Политика / Выпуск № 68 от 1 июля 2015

140525 «Чечня все больше отделяется от России»

Эксперты опубликовали доклад о реальном положении дел в самом «мирном, безопасном и стабильном» регионе Северного Кавказа


На пальце Кадырова электронный счетчик салаватов.
«Наши люди в этом месяце 30 000 000 000 раз восславили Пророка» (январь 2014 года).
Фото: РИА Новости

30 июня неправительственная организация «Международная кризисная группа» (штаб-квартира в Брюсселе) опубликовала доклад «Чечня: внутреннее зарубежье». В докладе всесторонне проанализирована  модель функционирования Чеченской Республики за последние 10 лет. На основе кропотливо собранной, эксклюзивной информации авторы доклада, известные российские эксперты Екатерина Сокирянская и Варвара Пахоменко,  дают полный политический, идеологический, религиозный, силовой и экономический  расклад чеченской реальности и подводят к неутешительному выводу: «Республика все больше отделяется от России, а положение дел таково, что оно еще больше отталкивает тех чеченцев, которые искренне хотят быть частью российского государства».

Доклад рассчитан на массового читателя. Его цель —  восполнить вакуум  объективной информации о самом проблемном и, одновременно, мифологизированном регионе России и удовлетворить  информационный запрос на Чечню, который последнее время стабильно демонстрирует российское общество.

«Новая газета» публикует полную версию доклада и  интервью с одним из  авторов — аналитиком программы по Европе и Азии Международной Кризисной группы Екатериной СОКИРЯНСКОЙ.

Сокирянская Екатерина Леонидовна

кандидат политических наук, имеет степень PhD в Центральном Европейском университете (Будапешт). С 2003 по 2008 годы работала в отделениях ПЦ «Мемориал» в Чечне и Ингушетии, преподавала в Чеченском государственном университете. С 2008 по 2011 курировала программы ПЦ «Мемориал» в Дагестане и Кабардино-Балкарии, проводила исследования ситуации с нарушениями прав человека в этих республиках, организовывала открытие новых представительств «Мемориала» в Нальчике и Махачкале. С 2011-2014  годы возглавляла представительство Международной кризисной группы в России, отвечая за проведение исследований на Северном Кавказе. В настоящее время является аналитиком программы по Европе и Азии Международной Кризисной группы.

 

— Один из самых тревожных выводов вашего доклада — следующий: «Стабильность в Чечне хрупка и слишком персонифицирована, существуя благодаря связи между Рамзаном  Кадыровым и Владимиром Путиным. Кремль создал эту систему и поддерживает ее, но он не контролирует события на местах. И хотя чеченский лидер, очевидно, искренне лоялен российскому президенту, сомнительно, что эта лояльность передастся его преемникам. Если в Москве изменится политическая расстановка сил, силовые структуры Рамзана могут создать проблемы Кремлю».  Что вас привело к этому выводу?

— Дело в том, что многолетний российско-чеченский конфликт не разрешен, он загнан вглубь. Сегодня мир в Чечне  можно назвать миром в минимальном значении слова — отсутствия войны.  Вместо реального политического решения и интеграции региона в общероссийскую действительность все последние годы мы наблюдали имитацию этих процессов.  В результате та модель урегулирования ситуации в Чечне, которая существует сейчас,  не способна привести  к долгосрочному миру. Эту модель можно трансформировать бескровно, точнее это пока еще можно сделать с минимальными всплесками нестабильности. Но для того, чтобы что-то менять, надо по возможности максимально  правдиво описать и признать то, что мы имеем сегодня в Чечне. И объяснить, почему в долгосрочной перспективе система работать не будет. Именно такую задачу мы перед собой ставили этим докладом. Если не начать разрешать те проблемы, которые мы выявляем и анализируем в каждом его разделе,  случится взрыв.  Он может принять форму нового витка конфронтации между Россией и Чечней, и безусловно будет всплеск насилия внутри чеченского общества.  Я все время подчеркиваю, что необходимо примирение как внутри чеченского общества, так  и между чеченцами и русскими.  Об этом не принято сейчас говорить, но это правда. Была война, с обеих сторон погибли люди, но процесс примирения так и не был запущен.

— Каков диагноз?

— На территории России существует регион, который будучи де-юре частью России в реальности является почти независимым политическим образованием.

Чечня живет по собственным законам,  в  собственном правовом поле, причем,  оно действует не только в режиме контртеррористических операций, но и во всех сферах права. Чечня имеет свою собственную политическую систему, отчасти отражающую  общероссийские тенденции, но,  по большому счету, это уникальный  для России политический режим крайне жесткой единоличной власти. Этот режим  основывается на культе личности республиканского лидера, имеет свои силовые структуры, свою идеологию, свою религиозную политику, свои международные отношения и собственную параллельную экономику.

Это государство в государстве, в котором федеральные российские институты контролируются местными стронгменами, лояльными в первую очередь местному режиму и в гораздо меньшей степени  той федеральной институции, сотрудниками которой они являются. Федеральные структуры, которые там есть, не способны предпринять никаких действий против желания республиканского руководства. Это одна сторона медали. А вторая заключается в том, что такая политическая структура создана Москвой, поддерживается Москвой,  ее гарантом являются российские силовые структуры. Финансируется этот режим почти полностью Москвой и ею же  покрывается.

— События последних месяцев показали, что в руководстве России есть   люди, которые понимают опасность «чеченской модели» для целостности страны.  В это число входят федеральные силовики и сотрудники Администрации Президента. Способны ли они повлиять на ту политику Москвы, о которой вы говорите? 


Фото: РИА Новости

— Кадыров — креатура президента РФ. Идеологами  модели разрешения чеченского конфликта, которая была нам предложена, являются Администрация Президента и лично Путин.

Президент публично одобряет то, что происходит в Чечне. Он, в отличие от обывателя, прекрасно понимает, какие процессы там идут. Это стало очевидно, когда он рекомендовал Украине использовать ту же модель в отношении ДНР и ЛНР.

Путин прямо и четко обозначил ее ключевые столпы: покупать сепаратистский регион независимостью и деньгами. И это именно то, что происходит в Чечне уже более 10 лет.  Поэтому недостаточно понимания проблемы в федеральных силовых ведомствах. Без политической воли Кремля ничего сделать нельзя.

—  По вашему мнению, Владимир Путин прекрасно понимает, к каким рискам привела модель по усмирению Чечни. Более того, сам предлагает  Украине модель, угрожающую территориальной целостности государства.

— Я думаю, что Путин как человек, который долго находится у власти и собирается продолжать управлять страной, считает, что со временем загнанный внутрь старый конфликт и возникшие новые станут менее актуальными. Пока и он,  и Кадыров у власти, существующая модель будет работать, и никаких территориальных угроз  для России нет. Но поскольку стабильность в Чечне крайне персонифицирована и поэтому очень хрупка, при любом изменении статус-кво в Грозном или Москве, которое приведет к незапланированному  слому модели, возможен новый кровопролитный конфликт.

— То есть, если завтра что-то случится, что мы имеем?

— Во-первых, Кадырову будет непросто найти общий язык с любым преемником Путина.  Даже когда страной руководил Дмитрий Медведев — очень близкий Владимиру Владимировичу человек, — Кадыров сохранял лояльность только Путину.  Если же будет более радикальная смена власти в России, то  это та потенциальная ситуация, когда сегодняшний чеченский режим может сделать новый выбор в пользу противостояния с Москвой. Ведь позиции самого Кадырова очень уязвимы. Если не будет больше такой поддержки Кремля, в первую очередь, военной и экономической поддержки, — долго ли сохранится статус-кво в Грозном? Это вопрос, на который есть почти однозначный ответ.

— А что вы понимаете под  военной поддержкой чеченского режима? Это так называемая армия Кадырова? Или это российская армия?

— После отмены контртеррористической операции в 2009 году около 20 000 российских военных были выведены из Чечни. Но тем не менее, российские войска и другие силовые структуры остаются в Чечне и на Северном Кавказе. И мы все прекрасно понимаем, что федеральная силовая поддержка армии и МВД, которые не участвуют активно, но присутствуют, и является гарантией безопасности режима Кадырова.  

— А как тогда рассматривать упорное желание Кадырова избавиться от последнего форпоста федеральных военных в Чечне — от  Ханкалы?

— Это двоякая ситуация, и она осложняется тем, что у чеченского лидера действительно много оппонентов среди федеральных силовых структур. Тем не менее, решает все верховный главнокомандующий, и именно он обеспечивает режиму Кадырова поддержку федеральных силовиков, по-видимому, порой вопреки их желанию и позиции. Самому Кадырову, конечно, хотелось бы, чтобы российских военных было поменьше на территории региона, потому что тогда  его власть ничем не ограничивалась бы. Ведь они, с одной стороны, обеспечивают безопасность режима, а с другой, являются все-таки некой сдерживающей силой в отношении самого Кадырова. Это в какой-то степени контроль.

— Совершенно невероятное для руководителя любого российского региона заявление — приказ Рамзана Кадырова стрелять на поражение в российских силовиков — не случайно было сделано на русском языке. Кадыров, который  на 99% выступает в публичном пространстве  на родном чеченском языке, явно хотел, чтобы его услышали за пределами Чечни.  Жесткой реакции на это заявление не последовало, ситуацию предпочли замять. Но допускаете ли вы, что ситуация даже при сохранении нынешнего баланса сил,  может дойти до вооруженного конфликта?

— Я практически исключаю такую ситуацию, потому что по большому счету и Москва, и Грозный держат себя в рамках, и я склонна считать связь Кадырова и Путина достаточно личной и искренней. В жизни Кадырова очень важна модель сильного старшего мужчины, прежде — его отца, а сейчас президента страны. Но вопрос в том, попытается ли кто-то поставить под сомнение его власть в Чечне, в том числе сам Путин, человек гораздо более прагматичный и менее сентиментальный.

Изменение статус-кво в Чечне возможно, только если Путин поймет, что процессы в Чечне наносят вред его репутации, его имиджу.

И тогда возможны либо резкие изменения, либо попытка ползучего захвата сфер влияния Кадырова, размывание его монополии на власть в Чеченской республике. Именно так Рамзан и понял попытку ставропольских полицейских задержать Джамбулата Дадаева в Грозном.  Силовики попробовали приехать и сделать то, что они регулярно делают в Ингушетии, в Дагестане и других регионах Северного Кавказа. Но — не в Чечне, потому что Рамзан — единственный, кто контролирует  силовиков на своей территории. Подобные операции они в Чечне проводят сами. И Кадыров очень четко понял этот сигнал, что  пришли и попробовали  посягнуть на его монополию. Именно поэтому его реакция была такой эмоциональной, он не может этого допустить. Ведь как только в республике чуть-чуть ослабнет его власть, будет выпущен джин из бутылки, прежде всего внутри чеченского общества. 

Но  глава Чечни далеко  не глупый человек и должен просчитывать варианты, как удерживать свою власть или что делать в случае, если нынешний  баланс сил кардинально меняется?

— Я думаю, что и он, и его окружение просчитывают разные варианты. Именно поэтому так важно ближневосточное направление политики Кадырова. Поэтому у него хорошие отношения с руководителями ряда арабских стран.

У чеченской элиты есть собственность и бизнес в Турции, в Эмиратах и т.д.  Это — запасные аэродромы, чтобы было куда, если что, переехать. Я думаю,  что переезд — один из ключевых вариантов, которые они рассматривают, в том числе и потому, что все уже привыкли к мирной и достаточно  роскошной жизни и хотят ее продолжать.

— А готовы ли они воевать за свою власть?

— Чеченцы столетиями воевали и умирали за свою родину. Но нынешняя власть, привыкшая к красивой жизни, при неблагоприятном для них раскладе, скорее всего, уедет из Чечни. Если, конечно, смогут уехать. Но если не получится, то не стоит забывать, что боевой опыт у этих ребят тоже есть.

Дело в том, что Рамзан Кадыров представляет собой некий новый современный тип лидера в Чечне, одновременно совершенно ориентальный, иерархический, которого его сторонники называют падишахом. Некоторые возразят — какой же он современный, этот простой и не слишком академичный парень из деревни?

Но простите,  он строит прекрасные дороги, небоскребы, умные дома, привлекает новые технологии, активно пользуется интернетом и  социальными сетями, ведет себя не так, как традиционные чеченские лидеры — вовсю демонстрирует свою семью (это не принято у чеченцев), танцует, тусуется с молодежью, дружит с байкерами. Но кроме того тренирует и вооружает по последнему слову свои  силовые структуры.

— По поводу армии Кадырова отдельный вопрос. Насколько опасны те  20000 вооруженных  людей, которых продемонстрировал нам  Рамзан Кадыров, в случае, если они обратят оружие против Москвы?

 
Присяга на верность Кадырову и Путину, Грозный, 2015 год. Кадр YouTube

— В условиях современной партизанской войны, большого количества  воюющих не надо. Поэтому  даже 1000 хорошо обученных и вооруженных людей — это не мало. В первой чеченской  войне, которую российская армия проиграла, на стороне чеченцев в основном  воевали те, у кого не то что особой подготовки, даже оружия не было.

— Да, но у них была поддержка населения и идея независимости. Но у меня другой вопрос — насколько будут лояльны чеченские вооруженные структуры Кадырова самому Кадырову в случае,  если он вынужден будет защищать свою власть?

Подчеркну, что мы говорим о гипотетической ситуации нового витка конфликта Грозного с Москвой. И тут очень важно понимать,  что первопричина конфликта — до сих пор актуальна. Чеченский сепаратизм не умер. Он живет на кухнях, он живет в эмиграции, он спит.

Вряд ли Рамзан Кадыров может стать преемником Джохара Дудаева. Поменять стороны второй раз не получится…

— Я задавала этот вопрос бывшим боевикам, абсолютно убежденным сепаратистам,  которые воевали и были амнистированы:  возможен ли у них альянс с Кадыровым?  Они отвечали, что возможен и это будет стратегический альянс  против России на определенный момент. Потому что у Кадырова деньги, вооруженные структуры, то есть у него — ресурс. И если все это будет способствовать достижению главной цели — независимости Чечни, то для этих людей такой союз будет выгоден. Ну а потом, говорили они мне,  когда мы достигнем своей цели, мы с него спросим.

— Получается, что если завтра что-то изменится, то у Кадырова два варианта: первый — бежать. По второму варианту объединить людей вокруг него может только идея сепаратизма?

— Первый вариант — спокойно жить в составе России, соблюдать ее законы и конституцию и найти общий язык с новой российской властью. Второй — в случае противостояния с Москвой — объединить людей вокруг идеи создания национального государства на территории Чечни, в русле которой он, собственно говоря,  и легитимирует свою власть. В докладе мы анализируем его идеологию и показываем, что он делает ставку на чеченский национализм, суфийский исламизм и традиционализм. Он поддерживает традиционный чеченский суфизм, чеченский язык, музыку, краеведческие музеи, внешние символы «чеченскости». Он поднимает старые вопросы, связанные с территориальными претензиями к соседям. В своих обращениях на чеченском языке, для внутреннего потребления, он пытается доказать чеченцам, что дает им широкие возможности для самоопределения, что у него тут чеченское государство, опирающееся на свои вековые традиции и религию. И части чеченских сепаратистов времен Дудаева-Масхадова вполне приятно  слышать такую риторику. По крайней мере,  многие из них критикуют российские власти гораздо сильнее, чем за те же грехи — Кадырова. Но все-таки в данный момент лояльность «армии Кадырова» сильно преувеличена.  Для многих служба в вооруженных структурах Чечни — это в первую очередь способ прокормить свои семьи. За пределами Чечни распространено мнение, что Кадырову нет замены. Только он может удержать власть. На самом деле, я думаю,

80%  чеченского МВД были бы счастливы, если бы министерство возглавил  более мягкий и менее лояльный Кадырову силовик — вроде Евкурова,который при этом «в доску» лоялен  федеральной власти.

И все же система воздействия на этих людей у Кадырова есть — написали же они 10 000 рапортов, что готовы выполнить любой приказ. Но это — пока существует нынешний баланс сил.  Если он нарушается, тут значение будет иметь то, как мы все будем выходить из этой ситуации. Если не будет четкого плана мягкой трансформации существующей  модели, в первую очередь, значительно большей интеграции чеченской полиции в федеральные структуры,  то в условиях конфликта неминуемо возникнет ситуация, при которой часть чеченского МВД почувствует, что им некуда деваться,  что у них есть враги и нет больше средств к существованию. И если Кадыров им обеспечит  работу и защиту, то они сохранят лояльность Кадырову

— Вы говорите об ограничении власти Кадырова над местными силовиками. Но возможно ли это?

— Да, именно  это мы рекомендуем. Наши критики говорят: многое из того, что мы рекомендуем,  сложно сделать. Тем не менее,  именно ограничение власти Кадырова, приведение его полномочий и практик его силовиков в соответствие с российской конституцией — один из наиболее важных первых шагов на пути мирной трансформации существующей модели. Последние пару лет мы наблюдали, что все федеральные структуры — начиная с Генеральной прокуратуры и Верховного суда РФ и заканчивая МВД и СКР — продемонстрировали понимание ситуации,  желание  и даже реальные попытки идти этим путем. Но всегда сверху была политическая установка, которая  не поддерживала или пресекала такие попытки. Или, в крайнем случае, работала на восстановление  нынешнего баланса, примиряя конфликтующие стороны. Но, что важно, каждый раз  режим Кадырова демонстрировал  восприимчивость к таким сигналам. Этот режим очень гибкий, очень сенсорный, с обостренным чутьем   и  это оставляет небольшой шанс на то, что трансформация все-таки возможна. И в этом, как ни странно, должна быть заинтересована  и нынешняя чеченская власть. 



125 комментариев

22
Berty V , 30 июня 2015 в 12:46
Давно уже отделились.
Платить дань для великой страны - это очень унизительно.
7
Grahor Rootless , 30 июня 2015 в 12:58
Это для которой страны-то?
5
Андрій Данильченко , 30 июня 2015 в 14:33
Для великой.
27
Федор Паровозов , 30 июня 2015 в 18:20
большой - не значит великой...
можно быть маленькой птичкой но с большим сердцем, а можно быть огромным тиранозавром, но с куриными мозгами...
-1
Истина Неизменяема , 6 января 2016 в 14:31
Это регион в котором нету огромных заводов но есть дерзкие люди. Один в семье работает другой готовит третий детей воспитывает , а этот дерзкий голову оторвет тому кто про отца плохо скажет. Россия огромная семья где каждому свое место , по справедливости и по правде. А если не по размерам территори и по количеству преданых регионов судить о том что страна великая то по по какому критерию это определить. Кто больше ноет великий или кто завидует великий. Уроды как динозавров с государствами сравнивать. Динозавра с человеком не сравишь а тут люди создают государства и сравнение .
18
Berty V , 30 июня 2015 в 14:39
Закономерный вопрос.
Отредактировать невозможно, к сожалению. В данном случае, в силу очевидности, особенной необходимости нет.
Сформулирую иначе: Россия, платящая дань Чечне, выглядит ничтожной.
10
Алексей Овсянников , 30 июня 2015 в 16:34
Сформулирую иначе: Россия, платящая дань Чечне, выглядит ничтожной.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтобы поддерживать реноме крутого правителя, обеспечивающего стабильность, приходиться платить и Чечне. Вопрос в том, надолго ли теперь хватит средств после явного просчета с Украиной. А платить дань в истории Руси приходилось часто...
8
Artur Tonoyanz , 30 июня 2015 в 17:27
//////////////////////// Россия, платящая дань Чечне, выглядит ничтожной
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Видимо, Путин считает, что этот вариант, с финансированием и военной поддержкой Кадырова, дешевле обходится, чем война, а война внутри собственной страны всегда обходится очень дорого, и дело не только в деньгах, просто многочисленные цинковые посылки приходящие во все города и поселки любви к власти путинского режима не прибавят.... Так будет продолжаться до тех пор, пока платить дешевле, чем воевать.... А план нейтрализации Кадырова, думаю, давным-давно готов, не зря же вокруг Чечни, в Южном военном округе, сосредоточены все самые боеспособные части, как штурмовой авиации, так и ракетные и спецназа, да и внутри самой республики спецназа ВДВ, ГРУ и самой современной бронетехники тоже хватает (там несколько полигонов, на которых все время проводятся учения различных танковых и артиллерийских частей постоянной боевой готовности ), а кадыровцы вооруженны лишь стрелковым оружием, непомерными понтами, да джипами с красивыми номерами, с буквами К --- РА, из бронетехники.... Даже, если просто вывести все российские войска из Чечни --- это будет гибель для режима Рамзана, ему самому и его банде беспредельщиков моментально сами же чеченцы припомнят многочисленные обиды и унижения, так что предполагать, что в случае чего защищать Кадырова и дворцы его знати в Центорое, от российских войск поднимутся все чеченцы разом --- просто наивно, там половина из его 20-тысячной "гвардейской пехоты" разбежится, а то и против него воевать будет, как он сам с отцом, в свое время, против Масхадова и Басаева воевали.....
-1
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 18:53
План то может и готов, но Путин увяз в Украине и конца края не видно. А воевать на два фронта невозможно на данный момент. Тем более вся мировая общественность подымется за свободную Чечню и России обеспечены еще более тяжелые санкции. Вот такой политический момент, однако.. поэтому Путин будет терпеть от Кадырова любые выходки, пусть хоть шариат водит на своей территории. Хотя уже кое какие элементы введены..
2
Artur Tonoyanz , 1 июля 2015 в 18:28
............ А воевать на два фронта невозможно на данный момент.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Анатолий, украинская авантюра, по крайней мере донбасская её часть, скоро будет свернута, об этом свидетельствуют многочисленные и истерические попытки путинской дипломатии впихнуть эти недореспублики обратно в Украину, на тех же, примерно, условиях на которых Чечня нынче существует в составе России, да и воюют на востоке Украины не целые бригады и дивизии российских ВС, а сводные батальонно-тактические группы, а основные части, любой из воинских частей переброшенных в Ростовскую область, "на учения", к украинской границе, можно доставить в Чечню в течении суток-двух.... Но этого и не потребуется, поскольку никакой войны с кадыровцами не планируется, а планируется, скорее всего, спецоперация, комбинированная с точечным ракетно-бомбовым ударом по дворцам его знати в Центорое и местам расположения кадыровских батальонов, а спецназу ГРУ, бригада которого дислоцирована в Чечне, добираться до правительственных зданий в центре Грозного от 40 минут до часа, на бронетехнике, до часа --- это если им сопротивляться попытаются, а на вертолетах спецгруппы с задачей на ликвидацию всей кадыровской верхушки можно за 15 минут прямо к нему в кабинет доставить....
====================================
Тем более вся мировая общественность подымется за свободную Чечню и России обеспечены еще более тяжелые санкции.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Да, конечно.... Чего ж не поднимались и не объявляли когда мы Грозный с землей "Точками-У" и штурмовой авиацией ровняли, в 1999-2000 годах ?.... Думаете западные правозащитники будут защищать этого местечкового тирана ?.... Что ж тогда они Кадаффи, Хусейна и лидеров ИГиЛ не очень-то защищали и защищают ?...
0
Artur Tonoyanz , 1 июля 2015 в 18:30
...............поэтому Путин будет терпеть от Кадырова любые выходки, пусть хоть шариат водит на своей территории. Хотя уже кое какие элементы введены..
----------------------
Не знаю уж чего там будет, а чего не будет терпеть Путин, но точно знаю, что все эти кадыровские выходки --- не от большого ума, никогда не соглашался с высказываниями Игоря Ивановича Сечина, но про Кадырова он на редкость точно выразился, когда назвал его "малограмотным животным".....
http://maxpark.com/community/p...
Жить этому деятелю- академику до тех пор, пока он устраивает Путина и тот при власти, как только что-то из этого поменяется --- силовики его в порошок сотрут мгновенно, и ни в какие Эмираты смыться пусть он и не мечтает.....
1
Анатолий Прокопьев , 2 июля 2015 в 09:32
Ссылка - это 100% фейк..
А насчет что какие-то наши силовики, кого-то сотрут в порошок - то это мне напоминает слова одного министра обороны, что он за два часа одним полком..
Одними ракетными ударами выиграть локальную войну невозможно, что показали две! чеченские войны. Все решили деньги и только деньги..
0
Artur Tonoyanz , 2 июля 2015 в 19:28
////////////////Ссылка - это 100% фейк..
-----------------------------------
Фейк - не фейк, не знаю, не буду спорить, но, по сути, высказывание абсолютно верное....
=====================
то это мне напоминает слова одного министра обороны, что он за два часа одним полком..
------------------------------------
Распространённая аналогия, среди далёких от современной российской армии людей.....
=====================
Одними ракетными ударами выиграть локальную войну невозможно
--------------------------
Да, действительно, войну с народом, который защищает свою Родину, свои дома и своих детей, как это было в Первую Чеченскую, выиграть невозможно, даже если разрушить и сжечь дотла все города и аулы в этой местности, а вот устранить одного зарвавшегося, местечкового царька и окружающих его особо приближённых головорезов, вполне можно и с помощью хорошо проведённой спец-операции....
======================
что показали две! чеченские войны. Все решили деньги и только деньги..
-------------------------------
Вторая Чеченская война (КТО) была завершена после успешного выполнения всех основных задач, поставленных перед задействованными в операции частями российской армии, то-есть выиграна, и во-многом благодаря тому, что чеченский народ, в массе своей и большинстве, в отличии от Первой Чеченской, устал от войны и не захотел защищать власть озверевших от безнаказанности полевых командиров и примкнувших к ним иностранных наёмников, сдаётся мне, что и кадыровских нукеров, обычный чеченец с охотничьим ружьём на танк защищать не побежит..... А деньги, что деньги - лишь одно из средств политики развращения и отрыва от реальности и чеченского народа кадыровского руководства.... Лучше платить деньгами, чем гробами пацанов - срочников....
-1
Василь Быков , 3 июля 2015 в 18:58
А вот и смоется, и в этом ему поможет Путин. Путин боится КадырОВА.
-1
Artur Tonoyanz , 3 июля 2015 в 23:42
////////////////Путин боится КадырОВА.
------------------------------------------------------------
С чего это Вы взяли, что он его боится ?.... Если он кого-то опасается, то должности таким людям не доверяет, разве что дежурного по бараку.... В системе путинской вертикали все местные и федеральные чиновники высокого уровня должны быть глупее и слабее своего хозяина, потому так и живем.....
5
Федор Паровозов , 30 июня 2015 в 22:28
дешевле обходится, чем война...
-------------------------------------
а ведь могли просто их отпустить, и не убивать Д. Дудаева, первого законно избранного народом президента Ичкерии, чтоб поставить приемничка...
5
Artur Tonoyanz , 1 июля 2015 в 20:42
Во-первых : приемником, генерал-майора авиации Джохара Дудаева, на посту президента ЧРИ, был сначала, в ранге исполняющего обязанности, Зелимхан Яндарбиев, а потом другой избранный президент генерал Аслан Масхадов, но уж никак не Кадыров....
Во-вторых : помимо сил подчинявшихся этим двум генерал-президентам, в Чечне, что при Дудаеве, что при Масхадове, в избытке присутствовали различные банды и незаконные вооруженные формирования, которые подчинялись лишь своим полевым командирам, а на законно избранных президентов ЧРИ не обращали особого внимания, занимались, как грабежом русского населения станиц расположенных на севере Чечни, так и набегами на села Ставропольского края, республики Дагестан, Ингушетии и Осетии, захватом заложников, с целью получения выкупа, да и просто угоняли людей в рабство.... При Джохаре Дудаеве на территории Чечни расцвело практически средневековье, а позже туда подтянулись со всего мира радикальные исламские пропагандисты, и появились бредовые идеи про Эмират Кавказ, от Каспийского моря до Черного, включая все республики Северного Кавказа плюс территории Краснодарского и Ставропольского краев, и про то, что Ставрополь --- это вообще-то Аллахабад, позже подъехали наемники из арабских (и не только) стран и понеслось..
Если бы их "просто отпустить", то мы имели бы не один Буденновск, а еженедельные подобные набеги.... Может быть вы, Федор, живете на севере России и вам все равно, а вот я, например, живу на юге и мне совсем не улыбается спать с автоматом в обнимку в собственном доме, и думать : "Нападут на нас гордые нохчи этой ночью или следующей ?..." и "Украдут ли моего брата и сколько попросят за него выкупа ?...."....
А если у вас, Федор, на кухне вашего дома заведутся крысы, то вы, что просто заколотите на кухню дверь и станете готовить и принимать пищу в ванной и прихожей, пока они и туда, вслед за вами и едой не придут, или же, как и подобает хозяину своего дома, соберетесь с силами и вышвырнете эту нечисть, несмотря на то, что это может быть и неприятно и даже порой опасно ?...
1
Истина Неизменяема , 6 января 2016 в 14:35
Не дань. Каждому по необходимости и от каждого по возможности. Жители Чечни армия Кадырова это кастет на правой руке армии России
2
As Eller , 30 июня 2015 в 13:42
Нууу, с таким огромным опытом как у вяликой и духовной, какового нет ни у одной другой страны, какая проблема поделиться маленько с академистым Ландснехтом (Landsknecht)
3
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 14:57
В политике нет ничего унизительного, если речь идет об укреплении и сохранении власти и влияния! Великие державы отличаются в этом отношении от невеликих лишь большими экономическими ресурсами, и следовательно, большими возможностями для подкупа и влияния. Московские цари вплоть до Петра Великого платили дань Крымскому ханству! Позже, чтобы установить и упрочить свое влияние на Кавказе, они взяли на содержание местную знать, щедро осыпая ее чинами, наградами, деньгами! Ту же политику подкупа широко применяли британские колонизаторы, ради сохранения и укрепления империи, по отношению к туземным вождям и местным правителям в Африке и в Азии!
-1
Stanislaw Galizki , 1 июля 2015 в 11:57
То есть. вы проводите параллель между феодальными отношениями прошлого и настоящего? Но Рамзан не довольствуется громкими титулами и бусами из стекляруса, и содержать приходится миллионы "туземцев", причём, Чечня давно "руссефрай", Конституцией России там подтёрлись, чеченские бандосы жируют в Москве, проживая в отелях "пять звёзд" и посещая дорогие рестораны, "решают вопросы" вплоть до политических убийств, создаётся и пятая колонна в Европе и даже США. Так чего ради? Сохранения империи? Те же британцы давно распустили её.
1
Андрей Беляев , 5 июля 2015 в 12:33
Ну, если уж честно следовать исторической правде, то никаких феодальных отношений в Чечне никогда не было! А пережитки родоплеменных отношений в Чечне не удалось искоренить и в периоды вхождения в состав Российской империи, и в состав СССР. "Бусы из стекляруса" для Рамзана-это явно для красного словца, да и для его далеких предков они не представляли бы ни малейшего интереса. Для "сохранения империи" царская Россия, в отличии от Британской империи, вкладывала немалые средства в социально-экономическое и культурное развитие своих отсталых восточных окраин, выполняя по отношению миллионам "туземцев", по признанию Маркса, ненавидевшего Российскую империю, исторически "прогрессивную роль". "Ради сохранения империи" тоже самое делали коммунисты В СССР, которые превратили Россию и Белоруссию в доноров для "братских республик", даже тех, кто по уровню развития превосходил республик-доноров. Кроме того, сам СССР был донором стран Восточного блока, мирового коммунистического и национально-освободительного движения,,, Но когда ресурсы закончились, распалась не только Британская но и "советская" империя...
-1
Андрей Беляев , 5 июля 2015 в 14:05
...Не стоит излишне политизировать и преувеличивать проблему "избыточного" финансирования современной Чечни с ее всего лишь миллионным населением. Отчасти это вызвано необходимостью компенсировать материальные потери республики в ходе последнего военного конфликта, и тем, что доходы от высококачественной грозненской нефти идут непосредственно в федеральный бюджет.Не только Чечня, но и все северокавказские республики, не говоря о многих других регионах России, являются дотационными. Проблема не в Чечне, а в исторически сложившемся разрыве в уровнях развития регионов России, в разной степени обеспеченности их необходимыми экономическими ресурсами, и, главное, в порочной модели бюджетного "федерализма", которая лишает регионы права свободно распоряжаться своими доходами, иметь необходимые ресурсы для развития...В этой ситуации заявления о том, что Россия платит Чечне унизительную дань, лишены каких либо серьезных аргументов.
6
Фотий Ту , 30 июня 2015 в 12:55
Електронный щётчик салаватов, неплохая идея. Вместо тамагочи. А индикатор прогресса силы веры на нем, антиресно, есть? Если нет, неплохо бы запилить.
38
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 12:56
Из всего сказанного и прожитого можно сделать вывод, что Чечня де-факто не является территорией РФ. Так же де-факто она является независимой республикой или джамахерией, кому как нравится. Отношения с РФ строятся только на лояльности Путина Кадырову, именно так, а не наоборот, Кадыров уже давно никому не лоялен, о чем говорят его последние высказывания, а главное, его действия. У Кадырова есть огромная армия, по европейским меркам, такая армия не снилась ни Дудаеву, ни Басаеву, тем не менее они одерживали победу за победой. Что же говорить сейчас, когда это не разношерстные, ведомые полевыми командирами, банды, а вполне организованная структура, готовая выполнить любой приказ Кадырова.
Многие наблюдатели и аналитики приходят к выводу, что при определенных условиях Чечня может громогласно заявить о своей независимости и Кремль, который много сил приложил к независимости ЛДНР, не будет иметь ни моральной, ни силовой основы для подавления сепаратизма на своей собственной территории.
Да и народ России морально уже смирился, что Чечня - это отрезанный ломоть..
21
A H , 30 июня 2015 в 13:13
И еще добавлю, хотя нарвусь на бан за экстремизм, (удалено модератором)...
Ибо России уже будет не до ДНР/ЛНР , а воевать на два фронта денег не хватит.
35
Dow Jones , 30 июня 2015 в 13:14
Самое забавное, что в России помимо Чечни есть очень много других субъектов, готовых при удобном случае провозгласить независимость... То ли еще будет...
(Удалено модератором)., которые тут будут утверждать, что Россия никогда не развалится, потому что у нее есть смеющиеся Искандеры и прочее, хочу напомнить, что у СССР ядерного оружия было в 4 раза больше, чем у современной России. От развала это Союз не спасло, однако
22
Евгений Ковальски , 30 июня 2015 в 13:45
Некоторые уже ждут развал России. И виноват в этом Путин и его тупой электорат.
Доренко по поводу сдачи в аренду земли китайцам: "Это - конец России. Вбейте в свои дурные бошки: мы - ничтожество рядом с Китаем и Америкой"
Степан Демура: "Интервью со Степаном Демурой о Путине, Курсе Доллара и курсе рубля. Экономике трындец. Рублю трындец."
Кто хочет подробности интервью на видео, можно набрать в Гугл (то что в кавычках) эти фразы...
5
Алексей Овсянников , 30 июня 2015 в 16:41
Электорат выводили с 1917 года, уничтожая людей разумных и думающих, другого нет и не будет уже. Требовать летать от того, кто рожден ползать, задача бесперспективная. Надо думать о том, что способны изменить сами, те оставшиеся 11-15%, иначе пойдем в бездну вместе с остальными 85% сторонников всеобщего одобрямса.
-3
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 18:46
Это какие такие субъекты готовы(и политически, и экономически) провозгласить независимость от России?
12
Лентяй Ленивый , 30 июня 2015 в 13:14
Не соглашусь, наверное, с Вами только в одном - руководителю Чечни сейчас нет смысла заявлять об изменении статуса республики. Республика не самодостаточна. Открытая конфронтация с Москвой перекроет финансовый поток в Чечню. И если этому потоку не будет найдена альтернатива - ситуация внутри региона может сложиться крайне острой и без учёта возможного силового вмешательства Москвы.
5
Лентяй Ленивый , 30 июня 2015 в 13:16
Комментарий к посту "Анатолий Прокопьев"
6
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 13:25
Я же сказал, что "при Определенных условиях".. А уж какие это условия - ну допустим уходит Путин, или нет средств выплачивать дотации региону или попытка силовых структур навести конституционный порядок в Чечне..
-18
Dow Jones , 30 июня 2015 в 14:09
Не самодостаточна? Это легко исправимо! Поверьте, если Чечня заявит о том, что она хочет стать независимой, США тут же заявят о поддержке независимости чеченского народа! Даже денег не пожалеют))) Буду содержать их вместо России. Возможно, даже базу какую-то там намутят
3
Мишка Новик , 30 июня 2015 в 17:56
Американцы не идиоты! В такое даже безумный Буш не полезет...
0
cергей f. лубнин , 30 июня 2015 в 23:19
ух какое самомнение)осталось лишь прокричать -ЭЭЭ Уася американский.это наша земля!)
0
cергей f. лубнин , 30 июня 2015 в 23:23
недаром видать на страничках многих жителей этой республики написано местожительства New York City и сверху вязью арабской чтото в статусе))
18
Salo Spec , 30 июня 2015 в 13:46
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 12:56
"при определенных условиях Чечня может громогласно заявить о своей независимости..."
Ну да, щасс! Шо, чеченцы дураки от соски то отрываться? Кто же их тогда будет кормить и поить? Кому они тогда будут нужны, на что они будут жить?
А Путин им будет платить дань до упора, ведь ему нужна орда безбашенных наемников для защиты его клептократии.
-3
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 13:52
Прочитайте пожалуйста мой пост выше..
14
Salo Spec , 30 июня 2015 в 14:17
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 13:52
Только если Сам сдохнет, остальное не прокатит. Силовики на таком же подсосе у Кремля как и Чечня. За лояльность им выдана индульгенция на любой беспредел. А средств может не хватить на учителей, пенсионеров и прочих бюджетников, но только не на "пехоту" путина...
0
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 19:21
Как по Ходже Насреддину! "Или эмир умрет, или осел сдохнет!"
0
Рустам Зиядуллаев , 30 июня 2015 в 14:45
"...при определенных условиях Чечня может громогласно заявить о своей независимости."
В этом отношении я думал, что Чечня даже заинтересована в ослаблении и в нынешнем кризисе в России в том смысле, что это даст ей возможность отделиться от России без особых трудностей.
0
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 15:20
Она уже несколько раз отделялась от "слабой России" в течении 20 в. ! Однако все эти попытки оказывались неудачными и сопровождались катастрофическими последствиями для чеченского народа!
13
Альберт Евлоев , 30 июня 2015 в 14:48
Все кто пишут о лояльности Кадырова Путину сильно ошибаются. Не может быть и речи о лояльности, это просто замаскированная животная (волчья) покорность, пока дубина занесена над гловой и цепь достаточно крепка. Но если цепь ослабнет или рука хозяина станет не такой твердой, тогда увидите что произойдет, волчьи клыки вцепятся мертвой хваткой в дряхлеющую плоть. В Чечне очень силен культ волка и его повадки считаются самыми лучшими, недаром на флаге Чечни был лежачий волк. В общем Чеченское общество, в настоящий момент, не способно с кем то договариваться, а главное соблюдать договор. Я не увидел в статье самого главного желания Кадырова, а именно стать президентом России. Этим желанием и объясняется безграничная лояльность, чтобы быть поближе к хозяину, и когда его власть ослабеет взять ее в свои руки! Если такое случится Русский народ будет считать Сталина самым большим либералом в истории человечества. Для Кадырова не существует понятие предательства,вспомните хотя бы с какой легкостью они с папашей переметнулись на сторону заклятого врага. Я лично слышал речи его папаши как он призывал резать и вешать за галстуки всех русских и тех кто с ними дружит. Рамзан руководствуется исключительно животными инстинктами, в этом и причина такого острого чутья ситуации, о котором говорится в статье. Только этот инстинкт будет его не сдерживать, в благоприятных для него условиях, а толкать вперед. Вот такие вот реалии.
-3
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 19:59
Волчья покорность!? Где вы видели "покорного" волка или "покорного" чеченца? Волки и чеченцы-не собаки, которых можно приучить к покорности, сделать ручными! И как то противоречит тезис о "покорности" Кадырова с его реальной политической практикой и биографией, тем более с вашей собственной гипотезой о претензиях Кадырова на российское президентство! Лично я могу представить Кадырова на цепи но только как такого же добровольного "раба, прикованного к государственной галере золотой цепью", как и Путина! И еще один вопрос: Чем принципиально отличаются человеческие инстинкты от животных инстинктов?
5
Альберт Евлоев , 1 июля 2015 в 15:51
Покорных волков я видел в зверинце, а покорных чеченцев кричащих, клянусь Аллахом мы любим Путина вы наверное и сами видели по телевизору! Или это не покорность по вашему? Те 20 тысяч, которые собрались на стадионе и кричали что выполнят любой приказ главнокомандующего, то бишь хозяина, они по вашему кто? Тем более что половина из них кричала о независимости. Вот их сделали ручными, потому что они продажные до мозга костей, таким свобода противопоказана. Никакого противоречия нет, человек клялся аллахом до последнего вздоха воевать с "поработителями", а теперь клянется этим же аллахом, что выполнит любой приказ. Мне кажется что эти люди даже не понимают насколько они унижены, поскольку уровень их интеллектуального развития крайне низок. Все очень просто, он находится в крайне сложной ситуации, если падет хозяин его могут съесть сородичи и даже собственное окружение, а если он сможет выйти на общероссиский уровень он будет вне досягаемости и даже выйдет на мировую арену. Думаю его сознание рисует ему картины его мирового доминирования, об этом свидетельствуют постоянные повизгивания в инстаграмме, на разные темы. Человеческие инстинкты отличаются от животных тем, что человек имеет культуру в отличие от животного, но практика показывает, что, увы не все конечно люди культурны. Так что никаких противречий нет, все логично и обосновано. И еще, агрессивность не есть доблесть, а исключительно страх и слабость. Байки про Чеченскую исключительность в этом вопросе меня не впечатлят, ибо видел много примеров их опровергающих. Вообще большая глупость говорить о доблести или трусости целых народов.
4
viktor alex , 30 июня 2015 в 16:58
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 12:56 "...народ России морально уже смирился, что Чечня - это отрезанный ломоть."
Точнее говоря, население России только бы радовалось отделению от Чечни...
1
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 19:19
Морально смирилось!? Радовалось бы отделению Чечни!? Какое ангельски толерантное население! А какого извините, черта, тогда понадобилось населению России одобрять "присоединение" Крыма и Донбасса?
-2
Леонид Leonid , 30 июня 2015 в 22:16
Крым - не Чечня. В Крыму предполагали, что будет русское население.
14
Dow Jones , 30 июня 2015 в 13:08
Что-то мне подсказывает, что развал СССР еще не окончен...
5
Алексей Овсянников , 30 июня 2015 в 16:43
Развал СССР давно закончен, его уже никогда не будет, существует опасность развала самой России.
1
Сергей Протасов , 30 июня 2015 в 19:32
Это Вы что Россией назвали? Российские колонии? — так это не опасность, а неизбежность для всех колониальных империй.
-5
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 21:28
О какой России идет речь? Императорская Россия распалась еще в 1917 г., а ее преемник СССР-в 1991 г. Колонизация колонизации рознь! Россия своим происхождением и территориальным ростом как раз и обязана колонизации! Большая часть территории России самими русскими была заселена и освоена относительно недавно, только в 16-19 вв.! Дореволюционную Россию(как впрочем и СССР) нельзя назвать классической колониальной империей, подобной Франции и Великобритании! Дореволюционная Россия не имела заморских владений(с Аляской она рассталась очень рано!), и некоторые внутренние колонии намного превосходили великорусские губернии и по уровню жизни, и по уровню политического развития, и по объему гражданских прав(например Прибалтика, Финляндия, царство Польское)!
2
Сергей Протасов , 30 июня 2015 в 22:55
"Колонизация колонизации рознь"
— Это да, бывает успешная, это когда колонизуемое население ассимилируется колонизаторами, что происходит при очень большой разнице в уровне развития первых и вторых, а бывает — неуспешная, как, напр., колонизация арабами Пиренейского п-ова и Сицилии, армянами Киликии или русскими Крыма, Центральной Азии, Поволжья, Урала и Сибири — ассимиляции при этом не происходит, поэтому коренное населения со временем вытесняет оккупантов.

"Дореволюционную Россию(как впрочем и СССР) нельзя назвать классической колониальной империей"
— Классические или нет, а Российская Империя, СССР, РФ — колониальные империи, а не однонациональные государства, как Ирландия, Исландия, Португалия и т. д.

"Дореволюционная Россия не имела заморских владений"
— Гм, так и что? Имела и имеет незаморские владения.

"некоторые внутренние колонии намного превосходили великорусские губернии и по уровню жизни, и по уровню политического развития"
— И? Каталония тоже превосходит Испанию, так Испания для того и держит Каталонию в колониальном статусе, чтобы доить.
4
masterov .mihail , 30 июня 2015 в 13:17
Лично я считаю что это естественно и не возражаю если они решат жить самостоятельно! Так и весь кавказ ...
3
Рустам Зиядуллаев , 30 июня 2015 в 14:51
Михаил, я все таки считаю, что надо поддерживать целостность своей страны. Просто надо решать или требовать решения тех проблем, которые привели к такой ситуации, надо больше говорить правду. Если скатится один камень, то за ним обязательно последуют другие.Этого нельзя допускать. Мы люди разумные, если есть желание, то обязательно найдется и выход.
-3
masterov .mihail , 30 июня 2015 в 16:10
Ерунду говоришь, камни какие то, еще вспомни веточки ...
2
Рустам Зиядуллаев , 30 июня 2015 в 19:50
Михаил, когда я говорил, что если один камень скатится, то за ним последуют другие, имел в виду, что нельзя соглашаться на сепаратизм. Иначе другие тоже захотят отделиться. Теперь, объясните, где я был неправ?
3
Сергей Протасов , 30 июня 2015 в 20:07
Конечно, захотят, и честный человек только поощрит их на этом пути. Почему один народ должен быть угнетаем другим? Или у татар, адыгейцев, тувинцев, бурятов меньше достоинства, чем у русских?
-2
Сергей Протасов , 30 июня 2015 в 19:25
"надо поддерживать целостность своей страны"
— В смысле — целостность государства? А смысл? Границы государства что, священная корова, что ли?..
1
Юрий Борисович , 30 июня 2015 в 17:08
Согласен. "Угроза для целостности". Не угроза, а объективная реальность. И не лучше ли оседлать процесс, пока он может быть управляемым ?
11
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 13:21
Еще добавлю, что для Кадырова сейчас Путин - "хромая утка", т.е. политик, который полностью увяз в неразумном конфликте в Украине, тем самым потеряв поддержку и легитимность в глазах мирового сообщества. Для Путина Кадыров - это одна из главных подпорок его режима и Кадыров прекрасно об этом осведомлен. А уж он по полной воспользуется преимуществом своего положения.
Вообщем незавидное положение у Путина, когда его вроде бы вассал делает все что хочет и в открытую смеется над своим сюзереном. Хотя на словах клянется ему в верности.
Но кто верит в его слова?
5
Андрей Беляев , 30 июня 2015 в 14:44
Еще в период Кавказской войны 19 в. нельзя было верить в искренность присяги горцев на верность российскому императору и российскому государству, но и тогда можно было быть уверенным в искренности и прочности неформальных дружеских отношений с ними. Политические отношения Путина и Кадырова строились не в последнюю очередь, и на основе личных неформальных дружеских отношений. Какой смысл Кадырову желать ослабления положения Путина, который полностью его поддерживает? Мы же прекрасно знаем, что источник власти Кадырова-не в Чечне, а в Кремле! Путин и Кадыров -долгосрочный политический тандем, в отличие от сиюминутного "тандема"(Путин и Медведев). Ослабление положения Путина в России неизбежно приведет к ослаблению Кадырова в Чечне. Оказавшись у власти в Чечне при поддержке Путина, Кадыров, вольно или невольно, превратился в российского государственника, который вынужден, чтобы удержаться у власти, играть одновременно и роль и "генерала Ермолова", и роль "имама Шамиля" в обществе, которое традиционно никогда добровольно не признавало над собой никакой государственной власти!
0
Анатолий Прокопьев , 30 июня 2015 в 14:54
Какой смысл Кадырову желать ослабления положения Путина
------------------------------------------------------------------------------------------------
Я и не утверждаю, что Кадыров этого желает. Так само собой получается. Ведь Сила Лидера не только в поддержке населения, но и в легитимности на мировой политической сцене. Путин свою в мире роль теряет, что и делает его "хромой уткой", имеющей лишь подпорки в своей стране. И Кадыров знает, что он и есть его одна из главных опор. Можно представить, что Кадыров в трудный момент бросит своего шефа.. Это же такой удар будет по имиджу Кремля, что он может просто не оправится. Кадыров - это как ядерная бомба, если он взорвется, последствия трудно представить.. Третью чеченскую войну России уже не выиграть.. ИМХО.
ПС. А играть одновременно роль Ермолова и Шамиля можно некоторое время, а потом надо определяться..
8
Владимир Вораву , 30 июня 2015 в 13:31
Хороший анализ. Мудрость надо копить сейчас пока тихо, когда будет лихо - будет поздно.
11
Виктор Тарасов , 30 июня 2015 в 13:37
Пока Чечня находится на содержании российского бюджета , с благославления ЕЁ покровителя Путина, Чечня будет в составе России, но жить по своим правилам и законам. Сейчас Чечня это государство в государстве Россия. Единственное , что их соединяет, это огромные финансовые потоки, текущие в одном направлении-из бюджета России в бюджет Чечни. Исчезнет этот поток-исчезнет этот регион из России.
И это будет предпосылкой для развала РФ. Вот этого и боится Путин, поэтому он идёт на всё , чтобы сохранить статус-кво в отношениях с Чечнёй.
-2
Андрей Беляев , 5 июля 2015 в 14:21
Чечня и в составе царской России жила в основном "по своим законам" : внутренняя жизнь дореволюционного чеченского общества (в первую очередь семейные и имущественные отношения) регулировалась, как правило, нормами обычного права и нормами шариата. А "огромные финансовые потоки" на содержание небольшой республики-это явное преувеличение!
13
Mariya Kruglyakova , 30 июня 2015 в 13:38
Спасибо! Очень содержательное интервью. Разумно, корректно и очень по делу.
Интересно будет прочитать доклад.
И не надо больше войн и военных конфликтов! Никто не говорит, что есть легкие и быстрые решения (и не только в Чечне), но... только не война!
4
Лентяй Ленивый , 30 июня 2015 в 14:07
Скорее всего война и есть самое "лёгкое и быстрое" решение. Ибо "война всё спишет" уже давно стало притчей во языцех... К сожалению.
-3
Владимир Спиридонов , 30 июня 2015 в 14:58
Какой анализ?! Какие рекомендации? Какие федеральные структуры? Какое может быть сравнение? Похоже статья не имеет отношение к исследованию! Это всё одна шайка и расценивать, какая из них нравственнее, а именно от этого строится или разрушется всё внутри страны, значит - работать на одну из этих банд.
Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама