Субсидии на возмещение части затрат (на общую сумму в 25,5 млн рублей) отдали телекомпаниям, производящим «социально значимые программы». Почти 83 млн составили траты по статье «Расходы на выплаты по оплате труда работников государственных органов Ростовской области в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области «Региональная политика». Проще говоря — на чиновников. Еще около 3 млн рублей разошлись на выплату грантов организациям, участвовавшим в региональных программах, и на премии журналистам, победившим в конкурсах, устроителями которых выступило областное правительство.

Традиционно наиболее часто встречаемая расшифровка в статье расходов «Средства массовой информации» — это «иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Судя по документу, в прошлом году область и муниципалитеты особенно остро нуждались в освещении деятельности политических партий, представленных в областном Законодательном собрании (30 млн рублей) и в «услугах по производству и размещению социально значимых материалов» (55 млн рублей). Нужда была везде и во всем: от полуминутных упоминаний о регионе на федеральных телеканалах — до пространных «аналитических» статей в региональных газетах.

Кому выпадет честь осваивать эти солидные бюджеты, определяли конкурсы, где в качестве заказчика (владельца денежных средств) выступало правительство Ростовской области. Схема известна и распространена по всей России: власть выставляет на конкурс определенный лот, в котором указаны параметры заказа (определенное количество передач на телевидении или радио, статей в газетах-журналах), за что заказчик обещает миллионы народных денег победителю. Участники оглашают свои предложения, конкурсная комиссия с участием чиновников определяет лучшего, способного удовлетворить «нужду» власти дешевле и/или быстрее, качественнее. Затем заказчик заключает с победителем контракт, конкретные сми и конкретные журналисты принимаются за работу (пишут-снимают-рисуют), потом обязательно показывают плоды своего труда представителю заказчика. Если его все устраивает, то произведение — по сути, реклама — обрушивается на зрителей, читателей, слушателей, пользователей интернета.

В 2015 году правительство Ростовской области уже успело провести 14 таких конкурсов, разыграв 159 млн 297 тысяч 686 рублей и 8 копеек. Эти деньги достанутся тем сми, которые в течение года будут рассказывать-показывать результаты работы чиновников, предварительно согласовывая с ними свои статьи-сюжеты.

 

11 друзей бюджета

В регионе работает почти сотня популярных в народе СМИ. Но в соревнованиях по освоению денег налогоплательщиков неизменно участвуют практически одни и те же организации. Условия конкурсов 2015 года смогли выполнить только 11 компаний. Возможно, потому, что лоты составлены, так сказать, по оптовому принципу. Например, 19 596 300 рублей правительство области готово выделить тому, кто создаст и разместит 84 тематических полосы формата А3 и 2300 «обычных» полос в полусотне муниципальных газет. Играючи с таким заданием справляется Северо-Кавказское информационное агентство (СКИА), почти десять лет работающее на медийном рынке и располагающее базой и контактами с региональными и федеральными СМИ.

Иной раз странно выглядят пары соревнующихся. Скажем, за 26 664 852 рубля (производство и размещение телематериалов общим «весом» в 700 минут и услуги по видеосъемкам) боролись телекомпания «Южный регион» и… ГУП «Редакция газеты «Сальская степь». Интерес печатного издания к телевидению может удивить, если не знать, что это унитарное предприятие полностью принадлежит правительству Ростовской области, а 49% телекомпании «Южный регион» владеет эта самая «Сальская степь». Закрадывается нехорошая мысль: за 26 «властных» миллионов сражались компания, почти наполовину принадлежащая власти, и компания, полностью принадлежащая власти.

По итогам прошедших 14 конкурсов самые крупные суммы получили четыре организации.

17 242 813 рублей достанется ООО «Известия-Юг» за производство и распространение социально значимых материалов в федеральных сми и сети интернет.

17 621 912 рублей получит телекомпания «Дон-ТР» — за создание и размещение на канале «Россия 1» информационных материалов общим объемом в 400 минут, плюс 70 видеороликов (включая сюжеты к 70-летию Победы). Всего же «Дон-ТР» насобирала контрактов на 23 220 480 рублей.

Телекомпания «Южный регион» возьмет в общей сложности 55 031 903 рубля, за что в течение 2015 года будет производить и распространять теле- и радиоматериалы о работе чиновников и депутатов Законодательного собрания Ростовской области на местных телеканалах и в эфире местного радио.

Самый крупный куш — 61 545 040 рублей — достался «Северо-Кавказскому информационному агентству» (см. выше). Вообще это агентство на протяжении почти 10 лет выигрывает самые крупные лоты на подобных конкурсах.

Самый свежий пример — конец 2014 года. Еще в июне правительство отправило заявку на освоение 25 377 030 рублей: за эти деньги нужно было создать и разместить 312 полос различного формата (от А2 до А4) в региональных газетах и журналах. Срок исполнения заказа — до конца 2014 года. Но в назначенное время (в июле) конкурс не состоялся — участники (СКИА, ООО «Известия-Юг» и ООО «Издательский дом «Медиа Юг») не смогли правильно составить заявки.

Правительство подало заявку на раздачу этих же миллионов в сентябре. На этот раз все оформили правильно, условия остались прежними. То есть тот, кто хочет получить деньги, должен пообещать размещение все тех же 312 полос до окончания 2014 года (на дворе уже стоял октябрь). Тем не менее из СКИА в конкурсную комиссию поступило предложение по тотальному охвату аудитории. Перечень заказных материалов получился такой: по пять полос в «Коммерсанте-Юг», «Парламентской газете», в деловом еженедельнике «Город N», по 6 полос в «Газете Дона» и газете «Молот», по 10 полос в газетах «Крестьянин», «Советский спорт» и в журнале «Эксперт-Юг», 12 — в еженедельнике «Антенна в Ростове-на-Дону», по 15 полос — в «КП-еженедельник», в «Российской газете», 20 полос — в «АиФ-на-Дону», в «КП», журнале «Деловой квартал», 24 полосы — в газете «Вечерний Ростов». Охватили даже кормящих матерей (56 полос в «Донском семейном журнале»), дачников (5 полос в журнале «Хозяйство») и футбольных фанатов (5 полос в «Футбольном курьере»).

 

Замаскировались

Найти в ростовских и федеральных сми следы этих миллионных трат очень трудно. Судя по тому, как в итоге выглядят заказанные и оплаченные правительством области «социально значимые материалы», население не всегда понимает, какой продукт потребляет. Региональные представительства крупных федеральных СМИ («Ведомости», «Российская газета», «Эксперт-Юг» и т.д.), некоторые местные издания («Город N», «Крестьянин»), как правило, оформляют публикации так, чтобы было ясно — материал заказной. Более свободно ведут себя «Комсомольская правда», «АиФ-на-Дону», «МК-Ростов», не говоря уже о муниципальных газетах.

Например, газета «Таганрогская правда-пятница» №16 от 20–26 февраля посвятила рассказам про областную власть 16-ю полосу, маркировав подборку еле читаемой сноской «совместный выпуск правительства Ростовской области и нашей газеты».

«АиФ-на-Дону» №8 (от 18–24 февраля) опубликовал полосу «Оценка по делам. Десятилетие больших перемен»: о том, каких успехов добился Волгодонск при бессменном мэре Викторе Фирсове. Ссылки на заказной характер статьи нет, остается только верить, что автор сочинила это на бескорыстной основе.

Еженедельник «Комсомольская правда в Ростове-на-Дону» в выпуске от 18–25 февраля отдал половину 32-й полосы под статью «Места в детских садах в Ростовской области будут создавать впрок», повествующую о хорошей жизни, обещанной губернатором Василием Голубевым в текущем году. Метки о том, что добро на всю эту цифирь дали подчиненные губернатора, нет.

Практически не маркируют передачи и сюжеты, созданные на бюджетные деньги и под контролем чиновников, теле- и радиокомпании области. Иногда только мелькнет неясное «Программа создана при участии правительства Ростовской области».

P.S. На сайте госзакупок — очередная заявка правительства Ростовской области: 450 тысяч рублей достанутся тому, кто организует на протяжении 2015 года освещение в сми работы региональной Общественной палаты.

 

Редактор интернет-портала «Донинформбюро» Елена Романова:

— Господдержка нужна районным газетам и телеканалам, которые не могут окупаться, а оставлять людей в глухой провинции без местных сми нельзя. Это могут быть налоговые льготы, бесплатная аренда, субсидии на распространение и проч. Можно было бы в рамках поддержки малого бизнеса компенсировать ему затраты на рекламу в местных СМИ. Но вместо этого чиновники из бюджета платят за рассказы о том, какие они хорошие. В условиях, когда в области нерегулярно выплачиваются пособия на детей и субсидии пенсионерам на оплату услуг жкх, цифра в 160 млн выглядит возмутительно.

 

Руководитель Ростовского общества по защите прав потребителей Артур Рудаков (несколько лет возглавлял «Газету Дона»):

— Конкурсы эти подразумевают размещение информационных материалов, но на самом деле они не информационные, а пропагандистские. Кроме того, это всегда коррупция: условия этих конкурсов легко подогнать под определенные издания. Мое мнение — их не должно быть. Система кормления угодных изданий и преследования неугодных превратила региональные СМИ страны в филиалы чиновничьих пресс-служб. Те, что «на бюджете», живут прекрасно, несмотря на постоянное вранье и скучные тексты. Остальные — под угрозой закрытия.

Так что бюджетное финансирование СМИ нужно просто запретить. От того, что редактору придется думать головой, как сделать свое издание интересным, чтобы читатель и рекламодатель платил ему достаточно денег, хуже никому не будет. Да, те, кто привык всю жизнь ориентироваться на одного читателя — главу администрации, — уйдут с рынка и из профессии. Но лучшие останутся.

 

 



15 комментариев

5
Иван Помидоров , 25 февраля 2015 в 22:00
Какая мерзость...Тошнит от этой жизни.
5
Владимир Севин , 25 февраля 2015 в 23:31
А в России разве есть настоящие журналисты? Если есть, то журналисты ли они? Лающее и писающее дерьмо к журналистам вообще никакого отношения не имеет...
4
Александр Вейнгард , 26 февраля 2015 в 00:28
ВЛАДИМИР СЕВИН ,
Ну, Вы даёте!! А ребята из "Новой" для Вас такие же?
4
Salo Spec , 26 февраля 2015 в 11:18
К сожалению, на всю 140-миллионную страну остались только НГ и "Дождь". Остальные, так называемые российские СМИ уже давно, своей мерзостью, заработали себе место на скамье подсудимых, какого нибудь "Нюрнбергского процесса-2", за разжигание межнациональной ненависти, за натравливание народа России на народ Украины, которое уже привело к тысячам смертей и с одной и с другой стороны. Ведь это поверив РоссСМИ, тысячи ополоумевших от этой лживой пропаганды российских мужиков, бросают семьи и кидаются "мочить" ничего не сделавших им украинцев. Многие россияне, уже там в Украине, понимают, как СМИ РФ их накололо, но уже поздно, руки то уже в крови или рук уже нет...
3
Владимир Севин , 26 февраля 2015 в 10:21
Я никому ничего не даю,Александр... С ребятами из "Новой" лично не знаком,потому и не могу ничего утверждать...если солнышко всходит - значит это кому-то надо... но в России даже петух приветствует его восход только по высочайшему позволению...Потому и не обольщаюсь профессионализмом и объективностью российских журналистов.
0
Salo Spec , 26 февраля 2015 в 11:55
Не горячитесь, Владимир. У Вас какая-то болезненная реакция на слово "даете"...
Что, сразу всплывают какие то неприятны воспоминания, ощущения из прошлого, которые Вы хотели бы забыть и никогда не вспоминать..? Может Вам нужно выговориться..? Давайте поговорим об этом...
5
Владимир Севин , 26 февраля 2015 в 12:58
Зря вы так... За 30 лет службы в ВМФ России для меня стало абсолютной аксиомой то,что ни одному журналисту,тем более российскому, доверять нельзя... методы работы четвертого отдела мне известны... И дай Бог,чтобы в этом случае я ошибся... А за то,что мы можем высказывать свои мнения на сайте "Новой" без хамства,пошлости и дуризма, это безусловно заслуга ее редакторов,за что я и говорю "Новой Газете" Огромное Спасибо.
2
Иван Петрович Сидоров , 26 февраля 2015 в 12:27
"Так что бюджетное финансирование СМИ нужно просто запретить ......"
Увы, это решать не руководителю общества по защите прав потребителя, это обычно решает Хозяин Бюджета - в данном случае региональная "элита" во главе с губернатором, в состав которой входят все руководители региональных СМИ. Да и само сие действие - часть ежегодной операции по "распилке" всего регионального бюджета. Ничего особенного, всё как везде. Для сравнения, в Москве (где-то мелькнуло) подобный "распил" числит не в миллионах, а в миллиардах (где-то в пределах 280-300 миллиардах рублей).
А уж хаять журналистов как "продажных тварей" - вовсе уж незачем. Бюджет газеты (ЛЮБОЙ, в том числе и "Новой") - весч обязательная и "руку дающую" никто кусать не будет. Читателям остаётся, для того, чтобы получить объёмную информацию по той или иной теме, читать РАЗНЫЕ источники информации и думать-анализировать СВОИМИ мозгами. Такшта.... Да здравствует Новая Газета и всем остальным СМИ не хворать. В том числе и оплаченным из гос.бюджета...
1
Маркус Марцелий мл. , 26 февраля 2015 в 16:47
"Ежегодно власти Ростовской области тратят сотни миллионов рублей на самопиар, подкупая сми. Эта практика распространена по всей стране"
.................................................................................................
Оправданием покупки СМИ - разумеется, тех, кто не продается, стирали и продолжают стирать в порошок - еще недавно служил железный аргумент "не раскачивать НАШУ лодку".
Ничего не скажешь, запущенная Путиным метафора срабатывала как технология достижения кратковременного социального штиля. До некоторой поры она оказывала на публику гипнотически убаюкивающее действие. Именно до поры, когда даже слепому стало очевидно, что лодки у всех нас совершенно разные: у них, т.е. у Власти - от современных океанских яхт до абсолютно непотопляемых владений в заповедных уголках на земной тверди; и у нас - 2-3 лодки. И тоже разные: Утлые, дощатые и алюминевые, латанные-перелатанные, с моторчиком или просто вёсельные. А то и просто притопленный плотик с шестом…
Однако у власти есть и другие фольклорные отмазки. Например, в отдельные моменты, когда уж совсем припрет, устами сговорчивых дедушек и бабушек власть призывает людей чтить народную мудрость: «КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ». Правильно, конечно. После минутного столбняка до меня вдруг доходит: Уж больно переправа затянулась… на долгие годы. Не потому ли, что наши лошадки застряли на этой самой переправе?
А про "пятую колонну" говорить - только время терять. Нацистская кликуха порядком поистрепалась. Тем не менее о российской лаборатории д-р Геббельс даже и мечтать не мог. Если бы он мог пожать руку своим российским коллегам...

Прошу простить, если кто-то считает, что я отвлекся от темы. Надеюсь, это не смертельно.
2
Алексей Филиппенко , 26 февраля 2015 в 16:55
Хорошо, что кто-то проводит такие расследования. В спорах со «сторонниками власти» (теми из них, что не самые безинтеллектуальные) часто возникает призыв показать доказательство своих слов и бесконечные ссылки на сайты с про-властными «фактами». В таких ситуациях такие редкие, подробные и достоверные расследования — лучший аргумент.
4
vasil sinak , 26 февраля 2015 в 23:14
Но, ведь это - нормально. Тот, кто платит, тот девочку и танцует. Причем, мне, как потребителю СМИ-продукта без разницы - КТО платит. Вообще, для меня информация любого СМИ - просто сверка моих собственных ощущений. Некоторые издания совершенно не интересуют, т,к. убежден, что врут, как дышат. Вся госинфа на госканалах - бред и жуть. А просеивать тот навоз смысла не вижу. Посещаю НГ, Эхо, Грани.ру. А, по большому счету - ВСЕ вижу своими глазами. Ведь, сколько мне не говори, что в стране порядок, что мы идем вперед, развиваемся, я ощущаю ВСЕ НАОБОРОТ. Так что только разум и чувства определяют мои собственные реакции на происходящее вокруг меня. Вот только удивляюсь людям (знакомым), которые реально верят слову и картинке. Может на них действую какие то излучения? А почему на меня нет?
1
Александр Мороховец , 27 февраля 2015 в 12:29
Верят слову и картинке, на мой взгляд, люди с отсутствующей привычкой анализа. Надо просто все заклинания из СМИ сравнивать с окружающей реальностью. Многие, к сожалению, этого делать не могут.
2
Михаил Редин , 27 февраля 2015 в 13:09
Мне противно жить в такой стране.
0
Евгений Дорофеев , 28 февраля 2015 в 23:04
В статье упоминаются десятки миллионов рублей. Верю, только в нас, в глубинке, периферии, местные газеты уже принадлежат власти, вылизывают их особенно рьяно, им и малой толики денежки хватает, что они могут без зазрения совести объявят черное белым.
Примеры у всех на виде и еженедельные. Открываем ЛЮБУЮ газетенку и читаем как американцы виновны во всех наших грехах. Как в старом анекдоте про генерала, который объяснял денщику, что мол китель обрыгал поручик Ржевский, на что денщик просит поручика Ржевского наказать строже за то, что ещё и наложил в штаны генералу.
Вот такие "генералы" "правят" у нас бал!
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама