Политика / Выпуск № 21 от 2 марта 2015

131343 Борис Немцов: «Они не смогут заставить меня замолчать, просто не смогут»

28.02.2015 Теги: интервью, немцов

Это интервью обозреватель «Новой газеты» Елена МАСЮК записала по телефону в апреле прошлого года, когда Борис Немцов находился на лечении в одной из израильских клиник. Тогда мы его не напечатали. Но публикуем сегодня, потому что в эти трагические дни оно звучит как завещание.


Фото: Анна Артемьева / «Новая»

— Баннер «Пятая колона: чужие среди нас», который на днях появился на Новом Арбате, персонально обозначил ту самую «пятую колонну», о которой в марте говорил президент Путин в своем послании Федеральному собранию. Теперь мы знаем в лицо эту «пятую колонну»: это Навальный, Макаревич, Пономарев, Шевчук, Немцов. Ты понимаешь, что это своеобразная «черная метка» для тебя?

— Во-первых, я понимаю, что это признание наших заслуг. А во-вторых, я считаю, что это очень достойные люди, все, с кем я рядом. В-третьих, это характеризует не нас, а, скорее, власть. Потому что вешать подобные баннеры на книжных магазинах — такое можно было себе представить в Германии 30-х годов, но представить себе такое даже в позднем Советском Союзе было нельзя.

— Ты расстроился, когда увидел свое изображение на этом баннере?

— Честно? Нет. Я не расстроился. В такой компании, я считаю, это вполне достойно. Потом, когда стал осмысливать, что это происходит на Доме книги, где была презентация разных писателей, где действительно можно найти разную литературу и это в каком-то смысле такой оазис свободомыслия, мне показалось, что это, конечно, сигнал. Но сказать, что я затрясся от ужаса, — нет, конечно.

В отношении меня в последние годы было сделано огромное количество провокаций, угроз и гнусностей. И у меня есть определенный иммунитет к этому. Хотя к подлости привыкнуть трудно, тем не менее человек ко всему привыкает. Но здесь они, конечно, превзошли сами себя, молодцы. Наглядно показали, в кого они превратились. Раньше такие вещи были на Селигере.


Баннер на Московском доме книги, Новый Арбат

— Это когда фанерные головы, в том числе, и оппозиционеров, насаживали на кол…

— Да. Там «нашисты» в нацистской форме нас изображали. Раньше власть стыдливо, включая Путина, говорила, что нет, это, конечно, перебор, мы с этим не согласны, мы это не поддерживаем, мы обязательно накажем тех, кто все это сделал, имея в виду Якеменко и всю ту шваль, которая вокруг него. Естественно, никого не наказывали, но, по крайней мере, на словах что-то такое бубнили. А сейчас эта стилистика Селигера, «нашистская» стилистика — ну просто центр путинской политики. В чем отличие Путина от «нашистов»? В том, что у него еще есть инструмент под названием репрессии. «Нашисты» же в этом смысле скоморохи, они могут только что-то такое исполнить, но они же не могли позвонить в Следственный комитет и сказать: «Арестуйте и посадите», а этот может. То есть он стал и «нашистом», и карателем одновременно. Вот такой у нас сейчас президент.

 

Новая реальность

— На этом баннере люди, у которых есть позиция по поводу аннексии Крыма. Я считаю, что наша позиция абсолютно точная, правильная. Никакие баннеры не смогут меня в этом переубедить. Я считаю, что тактически Путин выиграл: пока его поддерживает много народа, его рейтинг вырос до небес, всеобщая истерика, эйфория даже. А стратегически он проиграл все. Я для себя абсолютно не вижу никаких оснований менять позицию в связи с угрозами, в том числе в таком виде, как была на Арбате.

— А ты расценил это как угрозу?

— В какой-то степени это, конечно, угроза. Дело в том, что Арбат — это же территория ФСО и ФСБ, это правительственная трасса, и там через каждые 10 метров стоят чекисты или осведомители. Причем стоят независимо от того, едет президентский кортеж или нет. Совершенно очевидно, что повесить огромный баннер, закрепить его на крыше без согласия чекистов они не могли.

В любой стране с тотальной диктатурой инакомыслие является преступлением, любой инакомыслящий объявляется врагом, предателем, «пятой колонной» и т.д. Так что все это лишний раз подтверждает, что в стране произошел крупномасштабный разворот. Причем произошел он в марте, то есть совсем недавно, месяц назад (интервью было записано в апреле прошлого года.Ред.). Если, скажем, до марта Россия была образцовой полицейско-воровской автократией, то есть авторитарной воровской коррумпированной страной, то после марта она стала воровской диктатурой. Отличие состоит в том, что при авторитаризме преследуются лишь политические активисты и оппозиция, которая претендует на власть, а при диктатуре репрессиям подвергаются все, кто не согласен: и оппозиционеры, и гражданские активисты, и правозащитники, и музыканты, и публицисты, и журналисты, и все кто угодно. Этот фазовый политический переход произошел как раз в марте, во время операции по аннексии Крыма. Сейчас мы живем в этой реальности. В этой реальности надо пересматривать свою стратегию, тактику и личное поведение.

— А ты уже пересмотрел свою личную тактику и стратегию?

— Я все-таки один из лидеров «Солидарности» и сопредседатель партии РПР-Парнас и несу ответственность за организации, которые возглавляю. Мы в феврале, например, приняли стратегию нашей партии. Ядром этой стратегии являлось участие в выборах, в том числе в Московскую городскую думу и другие региональные парламенты. Я считаю, что эта стратегия безнадежно устарела, выборов в стране больше не будет. Даже их имитации. Если, например, еще год назад я мог участвовать в выборах в Ярославскую думу, то сейчас это даже невозможно себе представить.

— То есть ты считаешь, что осенних выборов, например, в Мосгордуму, фактически не будет?

— Да. Абсолютно. Туда не будет допущен ни один оппозиционный кандидат. Туда будут допущены только откалиброванные, согласованные, рафинированные партии, утвержденные у Путина и Володина. Там не будет ни одного оппозиционного кандидата, и это никакие не выборы, это даже не имитация выборов. Это просто назначение депутатов в соответствии с квотами, которые они для себя выторговали, поклявшись в верности, холуйстве и лизоблюдстве. Несмотря на то что уважаемые люди хотят принять в них участие, например, Оля Романова, Владимир Ашурков, Илья Яшин и т.д., — мне кажется, что они еще просто не поняли, что мы живем в новой реальности, абсолютно новой реальности, где нет места выборам, даже их имитации. Так же, как, например, нет выборов в Белоруссии. В Казахстане нет выборов. Надо просто с этой мыслью смириться, что, например, Путин и Лукашенко — два последних диктатора Европы. Был один, сейчас их два. То, что, по сути, Россию выгнали из Совета Европы — это ведь еще сказывается и на внутриполитической ситуации тоже. То есть режим Путина и режим Лукашенко — это близнецы-братья. И если все согласны с тезисом, что в Белоруссии нет выборов, то почему тогда возникает дискуссия о том, есть ли они в России. Их нет.

Поэтому мне очевидно, что сейчас нашей партии, по сути, единственной оппозиционной партии надо будет менять стратегию. И я буду настаивать на том, чтобы мы ее выработали.

Эта новая стратегия, на мой взгляд, должна иметь главную компоненту — правозащитную, поскольку репрессиям подвергнутся не только политические активисты, но, возможно, как я уже сказал, и музыканты, журналисты, публицисты.

Второе. Надо сделать более мощной нашу просветительскую работу. Слава богу, над этой темой мы работаем, например, наш видеопроект «Ложь путинского режима» — это, по сути, экранизация нашего доклада. Еще были «Путин. Коррупция», «Зимняя Олимпиада в субтропиках» и другие. Сейчас появился новый доклад — «Коммунальные тарифы, Путин и «Газпром». Его посмотрели в интернете более 20 миллионов человек.

Читайте также:

Соавтор докладов Бориса Немцова Леонид Мартынюк: «Для меня сегодня умерла Россия девяностых-начала нулевых»

Третье направление. Нужно все-таки более активно вести работу в плане консолидации оппозиции. Вот то, что они на плакате изобразили людей из разных партий (Пономарев, я и Навальный — нас там трое из политиков), — это символично еще и в том плане, что не только они нас считают врагами, но мы еще и друг друга должны считать союзниками, вот в чем дело. Ясно, что тема консолидации оппозиции стоит на повестке дня сейчас актуальнее, чем раньше. Вот это надо делать.

Прошедший Марш правды (прошел в Москве на проспекте Сахарова 13 апреля 2014 года.Ред.) — это очень важное событие. Потому что страна буквально захлебывается в циничной лжи и жестокости. И все чертыхаются, матерятся, сидя у себя на кухнях, но их никто не слышит. Поэтому это, конечно, хорошее дело — изобличать Киселева с Мамонтовым и Митковой, но, на мой взгляд, гораздо важнее действовать. Поэтому акции протеста — это очень важно.

— Ты считаешь, что Марш мира, Марш правды могут на что-то влиять? Эти марши имеют хоть какое-то значение для власти и общества?

— Я могу сказать, что для власти это не имеет никакого значения, у нее просто истерика и неадекват. И, кроме лжи телевизионной и лживых докладов полицейских, мы ничего не увидим, это ясно. Это для другого делается. Это делают люди-единомышленники друг для друга. Когда люди видят, что они не одиноки, когда они видят, что их тысячи, когда они видят, что, несмотря на давление, многие даже неизвестные люди не сломались и ведут себя достойно, то это воодушевляет их. Это на самом деле протесты смелых людей, и их много, и это круто.

 

Вторая холодная война


Антиселигер. Фото: Анна Артемьева / «Новая»

— Почему Путин так болезненно воспринял критику в вопросе присоединения Крыма?

— Потому что он знает, что залез в авантюру. Он знает, что несет ответственность за вторую холодную войну. Он знает, что Россию ждут огромные социально-экономические потрясения. Я подчеркиваю — огромные. Эти потрясения связаны, во-первых, с потерей главных рынков — Европы и Америки. Я имею в виду сырьевые рынки. Эти потрясения связаны с гигантским дефицитом бюджета, замораживанием заработных плат, пенсий, безработицей, технологической отсталостью. Он отлично знает, куда он ввергает страну.

— Зная все эти последствия, ради чего тогда присоединять Крым?

— Ему вообще все равно, присоединять Крым или не присоединять Крым. Он же фарисейский аргумент придумал, что он там русских пошел защищать. Там русских никто не притеснял, там вообще у власти русские были всегда. Там все школы русские, кроме четырех украинских. Там вообще проблемы русского языка не существовало. Все это от начала до конца — наглое, подлое вранье. Там никто русских не трогал.

Причины его действий всегда надо искать в другой плоскости. Это укрепляет власть Путина — вот ныне, вот сегодня, сейчас — или нет? Ответ: присоединение Крыма укрепило власть Путина, поэтому он это и сделал. Но он, даже не будучи Сократом и Спинозой, но обладая большой информацией, отлично знает, что стратегически он ввергает страну в глубочайший кризис, из которого простых выходов не будет. Кстати, этот кризис и территориальный тоже, потому что, отдавшись в лапы Китаю, он на самом деле подвергает Россию еще и угрозе расчленения, потому что у Китая есть территориальные претензии к России, и это не Крым, это Сибирь и Дальний Восток.

— Ты в одном из своих выступлений как раз говорил о том, что у власти в России сейчас находится «китайская «пятая колонна» или руководитель агентурной китайской сети»…

— Абсолютно. А как расценивать его действия? Смотри: половина ВВП страны и больше генерируется от экспорта сырья. Сырье в основном продается на сегодняшний день в Европу. Таким образом, источник благосостояния граждан нашей страны — это Европа. Путин сознательно, отлично зная реакцию Европы, выстраивая «железный занавес», хочет, чтобы Россию вытолкнули из Европы. И Россию из Европы вытолкнут. Это не за один день, нет, но шаг за шагом… Мы знаем — если они упрутся, они будут действовать. Причем это никакие не санкции, это просто выдавливание с рынка «Газпрома» и остальных энергетических компаний. Они вытолкнут. У них есть альтернатива, они в рамках своей энергетической программы демонополизации приведут кучу всяких конкурентов, подтянутся Катар, Норвегия, Алжир, Америка со своим сжиженным и сланцевым газом, отменят ограничения на экспорт нефти, санкции в отношении Ирана, заставят Саудовскую Аравию увеличить производство нефти… У них есть куча рычагов, как выдавить. Выдавят.

Куда идти? В Китай. Китай — низкие цены гарантированно. Потому что китайцы отлично знают, что альтернативы [у нас] нет, мы будем цены снижать. Они уже сейчас, в мае, собираются контракт заключить по бандитским ценам и грабительским для России — меньше $300 за тысячу кубометров. Сейчас Россия продает в среднем за $400 газ в Европу. Китайцы будут выкручивать себе цену в $250. Плюс к тому же надо построить газопровод «Сила Сибири». Газопровод стоит столько же, сколько Сочинская олимпиада. Строить его будет дружок Путина Ротенберг, который строит в 5—6 раз дороже, чем среднеевропейские и среднемировые цены. Значит, это дополнительный грабеж. Этот грабеж приведет к тому, что у «Газпрома» не будет денег, деньги ему на Западе никто не даст, значит, надо будет повышать тарифы на газ внутри страны. Повышение тарифов на газ внутри страны — это неминуемый рост цен на коммунальные услуги. Путин отлично все знает. Но на сегодняшний момент его рейтинг больше 80 процентов. Из-за этого тактического успеха он и пошел на это предательство интересов России.

— Но когда повысятся тарифы на газ, повысятся цены на все остальное.

— Конечно. Повысились тарифы, народ стал жить плохо, безработица, неполная рабочая неделя, закрываются школы, больницы, детские сады, повышается плата за транспорт. Путин говорит, что это проклятые америкосы и их подлецы-союзники из Европы. Это они пытаются нас задушить. Враг у ворот, мы должны тратить деньги на гонку вооружений, иначе нас расчленят. Еще внутри враги у нас есть, как известно. Он продумал всю эту тактику, но тактика эта нацелена на сохранение собственной власти. Надо понимать, что у него нет цели вывести Россию на передовые рубежи. У него цель — сохранить власть любой ценой, ценой страны. И он к этой цели семимильными шагами движется. Поэтому когда возникнут проблемы, то аргумент, что это ты сам нас загнал в китайскую сырьевую колонию, аргументы, что ты сам нас поссорил и у нас поэтому нет технологий, аргументы, что у нас ученые были вынуждены уехать из страны, — эти аргументы будет писать Немцов, будет писать, возможно, Навальный, будет писать еще пять экономистов, включая Гуриева, — и все. А по зомбоящику будут рассказывать про то, что кругом враги и поэтому мы стали жить хуже. Вот что будет. У него все продумано.

Он же руководствуется не реальностью, а тем, что видит на картинке, которую сам и формирует. Картинка — это телевизор. По картинке будет видно, что он — спаситель народа, и он свято в это верит, или, по крайней мере, делает вид, что верит. По картинке не будет видно, кто довел страну до ручки. И он наивно полагает, гражданин Путин, что он войдет в историю как объединитель русских земель и спаситель России. Ничего подобного. Как только он исчезнет, правда тут же станет главным мейнстримом, доминантой. Правда всегда себе пробивает дорогу. Будет выяснено, что он ради сохранения власти предал интересы России. Вот этот тезис будет доминирующим после того, как Путин уйдет.

— Во время последней предвыборной президентской кампании и уже после победы Путина на выборах, многие говорили о том, что Путин ничего не сделал для объединения общества. Сейчас, говоря, что у нас в стране есть национал-предатели, Путин не то что не объединяет, он, наоборот, разъединяет общество. Но правильно ли так делать для руководителя государства?

— Лена, понимаешь, в чем дело, если бы он был руководителем государства ответственным, если бы он был руководителем государства историческим, если бы он действительно думал о России, о развитии России, это было бы абсолютно неправильно. А он совсем другого масштаба личность. Он сознательно создает ситуацию предателей и врагов для того, чтобы с ними бороться, и для того, чтобы консолидировать вокруг себя людей, в том числе и людей, оболваненных вот этой пропагандой. Он это делает абсолютно сознательно. Ему наплевать на интересы страны в целом. И враги внешние, и враги внутренние позволяют удержать власть. Точка. Больше нет ничего. Вот эти его речи по Крыму ровно этому были подчинены. Ровно этому.

— А как ты думаешь, кто из политтехнологов предложил Путину включить в послание фрагмент про национал-предателей?

— Я думаю, что это его идея, личная. Понимаешь, эта идея из разряда важных для него целей. Поскольку у него единственная цель — удержать власть, то инструменты для удержания власти — это и репрессии, и «национал-предатели», и «пятая колонна». Это яркий образ врагов.

Другое дело, что он вряд ли знал, что [термин] «национал-предатели» употреблял Гитлер в «Майн кампф». И, кстати, «гнилой Запад» он тоже употреблял. На самом деле определенное невежество могло с ним злую шутку сыграть. Но в целом сама идея обозначить врагов внутренних и внешних, конечно, это его идея. Спичрайтеры просто это оформили в виде каких-то литературно-обозначенных слов. Были слухи, что это Проханов писал ему речь.

 

Старые песни о главном


Фото: Анна Артемьева / «Новая»

— В 2004 году, после того как ты выступил на Майдане, тебя уже называли «пятой колонной». Потом в 2010-м на Селигере тебя определили в претенденты на премию «Пятая колонна». В 2011 году ЛДПР призывала лишить тебя российского гражданства, требовала высылки в Америку и называла одним из лидеров «пятой колонны». То есть у нас в стране не сегодня появилось это выражение — «пятая колонна»…

— «Пятая колонна» появилась не сегодня, а «национал-предатели» — сегодня. Давай будем точными. «Национал-предатели» появилось сегодня, и оно использовано Путиным. Путин использовал не «пятую колонну», а именно «национал-предатели».

— Да, но раньше эти высказывания (про «пятую колонну») казались глупостью, все эти обвинения уходили куда-то в песок. Нынешняя волна обвинений, как мне кажется, — это кампания с возможными последствиями для людей, которых причисляют и к «пятой колонне», и к «национал-предателям».

— Я думаю, ты права. Я думаю, что сейчас риски возросли, любому человеку не хочется оказаться за решеткой, и каждый для себя решает, как он с этими рисками будет дальше жить. Единственное, что я для себя решил на сто процентов, это то, что я продолжу свою борьбу, потому что я все равно прав, я абсолютно прав. Они хотят уничтожить мою страну и они, по большому счету, наносят огромный ущерб России, действуют вопреки интересам России. Поэтому у нас в стране должны быть люди, которые не боятся говорить правду и отстаивать интересы страны. Я себя к ним отношу. Кстати, таких людей мало. Я говорю это с грустью. Я старожил в российской политике, и в 90-х годах в принципе был уверен, что через 10—15—20 лет будет очень большое количество людей, которые смогут взять наш флаг в свои руки. Они есть, но их мало, просто мало.

— Власть фактически уничтожила оппозицию. Кто-то под домашним арестом, кто-то арестован, кто-то вернулся в гламур… Очень мало людей реально осталось в оппозиции.

— Это правда. Мы должны остаться, потому что те, кто находит в себе мужество и смелость говорить правду, подвергаются угрозам. Поэтому мы должны действовать. Конечно, политики должны реагировать на общественное мнение. Общественное мнение сейчас однозначное, тут спорить нечего. И, казалось бы, я, как политик, должен это учитывать. Но мой жизненный опыт показывает, что наступают такие моменты, моменты истины, я бы сказал, когда надо занимать не популярную позицию, а честную, надо говорить правду, даже если она многим не нравится. Таких моментов не так много было в моей жизни, но сейчас настало ровно такое время. Поэтому я отлично понимаю, что моя позиция по Крыму, по конфронтации с Украиной, со всем миром — это позиция крайне непопулярна, она вызывает истерики, приступы бешенства и т.д. Я это все знаю, но просто у меня правильная позиция, что я могу с этим поделать? Но зато потом, когда пройдут годы, очень многим будет стыдно, они будут пятнами покрываться и стараться забыть про эту историю, а мне стыдно не будет совершенно точно.

 

«Я для себя никаких решений не принял…»

— Вывешенный баннер — это начало показательного активного давления на инакомыслящих. Как ты думаешь, какие шаги будет предпринимать власть в отношении известных оппозиционно настроенных людей?

— Сажать.

— И тебя в том числе?

— Возможно. А что, есть еще какие-то варианты? Ну, может, убивать, я не знаю, но, скорее всего, сажать. Уголовные дела фабриковать и сажать. Тут же нет новизны, все это мы уже видели, проходили в других странах и при других диктатурах. Какие у них инструменты? Репрессии, посадки, и промывание мозгов. Все.

— А ты готов к тому, что тебя могут посадить?

— Ну, я недавно вышел из тюрьмы, может, ты помнишь, в марте.

— Да, но это был изолятор, это было 10 суток.

— Да, я согласен. Да, 10, 15. Честно скажу, я, как нормальный человек, не хочу сидеть в тюрьме, сильно не хочу. Кроме того, я уже все-таки не молодой совсем человек, мне 54 года, а возраст имеет значение. Скажем, когда ты находишься в стрессовой ситуации, когда у тебя возраст, проблемы всякие со здоровьем, конечно, оказаться за решеткой — это плохо. Это проблема, для меня это большая проблема. Но то, что они готовы к этому и прорабатывают этот сценарий, у меня нет сомнений.

— Борис, а уехать из страны?

— Ну, я никаких решений для себя не принял. Многие уехали. Гуриев уехал, Каспаров уехал, Рыбаченко уехала, Сурен Газарян уехал, еще десяток людей уехали. Я как раз собираюсь работать в Ярославской областной думе, я еще депутат — так, на всякий случай. Надо понимать, что вот так они заставить меня замолчать не смогут, просто не смогут. Слушай, я всю жизнь этим занимался, а теперь вдруг раз — и затихну? Так не бывает. Со мной, по крайней мере. Но то, что они способны на все и я обязан это учитывать, — это точно.



72 комментария

56
Антон САВИН , 28 февраля 2015 в 18:49


Серой советско-фашисткой сволочью убит яркий талантливый человек, смелый и самоотверженный демократический политик, отец четырёх детей Борис Немцов, единственный сын Заслуженного детского врача России 87-летней Дины Яковлевны Эйдман...

19
Владимир Углев , 28 февраля 2015 в 19:16
.... стреляя по Украине, убили Немцова... понятно, что Он сам лично не стрелял и Он сам лично не убивал
15
ал фильцер , 28 февраля 2015 в 19:55
Убийство одного человека, а тем более тысяч человек, самое тяжелое из возможных преступлений.
Я думаю, что убил тот, кто до этого убил Анну Политковскую и Юрия Щекочихина, и тот кто делал все для того, чтобы не были раскрыты эти убийства и названы их заказчики.
Но все, кто занимался подстрекательству к этому убийству, хорошо известны.
Барух даян а-эмет - Благословен Судья праведный!
0
Владимир Воробьев , 27 февраля 2016 в 17:42
//понятно, что Он сам лично не стрелял и Он сам лично не убивал//

Вы уверены?
32
Salo Spec , 28 февраля 2015 в 19:41
Блинн! Я просто не знаю, что говорить и что делать. Россия, под управлением сбрендевшегорулевого, несется в пропасть и мы все, все граждане России вместе с ней! Страшно за свою семью, за близких и друзей. Мы все всё видим, но никак остановить этот ужас не можем. Нет, нас не застрелят как Бориса, но многие из нас будут погребены под обломками рушащегося колосса под названием Россия...
6
Quinc Monconard , 1 марта 2015 в 00:59
Но так вместо плакать может пора действовть
9
Нина Щукина , 1 марта 2015 в 16:37
Salo Spec!
Я в ужасе, Действительно, как остановить разбушевавшегося монстра? Мы уже сейчас в яме. Уже изолированы от всего мира. Да тут еще кремлевские прихвостни под шумок разбазаривают стратегические месторождения нефти (РБК).Дворкович допустил продажу Китаю 50% нефти. Какое он имеет право? Он у народа спросил?
Похоже, власть начала распродавать Россию ОПТОМ. Ей срочно понадобились деньги для собственного спасения. О будущем страны она уже не задумывается. Живет одним днем КТО ОСТАНОВИТ ЭТОТ БЕЗПРЕДЕЛ?
28
Евгений Шунько , 28 февраля 2015 в 19:51
Идёт окончательная зачистка политического поля: ликвидируются ВСЕ лидеры опозиции всех рангов и достоинств. Так поступал Сталин перед Войной, проиграв за счёт этого всё начало войны. Интересно, что Макаревич что-то почувствовал, как это и положено настоящему артисту с его суперчувствительной природой. Люди же эмоционально тупые изобретают причины, по которым именно опозиция и убила его, чтобы понести в чёрной рамке. Даже для не очень далёкого человека ясно, что он живой был куда более эффективным гражданином, чем его портрет. Помнится, как наиболее отпетые антисемиты изобрели идею, что немецкие концлагеря для евреев были построены по еврейскому проекту, чтобы устыдить человечество. Не правда ли похожая риторика? Совершенно очевидно, что убийство Немцова выгодно только властьпридержащим, снижая возможности опозиции и оттягивая тем самым момент своего падения. Мои самые искренние сочувствия его родным, близким и друзьям.
32
alex lee , 28 февраля 2015 в 20:43
P. S.Интервью, записанное год назад, показывает на сколько мудр, ясен и смел был Борис Ефимович. Как чётко он сформулировал весь круг проблем. На сколько весом и опасен он был для негодяев. В словах политика нет ни слова муры или лжи. И то что он сказал год назад, сейчас -- воплощение сказанного. И главное, что мы можем сделать в память о нашем Друге и выдающемся деятеле,--объединиться и противостоять.
Скорбь, Соболезнование, Память.
0
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 16:39
Это интервью было 2 года назад.. ( апрель 2014 года)..Тем ценнее его предсказания..
0
Инна Островская , 27 февраля 2016 в 20:32
Сегодняшняя ситуация расписана буквально в деталях. Это интервью - свидетельство опытности политика, умения предвидеть. Борис Немцов был, наверное, единственным политиком, который искренне нравился: в нем чувствовались порода, интеллигентность, ум, от него натурально разило мужиком, его не марали ни желтушные слухи, ни клевета оппонентов. Вот кому следовало быть президентом!..
6
" Цезарь! Бойся мартовских иден..."
К сожалению им удалось заставить Бориса Немцова замолчать.
Вот таким простым, надёжным и весьма эффективным способом...
Теперь и другие если не замолчат, то уж точно станут вести себя тише..
P.S. "Нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели".
-8
Юрий Морозов , 28 февраля 2015 в 20:14
Точно "Цезарь"?
А как бы красиво было "Мартин Иден! Бойся мартовских, Иден..."
)))
2
Юрий Коваленко , 1 марта 2015 в 14:06
Вот честно пытался понять, за что?? -- минусы... столько! Ну стебнулся над забавной... м.б., опиской, в общем, не очень удачным постом: до ид далеко, предсказания не было, и сравнение с Цезарем--?? Не та тема чтобы...?, ну не знаю, по-моему так ;-))))))))).
8
Светлана светник , 28 февраля 2015 в 22:26
Не дождетесь,Евгений Борисович Кузнецов.Не замолчим и не замолчат.Всех убить не смогут. Нас много.
2
Антон Ярь , 1 марта 2015 в 17:32
«Они не смогут заставить меня замолчать, просто не смогут»
«К сожалению им удалось заставить Бориса Немцова замолчать»
=================

"Ступая на Путь Воина вы ступаете на Путь Смерти" (С)

Это стоит понимать. Оппозиционные политики всегда в России (всегда!) ходили и ходят по краю пропасти.

Возможно, скажу несвоевременную и неприятную вещь, но политику надо быть готовым к такому варианту. Отдать жизнь за идею и не бояться этого. Т.е. просто не думать. А такой вариант более чем вероятен и умный политик всегда имеет ввиду, что как только движение станет достаточно массовым и дееспособным, риск для жизни, с большой долей вероятности, возрастёт.

Очевидно, должна быть ценная идея способная вдохновлять и мотивировать человека. Граждан. Здесь не важна личность Немцова, важны тезисы, идеи которые он несёт в народ. В общество. В чём социальная функция конкретного политика?Существует ли идея, за которую нужно политику жертвовать жизнью?
0
Ergenekon Tengri , 2 марта 2015 в 00:19
Иды...Мартовские иды, а не иден.
11
Дмитрий Якобсон , 28 февраля 2015 в 19:06
Замену митинга в Марьино на траурный марш в центре считаю глупостью и предательством. Могли 50 тысячам в Марьино предложить в частном порядке отнести цветы на мост без всяких согласований. Ещё вчера скептик вижу в Немцове Героя. Подонки увековечили его имя.
Посмотрим чем мы отличаемся от французов. Чем ответим подонкам.
13
Абри КоКосов , 28 февраля 2015 в 19:13
Как известно со школьной парты
И как пишут святые отцы,
Практикуют двойные стандарты
Лишь подонки и подлецы.

Наступила другая эпоха.
Ложь над правдой воздвиглась горой:
Дезертиры российские - плохо;
Дезертир украинский - герой.

За призыв к отделенью немалый
Срок в России получит любой -
У соседей созданье анклавов
Называется ... правой борьбой.

Но двойная мораль, будто ядом,
Отравляет любой организм:
Черносотенные парады,
Лицемерие и цинизм.

Ты, Россия, сейчас на распутьи.
Выбираешь одну из дорог:
Путь неправды - ненависть, П...н;
Путь правдивый - любовь и Бог.
38
Данил Херсонский , 28 февраля 2015 в 19:16
Знаете, что больше всего обидно...
Ведь то, что произошло нельзя терпеть! Это невозможно вот так просто взять и забыть, пройти мимо.

Но мы все знаем как все будет.

По всем каналам начнут твердить примерно следующее - "Кому это выгодно. Это выгодно только Киеву. Это все Америка и спец службы. Это все что бы Россию поставить на колени. Не допустим, не позволим..."

И народ развесив уши утрется.

Как утирался уже не раз.
-21
Алексей Парамонов , 28 февраля 2015 в 21:48
А в чем выгода Кремля здесь?
-9
Алексей Парамонов , 1 марта 2015 в 17:14
Да уж выдайте что нибудь, а не минусы ставьте.
-6
Ольга Сигачева , 1 марта 2015 в 17:22
Ни в чем совершенно.
8
sova sova , 1 марта 2015 в 21:02
Ольга Сигачева, 1 марта 2015 в 17:22
Ни в чем совершенно.
*******
Конечно ни в чем. Разве что, там, по мелочи. Рот заткнули. Оппозиции еще раз показали, кто в доме хозяин и как "будет с каждым, кто еще рыпнется..." Вокруг себя поляну крепче утрамбовали. А так - да. Оно ж ни в чем больше.
3
Грушенька *** , 2 марта 2015 в 09:20
На сегодняшний день выгода Кремля видна невооруженным глазом: митинг протеста отменен, траурный митинг прошел чинно и благородно, что и понятно - он же траурный. Это раз. Два: не все преступления совершаются с целью выгоды. Есть еще преступления из мести, из ненависти. Например, когда плюгавая посредственность ненавидит яркого, обаятельного, умного, красивого человека.
7
Александр "profutbol" Марков , 2 марта 2015 в 10:52
Немцов называет Путина патологическим лжецом, а, по отношению к Н.Савченко патологическим садистом и спустя два часа оказывается убитым.
Выгода - это понятие для рационально мыслящих, Путин - иррационален, это тяжело больной на голову человек, который уже перешел черту - ему уже плевать на приличия и на оскорбления он будет реагировать не как политик, а, как диктатор.
-10
Петр Логвенчев , 1 марта 2015 в 13:06
А что доказывает, что убийство Немцова дело рук российских властей. Ничто. Равно как и то что содеянное дело рук Киева, США, Польши, Камеруна, или самой "не системной" оппозиции.
7
bob benk , 1 марта 2015 в 15:31
Петр Логвенчев,а вы задайтесь простым вопросом-КОМУ эта смерть больше всего ВЫГОДНА?Кого Немцов больше всего критиковал?Ведь тому он и мешал,и это президент.
6
sova sova , 1 марта 2015 в 21:05
Петр Логвенчев, 1 марта 2015 в 13:06
А что доказывает, что убийство Немцова дело рук российских властей. Ничто
**************
К сожалению - вы правы. Ничто не доказывает. А самое главное - и не докажет. Пока у власти все, кто у власти - не докажет. Ничто и никто. (Хотя - это как раз и есть лучшее доказательство. Нет? Ну, так, время покажет. И докажет. Осталось запастись терпением. Но русский народ, говорят, терпелив. Потерпим.)
21
andez andez , 28 февраля 2015 в 19:24
Узнал рано утром и сердце защемило. Больно.
Вечная память Вам, Борис Ефимович!
40
Данил Херсонский , 28 февраля 2015 в 19:39
Не спалось ночью, взял телефон, и вижу в ленте новостей что Немцова больше нет.
Я не поверил в первую минуту. Это на столько чудовищное событие, что сознание просто отказывается в это верить.
Включил свет, открыл ноутбук...
И до последнего надеялся, что это утка... Что все хорошо. Что Немцов сейчас выступит с заявлением и окажется, что это чья то глупая шутка.
Но...
Загружается ноутбук, я открываю сайт Новой газеты...
И на главное странице вижу фотографию с места преступление. И его тело...
И все внутри оборвалось.
Все можно изменить, все можно поправить, переиграть, отступить и снова пойти в перед. И только смерть всегда непоправимое событие.
И я вот пытаюсь подобрать слова. А все путается, эмоции давят.
Человек говорил то, что должны были мы сказать тысячами голосов. А получалось, что говорил только он.
Говорил от за нас всех.

А теперь он молчит. И больше никогда не скажет.
И с этим невозможно смериться...
6
sova sova , 1 марта 2015 в 21:11
Постоянный читатель: Данил Херсонский , 28 февраля 2015 в 19:39
Не спалось ночью, взял телефон, и вижу в ленте новостей что Немцова больше нет.
Я не поверил в первую минуту. Это на столько чудовищное событие, что сознание просто отказывается в это верить.
**********
И я не поверила. Да, и до сих пор все не верится. Кажется, все это дурной сон или чья-то дурацкая шуточка. МОрок. Наваждение. Ну, не может же вот так стремительно и безжалостно уйти замечательный человек...
Хотя - Бог забирает лучших. Стремительно и бесповоротно. Кто знает - может он их от боли избавляет. От мук. От позора, что всех нас ждет. Они сделали все, что могли. Но страна уже неостановимо летит в пропасть и это не их, борцов, вина.
-21
Михаил Михайлов , 28 февраля 2015 в 19:27
Мы потеряли верного товарища и бойца! Земля ему пухом! Родным и близким - мои искренние соболезнования!

Что же касается собственно гнусного и подлого убийства, то, из-за излишней премудрости с патронами, я склоняюсь более к версии мести исламских радикалов за позицию Бориса в связи с убийством карикатуристов в Париже. При этом, не думаю, что Кадыров был в курсе. И вот здесь интересно, как поступит власть, если это действительно причина убийства, скроет ли истинную причину ужасного злодейства после "миллионной" демонстрации в Грозном?
2
Artur Tonoyanz , 28 февраля 2015 в 21:07
/////////////////////я склоняюсь более к версии мести исламских радикалов за позицию Бориса в связи с убийством карикатуристов в Париже.
------------------------------------------------------------------------------------------
В следующий раз, если он будет, свои дурацкие и неуместные шутки обозначайте хотя бы "смайликами"....Хотя учитывая весьма печальную тему, они тоже будут вряд ли уместны здесь....
2
Михаил Михайлов , 1 марта 2015 в 01:22
Прошу прощения у всех, и прежде всего уважаемого автора, кого оскорбил мой комментарий - он получился бестактным, неуместным и, в какой-то мере, циничным. Однако, всё это - результат того шока, после трагического известия о гибели г-на Немцова. С другой стороны, ничего "дурацкого" в своей версии, а это всего лишь версия, не вижу, тем более не готов выслушивать глупости от человека со "снайперским" аватаром. Это здесь пострашнее "смайлика" будет. Всё, что я хотел - это приблизить поимку нелюдей, оборвавших жизнь моего товарища. Ещё раз - примите мои искренние извинения.
0
Artur Tonoyanz , 1 марта 2015 в 17:49
//////////////////////. С другой стороны, ничего "дурацкого" в своей версии, а это всего лишь версия, не вижу, тем более не готов выслушивать глупости от человека со "снайперским" аватаром. Это здесь пострашнее "смайлика" будет
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глупость -- это ваша версия про "ассасинов -- ИГИЛовцев" совершающих убийства под башнями Кремля, то ли глупость, то ли неудачная попытка запутать и увести всё в нелепую конспирологию, достойную передач дРЕНь--ТВ, пусть и ненамеренная .... Свои "минусы" вы получили вполне заслуженно....
P.S. А моему "снайперскому аватару" не два дня от роду и он никоим образом не обозначает наемного убийцу, да Бориса Ефимовича убил далеко не снайпер....
9
Michael Grab , 28 февраля 2015 в 21:24
У меня вопрос,
а что сделает м-р Путин, если выяснится, что есть чеченский след, он ведет к г-ну Кадырову и это убийство "подарок" верного вассала сюзерену?

Можно ли усключить подобный вариант?

Почему-то вспоминается убийство Политковской, заказчик кторого так и сотался не названным. :(
0
Алексей Парамонов , 28 февраля 2015 в 22:02
А чем же так мешал Немцов Путину, что "верный вассал поспешил сделать подарок сюзерену". Причем похоже так мешал, что Кадырову было известно что "сюзерен" не ест, не спит из-за Немцова. Только факты а не эмоции.
2
Alexandra N , 2 марта 2015 в 10:33
" что сделает м-р Путин, если выяснится, что есть чеченский след, "

Увеличит сумму выплачиваемой дани.
1
sova sova , 1 марта 2015 в 21:13
Михаил Михайлов, 28 февраля 2015 в 19:27
... я склоняюсь более к версии мести исламских радикалов за позицию Бориса в связи с убийством карикатуристов в Париже.
*************
В огороде бузина...
15
Павел --- , 28 февраля 2015 в 19:30
В спину,из-под тишка.Подлые трусы,нелюди. Убить такого человека,от которого исходил свет и радость. Куда ты,Русь? Власть, вешайтесь все начиная от Президента и кончая смотрящими в регионах.
14
Доктор Зло , 28 февраля 2015 в 19:31
Это убийство - результат "антимайданов"
25
Michael Grab , 28 февраля 2015 в 19:39
"Обыкновенный фашизм".

Кстати советская власть по-крайней мере брала на себя ответственность за свои поступки когда сажала, растреливала, лишала гражданства. А тут "зеленые человечки", неизвестные, но профессиональные киллеры в самом центре Москвы. Что дальше? :(((

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама